актеры и роли фильма стиляги
Фильм «Стиляги»: актеры и роли
Российская музыкальная комедия “Стиляги” режиссера Валерия Тодоровского впервые вышла на экраны в 2008 году. Картина посвящена жизни одноименной молодежной субкультуры в 50-е. По сюжету, молодой парень находит друзей и свою любовь среди ненавистных для комсомольцев стиляг.
Главная «изюминка» фильма — его музыкальный ряд, который составляли из хитов русского рока, преимущественно в джазовой и рок-н-ролльной обработке. В ленте прозвучали такие песни, как “Буги-вуги”, «Песня старого джазмена», “Человек и кошка”, “Восьмиклассница”, «Шаляй-валяй», “Скованные одной цепью”, “Ему не нужна американская жена” и др. В мюзикле актерам приходилось не только петь, но и много танцевать. Репетиции проходили ежедневно, чтобы каждый танец стиляг выглядел естественно.
Актеры и их роли в фильме “Стиляги” — в материале 24СМИ.
Антон Шагин (Мэлс Бирюков)
Мэлс Бирюков — комсомолец, который стал стилягой. Он познакомился с девушкой Полиной (Пользой) и влюбился. Именно благодаря ей Мэлс погрузился в субкультуру и нашел друзей среди “идейных врагов”.
Главного героя в картине “Стиляги” сыграл актер Антон Шагин. Его творческая карьера началась в 2006 году, артист играл в театре, а в 2007-м снялся в своем первом фильме “Тиски”. После этого в фильмографии Шагина появились ленты “На ощупь”, “Поцелуй сквозь стену”, “Бесы”, “Молот”, “Довлатов” и др.
Оксана Акиньшина (Полина “Польза”)
Польза — та самая девушка, которая открыла Мэлсу “мир стиляг”. Она веселая и жизнерадостная, что цепляет Мэлса, и Польза в скором времени становится его возлюбленной.
Изначально актриса Оксана Акиньшина занималась в модельном агентстве и не мечтала блистать в кино, однако руководитель решила все за нее. Всех фотомоделей обязали прийти на кастинг к режиссеру Сергею Бодрову-младшему, на который Акиньшина пришла без энтузиазма. Ей удалось пройти пробы и сыграть главную роль в картине “Сестры”. После этого актрису пригласили в ленты “Превосходство Борна”, “Волкодав из рода Серых Псов”, “Высоцкий. Спасибо, что живой”, “8 первых свиданий” и “СуперБобровы”.
Максим Матвеев (Фрэд)
Фрэд — лидер стиляг и представитель золотой молодежи, который в итоге был вынужден уехать на стажировку в США, чтобы стать дипломатом.
На счету актера Максима Матвеева многочисленные роли в театре и кино. Среди лент с его участием — “Тариф Новогодний”, “Свадьба по обмену”, “С Новым годом, мамы!”, “Анна Каренина” и др. Помимо актерской карьеры, Матвеев известен работой в сфере благотворительности.
Евгения Брик (Катя)
Катя — комсомолка, влюбленная в Мэлса. Именно она изгнала парня из комсомола после того, как узнала о его увлечении стилягами и девушке Пользе.
Российская актриса Евгения Брик сыграла в нескольких картинах своего супруга Валерия Тодоровского, включая “Стиляг”. Помимо этого, она появилась в лентах “Марш Турецкого”, “Каменская”, “Географ глобус пропил”, “Елки 1914” и др.
Евгения Брик засветилась и в клипе исполнителя Димы Билана на песню “Не молчи”, где ей досталась главная роль.
Игорь Войнаровский (Боб)
Боб — друг Мэлса из “тусовки” стиляг. Студент-медик из тихой еврейской семьи.
Известно, что для роли Боба в фильме “Стиляги” актеру Игорю Войнаровскому пришлось поправиться на 20 килограммов. В мюзикле он также сам исполняет песню “Я люблю буги-вуги”. Фильмография российского актера театра и кино не столь обширна, на его счету ленты “Папаши”, “Духless”, “Зимний путь” и “Статус: Свободен”.
Сергей Гармаш (отец Мэлса)
Отец Мэлса — участник Великой Отечественной войны, имеет награды. Солдат сам воспитывает двоих сыновей после того, как застал мать мальчиков за изменой и выгнал ее из дома.
Народный артист РФ Сергей Гармаш не только снимается в фильмах и сериалах, но и озвучивает картины и мультфильмы. В его фильмографии — “Сталинград”, “Бедные родственники”, “Черная молния”, “Матильда”, “Каменская”, “Бригада”, “Троцкий” и др. Актер также снялся в военной драме “Балканский рубеж”, дата выхода которой — 2019 год.
Ирина Розанова (мать Пользы)
Мать Пользы — партийный работник, которая пытается наставить свою дочь на правильный путь при помощи криков и истерик. Из-за Пользы ее выгнали с работы и вручили “волчий билет”.
Актриса Ирина Розанова дебютировала в кино в 1985 году, сыграв роль Люси в телефильме “Подружка моя”. Затем последовали картины “Алый камень”, “Единожды солгав”, “Интердевочка”, “Участок”, “Линии судьбы”, “Челночницы”, “Мифы” и др. Помимо этого, актриса играет в антрепризных спектаклях.
В музыкальном фильме “Стиляги” также снимались Екатерина Вилкова, Константин Балакирев, Олег Янковский, Леонид Ярмольник, Александр Стефанцов, Алексей Горбунов и др.
Стиляги (фильм
Стиляги (фильм, 2008)
Вадим Горяинов
Леонид Лебедев
Валерий Тодоровский
Леонид Ярмольник
Юрий Коротков
Валерий Тодоровский (идея и либретто)
120 мин (экранная версия), 136 мин (полная DVD)
Содержание
Сюжет
Действие фильма происходит в Москве в 1955-1956 годах. Сталин уже умер, но культ личности ещё не разоблачён его наследником. В столице появилось модное поветрие — так называемое «стиляжничество». Стиляги, как их презрительно называют фельетонисты из «Крокодила», или «чуваки» и «чувихи», как они называют себя сами, — это молодые люди из разных семей, увлекающиеся джазом и рок-н-роллом и предпочитающие свободный и яркий стиль жизни и одежды серому официозу «жлобов» — примерных советских граждан. Компания молодых людей «хиляет по Броду» (улица Горького), весело проводит время в «Коктейль-Холле» («Коке»), проводит «процессы» на «хатах»; не желая носить опостылевший «совпаршив», они скупают заграничные «шмотки» у фарцовщиков, в подпольных мастерских заказывают «джакетки», «гавайки», «траузера», галстуки кричащих расцветок, с пальмами-попугаями и полуголыми девицами, «шузы на манной каше», переписывают джаз «на костях». Но в стране всё ещё действует директива о борьбе против «безродного космополитизма» и «низкопоклонства перед Западом». И к борьбе со «стилягами» подключены комсомольские патрули и дружины, вооружённые ножницами для распарывания узких брюк и срезания галстуков и «коков».
Комсомолец Мэлс Бирюков (Антон Шагин), один из образцов советской молодёжи, принимает участие в очередной облаве в парке Горького под руководством «комиссара» Кати (Евгения Брик). Он знакомится с девушкой из неведомого и притягательного мира «стиляг» — Полиной, или Полли, или, для «тех, кто знает», Пользой (Оксана Акиньшина), и влюбляется в неё. Польза приглашает Мэлса «на Бродвей» (улицу Горького). Мэлс через некоторое время достаёт «прикид» и у дверей «Коктейль-Холла» находит своих новых друзей.
Среди них всех Польза — самая необычная и загадочная. Возможно, поэтому Мэлс и влюбился в «идейного врага». Польза из вполне благополучной семьи: живёт со строгой матерью (Ирина Розанова) в отдельной квартире, работает медсестрой в поликлинике. И всё всегда «делает наоборот». Возможно, поэтому она и ответила на чувства Мэлса, простого студента, не имеющего ни гроша за душой и делящего комнату в коммуналке с фронтовиком-отцом (Сергей Гармаш) и младшим братом.
Тем временем Фрэд уезжает стажироваться в США, эта поездка должна стать «первым шагом посвящения» будущего дипломата. Расплатой за карьеру стал разрыв с друзьями, с Бэтси, женитьба на невзрачной дочери академика.
Комсомолец Мэлс, а теперь «чувак» Мэл совсем отдалился от своих бывших друзей, купил саксофон и научился «лабать», общаясь с «духом» Чарли Паркера. Катя, наивно полагая, что Мэлса удерживает в компании «стиляг» только Польза, хитростью старается соблазнить его и так «вернуть в коллектив». Но затея Кати проваливается, уязвлённая «комиссарша» приходит в бешенство. На комсомольском собрании Мэлса исключают из комсомола.
Мэл приходит в бар, где встречается с Пользой. Полли сообщает ему, что беременна и что отец ребёнка — не он. В ответ Мэл заявляет, что ребёнок его, и забирает Полли к себе. У них начинается общая яркая жизнь, наполненная музыкой и ожиданием ребёнка.
Вскоре у Пользы и Мэла рождается сын, оказавшийся мулатом. Полина признаётся Мэлу, что отцом ребёнка был заезжий американец, которого она почти не знала. Большая коммунальная «семья» Мэлса принимает нового члена как своего. После скандала мать Пользы прощает дочь, и новая «ячейка социалистического общества» обосновывается в квартире тёщи.
В ролях
В камео «самовлюблённого саксофониста» — роль так и была обозначена в сценарии — на экране появляется солист джаз-бэнда «Коралловые рифы» Кирилл Сухомлинов. Другие музыканты группы поработали «дублёрами» актёров, в сценах игры на музыкальных инструментах:
Все крупные планы игры на контрабасе исполнили руки Александра Марихбейна, виртуозную аппликатуру по клапанам трубы и губы трубача сыграли части тела Антона Захарова, крупные планы барабанной, тромбоновой техники — наши друзья — молодые московские джазмены. [4]
Эпизодическую роль музыкантов исполнила белорусская группа «Тяни-Толкай».
В роли сына Пользы (новорождённого и немного подросшего) на экране появляются дети одной белорусской семьи, в которой супруг чернокожий. [1]
Не последнюю роль в картине исполнил английский бульдог Филя. [5] [6]
Съёмочная группа
Продюсеры: Вадим Горяинов, Леонид Лебедев, Леонид Ярмольник [8]
Саундтрек
В фильме использованы хиты групп «Машина времени», «Кино», «Зоопарк», «Nautilus pompilius», «Ноль», «Браво», «Колибри», «Чайф» и «Бригада С», относящиеся к 1970-м и 1980-м годам. При этом действие картины разворачивается в 50-х годах XX века. В большинстве песен частично или полностью переписаны тексты и изменены аранжировки.
Музыкальная обработка: Константин Меладзе. Аранжировка: Юрий Шепета, Максим Гладецкий. Переработка текстов: Ольга Ципенюк.
История создания
Предыстория
В конце 70-х — начале 80-х годов в обществе возрос интерес к субкультуре «стиляг». Вызван он был прежде всего спектаклем «Взрослая дочь молодого человека», поставленным Анатолием Васильевым по пьесе Виктора Славкина «Дочь стиляги» на сцене Московского драматического театра имени К. С. Станиславского (1979). Спектакль стал событием в культурной жизни Москвы.
Валерий Тодоровский в это время учился на сценарном отделении ВГИКа. Он всегда мечтал поставить киномюзикл. В поисках подходящего сюжета для такого фильма Тодоровский перебрал множество тем. Увидев постановку Васильева, он заинтересовался культурой «стиляг» и стал искать о них дополнительную информацию, отметив про себя, что история из жизни «стиляг» могла бы удачно вписаться в формат музыкального фильма. [10]
Затем, в середине 1980-х, появилась группа «Браво», которая играла музыку, стилизованную под бит 1950—60-х годов с элементами джаза. В своём сценическом образе они также использовали романтизированную эстетику «стиляг» и стали очень популярны. Постепенно Тодоровский утвердился во мнении, что тема «стиляжества» — это то, что нужно для мюзикла, она популярна, свежа, хорошо принимается публикой. А главное, музыка в ней — самостоятельный персонаж, что как нельзя лучше подходит для этого жанра. [11] [12]
Через некоторое время Тодоровский поделился своей идеей со знакомым сценаристом Юрием Коротковым, и тот с энтузиазмом взялся за работу. Сценарий был завершён к началу 2000-х. Он был написан так, что музыкально-хореографический номер можно было вставить практически в любой эпизод, в том числе и в довольно экзотическую обстановку типа коммунальной кухни или комсомольского собрания, что в итоге и было сделано. В процессе работы над фильмом сценарий был существенно переработан Тодоровским, многие «текстовые» сцены были заменены музыкальными номерами. По этой причине в титрах, кроме автора сценария — Юрия Короткова, — указан и «автор либретто» — Валерий Тодоровский. Фильм в итоге оказался поставлен именно по этому либретто, завершённому Тодоровским к середине 2006 года, а не по исходному сценарию. [11] [12]
Оценив стоимость картины, Тодоровский понял, что проект слишком сложен и масштабен, и нереально найти человека, который рискнул бы его продюсировать. Сценарий пролежал «в столе» пять или шесть лет. [11]
Кастинг
Решив финансовые проблемы, Тодоровский сразу же запустил проект. Как показало время, решение это было правильным, потому что сразу по окончании работ над картиной разразился мировой финансовый кризис, и следующая возможность снять нечто подобное отодвинулась на неопределённый срок. [17] Был проведён отборочный просмотр и набрана команда молодых актёров на главные роли. На главную женскую роль Полли пробовалась Екатерина Вилкова, но в итоге ей досталась роль «куклы» Бэтси. [1] Пригласили польскую актрису, но оказалось, что в окружении остальных актёров она выглядит «чужой». [10] Когда Тодоровский предложил попробоваться Оксане Акиньшиной, работа над фильмом уже шла полным ходом. [18] Таким образом, Оксана оказалась в статусе приглашённой «звезды», кроме неё и Екатерины Вилковой остальные утверждённые молодые актёры были дебютантами. [10] Для съёмок Оксане пришлось отпустить длинные волосы и перекраситься в блондинку. [19]
Актёры прошли серьёзную подготовку, и не только в плане навыков пения и хореографии. Так, Антон Шагин специально брал уроки игры на саксофоне, а Игорю Войнаровскому пришлось поправиться на 20 килограммов. [1]
Однако затем создатели картины столкнулись с новыми проблемами технического и творческого характера. Основной из них стало отсутствие музыкального материала. Поиск композитора затягивался, съёмки постоянно откладывались, появилась опасность потерять актёрский состав, так как удерживать актёров без работы было нельзя. Композитор и музыкальный продюсер Константин Меладзе подключился к проекту, когда судьба картины уже висела на волоске. Но для написания саундтрека ему требовалось время. Пока Меладзе заканчивал работу над музыкой, Тодоровский во время очередного вынужденного перерыва, продлившегося в итоге целый год, решил сделать с набранными актёрами более простой фильм. [10] [11]
«Тиски»
Тодоровский остановил свой выбор на сценарии молодёжного триллера, предназначавшегося для другого режиссёра, который от него отказался. В этой истории поднималась проблема наркомании, и работу над фильмом частично профинансировал Госнаркоконтроль России. Основные съёмки проходили летом 2006 года в Ростове-на-Дону и продолжались всего два месяца. Так появилась незапланированная картина «Тиски». Примечательно, что актёрам в этом фильме достались роли, совершенно непохожие на их героев в «Стилягах». Так, Антон Шагин сыграл в «Тисках» безжалостного убийцу, как бы в противовес лиричному стиляге Мэлсу. [10]
Триллер имел средний успех, но свою главную задачу выполнил — коллектив был сохранён, а кроме того, актёры-дебютанты получили возможность поработать вместе перед главным проектом.
Репетиции. Хореография
По словам Тодоровского, в России много высококлассных мастеров хореографии, но практически нет таких, которые могли бы выстроить танец исходя не из сценического пространства, а посредством киноязыка. [20]
Утеряна культура музыкального кино, и никто не знает, как его нужно делать. Прервалась она, на мой взгляд, ещё во времена Михаила Григорьева и Григория Александрова. Попытки какие-то были, но я говорю не о том, когда д’Артаньян ехал на лошади и пел, а говорю о фильмах, в которых актёры по-настоящему поют и танцуют. Отсутствие традиции всегда означает, что всё нужно изобретать с нуля. [20]
Тодоровский три недели прожил в Нью-Йорке в надежде поднабраться опыта и пригласить американских специалистов. Но найти подходящих и притом свободных ему не удалось. Посетив несколько мюзиклов на Бродвее, Тодоровский осознал, что миф о недосягаемом уровне их мастерства не соответствует действительности: при высоком профессионализме, по его мнению, там много откровенно плохих постановок. Тодоровский решил делать всё сам. После его возвращения авторы будущей картины принялись пересматривать и изучать старые голливудские музыкальные фильмы: с Фредом Астером, Джином Келли, киноклассику Боба Фосса. Валерий Тодоровский, по его словам, предпочёл «напитаться энергией и талантом настоящих мастеров» неясной перспективе работы с неизвестными ему людьми. [20]
После года поисков Тодоровский нашёл двух хореографов, Олега Глушкова и Леонида Тимцуника, согласившихся уделить время работе над фильмом. Оба они были театральными специалистами и не имели опыта работы на съёмочной площадке, поэтому в разработке приёмов кинотанца им помогали и другие члены съёмочной группы, профессионалы кино. Чтобы движения танцоров смотрелись в кадре естественно, приходилось их упрощать, делать более внятными по сравнению с пластикой театрального танца. [20] Кроме того, никогда не существовало такого стиля, как «танец стиляг». Постановщикам и всей съёмочной группе приходилось долго изучать буги-вуги и другие стили, комбинировать их в поисках нужного рисунка. [21]
Полгода до начала съёмок было отведено репетиционному периоду. Леонид Ярмольник договорился с руководством Щукинского училища, которое предоставило для этих целей помещение, [11] и всё это время актёры по нескольку раз в неделю [21] репетировали в специальном зале с зеркалами. [20]
Также в России не нашлось танцоров и певцов, профессионально ориентированных на жанр мюзикла. [17] Всё это приводило к большой «текучке кадров», часто оказывалось, что артист, хорошо работающий на сцене, совершенно не мог работать в кадре. [20] Репетиции шли медленно и трудно. После полугода труппу покинула половина танцоров, и пришлось набирать новых, [11] а когда готовые хореографические номера поместили в декорации, оказалось, что до 70 % наработок не годится. [20] Снова приходилось вносить изменения.
С точки зрения режиссёрской и операторской работы, развития сюжета основная трудность заключалась в том, чтобы «нащупать» естественные переходы между «прозаическими» диалогами и музыкальными номерами, когда герои начинают петь и танцевать. [17]
Музыкальное сопровождение фильма
Процесс поиска музыкального решения фильма в общей сложности длился три года [22] и стал для авторов картины самой тяжёлой задачей, ещё более трудной, чем постановка танцев. [11]
По утверждению Валерия Тодоровского, традиция мюзиклов в российском кино отсутствует: нет композиторов, способных создавать хиты, хотя многие пишут хорошую музыку. [20] Режиссёр обращался к разным композиторам. Алексей Рыбников, автор саундтреков ко множеству популярных фильмов, был занят на несколько лет вперёд. Многие другие с энтузиазмом соглашались, но каждый раз это оказывалось для них непосильной задачей и они отказывались. [10]
Следующим предложением было использовать архивные записи 1930—1950-х годов — музыку, которую слушали сами «стиляги». Но у «стиляг» не было своей музыки, вся она была зарубежной, и Тодоровский счёл нелепым делать современный российский мюзикл на основе старых американских песен. От этой идеи тоже пришлось отказаться. [11]
В это время Тодоровский активно общался с рок-музыкантом Евгением Маргулисом, и тот посоветовал режиссёру обратить внимание на рок-наследие 80-х годов:
Маргулис носил мне диски, я слушал и понимал, что это абсолютное попадание. Во-первых, по мироощущению люди, которые создавали русский рок, очень близки стилягам. Во-вторых, они тоже хотели отличаться, это тоже контркультура. И третье: это были дети стиляг. Поколение Цоя и Бутусова родилось у тех, кто в пятидесятые слушал буги-вуги. Все сошлось. [22]
Труднейшей задачей было сделать новые аранжировки хитов «русского рока». В поисках подходящего композитора прошёл год, пока, наконец, уже отчаявшись, авторы не вышли на Константина Меладзе. Меладзе принял предложение Тодоровского и для пробы пригласил на свою киевскую студию музыкантов и Сергея Гармаша, с которыми за три недели записал композицию «Человек и кошка». [23] Тодоровскому результат понравился, и Меладзе два с половиной года работал над музыкой к фильму, а также выступил в качестве музыкального продюсера фильма. [20] Он же работал с актёрами, которым пришлось петь самим за своих персонажей, в том числе и заведомо «непоющим»:
…Наш музыкальный продюсер Константин Меладзе — это человек, который заставит петь табуретку. Я своими глазами видел, как запел Гармаш. Распелся так, что его нельзя было остановить… Для меня это было принципиально важно, и могу сказать, что поют все сами. Поёт сам Гармаш, поёт Горбунов, все молодые поют. Янковский, к сожалению, не умеет петь, но он зато танцует. Все всё делают сами. [22]
Интересно отметить, что Константин Меладзе мало знаком с жанром современного киномюзикла и полагает, что он неестественен для российского кино. В отличие от Тодоровского, Меладзе называет картину не мюзиклом, а музыкальной комедией, но сравнивает её, как и режиссёр, с такими фильмами, как «Весёлые ребята» или «Волга-Волга». Таким образом, у режиссёра ленты и композитора разное представление о жанре мюзикла. [23] [24]
Аранжировки, написанные Константином Меладзе, представляют собой преимущественно джазовые и рок-н-ролльные обработки, но среди них есть и, например, рэповый вариант песни «Скованные одной цепью» рок-группы Nautilus Pompilius.
Благодаря Константину Меладзе к проекту была привлечена поп-группа «ВИА Гра», которую он продюсирует. В исполнении группы была записана кавер-версия композиции «Ему не нужна американская жена» группы «Колибри».
Соответствие эпохе
Следующим возник вопрос о художественной достоверности и аутентичности картинки исторической эпохе. Ещё на этапе создания сценария авторы консультировались с известными «стилягами», и в первую очередь, со знаменитым джазменом Алексеем Козловым. Также неожиданно для себя Тодоровский нашёл много интересной информации в Интернете. [12]
Сначала внешний вид героев было решено максимально приблизить к исторически достоверному. Художником по костюмам Александром Осиповым были воссозданы костюмы, какие носили советские граждане, в том числе и «стиляги», в 50-х годах. Оказалось, что костюмы реальных «стиляг» не настолько сильно отличались от одежды остальных людей, и современным зрителям будет непонятна их эпатажность. Авторам пришлось прибегнуть к гиперболе чтобы показать различие между ними. Внешний вид и тех и других сильно утрирован. «Жлобы» в фильме одеты сплошь в серое, а стиляги «цветные», и в этом они больше напоминают героев карикатур того времени, чем своих реальных прототипов. [11]
Это же фильм не о стилягах и не о музыке, это фильм о возможности быть свободным в условиях несвободы… Именно это и было для меня главным, а не фенечки, тонкости… Если бы человек вышел в то время в таком костюме как у нас, его бы тут же повязали и повезли на Лубянку сразу, а не в отделение милиции. Но для зрителя это выглядит правдоподобно, потому что он видит разницу. [12]
Всего для актёров и массовки было пошито 800 костюмов. [20]
В то же время совсем отрываться от эпохи было нельзя. Зрителю нужно было давать какие-то ориентиры из прошлого. В качестве таких ориентиров авторы вставили молодёжный сленг того времени, довольно точно воспроизведённый героями фильма [12] ; вид городских улиц, и особенно «Бродвея» (улицы Горького), прорабатывался также весьма тщательно, с помощью декораций, драпировок и компьютерной графики. [25]
Во время съёмок в Минске группа скупала в комиссионных магазинах и у местных жителей реквизит: сумки, чулки, подтяжки, платья, халаты, лампы и книги 50-х годов. [25] Актёры и актрисы почти постоянно находились в сценических костюмах, даже вне съёмочной площадки. Для съёмок они даже надевали нижнее белье послевоенного покроя, хотя его, как правило, не видно в кадре, — для того, чтобы лучше прочувствовать своих персонажей, погрузиться в эпоху. В сценическом гардеробе Оксаны Акиньшиной было около десяти ретро-платьев.
Таким образом, авторами была создана реальность, параллельная московской 50-х годов XX века, по словам Короткова, очень недостоверная, но весьма правдоподобная для современного зрителя. [12]
Также в фильме существует множество менее существенных хронологических несоответствий, например:
Процесс съёмок
Когда я впервые в жизни увидел у себя на площадке тысячу человек массовки, одетую в костюмы в стиле 50-х, а потом вспомнил, что параллельно компьютерщики дорисовывают старую Москву, мне стало страшно. Я человек ответственный и считаю, что, когда тратишь большие деньги, за них надо отвечать. Раньше я только читал о голливудских режиссёрах, которые со стомиллионными бюджетами чувствуют себя гораздо более скованно, чем со скромными фильмами. Чем меньше денег, тем больше свободы. [22]
Съёмки начались в Минске, на студии «Беларусьфильм» 11 мая 2007 года. [10] [30] Тодоровский уже имел хороший опыт работы на главной киностудии Белоруссии, там проходили съёмки его картин «Любовник» и «Мой сводный брат Франкенштейн» [31] [32] Декорациями картины Тодоровского оказались заняты все три павильона «Беларусьфильма» — в них были отсняты сцены в магазине одежды, в комиссионке и парикмахерской, в тесной коммуналке и в шикарной «хате» Фрэда. [25]
Кроме того, Минск оказался подходящим городом для натурных съёмок, так как в нём сохранились места, напоминающие Москву 1950-х годов. «Бродвей» снимали на проспекте Независимости, застройка которого очень похожа на московскую улицу Горького середины 50-х. Роль «Коктейль-холла» досталась зданию минского ГУМа, постройки 1951 года. Вход в магазин задекорировали, но он продолжал работать даже в период съёмок. Также снимали возле Художественного музея, в ремонтной мастерской при военной части, на Московском кладбище. [25]
На проспекте Независимости была построена троллейбусная остановка, на буксире доставлен первый минский троллейбус модели МТБ-82Д — в этой части проспекта нет троллейбусного движения. [33] [34]
Вообще, в картине были задействованы около пятидесяти легковых и грузовых автомобилей: ГАЗы, ЗИСы, «Победы». Машина семьи Фрэда — американский автомобиль Hudson Custom Eight Convertible Coupe, когда-то принадлежавший Валерию Чкалову, специально для съёмок приехал из Москвы в Минск. [35]