актеры фильма знак беды

Знак беды (фильм)

Василь Быков
Евгений Григорьев
Оскар Никич

Выход фильма «Знак беды»

«Знак беды» — советский военный фильм режиссёра Михаила Пташука, снятый по одноимённой повести Василя Быкова.

Содержание

Сюжет

Немолодые уже люди, Степанида и её муж Петрок, живут в белорусской деревне Выселки, когда приходят немецкие оккупанты. Попытка как-то ужиться с чужаками, не то чтобы особенно злыми, но просто не считающими местных жителей людьми, имеющими хоть какие-то права у себя дома, заканчивается гибелью. Не видя возможности спастись, Степанида запирается в собственной хате и поджигает её.

В ролях

Съёмочная группа

Ссылки

Про Витю, про Машу и морскую пехоту • Лесные качели • Время выбрало нас • Возьму твою боль • Чёрный замок Ольшанский • Знак беды • Наш бронепоезд • Кооператив «Политбюро», или Будет долгим прощание • Игра воображения • В августе 44-го… • В июне 41-го

Полезное

Смотреть что такое «Знак беды (фильм)» в других словарях:

Знак беды — Знак беды: Знак беды (повесть) повесть Василя Быкова. Знак беды (фильм) фильм, поставленный по одноимённой повести … Википедия

В августе 44-го… (фильм) — «В августе 44 го…» Жанр Военная драма … Википедия

В тумане (фильм) — У этого термина существуют и другие значения, см. В тумане. В тумане … Википедия

Завтра была война (фильм) — У этого термина существуют и другие значения, см. Завтра была война. Не следует путать с с фильмом «Если завтра война». Завтра была война … Википедия

Восхождение (фильм, 1976) — Другие фильмы с таким же или схожим названием: см. Восхождение (фильм). Восхождение … Википедия

В июне 41-го (фильм — В июне 41 го (фильм, 2003) Другие фильмы с таким же или схожим названием: см. В июне 41 го (фильм). В июне 41 го The Burning Land Жанр драма Режиссёр Михаил Пташук … Википедия

В июне 41-го (фильм, 2003) — Другие фильмы с таким же или схожим названием: см. В июне 41 го (фильм). В июне 41 го The Burning Land … Википедия

В августе 44-го (фильм) — «В августе 44 го…» Жанр Военная драма Режиссёр Михаил Пташук Продюсер Ольга Семаго Владимир Семаго … Википедия

В августе сорок четвертого (фильм) — «В августе 44 го…» Жанр Военная драма Режиссёр Михаил Пташук Продюсер Ольга Семаго Владимир Семаго … Википедия

В августе сорок четвёртого (фильм) — «В августе 44 го…» Жанр Военная драма Режиссёр Михаил Пташук Продюсер Ольга Семаго Владимир Семаго … Википедия

Источник

Знак беды

актеры фильма знак беды. znak bedy 1986. актеры фильма знак беды фото. актеры фильма знак беды-znak bedy 1986. картинка актеры фильма знак беды. картинка znak bedy 1986.

Сюжет

Художественная военная драма, снятая по одноименной повести Василя Быкова, повествует о тяжелой судьбе крестьян во времена оккупации немецкими фашистами. События фильма происходят в небольшой белорусской деревни под названием Выселки, в которой проживают главные герои — пожилая супружеская пара Степанида и Петрок Богатька. Она хоть и женщина, но с волевым и жестким характером, способная дать отпор любому, кто позарится на ее собственность. Он — добрый и безобидный сельский мужик, никогда не конфликтующий с оптимистическим настроем.

Вместе они занимаются хозяйством и ждут весточки от своих детей от сына Федора, который служит в танковых войсках, и от дочери Фени, уехавшей в Минск получать медицинское образование. Но началась война и прошло много времени с тех пор, как родители получили последнее письмо от своих детей. Немцы быстро подобрались и к их деревне, расположив свой лагерь для главнокомандующего. Наступила страшная в непредсказуемости новых бед жизнь.

К ним в дом, как к себе домой, начинают захаживать циничные и бесцеремонные полицаи, больше похожие на бандитов и уголовников, жестоко издеваясь над героями картины. Не выдержав такого, Петрок пытается защититься и погибает. Поняв, что надежды на спасение уже нет, Степанида не видит другого выхода и запирается в доме, поджигая все внутри…

Источник

актеры фильма знак беды. 10551135. актеры фильма знак беды фото. актеры фильма знак беды-10551135. картинка актеры фильма знак беды. картинка 10551135.

Не секрет, что к съемкам в Беларуси всегда проявляли интерес актеры из других советских республик. Правда, о «Знаке беды», который вышел на экраны в 1986 году, часто говорят, что он планировался, как сказали бы сейчас, национальным проектом, и на студии (а значит, и в чиновничьих кабинетах) делали ставку на белорусских звезд. Ведь даже в советские годы наши актеры в кулуарах с сожалением говорили, что на «Беларусьфильме» своим достаются не самые главные роли. Так как же получилось со «Знаком беды»?

Петрок и Степанида

актеры фильма знак беды. 1538229. актеры фильма знак беды фото. актеры фильма знак беды-1538229. картинка актеры фильма знак беды. картинка 1538229.

актеры фильма знак беды. 1538228. актеры фильма знак беды фото. актеры фильма знак беды-1538228. картинка актеры фильма знак беды. картинка 1538228.

Когда роль отдали другой актрисе, вспоминает Татьяна Мархель, было очень больно, будто потеряла близкого человека. Наверное, это единственная роль, которую она оплакивала несколько месяцев.

— Я тогда много читала про Степаниду. У меня была тетрадь с заметками о ней. Особенно нравилось, как Быков описал, что она ходила босиком. У меня в детстве точно так же было: идешь по дороге, а пыль сквозь пальцы. Еще мне кажется, что Степанида очень сдержанная, твердая, неброская казачка. Ее самая большая эмоция: «А скулля!» Но этим все и сказано.

актеры фильма знак беды. 1538230. актеры фильма знак беды фото. актеры фильма знак беды-1538230. картинка актеры фильма знак беды. картинка 1538230.

Но как раз резкую в поступках казачку сыграла Нина Русланова, которую и утвердили на роль. Однако и в органичности ей не откажешь. Своим впечатлением от первого появления Руслановой на площадке с «Комсомолкой» делилась оператор-постановщик «Знака беды» Татьяна Логинова:

— Нину в какой-то момент предложил ассистент режиссера по актерам. Ее с первого взгляда увидел в роли Степаниды Василь Быков, с первой же пробы ее утвердили. А когда она только зашла в павильон, я заметила, что она себе перевязала руки какими-то грязными бинтами, сама себе делала грим. Русланова глубоко вживалась в образ: она и грязь под ногти загоняла, спала и ела прямо в одежде Степаниды, обживала ее, у нее и голос менялся, и походка.

Гуж и Колонденок

актеры фильма знак беды. 1538231. актеры фильма знак беды фото. актеры фильма знак беды-1538231. картинка актеры фильма знак беды. картинка 1538231.

актеры фильма знак беды. 1538232. актеры фильма знак беды фото. актеры фильма знак беды-1538232. картинка актеры фильма знак беды. картинка 1538232.

актеры фильма знак беды. 1538242. актеры фильма знак беды фото. актеры фильма знак беды-1538242. картинка актеры фильма знак беды. картинка 1538242.

КСТАТИ

Богдан Ступка снимался для проб с повязкой на глазу

актеры фильма знак беды. 1538243. актеры фильма знак беды фото. актеры фильма знак беды-1538243. картинка актеры фильма знак беды. картинка 1538243.

Читайте также

Возрастная категория сайта 18 +

Сетевое издание (сайт) зарегистрировано Роскомнадзором, свидетельство Эл № ФС77-80505 от 15 марта 2021 г. Главный редактор — Сунгоркин Владимир Николаевич. Шеф-редактор сайта — Носова Олеся Вячеславовна.

Сообщения и комментарии читателей сайта размещаются без предварительного редактирования. Редакция оставляет за собой право удалить их с сайта или отредактировать, если указанные сообщения и комментарии являются злоупотреблением свободой массовой информации или нарушением иных требований закона.

АО «ИД «Комсомольская правда». ИНН: 7714037217 ОГРН: 1027739295781 127015, Москва, Новодмитровская д. 2Б, Тел. +7 (495) 777-02-82.

Источник

КАРТИНЫ ВОЕННОГО ВРЕМЕНИ. «Знак беды»

Премьера ленты Михаила Пташука состоялась весной 1987 года, хотя съемки завершились гораздо раньше. Фильм хотели запретить. В чем обвиняли режиссера и кто спас картину — в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».

актеры фильма знак беды. kadr iz lentyi. актеры фильма знак беды фото. актеры фильма знак беды-kadr iz lentyi. картинка актеры фильма знак беды. картинка kadr iz lentyi.О чем лента

Почему картину поначалу запретили

Сцены издевательств фашистов над семьей Степаниды и Петрока перемежаются со сценами раскулачивания и грабежа крестьян в советской деревне в 1920-е годы. Это выглядит как прямые аллюзии и сравнения. Повесть Василя Быкова «Знак беды» и снятый по ней фильм с одноименным названием вызвали много вопросов у идеологов. Ознакомившись с повестью и разрешив работу над лентой, чиновники предполагали, что Пташук сделает сцены коллективизации деликатно. Режиссер решил показать правду.

— Отдел пропаганды и агитации ЦК КПСС просигналил, что эту повесть хотят издать большим тиражом, — рассказывал Егор Лигачев, член Политбюро ЦК КПСС в 1986 году. — Якобы у товарищей, возглавлявших тогда БССР, есть сомнения. Обсуждение повести стояло на повестке дня одного из заседаний. Виктор Чебриков, в 1986-м председатель КГБ СССР, сказал: печатать ее нельзя. Горбачев возразил: нельзя не печатать. С фильмом такие же вопросы.

— В Союзе кинематографистов состоялись первые просмотры, — вспоминал Иван Антонóвич, в 1986 году заведующий отделом культуры ЦК КПБ, — недоброжелатели написали в Москву о том, что в картине прямые параллели между фашистской оккупацией и советской властью.

актеры фильма знак беды. egor ligachev. актеры фильма знак беды фото. актеры фильма знак беды-egor ligachev. картинка актеры фильма знак беды. картинка egor ligachev.Егор Лигачев

Несколькими годами ранее ленту просто положили бы на полку. Но началась перестройка. Режиссера Михаила Пташука вызвали в Москву для беседы с членом Политбюро ЦК КПСС Егором Лигачевым:

— Я сказал Пташуку, что показывать сопротивление немцам Степаниды как борца-одиночки в отрыве от подпольных партийных организаций, партизанского движения — так нельзя в советском кино. Есть правила и устои. Зрители решат, что борьба в одиночку — это неправдоподобно.

Пташук молчал. Потом сказал: «Такое было в Белоруссии сплошь и рядом. Боролись как могли, сами». Разговор не получился. Вырезать сцены коллективизации он отказался.

Режиссер уехал, понимая, что премьеры не будет. Прошло около 4 месяцев. И вдруг в Союзе кинематографистов раздался телефонный звонок. Звонила Раиса Горбачева и от всей своей семьи благодарила за картину. На дачу главы государства ее доставил накануне избранный первым секретарем правления Союза кинематографистов Элем Климов. После состоялась премьера в СССР. В 1987 году лента получила Гран-при «Статуя Свободы» на ХVI Международном кинофестивале в Сопотнице (Югославия) и Гран-при телерадиокомпании ВВС за лучший неанглоязычный фильм.

Авторы

актеры фильма знак беды. Vyisil Byikov. актеры фильма знак беды фото. актеры фильма знак беды-Vyisil Byikov. картинка актеры фильма знак беды. картинка Vyisil Byikov.Василь Быков

Василь Быков не нуждается в представлении. Воевал. Экранизированы 24 произведения писателя, в которых показан нравственный выбор человека в самые драматичные моменты.

Ежегодно в праздничном телеэфире 9 Мая фильмы Михаила Пташука «В августе 44-го…», «Возьму твою боль»… Режиссер считал Василя Быкова писателем номер один в Беларуси. Прочтя повесть «Знак беды», понял: назад пути нет.

— Он как коршун накинулся на эту повесть, — вспоминала Лилия Пташук, вдова режиссера. — Всю ночь не спал. И утром позвонил Быкову: «Василий Владимирович, я хочу снимать это». Я спрашивала: «Когда она закончится, твоя война?» А он: «Я бы и рад закончить, но она сама никак не кончается».

Как проходили съемки

актеры фильма знак беды. Tatyana loginova. актеры фильма знак беды фото. актеры фильма знак беды-Tatyana loginova. картинка актеры фильма знак беды. картинка Tatyana loginova.Татьяна Логинова

Снимали в Барановичском районе, в местах, где режиссер провел детство. Для этого «Беларусьфильм» выкупил хутор. Его хозяева давно перебрались в город. Их предупредили, что в финале дома, постройки сожгут. Они приехали на сжигание, а потом всю ночь плакали на пепелище и утром набросились на режиссера с упреком, что тот уничтожил их малую родину.

Сцену сожжения снимали с трех точек на три кинокамеры. Верхнюю точку — с гидроподъемника. Когда огонь разгорелся, ветер подул в сторону оператора на подъемнике — и едва не случилась трагедия.

Татьяна Логинова, оператор-постановщик, снимала с земли:

— Дом зажгли, он пылает. Включаем мою камеру — она не включается. Катастрофа! А дом горит. Не тот случай, когда можно сказать: «Стоп! Все на исходную», устранить проблему и снимать с самого начала. Бывают электронные сбои камеры, не зависящие от оператора. Пташук обложил меня матом, я потом долго с ним не здоровалась. Сцену удалось смонтировать благодаря тому, что снимали с трех камер, а не с одной.

Кто снимался

актеры фильма знак беды. kadr iz f ma. актеры фильма знак беды фото. актеры фильма знак беды-kadr iz f ma. картинка актеры фильма знак беды. картинка kadr iz f ma.

В ЦК КПБ настаивали, чтобы роли исполняли только белорусские актеры, и Петрока сыграл Геннадий Гарбук, известный тогда по картинам «Белые росы», «Люди на болоте». Роль Степаниды досталась московской актрисе Нине Руслановой. К тому моменту она снялась в легендарных фильмах «Мой друг Иван Лапшин», «Зимняя вишня», «Афоня». Забавно, что на съемках у Нины Руслановой был дублер. В сценах, где Степанида доит корову, крупным планом сняты руки местной доярки. Актриса не умела доить, да и ладони доярки были грубее, правдоподобнее.

— Пробовали на эту роль белорусскую актрису Татьяну Мархель, — рассказывала оператор-постановщик Татьяна Логинова. — Столько проб было, но никак. Приехала Нина Русланова. Волшебство! Заходит в павильон, садится — и сразу видно: это Степанида. Как будто она родилась ею.

Нина Русланова выросла в детском доме. Характер у нее всегда был железный.

Геннадию Гарбуку роль Петрока тоже досталась не сразу:

— Я три раза пробовался. Там была одна тонкость. В повести Петрок медлительный, а Пташук считал, что он должен быть вертким. Я предложил обсудить это с автором. И Быков согласился.

Источник

Знак беды (1986)

актеры фильма знак беды. 45368. актеры фильма знак беды фото. актеры фильма знак беды-45368. картинка актеры фильма знак беды. картинка 45368.

Знак беды

Год:1986
Страна:СССР
Жанр:военный, драма
Рейтинг:КиноПоиск: 7.6 IMDB: 7.8
Режиссер:Михаил Пташук
Актеры:Нина Русланова, Геннадий Гарбук, Владимир Ильин, Евгений Платохин, Алексей Зайцев, Виталий Быков, Владимир Гостюхин
Возраст:
Дата выхода
актеры фильма знак беды. world. актеры фильма знак беды фото. актеры фильма знак беды-world. картинка актеры фильма знак беды. картинка world.Мировая премьера:28 апреля 1987 г.
Дополнительная информация
актеры фильма знак беды. agelim. актеры фильма знак беды фото. актеры фильма знак беды-agelim. картинка актеры фильма знак беды. картинка agelim.Возраст:12+
актеры фильма знак беды. duration. актеры фильма знак беды фото. актеры фильма знак беды-duration. картинка актеры фильма знак беды. картинка duration.Длительность:2 ч. 31 мин.
Отзывы о фильме Знак беды

Степанида и Петрок Богатька живут на хуторе Яхимовщина, в трех километрах от местечка Выселки. Их сын Федя служит в танковых войсках, дочь Феня учится «на докторшу» в Минске. Начинается война. Быстро прокатывается на восток фронт, приходят немцы. Наступает страшная в непредсказуемости новых бед жизнь.

Отзывы критиков о фильме «Знак беды», 1986

Справедливость личная и справедливость историческая.

Они иногда сильно разнятся, но об этом ниже, сперва подводка. Величайшая роль Руслановой, так как она сыграла, веришь сразу, вплоть до сжимания кулаков, так и хочется наорать на тупую и упрямую бабу, не видящей дальше своего сарая! И Василя Быкова наконец можно поздравить с органическим оправданием конфликтов и характеров персонажей застигнутых войной и оккупацией, если бы не..

… фильм не снимался в мейнстримное время, когда хулить все достижения и движения времени до ВОВ стало можно и даже нужно, что стоит такая правда, не более чем умение переориентироваться в общей обстановке у персонажа Гостюхина и стать выгодополучателем в любом случае;

… в описании раскулачивания есть откровенное враньё — предположить, в общей обстановке, при том уровне воспитания, культуры и образования, что возможны были перегибы, да, и были: нахрап, выслуживание и сведение счётов никто не отменял и показанные в фильме вполне могли иметь место, но жёсткое репрессирование в ГУЛАГ, высылку без вещей (500 кг на семью) и жены красноармейца — это уже сильнейшая, специально направленная на развал общества «чернуха»;

… авторы сами не путались в «показаниях» — сыну «середняка» на землю было плевать, ему нужна была только власть, так себе воспитаньице в стране советов, а «потомственный батрак» оказался элементарным стукачом, вот и не верь в дальновидность органов;

… отличие социальной справедливости от рационально-личной. Это к сожалению тяжело показать в фильме художественном, ибо кинематограф через чувства воздействует на эмоции, здесь же необходимо понимание умом и через понимание уже на эмоции. Вот как в локальном фильме показать, что без радикального укрупнения хозяйств в форме соответствующей социальной направленности гос-ва — колхозы СССР не получил бы товарного хлеба достаточного для индустриализации и подготовке к войне, которую и выиграл благодаря станкам и целым заводам, технологиям и знаниям буквально купленным за этот, отчуждённый от хозяйств хлеб, ибо нынешние «партнёры», а тогдашние откровенные враги не желали принимать к оплате ничего другого, только зерно. А оставаясь слабой и отсталой, страна бы была завоёвана ещё раньше и не обязательно Германией — желающих неизменности в своём положении представителей капитала в руководстве ВСЕХ ДРУГИХ СТРАН МИРА было не просто подавляющим, а абсолютным. А то что они не могли простить Стране Советов и за что бились советские люди, хоть вскользь, но упоминается даже в этом, глубоко перестроечном фильме — самоуважение и гордость. Да, да, столь кажущееся обыденным (да, и не нужным, мешающим подстраиваться под очередного хозяина) чувство люди почувствовали только с приходом СВОЕЙ власти, а кто и понял потеряв при оккупации. А то что с таким населением, в такие сроки, достичь невозможного роста производства, другими методами, к сожалению, было не возможно — горькая правда, оправданная и Победой и другими достижениями, вплоть до центрального отопления, этакой «детальки» малодоступной среднему европейцу и в 21 веке. Итак, не было бы коллективизации не было бы и большинства из нас, я надеюсь здесь нет почитателей мнения о попивании баварского?

Через нужду и горе

А кто там идет по болотам и лесам

Огромной такою толпой?

А что они несут на худых плечах,

Что подняли они на худых руках?

А куда они несут эту кривду всю,

А кому они несут напоказ свою?

Кривду несть научил, разбудил их сон?

А чего ж теперь захотелось им,

Угнетенным века, им, слепым и глухим?

Эту нравственную доминанту белорусского космоса, ставшую национальным менталитетом, — людьми зваться — в условиях большой нужды и страшного горя — войны — воплотил в своих текстах Василь Быков. Страшное дело, страшнее черта и смерти, война обнажает сознание нации и человека. Сколько их, кто мог бы быть славным малым, не случись её, а сколько тех, кто открыл в себе неизвестные доселе возможности, силы и духовные ресурсы? Проблема человека на войне, его внутреннего определения в критический момент жизни стала главной темой художественного мира писателя, по одноименной повести которого и снят фильм «Знак беды».

Белорусская деревня. Пожилая пара — Петрок и Степанида Богатько, проводившие детей на фронт и уже много месяцев не получавшие от них никаких вестей, — вынуждена принять в своем доме группу немецких солдат. Непрошеный гость хозяином входит в их двор, грубым ударом сапога отворив калитку и устанавливая свои порядки. Что могут два старика противопоставить десятку молодых и вооруженных чужаков? Но познакомимся поближе.

Петрок. Деликатный, добрый, душевный человек. Мухи не обидит, слова грубого не скажет. Трудится по дому, гонит хлебную бражку, а в редкие минуты отдыха нежно, чуть дыша, как ребенка, берет в руки скрипку и играет какую-то простенькую мелодию, в которой слышит всё пережитое — и лучшей музыки нет. Он готов терпеть, он готов страдать — лишь бы не было большего зла. Он человек не гордый и может пойти на уступки, может смириться, он себя не пожалеет, но он готов и унизиться, и жизнь отдать за близкого. Разве унижение — если за любимых? Но всегда есть грань терпения, черта, за которой — всё. Потому что есть чувство собственного достоинства, с которым можно поступиться раз, два, но которое обязательно возьмет своё. Что боль? Что кровь? Оставьте человека в покое, иначе…

Степанида. Баба с мужским именем и мужским характером. Крепкая, земная, бойкая женщина, готовая прийти на помощь, способная дать отпор. Это про таких говорят: «Она и коня на скаку…» Только война не конь. Вынужденная терпеть присутствие врага в своем доме, но не готовая мириться с таким положением, она, как может, оказывает сопротивление: то корову выдоит в поле, чтобы немцам молока не досталось, то автомат немецкий в колодце утопит… Вот только её искренний бунт наивен и бессмыслен: не думает она, к каким последствиям могут привести её поступки. А последствия приходят. И чем дальше — тем страшнее. И ужас, злость, боль, усталость и много-много-много стократ помноженного — в глазах Нины Руслановой. А глаза, как известно…

Оба они, воспитанные корневой крестьянской традицией народной жизни, — люди духовной памяти, люди совести. Долгий непростой путь прошли они рука об руку, своим трудом возделывая землю, которая вскормила и взрастила их. Вместе преодолевали тяготы, вместе боролись с жизнью за жизнь, вместе радовались приходу нового дня и редким минутам счастья, сознавая свою ответственность за самих себя. Но слишком много порою выпадает на человеческую долю, или правильнее сказать — недолю, ведь не годы кукует белорусская кукушка — невзгоды.

Если бы только немцы! Похозяйничают, отдохнут — уйдут. Можно обождать, можно перетерпеть. Но нет. Знак беды. Вся история двадцатого века, вся их жизнь вплоть до этой треклятой войны — беда. Бывшие соседи записываются в полицаи, чтобы иметь власть и бесчинствовать, чтобы унижать своих же, кого невзлюбили. А тут еще и коммунисты с нормами по раскулачиванию, с коллективизацией. И те как коршуны, и эти слепнями жалят — и никуда не деться, и нет спасения. Отбирают всё — во славу Германии, в советские колхозы, в личные карманы. А не дашь — расстрел, виселица. Не все выдерживают испытание — и люди сдают друг друга, ибо только так можно сохранить хоть что-то для себя. Но не Петрок и не Степанида, нет. Но что же делать, если у тебя на глазах рушатся судьбы близких, если ужас и хаос властвуют в быту и духовной жизни народа, если понятия справедливости и правды обесценены и забыты и чужие беды сливаются с собственными в одну огромную беду, а ты бессилен перед ней? Только просить прощения у тех, кому не смог помочь, кто у тебя на глазах пал жертвой этого бедственного времени и кого не смог спасти, как бы сильно ты того ни хотел. И над землею в языках пламени — искупительное «Прости» без вины виноватой.

«Знак беды» — это белорусская история в характерах и судьбах. Встреча мирного народа, живущего крестьянской традицией, с войной и новыми советскими реалиями. История уничтожения национальных основ жизни, геноцида, войны не только с внешним врагом, но и с целой эпохой собственной страны — крестьянством. История, обнажающая отношение человека к своей родине, своим корням, своему народу. История о том, что не все проходят проверку на вшивость, но есть те, кто на худых плечах несет свою кривду через нужду и горе на свет божий — людьми зовущиеся.

Из всей массы советской литературы о войне именно перу Василя Быкова, на мой взгляд, принадлежат самые тяжелые произведения. Эффект тяжести достигается сочетанием темы (жизнь в оккупированной Белоруссии, где, как известно, погиб каждый четвертый) и метода (безжалостный натурализм, не оставляющий сомнений в подлинности написанного). Повесть «Знак беды» — самое зрелое творение Быкова. Вместо прямолинейного морализаторства, которое лично меня отталкивает в более популярном «Сотникове», тут имеет место изощренная философия, построенная вокруг ключевого понятия «знак».

Впрочем, в экранизации «Беларусьфильма», несмотря на то, что она практически дословна, акцент сделан на другое слово в заглавии — «беда». Нет конца и края бедам, свалившимся на главных героев Степаниду и Петрока: картина — один большой сгусток страдания и боли. Нужно отметить полное отсутствие оптимизма и традиционной для советских фильмов веры в светлые идеалы. Коммунизм и даже защита Родины — все выглядит пшиком перед лицом горя. Все больше и больше сгущаются отчаяние и беспросветность — в этом лента удивительно напоминает античную трагедию.

Атмосфера выстроена с большим вкусом. Все 140 минут зритель наблюдает однообразный лирический пейзаж — низкое серое небо, слякоть, трясину, ливни, лужи, жалкие покривившиеся хаты и беспорядочно разбросанный хлам. Цветовая гамма — сплошной мрак. Отдельное спасибо музыкальному сопровождению, ненавязчиво и выразительно оттеняющему описываемые бедства. Даже к хронометражу не придраться: фильм малособытийный и оттого выглядит донельзя вязким — но не затянутым.

Звучит пугающе, не так ли? Но у этого паноптикума ужасов достаточно сильна идейная сторона, что делает ему честь. Да, имеется война и негодяи-немцы. Но, в конце концов, немцы наносят не самый сильный урон Степаниде с Петроком. Да и то, что оккупанты разоряют хозяйское имущество, не так уж ново. Куда сильнее впечатляют непотребства, вытворяемые местными полицаями. То, что последние под угрозой расстрела выбивали себе самогон, — я прежде даже не представлял. Дикость ситуации, признаться, поражает.

Полицаи вообще «любимые» герои Быкова — не стесняясь в красках, он делает из них нелюдей. Но и здесь автор выходит за рамки привычной коллизии «предатель Родины», углубляя проблему. Один из персонажей озвучивает такую мысль: «Власти надо угождать. Любой власти. Хоть советской, хоть немецкой…» Очень к месту ретроспектива из жизни хутора времен коллективизации — именно она, с ее бесчеловечной классовой борьбой и раскулачиванием, поселила в душах крестьян ненависть, аукнувшуюся во время войны. Пагубный ход истории, когда смена начальников, знамен и партийных курсов бросала народ из огня в полымя — вот источник всех бед по Быкову. На фоне этого многолетнего кошмара даже немецкая агрессия уходит на второй план.

И в центре бури — Степанида, архетип русской женщины. Пожалуй, только чтобы воочию представить себе некрасовскую Матрену Тимофеевну в двадцатом веке, стоит ознакомиться с этим фильмом. Кончина Степаниды, как и логика всех ее поступков, также наделена мифологическим подтекстом: с ней погибает мир патриархальной деревни, которую «раскулачила» коллективизация, а затем добила война.

Подведем итоги. Несмотря на камерный сюжет, исторический посыл у фильма мощный. Художественная задача реализована на пять с плюсом (тут нельзя не отметить блистательную игру Нины Руслановой и Геннадия Гарбука). Но картина гнетущая. Психологического дискомфорта не избежать. Это, конечно, не минус, но лишний повод подумать, смотреть или нет.

Очень тяжелый, мрачный фильм. С самого начала чувствуешь надвигающуюся бурю, с самого начала понимаешь, что не увидишь ни одного лучика солнца. И тем более обидно и страшно, что, пережив бурю фашистскую, героев настигает советская.

Фильм о человеческой подлости, злобе и удивительной, невообразимой покорности, о которой можно сказать «все стерпит, все вынесет советский человек». Но и тому есть предел.

Драма Знак беды появился на телеэкранах в далеком 1986 году, его режиссером является Михаил Пташук. Кто учавствовал в съемках (актерский состав): Владимир Гостюхин, Владимир Кулешов, Алексей Маслов, Арво Кукумяги, Алексей Булдаков, Нина Русланова, Иван Мацкевич, Алексей Зайцев, Евгений Платохин, Леонид Яновский, Геннадий Гарбук, Дарья Шпаликова, Виталий Быков, Владимир Ильин, Александр Тимошкин.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *