актеры костромского театра островского фото

Актеры костромского театра островского фото

K1NEWS.RU вновь заглянул за кулисы костромского театра имени Островского.

Сегодня весь мир празднует День красоты, сообщает K1NEWS.RU. В честь интересного повода Главный портал Костромы поговорил с актерами костромского драматического театра имени Островского. Общепризнанные красавцы и герои-любовники на сцене рассказали о том, каково им быть любимцами публики, вживаться в образы покорителей сердец:

актеры костромского театра островского фото. 468f51e7932e24ea2cb65f3d15c53e1b. актеры костромского театра островского фото фото. актеры костромского театра островского фото-468f51e7932e24ea2cb65f3d15c53e1b. картинка актеры костромского театра островского фото. картинка 468f51e7932e24ea2cb65f3d15c53e1b.

Первого героя-красавца я сыграл, наверное, в 2003 году, это был Флориндо из комедии «Слуга двух господ». Фигаро, Дон Жуан, Паратов, Баркалов, Граф Лестор, Чацкий — я играл много чего. Но для меня главное не внешние черты героя, а его внутренняя сторона — то, чем руководствуется человек в своих поступках. Приведу пример: бывают красавцы хорошие как Чацкий. Его поступки — это эталон, а бывают герои-любовники — такие как Дон Жуан. Он и кровопийца, и убийца, и женщин много испортил… Во всяком случае, с поклонницами у меня проблем особых не возникает, хотя, иногда знаков внимания хотелось бы и поменьше. Впрочем, иногда обидно из-за того, что не достают, бывает. А так, конечно, есть женщины, которые пишут приятные слова в соцсетях, ходят на спектакли, дарят цветы. Вниманием я не обделен, это точно.

актеры костромского театра островского фото. 5ba79003bbbd7fd4e60bebd27a34388a. актеры костромского театра островского фото фото. актеры костромского театра островского фото-5ba79003bbbd7fd4e60bebd27a34388a. картинка актеры костромского театра островского фото. картинка 5ba79003bbbd7fd4e60bebd27a34388a.

Этого любимца костромской публики уже нет с нами. Он переиграл множество героев-любовников. Был и графом Лестером в»Марии Стюарт», из-за которого сцепились две королевы, и Белугиным, и кем он только не был. Помню, мы каждый раз наблюдали за его работой на сцене из-за кулис. Это был настоящий мужчина: он умел носить костюм. Когда он играл простолюдина, он все равно был благородным графом. Эмилиано был мужчиной, с которым каждая женщина чувствовала себя дамой. Даже когда он звонил нам, работницам театра по делу, он заканчивал разговор фразой: «подними правую руку, я тебе ее целую». Его любили и коллеги, и женщины от 15 до 90 лет. Он был нашим всеобщим кумиром,- поделилась воспоминаниями заведующая литературной частью театра им. Островского Елена Пучкова.

актеры костромского театра островского фото. 6c763c0cf6dfbeaf85261a5eb925f6ba. актеры костромского театра островского фото фото. актеры костромского театра островского фото-6c763c0cf6dfbeaf85261a5eb925f6ba. картинка актеры костромского театра островского фото. картинка 6c763c0cf6dfbeaf85261a5eb925f6ba.

У меня и правда много ролей, которые подходят под определение «герой-любовник». Я не знаю, почему мне их предлагают, но они доминируют в моей актерской карьере. Мне в них не очень удобно, потому что в любом красавце есть элемент самолюбования. Во мне этого мало, но внутренних терзаний по этому поводу я не испытываю. Наверное, самый любимый герой в этом плане — Дикарь. Он прямолинейный, близок мне. Самые сложные роли — Ромео и Дон Жуан. Я не такой странный и ветреный, как они. Конечно, вживаться в образ достаточно трудно, не всегда получается. Одинаковых спектаклей никогда не бывает, каждый раз твой выход на сцену определяет личное настроение, зрители — словом, все, что с тобой происходит.

актеры костромского театра островского фото. 79a2fdb1f08bfe6d8b13ea35626d7e92. актеры костромского театра островского фото фото. актеры костромского театра островского фото-79a2fdb1f08bfe6d8b13ea35626d7e92. картинка актеры костромского театра островского фото. картинка 79a2fdb1f08bfe6d8b13ea35626d7e92.

Действительно были роли, которые можно назвать красивыми, с ними в моей жизни были связаны разные истории: и хорошие, и не очень. Например, был Илья из пьесы «Касатка» — роль очень логичная, простая, о красоте душевной. Человек любил и страдал из-за этого. Был в моей практике и граф Орсино из «Двенадцатой ночи» — у него совсем нехорошее нутро, но привлекательная внешность. Очень мне нравилось играть Тартюфа, и зрители эту роль воспринимали хорошо. Она мне симпатична и интересна — ведь Тартюф был такой, каким его хотели видеть, здесь речь скорее о красоте в глазах смотрящего. Очень в наше время актуальная вещь.

актеры костромского театра островского фото. 0a30431129e85651defbf52ce02f685f. актеры костромского театра островского фото фото. актеры костромского театра островского фото-0a30431129e85651defbf52ce02f685f. картинка актеры костромского театра островского фото. картинка 0a30431129e85651defbf52ce02f685f.

В любом спектакле присутствуют основные жизненные линии — линия дружбы, линия человечности, и, конечно, любовь. Она ведь разная бывает — к родине, женщине, делу жизни. Поэтому могу сказать, что в любом образе, который мне приходилось играть, это есть. Забавная была у меня роль в Медведя в пьесе Чехова — настоящий накал страстей и комедия. С теплотой припоминаю и работу в пьесе «Чистый понедельник» Бунина. Так что если ты работаешь в театре, то от любви не уйти — она присутствует везде и во всем.

Источник

Бекишевъ

актеры костромского театра островского фото. theater2. актеры костромского театра островского фото фото. актеры костромского театра островского фото-theater2. картинка актеры костромского театра островского фото. картинка theater2.Здание городского драматического театра на Павловской (пр. Мира)

Костромской драматический театр был создан в 1808 году. Он является одним из самых старейших театров России, наследником Ф.Г.Волкова – создателя первого в России профессионального театра. В Отечественную войну 1812 года перед опасностью вступления наполеоновских войск в Москву сюда был эвакуирован Московский императорский театр. И это событие в большой степени послужило развитию театрального искусства в городе Костроме.

Современное здание Костромского театра было построено на Павловской улице в 1863 году, позднее несколько изменено, но и по настоящее время оно является примером замечательного русского зодчества и одним из красивейших театральных зданий.

Гостями театра в разное время были М. Щепкин, М. Ермолова, М. Савина, В.Комиссаржевская и другие знаменитые русские актеры, сыгравшие на костромской сцене.

С 1923 года драматический театр носит имя А.Н. Островского, который часто бывал в Костромском театре на спектаклях и репетициях. Вся деятельность театра связана с великим русским драматургомАлександром Николаевичем Островским, жившим в Костромской губернии в своем поместье Щелыково, где им были написаны большинство ныне известных пьес. Многие произведения впервые были поставлены на костромской сцене, а в разные годы сыграны практически все. И до сих пор существует в традиции театра открывать каждый новый сезон пьесой А.Н. Островского. Кроме того, приблизительно раз в пять лет в Костромском театре проводят фестиваль «Дни Островского в Костроме», где на сцене театра играются спектакли из творческого наследия великого драматурга. В этих фестивалях участвуют театральные коллективы из многих городов России.

Костромской драматический театр неоднократно участвовал во многих театральных фестивалях:

и многих других, где не единожды актеры и режиссеры театра становились лауреатами и дипломантами премий этих фестивалей.

В 1983 году коллектив театра был награжден орденом Трудового Красного Знамени.

В театре служат замечательные актеры старшего поколения: народные артисты Ирина Аркадьева, Эмиляно Очагавия, Владислав Гостищев, Татьяна Никитина, заслуженные артисты Дмитрий Кромский, Надежда Залесова, Анна Заварихина. Есть, кому передать опыт молодым талантливым актерам.

История и жизнь Костромского драматического театра продолжается новыми актерскими именами в новых творческих идеях и новых современных спектаклях.

Источник

ТРК Русь

Сегодня особый день для театрального сообщества Костромы и всех знатоков отечественной драматургии. 12 апреля – день рождения Александра Николаевича Островского. В этом году дата не юбилейная, но отметили ее, соблюдая давнюю традицию, которой по предварительным подсчетам не меньше полувека. Именно 52 года назад из Щелыково в Кострому перевезли и установили перед фасадом костромского Драмтеатра гранитную колонну с бюстом великого драматурга.

Место встречи неизменно. Проспект Мира, памятник Островскому напротив Драматического театра. Каждую весну в день рождения великого драматурга сюда приходят артисты, режиссеры, самые верные зрители театра и поклонники творчества Александра Николаевича. Сколько точно лет этой красивой традиции, не скажут даже самые почтенные артисты труппы. Но каждый уверен, что когда он пришел в театр, ей уже следовали как непреложному закону:

Владислав Гостищев, народный артист России: «Он является как бы кормильцем всего российского театра. Я не знаю ни одного театра, где бы ни было Островского. Островский про всё написал. Его фраза из Глумова, когда он говорит: «Мы куда-то идем, нас куда-то ведут. Но ни мы не знаем, куда идем, ни те, кто нас ведут. И чем это кончиться – не знаю». Чем не современная фраза?»

Ирина Третьякова, директор Костромского областного драматического театра им. А.Н. Островского: «Мы никого не приглашаем. Никого. Все приходят сами, потому что знают: после утрешней репетиции, которая в 14:00 заканчивается, в 14:15- 14:30 точно будет поздравление у памятника».

Слово здесь может взять каждый, но условие – говорить от чистого сердца, без парадных фраз – обязательно для всех. Аплодисменты – тот редкий случай, когда ими награждают не за игру, а за искренность.

Имя Островского носят всего два российских драматических театра: Кинешемский и Костромской. И хотя на нашей сцене давно поставлены все пьесы драматурга, кроме «Пучины», и не по одному разу, каждый сезон одна из премьер – это обязательно Островский. И сейчас репетиции уже идут полным ходом. Новую постановку представят в сентябре:

Татьяна Никитина, заслуженная артистка России, кавалер Ордена Дружбы: «Да. Мы взяли пьесу, кстати, очень редко идущую – «Богатые невесты». У нас есть достаточно много времени, чтобы разобраться в ней. Очень интересная пьеса. Необычная! Я поначалу даже не поверила, что это Островский написал. Но это чрезвычайно интересная пьеса. Чрезвычайно»

Светлана Спиркова, корреспондент: «Спектакль по Островскому на главной сцене Костромского областного драматического театра идет и сегодня вечером. Именно в эти минуты – «Не было ни гроша, да вдруг алтын. Сцены из Московской жизни в двух действиях».

Светлана Спиркова, Дмитрий Терпигорев, ТК «Русь».

Источник

Драматический театр им. А. Н. Островского

актеры костромского театра островского фото. . актеры костромского театра островского фото фото. актеры костромского театра островского фото-. картинка актеры костромского театра островского фото. картинка . актеры костромского театра островского фото. . актеры костромского театра островского фото фото. актеры костромского театра островского фото-. картинка актеры костромского театра островского фото. картинка .

Драматический театр имени А. Н. Островского — один из самых старых театров в России, обязанный своим именем А. Н. Островскому, чьи произведения обыгрывались здесь раньше, чем в других театрах страны. Построенное еще в 1863 году здание театра — пример классической архитектуры XIX-го столетия, дошедший до наших дней почти не изменившись.

С момента основания театра творческая жизнь в нем не угасала никогда, и сегодня в театре регулярно ставятся спектакли, организуются фестивали и другие мероприятия. Заслуженные и народные артисты, талантливые актеры, наши современники, неповторимыми запоминающимися ролями, заставляют зрителя радоваться и сопереживать вместе с любимыми персонажами.

Здание театра на панорамах Google:

Расписание и цена билетов в театре им. Островского в 2021 году

Билетная касса открыта каждый день с 10:00 до 18:00. Администрация театра работает с 9:00 до 18:00, выходные — суббота и воскресенье.

Спектакли идут шесть раз в неделю каждый день, кроме понедельника. Начало вечерних спектаклей в 18:00. Дневные (детские) спектакли ставятся с 12:00.

Стоимость билетов на премьерные спектакли — от 300 до 800 рублей, на детские — от 250 до 290 рублей. Предоставляются льготы для многодетных семей, инвалидов, ветеранов ВОВ, но только по предварительным заявкам и при предъявлении подтверждающих документов.

Правила посещения театра:

актеры костромского театра островского фото. 60 40 blur. актеры костромского театра островского фото фото. актеры костромского театра островского фото-60 40 blur. картинка актеры костромского театра островского фото. картинка 60 40 blur.

Репертуар театра

Основу репертуара составляет русская и зарубежная литература. Золотая классика мировой драматургии в постановках по пьесам отечественных авторов (А. Пушкина, Ф. Достоевского, А. Толстого, А. Аверченко) и зарубежных писателей (У. Шекспира, Б. Шоу, Дж. Патрика) всегда востребована зрителем. Не теряют своей актуальности в настоящие дни и спектакли по пьесам Островского, которые обязательно присутствуют в репертуаре каждого сезона.

Великолепную постановку и мастерскую игру актеров можно увидеть в спектаклях основной сцены А. Н. Островский «Богатые невесты», Ф. Шиллер «Мария Стюарт», А. П. Чехов «Иванов», Э. Скриб «Стакан воды», Н. Эрдман. М.Вольпин «Летучая мышь» и многие другие. На малой сцене идут детские спектакли Т. Габбе «Волшебные кольца Альманзора», И. Уральцев «Молодильные Яблоки», Н. Шмитько «Любовь к трем апельсинам».

Творчество великого русского писателя заложило основу театральных традиций Костромы. Восторженно встречают зрители фестиваль «Дни Островского в Костроме», с участием театральных коллективов со всех городов России, который проводится с 1973 года.

Коллектив костромского театра постоянно гастролирует в России (Москва, Ярославль, Калуга, Рязань, Владимир, Вологда, Белгород и других городах) и за рубежом (Турция, Сербия, Республика Беларусь). Театр удостоен награды «Золотая пальма» (Франция) в 1998 году. Награжден специальным призом «Гран-при» (Германия) в 1999 году.

актеры костромского театра островского фото. 60 39 blur. актеры костромского театра островского фото фото. актеры костромского театра островского фото-60 39 blur. картинка актеры костромского театра островского фото. картинка 60 39 blur.

История

Костромской театр впервые упоминается в 1808 году, тогда спектакли проводились в здании на территории нынешней первой городской больницы. В период отечественной войны 1812 года на костромской сцене ставила свои спектакли труппа московского императорского театра, эвакуированная из сожженной столицы.

В дальнейшем театр не раз менял свое местонахождение, пока в 1863 году не было построено новое каменное здание, которое сохранилось до наших дней как одно из красивейших театральных зданий в России. Архитектор Н. Григорьев взял для своего проекта расположение лож и ярусов здания Малого театра Москвы и совместил с уникальными особенностями русского зодчества. В новом здании театра, на спектакле, данном в его честь 30 июня 1863 года, присутствовал цесаревич Николай Александрович (сын императора Александра II).

актеры костромского театра островского фото. 60 39 blur. актеры костромского театра островского фото фото. актеры костромского театра островского фото-60 39 blur. картинка актеры костромского театра островского фото. картинка 60 39 blur.

На протяжении всего своего существования, творческие будни театр были неразрывно связаны с великим русским драматургом Александром Николаевичем Островским. Он часто бывал в Костромском театре на спектаклях и репетициях. В Костромской губернии, в своем поместье Щелыково, им были написаны большинство известных нам произведений. Многие спектакли впервые представили публике именно на костромской сцене, а в разные годы сыграны практически все.

Премьера по пьесе «Не в свои сани не садись» прошла в 1855 году. И с тех пор каждый новый театральный сезон непременно открывает пьеса А. Н. Островского. За бережное сохранение творческого наследия драматурга в 1923 году театру присвоено имя Александра Николаевича Островского. В 1983 году Костромской областной драматический театр был удостоен ордена Трудового Красного Знамени.

актеры костромского театра островского фото. 60 43 blur. актеры костромского театра островского фото фото. актеры костромского театра островского фото-60 43 blur. картинка актеры костромского театра островского фото. картинка 60 43 blur.

В театре ставились пьесы Н. Гоголя, А. Грибоедова, И. Тургенева, гастролировали актеры Г. Федотова, М. Савина, К. Варламов, В. Комиссаржевская, П. Орленев. Более 40 лет посвятила костромской сцене народная артистка России Ирина Аркадьевна Аркадьева кавалер ордена Дружбы, ордена «Знак Почета», почетный гражданин Костромской области.

Много актерских поколений сменилось за более чем 200 лет существования театра. Все они вписали немало ярких страниц в историю театра. Истинные ценители театрального искусства навсегда запомнят имена народных артистов РСФСР: С. В. Астафьева, В. С. Макасеева, Л. А. Солнцевой, заслуженных артистов РСФСР: В. Н. Соломиной, К. П. Ветковской, Ж. В. Вильбушевич, Л. З. Свердловой, Д. Г. Швеца. Много театральных деятелей и в наши дни вносят свой неоценимый вклад в популяризацию театрального искусства, это и Директор театра, Заслуженный работник культуры Костромской области, Ирина Геннадьевна Третьякова; и Главный режиссер Сергей Юрьевич Кузьмич; и Главный художник Елена Владимировна Сафонова.

актеры костромского театра островского фото. 60 39 blur. актеры костромского театра островского фото фото. актеры костромского театра островского фото-60 39 blur. картинка актеры костромского театра островского фото. картинка 60 39 blur.

Театральный музей

При театре функционирует Музей театрального костюма, где выставлены предметы уникальной коллекции театрального костюма, которая начала формироваться в 1920-х годах. Экспонаты можно увидеть в фойе и на всех этажах театра. Костюмы, созданные художниками в театральной мастерской в разное время, поражают своим великолепием. Периодически в музее проходят тематические экспозиции.

Сюжет, посвященный завершению сезона Костромского драматического театра им. А. Н. Островского:

212-тый по счету он стал самым насыщенным в истории учреждения культуры. С его сцены за 10 месяцев зрители увидели рекордное число премьер — 11. Еще один новый спектакль – захватывающую комедию французского драматурга Клода Манье «Бриллианты для невесты» команда профессионалов представит перед уходом на каникулы.

Как добраться до драматического театра им. А. Н. Островского в Костроме

Театр находится на проспекте Мира, дом 9 — это самый центр города. Ближайшая остановка общественного транспорта — «Улица Князева», от неё до театра всего 2 минуты пешком: от остановки идти до перекрестка ул. Князева с проспектом Мира, где повернуть направо, здание театра будет вторым за поворотом. Проходящий транспорт: автобусы № 99, 102, 105, 107, 109; маршрутное такси № 49; троллейбусы № 2.

Также в 5 минутах ходьбы от театра находится остановка «Сусанинская площадь», где останавливается следующий общественный транспорт: автобусы № 1, 2, 4, 9, 10, 14, 21, 38, 48, 51, 56, 57, 66, 81, 99; троллейбусы № 2, 3, 7, 9.

Гости Костромы могут также воспользоваться онлайн-сервисами для заказа таки, такими как Gett, Яндекс. Такси, Maxim, RuTaxi.

Схема маршрута от ж/д вокзала Костромы до театра им. А. Н. Островского:

Источник

Актеры костромского театра островского фото

актеры костромского театра островского фото. 1. актеры костромского театра островского фото фото. актеры костромского театра островского фото-1. картинка актеры костромского театра островского фото. картинка 1.(историко-культурологический очерк)

И там есть горе… но зато есть и радости, которых другие люди не знают. Зачем же даром изнашивать душу! Кто здесь откликнется на твое богатое чувство? Кто оценит эти перлы, эти брильянты слез. А там… О! Если половину этих сокровищ ты бросишь публике, театр развалится от рукоплесканий. Тебя засыплют цветами, подарками. Здесь на твои рыдания, на твои стоны нет ответа; а там за одну слезу твою заплачет тысяча глаз. …Посмотри на меня. Я нищий, жалкий бродяга, а на сцене я принц. Живу его жизнью, мучусь его думами, плачу его слезами над бедной Офелией и люблю ее, как сорок тысяч братьев любить не могут.

Геннадий Демьяныч Несчастливцев,

«Лес» А.Н. Островского

Кострома – старинный купеческий город. И сегодня, идя по центральной, Русиной, улице, вы будете встречать старые дома, выходящие прямо на тротуар двери которых сегодня в основном заколочены, а когда-то «зазывали» в торговую лавку. Помимо купцов, Кострома была богата людьми разных сугубо производственных профессий. Здесь бы родиться какому-нибудь знатному мануфактурщику или Савве Мамонтову.

Но судьба распорядилась таким образом, что именно в Костроме в купеческой семье суждено было в 1729 году родиться основателю русского театра Федору Григорьевичу Волкову. Так в Костроме было положено начало любопытному культурному явлению. Вот его общие контуры. В 1863 году и вновь в купеческом роду, на этот раз Алексеевых, появится будущий реформатор русской сцены – великий Константин Сергеевич Станиславский. Между этими датами, словно вклиниваясь меж них, 1823 год. В этот год родился тот, кто открыл обществу жизнь купечества, «Колумб Замоскворечья», драматург Александр Николаевич Островский. А потом по крохам на собственные деньги будет собирать самого разного рода документы по истории русского театра другой представитель купечества, двумя годами моложе Станиславского, Алексей Александрович Бахрушин. Ему принадлежит слава не только создания в 1894 году в Москве литературного театрального музея, но и его сохранения после октябрьского переворота 1917 года. Сегодня это Государственный центральный театральный музей, справедливо носящий имя своего основателя и хранителя. Наконец, сами купцы любили театр, будучи его завсегдатаями, как например, в пьесах Островского «Таланты и поклонники», «Без вины виноватые».

Что стоит за всеми этими фактами – чистая случайность или нечто закономерное? Почему история русского театра оказалась так густо замешанной на купечестве? Что такого особенного было в самом купечестве? Вот вопросы, найти однозначный ответ на которые вряд ли возможно, и все-таки попробую предложить свою версию.

Погруженные в торговлю купцы были хранителями древнейших устоев русской жизни, потому не жалели заработанных денег на строительство храмов. Но в реальной жизни соединить торговлю и храм было трудно, а подчас и вовсе невозможно. Иное – искусство, особенно столь демократичное, как театр. Здесь можно было и душу облегчить, и печали сердечные утолить, и себя показать, и на других посмотреть. А в маленьком провинциальном городе особенно! Вот и стала Кострома купеческая театральным городом.

Театры устраивались в усадьбах, в зажиточных домах, а то и просто в приспособленной для представления комнате. В качестве актеров по большей части выступали крепостные, но были люди и свободных сословий.

Первое документированное упоминание о существовании театра в Костроме относится к 1808 году. Одна из известных нам сценических площадок располагалась на территории нынешней первой городской больницы. На этой сцене игралась знаменитая «комическая опера» костромича по рождению А.О. Аблесимова «Мельник – колдун, обманщик и сват», здесь начинала свою блестящую карьеру актриса М.Д. Львова-Синецкая, также костромичка по рождению. Именно на сцене костромского театра, выехав из Москвы во время трагических событий войны 1812 года, играли артисты императорского театра. История сохранила имена основателей театрального дела в Костроме: М.А. Анисимов, В.Е. Обресков, А.С. Карцов, М.А. Сергеев, А.Ф. Чагин, А.К. Глебов.

Другая, более знаменитая театральная сцена находилась на Нижней Дебре. Это первое каменное театральное здание в Костроме. Его происхождение удивительно. В начале 1820-х годов под нужды Мельпомены был приспособлен… склад кожевенного завода купца второй гильдии И.П. Сыромятникова. Все правильно, как могло быть иначе в купеческом городе? С другой стороны, актеру ведь нужны, как известно, коврик, на котором он будет играть, и зрители, которые будут ему аплодировать. А здесь – целый театр!

К сожалению, сегодня от здания бывшего театра ничего не сохранилось, кроме некоторых свидетельств, из коих мы узнаем, что со стороны улицы это была сплошная стена в один этаж, а чтобы оказаться в зрительном зале, нужно было сначала спуститься вниз на несколько метров, потом подняться. Зато со стороны двора театр выходил прямо на Волгу. На сцене этого театра в 1858 году известный русский актер М.С. Щепкин сыграл Любима Торцова в спектакле по пьесе Островского «Бедность не порок». Здесь бывали будущий классик русской литературы А.Ф. Писемский и незаслуженно забытый писатель А.А. Потехин. Оба – уроженцы костромской земли, оба впоследствии писали пьесы.

Конечно, костромским театралам хотелось иметь специальное театральное здание, которое на их пожертвования и было возведено в 1863 году на Павловской улице. Это было одноэтажное здание с крупным мезонином, в завершении которого находился крупный лучковый фронтон, внешне похожий на сегмент круга. В средней части фасада располагался четырехколонный крытый проход. Богатство коринфского ордера колонн завершало облик центрального входа в театр. А по бокам крыльца-подъезды в виде полуротонд с колоннами. Как утверждают исследователи, для архитектуры XIX века здание было необычным, но судя по описанию, очень театральным. Обилие дверей в фасадной части (ничуть не хуже купеческих лавок) словно зазывало почтеннейшую публику войти в театр. По одной из версий, основная масса кирпича для постройки была куплена при разборке сгоревшего в 1847 году здания Богоявленского монастыря. Потому, когда в 1865 году новое здание театра было фактически уничтожено пожаром, многие обыватели увидели в этом Божье наказание. Правда, здание довольно быстро восстановили – уже к сезону 1866/1867 года. На сцене городского театра играли в основном актеры, собираемые в труппу антрепренером. Постоянно менялись как сами антрепренеры, так и состав труппы.

Среди известных антрепренеров, державших костромскую сцену в разное время до октябрьского переворота 1917 года, в том числе и до построения специального здания, нельзя не вспомнить Н.И. Иванова, С.А. Трефилова, Д.М. Золотарева-Бельского, И.А. Панормова-Сокольского, С.П. Неверина, Н.Ф. Чалеева-Костромского.

Антрепренер определял репертуар, приглашал актеров в труппу на сезон. Отсюда тесная связь между репертуаром и актерами, каждый из которых имел определенное амплуа: герой-любовник, трагик, комик, инженю и т.д. Репертуар по количеству пьес был огромным, в один сезон зрителям представлялось несколько десятков спектаклей. Как правило, спектакль (за редким исключением) показывался в первый и последний раз. Поэтому текст актерами, как правило, не выучивался, часто сокращался. Учили роль с одной репетиции, надеясь на подсказки суфлера, «будка» которого была специально вынесена на сцену.

Жизнь провинциального актера была тяжелой, в постоянных разъездах, не слишком сытной. Каждый из них должен был иметь собственный реквизит, который заключался в нескольких переменах костюмов разных эпох и стран. Некоторым из них, как например, П.А. Стрепетовой, М.И. Писареву, удавалось, в конце концов, оказаться в труппе императорского театра Петербурга или Москвы. Правда, всего лишь некоторым. Со стороны общества отношение к актерам было пренебрежительным, за исключением, конечно, тех, кто достиг славы. Но сколько слез и горя скрывала подчас эта слава!

На сцене костромского городского театра играли многие известные актеры. Так, в 1878 году знаменитая актриса Малого театра Г.Н. Федотова представила Катерину в «Грозе» Островского. В 1888 году в Костроме прошли гастроли «Первого товарищества русских актеров» под руководством В.Н. Андреева-Бурлака. Сам Андреев-Бурлак сыграл роль Мармеладова в спектакле «Преступление и наказание» по Ф.М. Достоевскому. В мае 1898 года на сцене городского театра прошли гастроли Малого театра, с которым приехала актерская семья Садовских. Ее глава – Пров Михайлович Садовский – был любимым актером А.Н. Островского. А в Костроме уже его сын – Михаил Провович Садовский сыграл свои лучшие роли: Похалюзин в «Свои люди – сочтемся!», Счастливцев в «Лесе», Мелузов в «Талантах и поклонниках».

В театральный сезон 1899/1900 года антрепренером Д.А. Золотаревым-Бельским было проведено некоторое переустройство театра: на месте лож бенуара продолжил партер, кроме боковых проходов, оставил средний, пять лож верхнего яруса против сцены переделал в отдельные «нумерованные» места. Однако уже в декабре 1900 года загорелся вестибюль театра. Пожар удалось потушить, но пол в фойе пришлось разбирать.

В этом же году отмечался 150-летний юбилей Ф.Г. Волкова. Торжества проходили в Ярославле, куда отправилась солидная костромская делегация во главе с Г.Н. Ботниковым, главой города. Ими был возложен венок на бюст основателя русского театра. Увы, в нашем городе так до сих пор и не появился памятник Федору Волкову, которому в 2009 году исполняется 280 лет со Дня рождения.

Огромной популярностью среди костромичей пользовались спектакли по пьесам Островского, который и сам любил костромскую землю. С 1848 года и вплоть до своей смерти драматург каждое лето проводил в принадлежавшем ему имении Щелыково Кинешемского уезда Костромской губернии. Он и похоронен будет в двух километрах от Щелыкова в ограде Никольского храма. В год смерти драматурга, в 1886 году, костромским Обществом драматических писателей и оперных композиторов был открыт вопрос об увековечении памяти Островского и внесен взнос в пять тысяч рублей. Далее комитетом общества было получено дозволение об открытии повсеместной в империи подписки на изготовление и установку памятника драматургу. К 1913 году капитал на памятник Островскому составил 35 864 рубля. Однако дальнейшие исторические события не позволили осуществиться этому благородному начинанию.

Военные 1914 и 1915 годы в Костроме ознаменовались гастролями В.Н. Давыдова и К.А. Варламова, актеров Александринского театра в Петербурге. А театральные сезоны 1915/1916 и 1916/1917 годов на костромской сцене прошли гастроли знаменитого актера Мамонта Дальского, игравшего когда-то в Александринке. В Костроме он представил Гамлета, Кина, Уриэля Акосту, из русского репертуара – Белугина.

Трагические события октябрьского переворота 1917 года не могли не сказаться на жизни костромского театра. Некоторое время он еще держался на традиции привычной антрепризы, но идеологические шоры большевизма, по образному определению поэта Иннокентия Анненского, «примахались быстро», и прежний театр разделил судьбу всей русской жизни: был варварски уничтожен.

В известной книге «Костромской драматический» (Ярославль, 1984) сообщается: «Сразу же после Великой октябрьской социалистической революции закладываются идейные и организационные основы советского театра. Он был призван и учрежден в качестве общественно-просветительского и воспитательного института, проникнутого коммунистической идейностью, принципиально отличного от старого буржуазного театра». Но на вдруг этой цели достигнуть невозможно, что, конечно, понимали и большевики. Потому сначала пытались подменить театральные подмостки площадными представлениями «синеблузников» с их массовостью, организованностью по принципу «делай раз, делай два», идеологической чистотой революционных лозунгов. Затем столичных актеров в приказном порядке отправляли играть по городам и весям страны. Так, в городском театре Костромы в начале лета 1918 года состоялись гастроли Московского Художественного театра, был представлен спектакль по пьесе пролетарского писателя Горького «На дне», в котором играли Книппер-Чехова, Качалов, Москвин, Грибунин. В этом же году для создания рабочих драматических студий в Кострому был прислан А.Д. Попов. Студия располагалась в здании бывшей читальни имени А.Н. Островского, где сегодня находится кукольный театр. И уже в 1919 году студийные спектакли были повезены в города и села Костромской губернии. Местные начальники от образования тоже не терялись, призвав на гастроли творческий коллектив Малого государственного театра из Петрограда. За их деятельностью бдительно наблюдал городской комитет партии, приглашая к себе руководителя театра Н.В. Петрова и давая ему советы. Через год основная часть труппы во главе с Петровым вернулась в Петербург, а оставшаяся во главе с Ю.М. Бонди поставила (в традициях театра Мейерхольда) на костромской сцене спектакль по пьесе А.А. Блока «Роза и Крест». Это была первая постановка пьесы Блока на сцене. Спектакль произвел ошеломляющее впечатление на костромичей, которые, мало что понимая в происходящем на сцене, завороженно разглядывала декорации, которые на ее глазах постоянно изменялись.

В 1923 году происходит важное событие в жизни костромского театра: по решению Наркомпроса театру присваивается имя Александра Николаевича Островского.

Двадцатые годы проходят под знаком создания и постановки на сцене театра нового репертуара. Однако этот процесс тоже не был быстрым. По этой причине, как сообщает в 1926 году газета «Северная правда», «ставились пьесы, забавляющие костромского обывателя, вроде “Блудливый директор”, “Шпанская мушка”, и пьесы, делающие сбор “Семь жен Иоанна Грозного” и т.п. Но наряду с этим были постановки, и имеющие большое воспитательное значение: “Проститутка”, “Виринея”, “Яд”, Луначарского». Если судить чисто по названиям пьес, то разницы между «Блудливым директором» и «Проституткой» явно немного. Но коли речь идет о большом воспитательном значении, например, «Проститутки», то, видимо, главная героиня, оставив привычное дело, отправилась бороться за права «нечесаного, полуграмотного народа».

Результатом метаний репертуарной политики между «Блудливым директором» и «Проституткой» стала разработка дифференцированного подхода к пьесам, о чем извещает 3 марта 1926 года «Северная правда»:

Пьесы у нас делятся так: 1) безусловно рекомендуемые к постановке; 2) пьесы, могущие быть поставленными при надлежащем оформлении и в зависимости от местных условий; 3) пьесы, совершенно снятые с репертуаров театров.

Безусловно рекомендуемые к постановке пьесы преследовали одну задачу: противопоставить кассовым спектаклям идеологически выдержанные. В этом же аспекте прочитывалась и классика. Так, из рецензии 1928 года на спектакль по пьесе Островского «Снегурочка» можно узнать, что «это сказка… для детей младшего возраста, не отличающаяся глубиной своего содержания». О поставленной в следующем году пьесе Островского «Волки и овцы» автор рецензии пишет: «Комедия “Волки и овцы”… особыми литературными и сценическими достоинствами не блещет. Похождения теплой компании дворянско-помещичьего жулья, людей, ни на что и ни к чему не пригодных, мало трогают современного зрителя». Отсюда рождается лозунг – «театр надо орабочить». Одним из способов реализации этого лозунга стало принудительное распространение билетов в театр среди рабочих.

Двадцатые-тридцатые годы ХХ века в костромском театре отмечены постоянной сменой директоров и художественных руководителей, большой текучестью актерских кадров. А в театр уже ходит «организованный» зритель, поэтому особенно важными становятся идеологически выдержанные спектакли. Потому на сцене костромского театра появились сценические переделки романов, написанных по рецептуре «социалистического реализма»: «Цемент» Гладкова, «Штиль» и «Луна слева» Билль-Белоцерковского, «Константин Пересвет» Успенского и Киршона, «Мать» Горького, «Мятеж» Фурманова. Кроме того, к тридцатым годам советская драматургия уже вполне сформировалась и была широко представлена на сцене. В 1934 году прошел первый съезд писателей, которые по воле партии объединились в союз и получили удостоверения в том, что они на самом деле являются писателями. Погодин, Афиногенов, Яновский, Киршон, Лавренев, Кудрин, Фурманов, Гусев, Ромашов, Микитенко, Вс. Иванов, Билль-Белоцерковский, Тренев – далеко не полный список новоявленных авторов «безусловно рекомендованных к постановке пьес». А вот некоторые из названий этих пьес: «Диктатура», «Междубурье», «Блокада», «Враги», «Страх», «Ярость», «Мятеж», «Конец Криворыльска», «Человек с ружьем», «Очная ставка» и т.п. Этот репертуар определял «лицо» костромского театра в тридцатые-сороковые годы прошлого века. Среди наиболее известных режиссеров этого времени были В.П. Кожич, В.А. Деметр, Д.М. Манский, Н.Г. Гнедич.

Свои коррективы в историю театра внесла Великая отечественная война 19141 – 1945 годов. В начале войны было принято решение закрыть театр, всем актерам предложили написать заявления об уходе. Однако труппа и не согласилась, найдя поддержку в партийном руководстве. Когда приехали проверяющие из Ярославля, то были немало удивлены и возмущены фактом существования и работы «закрытого» театра. Труппа в течение нескольких дней показывала спектакли при переполненном зале. Спектакли произвели хорошее впечатление на «ревизоров», и театру в Костроме разрешили быть.

По инициативе актеров была сформирована бригада Костромского театра им. А.Н. Островского. Возглавил бригаду художник М. Пирогов, художественное руководство осуществлял П.В. Брянский. 28 июля 1943 года в количестве 15 человек бригада выехала на фронт. В репертуаре был единственный «большой» спектакль (и конечно, актеры не могли обойтись без Островского) «Правда – хорошо, а счастье лучше» в постановке Б. Седого. Помимо спектакля, актеры подготовили концертную программу, включавшую одноактные пьесы и театрализованный конферанс, написанный специально для костромской бригады Виктором Розовым, будущим известным драматургом. После лечения в госпитале он принял активное участие в театральной жизни Костромы.

В 1944 году по непонятным причинам отмечалось столетие театра, которое тем не менее прошло пышно и торжественно. В этом же году городской драматический театр получил статус областного, что было связано не только (а может быть, и не столько) с празднованием юбилея, сколько с обретением костромской земли областного статуса, которого она была лишена, войдя в послереволюционное время в Ивановскую промышленную область.

Пятидесятые годы ХХ века были связаны с творческой деятельностью главного режиссера театра В.И. Иванова, буквально влюбленного в драматургию Островского. Увлеченность режиссером Островским сказалась на репертуаре, в котором пьесы великого русского драматурга занимали первое место. Попутно замечу: ничего подобного далее уже не повторится. Для режиссера Иванова Островский – самый современный писатель, о чем, по его утверждению, наглядно свидетельствуют проданные билеты на спектакли по пьесам русского драматурга. С Островским связано режиссерское кредо Иванова: реализм театра Островского, обогащенный мыслями и идеями сегодняшнего дня, великолепная школа для актеров, развития их таланта в процессе постижения всех психологических нюансов художественных образов.

В 1957 – 1958 годы здание театра реконструируется. Старый театр обстраивается с трех сторон, на главном фасаде полностью меняется декоративное убранство, надстраивается фронтон. Автор проекта А. Федоров в определенной мере стремился вернуть театру его первоначальный облик. Внутренняя отделка относится в основном в пятидесятым годам. Фойе оформлено по проекту архитектора И. Шевелева, лепные детали выполнены Л. и П. Пименовыми (Костромская реставрационная мастерская). Плафон зрительного зала расписан художниками Н. Шуваловым и В. Муравьевым.

Среди значимых событий шестидесятых годов прошлого века следует отметить открытие рядом с театром бюста А.Н. Островского (скульптор Н.Е. Саркисов). Этот бюст был изготовлен скульптором специально для Щелыкова на личные средства внучек драматурга М.М. Шателен и М.А. Островской. В 1956 году бюст Островского был установлен в Щелыкове, а в 1967 году перевезен в Кострому, где органично вписался в пространство аллеи, названной в 2007 году «Аллеей признания», неожиданно (но как символично!) став ее смысловой доминантой.

Большая часть шестидесятых годов ХХ века отмечена в костромском театре чередой главных режиссеров: Т.Д. Дударева, Б.В. Сапегин, А.С. Разинкин, Л.Г. Тепляков. Но вот в сезон 1968/1969 года главным режиссером становится П.И. Слюсарев, и начинается вторая (первая, думается, все-таки связана с В.И. Ивановым) эпоха в советской истории костромского театра. Слюсарев проработал в должности главного режиссера костромского театра восемь лет, вполне оправданно получив звание Заслуженного деятеля искусство РСФСР. Стремясь создать более подвижную, динамичную труппу, новый главный режиссер пригласил в театр молодежь, сохранив при этом «стариков». Мне кажется, что более сбалансированной по возрасту, амплуа труппы потом уже на костромской сцене не будет. Слюсарева нельзя назвать ровным режиссером, ему были ведомы и неудачи, и радости творческих побед. Но в любом случае он был человеком творческим и притягивал к себе людей творческих. Именно при нем в театр пришел режиссер В.Ф. Шиманский, создавший внутри театра свой театральный мир, отличавшийся особым стилем, что ярко проявилось в спектаклях «Мария Стюарт» (1976), «Филумена Мартурано» (1985). Слюсарев поставил на костромской сцене своеобразную трилогию Островского о театре: «Лес» (1971), «Без вины виноватые» (1972), «Таланты и поклонники» (1973). При активном участии Слюсарева в 1973 году (это был год 150-летия со дня рождения драматурга) была выдвинута идея раз в пять лет проводить «Дни Островского в Костроме». Уже нет в живых Петра Ивановича Слюсарева, а «Дни Островского в Костроме» живут, уже шесть «Дней» позади и мы находимся накануне седьмых, но вот что-то я не помню, чтобы имя режиссера П.И. Слюсарева вспоминалось в эти самые дни.

С уходом Слюсарева в театре началась очередная смена главных режиссеров. В сезон 1976/1977 года обязанности главного режиссера исполнял В.Ф. Шиманский, его сменил А.А. Образцов, который, проработав два сезона, неожиданно скончался. Затем появился Б.В. Гутников и проработал в должности главного режиссера три сезона. А в сезон 1981/1982 года эту должность на шесть лет занял В.А. Симакин. С его приходом костромскую сцену заполонили водевили, при этом классические пьесы осовременивались самым сомнительным образом. Вершиной «водевильной» деятельности Симакина стала его собственная пьеса «Звоните, я согласна, или Седьмой жених», которая была поставлена на костромской сцене в 1987 году, исчезнув из репертуара только с уходом ее автора. Конечно, в деятельности Симакина и при нем не все было плохо.

В 1983 году Костромской областной драматический театр имени А.Н. Островского был награжден орденом Трудового Красного Знамени.

Режиссер удачно выбрал актрису на главную роль в спектакле по пьесе Горького «Васса Железнова» и получил вместе с актрисой Государственную премию РСФСР. При нем, правда, недолго работал начинающий, но талантливый режиссер В.В. Чебоксаров, который поставил на костромской сцене блестящие спектакли по пьесам Нины Семеновой «Печка на колесе» (1981) и Иона Друцэ «Каса маре» (1984). Спектакль «Печка на колесе» был отмечен Всероссийской премией. Но эти отдельные эпизоды не спасали общей плачевной картины деятельности режиссера развлекательных спектаклей, столь дорогого сердцу начальства, что после ухода в 1987 году он будет в 1994 году призван в театр еще на три сезона. А позовет его директор театра поставить к 50-летию Костромской области пьесу Островского «Василиса Мелентьева», содержания которой Симакин, по его публичному признанию в костромской газете (то есть уже приехав в Кострому), «откровенно говоря, не помнил». Все остальное оставлю без комментариев.

В истории костромского драматического театра сезон 1987/1988 года оказался знаменательным. Главным режиссером стал Юрий Федорович Зайцев, человек талантливый, интересно и оригинально мыслящий, хотя и резковато-колючий. С Зайцевым в театр приехала целая команда: художник Юрий Евмешкин, сценограф Игорь Шумилов, художник по костюмам Жанна Ништа. Никогда еще в театре не было стольких художников, которые бы трудились над воплощением замысла режиссера. Зайцев поставил два блестящих спектакля – по пьесе Н.В. Гоголя «Ревизор» и по пьесе Ф. Дюрренматта «Геркулес и Авгиевы конюшни». Спектакли были зрелищными, подчеркнуто театральными. Режиссер каждому из актеров (а в спектаклях играла практически вся труппа) дал способ существования на сцене. К сожалению, отношения режиссера с труппой и дирекцией не сложились, и Юрий Федорович Зайцев навсегда покинул костромской театр. Я и сегодня убеждена, что появление режиссера Зайцева было счастливым лотерейным билетом, которым театр распорядился самым странным образом взял и выбросил.

И с сезона 1988/1989 года по сезон 1993/1994 года началось правление В.Г. Константинова. Как режиссеру ему, по собственному признанию, «близка экстремальная ситуация, на пике которой находится личность». Но ничего не случилось. На костромской сцене шли спектакли среднего достоинства режиссера-ремесленника. Его образную характеристику я обнаружила на страницах «Дневника» И.А. Дедкова: «некто Константинов».

В сезон 1993/1994 года главным режиссером театра стал Петр Федорович Маслов, ученик и последователь Анатолия Васильева, чьи спектакли «Серсо», «Взрослая дочь молодого человека» в свое время стали событием в истории отечественного театра. Спектакли Маслова отличались своеобразной «рукодельностью», напоминая вологодское кружево. В рисунке роли ему были важны подробности. По признанию самого режиссера, он специально изучал «принципы русского психологического театра Станиславского и Михаила Чехова, теорию психоанализа Зигмунда Фрейда» Таким нервным, изысканно психологически выстроенным остались в памяти его «Белые ночи» по Ф.М. Достоевскому. Маслов не просто заявлял: «Я проповедую поэтический, светлый театр». Он в спектаклях утверждал свое творческое кредо. Отсюда – особая требовательность к игре актеров. Как личность Маслов был глубоким, умным, образованным человеком. Может быть, внешне кажущимся несколько сумеречным. Но это от знаний, которые, как известно, только углубляют скорбь. Он был фанатично предан искусству театра, готов был репетировать с утра до вечера, требовал от актеров неукоснительного выполнения поставленных перед ними задач.

Режиссер успел поставить и свою знаменитую «Контессу» по М. Дрюону. Этот яркий, глубокий по мысли спектакль стал его визитной карточкой. В «Северной правде» Б. Негорюхин писал: «Это успех всего коллектива – и творческого, и производственного. Успех дорог и тем, что наконец-то, после полосы безвременья, костромичи снова увидели Театр. Это рождает надежду на будущее». Увы, эти надежды не сбылись. Для Петра Федоровича Маслова первый сезон в костромском театре оказался последним.

Два театральных сезона – 1997/1998 и 1998/1999 – главным режиссером театра был А.М. Цодиков. Он стремился к созданию психологического театра, и одной из удач на этом пути стал спектакль по пьесе Островского «Последняя жертва», где последней жертвой оказалась, по словам режиссера, мораль. В своих спектаклях Цодиков всегда стремился к органичному использованию всех возможностей театра, обращаясь к его синтетической основе.

В 1998 году комитет международной программы «Партнерство ради прогресса» отметил костромской драматический театр имени А.Н. Островского «Золотой пальмой».

В 1999 году Костромской драматический театр имени А.Н. Островского получил статус государственного.

После ухода А.М. Цодикова театром руководили его директор С.Б. Дубов, затем народный артист РФ Э.Д. Очагавия. А с сезона 2003/2004 по 2006/2007 годов главным режиссером был С.А. Морозов.

Костромской театр во главе с новым главным режиссером стремился заявить о себе, принимая участие в фестивальных программах России и за рубежом. Так, в 2003 году театр стал лауреатом Всероссийского фестиваля «Постефремовское пространство». В 2004 году на Всероссийском литературно-театральном фестивале «Хрустальная роза» лауреатом стал режиссер-постановщик спектакля по пьесе Островского «Горячее сердце» С.А. Морозов. На закрытии сезона счастливый режиссер вынес эту вазу и продемонстрировал всему залу.

С сезона 2007/2008 возглавил театр Сергей Кузьмич. Поставленные им спектакли участвовали в фестивалях Москвы, Ярославля, Владимира. А спектакль «Гамлет» был отправлен на соучастие в театральном фестивале «Золотая маска».

Вот и подошло к концу мое повествование о двух столетиях истории костромского театра. Мне верится, что у театра есть будущее и связано оно с двумя талантливыми, творчески интересными людьми – Сергеем Кузьмичем, главным режиссером театра, и Еленой Сафоновой, главным художником и режиссером.

Ирина Едошина, Доктор культурологии, профессор Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова

УЧАСТИЕ ТЕАТРА В ФЕСТИВАЛЯХ. XXI век.

V Всероссийский театральный фестиваль “Островский в Доме Островского” (Москва, 2002)

VI Всероссийский театральный фестиваль “Дни Островского в Костроме” (2003)

Всероссийский театральный фестиваль “ПостЕфремовское пространство” (Москва, 2003)

IV Международный Волковский фестиваль (Ярославль, 2003)

VI Всероссийский театральный фестиваль “Островский в Доме Островского” (Москва, 2004)

V Международный Волковский фестиваль (Ярославлдь, 2004)

II Всероссийский театральный фестиваль “Старейшие театры России в Калуге” (2005)

Межрегиональный театральный фестиваль “Звезды Победы” (Рязань, 2005)

VI Международный Волковский фестиваль (Ярославль, 2005)

VII Международный театральный фестиваль стран Причерноморья (г. Трабзон, Турция, 2006)

III Международный театральный фестиваль “Стамбул-простор-театр” (г. Стамбул, Турция, 2006)

Региональный фестиваль “Театральные встречи на Суре” (Пенза, 2006)

VII Международный Волковский фестиваль (Ярославль, 2006)

Театральный фестиваль “Арбатские встречи” (Москва, 2007)

I Всероссийский театральный фестиваль “Волжские театральные сезоны” (Самара, 2007)

Международный театральный фестиваль “Man.In.Fest” (г. Клуж-Напока, Румыния, 2007)

Международный театральный фестиваль “Infant” (г. Нови Сад, Сербия, 2008)

VIII Международный Волковский фестиваль (Ярославль, 2008)

Театральный фестиваль “Молодые силы искусства. В добрый путь” (Москва, 2008)

VII Всероссийский театральный фестиваль “Дни Островского в Костроме” (2008)

VII Всероссийский театральный фестиваль “Дни Островского в Костроме” (2009)

IX Всероссийский театральный фестиваль “Островский в Доме Островского” (2010)

IV Всероссийский театральный фестиваль “Старейшие театры России в Калуге” (2010)

Х Всероссийский театральный фестиваль «Дни Островского в Костроме» (2011)

III Международный театральный фестиваль «Смоленский ковчег» (2012)

VI Всероссийский театральный фестиваль им. Н.Х. Рыбакова, г. Тамбов (2012)

Международный театральный фестиваль им.Федора Абрамова «Родниковое слово», г. Архангельск (2012)

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *