актеры фильма ворон 1994 тогда и сейчас фото
«Ворон» с Брендоном Ли: мрачная история готического боевика
Четверть века тому назад состоялась премьера «Ворона» — фильма, на съемках которого оборвалась жизнь актера Брендона Ли. Ему было всего 28 лет. Но «Ворон» вошел в историю не только из-за трагедии. Это ещё и один из самых атмосферных готических фильмов.
По случаю 25-летнего юбилея «Ворона» давайте вспомним сложную историю его создания, творившийся на съёмках бардак, вырезанных персонажей (кто-нибудь слышал про Ковбоя-черепа?), и как картину доснимали без главного героя.
От комикса до экранизации
«Ворон» — экранизация одноименного комикса, созданного Джеймсом О’Барром. Автор начал работать над ним в начале 1980-х, чтобы справиться с утратой: его невесту сбил пьяный водитель. Еще одним мрачным источником вдохновения послужила прочитанная им история о паре из Детройта, убитой бандой грабителей из-за обручального кольца стоимостью в 20 долларов.
Готовый комикс пролежал на полке семь лет. О’Барру долго не удавалось найти издателя, согласного опубликовать его работу. Лишь в 1988 году «Ворон» наконец увидел свет. Комикс быстро стал популярен, и на него обратили внимание в Голливуде. Вскоре О’Барр продал права на экранизацию.
Правда, он быстро пожалел о своем решении. На встрече с продюсерами ошеломленный О’Барр узнал, что его работу хотят превратить в мюзикл с Майклом Джексоном в главной роли. Ситуация изменилась, лишь когда у руля проекта встал мало кому тогда известный австралийский режиссер греческого происхождения Алекс Пройас.
Пройас был поклонником комикса и хотел как можно точнее передать его атмосферу. Изначально режиссер даже планировал сделать полностью черно-белый фильм, используя цвет только в эпизодах со флешбэками, но, разумеется, получил отказ от продюсеров. Тогда Пройас решил снимать кино в приглушённой цветовой палитре с красными акцентами. Это подарило «Ворону» его уникальный визуальный стиль.
Брендон Ли становится Вороном
Эрика Дрейвена создатели искали долго. Предложение сыграть эту роль получили Кристиан Слэйтер и Ривер Феникс — оба ответили отказом. Продюсеры всерьез подумывали позвать на пробы какого-нибудь популярного рок-музыканта. Сам О’Барр видел в главной роли Джонни Деппа.
Можно представить, какой Ворон вышел бы из каждого из них (а заодно кинематограф без Джонни Деппа)
Но, хорошенько все обдумав, продюсеры решили, что лучше сделать ставку на физически подготовленного актера, способного справиться с множеством сложных экшен-сцен. Поэтому на главную роль был утвержден Брендон Ли, сын знаменитого Брюса Ли. О’Барр поначалу этот выбор не одобрял. Он знал Ли только как героя боевиков с восточными единоборствами, и ему казалось, что тот не вытянет серьезную роль.
Время доказало неправоту О’Барра. Ли серьезно отнесся к работе, считая, что это его долгожданный прорывной проект, который сделает его большой голливудской звездой. Актеру во многом помогло и давнее увлечение эстетикой смерти, возникшее у него после ранней гибели отца. У Ли был собственный катафалк, на котором он любил кататься по округе и навещать могилы знаменитостей. А при подготовке к роли Эрика он обложился пакетами со льдом, чтобы почувствовать, каково это — быть похороненным и лежать в холодной земле.
К слову, Ли не нравился изначальный грим его персонажа. Ему казалось, что он выглядит слишком неестественно, слишком глянцево. Актер обсудил эту проблему с Алексом Пройасом. Тот разрешил Ли самому наносить часть грима перед сном. К утру краска, конечно же, размазывалась, что создавало нужный эффект естественной потертости.
Актер любил отпускать шутки по поводу насилия и жестокости в фильме. Например, как-то он пришел в тренажерный зал, снял футболку и с гордостью показал окружающим засохшую на его животе искусственную кровь. В другой раз он похвастался в интервью, что на съёмках одной из сцен в его персонажа выстрелили 70 раз. Ли и не представлял, как жутко впоследствии будут звучать подобные фразы.
Ворон или Ворона?
«The Crow» означает «Воро́на», а не «Во́рон». Но, по иронии, на съёмках не было ни одной вороны — создатели использовали именно что воронов. Вороны умнее ворон, лучше относятся к людям и легче поддаются дрессировке. А средний зритель вряд ли заметит разницу. Так что, как ни парадоксально, русское название неправильно с точки зрения перевода, зато точнее с точки зрения орнитологии.
«Проклятый» фильм
Уже с первого дня на съемках «Ворона» начало твориться неладное. Один из членов группы получил ожог, случайно зацепив операторским краном линию электропередач. Затем сгорел один из грузовиков с оборудованием. Потом недовольный условиями на съёмках работник намеренно протаранил машиной декорацию. При подготовке опасной сцены каскадер упал с крыши и сломал несколько ребер. Казалось, даже силы природы ополчились на фильм — разыгравшаяся буря повредила несколько дорогих декораций.
Еще одно недоброе предзнаменование случилось на съёмках эпизода в ломбарде Гидеона, когда Ворон разбивал рукой стекло. Разумеется, стекло было не настоящим, а бутафорским. Тем не менее Брендон Ли серьезно порезался.
Говорят, после этих происшествий в съёмочной группе, снимавшей поблизости другой фильм, даже начали делать ставки на то, с какой новой напастью столкнутся соседи. Но в итоге неприятности поджидали их самих: пожар уничтожил несколько декораций. Позже все это дало повод заявить, что «Ворон» изначально был «проклят».
И всё же, как бы ни хотелось списать все неприятности на сверхъестественные силы, реальность намного прозаичнее. Проблемы «Ворона» породила обычная человеческая жадность. Съемки картины финансировала студия Paramount, руководство которой сомневалось в перспективах проекта. Фильм подумывали вообще выпустить не в кинотеатры, а сразу на видео. Все это обернулось существенным урезанием бюджета.
В итоге на съемки «Ворона» выделили лишь 14 миллионов долларов. При этом руководство студии требовало, чтобы кино выглядело на все 30 миллионов. Из-за этого фильм снимали в Северной Каролине, где были не такие строгие законы насчёт условий и оплаты труда, рабочего распорядка и времени отдыха. Это позволило продюсерам платить меньше, требуя при этом больше. Съемочной бригаде пришлось буквально работать на износ.
Пройас и Ли на съёмках
Но и этого было мало. Студия давила на Алекса Пройаса, требуя экономить на каждой мелочи. Создателям приходилось придумывать все новые и новые способы, как уложиться в бюджет. Так, из-за нехватки денег некоторые эпизоды автомобильной погони снимали с использованием миниатюр. Из-за постоянных переработок к концу марта 1993 года все члены кинобригады оказались до предела вымотаны. Утешением служило лишь то, что мучения были почти завершены. Оставалось снять несколько финальных сцен…
Смерть Брендона Ли
И вот 31 марта 1993 года на съёмках той самой сцены Масси направил револьвер на Ли и нажал на спусковой крючок. Пороховые газы вытолкнули пулю из ствола примерно с такой же скоростью, как если бы это выстрел с использованием боевого патрона. Она попала Брендону в живот, застряв в позвоночнике.
Актера тут же увезли в больницу, но, несмотря на все усилия врачей, он умер. По словам докторов, даже если бы Ли удалось спасти, скорее всего, он навсегда остался бы парализован. Актер погиб за 17 дней до собственной свадьбы.
Майкл Масси так и не смог заставить себя посмотреть «Ворона»
Смерть и воскрешение «Ворона»
Что касается самого фильма, то его собирались закрыть. Появившиеся в прессе подробности нанесли ущерб репутации студии. Поэтому Paramount решила избавиться от, как бы сейчас сказали, «токсичного» актива. Казалось, «Ворон» уже никогда не увидит свет…
Однако режиссер и продюсеры не захотели мириться с решением Paramount. Ли погиб на 50-й из 54 съемочных дней. Изучив отснятый материал, Пройас пришел к выводу, что фильм вполне реально завершить. Мать и невеста Брендона Ли также хотели, чтобы картина вышла на экраны и все смогли увидеть его последнюю роль.
Проблема была в финансах. Завершение картины требовало значительной суммы. К счастью, продюсерам удалось заинтересовать студию Miramax. Она выкупила права на отснятый материал и выделила деньги на досъемки. В общей сложности Miramax вложила в проект 8 миллионов долларов.
Конечно, завершение картины без исполнителя главной роли было крайне непростой задачей. Продюсеры наняли нескольких сценаристов, чтобы они переработали сюжет. Так в фильме появились закадровый голос Сары и несколько новых связующих эпизодов.
Ковбоя-черепа играл Майкл Берримен, знаменитый тем, что снимается в ужастиках без грима: из-за мутации у него от природы жутковатое лицо и нет ни волос, ни зубов
В изначальном варианте картины фигурировал Ковбой-череп (Skull Cowboy) в исполнении Майкла Берримана. Именно он наделял Эрика Дрэйвена сверхъестественными силами и объяснял ему их пределы. Перед финалом в церкви Ковбой-череп забирал у героя все способности, потому что он, дескать, уже покарал своих убийц и ему нельзя использовать их дальше.
Еще до смерти Ли создатели подумывали вырезать всю эту линию. Ковбой-череп слишком выбивался из общего стиля картины. Но Пройас так и не успел снять альтернативные сцены, объясняющие, откуда у Эрика эти силы. После некоторых колебаний создатели решили, что фильм сможет обойтись и вовсе без объяснений.
Вырезанная сцена из финала
Так изначально выглядела сцена воскресения Эрика
Но не все проблемы решались так просто. Создателям требовалось доснять несколько эпизодов с участием главного героя. Для этого они применили как традиционные методы, так и новейшие по тем временам цифровые технологии.
Чаще всего для недостающих сцен использовали дублера. Именно поэтому, когда Сара встречает Эрика в его квартире, нам ни разу не показывают его лицо. А вот эпизод, где только что восставший из могилы герой заходит в свой дом, сняли принципиально иначе. Создатели вставили в кадр изображение Брендона Ли, вырезанное цифровым способом из предыдущей сцены, где герой шел по аллее под дождем. Капающие с потолка капли воды тоже добавили при помощи компьютера.
Для съемок эпизодов, где требовалось показать лицо Эрика, даже создали маску Брендона Ли. Планировалось надеть ее на дублера. Но маска выглядела слишком жутко, и от этой идеи отказались. На выручку снова пришли цифровые технологии. Во флешбэке, когда злодеи выбрасывают Эрика из окна, лицо Ли наложили на каскадера при помощи компьютера. Аналогичным образом в сцене накладывания грима лицо актера добавили в отражении в зеркале. Знаменитый эпизод, где Эрик выходит с вороном на плече, скомпонован так же.
Сиквелы, которые мало кто видел
«Ворон» вышел на экраны в пятницу, 13 мая 1994 года, — и его ждал успех. Мировой прокат принес создателям 94 миллиона долларов при общих затратах (с учетом досъемок) в 23 миллиона. В итоге Брендон Ли оказался прав: «Ворон» действительно сделал его звездой. К сожалению, сам актер так и не узнал об этом. Зато финансовый успех картины помог карьере Алекса Пройаса и позволил ему снять «Темный город» — один из самых недооцененных фантастических фильмов 1990-х.
О фильме:
«Тёмный город» Алекса Пройаса (1999)
Стильный и умный фантастический неонуар, которому просто не повезло оказаться в тени «Матрицы».
Успех «Ворона» у зрителей и критиков привёл к тому, что на Miramax попытались превратить его в долгоиграющую франшизу. Пройас благоразумно отказался от предложения снять сиквел, заявив, что он не станет делать его без Ли.
Это не помешало студии выпустить в 1996 году фильм «Ворон: Город ангелов». Кстати, его сценаристом был Дэвид Гойер, тот самый, что впоследствии помогал Пройасу с «Темным городом», а Кристоферу Нолану — с «Темным рыцарем». Но результат оказался катастрофой. Miramax зарубила многие идеи Гойера и вырезала из готового фильма почти половину. Выпущенный огрызок был разгромлен критиками и благополучно сгинул в прокате.
На этом история не закончилась. В 1998 году вышел телесериал, где роль Ворона исполнил Марк Дакаскос. Он продержался на экранах всего один сезон. Спустя два года вышел «Ворон 3: Спасение». Изначально фильм планировали выпустить в кинотеатрах, но из-за плохих результатов тест-просмотров отправили сразу на видео. По иронии, Ворона сыграл актер Эрик Мабиус, некогда пробовавшийся на роль Фанбоя.
Наконец, спустя ещё пять лет на видео вышел «Ворон: Жестокое причастие» с Эдвардом Ферлонгом (Джоном Коннором из «Судного дня»). Эта лента установила антирекорд среди всех плохих сиквелов «Ворона», получив 0% рейтинг свежести на Rotten Tomatoes.
Но и после этого Голливуд не успокоился. В 2008 году было объявлено о планах перезагрузить «Ворона». Планировалось, что фильм снимет режиссер первого «Блэйда» Стивен Норрингтон. Однако со временем он выпал из проекта, как и целая плеяда последующих режиссеров и исполнителей главной роли, последним из которых был Джейсон Момоа.
Конечно, голливудские продюсеры не суеверны. Но с учетом того, как попытки переснять «Ворона» раз за разом терпят крах, возможно, им все-таки стоит подумать, не посылает ли им Вселенная какой-то знак. Да, за последние четверть века экранизации комиксов стали золотой жилой. Но все же «Ворон» не производит впечатление картины, из которой стоит лепить франшизу. Это мрачная и трагичная история о любви, смерти и мести с того света. Сложно представить, как ее растянуть на серию фильмов.
Да и идея просто переснять «Ворона» не кажется удачной. Фильм обрел свой культовый статус благодаря визуальному стилю Алекса Пройаса и трагической судьбе Брендона Ли, во многом совпавшей с историей его персонажа. Без всего этого получится фильм про очередного супергероя, который хорошо убивает плохих парней. И чем он будет выделяться на фоне других комикс-блокбастеров?
Долгие годы артист старался доказать, что способен построить успешную карьеру, не прикрываясь именем знаменитого отца. Однако во многом Брэндон Ли повторил судьбу родителя: снимался в боевиках, владел кунг-фу, а главное — тоже умер молодым.
В школе, в колледже, а затем и в Голливуде Брэндона Ли воспринимали как наследника легендарного мастера кунг-фу. Юноша не желал оставаться в тени звездного отца и искал собственный творческий путь. Его звездный час должен был пробить с премьерой фильма «Ворон», повествующего о любви, смерти и мести и никак не связанного с боевыми искусствами.
Картина действительно превратила Брэндона в культовую личность, вот только он об этом не узнал. 31 марта 1993-го 28-летний сын Брюса Ли погиб на съемках, и последние сцены авторам проекта пришлось доделывать с помощью дублеров. Сложно даже представить масштабы трагедии: 17 апреля актер планировал жениться на возлюбленной Элизе, но вместо свадьбы невесту ждали похороны.
СЫН ЗВЕЗДЫ
Брэндон появился на свет в Окленде штата Калифорния в семье легендарного мастера боевых искусств Брюса Ли и учительницы Линды Эмери. Вскоре мама и папа переехали с ребенком в Лос-Анджелес, а спустя два года после рождения дочери Шеннон перебрались в Гонконг. Здесь Брэндон Ли учился в школе, освоил кантонский диалект и основы кунг-фу по методу своего отца — Джит Кун-До.
Статус наследника звезды не слишком помогал ребенку наладить контакт со сверстниками, к тому же от окружающих его постоянно отделяли телохранители — родители боялись, что мальчика могут похитить. Все изменилось с внезапной смертью Брюса Ли от отека мозга, возникшего в результате аллергической реакции. Вдова актера приняла решение вернуться с детьми в Америку.
Поселившись в Лос-Анджелесе, Брэндон поступил в военную школу искусств, которой управляли воспитанники его папы. Частые переезды и потеря близкого человека негативно сказались на характере подростка: он превратился в замкнутого, агрессивного человека и не раз находился на грани исключения из учебного заведения. Эмоции юноша выплескивал на сцене, а впоследствии стал студентом колледжа Эмерсона в Бостоне и начал играть в небольших театрах Нью-Йорка.
«Я появился в нескольких постановках, затем работал на продюсера, читая сценарии и переписывая синопсисы. А когда мне было 20, снялся в телевизионном фильме», — рассказывал Брэндон Ли.
Вскоре работа разочаровала начинающего актера: в Голливуде его воспринимали исключительно как сына Брюса Ли, потому и предлагали соответствующие роли — в картинах «Криминальный убийца», «Кунг-фу: киноверсия». В надежде найти собственный путь в творчестве, Брэндон отправился в Китай. Там он сыграл главного героя в боевике «Подставленный», который хоть и был тепло принят местными жителями, но вышел на экраны лишь в нескольких кинотеатрах.
Артист дал Голливуду второй шанс и вернулся на «фабрику грез». Однако, снявшись в паре сериалов, он абсолютно не представлял, как развивать карьеру дальше. Настало непростое время: в конце 80-х у Брэндона не было приглашений в новые проекты, он впал в глубокую депрессию и подолгу не выходил из комнаты. Однажды вечером в особняк актера ворвался грабитель. Вор ожидал, что хозяина не окажется дома, но жестоко ошибся.
Преступника на два года посадили в тюрьму. Для актера стрессовая ситуация стала своеобразным толчком к активной деятельности. Окончательно выйти из депрессии ему помог Би Джи Дэвис, предложивший роль в картине «Операция «Лазер». Нельзя сказать, что лента произвела фурор, однако имя Брэндона Ли оказалось на слуху в звездных кругах. Настоящим прорывом для артиста было участие в фильме «Разборка в маленьком Токио» с Дольфом Лундгреном.
После премьеры картины Брэндон проснулся знаменитым. Почти сразу он получил предложение от Дуайта Литтла о съемках в боевике «Беглый огонь». История о борьбе двух преступных группировок Чикаго стала культовой для американских зрителей. Примечательно, что трюки для ленты актер придумывал самостоятельно.
ИСТОРИЯ ЛЮБВИ
В 1990-м в интервью Брэндон Ли говорил о том, что не представляет себя женатым. С иронией актер отмечал, что ни одна девушка в мире не потерпит такого беспорядка, в котором он живет постоянно. Свободолюбивый артист не подозревал, что совсем скоро встретит женщину своей мечты.
С привлекательной брюнеткой Элизой Хаттон Брэндон познакомился в штаб-квартире компании 20th Century Fox. Девушка была личным помощником режиссера Ренни Харлина, до этого несколько лет проработала в крупных кастинг-агентствах, однако блеск и роскошь Голливуда не испортили ее. Элиза выросла в многодетной семье в штате Миссури, знала цену труду и не кичилась успехами в карьере. Кроме того, она не входила в число поклонниц Брэндона Ли, а увидев его лично, заключила, что актер высокомерен и страдает нарциссизмом.
На самом деле артист вел себя чересчур активно, стараясь добиться расположения Элизы. Впоследствии Ли откровенничал, что для него это была любовь с первого взгляда. Брэндон тут же позвонил своему менеджеру, чтобы рассказать о мисс Хаттон.
«Ян, ты когда-нибудь встречал кого-то, кому просто говоришь «Привет» и надеешься, что она останется с тобой до конца жизни? Ну, сегодня я встретил такую девушку», — хвастался актер.
Оставалось только произвести хорошее впечатление. На второй встрече Брэндон вел себя сдержанно и тактично, так что Элиза узнала его с новой стороны. Хаттон согласилась пойти с артистом на свидание, и вскоре у пары начался бурный роман. Друзья видели, как рядом с избранницей безрассудный актер менялся на глазах: становился спокойным, сдержанным, уверенным в себе. Возлюбленная не пыталась контролировать Ли, подбадривала его и поддерживала в творческих начинаниях и проектах.
Весной пара перебралась в дом в Беверли-Хиллз, где Брэндон работал над фильмом «Беглый огонь». Элиза устроилась редактором в местный глянцевый журнал, а в свободное время помогала ему с ролью. После выхода картины женщина отправилась с актером в гастрольный пресс-тур. Они не расставались ни на минуту, и романтике в их отношениях завидовал весь Голливуд: Ли писал возлюбленной послания, цитируя Шекспира.
Спустя два года знакомства Брэндон увез избранницу в путешествие по Италии. В один из дней отпуска артист сделал Элизе предложение, на которое она ответила согласием. По возвращении из Европы влюбленные закатили громкую вечеринку, где сообщили о помолвке. Они с энтузиазмом начали планировать свадьбу. Торжество должно было пройти в Мексике 17 апреля 1993-го. Никто и представить не мог, что вместо праздника близких актера ожидает траур…
«ВОРОН», УКРАВШИЙ ЖИЗНЬ
Брэндон Ли не сомневался, что 1993-й станет счастливейшим годом в его жизни. В каждом интервью он говорил, что с нетерпением ждет свадьбы с Элизой. Еще одним поводом для радости стали съемки фильма «Ворон». Экранизация графического романа о суровом возмездии Эрика Дрейвена, вернувшегося с того света, чтобы наказать убийц своей девушки, должна была вознести Брэндона на вершину славы. История тронула его до глубины души: как и сам актер, герой готовился к бракосочетанию и безумно любил свою избранницу.
«Я подумал про себя: если бы мне, как ему, через год после смерти предоставили возможность вернуться, кого бы я хотел увидеть? Элизу, мою невесту, ведь я женюсь после съемок фильма. Но у Эрика все иначе: единственного человека, с которым он хотел бы поделиться этим, больше нет. Это главная трагедия персонажа», — говорил артист в последнем интервью.
Съемки стартовали в 28-й день рождения звезды, 1 февраля. На время Элиза покинула жениха, отправившись в Лос-Анджелес решать свадебные вопросы. 27 марта невеста устроила девичник, а 30-го позвонила Брэндону и с радостью сообщила о том, что ее обручальное кольцо ручной работы готово. Это был их последний разговор.
После полуночи случилось то, что навсегда перевернуло жизнь Элизы Хаттон. Ли снимался в сцене, где в главного персонажа стреляет злодей Фанбой. В стволе револьвера осталась заглушка, что прошло незамеченным для членов съемочной группы, и когда Майкл Масси нажал на курок, застрявшая деталь вылетела из пистолета, словно пуля, и пробила Брэндону живот.
Актер медленно осел на пол, и поначалу коллеги решили, что сцена сыграна им блестяще. Но увидев алые капли на плитке, артисты поняли, что случилось страшное. Заглушка прошла сквозь внутренности и застряла в позвоночнике Брэндона Ли. Скорая увезла пострадавшего в клинику Уилмингтона. Кровоизлияние оказалось слишком сильным, и сложная операция не спасла звезде жизнь. 31 марта в час дня он скончался за 18 дней до собственной свадьбы…
После похорон продюсеры «Ворона» приняли решение завершить фильм: сцену реального убийства Ли вырезали и пересняли с дублером. Оставшиеся эпизоды отыграл другой актер, которому с помощью компьютерных технологий наложили лицо Брэндона. Картина вышла на экраны 13 мая 1994-го с посвящением «Брэндону и Элизе». Премьера сопровождалась оглушительным успехом, а погибший артист стал кумиром поколения.
Хуже всего в те дни пришлось невесте, вмиг превратившейся во вдову. Через несколько недель после похорон ее навестил автор романа «Ворон» Джеймс О’Барр. Он хорошо понимал чувства Элизы, ведь сам потерял возлюбленную, правда, в автокатастрофе. Позднее писатель признавался, что никогда раньше не видел зрелища печальнее. Женщина сидела в гостиной, заваленной свадебными подарками и фотографиями с Брэндоном, а в соседней комнате на манекене висело белоснежное платье, которое ей не суждено было надеть…
Элиза долго не могла примириться с потерей близкого человека. Она покинула Голливуд, отказалась давать интервью прессе, сняла небольшую квартиру и устроилась соцработником, чтобы помогать беспризорным детям. Лишь спустя 10 лет после трагедии Хаттон вышла замуж. Поклонники актера уверены: самой большой любовью в жизни женщины так и остался Брэндон Ли.