актеры фильма я шагаю по москве фото
Актеры фильма «Я шагаю по Москве»: 55 лет спустя
Премьера фильма «Я шагаю по Москве» состоялась в 1963 году на открытии главной киноплощадки СССР — столичного кинотеатра «Россия». Ленту режиссера Георгия Данелии увидели в прокате более 20 млн человек. Ироничный и легкий фильм создал благодатную почву для пешеходных экскурсий по Москве. По сей день гиды показывают гостям столицы, где снимали ключевые сцены.
Картину-символ эпохи советской «оттепели» создали по сценарию Геннадия Шпаликова. А стихи на знаменитую одноименную песню Шпаликов стремительно написал прямо на съемочной площадке. Первым исполнителем хита 60-х выступил юный Никита Михалков — в финале фильма. Позже шлягер спели дуэтом Людмила Сенчина и Эдуард Хиль. Автором музыки стал композитор Андрей Петров.
Список имен актеров фильма «Я шагаю по Москве», их роли и фото — в материале редакции 24СМИ.
Никита Михалков (1945)
В фильме «Я шагаю по Москве» 18-летний Никита Михалков впервые сыграл главную роль — Колю, получив ее благодаря рекомендации Геннадия Шпаликова. Годы спустя Михалков назвал дебют у Данелии «счастливым свободным полетом».
Яркий старт позволил Никите Сергеевичу стать знаменитым актером, режиссером, сценаристом и продюсером. В том или ином качестве участвовал в создании хитов «Утомленные солнцем», «Вокзал для двоих», «Сибирский цирюльник», «Жмурки», «Легенда №17», «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона: Собака Баскервилей». С 1998 года работает председателем Союза кинематографистов России.
Алексей Локтев (1939-2006)
Алексей Локтев снялся в двух фильмах, затем получил роль Володи Ермакова. Окончив ГИТИС, одновременно с киносъемками работал в Московском драмтеатре им. Пушкина. Лента «Я шагаю по Москве» не проложила большую дорогу в кино Локтеву, который затем снимался все реже и, как правило, в эпизодах. В фильмографии Алексея всего 18 работ.
Тяготея к театральной сцене, в 90-е актер открыл собственный «Театр Алексея Локтева». Поставил спектакли о трагически убитых поэте Николае Рубцове и певце Игоре Талькове. Жизнь Локтева оборвалась так же внезапно — в автокатастрофе на Дальнем Востоке, куда актер приехал на кинофестиваль.
Евгений Стеблов (1945)
Для Евгения Стеблова роль Саши Шаталова стала первой ролью в кино и «визитной карточкой». Впоследствии часто снимался у Михалкова, например, в «Рабе любви» и «Сибирском цирюльнике». Выступает в театре с 1966 года, стал режиссером ряда спектаклей. Написал повесть, озвучивает мультфильмы, появляется на ТВ. Так, в 2001 году Стеблов стал ведущим телеигры «Клад графа N».
Галина Польских (1939)
Роль продавщицы грампластинок Алёны также досталась Галине Польских на заре карьеры и стала путевкой в киножизнь. В дальнейшем почти всегда появлялась в положительных образах, сыграв на экране 152 роли. На счету Польских — «Тени исчезают в полдень», «Ёлки-палки!», три части «Любить по-русски», киножурнал «Ералаш», сериалы «Доктор Живаго» и «Петербургские тайны».
В 2017 году снялась сразу в трех сериалах — «Чисто московские убийства», «Волшебник» и «Портрет второй жены». Польских очень долго отказывалась от ролей в театре, в итоге дебютом стал спектакль «Держись, Голливуд!». В числе недавних работ — антреприза «Хочу купить вашего мужа» по пьесе Михаила Задорнова.
Ирина Мирошниченко (1942)
Актриса театра и кино, певица Ирина Мирошниченко также дебютировала в ленте Данелии. Роль Кати, сестры Николая, досталась ей еще на третьем курсе школы-студии МХАТ. В дальнейшем всю жизнь работала только в этом театре, часто блистая в постановках по пьесам Антона Чехова. В 1980-х пела в новогодних «Голубых огоньках».
В кино снялась у Андрея Тарковского в «Андрее Рублёве» и у Андрея Кончаловского в «Дяде Ване». Также на счету Мирошниченко — «Кремлёвские куранты», «Вам и не снилось…», «Тайны мадам Вонг», «Клюква в сахаре», а также «Зимняя вишня» — вторая, третья и, вышедшая в 2018 году, четвертая части.
Любовь Соколова (1921-2001)
Любовь Соколова начала сниматься с 1941 года и пришла на роль матери Коли уже опытной актрисой. До съемок в «Я шагаю по Москве» успела сыграть роли в «Повести о настоящем человеке», «Тихом Доне» по роману Михаила Шолохова и «Балладе о солдате» Григория Чухрая.
Прожила в браке с режиссером Георгием Данелией 26 лет, снялась в 389 фильмах, в том числе — «Ирония судьбы, или с легким паром!» и «Стрингер» с Сергеем Бодровым.
Владимир Басов (1923-1987)
Владимир Басов получил эпизодическую роль полотёра в писательской квартире, будучи уже известным кинорежиссером. Сцену сочиняли на ходу, на поиски актера не было времени, и Данелия попросил сняться коллегу. Так широкая публика увидела лицо Басова, снимавшего фильмы еще с 1954 года.
Далее Басов сыграл яркие роли в картинах «Операция «Ы»», «Мимино», «Тегеран-43». Одна из самых запоминающихся — Дуремар в «Приключениях Буратино». В телефильме «Дни Турбиных» по пьесе Михаила Булгакова выступил сразу режиссером, сценаристом и актером.
Ролан Быков (1929-1998)
Попавшего под гипноз Коли прохожего сыграл Ролан Быков, на счету которого тогда было уже два десятка ролей. Этот эпизод не оказал влияния на дальнейшую карьеру Ролана, снискавшего со временем заслуженную славу актера, режиссера театра и кино. Прославился Быков позже такими фильмами, как «Вызываем огонь на себя», «Служили два товарища» и «Чучело» с Кристиной Орбакайте.
Содержание фильма «Я шагаю по Москве». Какие актеры снимались. Исполнители главных ролей. Кадры из фильма. Дата выхода.
Лирическая комедия от режиссера Георгия Данелия.
Идея фильма «Я шагаю по Москве» начала оформляться после того, как молодой сценарист Геннадий Шпаликов изложил Георгию Данелии предварительный замысел новой картины: во время дождя по городской улице босиком, размахивая туфлями, идёт девушка; следом за ней медленно едет промокший велосипедист. Никаких других задумок, развивающих сюжет, у Геннадия в тот момент ещё не было, однако сцена «под дождём» оказалась тем камертоном, который в конечном итоге определил стилистику и интонацию будущей ленты. Её создатели к началу совместной работы уже имели определённый кинематографический опыт: Данелия успел выпустить фильмы «Серёжа» и «Путь к причалу», Шпаликов пережил длительную цензурную тяжбу из-за картины «Застава Ильича», снятой по его сценарию Марленом Хуциевым.
В марте 1963 года первый секретарь ЦК КПСС Никита Хрущёв во время встречи с интеллигенцией заявил, что знакомство с материалами «к кинофильму с весьма обязывающим названием» показало: «Застава Ильича» заполнена «неприемлемыми, чуждыми для советских людей идеями». Выступление Хрущёва стало сигналом для чиновников, которые и ранее считали, что в ленте Шпаликова и Хуциева имеются идеологические просчёты; в итоге после многочисленных переделок и удаления ключевых сцен картина вышла на экраны под названием «Мне двадцать лет».
На роль молодожёна-призывника Саши изначально был утверждён некий «парень» по имени Игорь. Также рассматривалась кандидатура Владимира Грамматикова, но его, как и его героя, забрали в армию. Через некоторое время ассистент по актёрам Лика Авербах привела в павильон второкурсника Щукинского училища Евгения Стеблова. Этот исполнитель, по утверждению Авербах, был по своей органике ближе к образу Саши.
Сам Стеблов писал в книге воспоминаний, что хождение по «Мосфильму» с «неясной целью» было одним из тех приёмов, которыми пользовались студенты театральных вузов. В один из дней им посоветовали подойти на просмотр в киногруппу фильма «Я шагаю по Москве». Там второй режиссёр Маргарита Чернова вручила Стеблову сценарий фильма. Затем состоялась запись пробного эпизода «Жених на свадьбе». Так произошла замена исполнителя.
Разрешение на съёмки в Щукинском училище давали нечасто и лишь в исключительных случаях. В ситуации со Стебловым решение должен был принять ректор Борис Захава. Он в ту пору снимался в фильме Сергея Бондарчука «Война и мир». Бондарчук, в своё время исполнивший главную мужскую роль в картине «Серёжа», был связан с Данелией добрыми отношениями. Благодаря этой цепочке взаимных договорённостей Стеблов и получил возможность участвовать в съёмках «Я шагаю по Москве».
Ирина Мирошниченко рискнула сняться в эпизоде картины без разрешения деканата, думая, что фильм будет «проходным». На общих основаниях она прошла кинопробы и была утверждена режиссёром на роль старшей Колиной сестры Кати. После выхода «Я шагаю по Москве» на экраны Мирошниченко за нарушение правил едва не была отчислена, и только общее собрание курса заменило её исключение «строгим выговором».
Именно её ноги показаны на экране. Образ парня-велосипедиста, едущего за незнакомкой с зонтом, был создан двумя исполнителями. Фамилия первого неизвестна, вторым оказался студент ВГИКа Олег Видов. Роль человека, «загипнотизированного» Колькой в парке, сыграл Ролан Быков. Сам будучи режиссёром, монтировавшим в ту пору картину «Пропало лето», он во время съёмок непрестанно импровизировал, предлагая разные варианты раскрытия образа своего персонажа. В небольшой роли девушки, рисующей лошадь, снялась студентка Щепкинского училища Инна Чурикова.
Практически все актёры, снимавшиеся в небольших ролях и эпизодах, создали запоминающиеся образы. Актриса Любовь Соколова, сыгравшая мать Кольки, выступила в том амплуа, которое в дальнейшем за ней закрепилось: «мама номер один» в советском кино. Инна Чурикова, исполнившая роль посетительницы парка, создала образ немного напуганной девушки-простушки, неожиданно для себя победившей в конкурсе «кто быстрее нарисует лошадь».
кадры из фильма «Я шагаю по Москве»
Режиссер: Георгий Данелия;
Сценарист: Геннадий Шпаликов;
Оператор: Вадим Юсов;
Композитор: Андрей Петров;
Художник: Александр Мягков;
Страна: СССР;
Производство: Мосфильм;
Год: 1963;
Премьера: 11 апреля 1964
Я шагаю по Москве
СССР | 1963 г. | 78 мин. | комедия, мелодрама
Рейтинг:
Кинопоиск 8,03 IMDb 8,1
Страна:
Длительность:
Режиссер фильма «Я шагаю по Москве»:
Актеры фильма «Я шагаю по Москве»:
Содержание фильма «Я шагаю по Москве»:
Один день из жизни молодого метростроевца Кольки и его друзей — сибирского монтажника Володи Ермакова, призывника и молодожёна Саши, продавщицы отдела грампластинок ГУМа Алёны.
Действие фильма происходит в первой половине 1960-х годов в течение одного дня. Утром прилетевший в Москву из Сибири молодой монтажник (и попутно — начинающий писатель) Володя Ермаков (Алексей Локтев) видит на аэродроме танцующую девушку (Арина Алейникова); во время краткого диалога она сообщает незнакомцу, что встречает мужа и у неё «всё хорошо». Позже герой знакомится с возвращающимся с ночной смены метростроевским проходчиком Колькой (Никита Михалков). Более всего тот мечтает об отдыхе, но основательно выспаться Кольке не удаётся — ему постоянно приходится помогать знакомым и незнакомым людям в решении различных житейских вопросов. Он показывает гостю столицы, как найти Строительный переулок, отыскивает хозяйку собаки, покусавшей Ермакова на бульваре, уговаривает сестру зашить Володины порванные брюки. Далее выясняется, что Колькино вмешательство необходимо и для улаживания проблем его товарища Саши (Евгений Стеблов) — накануне свадьбы он получил повестку из военкомата, и нужно объяснить военкому, почему будущему молодожёну требуется отсрочка.
Отправляясь в ГУМ, чтобы купить жениху чёрный костюм, друзья задерживаются в отделе пластинок, где работает юная продавщица Алёна (Галина Польских) — Колька приглашает её на свадьбу к Саше, а Володя — к себе в Сибирь, обещая, что там для девушки построят магазин. День вмещает много больших и малых событий: герои наведываются в квартиру писателя Воронова (Аркадий Смирнов), где общаются с полотёром (Владимир Басов), выдающим себя за хозяина; Саша то ссорится, то мирится со своей невестой Светой; Колька демонстрирует возможности гипноза по отношению к одному из посетителей парка (Ролан Быков); персонажи участвуют в коллективной погоне за вором, который в итоге оказывается задержанным благодаря находчивости Алёны. В финале картины герои прощаются в метро: Володя запрыгивает в свой вагон; Алёна уезжает в противоположном направлении; Колька, напевая «Бывает всё на свете хорошо…», движется к эскалатору.
«Я шагаю по Москве». Как получилась лирическая комедия
11 апреля 1964 года в московском кинотеатре «Россия» состоялась премьера фильма режиссера Георгия Данелия и сценариста Геннадия Шпаликова «Я шагаю по Москве». Для двух его авторов эта работа стала первым по настоящему серьезным успехом. Для всего советского кинематографа – событием, наряду с другими определившим уже угасавшую «хрущевскую оттепель». Отечественный зритель получил один из любимейших фильмов на все времена. Рассказываем, как снималась картина.
Девушка под дождем
Если верить Георгию Данелия, Шпаликов первоначально принес ему идею только одной сцены фильма: босая девушка идет под дождем, а парень на велосипеде держит над ней зонтик. Данелия идея понравилась, а Шпаликов обещал придумать уже весь сценарий. Решение обмыли шампанским, облив при этом стену в недавно отремонтированной квартире режиссера.
Кстати, в этой сцене пришлось снимать сразу трех девушек. Актриса, снявшаяся для общего плана, не приехала на следующую съемку. Во ВГИКе нашли похожую девушку, отсняли крупные планы. Но и она не могла отработать смену до конца, убежала на экзамен. Поэтому пришлось уговаривать корреспондентку «Известий», которая пришла делать интервью с режиссером. Босые ноги девушки в кадре – это ноги журналистки.
Настроение молодости
«Я шагаю по Москве» отличает особое настроение. Авторы в первую очередь хотели сделать картину о молодых и счастливых, у которых впереди хорошая интересная жизнь. Режиссер и сценарист сами были молоды. Геннадию Шпаликову в 1963 году, когда шли съемки фильма, было 26. Он уже зарекомендовал себя талантливым сценаристом, написав для Марлена Хуциева сценарий знаменитой «Заставы Ильича». Да и для 33-летнего Данелия это была всего лишь третья картина.
Главные роли в фильме сыграли молодые актеры: 24-летний Алексей Локтев (Володя Ермаков), его ровесница Галина Польских (Алена), 18-летние Евгений Стеблов (Саша Шаталов) и Никита Михалков (Коля).
Никиту Данелия порекомендовал Шпаликов, который дружил со старшим братом Михалкова Андроном. Знаменитый эпизод, описанный Григорием Данелия в его книге «Безбилетный пассажир»: после недели съемок Никита приходит к нему требовать повышения актерской ставки. Данелия отказывает и говорит, что будет снимать другого актера. И будущий оскароносный режиссер сдается, просит прощения, уверяя, что это его старший брат Андрон подучил требовать пересмотра ставки. Якобы, Данелия никуда не денется. Не захочет выбрасывать в корзину уже отснятый материал.
Актерский ансамбль
В фильме в крошечных эпизодических ролях у Данелия блестяще сыграли известные советские актеры. Ирина Скобцева, с которой режиссер работал на своем первом фильме «Сережа», сыграла роль прохожей, по просьбе главных героев звонящей маме Алены. Молодая Инна Чурикова потрясающе смешна в роли участницы конкурса. Ролан Быков из эпизода с посетителем парка, которого пытается гипнотизировать Коля, сделал настоящий шедевр. А полотер, которого сыграл Владимир Басов, вошел в учебники кинематографа.
Актерский дебют 40-летнего кинорежиссера состоялся по весьма прозаической причине. Худсовет Мосфильма в разгар съемок стал требовать от создателей картины появления эпизода, который раскрывал бы смысл фильма. Данелия со Шпаликовым придумали сцену, в которой начинающий литератор Володя Ермаков приходит домой к известному писателю Воронову и вступает в «творческую полемику» с полотером, которого он принимает за хозяина квартиры. Полотер – Басов, требующий от Володи «правды жизни» в его рассказе и не верящий в искренность людей – это не просто смешно, это уже настоящая сатира на советских чиновников от искусства.
Юсов и Петров
Особая заслуга в успехе «Я шагаю по Москве» принадлежит оператору картины Вадиму Юсову и композитору Андрею Петрову. Юсов удивительным образом снял Москву. Его камера создает необычно яркое настроение фильма, в кадре много солнечного света, солнечных бликов. Удивительные панорамы города, для которых Юсов находил какие-то немыслимые точки. Москворецкая набережная, снятая с высотки на Котельнической. С Кремлем и старым Зарядьем, где еще не началось строительство гостиницы «Россия». Или Москва-река, которую Юсов запечатлел с верхних этажей здания МИДа на Смоленской площади.
И без музыки Петрова картину уже невозможно представить. С Петровым Данелия начал работать еще на фильме «Путь к причалу». «Песня о друге», написанная Петровым на стихи Григория Поженяна, стала всесоюзным хитом. Забавно, но в «Я шагаю по Москве» ее насвистывает персонаж Ролана Быкова.
Метро, лирика и судьба фильма
Одним из героев фильма стало московское метро. Коля – метростроевец. И начальные титры идут на фоне съемок строительства нового тоннеля. Знакомство главных героев происходит в вагоне метро. Финальная сцена картины также снималась в метро на станции «Университет», куда Коля привозил володины вещи. Володя садился в вагон и уезжал… в оборотный тупик. В 1963 году «Университет» была последней станцией на Сокольнической линии. Но уже 30 декабря 63-го участок был продлен до станции «Юго-Западная». Поэтому зрители премьерного показа 1964 года уже не удивлялись. Герой картины вполне мог таким образом добираться до Внуковского аэропорта.
А титр «лирическая комедия» появился вместе с названием картины для того, чтобы отбиться от обвинений, что получилось не очень смешно. Режиссер таким образом определил направление своего дальнейшего творчества. Фильмы Данелия – всегда комедии, но или лирические, или трагикомические.
За кадром фильма «Я шагаю по Москве»: Почему съемки несколько раз оказывались на грани срыва
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
История фильма началась с того, что к режиссеру Георгию Данелии однажды пришел поэт и сценарист Геннадий Шпаликов и заявил, что у него есть новый сюжет и нужно срочно приступать съемкам. На самом деле на тот момент в его воображении родился всего один эпизод: « Вовсю льет дождь, а по улице босиком идет девушка, в руках несет туфли, а за ней едет велосипедист». «А что дальше?», – снова спросил я. «А дальше придумаем», – ответил Гена. Вот так мы начали работу над фильмом «Я шагаю по Москве ».
Вскоре сценарий был дописан, но с его утверждением возникли проблемы: на тот момент Шпаликов работал еще и над фильмом «Застава Ильича», и его обвиняли в том, что он изобразил троих бездельников, которые не знают, как им жить и к чему стремиться. Хрущев назвал этот фильм идеологически вредным. А тут в новом сценарии «безыдейные» герои опять «шагали по Москве» без цели и без дела. Претензий была масса: « Мало действия, нечеткий сюжет, не проработаны характеры, надо уточнить основной замысел ». Для того, чтобы прояснить зрителям смысл фильма, потребовали ввести дополнительный эпизод.
Фильм показался комиссии бесконфликтным, слишком оптимистичным, показывающим только положительные стороны жизни. Тогда режиссер и сценарист ввели в сценарий нового персонажа – полотера, выдававшего себя за писателя, критически настроенного и всем недовольного. Он читает сценарий Володи и высказывает ему то, что Данелия и Шпаликов выслушали от своих цензоров. А Володя говорит ему в ответ то, что говорили они в ответ на критику. Сначала на эту роль пригласили Рудольфа Рудина, но он не смог принять участия в съемках, и вместо него снимали Владимира Басова – это был его актерский дебют. В результате фильм все-таки утвердили.
В главных ролях зрители могли бы увидеть других актеров: на роль Володи проходил пробы Виталий Соломин, но его не утвердил худсовет. Алексей Локтев прошел пробы и приступил к съемкам, но его отозвали со съемок из-за занятости в гастролях. После того, как режиссер посмотрел на других претендентов, все же решил дожидаться Локтева с гастролей. Продавщицу грампластинок должна была сыграть Наталья Селезнева, с ней уже сняли несколько сцен, но худсовет в результате проголосовал за Галину Польских. А Селезнева через несколько лет прославилась благодаря роли Лиды в «Приключениях Шурика». На роль Саши тоже был утвержден другой актер, но в последний момент все же решили снимать Евгения Стеблова.
Только Никиту Михалкова утвердили сразу же – благодаря тому, что Шпаликов был другом Андрона Кончаловского. Но и тут съемки оказались под угрозой срыва из-за того, что Михалков потребовал повысить его ставку. Тогда режиссер пошел на хитрость: несмотря на то, что многие эпизоды с его участием были уже отсняты, Данелия заявил о том, что они будут дальше работать с другим актером. Михалкову пришлось уступить. Проблемы возникали и с Роланом Быковым, который на тот момент завершал монтаж собственного фильма и постоянно опаздывал на съемки. Однажды график пришлось перекраивать из-за Евгения Стеблова – его вместе с другими студентами Щукинского училища отправили работать на овощебазу, и там ему зарядили в лицо картофелиной. Губа так распухла, что вернуться к съемкам актер смог только через 10 дней.
Первоначально слова знаменитой песни звучали так: « Я шагаю по Москве, как шагают по доске », но режиссер забраковал этот вариант, и Шпаликов тут же, во время подготовок к съемкам, предложил новый. Его мы и слышим в окончательной версии.
Георгий Данелия стал первым режиссером, снявшим фильм в жанре лирической комедии. Он рассказывал: « В Госкино после просмотра нам опять сказали: «Непонятно, о чем фильм». «Это комедия», – сказали мы. Почему-то считается, что комедия может быть ни о чем. «А почему не смешно?» «Потому что это лирическая комедия». Мы написали. Так возник новый жанр – лирическая комедия ».
Премьера фильма состоялась в январе 1964 г., и с тех пор он считается одним из лучших фильмов Данелии и классикой советского кинематографа. Об этой работе режиссер и спустя годы вспоминает с особенной теплотой: « Мне приятно, когда этот фильм хвалят. Он мне и сегодня нравится. Но понимаю. Если бы не поэтический взгляд Геннадия Шпаликова – фильма бы не было. Если бы не камера Вадима Юсова – фильма бы не было. Если бы не музыка Андрея Петрова, если бы не обаяние молодых актеров – фильма бы не было. А если бы меня не было. ».
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми: