актеры фильма воскресенье половина седьмого тогда и сейчас фото
Крош и все, все, все!
В комментариях к посту о судьбе актера Александра Шекуненко
меня попросили сделать пост о фильмах про Кроша. С удовольствием выполняю просьбу!
Кто из поколения 80-х не прильнул к телеэкрану, когда вышел четырёхсерийный фильм по повести известного писателя Анатолия Рыбакова «Каникулы Кроша»? Актёры словно вошли в каждый дом, чтобы рассказать историю обычного советского паренька по имени Сергей Крашенинников. Его попадание под влияние сомнительного дельца, коллекционирующего нэцкэ, а по сути преступника и сохранение при этом нравственного начала, позволившего вырваться из опасной компании, – главная интрига полюбившейся киноленты.
Сегодня никто не сомневается, что успех фильма во многом связан с удачным выбором главного героя, которого сыграл уже опытный на тот момент Василий Фунтиков. Хотя самому юноше было всего 17, когда он снимался в «Каникулах Кроша». Актёры, исполнившие друзей Сергея, тоже были молоды, и это привлекало к экрану их сверстников со всего Советского Союза. Опыт Василия обусловлен тем, что сниматься он начал с девятилетнего возраста. За его плечами были уже серьёзные работы в «Охотниках за привидениями» и «Камертоне». Но так уж сложилась судьба, что самую известную свою роль он сыграет, будучи десятиклассником. Окончив в дальнейшем Щукинское училище, Фунтиков остался в профессии, став актёром театра и кино. Но для всех он по-прежнему Крош (прозвище главного героя) – искренний и пытливый мальчишка, сохранивший чувство собственного достоинства.
По сюжету юноша проводил каникулы без родителей. Предоставленный сам себе, он попадает в орбиту влияния некоего Владимира Николаевича, которого все называли просто Веэн. Он собрал вокруг себя группу ребят, помогающих ему заниматься коллекционированием японских фигурок (нэцкэ) и оказавшихся замешанными в его грязных махинациях. Герой Фунтикова проходит путь взросления и понимания, что такое добро и зло, подлость и настоящая дружба. Когда-то в детстве сам Василий серьёзно занимался игрой на скрипке, вероятно, тонкая душа музыканта помогла ему достучаться до сердец своих сверстников.
Больше всех в новой компании Сергей Крашенинников сошёлся с Боксёром по имени Константин Марченко. Сын профессора, тот узнаёт трагическую историю своего отца и малопривлекательную роль, которую сыграл в его смерти Веэн. Охота за фигуркой, изображающей рисующего мальчика, становится не только основной сюжетной линией, но и лакмусовой бумажкой, проявляющей каждого на зрелость. В роли Боксёра снялся Геннадий Кузнецов, студент ГИТИСа. Он, как и Фунтиков, рано приобщился к творчеству, с 12 лет начав работать на радио в передаче «Пионерская зорька». Роль интеллигентного, спортивного юноши стала главной в его жизни. В фильмографии Кузнецова больше нет значительных ролей. В дальнейшем Геннадий работал на радио и телевидении, был помощником и советником влиятельных политических фигур.
Кто ещё из молодых снимался в фильме «Каникулы Кроша»? Актёры и роли были распределены следующим образом.
Петра Шмакова сыграл Владимир Сирота. Выпускник ГИТИСа также остался актёром одной роли, некоторое время служил в театре им. Маяковского.
Роль Игоря исполнил Владимир Сальников, ушедший из жизни в 2003-м. У него сложилась более интересная творческая судьба. Он участвовал в 18-ти кинопроектах, играл в московских театрах.
Женские образы воплотили Ольга Битюкова (Вера) и Вера Новикова (Зоя). Битюкова была уже известной на всю страну благодаря фильму «Москва-Кассиопея», в дальнейшем её карьера складывалась неоднозначно. В 90-е девушка уходила из профессии, но сейчас за её плечами более 50-ти киноролей.
Вера Новикова, несмотря на работу в театре им. Вахтангова, более известна как жена актёра С. Жигунова.
Главную мужскую роль коллекционера Лесникова (Веэн) сыграл артист театра «Ленком» Владимир Корецкий. Он ушёл из жизни в 2016-м в 84-летнем возрасте, в звании заслуженного артиста РСФСР. За его плечами насыщенная творческая биография, в которой не так много оказалось звёздных ролей, подобных Веэну. Родителей Кости сыграли известные сегодня актёры – Любовь Стриженова (мать) и Владимир Заманский (отчим). Первая является мамой актёра и режиссёра Александра Стриженова, народная артистка России. Заманский же ещё в советские времена дослужился до звания народного артиста РСФСР, сейчас ему 91 год.
В роли бабушек, которых обманывал коллекционер Лесников, снялись Нина Тер-Осипян (Елена Сергеевна), а также Елена Тяпкина (вдова). Бабушку Веры сыграла Людмила Врублевская, начавшая свою фильмографию ещё в тридцатые годы. Роль художника Краснухина исполнил Борис Гусаков. Выпускник Свердловского театрального института, он в дальнейшем окончил МХАТ, играл на сцене московских театров. Перестал сниматься в сложные для отечественного кинематографа 90-е. А кто ещё запомнился в фильме «Каникулы Кроша»? Актёры второго плана будут представлены далее.
Режиссёром картины выступил Григорий Аронов, которому удалось подобрать таких героев, которые словно шагнули на экран из жизни. Феномен фильма в том, что, как выяснилось, для многих из них участие в телевизионном мини-сериале стало успехом, так и оставшимся единственным в творческой карьере. Очень запоминающейся и притягательной для зрителей стала картина «Каникулы Кроша». Актёры второго плана – это прежде всего посетитель выставки. Его замечательно сыграл Ю. Катин-Ярцев. Реставратора изобразил Георгий Светлани. Запоминающимися стали эпизоды с участием Георгия Тусузова (читатель), Виталия Яковлева (хулиган), Владимира Бурлакова (коллекционер), Владимира Качана (комментатор). Все, кто смотрел фильм 1980 года, попали под обаяние завораживающего голоса за кадром неподражаемого Зиновия Гердта
«Неизвестный солдат», 1985 год
По сюжету, не попав в институт, Сергей Крашенинников приезжает к деду в небольшой городок и начинает работать в дорожной строительной бригаде. В ходе работ строители обнаруживают солдатскую могилу. Сергею поручают выяснить личность погибшего. Он начинает поиск. Сергей Крашенинников здесь повзрослевший, честный и принципиальный человек. Несмотря на все препоны, докопался до сути, узнал имена погибших солдат, сумел связаться с родственниками, кое в ком пробудил совесть. Честь и хвала ему за это.
Роль дедушки в исполнении Н.Гринько, который воспринимается здесь именно мудрым, добродушным, многое повидавшим на своём веку дедушкой, а не папой Карло или профессором Громовым, как его до этого привыкли видеть на экране.
В фильме задействованы многие замечательные актеры: Иван Шабалтас, Эрнст Романов, Анатолий Котенев, Нина Гребешкова и др.
Воскресенье, половина седьмого, 1988 год
Это четырёхсерийный телефильм режиссёра Вадима Зобина, снятый по сценарию Анатолия Рыбаков Анатолия как продолжение фильмов «Каникулы Кроша» (1980) и «Неищвестный солдат» (1984) с уже известным Василием Фунтиковым в роли Сергея Крашенинникова («Кроша»).
По сюжету, молодому юристу Сергею Крашенинникову, проходящему стажировку в прокуратуре, поручают дело o смерти девушки, тело которой было найдено недалеко от шоссе в лесу. Дело было простым: девушка, как показало вскрытие, умерла сама от разрыва селезенки, и нужно было только установить её личность.
Однако Сергея заинтересовала причина, по которой Соня (так звали погибшую девушку) оказалась на другом конце Москвы, и почему ей в достаточно оживлённом месте никто не оказал помощи. Расспрашивая людей, видевших Соню в том лесу, Сергей понимает, что свидетели по непонятным причинам ему что-то недоговаривают и лгут. В роли Сони дебютировала актриса Гелена Кирик, актриса питерского театра «Буфф».
Он начинает разбираться, что на самом деле произошло в то воскресенье и понимает, что имело место всеобщее равнодушие. Самое интересное, что помощи умирающей Соне не оказал даже врач, оказавшийся в том месте, с виду интеллигентный и порядочный мужчина, который потом врал Сергею, будто ехал по другой дороге.
Натурные съемки происходили в Зеленограде, около озеро Школьное. Молодежь тусила на природе: слушали заграничные группы (Pink Floyd, Ozzy Osbourne, Whiesnake) обсуждали модели мотоциклов, некоторые фарцевали кассетами.
Разношерстная компания, участники которой прошли мимо умирающей девушки, состояла из актеров:
Елена Кендрик (Наташа Селезнева). Елена снялась еще в одной роли год спустя и позже уехала в США, где и проживает по сей день.
Михаил Палатник (Евгений Суров). В последствии Михаил окончил «Щуку», стал актером кино, режиссером, театральным деятелем, сценарист сериалов «Напарницы», «Мухтар. Новый след» и др.
Второстепенные роли в этом фильме сыграли ныне известные актеры Владимир Зайцев, Маргарита Шубина, Юрий Юматов, и другие.
иПовзрослевший Крош в фильме появляется с усами. Кстати, Рыбаков специально писал роль в сценарии для Фунтикова.
Крош в программе «Рожденные в СССР», 2013. Немного побитый жизнью, но все равно узнаваем.
Предшественником киноэпопеи с Фунтиковым был фильм 1961 года «Приключения Кроша» по сценарию и одноименной книге Анатолия Рыбакова. Девятиклассники проходят летнюю практику на автобазе. Вскоре на базе происходит ЧП: со склада пропадают новые амортизаторы. Один из учеников, Серёжа Крашенинников по кличке «Крош», решает во что бы то ни стало найти причины недоразумения. В роли Кроша снялся актер Николай Томашевский:
Фильм имел огромный успех, достаточно отметить, что в прокате он собрал 19,2 миллионов зрителей. Многие отмечали уверенную игру молодого Николая Томашевского, сумевшего поймать те самые «рыбаковские» нотки в характере своего героя. В последствии Томашевский стал каскадером.
Одну из ролей (Вадим) исполнил сам Мэтр:
Надеюсь, мой пост о Кроше навеет сплетницам воспоминания о беззаботном детстве и поднимет настроение в прохладный осенний вечер)
Суд совести. «Воскресенье, половина седьмого» (1988)
А вот по актеру и другому фильму, где он тоже сыграл героя в значительно более юном возрасте, добыть информацию получилось. Помню, как с родителями мы обсудили, может ли это быть все тот же актер (в детстве я не всегда могла узнать человека в повзрослевшем ребенке), и папа убежденно заявил, что это не может быть никто иной.
Так вот фильм Воскресенье, половина седьмого был найден окончательно. Снятый в разгар перестройки, в последние годы умирающего СССР (умирающий, однако, успешно притворялся страной в полном расцвете сил), фильм заметно более «свободный» во многом, особенно в использовании музыки (я вас умоляю, никто не платил тогда за использованные саундтреки, так что деньги никогда не были причиной).
Музыка моей молодости: Модерн Токинг, Скорпионс, Пинк Флойд, даже Уайтснейк, про который я успела подзабыть. Это слушает молодежь, которую герой пытается переманить на светлую сторону Силы. А сам Сергей всегда окружен музыкой классической. Это смешно, когда классическую музыку противопоставляют любой другой, как добро и зло. Даже тогда не сработало: насколько я помню, в молодости я навостряла уши вовсю, чтобы услышать эти ценные «обрывки» мелодий, которые очень скоро стали завсегдатаями моих «плей-листов». К слову сказать, и тогда, и сейчас я очень люблю классическую музыку.
Но надо уже что-то написать и о самом фильме. Воскресенье, половина седьмого последний фильм сериала о Сергее Крашенинникове, подростке-правдолюбе, которого мы все наверняка запомнили по фильму Каникулы Кроша. Только в последнем «эпизоде» он предстает перед нами вполне взрослым человеком, заканчивающим университет и почти получившим работу (а также женатым, хотя чуть позже выяснится, что женой именуется подруга — почему бы и нет, раз молодой человек уверен в своих чувствах).
Нетолерантно замечу, что маленькая собачка — до старости щенок, выражение, характеризующее изменение внешности Кроша. Главный признак того, что молодой человек чувствует себя недостаточно взрослым — наличие внешних атрибутов. Усы — самый популярный из них. И, как обычно случается, усы не только не добавляют солидности, но и окончательно подрывают ее. Костюм, который носит практикант-следователь, уже немного более убедительный признак. Я одобряю.
Впрочем, до того, как вы разочаруетесь в ожидании убийственной критики, предупрежу, что ее не будет. Помню, как я смотрела Каникулы Кроша, а потом, много позже, прочла и книгу, с растущим раздражением против главного героя. Написанная от первого лица, она изобиловала самоуверенными, избыточно наставительными и необдуманными высказываниями, которые постепенно так надоели, что хотелось выйти и дать ему пинка. Но на самом деле это отличный прием: не прибегая к оценкам, снисхождению и прочим взрослым штучкам показать героя таким, как он сам о себе думает. Кстати, к чести Кроша надо заметить, что он немилосерден к своим недостаткам и честно признает их (когда заметит).
Воскресенье, половина седьмого, будь это книгой, вероятно, был бы построен аналогичным образом. Еще в детстве Крош отличался невероятной въедливостью и способностью так достать человека вопросами (иногда бестактными от незнания контекста и поспешности суждений), что тот раскрывал тайну золотого ключика. Выбрав профессию следователя, он нисколько не ошибся. Есть такие цельные люди, которых не отпугивает поражение, или грубый отказ. Про них сказано «его гонят в дверь, он влезает в окно». Что было бы утомительно в любой другой сфере, но не в той, где от настойчивости задаваемых вопросов (точных вопросов) зависит результат дела.
Молодой следователь полон энтузиазма. В его мечтах он дело раскрывает без особых проблем. Он возмущается людским равнодушием и видит ситуацию в целом, как не столько криминальную, сколько нравственную задачу. И только ввязавшись в бой он обнаруживает подводные камни. Работа следователя строится на взаимодействии с людьми. И не только с преступниками, но и со свидетелями, жертвами и их родителями. Особенно с родителями жертв. Как ни подготавливай мать двадцатилетней девушки, погибшей в результате несправедливого, рокового стечения обстоятельств, сказать ей напрямую, что дочери уже нет в живых, требует известного мужества даже от совершенно постороннего человека.
Крош, однако, не посторонний человек. Опять же в силу особенностей его характера (в каждой бочке затычка, сказали бы недоброжелатели), он никогда не стоит в стороне в ситуациях, когда его усилия возможно принесут пользу. Если он и бестактен временами, то это полностью искупается его личными переживаниями. Он научится разговаривать с пострадавшими, но надеюсь не из-за очерствения сердца.
Но даже Сергей Владимирович мог бы и упустить детали, и даже самое главное в этом случае, если бы не сверхподозрительное поведение всех участвующих лиц. Буквально все, начиная с подружек девушки, с которыми она предположительно и провела день, заканчивая случайными свидетелями — подростками, слушающими музыку на Поляне (видимо, название лесного парка на местном жаргоне), придумывают свои версии события вместо простого рассказа о том, что произошло.
Как позже заметит подруга спутницы жизни Сергея: невиновные люди так себя не ведут. Именно это «заводит» юного Шерлока: он берет след и с завидным упорством идет по нему. Его не останавливают строптивые свидетели, с лживых историй которых приходится слоями снимать нагромождение уловок, уклончивых объяснений, намеков. Он не побоялся высокопоставленных и неназванных лиц, которые, воспользовавшись телефонным правом, открыто влияли на ход следствия. Крошу пришлось выслушать намеки о личной заинтересованности в деле, но он не поддался на провокации. Кроша избили хулиганы — он выстоял. Крошу пришлось выслушать упреки матери своей невесты, уговаривающей его (а по какому собственно праву?) бросить дело в отношении врача; даже его девушка, Лена, открыто встала на сторону профессора Борового и настаивала на том, чтобы Сергей «оставил в покое» выдающегося врача. Возможно, этот самое первое его расследование поставит крест на их отношениях. И все эти препятствия оказались недостаточными, чтобы Крашенинников свернул с пути.
Меня радуют в этой истории некоторые обстоятельства. Во-первых, Кроша явно поддерживает его старший коллега Андрей Андреевич. Он, похоже, не забыл о том, зачем нужны правоохранительные органы — защищать и служить «Служа закону, служу народу» — и смог «постоять в башмаках» Сергея. Он так же выступил его защитником перед клеветниками и недоброжелателями. Провел за того следственные действия, когда Крашенинникову был объявлен отвод от дела.
Во-вторых, Лена с помощью своей очень здравомыслящей подруги осознала, под каким давлением Сергею приходится выяснять обстоятельства дела. И еще она твердо уверена: какими глупыми с ее точки зрения ни кажутся поступки Сергея, на подлость он не способен.
В-третьих, молодому сыщику удается найти подход к избалованной молодежи, сломать лед недоверия между ними (всего 5-6 лет разницы в этом возрасте поставили их поначалу по разные стороны баррикад). Задолго до финала 4-серийной драмы, подростки начинают проникаться уважением к Сергею, а потом и вовсе помогают ему во всем. Потому что он не заклеймил их пропащими, не осыпал опостылевшими нотациями. Он увидел в них настоящих людей, которым не чужды совесть и сострадание. И вот уже Лед Зеппелин (да и Биттлз тоже) перестают быть символом противостояния.
Вот за что я люблю Анатолия Рыбакова — так это за неотразимость впечатления, которое производят его произведения. Сначала нам даже смешон пафос практиканта, постулирующего очевидные истины, а потом мы обнаруживаем себя шагающими с ним в ногу. Герои Рыбакова настолько симпатичны, правильны и вместе с тем правдоподобны, что мы отбрасываем всякое неприятие задолго до того, как книга/фильм окончатся.
Правдоподобие заключено и в результатах кинорасследования. Теперь все обстоятельства гибели Сони Смирновой прояснены, все действующие лица и их роли в случившейся трагедии определены, вина каждого из участников по разному замешанных в «неоказании помощи» вопиет к возмездию. Но с точки зрения закона ни один из «преступников» не может быть привлечен к ответственности. Это печально, хотя Крашенинникову нечего стыдится. Он достойно выполнил свое первое задание.
Зато он достиг других целей, не менее важных. Все, кто прошел мимо страдающего человека, теперь никогда не забудут своего проступка. Совестливым это не даст покоя, но даже самым бессовестным это послужит уроком. Они хотя бы напуганы. С паршивой овцы хоть шерсти клок.
Все вышесказанное не дает мне права отнести фильм к банальным детективам, хотя все отличительные черты детективного расследования в нем присутствуют. Воскресенье, половина седьмого глубже, чем кажется на первый взгляд. И даже если слово «мораль» пугает рядового зрителя, он не сможет отрицать, что в данном случае без нее не обойтись. Вам не будет скучно его смотреть и по окончании серий вы обнаружите, что стали в чем-то лучше.
Воскресенье, половина седьмого (1988)
Воскресенье, половина седьмого
Молодому юристу Сергею Крашенинникову поручают дело о гибели девушки. Расспрашивая людей, видевших девушку в день её гибели, Сергей начинает понимать, что ему многое не договаривают.
Отзывы критиков о фильме «Воскресенье, половина седьмого», 1988
Выходит, никто не виноват? Наоборот, все виноваты, что были равнодушны к страдающему человеку и то, что ты заставил каждого из этих людей хотя бы задуматься над своей виной. Это не так мало, это много!
Я — человек, который с фейспалмом смотрит «Очень странные дела», критикует «Убивая Еву» и вообще крайне категорично настроен.
В смысле в плохом качестве, с плохим дубляжом, не вышли все серии — не, я не буду смотреть этот сериал, несите следующий.
Я сама не знаю в какой момент мне попался сериал «Воскресенье, половина седьмого», но уже с самого начала я поняла, что это что-то ностальгически-милое, немного наивное. Как такового детектива — нет, нет даже убийства, надо бы сразу закрыть дело, но показания не сходятся и Сергей Крашенинников пытается выяснить всю ситуацию.
Я не знаю, что именно меня так сильно тронуло. Может быть, это искреннее ведение дела, или то, что он смог растормошить своих начальников присоединиться к нему и поверить, что не надо закрывать дело, а довести до конца. А может быть все вместе. А может быть, попытка разговаривать с людьми по-человечески, пытаться призвать всех к тому, чтобы помогать и быть людьми. Такое отчаяние желание разобраться…
Но этот мини-сериал запал мне в душу, а Сергей Крашенинников остается там со своим чистым взглядом на переднем плане.
Сама проблематика — равнодушие. Я не знаю, насколько это было актуально в Советском Союзе? Сейчас — это актуально на 100%. Да что уж там, думаю, каждый надеется, что кто-то подойдет к нуждающемуся и спокойно выдыхает, когда чья-то проблема становится не его. Лень, потеря времени, страх что-то сделать не так, все вместе давит и проще пройти мимо, чем остановиться и помочь.
Сергей Крашенинников пытается хотя бы, как правильно сказал его начальник Андрей Андреевич, дать понять и навести на мысль каждого причастного, что и его вина в этом тоже есть. И это важно! Важно не допустить смерти по равнодушию.
В общем, грустно, остросоциально и очень трогательно. Все играют прекрасно!
Посмотрела на одном дыхании и влюблена в этот мини-сериал.
Приветы из 2020 года в 1988 г.
Последнее лето Кроша
Равнодушие — так за него не судят
Эта фраза мастера ЖЭКа из данелиевского «Афони», как нельзя лучше описывает сюжет того, о чём нам расскажут, и покажут в «Воскресенье…» Только здесь равнодушным оказывается не один отдельно взятый индивид, а всё наше позднесоветское общество. Начальница мастерской где работают девушки — которой всё равно что сотрудница три дня не ходит на работу, сбежавшие подруги, прохожие проходящие мимо лежащей девушки, и делающие вид что не замечают её, врач — давно забывший про «клятву Гиппократа», и прочая, прочая. И у всех находится причина для оправдания своего неучастия: в машине всего два свободных места — а голосующих девушек трое; молодая — сама виновата, нечего с молодыми парнями в лесу гулять; раз лежит — значит пьяная. И при этом никого из этих людей нельзя назвать законченным подлецом, или сволочью. Отнюдь. Обыкновенные граждане, ещё не испорченные тотальным дефицитом, или перемолотые перестройкой. Установки партии и правительства — ещё не принято подвергать сомнению, а вера в правоохранительные органы незыблема как скала. И лишь очень внимательный зритель может увидеть первые трещины, которые обрушат эту каменную стену через пару — тройку лет. Наверное увидел и режиссёр Вадим Зобин, сумевший избежать в своей картине столь модных тогда перегибов «перестроечного кино». И наверное благодаря этому «Воскресенье…» сегодня смотрится не менее актуально, чем тогда, в 1988. А может даже и более.
Крош — милиционер
Крош из произведений Анатолий Рыбакова («Приключения Кроша», «Каникулы Кроша», «Неизвестный солдат»)вполне логично и предсказуемо в итоге обязан был стать милиционером. Себе обязан и обществу. К сожалению, Рыбаков так и не написал продолжение, но данный фильм по сути и является продолжением, где небезызвестный автор выступил в качестве автора сценария. Фильм снят в сложный 88-й год, в то время, когда государственные правила пошатнулись и стали сомнительными. И, по сути, Крош являет собой последний оплот государства. Принципиальный и неподкупный — можете представить себе, какое это шило в заднице у бюрократов, приспособленцев и взяточников — всех тех, кто на 100 процентов составляет ряды государственных служащих.
Довольно смешны потуги девушки Кроша (даже «невесты») заставить его собственной волей поступиться принципами. Девушка, определенно, не читала трилогию Рыбакова. С одной стороны, вполне бы в природе мог попасться один такой мальчик-студент, от которого плачет вся прокуратура, в которой он проходит практику, а с другой стороны — это сказка, обычная сказка. Пусть даже образ Кроша тот самый, родной и всем известный. Зато в полной мере показаны уродами врачи (Лев Толстой здесь бы согласился), бросающие больных девушек на обочине дороги, работники заводов-фабрик, что говорит о модной тенденции благородных кровей в то время и подростки, неправильно воспитываемые своими козлами-родителями. Впрочем, подросткам дан шанс исправиться, которым они воспользовались в лучших, крошевских традициях.
Сюжет по сути высосан из пальца, но тема самая актуальная и на нынешний момент — падение нравов и моральные установки каждого. Временами смотреть скучновато, но не тем, кто застал 88-й год во всеоружии.
«Убийство без убийства»
Кино (точнее мини телевизионный сериал), который неожиданно запал в душу. Из тех фильмов, в которых на первый взгляд — не за что и глазу зацепиться — ни известных актеров, ни броского сюжета. Фабула, так и просто выеденного яйца не стоит. Молодая девушка умирает в выходной, в людном месте (вокруг много компаний, все время подъезжают какие-то мотоциклисты, семьи на машинах) — в общем, драма разыгрывается в солнечный день, где-то на природе.
Молодой следователь, как водится, берется за дело, которое ему отдали только для того, чтобы закрыть (состава преступления нет) — девушка умерла от естественных причин. Но начинающие следователи, как мы знаем, люди неуспокоенные, дотошные. Что-то не нравится молодому человеку в этом деле, и он начинает по нему серьезное расследование.
В определенный момент мы начинаем понимать, что девушка в этом кино — аналог «Лоры Палмер». Все, кто так или иначе имели отношение к ее делу — безбожно лгут. Лгут подростки, которые отдыхали рядом на поляне, лгут ее подруги, лжет даже человек, который проезжал мимо по шоссе, но не взял девушек на борт — т. к. места в машине не хватило.
Фильм и правда, на первый взгляд, как будто самое обычное кино позднесоветского (88ой год) периода — без «экшена» (в его традиционном понимании), красивого монтажа и картинки. Все держится на внутреннем психологизме, и интересно рассказываемой истории. (которая раскрывается постепенно — кусочек паззла за кусочком).
В то же время «раннеперестроичный» флер добавляет ему и новых мотивов, когда вместо «юных пионеров» у нас уже — байкеры. И как раз принадлежность к этому времени лишает его и многих штампов. Например — повсеместная продажность судей и чиновников, которые уже, честно говоря, поднадоели (и даже не столь в нашем кино, сколь даже в американском). В частности, непосредственный начальник молодого следователя, хоть вслух и не одобряет его «возни» по этому пустяковому делу, но мысленно поддерживает, и даже позволяет (несмотря на постоянные «звонки» сверху) довести его до конца.
Финал, как это чаще всего и бывает — раскрывает не такую уж страшную, в чем-то даже банальную, но все равно печальную правду…
Такое, неяркое, неизвестное, но хорошее кино — про то, что же на самом деле произошло в Воскресенье, половину седьмого.
Известный колумнист Вадим Нестеров сравнил как-то советскую культуру с заброшенной и полузабытой страной, куда все мы осуждены периодически возвращаться за оставленными там сокровищами. Походы за этими сокровищами начались, конечно, уже давно — практически сразу после падения СССР, но до сих пор брали мы, в основном, то, что валялось на поверхности — поднимали, так сказать, самородки, тогда как основная масса ценностей так и лежит погребенная под накопившимся за двадцать лет культурным (ой ли?) слоем. Увы, настоящей разведке этих ценностей серьезно мешают осколки кривых зеркал, которыми богаты позднейшие наслоения, и те, что, как у Андерсена, попали нам всем когда-то в глаза и сердца: осколки эти, искажая, очень часто не позволяют разглядеть того, что было в той стране истинно добротного и качественного, превращая в нашем восприятии прелестнейшие ландшафты в листья вареного шпината, добрую и разумную человеческую мысль — в невообразимую тягомотину.
Так, ценить советский детектив семидесятых-восьмидесятых я выучилась лишь с большим опозданием, хорошенько проплакавшись под ударами судьбы и избавившись (надеюсь) таким образом от пресловутых осколков зеркала тролля в глазах. Во время выхода на экраны того же «Воскресенья» британской музы небылицы тревожили сон отроковицы, в детективе я искала интригу, мозговую головоломку, догоростоящую внешнюю прилизанность, притягательно-иноземный колорит; унылых многоэтажек, грубых подростков с магнитофонами, бытовых коллизий и — как мне тогда казалось — банального, безнадежно устаревшего и очевидно бесполезного морализаторства хватало и в жизни. Позже, много позже пришло ко мне осознание того, как важно и как трудно передать на экране эту самую сложнотканную текстуру повседневности, органично показать весь срез общества — не статичным, а таким, как в жизни — меняющимся и того не осознающим, полным явных и неявных связей, взаимодействий и взаимоотталкиваний, индивидуального и социально-обусловленного; как редко зарубежные мастера жанра задавались неизбежными в отечественном кино нравственными вопросами, ставили и решали обязательные у нас насущные этические и социально-политические проблемы и как безупречно это удавалось авторам наших неброских, на неподготовленный взгляд невзрачных полицейских кино-расследований — тонко, емко, нюансированно, на высочайшем уровне технической и профессиональной убедительности.
Формально фильм «Воскресенье, половина седьмого» исследует психологический и социальный феномен — так называемый синдром постороннего, при котором люди, оказавшиеся свидетелями чрезвычайной, грозящей жизни другого ситуации и в разной мере осознавшие эту ситуацию как критическую, не пытаются помочь пострадавшему — из-за элементарной социальной лени, из-за рассасывания ответственности, всегда возникающего в толпе, из-за вероятных в случае вмешательства дискомфорта и временных потерь. И синдром этот проявляет себя не только в истории с умирающей на людной поляне девушкой, при ближайшем рассмотрении им в той или иной мере оказываются заражены все герои фильма (кроме молодого, обожженного по молодости всеобщим малодушием следователя Крашенинникова), он орудует крупно и мелко — разрушая, разъединяя, отчуждая, подтачивая самые основы общества, в котором у столкнувшихся с подобным уже не может быть доверия ни к правохранительным органам, ни к светилам медицины, ни к собственной невесте. Синдром этот тем более страшен, что неуловим, неопределенен, его практически невозможно выявить и разоблачить — отсюда и растерянность Сергея в финале. Хуже — и здесь авторам удалось ухватить за хвост самую суть тогдашнего Zeitgeist`a — он (и зритель вместе с ним) внезапно прозревает, что подобное отношение к жизни как-то незаметно стало нормой, моральное осуждение преступного равнодушия сменилось у вполне интеллигентных, образованных людей осуждением осуждающих, неправомерно посягающих, по их мнению, на святыню чужой частной жизни. Красавицы-супруги, студентка Лена и жена врача, со свойственной умным женщинам голубоглазой непосредственностью озвучивают эту новейшую жизненную философию, всеми средствами из своего арсенала красоток подталкивая каждая своего мужчину к подлости. Не только умудренный жизнью прокурор, но и дипломник Сергей, чистый и честный, оказываются в прошедшем веке запоздалыми, неадекватными, готовыми к сдаче в утиль…
При всем при этом удивительно искренняя авторская интонация, еще не разрушенная в них вера в воспитательное и просветительское предназначение искусства не позволяют фильму скатиться ни к чернухе, ни в пессимизм. В нем нет ни малейших попыток лакировки действительности (все социальные язвы того времени — проблемы подростков, коррупция, какой-то общий идейный раздрай — в нем налицо), но горячее сочувствие к соотечественникам и то, о чем сейчас и говорить как-то неприлично — любовь к Родине и живущим в ней — сообщают ему какую-то трогательную, утраченную с тех пор человечность. Действительность того времени в деталях, вкусах, цветах, звуках и запахах воссоздана как-то так точно, так сочно и ностальгически-правдоподобно, что диву даешься: куда потом это все ушло — так сгоряча и так проворно? Верно, и вправду тролли зеркало разбили…
Криминал Воскресенье, половина седьмого появился на телеэкранах в далеком 1988 году, его режиссером является Вадим Зобин. Кто учавствовал в съемках (актерский состав): Гелена Кирик, Елена Богданова, Наталья Назарова, Маргарита Шубина, Владимир Зайцев, Михаил Палатник, Василий Фунтиков, Игорь Фокин, Елена Костина, Владимир Ильин, Галина Булкина, Маргарита Борисова, Галина Гладкова, Александр Степанов, Галина Анисимова.
- актеры фильма восемь первых свиданий
- актеры фильма воскресная премьера