актеры фильма восстание планеты обезьян
Восстание планеты обезьян
Аманда Сильвер
Дилан Кларк
Рик Джаффа
Питер Чернин
20th Century Fox
Chernin Entertainment
Dune Entertainment
Рассвет планеты обезьян
Содержание
Сюжет
Действие происходит в современном городе Сан-Франциско в ближайшем будущем. Молодой учёный Уилл Родман в ходе поиска эффективного лекарства (в форме вируса Альц-112) от болезни Альцгеймера, проводит генетические эксперименты над обезьянами. Но одна из подопытных шимпанзе, Ясноглазка, становится агрессивной, выходит из под контроля и крушит лабораторию. Её убивают, а после этого случая начальство принимает решение приостановить эксперимент и усыпить всех обезьян. Коллега Уилла Роберт Франклин обнаруживает, что Ясноглазка была беременна (у обезьян это не так заметно, как у людей), родила уже в лаборатории и просто защищала своего ребёнка. Роберт уговаривает Уилла взять детёныша к себе, сказав, что поищет ему питомник. Вскоре Уилл обнаруживает у шимпанзе удивительные для его возраста способности и понимает, что лекарство, которое вводили его матери, повлияло и на ребёнка. Учёный решает оставить шимпанзе, которого называет Цезарем. Он также делает отчаянный шаг и крадёт из лаборатории лекарство, которое даёт своему отцу Чарльзу, у которого синдром Альцгеймера.
Через несколько лет проявились последствия лечения — организм Чарльза научился бороться с вирусом Альц-112, и болезнь проявилась с новой силой. Тем временем Цезарь освоил язык жестов и свободно на нём изъяснялся, а также научился понимать человеческую речь. Один раз он напал на человека, защищая Чарльза, и служба по контролю над животными забрала его в питомник. Условия там были ужасны, и Уилл пообещал Цезарю, что скоро заберёт его. Учёный тяжело переживает разрыв, понимая, что теряет и отца, и Цезаря. Он разрабатывает новую формулу лекарства (Альц-113), которая мощнее и быстрее воздействует на организм, но не успевает дать его отцу, так как Чарльз умирает. Зато управляющий компании, где работает Уилл, заинтересовывается в новом лекарстве и заказывает новую партию подопытных обезьян, опыты с которыми проходят успешно.
В это время Цезарь, пользуясь своим интеллектом, становится вожаком среди обезьян в питомнике. У него появляются друзья — самец гориллы, которого он выпускает из клетки с помощью собственноручно сделанной отмычки, шимпанзе, который раньше был вожаком, и орангутан из цирка. Ночью Цезарь выбирается на свободу и крадёт образцы лекарства, которое даёт другим обезьянам. После подготовки обезьяны непреднамеренно убивают одного надсмотрщика, сажают в клетку другого и вырываются на свободу. В это же время обнаруживается, что новое лекарство по-другому влияет на людей — Роберт Франклин, случайно заразившийся Альц-113, умирает. Но теперь это никого не волнует — обезьяны освобождают сородичей из зоопарка и лаборатории и устраивают настоящую революцию. Цезарь решает отправить своих подопечных в заповедник, где он в детстве гулял с Уиллом. Но на мосту «Золотые Ворота» на обезьян устраивают облаву полицейские, погибают многие животные (в том числе горилла), но обезьяны добиваются своего и завоёвывают заповедник. Уилл срочно приезжает туда, чтобы остановить революцию, и говорит Цезарю, чтобы он поехал домой. Цезарь (уже не жестами, а словами) отвечает ему: «Цезарь дома», и Уилл понимает, что это действительно так.
После титров показана сцена в аэропорту, где у соседа Уилла, который контактировал с Франклином незадолго до смерти последнего, пошла кровь из носа — этот симптом также появлялся у Франклина. Опаснейший для человечества вирус начал распространяться.
В ролях
Актёр | Роль |
---|---|
Джеймс Франко | Уилл Родман Уилл Родман |
Джон Литгоу | Чарльз Родман Чарльз Родман отец Уилла |
Фрида Пинто | Кэролайн Аранья Кэролайн Аранья |
Брайан Кокс | Хэнк Лэндон Хэнк Лэндон |
Энди Серкис | Цезарь Цезарь |
Тайлер Лэбин | Роберт Франклин Роберт Франклин |
Том Фелтон | Додж Лэндон Додж Лэндон охранник зверинца |
Дэвид Ойелоуо | Стив Джейкобс Стив Джейкобс |
Джейми Харрис | Родни Родни |
Ричард Райдингс | Бак Бак |
Дэвид Хьюлетт | Хансикер Хансикер |
Чела Хорсдэл | Ирена Ирена |
Российский дубляж
Производство
Съёмки начались 10 июля 2010 года в Ванкувере (Канада). Съёмки также проходили в Сан-Франциско и в окрестностях Оаху. [3]
Сиквел
В настоящее время идёт работа над сценарием сиквела, которому недавно дали официальное название «Рассвет планеты обезьян». Сиквел выйдет 22 мая 2014 года. [источник?]
Реакция критики
Рейтинги | |
---|---|
Издание | Оценка |
Film.ru | (положительная) [4] |
Timeout.ru | [5] |
Кинокадр | (смешанная) [6] |
Коммерсантъ | (смешанная) [7] |
ПрофиСинема | (положительная) [8] |
Интересные факты
Примечания
Ссылки
Полезное
Смотреть что такое «Восстание планеты обезьян» в других словарях:
Завоевание планеты обезьян — Conquest of the Planet of the Apes … Википедия
Бегство с планеты обезьян — Escape from the Planet of the Apes … Википедия
Планета обезьян (роман) — У этого термина существуют и другие значения, см. Планета обезьян. Планета обезьян La Planète des singes Жанр: Научная фантастика Автор: Пьер Буль Год написания … Википедия
Планета обезьян (фильм, 2001) — У этого термина существуют и другие значения, см. Планета обезьян. Планета обезьян Planet of the Apes … Википедия
Битва за планету обезьян — Battle for the Planet of the Apes … Википедия
Планета обезьян (фильм, 1968) — У этого термина существуют и другие значения, см. Планета обезьян. Планета обезьян Planet of the Apes … Википедия
Под планетой обезьян — Beneath The Planet Of The Apes … Википедия
Планета обезьян — «Планета обезьян»: Прощание с планетой обезьян (сериал, 1974) … Википедия
12 обезьян — 12 Monkeys Жанр … Википедия
Восстание планеты обезьян
Рейтинг:
Кинопоиск 7,4 IMDb 7,6
Страна:
Длительность:
Режиссер фильма «Восстание планеты обезьян»:
Актеры фильма «Восстание планеты обезьян»:
Содержание фильма «Восстание планеты обезьян»:
Фильм «Рассвет планеты обезьян» (Dawn of the Planet
of the Apes, 2014) — боевик
в жанре научной фантастики, снятый по мотивам романа «Планета обезьян».
Сюжет фильма «Рассвет планеты обезьян»
Спустя десять лет после пандемии смертоносного вируса, численность населения во всем мире резко сократилась. Только один человек из 500 генетически невосприимчив к этому вирусу.
Страны объявили военное положение, разделившись на военные поселения. Обезьяны под руководством шимпанзе Цезаря ( актёр Энди Сёркис ) уже давно основали колонию в лесу Мьюир близ Сан-Франциско.
Группа людей во главе с Малкольмом ( актёр Джейсон Кларк ) входит на территорию обезьян из Сан-Франциско в поисках гидроэлектростанции, которая восстановила бы энергоснабжение города. Встреча сына Цезаря Голубоглазого ( актёр Ник Турстон ) и его друга Эша ( актёр Док Шоу ) приводит к тому, что последнего ранил Карвер ( актёр Кёрк Асеведо ).
Малкольму удается предотвратить эскалацию, а Цезарь приказывает людям уйти. По просьбе Коба ( актёр Тоби Кеббелл ), затаившего злобу на людей за плохое обращение с ним как с подопытным, Цезарь приводит свою армию к сообществу людей в недостроенной башне, чтобы продемонстрировать силу. Цезарь объявляет о намерении сражаться с людьми в случае необходимости.
Малкольм, его жена Элли ( актриса Кери Расселл ) и сын Александр ( актёр Коди Смит-Макфи ) работают и связаны с обезьянами. Медсестра Элли эффективно лечит болезнь жены Цезаря, Корнелии. Дрейфус вооружает сообщество арсеналом Форт-Пойнта. Коба обвиняет Цезаря в большей любви к людям, чем к обезьянам. Коба возвращается в арсенал и берёт штурмовую винтовку, убивая двух охранников и затем Карвера.
Люди чинят генератор, восстанавливая власть в городе. Коба тайно поджигает дом обезьян, стреляет в Цезаря. Начинается война. Коба принимает командование и ведёт обезьян в Сан-Франциско, где они грабят арсенал и штурмуют башню.
Обезьяны заключают в тюрьму людей, Дрейфус бежит под землю. Эш убивать безоружных людей. Коба отправляет его в тюрьму к людям.
Семья Малкольма находит Цезаря едва живым и доставляет его в свой бывший дом в Сан-Франциско. Цезарь говорит, что Коба выстрелил в него, и признаётся, что обезьяны могут быть такими же испорченными и жестокими, как люди.
Когда Малкольм пробирается в поселение, чтобы найти медикаменты для Цезаря, он встречает Голубые Глаза, который пощадил его.
Голубоглазый возвращается в башню и освобождают заключённых людей и обезьян. Малкольм находит Дрейфуса. Электричество позволило его людям установить радиосвязь с выжившими на военной базе.
Малкольм и Цезарь признают свою дружбу, и человек предупреждает примата о приближающихся военных. Цезарь отвечает, что люди никогда не простят обезьян за их нападение, и убеждает Малкольма уйти со своей семьёй. Он становится перед толпой обезьян, готовясь к войне.
Фото фильма «Восстание планеты обезьян»:
Детально о кинофильме «Восстание планеты обезьян»
ВОССТАНИЕ ПЛАНЕТЫ ОБЕЗЬЯН
Оскароносная команда специалистов по спецэффектам, вдохнувшая жизнь в «Аватара» и трилогию о «Властелине колец», приступает к созданию своего нового шедевра – обезьян в формате CGI, который позволяет передавать драматические образы во всем многообразии эмоций и проявлений интеллекта, а также эпические битвы, способные в корне изменить судьбу человечества и приматов.
«ВОССТАНИЕ ПЛАНЕТЫ ОБЕЗЬЯН» – это еще один эпизод самой полюбившейся и успешной франшизы кинокомпании «Twentieth Century Fox». Однако своим происхождением фильм обязан как картине «Аватар», так и более ранним версиям «Планеты обезьян». В процессе создания «ВОССТАНИЯ ПЛАНЕТЫ ОБЕЗЬЯН» студия визуальных эффектов «Weta Digital» использовала приемы Оскароносного «Аватара», чтобы впервые в истории фильма поместить в кадр фотореалистичных обезьян, а не костюмированных актеров. Данная технология позволит зрителю прочувствовать эмоции главного героя, шимпанзе по имени Цезарь, которого на самом деле не существует. Как говорит продюсер Питер Чернин: «Технологии ушли далеко вперед со времени создания предыдущих серий «Планеты обезьян», в которых Цезарь был главным действующим героем, и от лица которого происходило повествование. Зрителя захватывала история Цезаря, за которого они искренне переживали».
За исключением нововведения, касающегося создания образов фотореалистичных обезьян, способных передавать эмоции, декорации остались узнаваемыми и тематическими. «ВОССТАНИЕ ПЛАНЕТЫ ОБЕЗЬЯН» – это «история происхождения» в самом смысле этого слова. Действие происходит в современном городе Сан-Франциско. В фильме разворачивается реальная история-предостережение, своего рода смесь научной фантастики и науки, когда эксперименты в области генной инженерии приводят к развитию интеллекта у обезьян и провоцируют войну за господство на планете.
GEN-SYS: САМОЕ НАЧАЛО
Перед тем, как Gen-Sys начала испытания на людях нового многообещающего и потенциально прибыльного лекарства, ALZ-112, испытуемая обезьяна Уила стала проявлять неожиданно агрессивное поведение. Руководство компании признает исследования провальными, и Уил вынужден закрыть свою программу.
Среди суматохи и смятения от неожиданного завершения исследования Уил обнаруживает новорожденного шимпанзе – осиротевшего детеныша самого многообещающего подопытного. Этого маленького шимпанзе с большим будущим назвали Цезарем.
ВОСХОЖДЕНИЕ: ЭВОЛЮЦИЯ РЕВОЛЮЦИИ
Уил втайне воспитывает маленького Цезаря у себя дома, одновременно заботясь о своем больном отце. «Теперь Уилу приходится ухаживать не только за отцом, но и за обезьянкой».
Джон Литгоу добавляет: «Динамика развития отношений Уил-Чарльз-Цезарь просто удивительная. Теряя отца из-за болезни Альцгеймера, он приобретает «ребенка» Цезаря. Это эмоциональное напряжение задает тон истории».
Подвергнувшись воздействию препарата ALZ-112 еще в утробе матери, маленький Цезарь демонстрирует умственные способности и поведение, не характерное для обезьян в любом возрасте. Воодушевленный неожиданным открытием способностей Цезаря, Уил втайне добывает нужное количество образцов ALZ-112 в Gen-Sys, и вопреки трезвым расчетам продолжает свое исследование дома, используя своего отца и Цезаря в качестве объектов испытания. С течением времени под действием лекарства шимпанзе начинает проявлять необычные когнитивные способности и интеллект. Вместе с этим симптомы Чарльза начинают чудесным образом исчезать. Результаты нарушенных Уилом правил о лабораторных испытаниях превзошли все ожидания. Но очень скоро Уил обнаружит, что это решение приведет его, да и все человечество в целом, на путь разрушения.
Уил отвозит Цезаря к другим обезьянам, живущим на территории приюта для приматов Сан Бруно. Однако Уил даже не подозревает, что «приют» больше походит на тюрьму – место свалки для брошенных или ненужных обезьян. Приютом заправляет Лэндон (Брайан Кокс, сыгравший главную роль в дебютной картине Руперта Уайатта, «Побег из тюрьмы») и его сын Додж, которого сыграл Том Фелтон. Работа последнего в картине «ВОССТАНИЕ ПЛАНЕТЫ ОБЕЗЬЯН» заключается в создании образа очередного находчивого злодея после роли задиры Драко Малфоя в серии фильмов о «Гарри Потере», за которую Фелтон был недавно награжден премией «MTV Movie Award» за роль лучшего злодея.
Поскольку Цезарь не являлся самой сильной особью в приюте, он быстро понимает, что для того, чтобы выжить, ему нужно продемонстрировать свое интеллектуальное превосходство над бесстрашным самцом Рокетом, гнусной злобной гориллой по имени Бак и орангутангом Морисом, страдающим психическими отклонениями. Вскоре Цезарь доказывает свое превосходство над остальными обезьянами и устанавливает новый социальный порядок. В переломный напряженный момент Цезарь отплатит своим человеческим надзирателям той же монетой.
СОЗДАНИЕ ХАРАКТЕРА ЦЕЗАРЯ
При создании Цезаря и окружающей его обстановки требование компании «Weta Digital» заключалось в том, чтобы как и в «Аватаре» и трилогии о «Властелине колец» перенести зрителя в неведомые для этого миры. Ответственный за визуальные эффекты в картине «ВОССТАНИЕ ПЛАНЕТЫ ОБЕЗЬЯН» и четырехкратный обладатель Оскара Джо Леттори поясняет: «В «Аватаре» Джеймс Кэмерон создал целый фантастический мир, который до него просто не существовал. Задача «ВОССТАНИЯ ПЛАНЕТЫ ОБЕЗЬЯН» была несколько иной, и в некотором смысле она была даже более фантастичной. Мы воспользовались некоторыми технологиями, разработанными для «Аварата», чтобы воссоздать реальный, узнаваемый мир – современный Сан-Франциско. Чтобы вы ни увидели – обезьяны, места – должны казаться настоящими, поскольку мы углубляемся в тему, которая могла бы произойти в реальности, а не относится строго к жанру научной фантастики».
Леттери признает первенство в области создания реалистичных историй и эффектов за Рупертом Уайаттом. «Руперт по капле вливал в нас идею того, как мы должны создавать реалистичных шимпанзе. Мы начали с нуля. Это новый подход к серии фильмов о «Планете обезьян». Мы представляем себе приматов такими, какими мы их знаем. Мы же привнесли в их образ интеллект и еле различимые человеческие эмоции».
Мы наблюдаем за развитием характера Цезаря, начиная с момента его рождения до взросления и превращения в революционного лидера. Серкис, который ранее исполнил роль Голлума в трилогии о «Властелине Колец», и Конга в «Кинг-Конге», отмечает: «Цезарь – это одна из самых выдающихся ролей, которые мне когда-либо доводилось играть, как в физическом, так и моральном смысле. Одно дело играть шимпанзе, но играть одного и того же персонажа с момента его рождения и до момента его превращения в вождя революции – это совсем другое дело. Однако для меня, как для актера – это непреодолимый соблазн».
Во второй части фильма Цезарь попадает в заключение. Как говорит Серкис: «Его увозят от любящих его людей, и он чувствует себя отвергнутым. После того, как от него отказались его любимые родители, он был помещен в Приют Сан Бруно и заключен в клетку, окруженную растревоженными дикими существами. Он сомневается в собственной личности. Затем находит в себе силы возглавить и объединить других обезьян, и, как мне кажется, именно тогда наступает третий этап… то есть революция. Он использует свой разум, чтобы сплотить обезьян, а потом свою силу и власть, чтобы повести их за собой. Для меня, как актера, этот опыт уникален».
Холодное физическое отчуждение – это другая часть истории. Точность, обучение и концентрация – это основополагающие аспекты приема захвата реальных движений обезьян. Выдающийся координатор Терри Нотари, бывший артист «Поднебесного цирка» помогал актерам, использующим данную методику. Нотари помогал создать и другие важные образы обезьян.
Поскольку техника захвата изображения открывает новые возможности для создания эмоционального и физического облика героев, компания «Weta Digital» продолжила совершенствовать передовые технологии, использовавшиеся для создания «Аватара», в работе над «ВОССТАНИЕМ ПЛАНЕТЫ ОБЕЗЬЯН». Впервые «Weta Digital» снимала визуальные эффекты на реальных площадках за пределами контролируемых закрытых помещений, также известных как Павильоны.
Леттери поясняет: «Как и в «Аватаре», мы использовали прибор для фиксации эмоций и шлем для распознавания выражения лица актера, и получили полный диапазон возможных исполнений. Но здесь мы впервые использовали полностью интегрированный в действие прием фиксации изображения, затем устраняли барьер между визуальным эффектом и живым исполнением. Работа над «ВОССТАНИЕМ ПЛАНЕТЫ ОБЕЗЬЯН» в большей степени происходила между актерами и их взаимодействием друг с другом. Об остальном позаботимся мы, реальные визуальные эффекты – это все потом».
«Weta Digital» разработала новую переносную установку для фиксации изображении, которая может быть установлена в разных местах. Как отмечает Дэн Леммон: «Впервые в истории мы смогли перенести съемки на открытый воздух».
Основная задача «Weta Digital», и съемочного процесса в целом, стояла в создании кульминационного момента фильма, действия которого происходят на мосту Голден Бридж (Для съемок были построенные массивные декорации за пределами Ванкувера). Сцена эпической битвы между людьми и приматами изобилует трюками, пожарами, взрывами, вертолетами, сотнями машин и другого реквизита на фоне тумана Сан-Франциско – а также развязкой трагедии, эмоциями и взаимодействием между героями.
Эта сцена, как и некоторые другие крупные эпизоды, всегда наполнены эмоциональными и второстепенными темами. Энди Серкис подводит итог: «ВОССТАНИЕ ПЛАНЕТЫ ОБЕЗЬЯН» – это не просто фильм, напичканный спецэффектами. Это крайне эмоциональная сильная история на фоне богатых декораций. Действие и зрелищная составляющая прекрасно сочетаются с драматизмом событий. И поэтому я считаю ее действительно сильной, поскольку самое поразительное в этой истории не лежит на поверхности, а кроется в поисках реализма и правды».
Достающее звено
Почти полвека назад, в 1968 году, Голливуд показал зрителям планету обезьян – постапокалиптическую Землю далекого будущего, где власть принадлежала разумным обезьянам, а деградировавшие люди жили почти как животные
Мы не можем до выхода фильма в России раскрыть все его тайны, но мы многое можем рассказать о ленте, в которой предводитель обезьян Цезарь и его последователи противостоят безжалостному Полковнику – военачальнику людей, который считает, что нужно уничтожить разумных обезьян, чтобы сберечь оставшееся человечество. Борьба за выживание продолжается!
Предыстория фильма
1968 год был временем волнений, перемен и страха. Страха перед тем, что тогда творилось в мире, и перед тем, что могло случиться в ближайшем будущем. И «Планета обезьян» Франклина Шеффнера была одной из картин, которые отразили этот страх в эффектных жанровых аллегориях.
В основу «Планеты» была положена одноименная книга Пьера Буля – французского инженера и тайного агента, который провел Вторую мировую войну в Юго-Восточной Азии (в Китае, Бирме, Лаосе, Вьетнаме). После всего, что Буль пережил, он не отличался особым оптимизмом, и когда он начал писать фантастические книги, то из-под его пера стали выходить мрачные и саркастичные социальные фантазии, прямо противоположные «светлому будущему» советской фантастики.
Сопоставляя биографию Буля с содержанием «Планеты обезьян», его самого известного творения, легко понять, что обезьяны – это олицетворение азиатов. Буль боялся, что деградировавшая европейская цивилизация падет под напором с Дальнего Востока, который бурно развивается и который вполне способен сравняться с Западом и подмять его под себя. Буль был расистом – но расистом, который дотошно знает источник своего страха, а не довольствуется слухами, сплетнями и домыслами. Интересный парадокс – автор с реальным взглядом на мир стал знаменитым фантастом.
Кадр из фильма «Планета обезьян»
Обычно Голливуд не обращает внимания на французские литературные новинки, но изданную в 1963 году «Планету обезьян» в Америке заметили. Дело в том, что первой книгой Буля был военный роман «Мост через реку Квай», который рассказывал о западных военных в японском плену. В 1957 году «Мост» перенес на экран британский мэтр Дэвид Лин, и его лента была удостоена семи «Оскаров», один из которых получил Буль. На самом деле француз не имел никакого отношения к сценарию экранизации, и он даже толком не говорил по-английски. Но настоящие авторы текста Карл Форман и Майкл Уилсон не были указаны в титрах, так как они значились в голливудском «Черном списке» (то есть они были выявленными социалистами). Справедливость была восстановлена лишь в 1984 году.
После международного успеха «Моста» творчество Буля взяли на карандаш и на «Планету» обратили внимание, как только вышел ее английский перевод. Книга заинтересовала американских продюсеров жанрового кино, и студия Fox вложилась в экранизацию, которая сохранила дух оригинала, но существенно изменила детали повествования. Так, история о французских космонавтах превратилась в историю о бравых американцах, мир обезьян в фильме стал куда более примитивным, чем в книге (населенные обезьянами небоскребы было слишком дорого снимать), в историю мира была добавлена атомная война, а иерархия обезьян стала определяться цветом их шерсти. Как и в случае с «Мостом», над сценарием работал Майкл Уилсон, который постарался привнести в текст намеки на свои коммунистические идеи.
Главной технической «фишкой» постановки был новаторский пластический грим. Изображавшие обезьян актеры носили не жесткие, а гибкие латексные маски, которые передавали мимику звезд и делали игру куда более тонкой и правдоподобной. Сейчас это кажется банальным, но тогда это было радикальное новшество, ставшее значимой вехой в истории экранной фантастики. Многие гримеры следующего голливудского поколения признавались, что увлеклись своей будущей профессией, когда пытались понять, как снималась «Планета обезьян».
Кадр из фильма «Планета обезьян»
Понятно, лицо главной звезды «Планеты» не было скрыто под маской. Харизматичнейший актер своего времени Чарлтон Хестон к тому времени сыграл столь многих земных героев, что ему было интересно изобразить космического персонажа – мужественного космонавта, пытающегося выжить среди разумных обезьян. Кстати, именно с подачи Хестона режиссером картины стал Франклин Шеффнер. Актер и режиссер хорошо знали друг друга, потому что уже вместе работали.
Выход картины в прокат не был приурочен к политическим событиям 1968 года, но это совпадение сыграло «Планете» на руку. В Америке тогда многие боялись, что страна балансирует на грани новой Гражданской войны, и фильм-предупреждение о том, что людская цивилизация может погибнуть и замениться «чуждой» имитацией, был как нельзя кстати. Картина одновременно высмеивала расизм и отражала ксенофобские страхи, и потому ее с удовольствием смотрели как либералы, так и консерваторы. Каждый мог найти в «Планете» то, что ему было ближе.
В итоге лента собрала в прокате 32,5 миллиона долларов при бюджете в 5,8 миллиона долларов, и эти деньги спасли Fox, которая годом ранее, в 1967-м, едва не обанкротилась, когда позорно провалился мюзикл «Доктор Дулиттл» со знаменитым Рексом Харрисоном из «Моей прекрасной леди». Это была наглядная демонстрация смены вкусов публики. Зрители жаждали актуального, животрепещущего кино, а не умиротворяющего беззубого эскапизма, и Fox быстро поняла намек.
В следующие несколько лет было выпущено еще четыре ленты о планете обезьян, которые были уже не экранизациями Буля, а фантазиями сценаристов. Затем в 1974 году Fox запустила телесериал «Планета обезьян», но он продержался в эфире всего 14 серий. Неудачным получился и мультсериал «Возвращение на планету обезьян». Тем временем начинающий режиссер Джордж Лукас выпустил дебютный эпизод «Звездных войн», и внимание Fox переключилось с исчерпавшей себя франшизы на свежую и куда более успешную.
В 1980-х, когда Лукас завершил первую трилогию «Войн», Fox вспомнила о «Планете обезьян». Но тогда дальше планов и сценариев дело не пошло, хотя проектом занимались такие знаменитости, как Оливер Стоун, Джеймс Кэмерон и Арнольд Шварценеггер. Однако студия не сдалась и в 2001-м выпустила-таки ремейк «Планеты обезьян», который снял Тим Бертон.
Кадр из фильма «Планета обезьян» (2001)
Лента с участием Марка Уолберга, Тима Рота и Хелены Бонэм Картер неплохо прошла в прокате, и Fox намеревалась создать сиквел. Но Бертон был в ярости от того, что снимать ему пришлось в большой спешке (дата выхода в прокат была определена еще до его приглашения), и он заявил, что скорее выпрыгнет в окно, чем снимет еще одну «Планету». А так как рецензии были неоднозначными, а сборы – не запредельными, то проект был закрыт.
Пять лет спустя, в 2006 году, «Планета обезьян» возродилась благодаря сценаристу и продюсеру Рику Джаффе и его супруге и соавтору Аманде Сильвер. Будущие авторы «Мира Юрского периода» вдохновились газетной заметкой о проблемах с содержанием шимпанзе как домашних животных и по примеру второй трилогии «Звездных войн» сочинили приквел, рассказывающий о начале превращения Земли в планету обезьян и о юности Цезаря, выдающегося лидера сообщества разумных обезьян. Это была более занятная история, чем пересказ уже хорошо известных зрителям событий, и Fox купила сценарий Джаффы и Сильвер. Отметим, что история возвышения Цезаря прежде была рассказана в фильме 1972 года «Завоевание планеты обезьян», но сюжет этой ленты был существенно иным, чем в новом сценарии.
Экранизация «Восстания планеты обезьян» была поручена британскому режиссеру Руперту Уайатту. В отличие от предшествующих постановок цикла, «Восстание» изобразило обезьян не с помощью изощренного грима, а с помощью новейших компьютерных эффектов и техники «захвата движений», позволяющей актерам играть рисованных персонажей. Роль Цезаря взял на себя британец Энди Серкис, бывший Голлум из «Властелина Колец» и, возможно, крупнейший в мире специалист по изображению нечеловеческих героев с помощью «захвата движений». Как и во «Властелине Колец», за компьютерную графику в «Восстании» отвечала новозеландская студия Weta Digital.
Кадр из фильма «Восстания планеты обезьян»
Главным героем-человеком «Восстания» стал биотехнолог Уилл Родман в исполнении Джеймса Франко. Он попытался создать лекарство от болезни Альцгеймера и случайно создал препарат, делающий обезьян разумными (перед тестированием на людях средство испытывали на шимпанзе). Когда же была выпущена более мощная версия средства, то оказалось, что оно не только увеличивает интеллект обезьян, но и убивает людей, а также стремительно распространяется как вирус. Так что, в то время как обезьяны начали создавать разумное общество, человеческая цивилизация стала разрушаться, подготавливая почву для будущего «перевернутого» мира.
Вопреки голливудской традиции приквелов, сиквелов и ремейков, «Восстание» получилось удивительно удачным и актуальным. Как и некогда в 1960-х, ситуация в мире вновь накалилась, и лента, прочерчивающая путь для краха одной цивилизации и рождения другой, срифмовалась с подспудными людскими страхами. При этом компьютерные обезьяны получились куда более выразительными и реалистичными, чем прежние люди в гриме, и Цезаря многие критики назвали одним из лучших экранных персонажей 2011 года – года выхода «Восстания» в прокат.
При бюджете в 93 миллиона долларов «Восстание» собрало 482 миллиона – превосходный результат для голливудской ленты, которая вышла в августе (этот месяц традиционно считался «трудным» для блокбастеров). Также картина удостоилась номинации на «Оскар» за визуальные эффекты.
Было очевидно, что историю Цезаря нужно продолжить, и к 2014 году была снята вторая картина нового цикла «Планета обезьян: Революция». Уайатт отказался над ней работать, так как побоялся, что не уложится в назначенный Fox срок, и проект взял на себя более опытный американский постановщик Мэтт Ривз, автор хоррора «Монстро». Так как повествование цикла было выстроено вокруг обезьян, то рисованные персонажи во главе с Цезарем остались прежними, а герои-люди были придуманы новые.
«Планета обезьян: Революция»
Главные человеческие роли получили Джейсон Кларк и Гэри Олдман. Они сыграли предводителей отрядов выжившего человечества. Герой Кларка пытался наладить отношения с обезьянами Цезаря, а герой Олдмана был готов развязать с ними войну. В итоге война начиналась, причем не столько по вине людей, сколько по вине бонобо по имени Коба (очевидный намек на Сталина), который был сподвижником Цезаря, пока не предавал его и не начинал вести собственную кровавую игру. В конце концов Цезарь, прежде проповедовавший ненасилие среди обезьян, убивал Кобу, но выпущенного джинна уже нельзя было загнать назад в бутылку. На обезьян надвигалась война, причем не с простыми выжившими, а с профессиональными солдатами с пережившей катастрофу военной базы.
«Революция» вышла уже не в августе, а в более престижном июле, и результат был соответствующий – 710 миллионов долларов прокатных сборов при бюджете в 235 миллионов долларов. Как и ее предшественник, «Революция» была очень высоко оценена критиками и зрителями, а кое-кто даже называл ленту лучшим летним блокбастером 2014 года. Так что продолжение было неизбежно. И работа над ним началась, как только боссы Fox увидели рабочий монтаж «Революции» и оценили коммерческий потенциал еще не вышедшей картины.
Работа над фильмом
Главная сюжетная идея «Планеты обезьян: Война» была определена еще во время создания сценария «Революции»: «Цезарь и его обезьяны столкнутся с выжившими военными, которые вооружены до зубов, хорошо обучены и профессионально безжалостны». Именно поэтому картина получила подзаголовок «Война». Хотя означал он не только и не столько боевые действия.
Карин Коновал, Терри Нотари, Энди Серкис и Майкл Адамтвэйт
Сочинением сценария «Войны» занялся Марк Бомбэк, прежде работавший над «Революцией» и приложивший руку к ремейку «Вспомнить все» и «Крепкому орешку 4.0». Режиссер Мэтт Ривз, тоже сохранивший свой пост после «Революции», трудился над сценарием вместе с Бомбэком. Предварительно они забронировали просмотровый зал на студии Fox и пересмотрели все свои любимые и классические военные фильмы, от «Моста через реку Квай» до «Звездных войн». Также они штудировали цикл «Планета обезьян» и знаменитые вестерны. Им хотелось напитаться идеями «мужского» драматичного кино, чтобы использовать их в своей картине на обезьяньем материале.
Именно на обезьяньем – «Войну» было решено сосредоточить на Цезаре и компании. Конечно, люди играют значимую роль в картине, но это явно второстепенная роль в сравнении с испытаниями, переживаниями и приключениями обезьян. Показательно, что у главного героя-человека нет имени. Он известен просто как Полковник, что делает его скорее функцией, чем личностью. Хотя это колоритный лидер, а не просто суровый военачальник. Образ Полковника во многом вдохновлен безумным полковником Куртцем из «Апокалипсиса сегодня».
Не менее показательна другая существенная человеческая фигура в фильме. Это маленькая сирота по имени Нова, которую вирус сделал немой. Напомним, что Новой звали взрослую девушку в самой первой «Планете обезьян», и она, как и другие деградировавшие люди, не могла говорить. Кстати, Нову в том фильме играла Линда Харрисон, жена продюсера Ричарда Занука, а изначально на эту роль прочили швейцарскую звезду «Доктора Ноу» Урсулу Андресс. В «Войне» небольшая группа обезьян во главе с Цезарем отправляется в военный поход, и по дороге они находят и «приручают» Нову. Ее опекуном становится орангутанг Морис, верный советник Цезаря.
Почему картина на время отделяет Цезаря от «обезьяньей массы»? Во-первых, это позволяет создателям фильма обильно цитировать вестерны, часто рассказывающие о долгом и опасном путешествии маленькой группы персонажей. А во-вторых, чем меньше персонажей в кадре, тем больше внимания фильм может уделить каждому из них и тем подробнее лента может показать духовную эволюцию центрального героя и его сподвижников. Кроме того, в узком кругу родных и близких лидеру проще раскрыться без утайки и без позирования. Цезарь не был бы Цезарем, если бы не умел произносить речи и зажигать массы, но это лишь один из аспектов его натуры, а «Войну» интересует Цезарь целиком, а не только «Цезарь на мавзолее».
Больше мы пока ничего не можем рассказать о том, что Цезарю приходится пережить и совершить, так что перейдем от сценария к кастингу. Роль Полковника получил Вуди Харрельсон, давно поднаторевший в изображении ярких и сомнительных личностей, а роль Новы досталась 12-летней очаровашке Амиа Миллер, которую вы могли видеть в хорроре «И гаснет свет…» в роли главной героини в детстве.
Амиа Миллер и Энди Серкис
Еще одним существенным дополнением к труппе стал комик Стив Зан, некогда подававший голливудские надежды, но сейчас играющий исключительно роли второго плана. Зан с помощью «захвата движений» сыграл и озвучил шимпанзе, который называет себя «Плохая обезьяна», потому что именно так его всегда называли люди. Плохая обезьяна жил в зоопарке до эпидемии вируса, и он не так умственно продвинут, как Цезарь. Но он может говорить и думать. Плохая обезьяна становится главным источником юмора в преимущественно мрачной ленте, но говорят, что у него есть и другие, более значимые сценарные функции. Как и Нова, Плохая обезьяна присоединяется к Цезарю во время его похода.
Кстати, заметьте, что никто из персонажей-людей из «Восстания» в «Войну» не перешел. Как и прежде, картина сохранила костяк героев-обезьян и полностью сменила героев-людей, чтобы подчеркнуть, чью историю рассказывает цикл. Как и прежде, Карин Коновал сыграла Мориса (орангутанг общается на языке жестов, поэтому его спокойно может изображать женщина), а актер, гимнаст, преподаватель сценического движения и координатор трюков Терри Нотари снова изобразил Ракету, заместителя Цезаря. Нотари играл Кинг Конга в недавнем «Конге: Остров черепа». Он работает над «Планетой обезьян» со времен фильма Тима Бертона, где он был дублером Тима Рота. Как и Энди Серкис, Нотари – мастер изображения обезьян с помощью современных компьютерных технологий. Также обезьян в «Войне» играли американская комедиантка Джуди Грир (Корнелия, жена Цезаря) и канадская телевизионная актриса Сара Каннинг («Дневники вампира», «Средство»).
Карин Коновал
Основным местом съемок картины стала холодная осенняя Канада в окрестностях Ванкувера. В прежние времена для создания сцен с помощью «захвата движений» нужны были «стерильные» и полностью подконтрольные студийные павильоны, но сейчас компьютерная технология достигла такого уровня, что можно снять актеров в специально размеченной одежде на фоне дикой природы, а затем создать компьютерных обезьян на основе актерской игры и полностью заменить ими актеров в кадре. Эта техника была доступна и во время съемок «Революции», но для «Войны» ее усовершенствовали, и стало возможно, например, заменять актеров, снятых на снегу, и соответственно изменить все следы (ноги и лапы оставляют разные отпечатки). Так что Серкис, Нотари и другие присутствовали на природных съемках столько же, сколько Леонардо Ди Каприо на съемках «Выжившего» (эта лента частично создавалась в тех же сумрачных канадских лесах, что и «Война»).
Между прочим, им было очень холодно, поскольку костюмы для «захвата движений» очень тонкие и не подбитые мехом. Но когда концентрируешься на изображении существа другого вида, а порой и другого пола, то холод замечать перестаешь. Сложнейшая задача захватывает тебя целиком.
Чтобы войти в свои роли, актеры тщательно изучали реальных человекообразных обезьян. Карин Коновал, например, регулярно посещает зоопарк в Сиэтле. Сначала она делала это втайне от дирекции, потому что ей не хотелось признаваться, что она изучает орангутангов, чтобы их играть. Но после выхода «Восстания» ее секрет раскрылся, и ее стали приглашать в зоопарк как почетную гостью и позволять тесно общаться с высшими приматами, которые были не против ее визитов.
Помимо съемок в лесу, на пляже, в гористой местности группа работала в декорациях военного лагеря под открытым небом. Чтобы запечатлеть масштаб происходящего, операторы Ривза создавали самое широкоформатное изображение, какое им только было доступно. Из-за этого съемки не велись «трехмерными» камерами. 3D-изображение для соответствующих сеансов было создано на студии, на этапе постпродакшена. Для Ривза размах картинки был важнее, чем безупречная трехмерность. Это отражает нынешнее голливудское разочарование в объемном изображении, которое так и не стало индустриальным стандартом для любого кино. Даже блокбастеры не всегда выходят в этом формате, хотя он помогает студиям зарабатывать.
Персонажи «Планеты обезьян: Война»
Кадр из фильма «Планета обезьян: Война»
Цезарь – главный герой фильма. Это разумный шимпанзе, первый в своем роде и исключительно умный и развитый. Цезарь уже давно руководит обезьяньим племенем, и он продолжает бороться за выживание своего вида. Однако он уже не так наивен и добродушен, как прежде. После всего пережитого его сердце ожесточено. Хотя и не настолько, чтобы превратить Цезаря в тирана. Цезаря сыграл Энди Серкис.
Кадр из фильма «Планета обезьян: Война»
Полковник – главный злодей фильма. Профессиональный военный и руководитель крупного подразделения, Полковник надеется защитить выживших людей от обезьян и по возможности уничтожить последних. Впрочем, он не чурается привлечения приматов на службу, если их цели совпадают. Полковника сыграл Вуди Харрельсон.
Кадр из фильма «Планета обезьян: Война»
Морис – мудрый разумный орангутанг и давний советник Цезаря. По ходу действия Морис становится опекуном человеческой девочки Новы. Мориса сыграла Карин Коновал.
Кадр из фильма «Планета обезьян: Война»
Ракета – разумный шимпанзе, давно знакомый с Цезарем. Некогда они были врагами, но они уже давно ближайшие сподвижники. Ракета порой замещает Цезаря, но не стремится подсидеть своего лидера. Ракету сыграл Терри Нотари.
Кадр из фильма «Планета обезьян: Война»
Нова – 12-летняя человеческая сирота, онемевшая от распространившегося по планете вируса. Цезарь и его сподвижники находят Нову, и Морис становится ее опекуном. Нова относится к обезьянам куда лучше, чем большинство выживших людей. Нову сыграла Амиа Миллер.
Кадр из фильма «Планета обезьян: Война»
Плохая обезьяна – разумный шимпанзе, прежде живший в зоопарке. Он именует себя «Плохой обезьяной», поскольку так его обычно называли люди. Плохая обезьяна не столь развит, как Цезарь, но он также может думать и говорить. Как и Нову, Цезарь и его товарищи подбирают его по дороге. Плохую обезьяну сыграл Стив Зан.
Кадр из фильма «Планета обезьян: Война»
Ред – горилла из числа обезьяньих прислужников Полковника. Ред раньше был сторонником Кобы. После того как Коба взбунтовался против Цезаря и был убит, Ред переметнулся на сторону людей, чтобы отомстить Цезарю. Реда сыграл Тай Олссон.
Ожидания
Предсказатели бокс-офиса ожидают, что ранние сборы «Планеты обезьян: Война» будут немного ниже, чем у «Революции», поскольку сейчас чувствуется усталость публики от бесконечных сиквелов. Тем не менее у «Войны» отличные шансы окупить свой наверняка немалый бюджет. Ведь «Революция» прошла очень удачно, а у «Войны» даже более высокие оценки критиков, чем у предыдущей ленты. Вообще, пишут, что это тот редкий случай, когда цикл от фильма к фильму улучшается, а не деградирует. В отличие от его персонажей-людей.
Воодушевленные Fox и Ривз уже задумываются о четвертой и последующих сериях, хотя не факт, что это будет продолжение истории Цезаря. На планете обезьян много приматов, и некоторые из них достойны собственных блокбастеров. Что приятно, увольнять Серкиса будет не обязательно. Он вполне может продолжать играть главные роли в новых образах. Спасибо компьютерной графике, которая помогла вывести «Планету» на новый технический уровень! Хотя в первую очередь это заслуга режиссеров, актеров, сценаристов… И студии Fox, которая вот уже почти полвека хранит верность эпопее о разумных обезьянах и не всегда разумных людях.