актеры фильма женя женечка катюша
Фигловскую парализовало, Даль спился, а Морозенко утонул. Как ушли звезды «Жени, Женечки и «катюши»
Роль грубоватой, но чувственной связистки, влюбленной в рядового Колышкина, должна была обеспечить Галине Фигловской блестящую карьеру. Однако она не прижилась в БДТ, а в последние 15 лет не снималась в кино. Злой рок коснулся и коллег артистки по «Жене, Женечке и «катюше».
19 мая исполняется 83 года со дня рождения Галины Фигловской, известной по роли связистки Земляникиной в картине «Женя, Женечка и «катюша». Артистка могла никогда не стать партнершей Олега Даля по съемкам: руководство «Ленфильма» настаивало на кандидатуре Натальи Кустинской. Режиссер Владимир Мотыль и автор сценария Булат Окуджава пришли к выводу, что в юности увлекались девушками властными, крепкими, порой насмехавшимися над парнями, а от подобного образа «опереточно-водевильная» Кустинская была далека.
«Кустинская не могла с ходу отшить неугодного кавалера, в ней не было органической грубости воюющей связистки. Отсняв всю летнюю натуру, я категорически заявил: «Или убираю Кустинскую, или не снимаю картину», — вспоминал режиссер.
Свою героиню Мотыль искал по всему Петербургу и Москве. В отчаянии он обратился к педагогам Щукинского училища: считалось, что выпускницы этого вуза — самые эффектные. Режиссер попросил назвать пару талантливых воспитанниц, у которых не сложилась актерская судьба. В один голос преподаватели произнесли имя Галины Фигловской: от большого будущего девушка отказалась по личным причинам. Драматург нашел артистку на оборонном заводе и подарил ей роль Женечки. Почему же она во второй раз ушла из кино? В день рождения Галины Викторовны рассказываем, почему рухнула ее карьера, а заодно вспоминаем истории других звезд «Жени, Женечки и «катюши» — Олега Даля, Георгия Штиля, Павла Морозенко и Михаила Кокшенова.
Галина Фигловская — Женечка Земляникина
Первая попытка построить карьеру актрисы
В школе Галина участвовала в самодеятельности, но строить актерскую карьеру не собиралась, так что подала документы в Московский химико-технологический институт имени Менделеева. Позднее, когда девушка начала играть в народном театре при Доме офицеров, она поступила на вечернее отделение «Щуки». Вскоре Фигловской дали главную роль в спектакле по пьесе Артура Миллера «После грехопадения», где автор рассказывал о своем неудачном браке с Мэрилин Монро. Галина Фигловская обожала монологи Миллера, но в итоге постановку убрали из репертуара Театра на Малой Бронной из-за резких высказываний Артура об СССР.
На смену могла прийти роль в пьесе Анатолия Сафронова, но Фигловская неожиданно бросила театр и устроилась инженером на оборонное предприятие. Поговаривали, что все произошло из-за неудачи в личной жизни, спровоцировавшей у актрисы нервный срыв. Только Владимир Мотыль сумел убедить артистку вернуться к творческой профессии.
Звездная роль
«Первое, на что я обратил внимание, когда Галина предстала передо мной, — рассказывал режиссер, — на ее чувственную нижнюю губу. Я представил, как она не просто поцелует нашего солдатика, а прямо проглотит целиком. Понял, что близок к цели: «Вот вам сценарий, подготовьте вот этот кусок текста для пробы». Она согласилась. Прочла. История чистой любви связистки и минометчика ее зацепила. »
По сюжету в Земляникину были немного влюблены все герои фильма, а интеллигент Женя Колышкин в исполнении Олега Даля и вовсе робел перед смелой девушкой, не скупившейся на насмешки. Но как только выключались камеры, герои менялись ролями: Галина Фигловская становилась серьезной и холодной, а Даль по-доброму подтрунивал над партнершей и называл ее «Фигой». При этом никаких романов на площадке не закрутилось: как отмечал Михаил Кокшенов, Фигловской с ее томным низким голосом многие симпатизировали, но интрижки актеры заводили на стороне.
И снова не сложилось
После премьеры картины Галина стала узнаваемой, однако не спешила укореняться в профессии и вернулась в конструкторское бюро завода. Вновь с предприятия ее вытащил именитый режиссер: Георгий Товстоногов пригласил Фигловскую в Большой драматический театр. Поначалу ей доставались роли в массовке, потом выпала возможность сыграть главную героиню пьесы Радзинского «Еще раз про любовь», заменив Татьяну Доронину. Почему же в труппе актриса так и не прижилась?
С одной стороны, сказывалась дикая конкуренция, которую разжигал между актерами сам Товстоногов. С другой — разница школ: выпускнице «Щуки» законы БДТ претили. Но была и третья причина, о которой открыто говорил Мотыль. «Определенный тип женщин на Георгия Товстоногова производил неизгладимое впечатление, — пояснял кинорежиссер. — Он считал Галю суперсексуальной актрисой. На самом же деле она была абсолютно холодной женщиной. Постепенно Товстоногов перестал давать ей роли в спектаклях».
Не везло Фигловской и с кино: несмотря на успех ленты «Женя, Женечка и «катюша», ей предлагали сплошь второстепенные роли. Диспетчер депо в «Сержанте милиции», гид в «Колье Шарлотты», сотрудница проектного бюро в «За синими ночами» — послужной список не радовал, так что после съемок «Красной стрелы» в середине 80-х актриса завершила карьеру.
Большая любовь и неизлечимая болезнь
С актерской профессией у Галины Викторовны не срослось, зато в сердечных делах после давней юношеской драмы ей улыбнулась удача. Артистка вышла замуж за безумно влюбленного в нее сценариста Эдгара Дубровского. Еще в 1961-м в экспедиции на Памире мужчина попал в аварию и потерял ногу, но это не мешало ему носить жену на руках.
В последние годы актриса страдала от полиартрита, при котором человек испытывает невыносимые боли в суставах. Каждый новый приступ словно высасывал из женщины силы и желание бороться за здоровье. Дубровский не бросил супругу, когда ее парализовало: сценарист нежно ухаживал за Галиной Викторовной. В 2000-м 62-летняя звезда ленты «Женя, Женечка и «катюша» скончалась, а Эдгар Борисович прожил без любимой еще 16 лет.
«Это была безумная любовь, — вспоминал друг семьи Исаак Шварц, — Галюша вся высохла, на нее больно было смотреть, одни глаза — те самые глаза Женечки Земляникиной и остались. »
Олег Даль — Женя Колышкин
Если брать изначальный вариант сценария, то внешне Олег Даль был совершенно не похож на рядового Колышкина, зато внутренне — подходил идеально. Проблема состояла в том, что актер злоупотреблял алкоголем и даже на пробы явился пьяным. Отдавая должное таланту артиста «Современника», Мотыль проводил кастинг трижды, пока Олег Иванович не взялся за ум и не пришел трезвым.
Скидку можно сделать на пережитую артистом драму: скоротечными оказались его браки с Ниной Дорошиной и Татьяной Лавровой, к тому же Даля постоянно мотало по театрам из-за конфликтов с режиссерами и пьянства. Даже терпеливого Владимира Мотыля артист выводил из себя. «Я был вынужден ставить его спиной к камере, — говорил драматург, — от выпитого накануне у него было отекшее лицо и мутные глаза».
Однажды актер устроил в гостинице, где поселили артистов фильма, скандал: нагрубил дежурной по этажу, отказавшейся выдавать ключи от номера подвыпившему мужчине. Женщина вызвала наряд милиции, и в итоге Далю впаяли 15 суток. После суда артист присмирел, внутренне перестроился и превратился в самого покладистого участника съемок.
Критики заключили, что картина «Женя, Женечка и «катюша» не принесла особого успеха артистам, однако именно после нее Даль стал получать яркие роли в кино: солдата в «Старой, старой сказке», Крестовского в «Земле Санникова», начальника караула в «Звезде пленительного счастья» уже знакомого ему Мотыля.
На съемках «Короля Лира» Даль встретил монтажера Елизавету Апраксину, ставшую его третьей женой. Брак продлился 10 лет, но даже любимая женщина не сумела спасти актера от «зеленого змия». Чтобы сохранить семью, артист закодировался, вот только эффекта от процедуры хватило лишь на два года. Когда в 1980-м умер Владимир Высоцкий, стоя у гроба, Олег Иванович произнес: «Я буду следующим».
Пророчество сбылось 3 марта 1981-го, когда актер находился на гастролях в Киеве. Прощаясь с коллегами после посиделок в ресторане, Даль сказал, что идет к себе умирать. 39-летний артист и вправду скончался в номере гостиницы от сердечного приступа. Поговаривали, что инфаркт спровоцировала очередная порция водки, выпитая уже в отеле.
Михаил Кокшенов — ефрейтор Захар Косых
Захар Косых стал для Кокшенова первой значительной ролью в кино. Для Мотыля выпускник «Щуки» оказался находкой: именно таким рыжим крепышом он представлял ефрейтора, противостоявшего герою Олега Даля. Михаил Кокшенов весил тогда 102 килограмма, так что костюмерам пришлось ушивать для него гимнастерку и галифе. И хотя их персонажи были противоположностями, на съемках Михаил Михайлович и Олег Иванович крепко подружились.
В дальнейшем Кокшенов часто представал на экране в образе смешливых простаков: «Не может быть!», «Ширли-мырли», «Спортлото-82». Ну а в 90-е актер примерил на себя амплуа режиссера и продюсера, выпустив фильмы «Русское чудо» и «Надежда».
Михаил Михайлович женился трижды: на стюардессе Нине Вокрош, сотруднице «Мосфильма» Елене и бизнесвумен Наталье Лепехиной. Из-за болезненного развода почти 10 лет артист не общался с дочкой от первого брака Алевтиной. Последняя супруга Наталья сыграла большую роль в воссоединении папы с наследницей. Теплые отношения Кокшенову удалось сохранить со второй избранницей, ведь когда в 2017-м его разбил инсульт, у постели больного появлялась не только Лепехина, но и Елена.
Последние три года актер балансировал между жизнью и смертью: то становилось лучше, то он не мог подняться. Мучения закончились в прошлом июне: артист скончался в столичной клинике от сердечной недостаточности. Только после ухода Кокшенова выяснилось, что у него есть еще одна дочка. Мария родилась на год раньше Алевтины в браке с художницей Аллой Шавыриной, который артист предпочел скрыть.
Павел Морозенко — старший сержант Алексей Зырянов
Связистка Женечка нравилась не только рядовому Колышкину, но и грубоватому старшему сержанту Алексею Зырянову. При этом антипатии у зрителей язвительный Зырянов не вызывал: кто же не любит пылких красавцев? К тому же к финалу картины заносчивый парень сильно меняется и осознает, что между Земляникиной и Евгением Колышкиным были по-настоящему сильные чувства.
В реальности Павел Морозенко не ввязывался в любовные треугольники, а счастливо жил с актрисой Анной Лесной и воспитывал сына Андрея. За годы карьеры артист сменил несколько мест работы, пока не осел в Театре имени Маяковского. На экране он продолжал играть смелых и мужественных героев — адмиралов, моряков, генералов.
Верный супруге и уважаемый коллегами, актер мог назвать себя счастливчиком. Но однажды удача от него отвернулась: летом 1991-го 52-летний Морозенко утонул в реке Дон. Обстоятельства гибели так и остались невыясненными.
Георгий Штиль — лейтенант Ромадин
Именно Ромадину, как командиру подразделения, интеллигентный Колышкин, который постоянно попадал в переделки, доставлял головную боль. Несмотря на проблемы с рядовым, лейтенанту удалось продвинуться по службе и стать капитаном.
Сам Георгий Штиль после школы намеревался стать летчиком, но не поступил в военное училище, так как завалил один из экзаменов. В итоге Штиль прошел конкурс в театральный институт, после окончания которого устроился в БДТ, где служит до сих пор. В кино артист начал сниматься в 60-е, преимущественно в ролях второго плана. Так, зрители полюбили его за образ тестя Васи Рогова из «Убойной силы».
Личная жизнь Георгия Антоновича была омрачена трагедией: супруга Римма Павловна, с которой он прожил почти 40 лет, болела раком. Недуг удалось победить, но через несколько лет женщина умерла от инсульта. Справиться с горем артисту помогла новая любовь — остеопат Лиана Зурабовна, ранее лечившая Римму Штиль. Спустя год после кончины первой жены актер расписался с Лианой.
За кадром фильма «Женя, Женечка и «Катюша»: Почему Кустинскую сняли с роли, а Даль получил 15 суток
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Этого фильма могло бы и не быть – режиссер Владимир Мотыль собирался снимать картину о декабристе Кюхельбекере, но сценарий о мятежниках по «Кюхле» Тынянова в секторе кино ЦК КПСС посчитали опасным и порекомендовали режиссеру выбрать другую тему. Мотыль решил снимать о Великой Отечественной войне, но при этом оставить главного героя похожим на полюбившегося ему декабриста – таким же нескладным и чудаковатым мечтателем. Отсюда родился и жанр героико-лирической комедии – в серьезной военной драме такой герой выглядел бы нелепо.
Это был фильм не о войне, а о современном Дон Кихоте и о любви. « Меня не интересовали баталии. Гораздо важней представлялось проникнуть во внутренний мир героев », – говорил режиссер. За помощью в написании сценария Мотыль обратился к фронтовику Булату Окуджаве, отлично знавшему солдатский быт. Свой выбор он объяснял так: « Я обожал этого стойкого, маленького, худенького солдатика. Помня его обруганную автобиографическую повесть «Будь здоров, школяр», я был уверен, что тема задуманного фильма ему будет очень близка ». А Окуджава признавался, что этот сюжет будто витал в воздухе, и они с Мотылем, еще « ничего не зная друг о друге, поймали один и тот же сюжет ».
На главную женскую роль худсовет утвердил Наталью Кустинскую, но когда режиссер приступил к съемкам, он понял, что она совершенно не попадает в характер героини: « Она хорошая актриса… в опереточно-водевильном плане. Мне понравилось, как она сыграла в паре с Натальей Фатеевой в фильме «Три плюс два». Но она была бесконечно далека от задуманной мною фронтовички. Кустинская не могла с ходу отшить неугодного кавалера, в ней не было органической грубости воюющей связистки. Отсняв всю летнюю натуру, я категорически заявил: «Или я убираю Кустинскую, или не снимаю картину ». Актрису после этого действительно сняли с роли, но на общих планах она все же осталась.
Из-за поиска новой героини работа над фильмом была приостановлена. Ни в ленинградских, ни в московских театрах найти подходящий типаж не удалось. И только в щукинском училище ему порекомендовали одну из выпускниц, которая во время учебы подавала большие надежды, но реализоваться как актриса так и не смогла, и устроилась на оборонный завод в Подольске по своей первой специальности. Галину Фигловскую разыскали и предложили ей роль Женечки Земляникиной. Оказалось, что это точное попадание в образ. Булат Окуджава был доволен этим выбором – сказал, что это настоящая фронтовичка.
В главной мужской роли и Мотыль, и Окуджава видели Олега Даля – по их мнению, внешне он не вполне соответствовал типажу главного героя, но зато по характеру подходил идеально. Правда, кинопробы актер провалил одну за другой. Режиссер рассказывал: « Мне говорят: «Володя, ты разве не заметил, что Даль «под балдой»? Я подошел к Олегу и сказал: «Ты был не в форме, давай назначим вторую пробу, имей в виду, в таком виде тебя на роль никто не утвердит». Он приезжает – еще в более сильном подпитии. Я понял, что Олег находился в тяжелом запое. Отдавая должное его таланту, я назначил третью пробу… На третью пробу Даль приехал,… с ходу прочитал отрывок, все ахнули – Олег сразу «схватил характер» своего героя, хотя Даль по жизни был ироничным, замкнутым человеком, а его герой – открытый и простодушный… Он живёт в своём фантастическом, выдуманном, иллюзорном мире… Совершенно не ощущает, что он на реальной войне, и от этого происходят все его приключения. Даль был точный, снайперский выбор на эту роль ».
Когда Даль выходил на съемочную площадку – он сразу же преображался. Что бы ни говорили о его сложном характере, актером он был высочайшего класса. Хотя режиссерам с ним приходилось очень нелегко. Дважды во время работы над фильмом у него были срывы, он уходил в запои. После этого режиссер снимал эпизоды, где главного героя можно было поставить спиной к камере – лицо у него было слишком отекшим, а взгляд – мутным. Однажды в состоянии опьянения Даль устроил скандал в гостинице, где жила съемочная группа – он оскорбил дежурную по этажу, не выдававшую ему ключи от номера, а та вызвала наряд милиции. И актеру дали 15 суток за хулиганство. Как режиссер ни старался – наказание не отменили. Разрешили только под стражей доставлять его на съемочную площадку в случае необходимости.
Режиссер переживал по поводу того, что из-за этого инцидента съемки вообще окажутся под угрозой срыва, но «кутузка» неожиданно пошла актеру на пользу – под конвоем он не мог достать выпивку, к тому же пережитый на суде шок привел его в чувства. Мотыль говорил: « Артист внутренне перестроился, более покладистого и понятливого Даля, как в тот период, я не припомню. Когда он сидел после пьянки «на губе» – ему нужного самочувствия не нужно было занимать. Оно уже было. Это оказались лучшие куски в картине ».
Многие сюжетные линии фильма были основаны на реальных событиях. Так, эпизод, в котором советский солдат, заблудившись с посылкой, попал к немцам под Новый год, заимствовали из фронтовых газет. Сцена на Балтике, где Земляникина и Колышкин разминулись в трех шагах, была автобиографичной – у родителей режиссера тоже был похожий случай. Многие реальные детали, диалоги и образы привнес в сценарий Булат Окуджава.
Одну из первых своих ролей в этом фильме сыграл Михаил Кокшенов. Он выглядел полной противоположностью Далю, но во время съемок они сдружились и часто вместе хулиганили – разгуливали по Калининграду, где проходили съемки, в военной форме, и представлялись «отдельной частью железнодорожного флота» или «морской кавалерией». Попадание Кокшенова в образ тоже было максимально точным. Мотыль о нем говорил, улыбаясь: « 103 кило весу, и ни одной мысли в глазах – цивилизация прошла мимо ».
Решение режиссера снять о войне комедию был не всем понятно – по мнению киночиновников, шутить на эту тему было недопустимым, и фильм пытались запретить как отрицающий героизм советских солдат. Высокие армейские чины грозились « стереть создателей этой стряпни в порошок ». В прокат фильм вышел только «третьим экраном» – его показывали в клубах и окраинных кинотеатрах. Но у зрителей он пользовался огромным успехом, а самое главное, его приняли фронтовики. В год премьеры фильм посмотрели 24,5 млн человек.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Галина Фигловская: Трагическая судьба обаятельной акрисы из фильма «Женя, Женечка и «катюша»
Из-за измены любимого человека актриса Галина Фигловская долго никому не верила. Растопить глыбу льда в её душе смог обаятельный писатель.
Галина Фигловская вмиг стала знаменитой, после премьеры замечательной картины «Женя, Женечка и «катюша». Режиссеры долго искали актрису на роль весёлой связистки Земляникиной. Сначала худсовет утвердил актрису Наталью Кустинскую, зрителям она прекрасно знакома по фильму «Три плюс два».
Съемки шли полным ходом. Вот только создатель экранизации Владимир Мотыль совсем не такой себе представлял главную героиню.
Обаянием и грубостью (одновременно) Кустинская не обладала. А уж быстро «отшить» кавалера и дать пощечину, у белокурой красавицы совсем не получалось.
Значимая роль актрисы
Понимая, что весь его замысел летит «в тартарары», режиссер пришел к чиновникам и заявил: «Кустинская на эту роль не подходит. Или я ищу новую актрису, или – отказываюсь снимать фильм!». Разрешение Мотыль получил и приступил к поискам своей Земляникиной.
На тот момент Галина Фигловская окончила Щукинское училище, но в кино не снималась. Работала на заводе и не помышляла об актерской карьере. Первое, что бросилось Владимиру Мотылю в её внешности, это озорной взгляд и чувственные губы.
Режиссер уговорил Галину пройти пробы, потом показал материал руководству. Фигловская всем понравилась, и девушку утвердили на роль связистки. По сюжету Земляникина постоянно подтрунивала над молоденьким солдатом Колышкиным.
Его великолепно сыграл Олег Даль. Но, как только съемки останавливались, актер Даль поддергивал девушку и называл в шутку – Фига.
Все пророчили Галине Викторовне большое будущее в кинематографе. А после того, как сам Товстоногов пригласил Фигловскую в свой театр, открыто завидовали. На самом деле, сексуальная внешность актрисы шла в разрез с её внутренним миром.
Через некоторое время Товстоногов это понял, и перестал давать центральные роли актрисе в спектаклях. Точно также было и в кино. Фигловскую приглашали играть роли второго плана или эпизоды. В 1976-м году актриса ушла из театра, а после фильма «Красная стрела», перестала сниматься.
Любовь, болезнь и ранний уход
Личная жизнь Галины тоже сразу не сложилась. Девушка встречалась с парнем, но он ей изменил. Из-за стресса и переживаний Фигловская попала в больницу. Очень долго никому не верила и избегала серьезных отношений. Растопить глыбу льда в душе красавицы смог сценарист Эдгар Дубровский.
Ощутив внимание и заботу любящего человека, Фигловская наконец-то обрела женское счастье. Вскоре молодые люди поженились, но детей Господь им не дал. Но не только это пришлось пережить супругам.
Эдгар Борисович долго болел, перенес несколько операций. Врачам пришлось ампутировать ему ногу. Через некоторое время ухудшилось здоровье и у Галины. Актриса буквально на глазах таяла, похудела, осунулась. Болезнь прогрессировала, пошли осложнения, руки и ноги перестали слушаться женщину.
Когда Галина Викторовна полностью была парализована, супруг переносил любимую на руках. Как это ему удавалось с одной ногой, совершенно не понятно. К сожалению, 4 июня 2000 года замечательной актрисы не стало. Причина – тяжелый приступ полиатрита. Ей едва исполнилось 62 года.
Эдгар Борисович больше не женился, и пережил любимого человека на 16 лет. Супруги похоронены рядом на Смоленском кладбище в Санкт-Петербурге. Могилу талантливой актрисы и писателя посещают только самые преданные поклонники и друзья…
Если публикация интересна, пишите комментарии и кликните на сердечко.
Нашли ошибку? Пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.