актеры фильма я вернусь
Актеры фильма я вернусь
В кино – с одобрения отца
Идея снять картину о жизни остарбайтеров (в переводе означает «рабочие с Востока». – «ТШ») родилась у режиссера Елены Немых, когда она работала над документальным фильмом «Рабы для диктатур». «Меня зацепила история одной женщины. Ее угнали работать на заводе «Фольксваген» в 17 лет, – рассказывает Елена. – Там она познакомилась с голландцем и полюбила его. И они договорились, что в первый год после окончания войны встретятся в ее день рождения в 12 часов на Красной площади. Женщина каждый год приходила в назначенное время. И уходила ни с чем: оказывается, парня не пускали в Россию. Встретились они, будучи глубокими стариками. »
При этом Немых признается, что ее героиня Муся собирательный образ и точного прототипа у нее нет: «В игровом кино я допустила некий вымысел: намеренно показала жизнь интеллигентной девушки из обеспеченной по тем временам семьи, которую ждут суровые передряги».
На роль Муси пробовалось много актрис, но Елена остановилась на Лизе Боярской: «Ни продюсеры, ни «Первый канал» не навязывали мне какого-то конкретного артиста. Лизу я выбрала сама и нисколько не жалею. Просто мне кажется, что некоторые постановщики, пользуясь тем, что она красивая и молодая девушка, соблазняют ее поучаствовать в пустых гламурных проектах. Я же считаю, что у нее большое будущее как у драматической актрисы. Я видела, насколько потрясающе она играет в постановках театра Додина.
Кстати, некоторых интересовало, как отнесется к Лизиной работе в нашем сериале ее папа, актер Михаил Боярский. Говорят, он жестко ведет себя по отношению к дочери. Но, насколько я поняла, Михаил Сергеевич не вмешивается в творчество дочери. Он ни разу не появился на площадке. Правда, сценарий Лизе передавали через отца. И я знаю, что вся семья его прочла и одобрила».
«Съемки дались мне нелегко»
Лиза говорит, что в сценарии ей понравились роли всех сестер Растопчиных, но она все же выбрала Мусю.
– Муся взбалмошная девчонка, не знающая жизни, говорящая опасные для того времени вещи. И при этом такая правильная комсомолка, в Бога не верит. Для меня было важно, что в итоге она все-таки приходит к главным общечеловеческим ценностям. И к концу фильма зритель увидит не беззаботную попрыгунью, мечтающую о театральном, а зрелую женщину, которая, пройдя через множество испытаний, вернется на родину другим человеком.
А что вам больше всего запомнилось в процессе съемок?
– В фильме снималось много иностранных актеров, и в этот раз мне приходилось разговаривать на нескольких языках… Но если немецкий я знаю хорошо (и это оказалось радостью для режиссера, ведь большую часть роли надо было на немецком играть), то вот с французским помучилась – его я толком не знаю, надо было учить фразы наизусть. Впрочем, изучение языка было не самым трудным. Например, приходилось носить деревянные сабо, в которых ходили остарбайтеры. Обувь была изготовлена по фотографиям того времени. Она жутко неудобная, но зато создавала нужное настроение. Еще пришлось есть сырую картошку. А потом – висеть на столбе в течение целого дубля.
Но это все, так сказать, физическое неудобство. А было и серьезное моральное давление. Например, я до сих пор не могу забыть сцену расстрела. Все-таки, наверное, существует генная память. Когда немецкие солдаты проходили мимо нас, брали каждую за подбородок и разглядывали, это было отвратительно! И сцена с угоном в Германию далась мне не так легко! Мы все бежали, давя друг другу ноги, и кричали: «Мама, мама!» Страх, жуть! Комок к горлу подступал, и уже играть ничего не нужно было. Все происходило будто наяву.
В целом, мне кажется, сериал «Я вернусь» получился настоящей, большой картиной. Несмотря на ужасы войны, фильм очень светлый, пронзительный. История не про плохих людей, а про то, что хорошие люди есть везде.
Режиссер фильма Елены Немых:
– Работа над сериалом заняла у нас 2,5 года. Надеюсь, зрителям, в том числе и ветеранам, фильм понравится. Конечно, у людей старшего поколения наша история может вызвать смешанные чувства. Ведь мы рассказываем об остарбайтерах, а в Советском Союзе многие принимали их в штыки. Говорили: мы тут голодали, а вы там прохлаждались. Верили, что эти люди – предатели. А ведь после войны у остарбайтеров была возможность уехать – восстанавливать Бельгию, Францию, Америку, предложений было много. А уехали единицы, большинство вернулись на родину.
Поэтому мне кажется, эту тему надо поднимать. И не для того, чтобы пересматривать историю. Просто мы должны поддержать людей, пострадавших от диктатуры. Вот немцы сейчас пытаются понять, почему в их народе зародился фашизм. Наверное, и нам стоит задуматься, что в нас есть такого, что мы растаптывали и унижали людей, которых угнали в Германию и заставляли работать на фашистов.
ФАКТЫ
Съемки сериала проходили в Москве, Санкт-Петербурге, Рыбинске. Германию снимали в северо-восточной Польше, где работал Стивен Спилберг над своим знаменитым «Списком Шиндлера», поэтому многое из реквизита этого фильма досталось киногруппе Елены Немых.
В массовой сцене угона советских жителей в Германию было занято более ста человек.
Художники по костюмам изучали моду тех времен по фотографиям, сами кроили и шили гражданские костюмы, военную форму, платья. Только у главной героини было больше 20 нарядов.
Кастинг актеров шел около полугода (по меркам сериального производства это очень долго). По словам создателей сериала, им были важны исполнители не только главных, но и эпизодических ролей. Так, немцев в фильме играли именно немцы, а французов – французы. Хотя иногда из-за такого многообразия национальностей не обходилось без курьезов. Например, была сцена, когда немецкие мальчишки спускают на Мусю собак. Мальчики действительно были немцами, а вот собаки были польские. «Представьте, как мы объясняли польским дрессировщикам их задачу, – рассказывает режиссер, – а они потом через немецких переводчиков объясняли мальчикам, что нужно сказать польским собакам. Прямо Вавилонская башня какая-то!»
По словам режиссера сериала, в фильме собралось много хороших актеров, которые хоть и сыграли в небольших ролях, но все равно прочно впечатались в него. Например, Никита Емшанов, Полина Филоненко или Мариэтта Цигаль (дочь Любови Полищук в небольшом эпизоде бесподобно исполнила роль еврейской девушки, которую расстреливают). Александр Пороховщиков появился только в первой серии, но образ отца удался ему на все сто! А вот Екатерина Васильева предстала перед зрителями в необычной роли. Она сыграла экстравагантную еврейскую бабушку по фамилию Шварц. А ведь не секрет, что актриса верующий человек и далеко не всегда соглашается на ту или иную роль. «Но в этой истории ее заинтересовало то, что тема веры далеко не последняя в сериале», – говорит режиссер.
«Я вернусь»: о любви
Хотя сериал «Я вернусь» о войне, без любви в нем не обошлось. По словам Лизы Боярской, романтическая история Муси и ее жениха Мити (это дебютная роль молодого актера Романа Полянского) по сути сказочна и наивна: «Такой любви, наверное, не бывает в жизни. Муся обещала любить всегда и с этим чувством прошла через все ужасы. Наши герои видятся только в первой серии и в последней. И такие трепетные у них чувства, и так в них хочется верить». А Роман добавляет: «Любовь спасала моего героя от пуль, взрывов, пожаров. Их чувства открытые, искренние. И когда весь мир внезапно оказывается охвачен агонией войны и ненависти, Мите и Мусе остается верить только в любовь. Они не знают, сколько осталось им жить, но точно знают, что вернутся друг к другу».