актеры карлики российского кино
Как живут актёры маленького роста, которые сумели завоевать огромную популярность
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Уорвик Дэвис
Уорвика по праву называют самым известным низкорослым актером в истории кино. При росте всего в 1м 7 см он обладает невероятным обаянием. В его фильмографии уже больше пяти десятков фильмов, причем есть по-настоящему звездные роли: Профессор Флитвик и гоблин Крюкохват из серии фильмов о Гарри Поттере, карлик Грильдриг из сериала «Путешествия Гулливера», черный гном Никабрик из «Хроник Нарнии». А в приквеле «Звёздные войны. Эпизод I: Скрытая угроза» он снялся в роли самого Йоды.
Питер Динклэйдж
Сложно рассуждать о степени известности прекрасных актеров, однако после триумфального шествия по экранам всего мира сериала «Игра престолов» Питер Динклэйдж, несомненно, может посоревноваться в популярности даже с гигантом-Шварценеггером. В 2019 году актеру исполнилось 50 лет, и к этой круглой дате он подошел не только с солидной фильмографией, но и с целой коллекцией профессиональных наград: «Эмми», «Золотой глобус» и премией Гильдии киноактеров США.
Что касается семейной жизни, то здесь талантливый актер тоже сумел добиться всего, о чем только можно мечтать. Уже почти 15 лет он женат на Эрике Шмидт, хотя вместе они намного больше – уже около 20 лет. Его супруга – режиссер в театре, и пара воспитывает двух чудесных детишек. Питер очень переживал за генетику детей, и когда в семье 2011 родилась абсолютно здоровая девочка, был просто счастлив. Несмотря на то, что Динклэйджи – очень творческие и занятые люди, они стараются сидеть с малышами сами, вызывая няню только в крайних случаях. Прогулки Питера с семьей всегда вызывают интерес у папарацци, и его любовь к детям уже стала общеизвестной.
Кенни Бейкер
Лицо этого прекрасного актера нам не так известно, хотя все мы его видели и полюбили в очень запоминающейся роли. Просто костюм верного и находчивого R2-D2 из «Звездных войн» не способствовал тому, чтобы Кенни начали узнавать на улицах, хотя после выхода первой же части фильма он действительно «проснулся знаменитым». На самом деле, требуется совершенно особый талант, чтобы покорить такое количество зрителей, играя робота, похожего на движущийся бочонок, и общаясь с помощью свиста. Однако талантливому артисту это удалось. Он и Энтони Дэниелс, играющий человекоподобного дроида-секретаря C-3PO, стали единственными актерами, которые появились во всех шести кинолентах. Интересно, что многолетняя дружба на экране вовсе не означала того в жизни. За кадром актеры всегда не очень ладили.
В 1970 году Кенни женился. Его избранницей стала Эйлин Бейкер. У женщины то же генетическое заболевание, что и у супруга, но, к счастью, в семье родилось двое абсолютно здоровых детей, имеющих нормальный рост.
Андре Буше
Несмотря на то, что Андре Буше наверняка останется в памяти поклонников как «актер одной роли», его лицо известно во всем мире. Благодаря знаменитому проекту «Форт Боярд» его как Паспарту уже много лет узнают на улицах. 52-летний актер скоро отметит три десятка лет в этой роли, но, кажется, что он со временем совершенно не меняется. На самом деле, у него были и другие актерские работы. Так, начал свою карьеру Андре со съемок в клипе на песню Tristana Милен Фармер, а в последующие годы снимался в нескольких фильмах и играл на сцене.
Андре не любит афишировать свою личную жизнь, однако известно, что он уже много лет счастлив в браке. Не так давно актер вместе супругой Патрисией посетил Москву и Санкт-Петербург. Пара воспитывает двух детей, из которых первый ребенок унаследовал генетическое отклонение отца. Андре считает, что, несмотря на маленький рост, он смог реализовать себя в жизни, и готов научить тому же своих детей, поэтому, когда встал вопрос о втором ребенке, супруги смело пошли на этот шаг и получили от природы заслуженный подарок – здорового наследника без генетических отклонений.
Владимир Федоров
В нашей стране единственным маленьким актером, получившим всеобщую известность и зрительскую любовь, стал Владимир Анатольевич Федоров. Путь, которым этот человек пришел в кинематограф, был поистине извилистым. В 1964 году он окончил Московский инженерно-физический институт по специальности физик-ядерщик. Учился молодой ученый у самого Курчатова, и к 30 годам он сумел в полной мере реализовать себя на научном поприще – издал огромное количество научных трудов и стал автором нескольких десятков изобретений. В 1972 году талантливого физика увидел режиссер Александр Птушко и тут же пригласил его на роль Черномора в «Руслане и Людмиле». Удивительная внешность и настоящая харизма стали для Владимира билетом в мир кино.
В последующие годы Владимир Федоров стал настоящим «главным карликом» нашего кинематографа, сыграв множество незабываемых ролей, большинство – в сказках, исторических и фантастических картинах: Туранчокс из «Через тернии к звёздам», существо в «Собачьем сердце», Владимир был соведущим и помощником Леонида Ярмольника в телеигре «Золотая лихорадка». Играл он и в театре «У Никитских ворот». За свою долгую жизнь (в феврале 2019 актер отметил 80-летний юбилей), Владимир Анатольевич успел попробовать множество занятий, однако для всех он остается звездой нашего кинематографа.
Актерская судьба непредсказуема и не всегда бывает справедливой. Иногда невероятно талантливым артисткам достается Горькая слава королев эпизода: 5 известных советских актрис, которым не предлагали главных ролей в кино
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Слава и одиночество, или Что погубило маленького шоумена Владимира Тишенкова
Этого человека знают под разными амплуа и именами. На заре своей творческой карьеры он выступал с металл-группой «Коррозия Металла» как Черный Хоббит, потом его знали как звезду ночных клубов Москвы Вовчика и телеведущего Шкета.
Он работал с Леонидом Ярмольником в шоу «Золотая лихорадка», помогал вести передачу «Секс с Анфисой Чеховой» и даже несколько раз появлялся в кино. Вся жизнь Владимира Тишенкова прошла в погоне за славой. Он будто хотел доказать всем вокруг, что чего-то стоит в этой жизни. «Полжизни за славу отдам», — не раз говорил он в интервью и, можно сказать, что отдал.
Ходили слухи, что врожденное заболевание Владимира, не давшее ему вырасти выше 118 см, стало следствием недуга, который сразил его мать во время беременности. Так это или нет никто точно не скажет, но точно известно, что родившийся в апреле 1960 года малыш был нежеланным ребенком.
Мать Владимира последние месяцы перед родами находилась в тяжелой депрессии, вызванной болезнью и тем, что ее муж остался без работы. Но Тишенков-младший родился — с аномалией скелета и множеством сопутствующих болезней, которые были для ребенка приговором. Врачи сомневались, что Володя проживет долго, так как с его диагнозами в СССР не всегда дотягивали даже до совершеннолетия.
Родители посчитали, что их особенному сыну будет комфортнее с такими же как он и отдали совсем еще маленького Вову в дом-интернат для детей с физическими недостатками. Этот период жизни был для мальчика непростым и Тишенков не любил о нем вспоминать.
Достигнув совершеннолетия, Владимир поступил в техникум легкой промышленности и выучился на технолога кожевенно-обувного производства. Первой официальной работой молодого специалиста был цех пошива футбольных мячей. Позднее парень перешел на второй часовой завод «Слава», где собирал знаменитые советские хронометры.
Развал СССР оставил Владимира, как и многих других, без работы, но ему в силу известных причин было выжить гораздо сложнее. Маленького мужчину нигде не воспринимали всерьез — его унижали, над ним насмехались прямо в лицо. Но Тишенков уже понял, что шить мячи и собирать часы он больше не хочет — он терпел и шел напролом к своей большой цели.
Владимир стал завсегдатаем отборов и кастингов — он обивал пороги теле- и киностудий, а по ночам работал, не гнушаясь любого труда. Чтобы заработать себе на хлеб он стоял у входа в ресторан «Прага» в ливрее швейцара, шил на дому мягкие игрушки и вырезал из дерева лошадок. А утром снова шел на отборы и с улыбкой переносил насмешки, выжидая своего звездного часа.
Тишенков вспоминал, что смутился лишь один раз на кастинге в эротический фильм. Там ему пришлось стоять перед незнакомыми людьми в одних плавках и он отчаянно комплексовал из-за своего горба. Первую свою роль Владимир получил в фильме мэтра Марка Захарова «Убить дракона». После этого ему начали предлагать роли карликов и горбунов, но это было не то, о чем мечтал маленький, но честолюбивый мужчина.
Успех пришел к Тишенкову лишь на телевидении. Став известным шоуменом, Владимир, наконец, перестал нуждаться в деньгах и терпеть насмешки. Он купил квартиру в столице и в его жизни стали появляться женщины. Одно время даже ходили слухи, что одна из них родила ему сына, но сам артист это категорически отрицал.
Знакомые Владимира утверждали, что все приписываемые ему романы с женщинами были лишь плодом его фантазии. Таким образом, Шкет пытался самоутвердиться и получить дополнительный вес в глазах телезрителей. Стоит ли винить его в этом, ведь в шоубизнесе очень мало людей, избежавших периода сочинения баек о своей жизни.
Кто-то рассказывал, что Тишенков очень любил детей и даже одно время загорелся идеей усыновить малыша из детдома. Но это все были лишь разговоры — сам ведущий отлично понимал, что с его плотным графиком он не сможет уделять достаточно времени ребенку.
Казалось, что Владимир Тишенков достиг всего что хотел. В его записной книжке были имена звезд первой величины, его узнавали на улице и просили автографы, в ресторанах его угощали за счет заведения. Шоумену нравилось чувство значимости — он охотно помогал людям, даже когда они этого не ценили и не заслуживали.
Но при всем этом по-настоящему близких друзей у Владимира не было. Последние полгода жизни он состоял в отношениях сразу с двумя женщинами. С одной из них, Юлией, он хотел расстаться, но она не собиралась уходить из его дома и жизни. Она не работала, жила за счет своего сожителя, а у того не хватало силы воли ее выставить.
Вторая женщина — журналистка Елена Быстрова, которую Тихомиров любил и которая, как он считал, любила его. «Развяжусь с Юлей — и будем жить вместе», — неоднократно говорил он Елене, но Юлия продолжала занимать место в его жизни. «Кому ты нужен, урод», — говорила сожительница Владимиру, когда тот пытался объяснить ей, что хочет быть счастлив с другой.
Последний разговор с Еленой у Владимира состоялся по телефону. «Я сейчас лягу спать. Не переживай!» — это было последнее, что женщина услышала в трубке. Когда Тишенков умер, в квартире находилась с ним Юлия. Она и позвонила племяннику актера, чтобы сообщить — «С Володей что-то не то…».
Несмотря на то что ей посоветовали немедленно вызывать скорую помощь, она этого не сделала, а спустя время снова набрала племянника. Когда врачи, наконец, приехали на вызов, Владимир давно уже был мертв и в помощи не нуждался. Юлия тут же собрала вещи и покинула квартиру сожителя, сообщив напоследок медикам, что перед тем как лечь спать мужчина сам выпил бутылку водки.
Это было странно — артист мог выпить, но никогда не был запойным алкоголиком. Также не было у Владимира и серьезных жалоб на здоровье. Все, кто приходили в его квартиру отмечали ужасный беспорядок, как будто там произошло ограбление или обыск. Дверцы шкафов были распахнуты, вещи из ящиков вывернуты на пол, а с банковских карт исчезли все деньги.
А кое-какие сбережения у покойного точно были, ведь незадолго до смерти он предлагал двоюродному брату оплатить дорогостоящее лечение дочки, а сестре говорил, что хочет положить все заработанные средства на банковский счет. Менее чем за сутки до смерти Владимир отправил любимой женщине сообщение с грустным текстом: «Смотрю „Вам и не снилось“… В наше время человеческие ценности уже потерялись…»
Всем он казался балагуром, весельчаком и затейником, но внутри Владимир Тишенков был очень одинок. Его постоянно мучили боли в суставах и позвоночнике, а также затяжные депрессии. Получив заветную славу, артист не стал счастливым — он понимал свою ущербность и знал, что его не ждут и не любят.
Владимир очень любил работать на земле — он часто помогал сестре на огороде и при этом выглядел умиротворенным и довольным. Шкет был мастером на все руки и иногда казалось, что он умеет абсолютно все. Возможно, Владимир стал бы отличным главой семьи и надежной опорой.
Однажды он едва не женился, но свадьба сорвалась после знакомства с родителями невесты. Спустя годы он встретил эту женщину — она вышла замуж и родила ребенка. Та, которую он хотел видеть своей супругой, не пожалела его. При встрече она сказала — «Я счастлива. Хорошо, что мы расстались…». Эта жестокая фраза преследовала его до конца жизни, не давая забыть ни на минуту, кто он и почему одинок среди людей.
В мире немало маленьких людей, добившихся славы и богатства. Далеко не все из них стали после этого по-настоящему счастливыми, как предполагали.
А вы знали, что у нас есть Instagram и Telegram?
Подписывайтесь, если вы ценитель красивых фото и интересных историй!
Маленький гигант большой любви. История жизни и любви самого известного карлика советского кино.
ЕГО судьба — как странное извилистое дерево, на котором есть живые и мертвые ответвления. Много любви и смерти, потерь и приобретений. Последнее из них, как он считает, — самое ценное и уникальное. Это его четвертая жена Вера.
Владимиру достались гены деда. В то время как его родители — высокие и стройные. После Володи они очень хотели еще детей, но боялись — вдруг следующий малыш тоже будет карликом? Решились лишь через десять лет. К счастью, второй сын и родившийся потом третий пошли в них.
Отец и мать были безмерно счастливы, что у них есть сын, пусть даже непохожий на других. Поэтому к развитию ребенка отец сразу подошел нестандартно: с пеленок вместо погремушек Вова играл гайками, болтами, отвертками. А в шесть лет увлекся радиотехникой, и так всерьез и надолго, что после школы пошел учиться в МИФИ на физика-ядерщика, после чего 20 лет проработал в Курчатовском институте.
…Володя учился в седьмом классе, когда его мать на долгие годы слегла в больницу. У отца появилась другая любовь, он ушел вить новое гнездо. И Владимир, как старший мужчина в семье, взялся ее содержать. Подрабатывал фотографом, чинил и собирал электроприборы, швейные машинки…
Актерство ворвалось в его жизнь, как резкий порыв ветра в распахнутое окно.
После Черномора роли посыпались одна за другой. Федорова узнала вся страна. Но даже в кино его, бывало, обижали. На съемочной площадке мог раздаться вопль режиссера: «Покажите его кривые ноги крупным планом! А теперь — макушку сверху!»
Три жены
С ЛЮБОВЬЮ Владимиру долго не везло. Самым ужасным было услышать что-нибудь обидное от девушки, которая нравилась. А симпатию, как нарочно, он испытывал только к блондинкам с модельной внешностью. Джаз, электроника, абстракционизм — он намеренно тонул с головой в любимых увлечениях, избегая женщин. Пока случайно не оказался в постели с первой встречной. Ему было 25. Особенно запомнилась деталь — у девушки на голове был пучок, из которого выпала банка из-под килек в томате, придававшая пышность прическе.
В 27 он впервые женился. Не девушка была — сказка! Она выбрала Федорова, бросив вызов обществу. Но не прошло и трех месяцев со дня свадьбы, как молодую жену увел некий актер, на прощание кинув: «Разве с тобой она сможет быть счастлива?» Владимир едва не наложил на себя руки.
После этого он на несколько лет погрузился в работу, пока не влюбился в Алю, которая стала его второй женой. Ученый-биолог, красавица и умница, она пользовалась бешеным успехом у мужчин. Владимир покорил ее душевностью. Когда Аля была беременна их первым сыном, Федоров втайне очень переживал: каким он будет?
— Помню, позвонил в роддом, мне говорят: «У вас мальчик — 4600 г, 52 см». Вся наша лаборатория орала: «Ура! Ура! Беги скорее!» Я покупаю цветы, бегу… Действительно — сын! А потом… Аля написала мне в записке, что он умер… У кого-то из ординаторов был день рождения. И пьяная санитарка уронила моего сына. Спасти его не смогли… Я долго страдал, но мое сознание тогда резко изменилось. Да, ребенок погиб, но ведь он родился здоровым и обычным! Я чувствовал себя настоящим мужиком, таким, как все, и даже лучше! В тот период наши отношения с Алей значительно укрепились, и мы решили зачать второго ребенка как можно скорее.
Через полтора года родился еще один мальчик — крепкий, здоровый. Его назвали Мишей. Он рос способным, выучил несколько языков, увлекся компьютерами. Казалось, в семье Федорова все было идеально. Но обычные семейные отношения ему вдруг наскучили. Популярность, женское внимание, романы… Через 15 лет совместной жизни они с Алей развелись. Потом Владимир жалел, пытался вернуться, но ничего не вышло. В итоге он женился в третий раз, а Аля вскоре умерла от рака. Владимир до сих пор винит себя в ее смерти.
О третьей жене, Елене, Федоров вспоминает с ужасом. Точнее, о том, как они жили в последние годы и как расставались. Сначала все было хорошо, у них родились две девочки, одна из которых… карлица. Но именно она, по словам Владимира, сильнее и выносливее, чем ее обычная сестра. Когда дочки подросли, отношения супругов разрушились, но они продолжали жить вместе. И вдруг Федоров случайно знакомится с Верой.
«Хочу наследника»
СИМПАТИЧНАЯ девушка с короткой стрижкой и пронзительными глазами увидела Владимира в кафе театра и подошла, чтобы вместе сфотографироваться. Познакомились. Оказалось, Вера приехала из Петрозаводска на семинар, ей 30 лет. 30 — против его 65! И ни разу замужем не была. Федоров влюбился с первого взгляда, как мальчишка, и в конце беседы спросил: «Если бы я сделал вам предложение, вы бы вышли за меня замуж?» Они общались все три дня, пока Вера была в Москве. Потом она ему написала, затем позвонила… Через месяц ежевечерних многочасовых телефонных откровений он приехал к ней. Это было в мае позапрошлого года, а уже в июне они расписались. Но вместе смогли жить только спустя полтора года.
В то же время Елена привела в дом Владимира нового избранника. Они стали жить втроем. Так продолжалось полтора года, пока Федоров, махнув на все рукой, не ушел жить в квартиру погибшего сына. Тогда и Вера смогла к нему переехать. С тех пор прошел год. Не так давно они венчались.
Вера и Владимир живут очень скромно. В театре зарплата небольшая, в кино Федорова зовут редко. Последний раз снялся в небольшой роли у Андрона Кончаловского в «Доме дураков». Вера подрабатывает в фитнес-клубе.
— После смерти второго сына я очень хочу наследника, тем более что к своему возрасту накопил в себе огромное количество «преодоленческих» генов, которые нужны будущему ребенку, — стойкость, воля, юмор… Я очень люблю Веру. С ее появлением у меня стали постоянно рождаться стихи. Например, такие:
«Я маленький артист, который выступал в дю Солей, снимался в Голливуде, а живет в Азино»
«Я на эстраде особенный», — говорит о себе Галеев. В свои 52 года его охотно приглашают с оригинальными номерами на корпоративы и юбилеи, хотя учился в свое время юноша маленького роста в казанском СПТУ №41 на часового мастера. О том, почему канадский цирк платил ему еще год после отставки, какую роль в карьере танцора сыграл Ильгам Шакиров и чем российские лилипуты отличаются от иностранных, Галеев рассказал в интервью «БИЗНЕС Online».
Шамиль Галеев: «Наши и китайцы самые сильные в мире: жонглеры, акробаты, гимнасты — все. Российские артисты безбашенные, у них нет страха, поэтому их и любят везде»
«ТАКИХ, КАК Я, РАНЬШЕ НАХОДИЛИ НА УЛИЦЕ, ВРЕМЯ БЫЛО ТАКОЕ»
— Шамиль, лет 20 назад по телевизору, да и не только постоянно выступали какие-то танцевальные или цирковые коллективы, которые состояли из артистов маленького роста. Кажется, что сейчас их почти и не видно. Они действительно перестали существовать или просто не попадают на ТВ?
— Вы знаете, в свое время, когда я работал в Москве, в нашей стране и соседних Украине и Беларуси трудились порядка 6 тысяч лилипутов-артистов, было более 40 коллективов. Сейчас их уже нет, осталось лишь «Сияние маленьких звезд» на Украине, и, по-моему, есть еще какой-то один. Думаю, что лет через пять такие коллективы вообще исчезнут.
Почему? Желающих выступать особо нет, сейчас люди получают образование, трудятся на престижных работах… А таких, как я, раньше находили на улице, время было такое. Я сам брал людей с улицы — увижу маленького человека, уговариваю его, потом идем к родителям, просим у них разрешения…
— Так находили талантливых людей?
— Нет, что вы?! Они были самыми обычными, не обладали каким-то талантом, но мы их обучали, люди за полгода становились артистами. Я очень многих научил танцевать, а кто-то учил жонглировать, кто-то — работать с животными. Если человеку медведь наступил на ухо — он ни петь, ни танцевать не умел, то становился каким-нибудь аниматором, то есть и такому мы находили свой номер. Но, повторю, сейчас подобных коллективов почти не осталось, да и то работают в основном люди моего возраста, а младше 40 лет уже и нет никого.
— А кто такие лилипуты, как это регламентирует законодательство?
— Лилипуты — это люди, рост которых не выше 1 метра 40 сантиметров, у меня 1,32 метра. Но я помню и артистов ростом 90 сантиметров, даже еще меньше. Конечно, в таких цирках лилипутов могли быть и участники под полтора метра, но это очень редко, например, если у него супруга работает в коллективе, а он помогает ей исполнять номер, допустим, стоит на балансировке.
Так что на сегодняшний день у меня рабочий стаж перевалил уже за четверть века, но я до сих пор танцую, несмотря на то что нахожусь на пенсии.
— Вам 52 года, значит, на пенсию вышли не как рядовые граждане?
— У нас стаж — 20 лет. Если он есть, то уже выходишь на пенсию. Кроме того, как указывает российское законодательство, такие, как я, выходят на пенсию в 45 лет, где бы они ни трудились — хоть на заводе, хоть часовым мастером, хоть в цирке. Но я и после выхода на пенсию по старости продолжаю работать. Выступал в очень многих коллективах, а сейчас делаю это самостоятельно.
«Лилипуты выходят на пенсию в 45 лет, где бы ты ни работал — хоть на заводе, хоть часовым мастером, хоть в цирке. Но я и после выхода на пенсию по старости продолжаю работать»
«Я НЕ ДУМАЛ БЫТЬ АРТИСТОМ ИЛИ ЦИРКАЧОМ»
— Из-за чего вы не выросли выше 1,32 метра?
— Говорят, что якобы в детстве сильно испугался, но никто не знает, чего именно. Миллиарды детей тоже пугаются чего-то, некоторые, наоборот, становятся после этого гигантами, но у большинства рост-то нормальный. Не знаю, может, сбой какой пошел.
— Когда были юношей маленького роста, то могли ли представить, что когда-нибудь станете заслуженным артистом Татарстана и будете выступать за границей?
— Я родился в деревне Татарский Янтык Лаишевского района, учился в местной школе. Перед ее окончанием ко мне подошли директор, классный руководитель, завуч: «Шамиль, ты маленький, куда пойдешь учиться?» Тогда я еще не думал быть артистом или циркачом, вообще таких мыслей не было, а педагоги посоветовали стать часовым мастером. Отца уже не было, пошли к матери, она согласилась, как и старший брат, который только пришел из армии. Тем более что мой рост позволял трудиться часовщиком.
Я и поехал в Казань, нашел там остановку «Улица Гладилова», по адресу Энгельса, 9 располагалось СПТУ №41, там обучали на телемастеров, парикмахеров и так далее. Мы с братом в августе 1984 года поехали туда и отдали документы, меня сразу приняли, потому что им нужны были часовые мастера именно такие, как я, то есть небольшого роста.
— Почему?
— У них было подобного рода направление, тогда по всей стране таких студентов было около 6 тысяч человек. Я поступил, начал учиться, мастер дал ключи от квартиры, в которой я стал жить. Оттуда съезжал парень, завершивший обучение на часовщика, квартира находилась в 6 остановках от училища, там проживала хозяйка-бабушка… 1 сентября 1984 года началась учеба, в группе были 9 ребят и 3 девушки. Практику мы проходили в нынешнем здании театра моды «Лик», там же я и работал. Потом перебрался в общежитие, где и началось мое приобщение к искусству.
У предприятия «Тасма» был свой клуб, оттуда к нам приходили и спрашивали, не хочет ли кто-то петь или танцевать. Сосед по общежитию Камиль все-таки уговорил меня, и я стал ходить на репетиции. Меня там увидел Тагир Максумович Латифуллин, теперь он декан в институте культуры и руководитель ансамбля «Сайдаш», он и пригласил к себе танцевать. Я согласился, в итоге мы ездили и выступали на всех праздниках, сабантуях, тогда еще и во дворах были сцены… Видимо, у меня хорошо получалось, Тагир Максумович предложил попробоваться в Госансамбле песни и танца, который располагался при филармонии. Я там понравился, но из-за маленького роста меня не взяли, поэтому продолжал работать часовщиком.
Настоящая творческая жизнь у меня началась в 1990 году в группе «Саляви-Маляви», там стал профессиональным артистом, а в трудовой книжке появилась запись «артист балета». При этом часовое дело не бросил, а во время гастролей брал отпуск за свой счет.
С 10 февраля 1992 года стал работать в коллективе «Музыкальный балаган» Татарской государственной филармонии имени Габдуллы Тукая. Когда туда пришел, нас выбирала строгая комиссия, в которой были Ильгам Шакиров, Айрат Арсланов, Ильгиз Мазитов — выдающиеся люди. Тогда у филармонии своего зала не было, и я показывал то, на что способен, в зале художественного училища, где исполнял степ, татарские, цыганские танцы. Меня сразу взяли, после первого же танца, сказали, обращаясь к Шакирову: «Что, Ильгам-абый, тут все понятно, Шамиль ведь профессионал». Но я, раз пришел, исполнил еще несколько танцев. Вот и стал выступать уже как профессионал в «Музыкальном балагане» под руководством Анаса Халиуллина.
— Что из себя представлял «Музыкальный балаган»?
— Там были разные номера, в том числе цирковые, фокусы, различные пародии. Это был единственный подобный коллектив в Казани. Там было жонглирование на досках, на катушках, песни — меня всему этому научил Анас Халиуллин. Именно там моя артистическая жизнь, помимо танцев, обогатилась новыми умениями. Через год я чуть не уехал в столицу, в Казань приезжал московский цирк лилипутов, но меня туда не взяли, им танцоры оказались не нужны. Позже меня заметили в другом месте — Московском эстрадно-цирковом коллективе лилипутов под руководством Игоря Дольского. Они тоже приехали в столицу Татарстана, позвонили и пригласили, после этого у меня началась московская жизнь. Трудовая книжка осталась в Казани, но параллельно стал выступать в столице. Коллектив назывался «Мини Мюзик-холл», там все артисты были лилипутами.
В 2008-м вернулся в Казань к Тагиру Максумовичу, потому что руководитель «Мини Мюзик-холла» умер и коллектив распался. Латифуллин пригласил в ДК «Сайдаш» своим заместителем. Оттуда я уже и вышел на пенсию.
«Говорят, моң или есть, или нет, так у меня есть «танцевальный моң»
«I WORKED AT CIRQUE DU SOLEIL»
— Как вы попали в Цирк дю Солей?
— Со мной работала девушка Инна, в свое время у нас были даже романтические отношения, она то уходила из нашего коллектива, то опять возвращалась. Она и сказала, что дю Солей объявил кастинг. Я, Инна и фокусник Слава — мы втроем отправили свои резюме по интернету. Нас пригласили в феврале в Москву, где находилась цирковая студия, и там мы 8 часов показывали то, что умеем, отвечающей за кастинг в дю Солей Татьяне Величенко и одному французскому канадцу. Всего было 25 человек, и я оказался победителем.
— Сразу объявили результаты кастинга?
— Нет, мы показали номера, отдали документы и уехали, я даже, можно сказать, забыл про это. Прошло несколько месяцев. В конце весны я поехал к себе в деревню, там прохудилась баня, мы с родственниками стали строить новую. Так вот, когда крыли крышу, мне и позвонили на сотовый: «Шамиль, вы выиграли кастинг, вас ждут в Канаде». Я стал собирать документы, проходить медосмотр, оформлять визу. Кроме меня в дю Солей попала и еще одна девушка, Наташа, мы с ней вместе поехали в Канаду. Это было в сентябре 2011 года.
Приехали в Монреаль, разместились в гостинице, через дорогу цирк. Это такой район вроде Дербышек в Казани, пригород. В дю Солей мне заявляют, что им, оказывается, нужны акробаты, и предлагают им стать. Я начал что-то показывать, но как-то все неуклюже, канадцы смеются: «Шамиль, мы сделаем из тебя акробата!» Пришлось упорно репетировать три месяца… Потом отправили во Францию, дальше были гастроли в Голландии, Бельгии, Люксембурге — за полгода мы объездили почти всю Европу. Очень это было утомительно, болели руки, ноги, поясница, так как делал силовые номера. Должен был поднимать и крутить гимнастку, ту самую Наташу, с которой мы выиграли кастинг. Я был единственный лилипут в труппе.
Цирк дю Солей — это, конечно, очень интересно, они каждый год формируют новые коллективы (а их там около 25) и множество разных шоу: Alegria, Zarkana, Corteo, Ovo. Ищут бывших атлетов, гимнастов, причем неважно, откуда ты — из России, Украины или Канады.
— Во время тура сколько шоу в неделю давал дю Солей?
— Работать приходилось много, в неделю было 9–10 шоу, единственный выходной — понедельник. Во вторник и среду было по одному выступлению, в другие дни — по два.
— Сколько вы там проработали?
— С 2011-го по январь 2014-го. У меня очень сильно начала болеть спина, сделали медицинское обследование и нашли позвоночную грыжу. Я решил уйти, хотя некоторые продолжают работать, но тут всякое может произойти, есть риск сесть на всю жизнь в инвалидное кресло. В дю Солей со мной расстались хорошо и после увольнения еще год платили по тысячу долларов в месяц.
— А до этого сколько платили?
— Я заработал в дю Солей очень хорошие деньги, но конкретные суммы — это конфиденциальная информация.
— На каком языке вы общались в коллективе?
— В течение трех месяцев нас обучали акробатике, к тому же преподавали еще и английский язык, плюс у меня была база, я ведь с цирком лилипутов объездил очень много стран, практически полмира — от Южной Кореи до США. Когда снимался в Голливуде, то там тоже учили языку. В общем, разговорный английский уже был поставлен. Сейчас забывается, конечно, потому что нет общения… Хотя во время чемпионата мира по футболу пришлось общаться с иностранцами, навык моментально вспоминается. Гости удивлялись, откуда так хорошо знаю английский, а я им: «I worked at Cirque du Soleil».
«ВИНС ВОН, НАПРИМЕР, ОЧЕНЬ ВЕСЕЛЫЙ, ВСЕ ВРЕМЯ ПРИКАЛЫВАЕТСЯ»
— А Голливуд как в вашей жизни случился? Это было еще до дю Солея?
— Да, тогда был еще жив Дольский, руководитель нашего московского коллектива. Ему позвонили из Америки и попросили найти красивых людей маленького роста, но не карликов. В США карликов полно, им нужны были именно лилипуты. А такие есть в основном только в России, Беларуси и на Украине.
— А в чем отличие?
— Карлик — это как в передаче «Форт Боярд» — с большой головой и маленькими руками.
Так вот нашли по всей стране порядка 40 человек, мы отправились на кастинг, который прошел в Москве. Требование: возраст — от 20 до 60 лет. Кастинг мы прошли и потом снимались в течение трех месяцев в фильме Fred Claus, который вышел в России под названием «Фред Клаус, брат Санты». Снимались в Англии и в Голливуде. В этой картине играли Винс Вон, Кевин Спейси и другие именитые актеры. Я уже тогда говорил по-английски, общался с актерами, хотя там были и переводчики. Фильм вышел на экраны в 2007 году.
— Голливудские звезды каковы в общении, заносчивые?
— Нет, что вы? Очень простые, Винс Вон, например, очень веселый, все время прикалывается. Видит нас и кричит уже издалека: «Привет, мои маленькие друзья!» И каждому ударяет по руке. Правда, когда впервые нас увидел, был немного в шоке, но потом мы сдружились. Кевин Спейси тоже был шутник, нормально с нами общались.
«В США карликов полно, им нужны были именно лилипуты. Лилипуты есть в основном только в России, Украине, Беларуси»
— На премьеру вы попали?
— Пригласили, но я не смог поехать. Премьера прошла в Голливуде, многие из наших прошлись по красной дорожке…
— Как было с гонорарами на «Брате Санты»?
— Да, там тоже хорошо платили. Там был еще и дополнительный заработок. Если кто-то устал, то можно было заменять этих артистов. Вообще, жители России и Украины очень выносливые, в дю Солей, например, 70 процентов артистов были русскими. За границей люди не выносливые, быстро ломаются, очень капризные. В Голливуде то же самое: на съемках фильма основные герои-лилипуты были из Франции, Испании — и они очень уставали. Поэтому мне часто говорили: «Шамиль, давай ассистируй данных актеров, доплатим за это». Я соглашался, потому что мне были нужны деньги, чтобы квартиру купить. Надевал костюмы других артистов и дублировал, почему бы и нет? Озвучки там как таковой не было, просто фон, на котором мы между собой по-английски разговаривали. Ко мне часто подходил наш куратор Мэд и говорил: «Шамиль, ты хороший, безотказный парень, я тебя уважаю».
— А как проходил сам съемочный процесс? Насколько это было интересно? Правда ли, что в Голливуде все расписано по минутам?
— У нас снимались 40 человек примерно моего роста, и у каждого в фильме был прописан свой характер. Что касается организации процесса, то там действительно все четко. За границей вообще все четко. В Цирке дю Солей то же самое, ничего лишнего.
Где жили во время съемок? Были апартаменты в двухэтажном доме — это в США. В Англии жили в отеле в двухместных номерах.
— Больше в Штатах ролей не предлагали?
— Они говорили, если понадобится, то пригласят, пока не было приглашений. Но я и в России снимался в кино, правда, не все фильмы дошли до проката. Много снимаюсь в клипах татарской эстрады, а в Москве — в клипе Жанны Фриске, я там в одежде обезьянки. Артистизм есть, меня приглашают.
«В КАКИХ ТОЛЬКО РЕСПУБЛИКАХ НЕ ПОБЫВАЛ, НО ЛУЧШЕ, ЧЕМ В ТАТАРСТАНЕ, НИГДЕ НЕТ»
— Когда решили выступать самостоятельно?
— Как вернулся в Казань, стал придумывать собственные номера, показывать их на эстраде, свадьбах, корпоративах. Ходишь на концерты, смотришь, кто как танцует, но повторять не хочется, нужна своя оригинальная программа. С 2008 года я создал 13 номеров, из них два — цирковые, остальное — танцы. В прошлом году я сделал номер с куклой Эльфа, привез этот номер из Америки, там увидел человека, пляшущего на улице, снял на видео и поставил в Казани на своем юбилейном вечере.
— На корпоративы часто приглашают?
— Корпоративы проводят крупные компании, организации, там все проговаривается, заключается договор, платишь налоги, а вот свадьбы-банкеты проходят попроще, просто говорят: «Шамиль, давай съездим на свадьбу!» Приходилось выступать и перед Минтимером Шаймиевым, и перед Рустамом Миннихановым (я его помню еще с тех времен, когда он был министром финансов Татарстана). Сейчас меня знают как маленького артиста, который выступал в дю Солей, снимался в Голливуде, а живет в Азино.
Много раз предлагали остаться за границей, но я все время говорил: нет, я патриот, люблю Россию, люблю свой Татарстан, наших президентов люблю, уважаю. В каких только республиках не побывал, но лучше, чем в Татарстане, нигде нет, наша республика крепко стоит на ногах. Зря мы ропщем на жизнь, мы живем хорошо, и все это видят, тянутся к Казани. И у меня работы много. Вообще, у тех, кто хочет работать, она всегда есть. А если будешь сидеть и жаловаться, вот, мол, я маленький такой, не получается у меня, тогда уж извини… Хвала Аллаху, работаю, создаю новые номера, здесь я человек.
— Что думаете о нынешнем состоянии татарской эстрады, раз с ней постоянно сталкиваетесь?
— Есть очень хорошие певцы, есть очень хорошие танцоры, а есть и плохие. Но такие были и в советские времена, и в перестроечные — всегда. Говорить про татарскую эстраду не хочу, потому что сам в ней варюсь, просто есть артисты, которых я смотрю и которых не смотрю. Также есть те, кто меня любит, а есть те, кому я не нравлюсь.
Ильгам Шакиров, который взял меня на работу в свое время, был выдающейся личностью, Альфия Авзалова, Хайдар Бигичев, Флера Сулейманова, Зухра Шарифуллина, Зухра Сахабиева, Вафира Гиззатуллина, Салават Закиевич, Хания-апа, Зайнап Фархетдинова — большие люди! Есть у меня и любимые молодые артисты: Филюс Кагиров, Ришат Тухватуллин. Есть любимые певицы и танцоры, выступающие и в Госансамбле РТ, и в ансамбле «Казан».
Юмористов очень уважаю, Данира Сабирова особенно, и он меня уважает, приглашает на каждый свой концерт. Театр «Мунча ташы» очень нравится, сколько лет он уже выступает, в этом году специально купил билет, сходил на его программу — понравилось, сильные были номера. Ильдара Ямалиева очень уважаю — хороший пародист. В театрах имени Камала, Тинчурина, Кариева есть замечательные актеры. Наши татары — молодцы! Я горжусь ими, горжусь тем, что сам татарин.
«Гульнара не лилипут, просто маленькая женщина, ее рост — 1,52 метра, выше меня на голову. 10 лет уже вместе, любим друг друга, уважаем» Фото: Ирина Ерохина
«Я, КОГДА ПЕРВЫЙ РАЗ ПРИЕХАЛ В КАЗАНЬ ЗНАЛ, ОБРАЗНО ГОВОРЯ, ТРИ СЛОВА ПО-РУССКИ: ХЛЕБ, СОЛЬ, ВОДА»
— В Цирке дю Солей вы были единственным татарином?
— Да, хотя из Казани там было три человека, но они не татары, да и в московском коллективе я был единственным татарином.
— Татар знают за границей?
— Я им рассказывал про нас, про республику, хотя они, как правило, путают ее с Казахстаном…
— А встречали татар по миру, когда там выступали?
— Встречал, везде встречал. В Америке подходили, я тогда привез на подарки татарские тюбетейки в Нью-Йорк, выступал еще в цирке лилипутов. Это был 1998 год. Татары услышали, что среди артистов есть такой Шамиль Галеев, и пришли, я подарил им 10 тюбетеек. И в Финляндии подходили татары, в Китае, даже во Франции. Но больше всего общался со своими соплеменниками в Штатах.
— У вас, кстати, очень красивый татарский язык.
— Я же все 10 классов учился в татарской школе, там все предметы вели на татарском. У меня родная речь в крови, разговариваю ли я по-русски или по-английски, но думаю на татарском языке. Приезжаю в родную деревню к маме, которой сейчас 80 лет, и говорю там по-татарски. После того как приехал из Цирка дю Солей, построил ей дом с туалетом, горячей водой, баню…
— Почему многие родители сейчас не хотят отдавать своих детей в татарские школы?
— Это от менталитета родителей зависит, может, сами учились по-русски и думают так же. Если они так считают, то, значит, они русские. Не по крови, а по своей сути, хотя и носят татарские имена и фамилии. Как можно своего ребенка учить не на родном языке? Тенденция ведь очень опасная: ребенок говорит дома по-татарски, а в три года его отправляют в детсад. В итоге пара месяцев — и все, ребенок забыл родной язык. Русский же он никогда не забудет. Я, когда первый раз приехал в Казань, знал, образно говоря, три слова по-русски: хлеб, соль, вода, в автобусе не мог объяснить, куда мне ехать. А потом начал много читать по-русски — Пушкина, Лермонтова. А дома мы Тукая, Хади Такташа больше учили. Кстати, выученные в первом-втором классе стихи я до сих пор помню наизусть.
— Вы говорите о воспитании детей, но своих вам бог не дал.
— Да, детей нет, но есть пять племянников. Мой брат умер, остались трое детей, я их поднимал на ноги. Их мать посадили в тюрьму, вот и оформил опекунство. Мне тогда было 40 лет, деньги были — в Цирке дю Солей заработал. А сейчас у них уже своя жизнь.
— С женой как познакомились?
— Рост Гульнары — 1,52 метра, она выше меня на голову. 10 лет уже вместе, любим друг друга, уважаем. Нас в свое время познакомили, на одном из концертов в деревне дали ее телефонный номер, мол, такая хорошая женщина есть, сама из Балтасей, младше меня на 7 лет… Я позвонил, встретились в Казани, а уже через три месяца в мечети Кул Шариф совершили никах, потом зарегистрировались, свадьба была хорошая. Сейчас, кстати, Гульнара работает в «Бахетле» администратором.
«Нас в свое время познакомили, на одном из концертов в деревне дали ее номер. Я позвонил, встретились в Казани, через три месяца в мечети Кул Шариф совершили никах» Фото: Ирина Ерохина
«МНЕ 52 ГОДА, И Я ДО СИХ ПОР РАБОТАЮ, А ВСЕ ПОЧЕМУ?»
— Даете какие-то советы молодым артистам?
— Я молодым люблю говорить, чтобы они за славой не бегали, она сама придет. А то некоторые выступят со сцены и сразу начинают себя считать звездами. Я, хотя 28 лет уже на эстраде, продолжаю работать над собой. Такие люди, как Ильгам-абый, Альфия-апа, Салават Закиевич, те, кто любит свою работу. только такие имеют творческое долголетие.
Говорят, моң или есть, или нет, так у меня есть «танцевальный моң». Мне 52 года, и я до сих пор работаю, а все почему? Потому что люблю свое творчество, свою работу, за которую мне еще и платят деньги. Поэтому мне Аллах и дает благо. Люди уважают, зрители любят, я сам получаю от всего удовольствие. Я на эстраде особенный: во-первых, выделяюсь своим ростом, а во-вторых, своими танцами, которые не похожи ни на кого. Я всегда, даже во сне, думаю, что же такого нового создать, какой-то оригинальный номер. Повторяю, любить надо свое дело, совершенствоваться, всегда учиться новому. Наверное, если бы кто-то мне в детстве сказал: «Шамиль, да у тебя талант», — я бы не пошел в часовщики, может, поступил бы в театральное или хореографическое училище.
— Значит, артисту нужен профессиональный диплом и образование?
— Если есть у тебя способности, то ты можешь и без диплома хорошо выполнять свою работу. Сейчас вообще дипломы обесценились, хотя, если поступаешь на работу, даже уборщицей, у тебя требуют корочку. В наше время такого не было. Если бы я сейчас родился, то меня не пустили бы без документа выступать. За границей такого нет: если у человека талант, он может хорошо выполнять свою работу, никто диплом не спрашивает.
— Чем сейчас занимаетесь?
— Работы море, я ни одну неделю не отдыхаю, по два-три раза в месяц даю благотворительные концерты, прошу у Господа, чтобы он помог детям с ДЦП, онкологическими заболеваниями. Так надо делать и помогать деньгами. Я очень боюсь заболеть, я должен быть здоровым, даже простуду стараюсь быстро пережить, потому что живу с ощущением, что должен всегда работать. Если приглашают на благотворительный концерт, не отказываюсь — руки-ноги целы, почему бы не помочь остальным?! Люди благодарят, а Аллах возвращает тебе многократно.
Каждую неделю приезжаю к маме, дал себе слово смотреть ее до конца жизни — это благое дело. Я ухаживаю за женой — это тоже благое дело, потому что жену нужно любить, как и маму, детей, родственников. Если они благодарят тебя, то эти слова поднимаются вверх, как пар поднимаются, и Господь мне дает свою милость. Чем им лучше, тем лучше мне — я это ощущаю. Надо всем помогать, многие нуждаются в помощи, нужно здороваться с людьми, даже незнакомыми, желать им добра. Тому, кто работает, необходимо говорить: «Бог в помощь». Жизнь ведь так устроена.
— Скажите, а у цирка как вида искусства есть будущее? Вот, в Казани, например, с трудом выбрали директора местного цирка.
— У цирка, конечно, есть будущее. Цирк же развивается, вон сколько коллективов, а какие артисты там выступают! Сколько молодежи в цирке, они едут на знаменитый конкурс в Монте-Карло, занимают там призовые места. Наши и китайцы самые сильные в мире: жонглеры, акробаты, гимнасты — все. Российские артисты безбашенные, у них нет страха, поэтому их и любят везде.
Галеев Шамиль Вильданович родился 3 февраля 1967 года в деревне Татарский Янтык Лаишевского района ТАССР
Амплуа: танцор, цирковой артист.
Звание: заслуженный артист РТ (2017)
На профессиональную эстраду пришел, как и многие его современники, из самодеятельности. Во время учебы в профессиональном училище начал заниматься в хореографическом ансамбле «Чулпан» при доме культуры «Тасма» города Казани, в течение четырех лет постигал азы народных танцев под руководством Тагира Латифуллина. С 1990 по 1992 год работал артистом балета в группе «Саляви-Маляви». На профессиональной сцене Галеев с 1992 года — пришел артистом балета в группу «Музыкальный балаган» Татарской государственной филармонии им. Габдуллы Тукая, где проработал до 2003-го. В программах данной группы он выступал не только в качестве танцора, но и участвовал в эстрадно-цирковых номерах. Параллельно работал по контракту с Московским эстрадно-цирковым коллективом лилипутов «Мини Мюзик-холл» под руководством Игоря Дольского, в составе которого гастролировал по странам: Франция, Германия, Чехия, Люксембург (1994–1995); Израиль, Финляндия (1996), Латвия, Литва, Эстония (1997), США (1998), Саудовская Аравия, Аман, Объединенные Арабские Эмираты (2000); Турция (2001); Южная Корея (2002); Египет (2004); Япония (2005); Великобритания (2006). В 2007–2008 годах Шамиль Вильданович, сменив свое амплуа, работал в Голливуде — снялся с мировыми звездами кино Винсом Воном, Полом Джиаматти, Кевином Спейси, Рэйчел Вайс, Кэти Бэйтс и Мирандой Ричардсон в главных ролях в американской рождественской комедии «Фред Клаус, брат Санты» в роли эльфа.
С 2008 по 2011 год был организатором творческих мероприятий в Доме актера им. Салимжанова.
В 2011 году прошел кастинг и из 25 претендентов один был отобран артистом в Цирк дю Солей (Канада) на акробатические роли в шоу Corteo («Кортеж»). Он профессионал высокого класса, сценический дар сочетается в нем с беспредельной трудоспособностью, огромной требовательностью к себе и коллегам. За короткое время освоил роль, из танцора переквалифицировавшись в акробата мирового класса. Его дебютное выступление в составе прославленного коллектива состоялось в том же году в Париже, затем участвовал в гастролях цирка по всему миру: во Франции, Бельгии, Королевстве Нидерланды, Бразилии, Канаде и др. Несмотря на то что в 2012 году вышел на заслуженный отдых, остался работать в данном коллективе до 2014 года.
Сегодня продолжает трудиться над созданием новых танцевальных номеров, сотрудничает с артистами татарской эстрады Алсу и Азатом Фазлыевами, Альбиной Апанаевой, Рузалией и Фидарисом Муртазинами, Иреком Гибадуллиным, Чачкэ и др., в составе творческих коллективов гастролирует по Республике Татарстан и России, регионам компактного проживания татар.