актеры гомельского драмтеатра фото
Актеры гомельского драмтеатра фото
Чугунок картошки, танцы на крышах вагонов и хулиганство на сцене. История старейшего актёра гомельского драмтеатра Фёдора Иванова |
Источник: Советский район | 6 апреля 2017 года Автор: Елена Чернобаева Фото: Мария Амелина |
«Я очень счастливый человек!». Эту фразу Фёдор Николаевич Иванов во время интервью повторяет много раз. И он действительно так считает, потому что в жизни ему всегда везло. Фёдор Николаевич родился в простой семье в Украине, детство его прошло в России, учился в Беларуси, а в 1954 году приехал по распределению работать в Гомельский областной драматический театр. Не единожды его звали на работу в другие города — не поехал. И ни разу об этом не пожалел. Сейчас Фёдору Николаевичу 88 лет, гомельской сцене он отдал 63 года жизни. |
НАЕДИНЕ С МИНСКОМ
Фёдор Иванов родился в 1929 году в деревне Чирсовка, Запорожской области. Когда он был ещё совсем маленьким, семью раскулачили и сослали на Север, под Архангельск. Кроме Фёдора, в семье Ивановых было ещё пятеро детей. Сегодня никого из них в живых уже нет. Самая младшая, Любочка, умерла сразу после отъезда из родной деревни. Старший брат погиб во время Великой Отечественной войны.
Фёдор прожил на небольшой северной железнодорожной станции до 1949 года. А потом уехал учиться в техникум в Мелитополь, где жила его сестра. Техникум он окончил с отличием и получил специальность «Культурно- просветительская работа». Из техникума 20-летнего Фёдора в 1950 году направили поступать в Минский театральный институт, который пару лет как открылся.
— Был большой конкурс. На курс набирали 25 человек, а заявок поступило около 600. К тому же я приехал в Минск в чём стоял. Денег не было, родственников или хотя бы знакомых — тоже. Но я везунчик по жизни. Пришёл сразу с вокзала в театральный институт и заговорил с первым встретившимся на пути человеком. Им оказался будущий педагог по гриму Аркадий Самойлович Бескин. Он принял участие в моей судьбе. Когда узнал, что мне негде жить, тайком давал вечером ключ от одной из аудиторий, где я и ночевал. Так я жил недели две, пока шли вступительные испытания, — вспоминает Фёдор Николаевич.
Аркадий Самойлович подсобил не только с жильём. Он также помог подготовиться к решающему экзамену — этюдам.
— Я готовил отрывки прозы, стихотворение, знал басню, а этюды, которые тоже нужно было сдавать при поступлении, — не выучил. Этюд — последняя и самая главная ступенька на экзамене. И хоть Аркадий Самойлович был преподавателем по гриму, он помог мне подготовиться. Правда, сейчас и не вспомню уже, что читал на экзаменах. Ох, много лет прошло! Помню, что стихотворение читал современного в то время автора.
Фёдор Иванов в институт поступил. Когда увидел своё имя в списках, чуть не задохнулся от радости. И сразу засобирался домой, на Север. Нужно было раздобыть средства к существованию, хоть на первое время. Деньги на билет до дома дал всё тот же отзывчивый Бескин.
На занятиях Фёдор познакомился с одногруппниками Лёней Козловским и Володей Кулишем. Втроём они сняли квартиру недалеко от суворовского училища. Это была маленькая комнатка размером не больше 15 квадратных метров, единственное окно находилось вровень с тротуаром. Но и такое жильё для бедных студентов стало большой удачей. К тому же там всегда было тепло. Фактор немаловажный. Платили по десять рублей с человека. Так и жили первый год учёбы. Потом хозяйка поставила перед фактом, что больше не будет сдавать комнату. Пришлось искать другое жильё. За ту же цену нашли квартиру в центре. Некоторое время жили там. А потом в районе оперного построили пять домиков. Четыре отдали только что основанному хору Цитовича, а один — под театральное общежитие. Туда поселили иногородних.
К студентам в институте предъявляли строгие требования. Поэтому из 25 поступивших на курс окончили его только восемь человек. Остальных отчислили во время учёбы за прогулы и неуспеваемость. Преподаватели были в прямом смысле заслуженные. Это, например, Борис Аркадьевич Мордвинов, в 1947-53-м годах главный режиссёр Белорусского театра оперы и балета, Константин Николаевич Санников, режиссёр, актёр, Народный артист БССР, лауреат двух Сталинских премий, Борис Викторович Платонов, актёр театра и кино, Народный артист СССР. И этот список можно продолжать.
— Несмотря на то что все педагоги уже тогда были известными людьми, они были простыми, добрыми. И заботились о нас. Бывало, придём на занятия утром. Зима. Холод. Константин Николаевич спрашивает: «Вы сытые, ребята?». Местные обычно отвечали, что сытые. А нас он сажал в машину, вёз в какую-нибудь близкую деревню, заходили в дом к хозяйке, заказывал чугун картошки и банку огурцов. Сам, пока мы кушали, что-нибудь читал в машине. А потом вёз нас в университет на занятия. Там часов до семи вечера учились. Потом шли в общежитие и занимались до 11-12 часов. Ещё подрабатывали в Большом театре и на телевидении. Я участвовал во всех операх Большого. Был на одной сцене с Александровской, Михайловым, Козловским, Лемешевым. Правда, в массовке. У нас это называется миманс. Первые два года Мордвинов не разрешал студентам даже этого. Никто не имел права быть на сцене. А потом уже можно было. И мы ходили. Платили 1 рубль 50 копеек. В то время любые деньги были не лишними.
Вот, например, Лариса Помпеевна Александровская пела арию, а на заднем плане шли составы. Серьёзно, в оперном театре ездили настоящие вагоны. А мы на крышах играли солдат, танцевали! Это чудо было! Не поверите, я до сих пор помню все их повадки, этих удивительных талантливых людей, которых посчастливилось встретить в молодости. Мне в жизни так везло, вы себе не представляете!
Фёдор Иванов знал Николая Пинигина, отца современного белорусского режиссёра, художественного руководителя Купаловского театра. Он учился на несколько курсов старше. С Пинигиным-старшим связана одна история. Как-то под Новый год первокурсники просто сидели в общежитии, не праздновали, потому что денег не было. И вдруг в открытую форточку прилетел свёрток. А там — бутылка водки, колбаса и хлеб.
— Это так поздравил нас с праздником Пинигин, чтобы мы могли отметить Новый год, — выяснил впоследствии Фёдор Николаевич.
В 1954 году Фёдор Иванов окончил театральный институт, и его направили на работу в Гомельский областной драматический театр. На тот момент здание театра уже было построено на площади Ленина, но пустовало. Шёл поиск руководителя, актёров.
Фёдор Николаевич вспоминает, что его судьба могла сложиться по-другому. Потому что сначала в Гомеле хотели открыть музыкальный театр.
— Мы ждали в Минске месяц после окончания учёбы, пока решится вопрос быть театру драматическим или музыкально-драматическим. От этого зависело, поедем ли работать в Гомель. Потому что у каждого из этих театров своя специфика в плане подбора актёров. Решала Москва. Решили в пользу драматического театра. И мы, пятеро выпускников, приехали. В театре, кроме директора, никого ещё не было. Потом приехал режиссёр Георгий Кацман, до этого он возглавлял театр в Магадане. Кацман привлёк на ведущие роли актёров, с которыми работал в магаданском театре.
Гомель встретил Фёдора Иванова и определил ему здесь своё, особое место.
— Площадь и прилегающие к театру улицы выглядели иначе, нежели сейчас. Не было ещё зданий «Белтелекома», облисполкома, зато стояла пожарная каланча, за театром был в несколько этажей старый дом, где располагалось театральное общежитие. Там я и поселился. Дали одну квартиру на пятерых. В одной комнате жили мы с одногруппниками, а в другой — две девочки из нашего института. Сам Гомель только в центре был многоэтажным. После фабрики «Спартак» улица Советская представляла собой деревню, деревянные домики стояли и на проспекте Победы. Но город мне сильно понравился. Очень красивый! Я много где бывал, поэтому могу сравнивать.
— На премьере обычных зрителей, по-видимому, совсем не было. Одни обкомовские, горкомовские, райкомовские работники, почётные люди города. Спектакль начался в 11 часов и шёл до 14. Большой был спектакль.
Потом Фёдор Иванов исполнил ещё много ролей. Причём главных. Первая его большая роль была в спектакле «Хрустальный ключ».
Не раз Фёдора Николаевича пытались переманить на работу в другие театры. Даже обещали поспособствовать, чтобы он получил звание Заслуженного артиста БССР. Приглашали в минский ТЮЗ, в Казахстан, Чернигов, Харьков, Полтаву, Уфу. Но судьбу, как всегда, определила любовь и быт. В начале 1960-х годов Фёдор Николаевич уже был женат, родилась дочь. А в Гомеле выделили хорошую трёхкомнатную квартиру. Жена Наталья Васильевна Нижник родом из-под Минска, окончила Гомельское музыкальное училище имени Соколовского и стала дирижёром.
— Я же говорю, счастливый человек! Всю жизнь мне везло. Представьте, мне, мальчишке, и дали свою квартиру. До этого, правда, пожил в общежитии, а некоторое время — и в самом театре. Потом занимал с женой одну из комнат в трёхкомнатной квартире на улице Крестьянской, напротив обкома партии. Кстати, позже эту квартиру полностью мне и выделили. В квартире вместе с нами сначала жили Нина Алексеевна Корнеева, которая потом получила звание Народной артистки БССР, с мужем Сергеем Тиграновичем Давыдовым, тоже актёром гомельского драмтеатра. Они занимали две комнаты, а мы — одну.
— Конечно, театр должен был ориентироваться на зрителя. Но его задача какая? Во-первых, познакомить зрителя с классикой. Во-вторых, с современной драматургией. И так, чтобы было интересно, чтобы зритель не спал. Мы старались соответствовать. И если уж ставили комедии, то весь зал падал от смеха. Люди приходили покупать билеты и специально интересовались, кто играет в спектакле. Шли не столько на спектакль, сколько на любимых актёров. Помнят это только люди моего поколения. Бывает, и сейчас цветы приносят. Хотя, казалось бы, зачем мне. Не главная роль ведь…
В общем, Фёдор Иванов остался в Гомеле и до сих пор выходит на сцену областного драмтеатра. Сколько за это время сыграно ролей, даже невозможно подсчитать. В 1968 году ему было присвоено звание «Заслуженный артист БССР».
Актеры гомельского драмтеатра фото
мистический детектив в 2-х действиях
[Best_Wordpress_Gallery gal_title=»Ваша сестра и пленница»]
«ИЗОБРЕТАТЕЛЬНАЯ ВЛЮБЛЕННАЯ»
комедия плаща и шали в 2-х действиях
«ДАМЫ И ГУСАРЫ»
музыкальная комедия в 2-х действиях
[Best_Wordpress_Gallery gal_title=»Дамы и Гусары»]
«ЖЕНСКОЕ СЧАСТЬЕ»
комедия в 2-х действиях
[Best_Wordpress_Gallery gal_title=»Женское счастье»]
«ДРАКОН»
«СПАСИБО, МАРГО!»
лирическая комедия в 2-х действиях
ДЕРЕВЬЯ УМИРАЮТ СТОЯ»
размышление о смысле жизни в 2-х действиях
вопреки всему комедия
[Best_Wordpress_Gallery gal_title=»Безымянная звезда»]
по пьесе Б.Рацера и В.Константинова «Стихийное бедствие»
«НЕЗАМУЖНЯЯ ЖЕНЩИНА»
комедия в 2-х действиях
[Best_Wordpress_Gallery gal_title=»Незамужняя женщина»]
хроника одной вражды
[Best_Wordpress_Gallery gal_title=»Ромео и Джульетта»]
по повести Ф.М. Достоевского «Дядюшкин сон»
трагифарс в 2-х действиях
[Best_Wordpress_Gallery gal_title=»Очаровательный сон»]
о мотивам пьесы Я.Пулинович «Как я стал…»
[Best_Wordpress_Gallery gal_title=»Поют ли эльфы»]
по мотивам сказки С.Аксакова
[Best_Wordpress_Gallery gal_title=»Аленький цветочек»]
«МОЮ ЖЕНУ ЗОВУТ МОРИС»
Комедия в 2-х действиях
[Best_Wordpress_Gallery gal_title=»Мою жену зовут морис»]
«НА ВСЯКОГО МУДРЕЦА ДОВОЛЬНО ПРОСТОТЫ»
па аповесці В.Быкава «Альпійская балада»
Комедия фарс в 2-х действиях
[Best_Wordpress_Gallery gal_title=»За двумя зайцами»]
Комедия в комедии в трёх действиях
[Best_Wordpress_Gallery gallery_type=»thumbnails» theme_id=»1″ gallery_id=»54″ sort_by=»order» image_column_number=»5″ images_per_page=»30″ image_title=»none» image_enable_page=»1″ thumb_width=»180″ thumb_height=»90″ popup_width=»525″ popup_height=»350″ popup_effect=»none» popup_interval=»0″ popup_enable_filmstrip=»0″ popup_filmstrip_height=»50″ popup_enable_ctrl_btn=»0″ popup_enable_fullscreen=»0″ popup_enable_comment=»0″ popup_enable_facebook=»0″ popup_enable_twitter=»0″ popup_enable_google=»0″ watermark_type=»none» watermark_link=»http://web-dorado.com»]
Студенческое бракосочетание в 2-х действиях
[Best_Wordpress_Gallery gallery_type=»thumbnails» theme_id=»1″ gallery_id=»41″ sort_by=»order» image_column_number=»5″ images_per_page=»30″ image_title=»none» image_enable_page=»1″ thumb_width=»180″ thumb_height=»90″ popup_fullscreen=»0″ popup_width=»525″ popup_height=»350″ popup_effect=»fade» popup_interval=»5″ popup_enable_filmstrip=»0″ popup_filmstrip_height=»50″ popup_enable_ctrl_btn=»0″ popup_enable_fullscreen=»0″ popup_enable_comment=»0″ popup_enable_facebook=»0″ popup_enable_twitter=»0″ popup_enable_google=»0″ watermark_type=»none» watermark_link=»http://web-dorado.com»]
«СЛИШКОМ ЖЕНАТЫЙ ТАКСИСТ»
Комедия в 2-х действиях
[Best_Wordpress_Gallery gallery_type=»thumbnails» theme_id=»1″ gallery_id=»9″ sort_by=»order» image_column_number=»5″ images_per_page=»30″ image_title=»none» image_enable_page=»1″ thumb_width=»180″ thumb_height=»90″ popup_width=»525″ popup_height=»350″ popup_effect=»none» popup_interval=»0″ popup_enable_filmstrip=»0″ popup_filmstrip_height=»50″ popup_enable_ctrl_btn=»0″ popup_enable_fullscreen=»0″ popup_enable_comment=»0″ popup_enable_facebook=»0″ popup_enable_twitter=»0″ popup_enable_google=»0″ watermark_type=»none» watermark_link=»http://web-dorado.com»]
Драматическая баллада в 2-х действиях
[Best_Wordpress_Gallery gallery_type=»thumbnails» theme_id=»1″ gallery_id=»13″ sort_by=»order» image_column_number=»5″ images_per_page=»30″ image_title=»none» image_enable_page=»1″ thumb_width=»180″ thumb_height=»90″ popup_width=»525″ popup_height=»350″ popup_effect=»none» popup_interval=»0″ popup_enable_filmstrip=»0″ popup_filmstrip_height=»50″ popup_enable_ctrl_btn=»0″ popup_enable_fullscreen=»0″ popup_enable_comment=»0″ popup_enable_facebook=»0″ popup_enable_twitter=»0″ popup_enable_google=»0″ watermark_type=»none» watermark_link=»http://web-dorado.com»]
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Закулисье. Какие тайны хранит Гомельский драмтеатр
Где-то под сводами Гомельского областного драматического театра наверняка живут призраки. По крайней мере, сами актёры в этом не сомневаются. Слишком много мистических случайностей происходит в заброшенных уголках старого здания. Возможно, это оживают сыгранные роли. А может, просто ветер воет на крыше… Сегодня мы вошли в театр не с парадного, а служебного входа, чтобы последовать за тенями Шекспира и Достоевского и погрузиться в другой мир. Тот, что не на сцене, а за ней. Проводником в закулисье стал художественный руководитель Сергей Лагутенко, который в театре работает с 1989 года и за это время сыграл больше сотни ролей.
Страшно подходить к краю
— Если выйти на сцену ночью, станет жутко. Страшно подходить к краю. Очень точно это состояние передал Чехов: «Чёрная бездонная яма, точно могила, в которой прячется сама смерть», — делится своими ощущениями Сергей Феликсович. Ему не раз приходилось сталкиваться с необъяснимым. — Однажды во время гастролей в черниговском театре я провалился под сцену. Вышел на поклон и исчез. Даже не понял, что произошло. Был свет, и вдруг — темнота. Причём я не поранился, ровненько-ровненько вошёл… Хотя под сценой было много травмоопасного реквизита. Ощущение просто не передать. А зрители подумали, что это такой трюк и громко зааплодировали. Произошло это, как сейчас помню, в 1998 году в середине марта. Тогда в пьесе я играл Актёра. Роль так и называлась. По сценарию актёры помогали людям в жизни. Их нанимал человек, чтобы, например, влюбить в себя несчастную девушку, которая решила отравиться.
Были и другие странные случаи. Во время одного спектакля в то место, где должен был стоять Сергей Феликсович, вдруг сверху прилетел металлический лист. Буквально за секунду актёр отошёл в сторону. Почему? Не знает. Как открутились четыре прочных болта, удерживавших пластину, тоже непонятно.
Все люди суеверные, уверен Сергей Феликсович, и, конечно, связывают такие вещи с мистикой. От ощущения, что кто-то невидимый присутствует рядом с тобой, в театре сложно отделаться. Можно стоять, и вдруг покажется, что рядом актёр, которого уже давно нет. Бывает и такое, что декорация сама опустится, когда на мостиках никого.
Вниз по лестнице
В поисках мистического отправляемся в театральный подвал. Где, как не там, должны водиться призраки? Спускаемся по узкой лесенке и ощущаем запах истории. Если наверху бывали ремонты и интерьер обновлялся, то здесь всё почти нетронуто и первозданно. А театр существует с 1954 года.
В подвале расположены бомбоубежище, столярный цех и склад реквизита, где хранятся вещи из старых спектаклей. В бомбоубежище попасть не удаётся, на железной двери большой навесной замок. Но лучше, чтобы так всегда и было.
В столярном цехе делают декорации к спектаклям. Здесь своя атмосфера. Даже есть инсталляция из предметов, найденных в театре, но уже вышедших из употребления. В центре портрет Ленина. Да, в храме искусства даже столяры — народ творческий.
В театре имеется оркестровая яма. Правда, сейчас она редко используется по назначению. Разве что когда приезжает на гастроли музыкальный театр или нужно незаметно исчезнуть со сцены актёру. Но в прежние годы был свой оркестр, и без него не обходилось ни одно представление. А перед и после спектаклей в фойе устраивались танцы. Гомельчане приходили и приобщиться к искусству, и повеселиться одновременно.
— Выбора у горожан особенно не было, куда сходить. А театр изначально строился как культурный центр. Молодёжь приходила, танцевала, а потом — хотите дальше танцевать, посмотрите спектакль. Ещё работали два буфета. Это было в 50-60-х годах, — делает экскурс в историю Сергей Феликсович.
На полках пылятся чьи-то жизни
По складу реквизита можно гулять часами. Там самый настоящий музей прожитых жизней. Чего только нет. Вот старый бабушкин сундук, где наверняка хранилось чьё-то приданое. Ведь многие эти вещи попали в театр из реальной жизни, ими до этого кто-то пользовался. Бросается в глаза икона, большие зонты-трости, какие сейчас почти вышли из моды, а вот старинные книги — старинные только на первый взгляд. Это бутафория, под обложкой страницы советского научно-популярного журнала. На полу стеклянный сифон в кожаном переплёте. Он здесь прямиком из 70-х. Тогда в такие набирали газировку на розлив. В 90-е популярностью пользовались похожие, но из пластика. В общем, об этом складе можно писать бесконечно. Идеальное место для воспоминаний и призраков прошлого. Добрых и злых.
— Кажется, что актёр всегда играет одну роль, хоть персонажи разные. И роль эта близка к нему такому, какой он на самом деле в жизни. Но вот сыграл человек один раз злодея и будет играть его всю жизнь. Почему? Недавно в одном из интервью Энтони Хопкинс, что играл Ганнибала Лектора в «Молчании ягнят», сказал, что на самом деле он хороший человек. Но почему-то его всё время зовут играть плохих…
К сожалению, это штамп. Вот взять Анатолия Кота, вы его в кино видите часто. Добрейшей души человек, чудо что за человек, но в кино он столько злодеев переиграл. Включишь телевизор — Толик опять злодей. Один раз сыграл — получилось, вот и начинают приглашать на такие роли. А бывает, человек сыграет героя-любовника, и тоже к нему этот образ приклеивается. Ему давно уже хочется изобразить какого-нибудь злодея, а ему говорят: не надо, у тебя герой-любовник хорошо получается, вот и играй, — объясняет Сергей Феликсович.
— Раньше в театре было такое понятие, как амплуа. Актёр по мере взросления из героев-любовников переходил в резонёры, потом в благородные отцы, потом в комики. Но сейчас режиссёры не хотят пробовать, терять время. Да, позовём Хопкинса, у него точно получится сыграть злодея.
Маргариты уходят в декрет
Идём дальше — в костюмерную. Здесь хранят костюмы из текущих пьес. Длинные ряды пышных платьев для светских дам, плащи джентльменов, наряды старинные и современные. Всё шьётся в театре своими силами и для каждого актёра персонально. Если в пьесе на одной роли задействованы два человека, делают два комплекта костюма. Перед каждым спектаклем все костюмы отглаживают и разносят по гримёркам. Обувь тоже покупается специально для выступлений.
— А правда, что есть персонажи, которых мечтает сыграть каждый актёр?
Сергей Феликсович не согласен:
— Есть такой дурацкий стереотип. Будто каждый актёр хочет сыграть Гамлета, а актриса — Джульетту. Для меня, по крайней мере, это не так. Гамлета не хочу играть. Мне больше интересны другие персонажи Шекспира. Очень нравится литература Серебряного века, Булгаков, Чехов, Набоков. В их творчестве много непонятого. Видно, это время очень быстро прошло и в нём не успели разобраться, поэтому оно загадочное. И очень много мистики связано с Есениным, Булгаковым, Маяковским.
— Да, говорят, что вокруг фильмов, которые снимают по Булгакову, всё время происходят загадочные события…
— И в театре, когда ставят «Мастера и Маргариту», они происходят. Например, мне один режиссёр рассказывал, что все Маргариты уходили в декрет. Хороший же вариант, согласитесь! — то ли в шутку, то ли серьёзно говорит художественный руководитель. — На самом деле, наверное, мы сами создаём мистические истории и начинаем в них верить. В жизни всё гораздо проще. Или сложнее. Кто знает.
- актеры голубой лагуны сегодня
- актеры горбатая гора и роли фото