актеры и роли фильма цирк
Актеры и роли фильма цирк
Режиссером и частично сценаристом картины выступил Григорий Александров. Работал над картиной в паре с Исидором Симковым.
Сценарная правка
Сотворению сценария к фильму «Цирк» предшествовала пьеса, написанная авторами Ильфом Ильей, Петровым Евгением и Катаевым Валентином.
Получив успех на премьере в театре, они решили воплотить замысел для экранных зрителей, при этом немного изменив идеологию. Однако, благодаря режиссеру Григорию Александрову, сценарий был изменен до неузнаваемости. Авторы, не узнав первоначальный сюжет истории и настолько расстроились, что даже потребовали убрать их имена из титров. Что и было впоследствии сделано. Таким образом Александров стал частично и сценаристом.
Суперзвезда
Незадолго после съемок, исполнительница главной роли Марион Диксон, актриса Любовь Орлова настолько утвердила свои позиции среди поклонников, что актрису по праву стали считать единственной крупной звездой советского кино. На некоторое время, после премьеры фильма «Цирк», актрисе установили подобие памятника на колокольнях одного из монастырей. Такая чрезмерная популярность, впоследствии сказалась на актрисе не самым лучшим образом.
Достаточно долгое время, из-за различных банкетов, приемов и так далее, актриса стала кутить так, что не успела опомниться, как пьет в одиночку дома. По слухам, именно муж Александров и сумел вернуть ее к нормальной жизни.
Шоу должно продолжаться
Интересный факт из-за кулис фильма «Цирк». Во время его съемок, была использована импортная кинопленка. Так как она была на счету, да еще и стоила кучу денег, эпизоды приходилось снимать с первого дубля. Известно, что советский человек, был невероятно преданный своему делу и самозабвенно придавался труду. Это описание относится, конечно, и к работникам искусства.
Так, актриса Любовь Орлова, исполняя во время фильма «Цирк» танец чечетку и песню, не только танцевала на раскаленных софитах, которыми подсвечивали декорации, но и села туда же в нужный момент сценария и это длилось ровно столько, сколько было задумано. Вот такой непредусмотренный и не просчитанный момент декораторов, не только проявил стойкость актрисы, но и в итоге заставил ее три дня не садиться на стул.
За кадром:
Об этом вы точно не знали
Чтобы снять правдоподобно арену цирка, декорацию строили с помощью 20-ти вагонов леса. А для того, чтобы сделать эффект аншлага, массовку сажали в зрительный зал вперемешку с куклами.
Цирк (фильм, 1936)
94 мин. (полная версия)
«Цирк» — комедийный музыкальный художественный фильм, поставленный в 1936 году режиссёром Григорием Александровым по сценарию, основанному на пьесе И. Ильфа, Е. Петрова и В. Катаева «Под куполом цирка» (авторы пьесы убрали свои имена из титров из-за несогласия с режиссёрской трактовкой. Также в фильмографии «Цирка» можно прочитать, что снимал его Б. Петров, а не «враг народа» Владимир Нильсен).
Содержание
Сюжет
Действие происходит в СССР в 1930-е годы.
Американский цирковой номер «Полёт на Луну» приезжает на гастроли в СССР. Звезда номера Мэрион Диксон пользуется огромным успехом у советских зрителей. Но, зная факты её личной жизни, создатель номера фон Кнейшиц шантажирует и эксплуатирует её.
Руководство советского цирка начинает готовить собственный оригинальный номер, который может по эффектности затмить американский. В итоге Мэрион и её маленький чернокожий сын находят в СССР свою новую Родину и любовь.
В ролях
Музыка и песни
Интересные факты
Колоризация
4 ноября 2011 года на Первом канале в 10:15 была показана цветная версия фильма. Колоризирован отредактированный в 50-е гг. вариант, ранее издававшийся на VHS объединением «Крупный план» в серии «Киноклассика России» и демонстрировавшийся на канале РТР. Работы по колоризации вела фирма «Формула цвета». Фильм был полностью раскрашен и отреставрирован, плёнка очищена от царапин, улучшен звук.
Примечания
Ссылки
Полезное
Смотреть что такое «Цирк (фильм, 1936)» в других словарях:
Цирк (фильм) — Цирк (фильм, 1928) США, Чарли Чаплин Цирк (фильм, 1936) СССР, Любовь Орлова … Википедия
Цирк (фильм, 1928) — У этого термина существуют и другие значения, см. Цирк (значения). Другие фильмы с таким же или схожим названием: см. Цирк (фильм). Цирк The Circus … Википедия
Новые времена (фильм, 1936) — Новые времена Modern Times Жанр … Википедия
Цирк (значения) — Цирк вид искусства и развлекательное представление Цирк в древнем Риме место скачек и состязаний колесниц Цирк американский фильм 1928 года, лауреат премии Оскар. Цирк советский фильм 1936 года. Цирк (Чужая игра) … Википедия
ЦИРК — «ЦИРК», СССР, МОСФИЛЬМ, 1936, ч/б, 94 мин. Музыкальная комедия. Сценаристом фильма указан в титрах его режиссер Григорий Александров, хоть киноведам известно, что в основе сюжета обозрение Ильфа и Петрова «Под куполом цирка», с успехом шедшее в… … Энциклопедия кино
1936 год в кино — Содержание 1 Избранное кино 1.1 Мировое кино 1.2 Советское кино … Википедия
Неизвестный (фильм, 1927) — У этого термина существуют и другие значения, см. Неизвестный (фильм). Неизвестный The Unknown … Википедия
Стиляги (фильм, 2008) — Стиляги Жанр мюзикл, драма Режиссёр … Википедия
Стиляги (фильм — Стиляги (фильм, 2008) Стиляги Жанр мюзикл, драма Режиссёр Валерий Тодоровс … Википедия
Музыкальный фильм — Музыкальный фильм жанр киноискусства, особенность которого состоит в том, что актёры фильма не только участвуют в диалогах, но и исполняют песни, содержание которых дополняет сюжет. Множество музыкальных фильмов снимается на основе мюзиклов … Википедия
Что стало с мальчиком-негритенком из фильма «Цирк»
25 мая 1936 года в СССР состоялась премьера фильма «Цирк» с Любовью Орловой в главной роли. Картина стала одним из символов той эпохи, как и «Песня о Родине» Исаака Дунаевского, прозвучавшая в музыкальной комедии. «Цирк» принес популярность на долгие годы и еще одному участнику фильма – маленькому чернокожему мальчику Джеймсу Паттерсону, сыгравшему незаконнорождённого сына героини Орловой. Как сложилась судьба Джимки (так его ласково называли на съемочной площадке) и как он стал самым известным советским темнокожим, об этом в материале EG.RU.
Рожденный в СССР
Ллойд Паттерсон приехал в СССР 20-летним парнем в 1932 году. Выпускник театральной студии жил в пригороде Нью-Йорка и не понаслышке знал, что такое расовая дискриминация. Может быть, поэтому он так восхитился жизнью в социалистической стране, где кипела и зарождалась новая действительность.
Желание темнокожего юноши остаться в Стране Советов укрепила и встреча с молодой талантливой художницей киностудии Верой Араловой. Молодые люди поженились, и вскоре у них родился старший сын, будущая звезда кино Джеймс Паттерсон.
У Веры и Ллойда потом родились еще двое сыновей – Том и Ллойд-младший, погибший в 60-м в аварии под Ленинградом. Ллойд Паттерсон-старший в 41-м продолжал работать на радио. Попал под бомбежку, был сильно контужен. Взрывной волной мужчину отбросило на стену дома. После ранения он вместе с семьей эвакуировался в Комсомольск-на-Амуре, где продолжал вещать на США, Европу и Китай. Вера Ипполитовна с тремя сыновьями вернулась в столицу, как только там стало спокойнее. Паттерсон остался работать на Дальнем Востоке и пропал.
Родные Ллойда-старшего долго пытались выяснить что с ним произошло. Оказалось, что он заболел тифом, его пытались выходить, но не смогли. К сожалению, могилу любимого отца и мужа найти им так и не удалось.
Джеймс и Любовь Петровна Орлова. Источник: Кадр из фильма «Цирк»
Нежные отношения
Во время работы над фильмом актриса Любовь Орлова очень сблизилась с семьей Паттерсонов. Поскольку Любовь Петровна играла американскую артистку Мэрион Диксон, то она обратилась за помощью к отцу семейства, который говорил с акцентом и смешно коверкал слова. Ллойд Паттерсон приходил на съемки, они подолгу беседовали, актриса расспрашивала диктора о жизни в Америке и Советском Союзе. Орлова пыталась уловить все нюансы акцента, ошибки в словах и построении фраз, чтобы потом все это вложить в уста своей героини.
Семья Паттерсонов и семья Орловой и Александрова поддерживали отношения долгие годы. Актриса и режиссер приглашали Веру Аралову с ребятишками на все свои семейные и киношные праздники. А Джеймса она называла своим сыном, так как детей у супругов не было. Мальчик часто навещал свою киномаму на даче под Внуковом, где ему всегда были рады и угощали чем-нибудь вкусненьким.
Когда Александров и Орлова работали в Риге над фильмом «Встреча на Эльбе», то они специально приехали в рижское Нахимовское училище, в котором учился их любимый Джимми. Она, как настоящая мама, восхищалась ростом юноши, его взрослением, возмужанием.
Любовь Орлова и Григорий Александров. Источник: wikipedia.org
Необыкновенный моряк и поэт
Художница Вера Аралова осталась с тремя мальчиками одна. Еще во время войны она пыталась пристроить Джимми в ленинградское Нахимовское училище, но получила отказ. А в 45-м только что организованное рижское набирало курсантов, одним из которых и стал Джеймс Паттерсон.
Интересно, что курсанты звали своего темнокожего товарища Африкой. И хотя Джим был знаменитостью, о нем часто писали газеты – и в связи с фильмом «Цирк», и из-за пропаганды, – мальчик был скромным, даже тяготился славой. У него были большие способности к литературе, а вот по математике приходилось заниматься дополнительно.
Потом Паттерсон отучился в Высшем военно-морском инженерном училище имени Дзержинского, а затем окончил Высшее училище подводного плавания. Так звезда кино стал подводником. Лейтенант Джеймс Паттерсон в октябре 1955 года поднялся на борт подлодки «С-96» 21-й дивизии Черноморского флота.
Говорят, чтобы показать всему миру, насколько в СССР всем предоставляются равные права и возможности, Джимми хотели сделать адмиралом, но не успели. Старший лейтенант увлекся поэзией и ушел в запас. Появление чернокожего морского офицера в стенах Литературного института имени Горького произвело настоящий фурор. Молодой человек не только поступил в престижный вуз, но и с отличием его окончил.
Стихи Паттерсона стали печатать в газетах и журналах, а в 1963 году вышла его первая книга «Россия. Африка». Через 4 года 34-летний поэт стал членом Союза писателей СССР. До конца 80-х он ездил по всему Союзу с творческими вечерами, побывал на всех знаменитых стройках страны, и все его принимали как звезду кино.
Афиша к фильму «Цирк». Источник: wikipedia
Маменькин сынок
Говорят, что мама Джеймса Вера Ипполитовна была сильно привязана к сыну и имела на него огромное влияние. Сама она добилась очень многого, долгие годы работала ведущим художником Всесоюзного Дома моделей.
Всех девушек, с которыми встречался парень, она критиковала и делала все, чтобы прекратить их романы сыном.
Удивительно, но Джимми умудрился все-таки жениться на барышне с ребенком, которая работала в Зеленограде учительницей. Правда, семьи у молодых людей не получилось: Аралова требовала от сына постоянных отчетов, во сколько пришел домой, что ел, с кем виделся и т.д. Она буквально травила жену Паттерсона, считая не достойной ее сына, называла простушкой. В результате супруги жили порознь, а после отъезда Веры Ипполитовны и Джеймса в Америку и вовсе перестали общаться.
Долгое время бывшая жена Паттерсона Ирина Толоконникова считала его умершим, так как он не выходил с ней на связь, хотя после отъезда темнокожего актера в 1994 году в Вашингтон они даже написали друг другу несколько писем.
Джеймс Паттерсон. Кадр из фильма
Чужой среди своих
После перестройки зарабатывать в СССР поэзией стало невозможно. И Паттерсон решил уехать на родину отца в поисках лучшей жизни для своей 80-летней матери. Но и в США им жилось несладко. Английский язык оба практически не знали, поэтому общались только с русскими эмигрантами и родней по отцовской линии.
Джеймс пытался издавать стихи, организовывал выставки картин матери. Незадолго до смерти Вера Аралова вернулась в Россию. Она умерла в 2001 году.
Ее сын почти перестал общаться с внешним миром. Бывший морской офицер практически не ел, не выходил на улицу, не следил за своим внешним видом. Он себя довел до такого состояния, что попал в больницу на полтора года. Как объяснял свое поведение Джеймс в одном из интервью, он не видел смысла кому-то звонить или с кем-то разговаривать. Поддерживал связь только со своим братом Томом, который остался в России и работал телеоператором. Говорили, что он живет в Вашингтоне в обшарпанной квартирке и навещает его только сиделка.
В последнее время о судьбе Джеймса Паттерсона доподлинно ничего не известно.
LiveInternetLiveInternet
—Рубрики
—Видео
—Музыка
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Статистика
Как снимали фильм «Цирк»
Жанр: комедия, мелодрама, музыкальный фильм
По мотивам комедии Ильи Ильфа, Евгения Петрова и Валентина Катаева «Под куполом цирка».
В середине 30-х годов цирковая актриса — американка Марион Диксон — бежит из США с маленьким чернокожим сыном. Зная факты ее личной жизни, цирковой предприниматель Кнейшиц, шантажирует и эксплуатирует ее. Приехав с оригинальным аттракционом в СССР, она находит здесь друзей и решает остаться навсегда.
В ролях: Любовь Орлова, Евгения Мельникова, Владимир Володин, Сергей Столяров, Павел Массальский, Александр Комиссаров, Фёдор Курихин, Сергей Антимонов, Николай Павловский, Джим Паттерсон.
Режиссер: Григорий Александров
Сценаристы: Григорий Александров, Илья Ильф (Файнзильберг), Евгений Петров, Валентин Катаев
Операторы: Владимир Нильсен, Борис Петров
Композитор: Исаак Дунаевский
Художник: Георгий Гривцов
Премьера: 25 мая 1936
НАГРАДЫ, НОМИНАЦИИ, ФЕСТИВАЛИ
Съёмочная группа фильма (Александров Г.В.; Дунаевский И.О.; Орлова Л.П.) удостоена Сталинской премии первой степени (1941)
Фильм «Цирк» – одно из чудес советского кино. Эта картина возглавляет список лидеров проката за всю историю советского кино. В 1941 году фильм получил Сталинскую премию Первой степени. Более того, в мрачном 1937 году на Международной выставке в Париже «Цирк» был удостоен высшей премии «Гран при». Это был удивительный случай, когда Александров угодил сразу всем.
На съёмках фильма»Цирк»
Звёздная троица
23 декабря 1934 года в московском театре Мюзик-холл состоялась премьера новой пьесы «Под куполом цирка». Ее создали в творческом содружестве Илья Ильф, Евгений Петров и Валентин Катаев. Советская критика польстила авторам, назвав спектакль удачным и оригинальным.
Чтобы закрепить успех, на основе своей пьесы авторы написали киносценарий «Под куполом». Причем сатирическое начало было направлено не в сторону американского расизма, как в фильме, а в сторону бюрократов, которые требовали идеологической выдержанности от цирковых номеров. Диалоги правил не кто иной, как Исаак Бабель (впоследствии Бабель был репрессирован, и поэтому этот факт не афишировался никем).
Фильм без авторов
Режиссеру Александрову сценарий понравился и он начал работу над новым фильмом «Цирк». Причем режиссер не стеснялся менять сценарий по своему усмотрению. Пока фильм снимали, авторы сценария были в отъезде в Америке.
А когда, в конце февраля 1936 года вернулись домой, то своего текста не узнали. В ответ на их претензии, им продемонстрировали газету «Комсомольская правда» от 28 января, где черным по белому значилось: «режиссер Александров уже закончил съемки картины и приступил к ее монтажу».
Однако Катаев, Ильф и Петров упрямо не желали соглашаться с внесенными без их разрешения изменениями в сценарий. Они потребовали снять свои имена в титрах фильма: сочли искаженным свой замысел. Так что, когда в мае 1936 г фильм «Цирк» вышел на экраны, имен сценаристов в нем не было.
Съемки без дублей
Как известно, в основе «Цирка» лежит история об американской актрисе Марион Диксон, имеющей чернокожего ребенка, из-за которого она вынуждена терпеть издевательства антрепренера Кнейшица.
Сами съемки веселыми не были. Из-за того, что для работы использовалась импортная кинопленка, для контроля за ее расходом ОГПУ выделило специального человека. Лишний дубль приравнивался для Александрова почти к уголовному преступлению. Трагический результат не заставил себя ждать.
Во время съемок сцены чечетки («Мэри верит в чудеса! Мэри едет в небеса!»), выбиваемой Орловой на пушке, киношники не предусмотрели, что из-за расположенных внутри орудия софитов стекло может нагреться.
А ведь актрисе, облаченной в облегающее трико, предстояло не только танцевать на нем, но и сидеть. Когда Любовь Петровна почувствовала под собой раскаленное стекло, было уже поздно, а потом с обворожительной улыбкой уселась на обжигающую площадку и допела песню. Потом, правда, по ее собственным словам, «три дня в туалете орлом сидела». А эпизод с «раскаленными танцами» так и вошел в фильм.
Другой трагический эпизод произошел с оператором картины Борисом Петровым. Во время съемок он так увлекся процессом, что не заметил, как приблизился с камерой к клетке со львами. Звери тут же запустили когти в спину Петрова, его спас лишь выстрел дрессировщика.
Потрясающие сцены
– С точки зрения техники съемки картина «Цирк» представляла громадные трудности, – рассказывал сразу после окончания съемок оператор Владимир Нильсен. – Здесь большую помощь оказал опыт моей поездки в Америку. Американская операторская техника отличалась широким применением так называемой комбинированной съемки.
Применяя этот способ, мы создали на экране общие планы манежа и фасада громадного цирка. Так же в картине имеется сцена, где Скамейкин (артист Комиссаров), случайно попав в клетку со львами, букетом прогоняет зверей.
Нужно было придумать способ съемки, при котором артист не подвергался бы опасности. В павильоне мы установили прозрачный экран, на который с задней стороны спроектировали изображение специально заснятого фона со львами. Перед экраном размещается наш актер…
– Я был потрясен сценой, когда Комиссаров, артист, вошел в клетку ко львам, и там бил этого льва по морде букетом, – вспоминал Юрий Никулин. – Это были львы Эдера Бориса, с которым я познакомился, уже будучи в цирке.
Впервые в нашем кино на съемках «Цирка» были использованы и бутафорские муляжи, заменявшие массовку. Как-то Александров, не удовлетворенный одной из фигур, приказал помощнику пересадить «ненатуральный» муляж куда-нибудь подальше. Каково же было его удивление, когда этот самый муляж вдруг произнес: «Зачем же меня пересаживать? Я и сам могу передвинуться».
Второй гимн СССР
Что касается музыки, то песня «Широка страна моя родная» – можно сказать, стала вторым гимн Советского Союза (как в Штатах God bless America). Лебедев-Кумач и Дунаевский работали над песней полгода, как говорится, не отходя от стола и рояля, не зная ни покоя, ни отдыха.
На одной страничке надо было спрессовать огромное содержание, а музыка должна была звучать и торжественно и проникновенно. Варианты отвергались целиком, и песня писалась каждый раз заново. Кумач и Дунаевский перечисляли варианты. Некоторые из них были очень хороши, но слишком серьезны, другие – слишком легковесны. За полгода было написано тридцать пять вариантов.
Да, полгода, и не просто в течении шести месяцев время от времени возвращались к трудно слагающейся песни, но, как говорится, не отходя от стола и рояля, не зная ни покоя, ни отдыха. Ведь надо было спрессовать на одной страничке огромное содержание, а музыка должна была звучать и торжественно и проникновенно.
Ни музыка, ни текст не удовлетворяли его творцов. Кумач и Дунаевский не могли остановится на одном каком — то варианте слов, на одной мелодии. Варианты отвергались целиком, и песня писалась каждый раз заново. (Между прочим некоторые песни, предназначавшиеся для «Цирка», в дальнейшем стали самостоятельными песнями, прозвучали в других фильмах. Известная песня «А ну — ка, песню нам пропой, веселый ветер» — это тоже один из первоначальных поисков главной песни для фильма «Цирк»).
И лишь тридцать шестой вариант удался. Поэт и композитор встретились (в который раз!) с Александровым и его коллективом. Ощущение удачи, победы овладело всеми. Режиссер распорядился: подготовить запись музыки…
С первых дней демонстрации фильма «Песню о Родине» запели повсеместно. Она стала событием в духовной жизни народа, его словами, музыкой его сердца. Через год после московской премьеры «Цирк» демонстрировался на уральском прииске «Журавлик». Оттуда от шахтеров пришло в Москву письмо: «Спасибо, дорогие товарищи, вы правильно сделали, что вставили народную песню о Родине в картину».
Суперзвезда
В мае 1936-го Центральный парк культуры и отдыха им. Горького был оцеплен конной милицией. В здании Зеленого театра должна была состояться премьера нового фильма режиссера Григория Александрова «Цирк». Все двадцать тысяч входных билетов были раскуплены за один день…
Александров на тот момент был уже признанным комедиографом – его комедию «Весёлые ребята» похвалил сам Сталин. Знала публика и исполнительницу главной роли Любовь Орлову. Но такого сумасшедшего успеха, который выпал на долю «Цирка», не ожидал никто.
После премьеры Орлова стала по сути, единственной суперзвездой. В течение нескольких дней актриса в буквальном смысле возвышалась над Москвой. Фигура Орловой в образе Марион Диксон была установлена на колокольне Страстного монастыря (ныне на его месте находится кинотеатр «Пушкинский») – одном из самых высоких по тем временам сооружений в центре города.
Умная комедия
Критика приняла фильм восторженно. Газета «Правда» написала: «Картина построена в простой, невзыскательной форме, доступной для самых широких кругов зрителей, комедия доносит большие идеи интернациональной солидарности. «Цирк» – умная комедия, адресованная к интеллекту и чувству советского зрителя…»
«Умная комедия «Цирк» принесла Орловой очередные творческие дивиденды. Но успешная карьеристка, востребованная и обласканная властью, Любовь Орлова не была счастлива. Именно в 1936-1938 годах она стала сильно пить. Началось все с приемов, банкетов, богемных вечеринок, закончилось тем, что Орлова напивалась дома в одиночку. Приходивший с работы муж находил ее пьяной «в зюзю».
Александров злился и скандалил с женой, и все-таки сумел отвратить Орлову от пьянства. До сегодняшнего дня неизвестно как он добился этого. Большинство исследователей жизни и творчества звездной пары считают, что он пригрозил ей загубленной карьерой, которая для Орловой всегда была превыше всего.
Вид на Лубянку
Надо сказать, что помимо общепризнанных достоинств «Цирк» обладает ценностью кинодокумента. Тут и метро – имени Кагановича, и ночная панорама Красной Площади из номера отеля «Москва», и особенно – в сцене, где Рая пробалтывается западному злодею Кнейшицу о планах создания советского полета из пушки – вид из кафетерия «Метрополя» на Лубянку, где погибнет автор идеи «советского Голливуда» и любимый оператор Александрова Владимир Нильсен. Нильсена и его жену Пензо, балерину, киноактрису и гражданку Италии арестовали через год после премьеры «Цирка» (кстати, в том же «Метрополе»)
Если вы помните, в сюжете фильма была история с черным ребенком. Это отсюда вышла строка: «Нет для нас ни черных, ни цветных». Маленького негра звали Джеймс Паттерсон, он был сыном американца, приехавшего в Советский Союз. Как сложилась его судьба? Так, как многие советские судьбы. Он был курсантом Нахимовского училища, стал офицером подводником. Плавая на подводной лодке, начал писать стихи. Джеймс закончил Литературный институт имени Горького, выпустил несколько стихотворных сборников.
Из книги Кирилла Столярова «Родовые сны. Монологи об отце». 2001.
У каждого крупного артиста есть какая-то основная роль, определяющая его дальнейший творческий и жизненный путь. На мой взгляд, у Сергея Столярова такой ролью стал образ И.Мартынова из кинофильма «Цирк». И дело даже не в том, что этот фильм принес ему известность (картина получила первую премию на Всемирной выставке в Париже в 1937 году).
«Цирк» по количеству сборов занимал первое место в истории отечественного проката: отца стали узнавать на улице и называть именем героя фильма Мартыновым или Петровичем; он стал в некотором роде символом эпохи 30-х годов, и эпоха поставила перед ним серьезную задачу выбора.
Это были годы террора, и вопрос стоял ясно и однозначно: «кто не с нами, тот против нас» и «если враг не сдается — его уничтожают».
Сейчас, почти через 70 лет, многое встало на свои места, теперь почти понятно, как следовало бы поступать, видна правота или ущербность того или иного… А в то время «врагами» были очень конкретные люди. Каждая неудача, авария имела свою фамилию, имя и отчество. Шла жестокая борьба за власть. Отцу надо было выбирать свой путь актера и человека именно в это страшное время, когда к успеху многие шли по трупам.
По окончании работы над фильмом, накануне праздничной премьеры, был арестован главный оператор картины В.Нильсон. Он вместе с Г.Александровым снимал фильм «Веселые ребята», был другом отца и уважаемым человеком среди работников съемочной группы кинокомедии «Цирк». Отец не мог поверить, что он «враг народа», не присоединился к осуждающим голосам.
Страх ареста был так велик, что некоторые оставшиеся в живых современники, не хотят говорить об этом событии до сих пор.
Председателем кинокомитета тогда был Б.Шумяцкий, который на просмотре материала фильма предложил Г.Александрову некоторые доработки. Отец вспоминает: «Шумяцкий сказал: Гриша, ты сделал хороший фильм, я даю тебе месяц — и у тебя будет шедевр».
После этого В.Нильсон при помощи мягкого объектива переснял на «заднике» все крупные планы Орловой. Отцу было тогда 24 года, а Любови Петровне — на десять лет больше. Вообще нравы того времени были несколько странными. Всем известно, что сценарий фильма «Цирк» написан по пьесе «Под куполом цирка» Ильфа и Петрова.
Однажды на просмотре рабочего материала авторы стали категрически возражать против изменения текста в одном из эпизодов. В ходе дискуссии даже предъявили ультиматум: если сцена не будет выполнена по сценарию, они в знак протеста снимут свои фамилии с титров фильма. Б.Шумяцкий посоветовал Г.Александрову оформить этот конфликт документально и предложить Ильфу и Петрову подписать соответствующую бумагу.
Что и было сделано. И хотя пьеса «Под куполом цирка» с огромным успехом шла в Москве, печаталась как отдельным изданием, так и в собрании сочинений Ильфа и Петрова, во всех статьях о фильме «Цирк» в течение полувека автором сценария назывался Г.В.Александров.
Надо сказать, что к тому времени у режиссера уже был некоторый опыт действий в подобных ситуациях. Вот что говорит Николай Робертович Эрдман — автор сценария фильма Г.Александрова «Веселые ребята». Цитирую книгу Н.Эрдмана «Пьесы, письма, воспоминания» (Москва, 1990 г.)
«Когда фильм («Веселые ребята») был готов и его показали Сталину, еще без титров, то Гриша приехал ко мне, где я сидел, в Калинин (Н.Р.Эрдман был сослан в те годы в город Калинин, затем в Сибирь, на реку Лену). Он и говорит: «Понимаешь, Коля, наш с тобой фильм становится любимой комедией вождя. И ты сам понимаешь, что будет гораздо лучше для тебя, если там не будет твоей фамилии. Понимаешь?…» Я сказал, что понимаю…»
Таким образом, автором сценария становится Г.Александров, и это не только моральное удовлетворение: в те годы авторы фильмов получали проценты с проката картин.
В апреле 1936 года в журнале «Московский экран» была напечатана большая статья В.Нильсона «Как мы снимали фильм «Цирк». А в майском номере того же журнала уже нет фамилии В.Нильсона. Автором сценария назван Г.Александров, главным оператором фильма — Е.Петров. У нас хранилась цветная афиша 36-го года, где фамилия Нильсона была вырезана бритвой из списка создателей картины.
Премьера состоялась в Центральном парке культуры и отдыха им.Горького. Для огромного зала была специально закуплена мощная киноустановка. По всей Москве были расклеены афиши (Г.А. был большой мастер рекламы), но перед Зеленым театром, где проходила премьера, названы были только герои фильма — Любовь Орлова и Сергей Столяров.
Оскорбленные неуважением артисты МХАТа П.Массальский и А.Комиссаров отказались выйти на сцену. Отец поддержал мхатовцев и демонстративно отказался присутствовать на празднике. Наверное, он считал, что и внезапный арест Нильсона произошел не без участия неких руководителей кинематографического процесса.
Замечательный артист МХАТа А.Комиссаров, несмотря на огромный успех своего образа «изобретателя Скамейкина» в к/к «Цирк», никогда больше не снимался в кино. Ведущий артист МХАТа П.Массальский за всю свою огромную творческую жизнь сыграл в кино лишь два эпизода. Сергея Столярова лишили всех возможных наград, но репрессиям не подвергли — уж больно прозрачной была его биография: из бедноты, детдомовец, воспитанник профтехучилища, МХАТ, кино. Но зато навсегда сохранилась характеристика: «неуправляемый, независимый человек».
Процитировано 2 раз
Понравилось: 1 пользователю