актеры и роли фильма семь нянек
Семь нянек: что осталось за кадром и как снимали фильм
Комедия «Семь нянек» вышла на большие экраны 4 августа 1962 года.
В феврале 1963 года фильм был показан и хорошо принят зрителем в нескольких дружественных странах. В СССР эта картина собрала около 27 миллионов просмотров.
Обратите внимание на схему метро Москвы 1962 года
Но после непродолжительного времени показы резко прекратились, и фильм «Семь нянек» надолго пропал с телеэкранов. Только в восьмидесятые годы эту киноленту стали вновь показывать советскому зрителю. И, несомненно, возникает вопрос, почему же фильм был снят с проката практически на 15 лет.
Все просто. В конце 60-х начались многочисленные молодежные стройки: возведение Волжского Автомобильного завода (ВАЗ) в Тольятти, строительство Байкало-Амурской магистрали (БАМ) и т. д.
В прессе и на телевидении шла активная агитация по созданию молодежных бригад, в которых должно быть не менее 2/3 молодых людей до 30 лет. И наверху посчитали, что фильм «Семь нянек» представляет молодежную бригаду Московского часового завода в совершенно невыгодном свете. Поэтому фильм решили «попридержать». Нет, его не запретили совсем, но очень не рекомендовали к показу.
Со временем фильм вернулся и несмотря на свой возраст стал еще более популярным и актуальным, поскольку вопросы воспитания подрастающего поколения никуда не исчезли.
Нужно отметить, что это первый вышедший на экраны фильм режиссера Ролана Быкова. Кто-то может сказать, что ранее уже был снят Роланом Быковым просто потрясающий детский фильм о летних каникулах «Пропало лето», который в 1965 году получил диплом Каннского фестиваля. Но так получилось, что на экраны детская комедия вышла только в 1963 году. Если вы не видели эту картину, обязательно посмотрите. И покажите ее своим детям, некоторым современным подросткам может понравиться этот приключенческий черно-белый фильм.
Ролан Быков долго не мог найти актера на главную роль хулигана Афанасия Полосухина. Выбор был между Никитой Михалковым и Семеном Морозовым. В конце концов Ролан Быков выбрал Морозова, и это было неслучайно, т. к. в детстве Семен часто дрался и был что ни на есть настоящим хулиганом.
Семен начал сниматься в кино с 11 лет, когда он совершенно случайно попал на съемки фильма «На графских развалинах», в котором сыграл роль Вальки. Его забрали на съемки прямо со двора, где он с пацанами играл в ножички. Когда помощница режиссера спросила детей, кто хочется сняться в кино, все бросили игру и побежали, а Семен один продолжил играть. Его и выбрали для участия в фильме.
Ролан Быков во время съемок никак не мог добиться от Афанасия непритворной злости в моменте, когда тот кричит на своих «нянек» и высказывает все, что у него накопилось за время перевоспитания. И режиссер пошел на небольшую провокацию. Он начал кричать и толкать Семена, тот же, не задумываясь, сразу дал сдачи, ударил режиссера так, что тот отлетел. Когда Ролан Быков пришел в себя, он бы в восторге! «Замечательно! Ты сможешь на камеру это повторить?! Вот так и играй!».
Так что трудный подросток Полосухин в исполнении Морозова на экране был действительно настоящим. После выхода фильма Семена без особых проблем приняли во ВГИК. А его звездным часом будет главная роль в фильме «Семь невест ефрейтора Збруева».
«Семь нянек» входит в число фильмов, которые интересно пересматривать по нескольку раз. В чем же секрет этих старых фильмов? А все дело в юморе, в юморе с «человеческим лицом». Сейчас стало модно снимать коммерческие комедии, где изобилует пошлость и обсценная лексика. А юмора в таких творениях нет, или он очень низкосортный. И как обычно получается фильм на один раз, или у зрителей совсем пропадает желание идти на него после просмотра трейлера.
В фильме «Семь нянек» происходит конфликт обычных советских девушек и парней с «обычным» трудным подростком. Афанасий врет, врет много и правдоподобно. Зрители в начале фильма начинают верить его невероятно честным глазам и историям из его детства.
И как так получилось, что нам этот немного нагловатый врун начинает нравиться?! Он придумывает отмазки на ходу, изобретательно и с выгодой для себя выходит из любой ситуации. Он захотел в ресторан, и молодые воспитатели ведут его на ужин.
Стоит обратить внимание на фразу Маи (Микаэла Дроздовская) о том, что рестораны и ипподромы не для советских молодых людей. Возникает вопрос, для кого же работали эти многочисленные увеселительные заведения? По всей видимости, молодые девушки и парни пришли в первый раз в ресторан (при том, что они передовики производства). Вот еще и реплика от Лены (Татьяна Надеждина):
— А здесь ничего, уютно. И музыка не противная.
Теперь стоит немного обратить внимание на то, как снимали производство часов. В советское время страна себя обеспечивала всем, в том числе наручными часами и будильниками. Неслучайно часовые заводы были закрытыми предприятиями, и снимать их интерьеры, а тем более цеха, было запрещено. Поэтому съемочная группа снимала сцены «на часовом заводе» в нескольких местах.
Фрагменты, когда бригада вместе с Афанасием подходят к проходной завода, снимались у московской гостиницы «Юность».
Выставочный центр «Сокольники» послужил в качестве просторных цехов завода, где на широких лестницах обсуждали судьбу Афанасия.
Кадры, когда Полосухин под надзором Виктора идет в уборную и выпускает голубя, окольцованного часами в золотой оправе, снимали в здании Мосфильма.
Но в конце концов нужно было показать хоть немного настоящее производство, и после долгих согласований все-таки удалось это сделать на настоящем московском часовом заводе «Слава».
В бригаде семь человек, и первоначально для всех планировались небольшие роли. Однако если Паша (Валентин Буров), Виктор (Владимир Ивашов), Мая, Лена и Ира (Наталья Батырева) довольно часто появлялись в кадре, то Люда (Татьяна Караева) и Мила (Валентина Григорьева) совсем незаметны.
Невероятным образом показана Москва в фильме «Семь нянек». Также стоит отметить замечательную задумку Ролана Быкова с утренней гимнастикой для всего города. О такой столице вспоминают и мечтают многие: совсем мало автомобилей, нет огромных толп людей, замученных работой…
Помните фрагмент, когда вслед за машиной с молоком едет автомобиль с чернилами? Это еще один неординарный художественный ход – белую полосу сменяет черная, черную сменяет белая. Не бывает в жизни только хорошее или плохое.
В фильме есть две замечательные сцены, которые придают особенный колорит всему фильму. Это эпизоды, когда Афанасия по очереди приводят в разные семьи.
Сначала обед у дедушки и бабушки Лены. Это обычная рабоче-крестьянская семья. Дед сразу увидел истинную сущность Афанасия, но тот мгновенно делается пай-мальчиком, внимательно слушает деда, и у него даже в мыслях нет, чтобы пропустить какую-нибудь свою шуточку.
Здесь же происходит, если можно так выразиться, сватовство любимой дочери Лены Виктору. Если бабушка начинает издалека, то дед перед тем, как выпить обеденные сто граммов, произносит тост:
— Авторитетно заявляю, кому достанется такая жена – тот счастливый человек.
Как бы Лена не упрашивала его прекратить говорить о ней за столом при смущенном «женихе» Викторе – ничего не вышло. Елена расстроилась, убежала на кухню и расплакалась. И вот тут мы и видим истинный характер Афанасия. Он без свойственных ему шуток пытается успокоить девушку. Редко встречается среди молодых людей умение утешить девушку.
Правда, тут он немного перестарался, когда рассказал плачущей Лене, что Виктор ждет Жанну (он ночью подслушал разговор Виктора и Павла, когда Виктор заявил, что, если была бы жива Жанна Д’Арк, он непременно бы женился на ней). Если имя «Жанна» он запомнил, то французскую фамилию – нет. Афанасий говорит, что Виктор мечтает об артистке Жанне Прохоренко, которую упомянули совсем неспроста. Это отсылка к одному из лучших фильмов об отношениях молодых людей во время войны «Баллада о солдате», где Владимир Ивашов (Виктор) расстается с артисткой Жанной Прохоренко.
А вот вторая сцена в «обычной» семье с хорошим советским достатком превратилась в настоящее комедийное или драматичное действо. Первую скрипку здесь сыграл неподражаемый Зиновий Гердт (Отец Маи). Он так старательно хотел за один ужин за богатым столом исправить Афанасия, что получил в конце за это пожар, суматоху и кошку на шее.
Гердт даже во время пожара, устроенного Афанасием, пытался не выронить монокль из глаза, но все равно надел очки вверх ногами, забыл свой адрес и долго объяснял пожарным первую букву свой фамилии «Шамский», даже спел по телефону:
— Широка страна моя родная…Шамский!
Эпизод, когда Афанасий просит купить ему почтового голубя, а затем вешает ему на шею часы в золотой оправе и выпускает в окошко закрытого завода, не сразу пропустили. Это был «хороший совет» для нечестных людей. Однако без этой истории фильм «Семь нянек» получался недосказанным, поэтому все-таки разрешили его оставить.
Как потом говорили, после премьеры этого фильма появилось распоряжение тщательнее проверят людей на закрытых предприятиях, не пускать в широких плащах, контролировать оборот почтовых голубей, которые могли улететь с любого завода с дорогой или секретной посылкой.
В заключение еще раз хочется сказать спасибо создателям за такой простой, душевный и действительно смешной фильм!
«Семь нянек» и «Семь невест» советского актёра и режиссёра Семёна Морозова.
Как всё начиналось
Сеня рос в нелёгкое послевоенное время в одном из хулиганских кварталов Москвы. Он не был трудным подростком, но уже умел постоять за себя, иногда с помощью кулаков.
С. Морозов в фильме «На графских развалинах» (1957)
Вихрастого белобрысого подростка заприметила помощник режиссёра картины «На графских развалинах». Так у 11-летнего подростка состоялся дебют в кинематографе.
Кандидат и утверждение на звёздную роль в фильм «Семь нянек»
Съёмки проходили тяжело, и, чтобы заслужить доверие режиссёра, Семёну пришлось показать свою 7-летнюю боксёрскую выучку.
С. Морозов в фильме «Семь нянек» (1962)
На одной из репетиций Быкову не понравилась сцена ссоры Афанасия со своими воспитателями. Он преднамеренно оскорбил актёра и тем самым спровоцировал Морозова на ответную реакцию – тот ударом послал режиссёра в нокдаун. «Вот так и сыграй!
Продолжение успеха – история ефрейтора Збруева
Киноленту полувековой давности «Семь нянек» с завидным постоянством из года в год показывают на разных каналах телевидения, хотя кроме Семёна Морозова и, пожалуй, Владимира Ивашова, других актёров из этого фильма не помнит никто.
С. Морозов в фильме «Семь невест ефрейтора Збруева» (1970)
Конечно было много и других ролей в кино, которые запомнились зрителям.
С. Морозов в фильме «Сказ про то, как царь Пётр арапа женил» (1976)
С. Морозов в фильме «Три дня в Москве» (1974)
Морозов в «Ералаше»
Закончив соответствующий курс у мастера комедийного жанра Георгия Данелии во ВГИКе, Семён Морозов, как режиссёр, снял 60 сюжетов детского юмористического киножурнала «Ералаш», которые были весьма успешны.
Личная жизнь
За всю свою долгую сценическую и экранную жизнь актёр был трижды женат. В первый раз на однокурснице Марне Лобышевой, актрисе. Они прожили вместе семь лет, но детей у них не было. Причиной развода послужила якобы любовная связь актёра с ассистентом режиссёра Натальей на съёмках одной из картин.
С. Морозов и его первая жена Марина
Следующее знакомство состоялось на съёмках фильма «Пятое время года». Морозов обратил внимание на молодого гримёра Светлану Серову. Последовал непродолжительный роман, и они расписались. В семье родился сын Миша. Из-за напряжённого съёмочного графика актёр часто отсутствовал дома. Теперь уже он узнал об изменах жены. Когда ребёнку исполнилось пять лет, Семён ушёл из семьи.
С. Морозов с третьей женой Светланой
И, наконец, третий брак оказался самым удачным. С будущей женой, тоже Светланой, Морозов познакомился в 1978 году на съёмках фильма «С любовью пополам», режиссёром которого был её отец, Дмитрий Родичев, а она сама снималась в массовке. 16-летняя девочка влюбилась в 32-летнего актёра. И хотя у него возникла ответная симпатия, дружеские отношения переросли в супружеские только через семь лет. В браке родилась дочь Надежда.
Страшный диагноз и победа над болезнью
В 2008 году у Семёна Морозова врачи обнаружили рак гортани: сначала режиссёр думал, что это результат работы на съёмочной площадке, казалось, что от постоянных криков и ругани он «посадил» связки. Всё оказалось гораздо сложнее. К счастью, болезнь была на ранней стадии и излечимой. После нескольких курсов химиотерапии актёр сумел победить болезнь.
В настоящее время актёр продолжает сниматься в кино и счастлив в семейной жизни.
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
Вера Майорова: стала звездой «Семь нянек» в 23 года, родственница Булгакова
Отчим – известный дирижер, мама – певица
Вера Майорова родилась в Москве 19 июля 1939 года. Ее маме, Зое Земской, на тот момент было всего 17 лет, поэтому заботу о новорожденной взяли на себя бабушка и няня. Позже мама Веры Майоровой окончила Московскую консерваторию и была певицей в Большом театре. Отец Веры — Владимир Земский был военным лётчиком, инженером, работал в Генеральном штабе вооружённых сил СССР. Надо сказать, что у актрисы примечательная родословная. Ее дед по линии отца, Борис Земский, был учеником великого авиаконструктора Николая Жуковского. Он был профессором, преподавал в Институте инженеров Красного воздушного флота. А брат дедушки, Андрей Земской, был женат на родной сестре известного писателя Михаила Булгакова, Елене Афанасьевне. Сам Андрей Земской известен как языковед, автор учебных пособий по русскому языку.
Вере было 10 лет, когда в ее 27-летнюю маму, отличавшуюся невероятной красотой, безумно влюбился 42-летний дирижер Большого театра Семён Семёнович Сахаров. Как честный и благородный человек, он прямо заявил мужу Зои Земской, что будет её добиваться, и сдержал своё слово. Ей пришлось уйти от мужа, некоторое время пожить у мамы, но со временем Семён Семёнович смог покорить сердце красавицы. Пара поженилась, и отчим очень трепетно относился к девочке, делал все возможное для ее образования и культурного развития.
Неудивительно, что в такой семье Вера росла творческим ребёнком, она любила искусство и литературу.
Актер Семен Морозов подрался с режиссером Роланом Быковым. Что происходило на съемках фильма «Семь нянек»
Исполнитель главной роли в фильме «Семь нянек» подрался на съемках с режиссером Роланом Быковым. Подробности — в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».
О чем кино
Передовая молодежная бригада часового завода берет на поруки и пытается перевоспитать трудного подростка, неисправимого лгуна Афанасия Полосухина. Иногда кажется, Полосухин верит в выдуманные им истории, из которых пытается извлечь выгоду. До поры верят ему и ребята, взявшие над ним шефство. Но всему есть предел…
На пути к цели
Р. Быкова считали неутомимым человеком. При росте 158 см, казалось, он может доставать звезды с небес благодаря своему никогда не дающему сбой внутреннему мотору. Он возглавлял театры, играл уникальные роли от Башмачкина в ленте «Шинель» до трубача в фильме «Звонят, откройте дверь». Однако ему всегда хотелось большего. В начале 1960-х он решил снять свою первую картину, которая будет его козырем и аргументом для дальнейшей работы в качестве кинорежиссера. Но удалось лишь пробить съемки детской эксцентрической комедии с малым бюджетом «Пропало лето». Эта лента априори не могла служить громкой заявкой Быкова о себе. Большое взрослое полнометражное кино ни по советским законам, ни по мосфильмовским традициям человеку, не окончившему режиссерский факультет ВГИКа, не могли доверить. В случае брака, провала кто будет отвечать за потерю государственных денег? В первую очередь тот, кто дал добро на съемки. С одной стороны, Ролана знала вся творческая Москва, никто не сомневался, что он костьми ляжет, но сделает. С другой — на «Мосфильм» пришел новый директор Владимир Сурин. Ему хотелось в начале своего правления выпускать качественные фильмы. А тут Быков, известный актер и одновременно темная лошадка в смысле кинорежиссуры. Как это бывало с другими десятки раз, Ролан вспомнил о добром волшебнике, взрастившем всё режиссерское поколение 1960-х, Михаиле Ромме. Не будучи с ним знаком, он позвонил мастеру, поведал о замысле, и Ромм сказал свое веское слово в защиту Быкова в Госкино СССР.
Авторами сценария стали Юлий Дунский и Валерий Фрид. Последний — сын директора Белорусского института микробиологии и эпидемиологии Семена Фрида. Валерий вместе с соавтором уже успел прославиться лентами «Случай на шахте восемь» (1957), «Орлиный остров» (1961).
Юлий Дунский и Валерий Фрид
Протеже директора
На роль Афанасия Полосухина пробовались многие молодые актеры. Одним из претендентов стал Никита Михалков. Всё же задача непростая даже для взрослого актера. Многоликий и неисправимый лгун, которому верят, должен быть всегда убедителен. Поскольку Семен Морозов снимался с 11 лет, числился в картотеке студии и был на хорошем счету, на его кандидатуре настоял Сурин. Отношения протеже директора студии с режиссером с ходу не заладились. На съемках это переросло в открытый конфликт.
Алексей Грибов
На роли остальных членов бригады, взявших шефство над Полосухиным, пригласили актеров московских театров. Среди них успевший стать знаменитостью после «Баллады о солдате» (1959) Владимир Ивашов.
Зиновий Гердт
Более взрослых персонажей сыграли актеры, которых не нужно было представлять. Дедушку одной из героинь, он разоблачил вруна Морозова, сыграл Алексей Грибов. В его полную противоположность, интеллигента, которого Морозов свел с ума своими байками, перевоплотился Зиновий Гердт.
Особый талант
Главная декорация картины — Москва. Причем не та ее старая часть с особнячками и Патриаршими прудами, а сталинская, с широкими проспектами и площадями. В кадре нет автомобильных пробок, толп с обезумевшими глазами. На экране — размеренная жизнь мегаполиса. Цех часового завода частично сымитировали в выставочном центре «Сокольники». Некоторые сцены сняли на настоящем предприятии — 2-м Московском часовом заводе «Слава». За проходную завода выдали вход в гостиницу «Юность».
По воспоминаниям С. Морозова, всё, что он пытался делать на площадке, Быков воспринимал в штыки. Однажды, зайдя в комнату съемочной группы, он увидел на столе бумагу за подписью режиссера, оператора, директора фильма с требованием убрать его из картины и дать возможность переснять сцены с другим исполнителем. 16-летнего парня это шокировало, и он замкнулся в себе. Кульминацией стала сцена, где он признается ребятам в краже денег, которые якобы должен был передать блатной компании в качестве отступных. Быков требовал надрыва, но Семен мямлил и вел себя инертно дубль за дублем. В конце концов встал, чтобы уйти с площадки. Ролан его догнал, взял за грудки со словами: «Ты мне всю карьеру сломаешь». Понять можно, ведь в случае провала второй раз снимать ему бы не доверили. Семен что есть сил оттолкнул режиссера. Тот отлетел и упал на спину. Лицо Морозова исказилось от злости. И вдруг, вставая, Ролан Антонович воскликнул: «Вот! Вот так ты можешь сыграть, на этом нерве?» Сцена сразу получилась, и случай словно переменил Семена. Всё пошло гладко, он почти не получал замечаний.
Во время сдачи ленты к некоторым сценам возникли вопросы. Требовали их вырезать. Например, на часовом заводе Афанасий ворует золотые часы, надев их на шею почтовому голубю и выпустив его за периметр предприятия. В те годы в каждом дворе имелись голубятни, увлечение стало масштабным. Беспокоились, что фильм станет подсказкой ворам на ювелирных заводах. После ленты в Москве начали вести учет почтовых голубей. Но главное — партия возлагала большие надежды на молодежные стройки, романтизировала их, чтобы комсомольцы с горящими глазами целыми бригадами ехали на освоение дальних земель. А в картине молодежная бригада показана не в лучшем свете.
Однако фильм не запретили, премьера прошла успешно. Но активной его ротации по телевидению и повторных показов в кинотеатрах не было. Он как-то исчез с экранов и вновь вернулся в поле зрения в конце 1980-х. Благодаря здоровому юмору и неоднозначному главному герою лента смотрится свежо и актуально. А та неподдельная искренность, с которой Полосухин врет, изумляет и сегодня. Такие лгуны-самородки нечасто рождаются. Это особый талант.