актеры фильма зеркало тарковского
Убийство, смертельные болезни и эмиграция: судьбы актеров мистического «Зеркала»
Маргарита Терехова, когда-то одна из первых красавиц советского кино, изменилась до неузнаваемости. И дело не только в почтенном возрасте, но и в болезни Альцгеймера. Оказалось, не только Тереховой «отомстила» судьба за съемки в этом знаменитом фильме.
Маргарита Терехова. Кадр из фильма «Зеркало», 1974 г.
Маргарита Терехова прославилась своими яркими ролями во многих фильмах. Миледи в картине «Д`Артаньян и три мушкетера», «Благочестивая Марта», «Собака на сене»… И, конечно же, необыкновенное, мистическое «Зеркало» Андрея Тарковского.
Надо сказать, трагическая судьба постигла многих актеров, снявшихся в «Зеркале». Что это – совпадение или злой рок? Может быть, затронутая Тарковским тема и то, как он ее раскрыл, пробудили какие-то темные силы?
Об этом можно много спорить долго, однако есть факты.
Маргарита Терехова – болезнь Альцгеймера
Маргарита Терехова. Кадр из фильма «Зеркало», 1974 г.
В «Зеркале» Маргарита Терехова сыграла главную музу Тарковского. Режиссер называл ее «обыкновенной гениальной актрисой»…
Маргарита Терехова. Кадр из фильма «Зеркало», 1974 г.
В 2016 году родные Маргариты Тереховой объявили о диагнозе актрисы – болезнь Альцгеймера. К тому времени уже ходили слухи о ее бедственном положении.
Спустя 2 года сын Маргариты Борисовны признался, что время, когда можно было замедлить процесс, упущено, и теперь речь идет только о достойном уходе за актрисой.
Были собраны деньги на лекарства и сиделок. Как выяснилось, Терехова страдает от коварного недуга вот уже 8 лет. Сын и дочь рассказали в эфире программы «Звезды сошлись» о том, что их мама давно уже не узнает близких, не говорит, и что ее положение продолжает ухудшаться.
Анатолий Солоницын – умер от рака легких. 1982 год
Анатолий Солоницын. Кадр из фильма «Зеркало», 1974 г.
Актер Анатолий Солоницын сыграл в «Зеркале» Прохожего – эта роль была создана режиссером специально для него.
Через 7 лет после выхода фильма на экраны, участвуя в съемках очередного проекта, Солоницын неудачно упал с лошади и сильно ушиб грудную клетку. Вскоре развился рак легких, погубивший актера в 47 лет.
Анатолия Солоницына не стало в 1982 году. Он известен по ролям в фильмах, вошедших в «Золотой фонд» нашего кинематографа, но его «главным» режиссером стал Андрей Тарковский, снявший Солоницына во всех своих фильмах, кроме «Ностальгии».
Вершиной же творческой биографии Солоницына является главная роль в картине «Андрей Рублев», — именно в образе русского живописца, в монашеской рясе, актер изображен на памятнике, поставленном на его могиле.
Андрей Тарковский – умер на чужбине. 1986 год
Андрей Тарковский. Фото: Wikipedia
Нелегкая судьба досталась и гениальному режиссеру «Зеркала» — Андрею Тарковскому. В 1980 году, уехав в Италию для написания сценария к фильму «Ностальгия», уставший от травли со стороны «Госкино» Тарковский принял решение остаться там вместе с семьей.
«По-хорошему» советские чиновники его отпускать не захотели. Тарковский попал в списки «невозвращенцев», его фильмы перестали показывать в СССР. Правда, лишить режиссера советского гражданства не решились.
Зато жители Флоренции объявили его почетным гражданином города, мэр подарил Тарковскому квартиру. Все это, однако, не спасало от тоски по родине…
В декабре 1985 года ему был поставлен диагноз – рак легких, и через год Андрея Тарковского не стало.
Николай Гринько – умер от лейкемии. 1989 год
Николай Гринько. Кадр из фильма «Зеркало», 1974 г.
Исполнивший роль мастера типографии Николай Гринько был известен очень многим своими работами в кино.
Вспомните хотя бы доброго и мудрого шарманщика папу Карло из «Приключений Буратино» или профессора Громова из «Приключений Электроника». Его дружба с Тарковским началась с их первой совместной работы – фильма «Иваново детство». Потом был «Андрей Рублев», а затем – то самое «Зеркало».
Спустя 15 лет после премьеры фильма Николай Гринько скончался от лейкемии. Ему было 68 лет.
Борис Руднев – убит неизвестными. 1994 год
Борис Руднев. Кадр из фильма «Обвиняются в убийстве», 1969 г.
Сыгравший в таких фильмах, как «Государственная граница», «Хождение по мукам», «Квартет Гварнери», красивый и обаятельный Борис Руднев был востребованным актером. А погиб совсем молодым – в 49 лет.
Поздно вечером актер возвращался домой. На него напали неизвестные и сильно избили. До дома он добрался с трудом, но попросил не вызывать скорую, — надеялся отлежаться. На следующий день Борис Руднев умер.
Александр Мишарин – умер в 68 лет. 2008 год
Александр Мишарин. Кадр из фильма «Солярис», 1972 г.
Исполнивший в «Зеркале» небольшую роль врача, Александр Мишарин сыграл и в нескольких других фильмах, в том числе – в «Солярисе» Тарковского.
Кроме того, он создал более 30 сценариев и пьес (среди них – сценарии «Зеркала» и «Усатого няня»), некоторое время был главным редактором журнала «Россия».
В 2008 году талантливого сценариста и драматурга не стало.
Олег Янковский – умер от рака поджелудочной железы. 2009 год
Олег Янковский. Кадр из фильма «Зеркало», 1974 г.
В «Зеркале» Олег Янковский сыграл отца главного героя.
Его имя не нуждается в представлении. Скульптурные черты лица, аристократическая красота и невероятный талант Олега Ивановича сделали его одним из самых любимых и узнаваемых актеров. Его первым триумфом стала роль в киноэпопее «Щит и меч», затем последовали десятки других ролей в кино и театре.
А как вы считаете – существует ли «проклятие» фильма «Зеркало», или все, что происходит с его актерами и создателями, — лишь зловещее совпадение?
Содержание фильма «Зеркало». Какие актеры снимались. Исполнители главных ролей. Кадры из фильма. Дата выхода.
Пролог. Мальчик Игнат включает телевизор и смотрит передачу, где врач помогает сильно заикающемуся подростку громко и чётко произнести: «Я могу говорить». Далее фильм переносит в прошлое, примерно в 1935 год. Мать Алексея Мария, живя в деревне, тяжело переживает развод с мужем. Сидя на заборе неподалёку от своего дома, она встречает мимо проходящего врача. Оптимистично настроенный мужчина безуспешно пытается завести с ней разговор. После рассуждений о жизни и природе он уходит. Ближе к вечеру малолетний Алексей вместе с матерью и соседями становится свидетелями случайного пожара в сарае.
Повествование переносится в 1970-е годы. Повзрослевший Алексей помимо напряжённых отношений с престарелой матерью, также переживает разлад с бывшей женой Натальей и со своим сыном Игнатом. Из телефонного звонка Алексей узнаёт от матери, что недавно умерла её сотрудница из типографии.
Дальше следует воспоминание об одном инциденте, произошедшем на работе у Марии: однажды она в дождливый день прибежала в типографию, чтобы исправить допущенную ошибку (про какое слово идёт речь, в фильме не раскрывается, но опечатка могла стоить работы и даже жизни коллег) Вскоре выясняется, что ошибки не было, но переполошенная Лиза начинает ссору с Марией и упрекает её в эгоизме, из-за которого от неё ушёл муж.
70-е. Игнат с няней изучает историю России и читает стихи Александра Пушкина, во время этого раздаётся звонок в дверь. Игнат открывает и видит пожилую Марию, она, не узнав своего внука и подумав, что ошиблась квартирой, уходит. После этого Игнат обнаруживает, что няня таинственным образом исчезла. Вскоре мальчику звонит отец, и во время разговора по телефону с сыном Алексей вспоминает свои подростковые годы. Отрочество Алексея пришлось на годы войны. Он был влюблён в местную деревенскую девушку и учился вместе с другими мальчиками стрельбе у сурового военрука. Во время учений мальчик-сирота случайно роняет гранату, перепугав всех, но она оказалась учебной. После окончания войны Алексей с сестрой впервые за долгие годы воссоединяются с отцом, который стал ветераном.
Алексей ради лучшего воспитания сына предлагает Наталье второй раз выйти замуж или отдать Игната ему на попечение. Сам же Игнат жить с отцом отказывается. Спустя некоторое время Алексей серьёзно заболевает и становится прикованным к постели.
Финал переносит в счастливые воспоминания Марии о муже; одно из них, где они лежа на травянистом поле, ведут неторопливый разговор о ребёнке, которого только ждут (подразумевается будущий Алексей). Последние кадры показывают пожилую Марию, гуляющую с местными детьми (которые напоминают маленького Алексея с сестрой) на том же самом месте.
Идея фильма «Зеркало» возникла в 1967 году после съёмок фильма «Андрей Рублёв». По воспоминаниям драматурга Александра Мишарина, на прогулке с Андреем Тарковским вдоль Измайловских прудов речь зашла о современной истории, в которой нашли бы своё отражение реалии советской действительности. При этом история во многом совпадала с реальной жизнью самого Тарковского, у которого были непростые отношения с родителями.
Во время съёмок были добавлены новые эпизоды, заменившие убранное из сценария интервью с матерью, в частности была значительно расширена роль матери в исполнении М. Тереховой.
В зеркале человек видит себя. Так и в этом фильме главного героя не показывают, все события происходят так, как он их воспринимает, видит в отражении своего сознания. Именно поэтому мать и жена видятся ему как один образ, одни герои фильма иногда замещаются другими.
кадры из фильма «Зеркало»
Режиссер: Андрей Тарковский;
Сценаристы: Александр Мишарин, Андрей Тарковский;
Оператор: Георгий Рерберг;
Композитор: Эдуард Артемьев;
Художник: Николай Двигубский;
Страна: СССР;
Производство: Мосфильм;
Год: 1974;
Премьера: 21 апреля 1975 (СССР)
felisata
felisata
В фильме снимались: Маргарита Терехова, Николай Гринько, Игнат Данильцев, Алла Демидова, Юрий Назаров, Тамара Огородникова, Анатолий Солоницын, Олег Янковский. Режиссер: Андрей Тарковский. Сценаристы: Александр Мишарин, Андрей Тарковский. Оператор: Георгий Рерберг. Композитор: Эдуард Артемьев. Художник:Николай Двигубский.
Премьера фильма состоялась 21 апреля 1975 года. Награды: Приз «Давид
ди Донателло» за лучший иностранный фильм, показанный в Италии в 1980 году.
«Зеркало»занимает особое место в творчестве Тарковского. Исповедальный фильм, снятый в непривычной стилистике, вне законов последовательного повествования.
На съемках фильма «Зеркало».
В то время Андрей Тарковский работал в экспериментальном объединении Григория Чухрая, где можно было быстро «запуститься» и быстро снять фильм. На студии поддерживали режиссёра, но в Комитете по делам кинематографии сценарий был отвергнут председателем Госкино
А.Романовым. Наступил тяжёлый период, перспектив на работу не было, и Тарковский стал снимать «Солярис».
На съемках фильма «Зеркало».
Когда он закончил эту картину, в Комитет по делам кинематографии уже пришёл Ф. Ермаш, который повёл себя довольно демократично. Тарковскому он сказал: «Вы можете ставить, что хотите». И режиссёр решил вернуться к отложенному сценарию, который будет основательно переработан.
Из ЖЖ: http://vakin.livejournal.com/730113.html
Сценарий «Белый, белый день» («Зеркало») строился на воспоминаниях Тарковского о детстве, семье, о некоторых обстоятельствах взрослой его жизни. Сложным был задуман образный строй будущего фильма: игровые эпизоды должны были перемежаться хроникой. Стихи Арсения Тарковского становились лирическим лейтмотивом произведения. Сам Андрей хотел сняться в роли Автора.
Предполагалось включить в картину документальное интервью с Марией Ивановной Вишняковой, снятое скрытой камерой. Всю жизнь она проработала корректором в Первой образцовой типографии. Кстати, незабываемый эпизод в «Зеркале», где Мария под дождём бежит в типографию, боясь, что пропустила опечатку, воспроизводит реальную ситуацию.
Обсуждение режиссёрского сценария «Белый, белый день…» худсоветом студии состоялось 17 апреля 1973 года. Общая атмосфера была взволнованная, нервная, но, в общем, доброжелательная.
На съемках фильма «Зеркало»
Михаил Швейцер отметил, что это первая попытка о нашем современном искусстве создать жанр некоей исповеди, в частности, исповеди художника, и очень хочется, чтобы такой жанр состоялся. Все выступления были деликатны, осторожны. Тарковский был крайне ранимым человеком и бурно реагировал, когда с ним хоть в чём-то не соглашались, сразу говорил о тотальном непонимании его вещи.
Больше, чем какой-либо другой фильм, «Зеркало» можно назвать семейным фильмом Тарковских. Звучал за кадром голос отца, читавшего свои стихи; в роли старой матери снялась Мария Ивановна Вишнякова; первую любовь мальчика играла падчерица Оля, дочь Ларисы Тарковской.
Сыграла в «Зеркале» и сама Лариса — эпизодическую роль богатой жены врача, к которой Мария и Алёша приходят продавать серёжки. Наконец сам Андрей Арсеньевич появлялся в кадре — правда, лица его не было видно, а только руки, измождённые руки умирающего Автора, распластанного на постели.
На съемках фильма «Зеркало»
Маргарита Терехова исполнила в «Зеркале» две роли: матери героя и его жены. Как вспоминает Терехова, сценарий никому не давали читать, и, когда она пришла на кинопробы, то понятия не имела, какая роль — главная. Режиссёр предложил актрисе трудную задачу: воплотить один и тот же женский тип в двух временах — довоенную и послевоенную «эмансипированную» женщину. И Терехова с ней справилась. Вновь у Тарковского снимались актёры Н. Гринько, А. Солоницын, Ю. Назаров.
Олег Янковский в коротком; но существенно важном эпизоде «Зеркала» сыграл фронтовика-отца, а пятилетний сын актёра, Филипп, — героя фильма в раннем детстве. Олега Янковского на пробы не вызывали, была общая уверенность, что он подходит, что выбор точен. По словам Мишарина, «лицо Янковского, тогда ещё не слишком знакомое, излучало энергию и радость жизни, романтическое состояние передавалось им легко и вместе с тем концентрированно».
На съемках фильма «Зеркало»
Ассистент режиссёра Марина Чугунова, раздобыв детскую фотографию Андрея Тарковского, искала исполнителя роли Алексея. И нашла в одной из школ Игната Данильцева. Его сразу утвердили после кинопробы. Игнат на съёмках часто плакал от обиды, что Андрей Арсеньевич с ним мало разговаривает. Тереховой все подробно объясняет, а ему ничего.
А дело было в том, что Игнат схватывал все на лету, достаточно было задать направление: «Ты сидишь здесь, чувствуешь то-то, состояние у тебя такое-то» — Тарковский с ним не репетировал даже. Игнат Данильцев тоже рос без отца, жил один с матерью…
К съёмкам «Зеркала» Тарковский приступил в июле 1973 года. К сожалению, отказался работать на картине оператор Вадим Юсов. Своё решение он объяснял так: «Я внутренне не принял сценарий „Белый, белый день“ („Зеркало“). Мне не нравилось, что, хотя речь в нём идёт о самом Андрее Тарковском, на самом деле в жизни всё было не так: я знал его отца, знал маму…
На съемках фильма «Зеркало»
Поклонники „Зеркала“, наверное, возразят мне, что художественный образ и не должен во всём совпадать с реальным. Это я понимаю, согласен, не должен. Но я видел иное: непонятное мне стремление встать на небольшие котурны, — и это не вязалось у меня с Андреем. Я говорил ему об этом и почувствовал, что он моих поправок-требований на этот раз не примет, и что мне будет трудно, и я только помешаю ему…»
Лето было сырым и холодным. Тарковский арендовал деревенский дом, где поселился вместе с Ларисой, Тяпой, Лялей и Анной Семёновной (Тяпа — сын Андрея и Ларисы Тарковских, Ляля — дочь Ларисы Анна Семёновна — её мать). Съёмки разворачивались крайне медленно. За десять дней в Тучково были отсняты всего два кадра, собственно, один проход.
Осенью группа приехала в Москву, началась работа в павильоне. Здесь, например, снимали сон мальчика — сцену, когда с потолка лилась вода и обваливалась штукатурка. Поражали размеры комплекса декораций, особенно сооружённый в павильоне двор, где пиротехники раскладывали и поджигали костёр. Это было удивительно, так как в декорациях категорически запрещалось разжигать открытый огонь. Видимо, администрация «Зеркала» получила на это специальное разрешение.
На съемках фильма «Зеркало»
Параллельно со съёмками Тарковский монтировал документальный материал. Настоящим открытием стали кадры бредущих по воде Сиваша солдат. Позже писатель Г. Владимов напишет об этом эпизоде фильма: «И следом — чёрно-белые кадры фронтовой хроники, по праву и в полной мере авторские — ведь никто до Тарковского их не выбрал, кадры жестокие по-своему, хотя нет в них ни стрельбы, ни разрывов, ни падающих тел.
12 февраля 1974 года снималась сцена «Зеркала», где героиню вынуждают зарезать петуха, то есть сцена Матери и Лебедевой, в которой были заняты Терехова и Лариса Тарковская. Обстановка на съёмочной площадке была напряжённой: шла скрытая борьба женских честолюбий. А в данном случае ситуация усугублялась ещё и тем, что Лариса сама хотела играть роль Матери.
На съемках фильма «Зеркало»
Терехова отказалась резать петуха. Уговорить её не удалось. Сняли эпизод просто. Записали предсмертный крик петуха, подули пёрышками на лицо хозяйки: убийство как бы произошло. И после этого — лицо Тереховой крупным планом, лицо преступившего человека.
Тарковский говорил во время работы над фильмом:
«Единственное, что я сейчас могу утверждать с уверенностью, — фильм, который мы сейчас снимаем, не будет иметь никакого отношения к традиционному кинематографу, построенному на изложении сюжета, рассказа. События в их последовательности сами по себе не будут иметь никакого значения. Смысл всего должен возникать из сопоставления эпизодов прошлого с авторским отношением к этому прошлому и жизни как таковой. Этот фильм должен быть подобен сну, в котором человек ощущает себя старым, ясно осознает, что жизнь прошла и самый важный водораздел им уже пересечён…
В фильме будут очень важны слова, авторские монологи, прямо выражающие авторскую мысль, авторские размышления. Что касается игровых сцен, то в них не должно быть ничего двусмысленного, всё должно быть просто, как в жизни, без всякой символизации. Некоторые персонажи фильма — это просто обычные люди, существующие в реальности и играющие на экране самих себя… Персонажи должны мешаться, и должны быть моменты, когда не очень понятно, кто есть кто…»
На съемках фильма «Зеркало»
К марту 1974 года съёмочный период был закончен и начался как никогда мучительный монтажный период. Положение было сложное, потому что всё было отснято, просрочены сроки, группа не получала премии, а картина не складывалась.
В монтажной на «Мосфильме» Тарковский который раз переставлял целые эпизоды фильма и отдельные фрагменты его. Андрей Арсеньевич сделал карточки — 32 названия эпизодов — «типография», «продажа серёжек», «испанцы», «сеанс гипноза» и т.д. Наконец его осенило. «А ты знаешь, что я сделаю? — сказал он Михалкову-Кончаловскому. — Я вообще все перемешаю, чтобы никто ни хрена не понял! Поставлю конец в начало, середину — в конец».
Он попытался перегруппировать структуру в абсолютно абстрактный коллаж. Ему это удалось. По словам того же Михалкова-Кончаловского, «он разрушил связанность рассказа, никто ничего не понимал. Но было ощущение присутствия чего-то очень значительного, кирпичи-то были золотые».
По сравнению с вариантом сценария 1968 года, в фильме не было прекрасно задуманных эпизодов «Ипподрома», «Куликовской битвы», съёмок скрытой камерой матери, интервью с ней, не было снов мальчика, снятых под водой.
«Зеркало» делалось в Шестом творческом объединении, официально называвшемся Творческое объединение писателей и киноработников, художественными руководителями которого многие годы были режиссёры Александр Алов и Владимир Наумов. Члены худсовета пытались с пониманием отнестись к фильму, варианты которого видели уже несколько раз. По поводу некоторых сцен были разные мнения, были и предупреждения, что у начальства они вызовут сильное неприятие. «Для вас необязательны наши замечания, — тактично говорил Александр Алов, — но мы обязаны их высказать».
Тарковский посетовал, что в материале не хватает многих шумов, исполнительных реплик, музыки, и поэтому просил разрешить ему в порядке исключения сделать перезапись всех этих звуков, позволить ему провести очередной этап работы, с тем чтобы эти недостающие компоненты внесли ясность в восприятие материала. И в объединении пошли ему навстречу, несмотря на задержку сроков сдачи и дополнительные затраты. Этот вариант картины показали в Госкино. Как вспоминает А. Мишарин, Ермаш был недоволен картиной: «У нас есть свобода творчества, но не до такой же степени!» «Зеркало» сдавали Госкино пять раз. После каждой сдачи получали список необходимых поправок.
На заседании Комиссии по определению категорий фильмов разгорелись ожесточённые дебаты. Камнем преткновения был старый дискуссионный вопрос о доступности картины. На одном из предварительных обсуждений сам Тарковский сформулировал свою позицию: «Поскольку кино всё-таки искусство, то оно не может быть понятно больше, чем все другие виды искусства…
Я не вижу в массовости никакого смысла…» Результаты голосования были следующими: за первую категорию подано одиннадцать голосов, за вторую — двенадцать. Прокат фильма был очень ограничен, например, в Москве «Зеркало» демонстрировалось лишь в трех кинотеатрах. Только в начале 1990-х годов, уже после смерти Тарковского, фильму была присуждена первая категория.
«Зеркало» — картина автобиографическая. Вот почему так исключительно важны для её понимания биографические факты, семейные обстоятельства, родство. Сам Тарковский говорил, что не было в его жизни фильма, который его коллеги-режиссёры приняли бы так по-разному: с возмущением и восхищением. Отар Иоселиани, например, отеческим тоном сказал Андрею: «По-моему, вещь путаная, длинная».
Авторы показали «Зеркало» В. Шкловскому, П. Капице, П. Нилину, Ч. Айтматову и, наконец, Д. Шостаковичу. Он не мог уже ходить, поэтому организовали просмотр в таком зале, куда можно было почти въехать на машине и только пройти несколько шагов. Картина им понравилась.
В Москву приехал представитель Каннского фестиваля и спросил про «Зеркало». Ермаш сказал, что картина не готова, хотя в черновом монтаже её можно было показать. Тарковский устроил гостю тайный просмотр с протаскиванием обманными путями через проходную иностранца. Классик советского кино сам подносил коробки с плёнками и при этом умирал со страха, как бы его не застукали…
На Каннский фестиваль картина так и не попала. Но «Зеркало» широко демонстрировалось на западном экране. Сам Тарковский, когда ездил во Францию, был поражён, увидев очередь на Елисейских Полях на свой фильм… «Зеркало» получило Национальную премию Италии как лучший иностранный фильм года.