актеры фильма властелины хаоса
Мам, зови меня Темный лорд: рецензия на фильм «Властелины хаоса»
Блестящая биографическая драма, которая не попала в российский прокат, но определенно заслуживает зрительского внимания.
Трейлер
Норвегия, 80-е. Молодой парень по имени Эйстейн (более известный нам всем как Евронимус) с девизом «страшнее, мрачнее и злее» основывает блэк-метал-группу Mayhem. Дела у ребят идут хорошо, пока их вокалист Дэд (см. Dead – «Мертвый») не решает оправдать свой псевдоним. После смерти фронтмена Евронимус делает из остатков его черепа ожерелье, басист решает, что это уже слишком, и оставляет свое место в группе вакантным. Но, как мы знаем, свято место пусто не бывает, на позицию басиста берут позера по имени Кристиан, который тоже хочет быть властелином хаоса и все для этого делает. Например, сжигает церкви и меняет имя на Варг. Проблемы появляются, когда Варг и Евронимус начинают вести негласную борьбу за место самого бесстрашного блэк-металиста в Норвегии.
Кадр из фильма «Властелины хаоса»
История противостояния Бурзума (он же Варг) и Евронимуса уже такая же часть скандинавской мифологии, как и легенды о каком-нибудь Торе, ее вам перескажут даже детишки из начальных классов. Странно, что за экранизацию книги «Властелины хаоса» взялись только сейчас. Дошел до этого норвежец Йонас Окерлунд, бывший барабанщик блэк-метал-группы Bathory, а ныне клипмейкер и режиссер. Сейчас даже сложно представить кого-то другого на его посту. Окерлунд, как, грубо говоря, инсайдер, смог завернуть историю таким образом, что зритель, совершенно далекий от мира тяжелого норвежского блэк-метала, на все полтора часа погрузится в него по самое не балуйся.
При том что никто из актеров не похож на своих прототипов, с первых минут фильма Рори Калкин настолько органично вживается в образ, что вопросов никаких не остается. Хотя нет, один есть: какого черта мы так редко видим его в главных ролях на большом экране? На сегодняшний день это, наверное, один из его самых сильных и сложных перформансов. Эмори Коэн составляет достойную экранную партию, хотя Рори, как говорится, steals the show, стоит ему только появиться в кадре.
Кадр из фильма «Властелины хаоса»
Открывающие титры предупреждают зрителя: «Основано на правде, лжи и реальных событиях». Никто до конца не знает, что там произошло между Бурзумом и Евронимусом, сам Варг говорит, что события, описанные в книге, – это враки («неверные истолкования, выдернутые из контекста; недоразумения; злонамеренная ложь, высказанная врагами»). Но Окерлунд не торопится навязать зрителю свою точку зрения и не встает на защиту ни одного из героев. Он просто довольно занимательно и рассудительно рассказывает о том, куда приводят мечты вперемешку с тщеславием и как можно сгореть, собственно играясь с огнем (пылающих церквей). От этого история получилась максимально целостной, и всем описанным событиям с легкостью веришь. Окерлунд показывает мир «истинного норвежского блэк-метала» со всех сторон, как с «парадной», так и со скрытой от обывателя.
Кадр из фильма «Властелины хаоса»
«Властелины хаоса» – отличный пример инди-фильма, который, несмотря на всю деликатность поднятой темы, не преподносит историю серьезным похоронным тоном, а находит место для иронии. Как когда-то сказал сам Евронимус: «Вся эта зловещая темная фигня должна быть веселой».
Властелины хаоса (2018)
Властелины хаоса
Lords of Chaos
Видео к фильму «Властелины хаоса», 2018
Отзывы критиков о фильме «Властелины хаоса», 2018
На мой взгляд этот фильм не о «труъ» блэкметалхэдах, не о суровых социопатах-убийцах и поджигателях церквей, но о людях — о совсем ещё юных ребятах, которые хотели делать музыку, прославиться, влиться в крутую тусовку, стать в ней королями… Всем это так знакомо. Безусловно, о некоторых моментах хочется сказать: пересолили, ибо фильм поучился действительно слишком сентиментальным, особенно учитывая целевую аудиторию… Но лично мне кажется, что это его не испортило. По крайней мере не сильно.
И да, возможно актёрам фильма несколько не хватает эмоциональной вовлечённости в происходящее, а именно: любви к блэк-металлу и всему, что с ним связано. Хотя, судя по интервью с актёрами, они всем этим интересовались, читали, смотрели и слушали, чтобы понять тех людей, чьи роли им предстояло играть и погрузиться в их мир, но всё-таки даже профессионалу может не хватить немного «фанатизма», немного одержимости, которая в той или иной степени присуща всем ценителям тех или иных направлений в музыке, кино, литературе. Актёры отлично уловили и передали общечеловеческое в своих персонажах, но, к сожалению, от них ускользнуло то самое, таинственное, неясное, инфернальное, что отличало этих ребят от всех остальных людей вокруг.
Я восхищена той скрупулёзностью, с которой Йонас Окерлунд подошёл к воссозданию декораций, одежды, антуража и всех тех «мелких» деталей, которыми, кажется, можно было и пренебречь, но именно благодаря этим деталям фильм получился таким ностальгическим, ярким, живым. Я смаковала каждый кадр, каждую минуту хронометража. Я буквально ловила те волны любви, которые режиссёр вложил в создание фильма. Может быть, кто-то считает что этого недостаточно для того, чтобы оправдать несоответствие художественной действительности нашей суровой «объективной» реальности, но мне кажется, что эти люди просто не смогли оценить карнавальность картины. Да-да, если кому-то незнакомо это понятие я поясню: речь о пародии, о комической подаче событий, которая заявлена с первых кадров фильма. Представьте на секунду, что будет, если лишить эту картину комизма, пародийности, смеха? Будет грустная, мрачная драма. Или скучная документалка.
Есть сотни людей, чьё видение происходивших событий кардинально отличается от того, которое представил Йонас Окерлунд в фильме «Властелины Хаоса», но я предлагаю вам оценивать не правдоподобность картины, а именно его, автора, субъективный, художественный взгляд, который в ней отражён.
Не очень…
Решил познакомиться с картиной, лишь потому-что отчасти нравится такая музыка, но никогда особо серьёзно её историей возникновения не интересовался, да и не питаю к этому интереса. Но что можно сказать точно, это то, что этот фильм, для ознакомления с историей такого жанра музыки однозначно не подойдёт, это уже написали люди и раньше меня.
Что сразу бросилось в глаза — изображение аудитории, слушателей такого рода музыки. Это меня взбесило больше всего. В фильме нет практически ни одного слушателя блэк-метала, который бы прилюдно не тряс башкой, не упивался алкоголем, не рыгал и не испражнялся на всё что движется. Я могу с уверенностью сказать, что в любой субкультуре есть адекватно выглядящие люди. В этом фильме, их, к сожалению не показали. Может быть фанатам такой музыки и приятно, что их изображают таким образом, но мне бы приятно от такого не было.
Вообще, по моему личному мнению, создатели фильма вообще не разбираются в теме. После прочтения комментариев о множестве неточностей фильма, сомнений в этом не остаётся и вовсе. Я понимаю, что фильм показывает разные человеческие пороки: Зависть, жестокость, эгоистичность. Но неужели нельзя снять фильм, рассказывающий о этих же пороках человека, не затрагивая тему, о которой не имеешь понятия практически никакого? Видимо, создателям фильма такой расклад не по душе.
В фильме рассказывается об одном объединений людей, занимающихся жанром блэк-метал, но я не думаю, что больше никто не внёс вклад в развитие жанра. Могли бы хоть небольшую отсылку на другие группы сделать…
Стоит сказать, что меня заинтересовала лишь первая часть фильма (примерно минут 20—30 с самого начала), было очень даже интересно наблюдать за развитием событий. Затем начались обиды персонажей на друг друга, взятые из воздуха, попытка проявления каких-то эмоций, и прочие ненужные моменты. Только из-за начала фильма, ему можно поставить оценку в 3 балла, больше этот фильм оценивать не за что.
Всё ещё лучше, чем могло бы быть.
Lords of Chaos — фильм, который явно не боится своей критики, потому что он практически намеренно показывает всех тех вчерашних детей, стоявших у истоков жанра black metal прежде всего теми, кеми они были по умолчанию. В сознании поклонников black metal Евронимус, Дэд, Варг и иже с ними — уже давно миф, легенда о настоящих, идейных трублэк-металлических героях, но о том, что они были прежде всего молодыми людьми, едва переставшими быть подростками, никто, похоже, осознанно думать не хочет. Юношеский максимализм, помноженный на нетаковость идеологии — штука взрывоопасная, и что явно удалось у Lords of Chaos — выставить героев без явного морализаторства о том, что black metal — это плохо. Безусловно, некоторые моменты могут показаться абсурдными (пальму первенства в этом можно отдать интервью Гришнака), пока не понимаешь, что это всё делают те же ребята, что и в наше время в том же возрасте сидят и пишут интернет-прокламации о врагах человечества с той же торбой пафоса за спиной.
И при этом к самим актёрам вопросов нет, они играют на совесть, и передают своих весьма пафосных персонажей без излишнего пафоса или рвения. Главные герои всё ещё остаются юношами, которые никак не могли сделать выбор между «быть» и «казаться», и в результате этого нажгли кучу дров — точь в точь те, благодаря которым история Тони Хардинг известна до сих пор. Отдельное спасибо хотелось сказать за съёмки концерта Mayhem с Дэдом — ощущение причастного меня не покидало минут 10 после его просмотра.
Lords of Chaos снят не без любви к black metal и его истокам, но и без лишнего обожания. На фоне клишированных рок-драм (последняя из них — Bohemian Rhapsody), а также «Добро пожаловать в поп», который над black metal посмеивается свысока с точки зрения взрослых людей, ну и явно морализаторской исландской «Металлистки», которая несёт мысль, верную с точки зрения педагогики, но очень банальную в принципе (детям нужно слушаться старших, родителям — пытаться понять своих детей), Lords of Chaos ценен тем, что не даёт выводов сам, он открыт к интерпретации происходящего зрителем. И не вина самого фильма в том, что Lords of Chaos заинтересует трёх с половиной анонимусов, black metal всё же музыка явно не для всех — а попытка просто передать в художественном фильме то, что и так известно людям в теме, в наше время «высоких моральных качеств» явно пройдёт мимо больших масс и будет интерпретирована в лучшем случае как «вот до чего доводит маскулинность белых мужчин».
Евронимус и Варг теперь герои стильной молодёжную драмы.
Ну что сказать? Донельзя огламуренная, прилизанная и лишённая всякой глубины мейнстримное кино, это совсем не то, чего ты ожидаешь от байопика об одних из самых скандальных и спорных феноменах мира тяжёлой музыки. Фильм основан на исторической работе и как бэ претендует на статус этакого байопика об одной из культовых рок-звёзд, но деле же, он уж слишком сильно пытается правильно «попасть в жанр» и правильно соответствовать расхожим клише фильмов о криминале и музыке, чем собственно рассказать о реальной жизни реальных людей.
К примеру, в то время как в реальной жизни Евронимус и Дед имели довольно натянутые отношения и некоторые даже подозревали первого в подталкивании второго к суициду, в фильме их отношения настолько упрощены, насколько это возможно. Даже более, Дед, которого даже сам Евронимус считал конкретно поехавшим, буквально превращён здесь в его лучшего друга и даже некий моральный ориентир. Сам же Евронимус из довольно спорной, излишне театральной личности с определёнными ростками мании величия, фактически был превращён здесь в трагического падшего ангела. До такой степени, что в особо криминальных моментах наш герой больше похож над копа под прикрытием в каком-нибудь «На Гребне Волны», чем человека, который позволял себе использовать угрозы убийством в качестве сообщения об увольнении.
Но кто в этом фильме пострадал от фантазии сценаристов больше всего, так это Варг. Никогда не был поклонником данного человека и даже в чём то презираю его, но глядя на «то», во что авторы превратили его персонажа, мне даже стало его как то жалко. Один из самых знаковых праворадикалов и экстремистов рок-музыки, был превращён здесь в этакого слетевшего с катушек подростка-металкорщика, который сначала пытается повторять за старшими, а потом как говорится, становится «святее Папы Римского».
Фильм почти не касается вклада других групп и людей в норвежский блек-метал, он даже практически не касается вклада самих Варга и Евронимуса в это. Более того, нам чуть ли не открытым текстом говорят, что Майхем якобы изобрели жанри и были основополагающей в нём группой. Впрочем, авторов всё равно больше интересуют сугубо меметичные моменты жанра вроде сумасшествия и танатофилии Деда, чем реальная музыка, которую здесь ещё и донельзя стерилизовали, из-за чего она звучит даже более стерильно чем намного менее брутальный дэт-метал. Который в том же фильме Евронимус называет позёрским развлечением для детишек, какая ирония!
Как результат, история самой скандальной группы одного из самых скандальных жанров была превращена в довольно лубочную молодёжную драму, где далеко не самые приятные и дружелюбные личности были превращены в творящих красивый криминал гламурных мальчиков в гламурно подтянутых и модных рокерских шмотках, из-за чего в куче моментов всё это выглядит даже более эстетически романтично, чем «Сид и Нэнси». Учитывая «первоисточник», фильм мог получится глубоким и даже вполне интересно раскрыть тему дуализма эпатажа и маргинальных взглядов в радикальной и экстремальной музыке, однако, это явно мешало сделать фильм слишком простым и модно-молодёжным.
Как закаляли Black
Прошло более пятнадцати лет с момента убийства Евронимуса, а фильм о событиях тех лет появился совсем недавно. Эту историю явно стоило экранизировать, благо подспорьем послужили сотни интервью, упоминания знаменитостей, а самое главное — книга Майкла Мойнихэна с одноименным названием. Да и режиссер подобрался непосредственно знакомый с освещаемой сценой, а именно Йонас Акурлунд, ударник культовых Bathory, который, к слову, давно отошел от True Norwegian Black Metal и снимает клипы Бритни Спирс и Леди Гаги. Но оставим это на его совести и обратимся к снятой им картине.
Сюжет полностью повторяет описанное в литературном источнике. Мне кажется, посторонние вряд ли посмотрят данную картину, а посмотревшие давно прочли написанное Мойнихэном, поэтому останавливаться на описании событий я не стану. Скажу пару слов о визуальной части.
Акерлунд давно набил руку и претензий к картинке быть не может. Снято очень профессионально, но слишком уж абстрагировано. Режиссер не демонстрирует никакого участия и причастности к происходящему, хотя уж он то мог бы.
Актеры с задачей справились, это бесспорно. Рори Калкин идеально вписался в образ Евронимуса. То, каким он представлен в фильме, полностью совпало с моим личным мнением. Эмори Коэн также здорово попал в образ Варга Викернеса. Возможно, он даже оказался еще злее. Они оба были лидерами, а стальные в жизни, как и показано в фильме, просто находились рядом. Да, еще порадовал Энтони Де Ла Торре в образе Хэллхаммера, настоящая рок-звезда.
Стоит еще сказать, что фильм очень кровавый. Нет, не так, он нарочито кровавый. Сцены убийств и членовредительств показаны совершенно ненатурально, словно призваны вызвать шок. Лично у меня возникал вопрос к жертве: слушай, тебя пырнули ножом уже раз пятьдесят, причем со всех сторон, сколько же тебе еще надо, чтобы ты перестал так быстро бегать из стороны в сторону?
Напоследок остается сказать, что тем, кто изучал истоки TNBM, или сейчас занят этим вплотную, один раз однозначно стоит посмотреть картину. Остальным же я бы посоветовал отказаться от просмотра, так как погрузить в прошлое и помочь проникнуться атмосферой давно ушедших дней она не способна.
Картон.
Я — человек, выросший в то время и на той музыке, весь фильм сидел с ощущением идиотского спектакля, снятого ради дешёвой эксплуатации растиражированных медийных образов, без малейшей передачи атмосферы, без смысла в происходящем на экране. С неискренними персонажами, пытающимися быть похожими на фотографии давно умерших или изменившихся людей, вынужденными из-за этого отыгрывать шаблонные роли, как детские аниматоры на празднике для ДЦПшников. Постановка нескладная и выглядит всё дёшево и картонно. Такое же отторжение вызвал фильм про Хендрикса, когда актёр на экране похож на Хенрикса внешне, но вызывет только тоску и недоверие, не тронутый искрой гениальности, в отличии от оригинала. Исключение составила сцена в парке, она единственная порадовала и выглядела как надо, давала правильное ощущение. Ванильное кинцо Malmhaus (Металлистка) было куда более стильным, с натуральными персонажами и не вызывало желания выключить его на любом моменте времени.
В целом так автор весь фильм говорит вам: смотрите, дети, Варг — плохо, Евронимус — хорошо. Однобокая, претенциозная позиция, и это было бы даже ничего, если бы не нелепая реализация. Не знаю, как актёры относятся к теме TNBM, но выглядят неубедительно, смотреть на них в этих образах тошно; кино не про Жанну д`Арк, мы знаем настоящих участников событий и тут просто никакого сравнения. Для кого снималось — загадка; ценители не оценят детсад на экране, рядовому зрителю сама тема глубоко по барабану.
В общем, видимо, некоторые люди по-прежнему пытаются вытащить из истории Варга и Ко какие-то дивиденды, но Until the Light Takes Us остаётся в недосягаемости как единственный достойный релиз на данную тему.
«Каждый хочет вонзить меч в сердце дракона, но никто не хочет держать рукоять.»
В последнее время байопики о некогда известных музыкальных группах прошлого сыпятся как из рога изобилия. Ну ладно там «Богемская рапсодия», Меркюри и Ко были довольно таки популярны в своё время, при том, популярны у огромных масс. А вот уже блэк-металл не так активно гремел в своё время, не то, что те люди, которые его исполняли. И вот как раз таки участники группы Mayhem, в девяностых годах гремели совсем по иным причинам. История группы словно специально наполнена мрачными страницами её истории, начиная с самоубийства одного из участников Mayhem, продолжая поджогами церквей, и заканчивая настоящей поножовщиной. Наверно сложно запихать все эти события в единое составляющее, и уложиться в два часа, но Йонас Окерлунд хотя бы попытался, и на мой взгляд вышло совсем не так плохо, правда с некоторыми оговорками.
Сюжет фильма попытается осветить зрителю события происходившие в группе Mayhem с 1987 по 1993 года. Если что, то группа работала в направлении блэк-металла, основы которого и попыталась заложить. По меньшей мере, именно так об этом говорили участники самой группы, а так же лица приближённые к ней. Но только вот на группе словно бы лежало какое-то проклятие, чуть ли не с момента её создания, ну и конечно же большую часть именно этих событий фильм должен был воссоздать.
Для того чтобы освежить воспоминания касательно всего того, что связано с Mayhem, я решил прочитать как можно больше статей посвящённых ей, да к тому же посмотреть старенький документальный фильм — «Пока свет не заберёт нас». Последний довольно таки широко старается рассмотреть указанные события, не забывая непосредственно и о творчестве самой группы а по сему, касательно тематики он просто обязателен. И при просмотре фильма Йонаса Окерлунда становится очевидно, что режиссёр по сути выбрал одну сторону. Сам факт того, что главным рассказчиком истории и основным действующим лицом является именно Евронимус, говорит об очень многом. Но наверно не стоит порицать создателей за это так уж активно, просто потому что вокруг конфликта Евронимуса и Варга слишком много нестыковок. И как это ни странно, но данное заметно и по самому фильму, ведь финальная сцена с Варгом и Евронимусом выполнена настолько странно, что в происходящее очень сложно поверить, хотя и в объяснениям самого Варга в реальности поверить тоже не менее тяжело. Но наверно стоит отметить, что многие вещи постарались показать чуть более скрупулёзно, и уделили им немалое время. Чего не скажешь о творчестве, по нему прошлись крайне быстро.
В заключении хотелось бы сказать, что хоть повествование о группе и получилось местами рваным, и складывалось впечатление того, что события порой скачут галопом, но всё таки однозначных достоинств у «Властелинов хаоса» не отнять, а именно те обстоятельства, что всё тут снято с должным размахом, и если кто-то умирает, то выполнено это максимально кроваво, если горит церковь, то горит она совсем не понарошку. И это не говоря о том, что здесь хватает и как бы рядового безумия в жизни самой группы. К тому же актёрский состав подобрался отличный, ну наверно за исключением Эмори Коэна, который исполнил роль Варга. Коэн сыграл абсолютно другого по характеру человека, и если посмотреть хотя бы одно интервью с Варгом, это станет более чем очевидно. Да и все его поступки здесь словно бы навязаны какой-то невероятной импульсивностью и резкостью, чего, как мне кажется, не было в реальности. В любом случае фильм Окерлунда рассчитан именно на поклонников блэк-металла, ну и в частности группы, соответственно и смотреть его будут именно они, ну и отсюда вытекает банальная очевидность — фильму практически нечем удивлять, но о просмотре жалеть явно не придётся.
Сочное рубилово
Ощущение после просмотра фильма — сочно. Мне хватило и раскрытия персонажей, и истории, и проработки межличностных конфликтов. Кому то не хватило атмосферы, но нельзя впихнуть невпихуемое, видимо ради сохранения динамики режиссеру пришлось пожертвовать парой прогулок по лесу в стиле клипов Immortal. Фильм изобилует нелицеприятными и пугающе реалистичными моментами, которые показывают радикализм и «настоящесть» этой бешеной субкультуры. Именно степень радикализма, жестокости к остальным и к себе, сила убеждения — то, что завораживает в реальной истории и в фильме. Многие знают историю с самого начала, потому спойлерить заинтересованному зрителю сложно. При этом фильм открыл мне новую грань событий — что действующим лицам было от 17 до 25 лет. Это многое объясняет.
В центре — конфликт по Достоевскому.
В фильме нет положительных героев, в корне неправы те, кто считает что Евронимус показан более сочувственным, чем «конченный» Варг. Евронимус — тщеславный до мозга костей «темный лорд», он может вещать мрачные манифесты в кругу друзей, вызывая уважение. И даже самоубийство первого вокалиста он, переступив через все человеческое, обращает себе на прибыль.
Но его манифесты воспринимают действительно фанатичные металлисты, и слов им не хватает. Когда они начинают действовать, Евронимус осознает, что он все же «дрожащая тварь», и он на такое не подписывался. Рядом же — настоящие Раскольниковы, которые ни на миг не раскаиваются и хотят только большего. Но лидер «держит лицо» и продолжает присваивать чужие заслуги (и гонорары). Финальный конфликт позера и фанатика выводит все на острие абсурда.
То, чем грешит фильм, это действительно некоторая щенячесть героев, выставление Варга пухлым лузером, и, возможно, фактические погрешности. Порой размышления героев, особенно концовка, имеют слишком «пепси-молодежное» звучание на мой слух. Вездесущая любовная линия, предвещающая «остепенение» главного героя — тоже довольно стандартный ход.
В целом, фильм оставляет ощущение хорошо развитого сюжета и конфликта. Ему не хватает только более традиционной концовки с представлением прототипов героев, их судеб в дальнейшем. Ну, как в Бункере))
Конечно, скажи мне лет десять-пятнадцать назад, что про Евронимуса, Варга и прочих отцов True Norwegian Black Metal снимут полнометражный фильм, да ещё с относительно популярными британскими актёрами, я бы покрутил у виска и посмеялся бы. Но его сняли — и в это, чёрт возьми, я до сих пор не могу поверить. Даже после просмотра.
И может быть это яркое свидетельство того, что блэк, как закрытая субкультура, перестал уже восприниматься как нечто сакральное «только для своих» и постепенно популяризировался, а может просто история этих ребят, которые в своё время были для всех нас настоящими — true — иконами, действительно заслуживает увековечивания в кинематографе (в том числе и как назидательный пример того, что может произойти, если в возрасте «играй гормона» вовремя не нажать на тормоза), но фильм получился, на мой взгляд, просто сногсшибательным.
Да, можно задаться целью и найти в нём кучу несуразицы (как это делает сейчас оскорблённый, вероятно, в самых своих глубоких чувствах Варг), можно до хрипоты спорить о том, правдиво ли переданы образы, верно ли, что режиссёр показал историю с точки зрения Ойстейна и стоило ли вообще снимать подобный фильм… Но, повторюсь, факт состоялся и теперь у каждого есть возможность посмотреть на историю зарождения жанра своими глазами — и у тех, кто в своё время (а кто и поныне) рассекал весь в чёрном с хаером до задницы, не вынимая из ушей наушников с жужжащей оттуда какофонией, напоминающей шум отбойного молотка. И у тех, кто смотрел на таких со стороны, крутил пальцем у виска и думал — что за фрик сейчас мимо меня прошёл…
И это, на мой взгляд, просто очень круто.
Перевоспитание «князей хаоса», или Не ждите панегирика блэк-металлу
Те, кто ждал, что этот фильм будет о сути и развитии блэк-метала, о течениях сатанизма на примере Mayhem, Burzum и иже с ними, вообще о метал-музыке — забудьте. Юнас Окерлунд, отнюдь не великого пошиба режиссер, прославившийся прежде всего съемкой клипов, резко сузил свою задачу. Он снял фильм о специфической тусовке. По крайней мере, попытался сделать, чтобы «Повелители хаоса» выглядели именно так.
В самом деле, блэк-метал, сколько шедевров не напиши и не выпусти в этом стиле, слишком специфичен для «широкой аудитории». Сатанизм, оккультизм, неоязычество и неонацизм, в общем — тоже. Даже я, несмотря на любовь к экстремальному металлу, за исключением классики жанра, равнодушен к блэку.
Так что Окерлунд, побарабанивший в свое время в культовой Bathory, пошел по самому классическому пути. Он описал в фильме развитие главного героя, показав, что Иеронимус в своё время был куда более человечен, чем иные герои «Внутреннего круга». По Окерлунду получается, что протест Аарсета носил скорее социальный и эстетический характер, нежели идеологический, религиозный или даже этический. Он, как не смог выстрелить в лоб Дэду (великолепный вариант перевода прозвища — «Жмурик»), так и не участвовал полноценно в поджогах церквей (хотя на сей счет я сомневаюсь). То есть через определенные табу Аарсет не переступил. Сюда же: недаром в годы моей юности блэк-металл некоторые металл-муздеятели сравнивали с панк-роком, «только с сатанистской атмосферой».
А в целом это такой педагогический фильм. О том, «куда заводят мечты». Метафоры автора, если они и были, читаются так: Аарсет-Иеронимус эволюционировал в сторону условной «жизни», Викернес-Гришнак — в сторону «смерти». Даром, что первый в итоге умер, второй живет до сих пор. Фактура той истории помогла Окерлунду; фильм о том, что плохо убивать мирных музыкантов, а также геев в парке, идеально лёг в нынешний идеологический мэйнстрим. «Повелители хаоса» получаются своеобразным переложением «субкультурных» картин про скинхэдов или футбольных хулиганов с неизменной моралью автора. Те, кто ждали байопика в духе «Богемской рапсодии» — идите мимо.
Несомненно, поводов придраться к режиссеру можно найти много. Это и неидеальный отбор актеров и их игра, где самым живым и относительно цельным оказался как раз герой Джека Килмера Дэд-«Жмурик». И желание выставить Викернеса мало того что убийцей и поджигателем церквей, но еще и пухлым лузером, самоутверждающимся благодаря творчеству и геростратовым подвигам. И в общем поверхностная канва фильма, где не нашлось места рассказать о музыке и глубже раскрыть героев, ведь и Иеронимус, и Викернес куда как непросты как личности и музыканты. И практически полное отсутствие контекста, общей атмосферы страны, где жили герои, предпосылок, которые привели их к такому развитию событий. И ряд избитых сюжетных клише…
Тем не менее, Юнас Окерлунд выдержал экзамен на соответствие главному критерию, чувству меры. Намеренно заузив фокус киноповествования, он не утяжелил фильм, не размыл его. Он избрал самый простой вариант: рассказать историю в ее главных чертах, добавив авторские акценты. Поэтому я и смог довольно высоко оценить фильм. Несмотря на то, что мои оценки тех событий и героев — иные.
Под чёрным солнцем
Меня, как поклонника такого музыкального жанра как black metal, не мог не заинтересовать данный фильм. Шутка ли — байопик про Евронимуса и Варга, людей создавших и сам жанр, и жизненную философию и идеологию блэка. Хотя сам я далеко не сторонник подобных взглядов. Да и в принципе сейчас в блэке уже никто всерьёз не воспринимает это, а используют лишь для эпатажа. Но тогда, всё это было по-настоящему. Тогда они действительно верили, в то, что делали.
Фильм хорошо показывает разрушительное влияние идеологии блэка не только на общество в целом, но и на самих адептов и их близких в частности. Антисоциальное поведение, хулиганство, вандализм, и убийства. И я сразу хочу сказать — этот фильм не для всех. Чтобы его понимать нужно, знать жизненную философию и идеологию блэка. Потому что для людей не знакомых с данным культурным явлением, это будет просто фильм про нескольких придурков недомузыкантов. И по чесноку, главные герои от этого определения далеко и не ушли. Весь смысл заключается в их идейности. Они действительно верили в это, и хотели творить. Причем, вообще не ограничивая себя в форме и методах этого самого творчества. Почему, собственно, поджоги церквей нельзя назвать самовыражением? И дело тут даже не в других принципах добра и зла, а скорее в том, что они не воспринимали творимое ими зло как нечто плохое. Во всяком случае, для себя. Напоминаю, что одним из основополагающих принципов идеологии блэка является закоренелый эгоизм. На всякий случай, объясняю ещё раз, для тех, кто в бронепоезде: этот фильм не является пропагандой сатанизма, вандализма, насилия и т. д., как стопудово считают неучи в МинКульте (кстати, угадайте какой фильм не получит прокатное удостоверение в РФ). Он наоборот показывает всю разрушительную и пагубную силу этой идеологии. Но музыка у них всё равно крутая!
Итого: вполне крепкий драматический фильм. Стильно снят (особенно мне понравились отсылки к знаменитым фотографиям Mayhem, Варга и Евронимуса). Актёрская игра на уровне. Реквизит отличный. В общем, мне фильм понравился. Он далеко не шедевр, и у него можно найти свои косяки, но один хрен он хорош. Советую ознакомиться с ним всем любителям блэка, или же просто тяжёлой музыки. Остальным советовать не стану. Это, скорее всего, не ваш фильм. Не стоит просто так мучить свои умы и уши.
А нужен ли был этот фильм не стань Варг интернет-мемом?
Ожидаемый многими фильм не оправдал ожиданий. Скажу сразу о картинке и актерах, к картинке претензий нет, местами очень удачно пересняли архивные видео и фото, хотя игра некоторых второстепенных персонажей понравилась больше игры главных героев. И все-таки почему фильм разочаровал:
Он получился откровенно плоский и поверхностный. Повествование идет от лица вокалиста Mayhem что дает фильму развиваться в анти-Варговском ключе. Именно на противостоянии Евронимуса и Варга строится фильм. Я не против повествования от лица Евронимуса, это безусловно интересно, но показано все это очень топорно и не понятно на какого зрителя рассчитывали создатели. В фильме противоречие выглядит просто как перетягивание одеяла друг на друга и всё, создатели посчитали что таков уровень современного зрителя который считает что всё что ни делают люди, они делают ради как модно говорить «хайпа». В одной из сцен журналист путается кто перед ним «Сатанист? Нацист? Язычник?» но и зритель не знающий этой истории понимает не меньше журналиста. Конфликт заключался не только в борьбе за популярность — Варг и Евронимус люди с принципиально разными взглядами на идеологию, политику и музыку. И это в фильме не отражается вообще никак: складывается ощущения что у них одинаковые политические убеждения (хоть это совсем не так), кроме того Евронимус был последователем сатаниста Ла-Вея, в то время как Варг до погружения в язычество был сторонником Кроули которого не совсем верно и называть сатанистом, к слову это отразилось на реальном подходе Варга к музыке где он стремился к магическому (если угодно «гипнотическому» звуку). Так почему бы авторам не заморочиться и не удлинить фильм на 10 минут осветив пусть в паре сцен круг чтения и различные интересы и хобби главных героев?
Исторические события местами перекроили для лучшей картинки а некоторые интересные вещи вообще упустили из вида (к слову о событиях мы знаем не только от Варга и достоверных свидетельств имеется много). Про личные счеты создателя с Варгом я вообще молчу — стройного парня («вижу пацана в кольчуге, которая весила наверно сколько он сам» — из воспоминаний) со своими взглядами изобразили толстым увальнем гонящимся за одобрением. Было бы это снято с вымышленными персонажами как в исландском фильме «Málmhaus» то претензий бы не было, но когда заявляется что фильм снят по реальным событиям то оценивается он уже по другим критериям.
Сейчас Варг Викернес стал интернет-мемом, про блэк-метал выходит популярный комикс из которого вышла нарисованная группа с реальным пародийным альбомом, и этот фильм мне кажется здесь логическим продолжением.
Но один плюс я в нем вижу, да он осветил культурное явление практически никак. И если человек со стороны не знакомый с жанром посмотрит этот фильм то подумает «что это вообще за кретины? Я не понимаю зачем им это все нужно?», возможно это убавит интерес обывателя к такому явлению black metal.
«Сумерки» блэк метала
Фильм собьет с толку того, кто ожидал увидеть интересный, андерграундный фильм, который ориентирован в первую очередь на людей, которые наизусть знают все события происходившие на норвежской блэк метал сцене конца 80-х начала 90-х годов. В фильме нет цепляющей достоверности, нет атмосферы Норвегии того времени, не раскрыты мотивы и отношения героев, нет самого блэк метала.
С самого начала фильм выглядит так, как будто его снимал человек, который очень сильно далек от норвежского блэка и тяжелой музыки в принципе. Есть ощущение что режиссеру самому было неинтересно снимать и он не пошел дальше пары статей в Википедии. Персонажи в фильме просто приходят и уходят, выглядят как карикатурные болванчики а отношения между ними поверхностны. От «я тебя уважаю» до «ты не трушный, я тебя убью» буквально 15 минут экранного времени, без конкретной химии между героями и причино-следственной связи. Действительно важные персонажи выглядят карикатурно (Варг, Снорре Рух) а полумифические герои выведены на передний план (девушка Евронимуса). Не показаны важные моменты, которые как раз и толкали блэк метал вперед. Нет попыток Евронимуса контактировать с металлистами по всему миру, его желания организовывать продвижение своей группы, Варг выглядит как глупый подросток, который от безделия решил подражать более старшему товарищу, а позже просто «перерос его», не имея за собой какого-либо бэкграунда и собственных желаний, являясь попросту «злой тенью» самого Аарсета, когда тот изображен однозначным мученником, который хотел сделать как можно лучше, но столкнулся не с теми людьми.
Таким образом становится непонятно на кого этот фильм ориентирован. Поклонникам норвежских лесов и тяжелого «сырого» звука он явно не придется по душе, к примеру Варг Викернес (ныне известный как Луи Каше) раскритиковал фильм выпустив 4 видео на своем канале, а музыканты самого Mayhem сказали что не будет смотреть фильм, заявив, что он им абсолютно безразличен. Любителям подростковых любовных драм будет непонятно, зачем им два часа смотреть на кривляющихся подростков, которые красят лицо черно-белой краской, ради 5 минутных вставок где есть любовь ради любви.
На первый, быстрый взгляд у режиссера Йонаса Окерлунда было 2 пути: снять коммерческое кино для широкой аудитории или же снять авторскую, полудокументальную картину в духе книги «Князья Хаоса», о которой режиссер неоднократно положительно говорил в своих интервью. В итоге не получилось ничего, в фильме есть действительно качественные моменты, сильные сцены, но их крайне мало, все остальное время заполняют кривляния, немотивированные обиды героев друг на друга, эмоции ради эмоций и действия, которые возникают с пустого места, пустые персонажи и сюжет, который не имеет каких-то серьезных претензий на документальность, моральную подоплеку и даже просто попытку качественно рассказать историю.
Норвежская история преступлений
Если фраза «истинный норвежский блэк-метал» вам что-то говорит, то события, лежащие в основе «Властелинов хаоса», не станут новостью. Если же нет, то стоит отметить непосвященному зрителю, что этот один из наиболее… эээ, андерграудных жанров был сколько неприятен, столько любопытен, хотя бы из-за людей у его истоков. Довольно большое количество противоречивых персон этого направления увлекалось «интересными» вещами вроде сатанизма или нацисткой атрибутики. Ну, а в начале 90-х события достигли точки кипения, когда музыканты стали сжигать церкви, а одного из родоначальников этого жанра по имени Кристиан Варг Квислинг Ларссён «Граф Гришнак» Викернес (он же просто Варг) какое-то время считали самым жестоким и опасным человеком в Норвегии, да и по сей день относят к одним из самых печально известных музыкантов в мире. Пролить свет на эту историю вызвался режиссер Йонас Окерлунд, знакомый с «тёмной» сценой не по наслышке: в начале 80-х он был участником метал-группы Bathory, потом снимал музыкальные клипы. Что ж, у Окерлунда действительно есть кинематографический диапазон, простирающийся от жесткого триллера до черной комедии в этой пугающей драме о том, как неуверенные в себе мальчики меряются злодействами.
Итак, развязный парень по прозвищу Евронимус клянется, что он — воплощение зла. На самом деле это не так: сын зажиточных родителей, которому посчастливилось родиться в тихой и спокойно Норвегии, просто «с жиру бесится» или пытается привнести в мир обывателей того, чего им не хватает — хаоса. Его чудачества ограничиваются разговорами о сатанизме, да желанием попугать старушек на улицах Осло. Его группа Mayhem — новое слово в жанре, особенно для такой консервативной рок-сцены, как в Норвегии в те года. Да, сперва они аутсайдеры, но рано или поздно к ним приходит слава. Где слава, там последователи, а где преданные фанаты, там и жажда музыкантов порадовать своих поклонников чем-то новеньким, а там уже и до беды недалеко.
«Властелины хаоса» не является кино-праздником разрушения. Вообще экранизация событий одного из самых неприятных дней в истории мировой музыки (да, прообраз кульминации «Властелинов хаоса» музыкальные критики иногда называют именно так) представляет собой нелегкую задачу. Участники Mayhem, если верить информации из интернета и «Википедии», действительно были лихими ребятами: резали себя на сцене, отрубали свиньям головы и т. п. При этом они также одалживают у своих родителей машины, чтобы было на чем добираться до концерта, да и снимают с курток нашивки Scorpions, потому что эта группа уже, видите ли, непопулярна. Сценаристы также грамотно передают и мировоззрение персонажей: их взгляды, состоящие из язычества, сатанизма и нацизма, не выдерживают никакой критики. Всё вместе это формирует правильные мысли о том, что же всё таки стоит за любым андерграундым течением; почему одни люди, в частности молодёжь, так хотят быть «позерами» и к чему это может привести.
Между сценами насилия встречаются моменты, превращающие «Властелинов» в прозорливую комедию. Да, несмотря на антураж и зашкаливающий временами уровень насилия, это больше похоже на комедию о пацанах, стремящихся любой ценой стать популярными благодаря силам зла. Можно привести аргумент, что из всей компашки только двое по-настоящему злодеи (да, и один из них уж точно не Евронимус), а обществу повезло — единственными настоящими ошибками доморощенных сатанистов были эгоизм и глупость.
Интересная и малоизвестная история, к сожалению, временами сбоит из-за выбора направления и тона. Фильм, умышленно или нет, напоминает затянувшийся клип, сделанный в духе этих самых блэк-металистов. Здесь есть сильные сцены насилия: жуткий эпизод самоубийства одного из героев, убийства и многие другие смелые и опасные ходы. При этом события как-то романтизируются, от чего становится жутко неудабно.
Как публичный взгляд на маргинальное движение, «Властелины хаоса», конечно, не проливают света на проблему деструктивных обществ для молодежи, но фильм безусловно вызывает трепет. Наверное, для передачи духа того или иного движения не стоит ограничиваться строгими рамками субкультуры. Тревожная и непоколебимая реальность «Властелинов хаоса» показывает разницу между игрой в плохишей и настоящим злом, что наводит на определенные размышления: музыка не может быть причиной агрессии; зло банально, так что его истоки куда более прозаичны. Музыка же дает нам почувствовать, что кто-то ещё чувствует так же, как и мы. Что до зла… у Сатаны же может просто не быть слуха. Здесь куют метал!
«Based on Truth and Lies» — Ну, хотя бы в чём-то честно
«Властелины Хаоса» — это скорее мнение Йонаса Окерлунда о том, что творилось в Норвегии во время зарождения такого музыкального направления, как блэк-метал, нежели пересказ подлинных событий. И вроде даже слоган намекает на это, но порой в фильме искажаются важные факты. С одной стороны, здесь нет чего-то очень плохого, так как далеко не все исторические/биографические фильмы точно описывают события, о которых повествуют. Более того, тогдашние события во всех смыслах покрыты мраком, и зачастую о них лишь складываются мнения, нежели всплывают безоговорочные факты. Никто из нас не был там. И уже не все, кто был, могут рассказать свои версии. Окерлунд перегнул палку, не только обнародовав неправдоподобную интерпретацию, но и оспорив явное.
Трудно перечислить все косяки картины, да и надо ли это? Но человеку, действительно интересующемуся блэк-металом, вряд ли будет приятно смотреть на подобное. А основную зрительскую аудиторию «Властелинов Хаоса» наверняка составят именно такие люди. Что неплохо, ибо было бы несправедливо, если бы многие узнавали про блэк-метал по этой сказке, где перевёрнуто всё, от характеристики главного героя до событий, в которые он был вовлечён. Да, фильм хорошо отражает такую черту Евронимуса, как способность и любовь балаболить. На этом, пожалуй, и всё. Ведь не раскрыта ни тема его достаточно напряжённых отношений с Дэдом, ни с другими участниками группы Mayhem, о которых в фильме нет ни слова.
Нет ни слова и о группе, которая первой выпустила первый полноформатный блэк-метал альбом. Зато в фильме из какой-то полумифической девицы делают одного из основных персонажей. Зато Евронимус там представляется как «создатель истинного норвежского блэк-метала». А ведь создание последнего было комплексным, длительным процессом и потребовало усилий многих личностей. Евронимус был зачинателем движения, да, но отнюдь не единоличным создателем музыкального стиля. Роль того же Снорре Руха, оказавшего колоссальное влияние на Евронимуса, в этом фильме представляется просто мизерной.
А как только надругались над образом Варга Викернеса. Мало того, что Варг в фильме появляется после того, как происходят некоторые события, на которые он косвенно повлиял, так ещё из него сделали откровенного антагониста. Мы никогда не узнаем, кто на самом деле был «хуже», Евронимус или Варг. Окерлунд же сделал одного героем, другого — злодеем. Уже и не стоит говорить, насколько сильно в фильме исковеркана история провокационного интервью Варга для местной газеты, и тем более не стоит говорить про искажение тех событий, которые представляются финалом фильма. Ну, это было бы ещё и спойлером. Впрочем, формально, ибо кто не знает про то, как всё закончится?
Да, «Властелины Хаоса» не является документальным фильмом, но он оказывается чересчур предвзятым. Если вам интересна непосредственно история блэк-метала, то лучше посмотрите документалку «Пока свет не заберёт нас». Конечно, может, «Властелины Хаоса» вовсе не про собственно блэк-метал, а просто использует события, произошедшие на его рассвете, в качестве средства передачи определённой идеи. Тем не менее, просто неприятно смотреть на то, как реальные события искажаются или додумываются до нелепых версий ради какой-то там идеи, будь она какой угодно.
В тихом фьорде черти водятся.
Начну с того, что фильмы про металландеграунд очень большая редкость, тем более качественно снятых. Йонас Окерлунд знал о чём снимать и сам варился в этом новом музыкальном движении. Хорошо показан конфликт за то кто тут самый крутой викинг, смотря разные интервью и документальные видео все музыканты того времени на перебой голосят, кто Первый начал играть… или внёс больший вклад. Это замашки 18-их пацанов, как и было показано в кинце. Так же показана как искренне не щадя себя стать мультипопулярным и протолкнуть целый ледник в струю тяжёлого металла.
По поводу того, что Варг критикует книгу и свой образ в фильме нет ничего удивительного. Мы конечно не знаем, что там по-настоящему происходило, но в зеркало от части всем неприятно смотреть. Снимите фильм про мою молодость и я скажу: «Что это за малолетний дебил!». И ещё один момент. На западе вроде как без твоего согласия твоё имя или лицо на экране или прообраз в фильме не могут использовать. Так что Варг бабосы походу взял продав права.
Фильм однозначно получился! Сцены с кровью очень реалистичны 5/5. Атмосфера blackmetal с примесью разгульного алкотрэша тоже. Ожидал перед просмотром больше мрачности и большей драмы в суициде Death`а. Игра актёров вполне достойна. Калкин радует, хотя игрой один в один со старшим братаном) Никаких провисаний по ходу пьесы не почувствовал. Я уверен картина не будет проходящей и через лет 10 останется востребованной если metal не сдохнет.
Даже если этот фильм посмотрит человек не знакомый с чёрной музыкой, и всей этой истории думаю останется доволен. Есть драма, динамика, незамыленный голливудский подход и съёмка, ну и конечно сюжет!
In the name of Chaos,Dark & Pain.Ave.
Остэйн это обитающий в Осло предприимчивый молодой человек, в свои юношеские годы паренек активно работает на благо тяжелого металла, заполняя просторы своей души и жизненных реалий делами во благо тьмы, козла рогатого и мрака всего сущего. Это история группы Mayhem, любопытно, что я, как поклонник жанра черного металла всегда слабо представлял какого это снять документальный фильм о родоначальниках жанра. Но благо от чрезмерного фанатизма по группе меня отделяют лета жизненного опыта, да и не так уже пылко горит моя душенка по блэк-металлу как это было в благословенных нулевых. Ну так вот, вернемся к нашим баранам.
Евронимус, надо сказать кардинально отличается от обитающих, по всей скандинавской Норвегии домашних металлистов, ибо он реально делает что-то для движа. В частности имеет неплохую материальную базу в лице зажиточных родителей, на деньги которых имеет возможность содержать маленький магазинчик рок-атрибутики, преимущественно, естественно сатанинского толка. И это само собой выгодно выделяет Евро среди общей Норвежской металл-тусовки, и вот слава его, и коллектива идет в гору, закрутилась череда памятных событий, среди которых смелый поступок шведского паренька, принесший коллективу первую, славу, в похоронных кавычках. Но далее происходит то, что вписывает имя группы и персонажей истории в летопись металлической, культуры, ну делает известной точно. В группу напрашивается наивный паренек Варг, с целью приобщится черному искусству. Евронимус же находясь на пике славы, всячески троллити паренька и упивается собственной важность в металл-сообществе. Ничего примечательного, да только граф Гришнак не прощал и не забывал…
И вот в первую очередь мне понравилось построение психологии конфликта, происходит та вот что. Евро смекает, что творчество обязано быть ещё и коммерчески прибыльным, и быстренько использует пиар машину, что весьма огорчает Варга, коий воспринимает суть блэк-движения аж очень серьезно, и буквально стремится стать самым, что не на есть тру. И забавно, что подростковая суть мировоззрения Кристиана Викернеса отыграна очень положительно и натурально. Больше видно ребенка чем уверенного в себе вожака. Стремление показать пафос вместо реального дела. И Рори Калкин воплощающий Евронимуса, внезапно порадовал ибо, местами и повадками похож зараза на оригинал. Окелунд таки с той тусовкой знаком не по наслышке а поэтому дух времени перенес на экран скрупулёзно копируя атмосферу из памяти и пронизывая кадры тем самым нордичным холодом и мглой смертельной пустоты.. Да ладно вам, просто вышло, таки, у клипмейкера окунуть меня в ту историю, чтобы лицезреть откуда вспыхнула искра приведшая к выпиливания знаковая личности в жанре. Мир холодной Норвегии где зародилось зло, достоверная красота в кадре пошагово, где т копируя и где-то минимально преображая, уже знакомую мне историю, йонас прорисовал свое видение, где-то демонстрируя в новой свете и тем самым фильм выезжает, ибо снято вэри гуд, и не изобилирует фичами понятными онли митолл-тусовке, по сему смотреть можно даже не сведущему о Mayhem story индивиду.
Насилие ради насилия
Если для кого-то атрибутика black metal — лишь игра, мишура и доступное средство эпатировать «предков», учителей и соседей, выплескивая свою юношескую агрессию относительно безопасным способом, то для кого-то всё это оказывается всерьёз, слишком всерьёз. Это с опозданием осознал главный герой фильма — Евронимус. Цену за это опоздание пришлось заплатить чертовски высокую. Осознал ли это другой герой фильма Варг Викернес — неизвестно.
Фильм адресован любителям тяжёлой музыки, которым в общих чертах, конечно, уже была известна показанная в фильме история, и будет интересно узнать подробности. Впрочем, уже упомянутый Варг жёстко раскритиковал книгу, по которой снят фильм, посетовав как на неверные трактовки тех или иных событий, так и на откровенную, по его мнению, ложь. «Властелины хаоса» вряд ли понравятся другим категориям зрителей, поскольку любовь к black metal и интерес к тяжёлой музыке это, пожалуй, единственное, что может примирить зрителя с уродством происходящего на экране.
Васёк Трубачёв и его товарищи. Трансформация
… Вот, скажем, музыка… Она и с действительностью-то менее всего связана, а если и связана, то безыдейно, механически, пустым звуком, без ассоциаций. И тем не менее музыка каким-то чудом проникает в самую душу! Что же резонирует в нас в ответ на приведённый к гармонии шум? И превращает его для нас в источник высокого наслаждения… И объединяет… И потрясает! Для чего все это нужно? И, главное, кому? Вы ответите: никому. И… И ни для чего, так. Бескорыстно. Да нет… вряд ли… Ведь всё, в конечном счете, имеет свой смысл… И смысл, и причину…
«Сталкер», 1979 год, реж. А. Тарковский
Увлечения. У кого из нас их не было. С детства мы погружаемся в мир маленьких страстей души и делаем из этого хобби. Кто-то коллекционированием одержим, кто-то в подражании находит своё место. И день за днём совершенствуется, и год за годом развивается. В итоге, профессия выкристаллизовывается из «потешных Петровских полков», или становится куском хлеба на всю оставшуюся жизнь — Моцарта, примите.
Вниманию зрителя прекрасный образчик «полного цикла», ну, или почти полного норвежской блэк-метал группы «Mayhem». От рождения, с первыми младенческими шагами, до заката. Сказали миру что хотели и Вальхалла поглотила своих птенцов.
Прошу прощение у всех уважаемых металхэдов, но настало время плеснуть, как в бане из ковшика на угли. Не возражаете? Для парилки. Для запаха. Ну, и так, вообще. Батя, правда, попсу подсунул. Не доглядел я. Так не против? Получите…
Нет, жизнь не только майский день,
Где все танцуют и поют,
И расстаются люди здесь,
И счастья ждут, и слезы льют.
Вдруг дунет ветер ледяной,
И от тоски застыну я,
Но, словно крылья за спиной,
Возникнет музыка моя.
Вот так от скуки — на все руки. Но внимание к себе нужно поддерживать. А значит — речи, в духе неортодоксальной чуши. И если Гитлер черпал для идеологии мистику с мира по нитки, не брезгуя учениями Тибета, то здесь Сатана и Чёрная месса для скармливания вполне подходящая пища. Впрочем трёп это одно, а дела совсем другое — материальное обрамление словам. И вот уже поиск врага с ристалищным поединком. Церковь — лоно вобравшее умиротворение в смирении. Но выступить открыто — кишка тонка. И в сумраке ночи факел пожара взметнувшимся костром. Втихую. Втихоря.
Мрачная музыка. Злая музыка. Конечно ведь основной посыл, — люди должны думать, что мы чокнутые. Такое заявление для привлечения внимания к себе.
Так и забавлялись. Потом выпускать свои опусы стали. Магазинчик штаб-квартирой сделали. Кодляк в подвале собирать стали. Но всему своё время. И у всего своё время. Увы, и здесь, люди всего лишь люди. Никак не СВЕРХ создания. И всё те же пороки разъедают как ржа, сжирают как тля. Какие? Соперничество. Первенство. Лидерство. Доминирование. Ничего не поделаешь… течёт, течёт река жизни… Каждому хочется порулить. Сладости в рот с причмокиванием. Финал фильма финалом истории.
Весьма необычная лента. О музыке? И да, и нет. Скорее это о взрослении. И ценностях которые мы ищем в том или ином возрасте. И отражены они здесь режиссёром весьма недурственно.