актеры фильма знак беды
Знак беды (фильм)
Василь Быков
Евгений Григорьев
Оскар Никич
«Знак беды» — советский военный фильм режиссёра Михаила Пташука, снятый по одноимённой повести Василя Быкова.
Содержание
Сюжет
Немолодые уже люди, Степанида и её муж Петрок, живут в белорусской деревне Выселки, когда приходят немецкие оккупанты. Попытка как-то ужиться с чужаками, не то чтобы особенно злыми, но просто не считающими местных жителей людьми, имеющими хоть какие-то права у себя дома, заканчивается гибелью. Не видя возможности спастись, Степанида запирается в собственной хате и поджигает её.
В ролях
Съёмочная группа
Ссылки
Про Витю, про Машу и морскую пехоту • Лесные качели • Время выбрало нас • Возьму твою боль • Чёрный замок Ольшанский • Знак беды • Наш бронепоезд • Кооператив «Политбюро», или Будет долгим прощание • Игра воображения • В августе 44-го… • В июне 41-го
Полезное
Смотреть что такое «Знак беды (фильм)» в других словарях:
Знак беды — Знак беды: Знак беды (повесть) повесть Василя Быкова. Знак беды (фильм) фильм, поставленный по одноимённой повести … Википедия
В августе 44-го… (фильм) — «В августе 44 го…» Жанр Военная драма … Википедия
В тумане (фильм) — У этого термина существуют и другие значения, см. В тумане. В тумане … Википедия
Завтра была война (фильм) — У этого термина существуют и другие значения, см. Завтра была война. Не следует путать с с фильмом «Если завтра война». Завтра была война … Википедия
Восхождение (фильм, 1976) — Другие фильмы с таким же или схожим названием: см. Восхождение (фильм). Восхождение … Википедия
В июне 41-го (фильм — В июне 41 го (фильм, 2003) Другие фильмы с таким же или схожим названием: см. В июне 41 го (фильм). В июне 41 го The Burning Land Жанр драма Режиссёр Михаил Пташук … Википедия
В июне 41-го (фильм, 2003) — Другие фильмы с таким же или схожим названием: см. В июне 41 го (фильм). В июне 41 го The Burning Land … Википедия
В августе 44-го (фильм) — «В августе 44 го…» Жанр Военная драма Режиссёр Михаил Пташук Продюсер Ольга Семаго Владимир Семаго … Википедия
В августе сорок четвертого (фильм) — «В августе 44 го…» Жанр Военная драма Режиссёр Михаил Пташук Продюсер Ольга Семаго Владимир Семаго … Википедия
В августе сорок четвёртого (фильм) — «В августе 44 го…» Жанр Военная драма Режиссёр Михаил Пташук Продюсер Ольга Семаго Владимир Семаго … Википедия
Знак беды
Год: | 1986 |
Страна: | СССР |
Жанр: | военный, драма |
Рейтинг: | КиноПоиск: 7.6 IMDB: 7.8 |
Режиссер: | Михаил Пташук |
Актеры: | Нина Русланова, Геннадий Гарбук, Владимир Ильин, Евгений Платохин, Алексей Зайцев, Виталий Быков, Владимир Гостюхин |
Возраст: | |
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 28 апреля 1987 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | 12+ |
Длительность: | 2 ч. 31 мин. |
Отзывы о фильме Знак беды | |
Отзывы критиков о фильме «Знак беды», 1986Справедливость личная и справедливость историческая.Они иногда сильно разнятся, но об этом ниже, сперва подводка. Величайшая роль Руслановой, так как она сыграла, веришь сразу, вплоть до сжимания кулаков, так и хочется наорать на тупую и упрямую бабу, не видящей дальше своего сарая! И Василя Быкова наконец можно поздравить с органическим оправданием конфликтов и характеров персонажей застигнутых войной и оккупацией, если бы не.. … фильм не снимался в мейнстримное время, когда хулить все достижения и движения времени до ВОВ стало можно и даже нужно, что стоит такая правда, не более чем умение переориентироваться в общей обстановке у персонажа Гостюхина и стать выгодополучателем в любом случае; … в описании раскулачивания есть откровенное враньё — предположить, в общей обстановке, при том уровне воспитания, культуры и образования, что возможны были перегибы, да, и были: нахрап, выслуживание и сведение счётов никто не отменял и показанные в фильме вполне могли иметь место, но жёсткое репрессирование в ГУЛАГ, высылку без вещей (500 кг на семью) и жены красноармейца — это уже сильнейшая, специально направленная на развал общества «чернуха»; … авторы сами не путались в «показаниях» — сыну «середняка» на землю было плевать, ему нужна была только власть, так себе воспитаньице в стране советов, а «потомственный батрак» оказался элементарным стукачом, вот и не верь в дальновидность органов; … отличие социальной справедливости от рационально-личной. Это к сожалению тяжело показать в фильме художественном, ибо кинематограф через чувства воздействует на эмоции, здесь же необходимо понимание умом и через понимание уже на эмоции. Вот как в локальном фильме показать, что без радикального укрупнения хозяйств в форме соответствующей социальной направленности гос-ва — колхозы СССР не получил бы товарного хлеба достаточного для индустриализации и подготовке к войне, которую и выиграл благодаря станкам и целым заводам, технологиям и знаниям буквально купленным за этот, отчуждённый от хозяйств хлеб, ибо нынешние «партнёры», а тогдашние откровенные враги не желали принимать к оплате ничего другого, только зерно. А оставаясь слабой и отсталой, страна бы была завоёвана ещё раньше и не обязательно Германией — желающих неизменности в своём положении представителей капитала в руководстве ВСЕХ ДРУГИХ СТРАН МИРА было не просто подавляющим, а абсолютным. А то что они не могли простить Стране Советов и за что бились советские люди, хоть вскользь, но упоминается даже в этом, глубоко перестроечном фильме — самоуважение и гордость. Да, да, столь кажущееся обыденным (да, и не нужным, мешающим подстраиваться под очередного хозяина) чувство люди почувствовали только с приходом СВОЕЙ власти, а кто и понял потеряв при оккупации. А то что с таким населением, в такие сроки, достичь невозможного роста производства, другими методами, к сожалению, было не возможно — горькая правда, оправданная и Победой и другими достижениями, вплоть до центрального отопления, этакой «детальки» малодоступной среднему европейцу и в 21 веке. Итак, не было бы коллективизации не было бы и большинства из нас, я надеюсь здесь нет почитателей мнения о попивании баварского? Через нужду и гореА кто там идет по болотам и лесам Огромной такою толпой? А что они несут на худых плечах, Что подняли они на худых руках? А куда они несут эту кривду всю, А кому они несут напоказ свою? Кривду несть научил, разбудил их сон? А чего ж теперь захотелось им, Угнетенным века, им, слепым и глухим? Эту нравственную доминанту белорусского космоса, ставшую национальным менталитетом, — людьми зваться — в условиях большой нужды и страшного горя — войны — воплотил в своих текстах Василь Быков. Страшное дело, страшнее черта и смерти, война обнажает сознание нации и человека. Сколько их, кто мог бы быть славным малым, не случись её, а сколько тех, кто открыл в себе неизвестные доселе возможности, силы и духовные ресурсы? Проблема человека на войне, его внутреннего определения в критический момент жизни стала главной темой художественного мира писателя, по одноименной повести которого и снят фильм «Знак беды». Белорусская деревня. Пожилая пара — Петрок и Степанида Богатько, проводившие детей на фронт и уже много месяцев не получавшие от них никаких вестей, — вынуждена принять в своем доме группу немецких солдат. Непрошеный гость хозяином входит в их двор, грубым ударом сапога отворив калитку и устанавливая свои порядки. Что могут два старика противопоставить десятку молодых и вооруженных чужаков? Но познакомимся поближе. Петрок. Деликатный, добрый, душевный человек. Мухи не обидит, слова грубого не скажет. Трудится по дому, гонит хлебную бражку, а в редкие минуты отдыха нежно, чуть дыша, как ребенка, берет в руки скрипку и играет какую-то простенькую мелодию, в которой слышит всё пережитое — и лучшей музыки нет. Он готов терпеть, он готов страдать — лишь бы не было большего зла. Он человек не гордый и может пойти на уступки, может смириться, он себя не пожалеет, но он готов и унизиться, и жизнь отдать за близкого. Разве унижение — если за любимых? Но всегда есть грань терпения, черта, за которой — всё. Потому что есть чувство собственного достоинства, с которым можно поступиться раз, два, но которое обязательно возьмет своё. Что боль? Что кровь? Оставьте человека в покое, иначе… Степанида. Баба с мужским именем и мужским характером. Крепкая, земная, бойкая женщина, готовая прийти на помощь, способная дать отпор. Это про таких говорят: «Она и коня на скаку…» Только война не конь. Вынужденная терпеть присутствие врага в своем доме, но не готовая мириться с таким положением, она, как может, оказывает сопротивление: то корову выдоит в поле, чтобы немцам молока не досталось, то автомат немецкий в колодце утопит… Вот только её искренний бунт наивен и бессмыслен: не думает она, к каким последствиям могут привести её поступки. А последствия приходят. И чем дальше — тем страшнее. И ужас, злость, боль, усталость и много-много-много стократ помноженного — в глазах Нины Руслановой. А глаза, как известно… Оба они, воспитанные корневой крестьянской традицией народной жизни, — люди духовной памяти, люди совести. Долгий непростой путь прошли они рука об руку, своим трудом возделывая землю, которая вскормила и взрастила их. Вместе преодолевали тяготы, вместе боролись с жизнью за жизнь, вместе радовались приходу нового дня и редким минутам счастья, сознавая свою ответственность за самих себя. Но слишком много порою выпадает на человеческую долю, или правильнее сказать — недолю, ведь не годы кукует белорусская кукушка — невзгоды. Если бы только немцы! Похозяйничают, отдохнут — уйдут. Можно обождать, можно перетерпеть. Но нет. Знак беды. Вся история двадцатого века, вся их жизнь вплоть до этой треклятой войны — беда. Бывшие соседи записываются в полицаи, чтобы иметь власть и бесчинствовать, чтобы унижать своих же, кого невзлюбили. А тут еще и коммунисты с нормами по раскулачиванию, с коллективизацией. И те как коршуны, и эти слепнями жалят — и никуда не деться, и нет спасения. Отбирают всё — во славу Германии, в советские колхозы, в личные карманы. А не дашь — расстрел, виселица. Не все выдерживают испытание — и люди сдают друг друга, ибо только так можно сохранить хоть что-то для себя. Но не Петрок и не Степанида, нет. Но что же делать, если у тебя на глазах рушатся судьбы близких, если ужас и хаос властвуют в быту и духовной жизни народа, если понятия справедливости и правды обесценены и забыты и чужие беды сливаются с собственными в одну огромную беду, а ты бессилен перед ней? Только просить прощения у тех, кому не смог помочь, кто у тебя на глазах пал жертвой этого бедственного времени и кого не смог спасти, как бы сильно ты того ни хотел. И над землею в языках пламени — искупительное «Прости» без вины виноватой. «Знак беды» — это белорусская история в характерах и судьбах. Встреча мирного народа, живущего крестьянской традицией, с войной и новыми советскими реалиями. История уничтожения национальных основ жизни, геноцида, войны не только с внешним врагом, но и с целой эпохой собственной страны — крестьянством. История, обнажающая отношение человека к своей родине, своим корням, своему народу. История о том, что не все проходят проверку на вшивость, но есть те, кто на худых плечах несет свою кривду через нужду и горе на свет божий — людьми зовущиеся. Из всей массы советской литературы о войне именно перу Василя Быкова, на мой взгляд, принадлежат самые тяжелые произведения. Эффект тяжести достигается сочетанием темы (жизнь в оккупированной Белоруссии, где, как известно, погиб каждый четвертый) и метода (безжалостный натурализм, не оставляющий сомнений в подлинности написанного). Повесть «Знак беды» — самое зрелое творение Быкова. Вместо прямолинейного морализаторства, которое лично меня отталкивает в более популярном «Сотникове», тут имеет место изощренная философия, построенная вокруг ключевого понятия «знак». Впрочем, в экранизации «Беларусьфильма», несмотря на то, что она практически дословна, акцент сделан на другое слово в заглавии — «беда». Нет конца и края бедам, свалившимся на главных героев Степаниду и Петрока: картина — один большой сгусток страдания и боли. Нужно отметить полное отсутствие оптимизма и традиционной для советских фильмов веры в светлые идеалы. Коммунизм и даже защита Родины — все выглядит пшиком перед лицом горя. Все больше и больше сгущаются отчаяние и беспросветность — в этом лента удивительно напоминает античную трагедию. Атмосфера выстроена с большим вкусом. Все 140 минут зритель наблюдает однообразный лирический пейзаж — низкое серое небо, слякоть, трясину, ливни, лужи, жалкие покривившиеся хаты и беспорядочно разбросанный хлам. Цветовая гамма — сплошной мрак. Отдельное спасибо музыкальному сопровождению, ненавязчиво и выразительно оттеняющему описываемые бедства. Даже к хронометражу не придраться: фильм малособытийный и оттого выглядит донельзя вязким — но не затянутым. Звучит пугающе, не так ли? Но у этого паноптикума ужасов достаточно сильна идейная сторона, что делает ему честь. Да, имеется война и негодяи-немцы. Но, в конце концов, немцы наносят не самый сильный урон Степаниде с Петроком. Да и то, что оккупанты разоряют хозяйское имущество, не так уж ново. Куда сильнее впечатляют непотребства, вытворяемые местными полицаями. То, что последние под угрозой расстрела выбивали себе самогон, — я прежде даже не представлял. Дикость ситуации, признаться, поражает. Полицаи вообще «любимые» герои Быкова — не стесняясь в красках, он делает из них нелюдей. Но и здесь автор выходит за рамки привычной коллизии «предатель Родины», углубляя проблему. Один из персонажей озвучивает такую мысль: «Власти надо угождать. Любой власти. Хоть советской, хоть немецкой…» Очень к месту ретроспектива из жизни хутора времен коллективизации — именно она, с ее бесчеловечной классовой борьбой и раскулачиванием, поселила в душах крестьян ненависть, аукнувшуюся во время войны. Пагубный ход истории, когда смена начальников, знамен и партийных курсов бросала народ из огня в полымя — вот источник всех бед по Быкову. На фоне этого многолетнего кошмара даже немецкая агрессия уходит на второй план. И в центре бури — Степанида, архетип русской женщины. Пожалуй, только чтобы воочию представить себе некрасовскую Матрену Тимофеевну в двадцатом веке, стоит ознакомиться с этим фильмом. Кончина Степаниды, как и логика всех ее поступков, также наделена мифологическим подтекстом: с ней погибает мир патриархальной деревни, которую «раскулачила» коллективизация, а затем добила война. Подведем итоги. Несмотря на камерный сюжет, исторический посыл у фильма мощный. Художественная задача реализована на пять с плюсом (тут нельзя не отметить блистательную игру Нины Руслановой и Геннадия Гарбука). Но картина гнетущая. Психологического дискомфорта не избежать. Это, конечно, не минус, но лишний повод подумать, смотреть или нет. Очень тяжелый, мрачный фильм. С самого начала чувствуешь надвигающуюся бурю, с самого начала понимаешь, что не увидишь ни одного лучика солнца. И тем более обидно и страшно, что, пережив бурю фашистскую, героев настигает советская. Фильм о человеческой подлости, злобе и удивительной, невообразимой покорности, о которой можно сказать «все стерпит, все вынесет советский человек». Но и тому есть предел. Драма Знак беды появился на телеэкранах в далеком 1986 году, его режиссером является Михаил Пташук. Кто учавствовал в съемках (актерский состав): Владимир Гостюхин, Владимир Кулешов, Алексей Маслов, Арво Кукумяги, Алексей Булдаков, Нина Русланова, Иван Мацкевич, Алексей Зайцев, Евгений Платохин, Леонид Яновский, Геннадий Гарбук, Дарья Шпаликова, Виталий Быков, Владимир Ильин, Александр Тимошкин.
|