актеры и роли в фильме дом с лилиями
Дом с лилиями
Актеры сериала «Дом с лилиями» сумели передать атмосферу того времени, характер персонажей их колорит и перемены в течение жизни.
Режиссеры картины Владимир Краснопольский и Валерий Усков сумели затронуть существенную тему всех времен и народов – отношения отцов и детей. Трагическую правду, когда родители своими решениями и поступками разрушают жизнь своих потомков.
Негативные моменты
Талантливый актер и режиссер
Актер Сергей Маховиков выступил в роли Говорова Михаила Ивановича, героя-фронтовика. Повышение по служебной лестнице, семейные тайны и вытекающие отсюда проблемы с годами только усугубляют ситуацию. В сериале «Дом с лилиями» у актера почти все получалось сыграть с первого дубля. Из-за него он отказывался от длительных съемок и нехватки времени от участия в других проектах.
Маховиков – разноплановый и талантливый актер. Сыграл в кинокартинах «Наркомовский обоз» старшину Виктора Филиппова, «Настоящие» – роль Леонида Вестникова, «Белая стрела. Возмездие» – воплотил на экране персонажа Боцмана. Является режиссером нашумевших картин «Ловец», «Слепой» и «Тихая застава».
Очаровательная блондинка
Актриса Олеся Судзиловская сыграла супругу Говорова, Маргариту Васильевну. На съемочный процесс приезжала в последний момент, что совсем не помешало актрисе достойно и эмоционально передать характер героини. Непростая судьба, сложные и запутанные ситуации в личной жизни, порой не совсем правильные поступки – все это воплотила на экране Олеся.
Еще в юности актрису пригласили на пробы в картину «Посредник». Благодаря таланту и напористости она была утверждена на главную роль. Играла журналистку Тихорецкую в фильме «Бандитский Петербург», «Золотые парни» (Вика Карамова), «Конец света» (Кристина Угорская). Последняя работа 2015 года – «Истребители. Последний бой» (персонаж Алла Лазуркевич).
Добрый весельчак Добрынин
Актер Николай Добрынин в сериале «Дом с лилиями» играет друга Говорова, Дементия Харитоновича Шульгина. Содействует в устройстве на работу и приобретении жилья – дома «с лилиями», у которого очень темная история в прошлом. Актер был утвержден на эту роль сразу. Претенденты были далеко позади от Добрынина.
Талант и артистизм у актера Николая в крови. Он очень много играл в театре у Романа Виктюка. Снимался в фильмах «Родина» (генерал Максимов), «Алхимик. Эликсир Фауста» (в роли Григория Распутина), «Маргарита Назарова» (персонаж Борис Эдер). Добрынин обладает особым чувством юмора, любит посмеяться над собой, что стало основополагающим фактором для участия в сериале «Сваты».
Актер Алексей Фатеев – советский журналист Сергей Морозов. Первая любовь Лили, дочери Говорова. Запутанная история отношений и судеб, помощь в трудные времена Сергея сыграла важную роль в дальнейших событиях в сериале «Дом с лилиями». Это самобытный и популярный актер, на счету которого десятки театральных работ.
Картины с участием Фатеева очень разнообразны – это «Улыбка пересмешника» (роль Андрея Рудина, капитана полиции), «Курортный роман», «Гадание при свечах» (играет водителя Толю), «По горячим следам» (физрук Пантелеймонов). В 2017 году выходит фильм «Экспроприатор».
Стоит ли смотреть
Сериал «Дом с лилиями» в основном можно сказать, что удался. Хотя было много критики со стороны зрителей, считающих его безжизненным. Не была отражена реальная советская действительность. Изобилие «скелетов в шкафах» порой зашкаливает и теряется нить сюжета. Но, с другой стороны – это переплетение судеб, непредвиденное появление персонажей и жизнь самых разных людей страны во второй половине прошлого столетия.
На Первом канале повторяют сериал «Дом с лилиями», ставший одним из самых рейтинговых в прошлом телесезоне. Исполнитель роли Родиона Камышева Денис Матросов рассказал «ТН», как ради роли он подсел на фастфуд и почему в какой-то момент его партнерши Дарья Мороз и Анна Горшкова отказались с ним работать.
Свою роль в «Доме с лилиями» Матросов сейчас называет любимой. Прежде всего, она предполагала широкий возрастной диапазон, что по определению непросто сыграть.
— Сначала моему герою 20 лет, а в финале уже 55, — рассказывает актер. — Была договоренность, что сперва будем снимать блок с героями в возрасте, а после вернемся в их молодые годы. Вместе с режиссером Владимиром Аркадьевичем Краснопольским решили, что будет правильным, если я немного поправлюсь для возрастных сцен, чтобы мой герой в 50 лет выглядел солиднее. Начал есть фастфуд, другую вредную еду. Когда за месяц набрал 8 кг, был весьма доволен собой. Но кино — искусство непредсказуемое. Поменялся график съемок, и оказалось, что мне в течение одного дня придется сыграть и 20-летнего Родиона, и его же с сединой. Ох, как я тогда жалел о набранном весе, но ничего уже сделать было нельзя! Очень выручил возрастной грим.
С последним связана отдельная история.
— Есть эпизод, в котором Родион забирает жену из больницы, — продолжает актер. — В сценарии был прописан дождь, и соответственно на площадку подогнали поливальную машину. Только все забыли, что я играю героя в молодости, а мои волосы перед этим окрасили тенями, которые растворяются в воде… То есть краска могла потечь в кадре! Гримеры были в растерянности, но я придумал выход: на уже затонированную краской голову вылил чуть ли не половину баллончика лака для волос. Его действия хватило ровно на два дубля. Успели!
Герой Дениса Матросова выпивает, и довольно часто. Традиционно в подобных сценах задействуют напитки схожего с заявленным алкоголем цвета. Но в данном случае речь шла о безобидном с виду рижском бальзаме.
— Снимали сцену, в которой мой Родион выпивает залпом три рюмки напитка во время свидания, — рассказывает Денис. — Реквизиторы предложили: «Денис, ты не против, если в кадре сам распечатаешь бутылку и снимешь с пробки сургуч? Будет видно, что она новая». Я согласился. Не учел только, что рижский бальзам, который мне предстояло выпить, обладал крепостью 45 градусов! Я человек непьющий и был уверен, что это сладенький легкий напиток по типу ликера. После третьей рюмки, чувствуя, что пьянею на глазах, попросил разбавить водой. Разбавили — подходящей по цвету… кока-колой, которая, как известно, при смешивании с алкоголем усиливает эффект опьянения. В общем, переборщил я, видимо. В какой-то момент почувствовал кураж, расслабился, может, позволил себе что-то лишнее… Потом, чтобы загладить вину, заказал для всей группы на площадку пиццу. (Смеется.) Надеюсь, в фильме все выглядит органично, но я для себя решил: на трезвую голову я играю пьяного лучше!
Во время съемок Денис был вынужден срочно вылететь в Минск, где снималась его супруга Мария Куликова, чтобы оказаться рядом с больным двухлетним сыном.
— У Вани поднялась температура, возникло подозрение на какую-то жуткую инфекцию, и мне пришлось срочно лечь с ним в больницу, — рассказывает Матросов. — Слава Богу, диагноз не подтвердился, через десять дней нас обоих выписали! Соответственно, я вернулся на площадку, чтобы снять уже финальные сцены с моим участием. Предстоял эпизод, в котором теща (Даша Мороз) привозит Лилю (Анна Горшкова) с новорожденной дочкой домой. Узнав, что я вернулся из инфекционной больницы, и Аня Горшкова, и Даша Мороз отказались со мной сниматься. Женщины подумали, что я мог подхватить в больнице какую-нибудь заразу. Даша особенно испугалась, ведь у нее маленькая дочь. Вызывали врача на площадку для подтверждения того, что я не опасен, — бесполезно. Не помог и приезд продюсера, готового меня расцеловать в доказательство моей незаразности. (Смеется.) Но я ни в коем случае не обижаюсь на партнерш — наверное, они имели право на подобное беспокойство. Ну а сценарий эпизода после долгих раздумий решили переписать — Дашу и Аню снимали отдельно от меня. В первоначальной версии мой Родион должен был дождаться женщин дома, а затем его выгоняют. Но в силу новых обстоятельств моего героя сразу же «переместили» на лестничную клетку. (Улыбается.) А может, оно и лучше в итоге получилось. В любом случае препятствия только закаляют.
Лия СУБАЕВА, ТЕЛЕНЕДЕЛЯ
Фото: из личного архива Дениса Матросова
Режиссер Владимир Краснопольский рассказал «Газете.Ru» о телефильме «Дом с лилиями», выходящем на Первом канале
1946 год. С войны возвращается подполковник Михаил Говоров (Сергей Маховиков) и привозит в свою семью свою незаконнорожденную дочь Лилю, мать которой (Дарья Мороз) считается погибшей. Его жена (Олеся Судзиловская) не принимает девочку, но Говоров настаивает, чтобы та воспитывалась в его семье. Фронтовой товарищ, первый секретарь горкома Шульгин (Николай Добрынин) помогает Говорову устроиться на работу и поселиться в «доме с лилиями» — особняке с недоброй славой.
Первый канал начинает показ 24-серийного фильма «Дом с лилиями», который рассказывает о семье Говоровых и их окружении от сталинских времен до наших дней. Сняли картину мастера исторических эпопей Владимир Краснопольский и Валерий Усков, еще в советское время завоевавшие зрителей телесериалами «Тени исчезают в полдень» и «Вечный зов». «Газета.Ru» поговорила с Владимиром Краснопольским о «Доме с лилиями», экранизациях, идеологии и Шолохове.
— Ваши большие телефильмы — «Тени исчезают в полдень», «Вечный зов», «Две судьбы», «Ермоловы» — это экранизации литературных произведений. «Дом с лилиями» снят по оригинальному сценарию. Насколько легче работать по книгам?
— Когда сценарий хороший — можно работать с любым материалом. Чем отличается экранизация от оригинального сценария? Экранизации в какой-то степени богаче, потому что в произведении есть детали, которые не вошли в сценарий (мы, например, постоянно пользовались первоисточниками). Так что с экранизациями работать интересней. А были и работы по сценарию, которые бывают настолько объемными, что сами просятся на экран. Наш «Ермак» (мини-сериал 1996 года, работа над ним продолжалась почти десять лет. — «Газета.Ru») основан на исторических материалах, но строили драматургию фильма мы сами. То же самое было с «Капканом» или «Мессингом», книга по которому вышла после фильма. Так что любой сценарий — заново написанный или на основе какого-либо произведения — имеет свою прелесть, свою свежесть. Если это экранизация — после нее расхватывают книги; а если удачный сценарий — люди требуют написания книги.
— Вы вернулись к теме советского прошлого, которым занимались еще в 70-е, — только тогда прошлое было ближе, а его содержание определялось идеологией.
— В те времена вопрос стоял так: чего мы хотим добиться этим фильмом. То есть нельзя было просто снять приключения. Тот же «Ермак» получил направление только тогда, когда мы нашли цитату из Пушкина: «Да ведают потомки православные родной судьбы минувшую судьбу», — и встала задача показать эту судьбу во всей ее правдивости и горечи.
— Сейчас есть какие-то — назовем это стандарты — в изображении жизни в СССР? В сталинские времена, хрущевские, брежневские?
— Какая же картина — в частности, наша — без идеологической концепции?! Конечно, везде существует идеология — с позиции, чернуху ты делаешь или делаешь фильм, который поможет зрителям понять мир.
«Дом с лилиями», мы сразу поняли, должен рассказать о тех перипетиях, которые прожил русский народ после той страшной войны.
Как он становился на ноги, как возникали семьи, как трудно было преодолеть катаклизмы, которые окружали любую семью. И если у нас получилось — честь и хвала в первую очередь сценарию. Ну и плюс, конечно, свои собственные соображения, свои мысли, свое знание жизни.
— Самая первая сцена «Дома с лилиями» — приезд Говорова в детдом — очень напоминает финал «Судьбы человека» Михаила Шолохова. Только Андрей Соколов забирает Ваню в лучшую жизнь, а ваш герой увозит свою дочь к мачехе, которая переносит на девочку свою ненависть к ее матери. Это сознательное противопоставление? Ваш взгляд на то, как могла развиваться история Шолохова дальше?
— Знаете, мы даже не держали этого в голове.
У Шолохова усыновление — это конец, у нас — начало, и одно к другому можно притянуть с огромным трудом.
Но проблема удочерения-усыновления в русской литературе и русском искусстве всегда была вопросом из вопросов. Поскольку это вопрос русского любящего характера, который всегда к близкому, находящемуся в несчастье, тяготеет всем сердцем. То есть «Дом с лилиями» и рассказ Шолохова можно сравнивать с точки зрения русского характера в общем, но сериал — это не продолжение сюжета «Судьбы человека».
Даже в нашей с Усковым картине «Подари мне жизнь» (сериал 2003 года) главный герой спасает жизнь своего сына, которого он толком и не знал, — это тот же самый сюжет. Это классический прием, происходящий из национального характера, он постоянно появляется в искусстве, литературе, в жизни. Можно считать, что это одна из многих черт советского искусства — именно тема усыновления.
12 фактов о сериале «Дом с лилиями»
«Первый канал» повторяет семейную сагу, так полюбившейся зрителям. Редакция Woman’s Day узнала подробности съемок фильма.
1. Сценарий фильма назывался не «Дом с лилиями», а «Растоптанные лилии». Но впоследствии название было изменено на более позитивное.
2. Сериал сняли Владимир Краснопольский и Валерий Усков – режиссеры культовых фильмов «Тени исчезают в полдень» и «Вечный зов».
3. Дом, в который въезжают герои фильма (по легенде, на нем лежит проклятье: его хозяева и их потомки не будут счастливы в любви), снимали под Киевом. Настоящий жилой дом немного изменили для кадра, переделав фасад. А вот внутренние сцены снимали в павильоне.
4. Специально для съемок перед домом разбили клумбу с лилиями. Правда, живые цветы на ней были вперемешку с искусственными, но в кадре это незаметно.
5. Часть съемок проходила в Лондоне. В кадр попали его основные достопримечательности: Биг-Бен, Тауэрский мост, Букингемский дворец.
6. Главный герой фильма, бывший фронтовик Михаил Говоров, в кадре проживает около 45 лет. Актеру Сергею Маховикову добавляли возраста с помощью грима – усов и седины.
7. В фильме снялась дочь Сергея Маховикова, 11-летняя Александра Маховикова. Она сыграла Лилю, дочь Михаила, в детстве. Это ее первая роль в кино. «Я очень доволен, дочь играет лучше меня, и я это признаю, – поделился впечатлениями отец. – Саша самостоятельно общалась с режиссером, они разговаривали как два профессионала, и я даже старался особо не указывать ей, что делать».
8. По словам Владимира Краснопольского, на съемках он боролся с очень красивой, но дежурной улыбкой Олеси Судзиловской, которая играла жену Михаила. Ему хотелось, чтобы ее улыбка была более выразительной.