актеры и роли фильма сладкая женщина
Сладкая женщина (фильм)
Семён Иванов
Владимир Ковзель
«Сладкая женщина» — фильм 1976 года режиссёра Владимира Фетина, по одноимённой повести Ирины Велембовской.
Содержание
Сюжет
Анна Доброхотова выросла в деревне, стала работать на кондитерской фабрике. Она нравится мужчинам и пользуется этим, чтобы пробиться в жизни. Вначале она знакомится с Лариком — симпатичным и наивным студентом-медиком. Их знакомство перерастает в интимные отношения, но случившуюся беременность Аня рассматривает только как способ получить отдельную жилплощадь. Выходить замуж за «хилого» студента она не собирается. Никто, кроме неё самой, Анну не волнует — например, узнав, что у дедушки её ребёнка тяжёлое сердечное заболевание, она продолжает с удовольствием жевать свою любимую селёдку. Бросив ребенка на попечение интеллигентных родителей Ларика, Аня устремляется на поиски своего счастья — легкого и бездумного. А когда вслед за отцом Ларика умрёт его мать, то Анна даже не подумает сообщить об этом сыну, которого любимая бабушка несколько лет растила, любила, многому научила и воспитала хорошим человеком.
Героиня Натальи Гундаревой говорит про своих односельчан: «Народу тут на чужое горе наплевать», но на протяжении всей картины мы видим, что это именно ей наплевать на всех, кроме себя самой — Анна ни разу не поинтересовалась чувствами других людей и их стремлениями, все её мысли направлены на исполнение только собственных желаний.
Как-то, навестив заболевшую коллегу, Аня знакомится с фронтовиком Николаем Егоровичем. Одинокий инвалид, поддавшись влечению к эффектной молодой женщине, предлагает ей не только жить вместе, но и усыновить её сына Юрия. Он легко находит общий язык с пасынком, который так привязывается к доброму, внимательному и интеллигентному отчиму, что даже начинает называть его «папой». Но Анне, чья голова занята только стремлением прикупить новые вещи и махинациями с путевками на фабрике, сын только мешает, она совершенно не уделяет ему ни внимания, ни душевной теплоты, из-за чего начинает ссориться с мужем. Николай, обозвав Анну «мачехой», отправляет Юру в нахимовское училище, потому что мальчик мечтает о море.
Анна заставляет мужа воспользоваться фронтовыми заслугами и выбить для них отдельную квартиру, после чего думает только о новой мебели. Николай всё сильнее разочаровывается в своей жене-мещанке, для которой смысл жизни свёлся только к материальным благам и бытовым удобствам. В итоге он уходит от неё, но она не может понять причину ухода мужа. Она думает, что он бросил её из-за другой женщины — осознание того факта, что уйти Николая заставили её бездушность, глупость и духовная пустота, ей в принципе недоступно.
Тем временем умирает мать Анны. Она жила в деревне, в последнее время жаловалась дочери, что плохо себя чувствует, но эгоистичная Аня не стала забирать мать из деревни. Даже на просьбу старушки помочь увидеться с внуком-курсантом, который и у этой бабушки жил несколько лет и очень её любит, Анна только отмахивается. Теперь же, после смерти матери, Анна наконец прочувствовала, что осталась одна, хотя не перестала одновременно думать и о том, как выгодней продать доставшиеся ей дом и вещи.
Случайно Анна знакомится с Тихоном. Кажется, что она, наконец, нашла человека, которого так долго искала. Но потом их отношения дают трещину. Тихон, увидев хорошо обставленную квартиру, которую оставил Анне бывший муж, начинает понимать, что счастье с этой женщиной для него невозможно: «Вряд ли, Нюрочка, у нас с тобой что-нибудь получится. Богато жить привыкла. Со мной богато не получится». К тому же Анна ведёт себя с ним назойливо и самоуверенно, что начинает вызывать у Тихона раздражение: «Такого морячка себе отхватила!» — хвастается она ему прямо в глаза.
К Анне приезжает сын, но видит, что мать ждет кого-то другого, а ему совсем не рада. Сын уходит, ещё раз убедившись, что в жизни матери места ему нет, что они чужие люди.
После первой ссоры Тихон решает всё-таки возобновить отношения с Анной и приглашает её к себе — в полуразрушенный дом, предназначенный под снос. Жена с дочкой уехала от Тихона в новую квартиру, а он остался здесь. Анна, вместо тактичного сочувствия, по́ходя обливает грязью бывшую жену Тихона и поспешно предлагает ему перебраться к ней — в её благоустроенную квартиру. Это окончательно убеждает Тихона, что человеческого в Анне очень мало и что как личность он не представляет для неё никакого интереса. Тихон для Анны — не человек со своей уникальной душой, а лишь один из «подходящих» ей мужчин. Тихон грубо выгоняет Анну, на этот раз — навсегда.
За внешностью «сладкой» женщины скрывается недобрый, бездушный, эгоистичный человек. Годы ушли, у Анны, кажется, есть всё — квартира, работа, материальное благополучие, но самого главного — семейного счастья — так и не случилось. Рядом с ней не осталось ни одного близкого человека — всех тошнило от этой «сладкой женщины» как от килограмма конфет, съеденных за один присест.
За кадром фильма «Сладкая женщина»: Почему Наталья Гундарева считала, что не годится для главных ролей
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Сценарий «Сладкой женщины» был написан на основе повести популярной в 1960-х гг. писательницы Ирины Велембовской, которую называли «Шукшиным в юбке» и основоположницей женской психологической прозы. Ее книги тогда издавались огромными тиражами и переводились на иностранные языки. Дочь Велембовской Ксения рассказывала: « В последние годы у мамы был роман с «Ленфильмом». Однажды она вернулась потрясенная. Рассказала, что в пробах «Сладкой женщины» принимали участие Высоцкий и Гундарева. Была уверена, что кино будет необыкновенным ». Однако результат не оправдал ее ожиданий: Высоцкий так и не снялся в фильме, в сценарий внесли много правок. Но зрители разочарованы не были: в год премьеры фильм посмотрели 32 млн человек.
В роли интеллигента Тихона режиссер Владимир Фетин видел только Владимира Высоцкого. Однако у актера был слишком плотный график: как раз в то время он снимался у Александра Митты в фильме «Сказ про то, как царь Петр арапа женил», к тому же был занят в театральных постановках, и каждый день у него был расписан по минутам. Тем не менее он нашел время для кинопроб, которые получились очень удачными, и его утвердили на роль Тихона. Директор «Ленфильма» написал письмо руководству Театра на Таганке с просьбой отпустить актера на время съемок. Ему разрешили сниматься в свободное от основной работы время, но в последний момент Высоцкий отказался сам. Фетину пришлось срочно искать другого актера, и в результате роль досталась Олегу Янковскому. Сегодня в этом образе сложно представить кого-то другого.
Проблемы возникли и с поиском главной героини. Режиссер планировал снимать в роли Анны Доброхотовой свою жену, актрису Людмилу Чурсину, но она не видела себя в образе «сладкой женщины» и сама предложила мужу кандидатуру молодой Натальи Гундаревой. До этого она не играла главных ролей в кино и считала это вполне объяснимым и справедливым: « Увы, фактура у меня не самая подходящая. В театре ведь всегда нужна молодая красивая героиня, а я – полная, рыхлая, себя стеснялась ».
Режиссер и сам сомневался в том, что она справится с ролью, ведь главная героиня должна была быть не только привлекательной и уверенной в собственной неотразимости, но и при этом вызывать у зрителя не презрение из-за ее меркантильности и примитивности, а жалость и сочувствие. При этом ей нужно было сыграть Анну Доброхотову и совсем юной девушкой, и зрелой женщиной. А Гундарева не была уверена в своих силах и ужасалась, когда видела себя на экране. После выхода фильма «Здравствуй и прощай!» она сокрушалась: « Это полный кошмар! Экрана еще не придумали, чтобы мою силу поместить! ».
Когда Гундаревой позвонили с «Ленфильма», она решительно отказалась от кинопроб со словами: « А вы меня в жизни видели. Потому что, как мне кажется, я вряд ли вам подойду ». Для молодой актрисы, которая до этого снималась лишь в эпизодах, такое поведение было нелогичным – такой шанс выпал! И в этом фильме она на самом деле очень хотела сыграть. Но позже актриса объяснила: « Все-таки из-за моих, скажем так, определенных внешних данных рассчитывать на главную роль мне не приходилось. Была надежда, что, может быть, меня будут брать в какие-нибудь смешные комедийные эпизоды, потому что фактура была сочная, пышная, кустодиевская, довольно-таки яркая… Но вот главные роли – это вряд ли ».
И все-таки ассистенту режиссера удалось уговорить актрису приехать на пробы – мол, даже если для этой роли она не подойдет, Фетин найдет для нее работу в других своих фильмах. Но все опасения были напрасными – в кадре Гундарева выглядела легкой, грациозной, манящей и невероятно притягательной. Ее утвердили на роль тут же. Узнав об этом, актриса, по ее признанию, испытала просто «щенячий восторг». Она начала дорабатывать образ, придумывая ему все новые и новые черты.
Актриса наблюдала за теми женщинами, которые ей казались похожими на ее героиню, на улицах и в магазинах, пытаясь запомнить и воспроизвести их жесты, мимику, манеру двигаться и говорить. Гундарева вспоминала: « Первая главная роль вызвала необходимость творческого буйства. Все, что к этому времени во мне вызрело, все, что я понимала об этой жизни, о людях, – все хотелось втолкнуть в эту работу… Я уже видела свою «сладкую женщину»: синтетическая шубка, зеленое кримпленовое платье, чуть стоптанные каблуки… Мои героини ведут себя не так, как я, но, чтобы сыграть их чувства и реакцию, я должна представить себя на их месте. А это невозможно без собственного житейского багажа, без груза пережитого… В Анне мне хотелось не только обнажить ее эгоизм и духовную сытость, но и чтобы зритель почувствовал ее одиночество и страх, которые она прячет за ковры и диваны… ». И в ее исполнении грубая мещанка и правда выглядела обаятельной и заставляла зрителей сопереживать.
После выхода фильма на экраны 28-летняя Наталья Гундарева проснулась знаменитой. По результатам опроса журнала «Советский экран» ее признали лучшей актрисой года, «Сладкая женщина» стала трамплином в ее творческой жизни, фильм был лидером проката в СССР в 1977 г., его выкупили для показа во многих странах мира.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Актеры и роли фильма сладкая женщина
год 1976
страна СССР
режиссер Владимир Фетин
сценарий Ирина Велембовская
оператор Владимир Ковзель, Семен Иванов
композитор Василий Соловьев-Седой
жанр драма
зрители 31.3 млн.
премьера (мир) 23 мая 1977
релиз на DVD 9 декабря 2008, 10 декабря 2008, «Азимут»
время 98 мин.
В главных ролях:
Наталья Гундарева
Петр Вельяминов
Лариса Буркова
Георгий Корольчук
Олег Янковский
Светлана Карпинская
Римма Маркова
Федор Никитин
Нина Алисова
Надежда Михайлова
История жизни работницы конфетной фабрики Ани. Выросшая в деревне, она навсегда сохранила простонародный говорок, легкость в общении с людьми, определенную наивность и неутолимую жажду быть счастливой — иметь множество замечательных дорогостоящих вещей.
Замечательный советский фильм с великолепнейшим актерским составом. Счастье все понимают по своему, наверное, именно поэтому человек не всегда абсолютно счастлив, ведь влюбляясь, мы не сразу спрашиваем о вечных ценностях и душевных потребностях избранника, а столкнувшись с противоположностью взглядов, не всегда можем уступить.
Замечательное кино с великолепными актерами.
Наталья Гундарева создала незабываемый образ Женщины, которая ГЛУПА. Причем глупа не мозгами, а сердцем.. Мне ее было безумно жалко в конце фильма, но в то же время не могла никак понять, НУ ПОЧЕМУ ЖЕ она всю дорогу вела себя так.. глупо, тупо, недобро. со всеми, даже с самыми близкими людьми. Сына и того оттолкнула от себя. А ведь хороший парнишка.
Этот ее избранник в исполнении потрясающего Олега Янковского меня бесил жутко! Хотя в душе я его понимала прекрасно. Ну невозможно ему было связать свою жизнь с такой вот сладкой. приторной, льстивой и льнущей к нему дамочкой. на зубах у него увязла ее патока.
У меня ощущение, что они расстались.
Им не по пути.
Как говорил он, «богато жить любишь, со мной так не получится»
LiveInternetLiveInternet
—Видео
—Музыка
—Рубрики
—Метки
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Интересы
—Друзья
—Постоянные читатели
—Статистика
История создания фильма «Сладкая женщина»
КАК СОЗДАВАЛСЯ ФИЛЬМ «СЛАДКАЯ ЖЕНЩИНА»
В 1976 году на экраны вышел фильм «Сладкая женщина», который дал путевку в мир большого кино Наталье Гундаревой. Это история простой женщины Анны Доброхотовой, выросшей в деревне и сохранившей навсегда простонародный говорок, простоту в общении с людьми, определенную наивность..
Она красива, обаятельна, привлекает мужчин, хорошо зарабатывает, дом- полная чаша, занимается общественной работой, но личного счастья нет. Она живет неутолимой жаждой иметь множество замечательных, дорогостоящих вещей.Ведь «сладкой женщине» казалось, что только они способны подарить ей счастье.
Это была первая главная роль Натальи Гундаревой, ставшая на долгие годы визитной карточкой. А ведь поначалу она отказывалась даже от кинопроб к картине. Да и режиссер собирался снимать совсем другую актрису.
В шестидесятые годы прошлого века писательница Ирина Велембовская была настоящей любимицей публики. Ее называли «Шукшин в юбке». Ее книги продавались громадными тиражами и переводились на иностранные языки. Понятно, что кинематограф не мог пройти мимо: Велембовской предложили написать сценарий по ее собственной повести «Сладкая женщина».
Сюжетные линии и акценты в киносценарии оказались несколько иными, чем в книге. Но суть осталась прежней. Фильм «Сладкая женщина» — очередная вариация на тему покорения Москвы. Только в этом случае провинциальная Золушка, добившись всего того, о чем так мечтала у себя в деревне (работа, квартира, материальное благополучие), не может найти главного — обычного семейного счастья.
Ставить картину было поручено режиссеру Владимиру Фетину, который после шумного успеха комедии «Полосатый рейс» вдруг увлекся жизнеописанием русских женщин с сильным характером. И получалось это у него, надо признать, проникновенно. Должно быть, оттого, что он нашел свою музу — в жизни и в кино.
Она стала для него настоящей Галатеей. Фетин даже картины подбирал, чтобы они ярче показывали красоту и талант жены-актрисы, — «Виринея», «Любовь Яровая» «Открытая книга»… Вот и на сей раз, прочитав сценарий «Сладкой женщины», он уже знал, кто сыграет главную женскую роль.
Именно с расчетом на то, что «сладкой» героиней будет Людмила Чурсина, подбирались актеры на мужские роли. Практически сразу был утвержден Петр Вельяминов, который в те годы был на вершине славы, а все благодаря многосерийному фильму Валерия Ускова и Владимира Краснопольского «Тени исчезают в полдень».
Удивительный факт: актер, отсидевший всю юность в лагерях (шестнадцатилетнего мальчишку арестовали по обвинению в участии в антисоветской организации и продержали в заключении девять лет и девять дней), в кино часто воплощал образы военных. Вот и в «Сладкой женщине» Фетин доверил Вельяминову роль мужа-фронтовика. Георгий Корольчук, сыгравший в фильме отца ребенка Анны, после «Сладкой женщины» в кино снимался мало, отдавая все силы театру.
Другой значимый мужской образ — интеллигента Тихона, которому претило мещанство Анны, — режиссер решил предложить безумно популярному в те годы Владимиру Высоцкому. Однако пришлось потратить немало сил и времени, чтобы вызвать актера на кинопробы: Высоцкий снимался у Александра Митты в фильме «Сказ про то, как царь Петр арапа женил» и параллельно играл в театре, поэтому каждый день у него был расписан буквально по часам.
Тем не менее Владимир Фетин проявил незаурядную настойчивость, и в конце концов Владимир Cеменович прибыл в город на Неве. Кинопробы получились просто потрясающими. Вся съемочная группа была в восторге от нового образа известного актера.
В архивах «Ленфильма» долгое время хранилась переписка директора киностудии с руководством Театра на Таганке. Речь шла как раз о Высоцком.
«Уважаемый Юрий Петрович! Киностудия „Ленфильм“ приступила к производству нового цветного широкоэкранного фильма „Сладкая женщина“ в постановке режиссера В. Фетина.
Художественным советом студии на роль Тихона утвержден актер Вашего театра Владимир Семенович Высоцкий. Убедительно просим Вас разрешить актеру В. Высоцкому сниматься в фильме в период с 4 января по 26 мая. Всего съемочных дней 17. Съемочный график актера будет нами заблаговременно согласован с режиссерским управлением театра».
16 декабря 1975 года на «Ленфильм» из Театра на Таганке ушел ответ: «Руководство Московского театра драмы и комедии на Таганке не возражает против съемок артиста театра В.С. Высоцкого в к/ф „Сладкая женщина“ режиссера В. Фетина на киностудии „Ленфильм“ в период с 4 января по 26 мая 1976 г. в свободное от основной работы время».
А вот дальше случилось неожиданное. Владимир Высоцкий, еще раз просмотрев свой график… сам отказался от участия в «Сладкой женщине». Однако за актером уже тянулся шлейф непризнанного гения, поэтому некоторые биографы поспешили написать: мол, Высоцкого «зарубили» чиновники «Ленфильма», запретив воплотить на экране образ настоящего интеллигента.
Как видите, эта переписка наглядно сей факт опровергает: из письма следует, что на киностудии кандидатура Владимира Семеновича была уже утверждена, да и Юрий Любимов не возражал против участия актера своего театра в грядущей постановке…
Ну а Владимиру Фетину пришлось в срочном порядке искать другого претендента на роль Тихона. Наконец после многочисленных проб был утвержден Олег Янковский.
Казалось, основной актерский состав собран. Можно приступать к съемкам. И вот тут режиссера ожидал новый сюрприз. Еще более ошеломляющий, чем отказ Высоцкого. От участия в картине отказалась и главная героиня — его супруга, несравненная Людмила Чурсина. Объяснения Чурсиной были вполне логичны: внимательно вчитавшись в сценарий, она поняла, что эта роль просто не ее. И — случай редкий! — сама предложила попробовать молодую Наталью Гундареву.
Но тут Владимир Фетин засомневался. Ведь актрисе нужно было, во-первых, провести героиню от молоденькой девчонки, у которой впереди вся жизнь, до вполне зрелой дамы. Во-вторых, показать Анну Доброхотову, с ее блеклым внутренним миром, все равно по-своему привлекательной, чтобы вызвать у зрителя не ненависть и презрение, а жалость.
А Гундарева тогда еще не играла главных ролей, и потенциала ее никто не знал. Была еще одна причина, по которой режиссер боялся доверить роль именно Наталье. Согласно сценарию, «сладкая женщина» — особа очень симпатичная. А таковой себя не считала даже сама Гундарева. Ведь она, занимаясь с юных лет в театральной студии, даже не помышляла о том, чтобы выйти на профессиональную сцену.
«Увы, фактура у меня не самая подходящая. В театре ведь всегда нужна молодая красивая героиня, а я — полная, рыхлая, себя стеснялась», — вспоминала потом Наталья Георгиевна о себе тех лет. Не прибавил ей уверенности и дебют в кино. После выхода фильма «Здравствуй и прощай!» (дело было в 1972 году) Гундарева призналась коллегам: «Это полный кошмар! Экрана еще не придумали, чтобы мою силу поместить!»
Именно поэтому, когда ей позвонили с «Ленфильма» с просьбой приехать на кинопробы к картине «Сладкая женщина», она… решительно отказалась. «А вы меня в жизни видели?» — напрямую спросила Гундарева у ассистента режиссера. «Это неважно, нам советовали…» — ответили на том конце провода.
«Нет, это важно, очень важно, — была непреклонна актриса. — Потому что, как мне кажется, я вряд ли вам подойду». Она тогда просто боялась, что после личного знакомства режиссер ей откажет. «Все-таки из-за моих, скажем так, определенных внешних данных рассчитывать на главную роль мне не приходилось.
Была надежда, что, может быть, меня будут брать в какие-нибудь смешные комедийные эпизоды, потому что фактура была сочная, пышная, кустодиевская, довольно-таки яркая… Но вот главные роли — это вряд ли», — будто оправдываясь, признает она позже причину своей резкости.
Однако ассистента по актерам подобный диалог вовсе не обескуражил. «Давайте вы все-таки приедете в Ленинград, мы познакомимся лично. В любом случае, даже если вы не подойдете именно на эту роль, у режиссера Владимира Александровича Фетина будут еще и другие, в следующих картинах…»
И Гундарева пошла паковать чемодан. На самом деле она безумно хотела сыграть в этом фильме. К тому же в Театре имени Маяковского, куда ее пригласили сразу после окончания училища и который она считала своим родным домом, наступила вынужденная пауза. Поэтому она полностью выложилась на кинопробах.
И ее «смотрины» были признаны блестящими. Буквально вся съемочная группа недоумевала: куда делась некоторая грузность и эти злосчастные лишние килограммы, из-за которых так переживала актриса? Перед камерой возникала совсем другая женщина: легкая, изящная, грациозная и невероятно привлекательная.
И после долгих раздумий Владимир Фетин решил доверить главную роль именно ей. Гундарева вспоминала, что, узнав о своем утверждении, она испытала настоящий «щенячий восторг». Энергия била через край, еще до начала съемок она придумывала новые и новые черточки для своей героини. «Первая главная роль вызвала необходимость творческого буйства. Все, что к этому времени во мне вызрело, все, что я понимала об этой жизни, о людях, — все хотелось втолкнуть в эту работу.
Она бродила по улицам и наблюдала за женщинами, спешащими по своим делам. Заходила в магазины и, рассматривая очереди, схватывала те или иные позы, мимику, жесты. «Я уже видела свою „сладкую женщину“: синтетическая шубка, зеленое кримпленовое платье, чуть стоптанные каблуки… Мои героини ведут себя не так, как я, но, чтобы сыграть их чувства и реакцию, я должна представить себя на их месте. А это невозможно без собственного житейского багажа, без груза пережитого».
Она стремилась, чтобы Анне Доброхотовой сочувствовали, чтобы рождалось желание погладить ее по голове, а не осудить за вещизм и отсутствие искренних чувств. «В Анне мне хотелось не только обнажить ее эгоизм и духовную сытость, — говорила Гундарева, — но и чтобы зритель почувствовал ее одиночество и страх, которые она прячет за ковры и диваны…»
Своей цели Гундарева достигла. После фильма «Сладкая женщина» она в буквальном смысле слова проснулась знаменитой. Картина стала лидером проката в Советском Союзе и была закуплена для показа во многих странах мира. К тому же, согласно опросам тех лет, зрители назвали Наталью Гундареву лучшей актрисой года.
Это было заслуженное признание. Хотя на момент съемок Гундаревой было всего 28 лет, она удивительно достоверно сыграла в фильме и совсем молоденькую девчонку, и уже зрелую мать взрослого сына. Эта грань ее таланта после «Сладкой женщины» была по достоинству оценена режиссерами.
Из фильма слов не выкинешь
— Ты мне больше сладкого не покупай. Оно мне на фабрике осточертело. Я селедку лучше люблю.
— Вечером на хореографию хожу, ту-степь разучиваю.
— Ты хоть и неказистый, и хилый, а зато какие слова ласковые знаешь. И замашки такие приятные, без нахальства.
— Интересно, о чём ты сейчас думаешь? — А чего я думать-то буду? Ты разве всегда думаешь?
— К нам в общежитие всё равно ребят не пускают. Правда, в окошки лазают, но я лично… на втором этаже живу.
— Знаешь, как сейчас ВУЗ расшифровывается? — Как? — Выйти Удачно Замуж.
— Разве я виновата, что внушаю молодым любовь?! Другие женщины специально за этим на юг ездят.
— Искусство, девушки, насчет любви очень способствует.
— Какое счастье, что ты у нас инвалид войны оказался.
— Ещё чего, нахальство какое, это ж память… им, может, цены нет, а он сунет какую-нибудь пятерку.
— И так душа не на месте, лежишь тут, а полы ещё не циклёваны.