актеры которые играли индейцев
Гойко Митич
Гойко Митич (Gojko Mitić; серб. Гојко Митић). Родился 13 июня 1940 года в селе Стройковце недалеко от Лесковаца (Сербия, Югославия). Югославский и немецкий актёр театра и кино, режиссёр, каскадёр. Знаменитый исполнитель ролей индейцев.
Имеет младшего брата, который родился во время войны.
В связи с тем, что отец воевал, первые годы жизни Гойко воспитывался мамой, бабушкой и дедушкой.
Особенно его угнетало, что из-за бомбардировок и военных действий НАТО он не смог приехать на похороны матери. Лишь спустя полгода он смог прийти к ней на могилу.
Гойко Митич в молодости
Мечтал стать спортивным тренером, окончил Белградский институт физической культуры.
Гойко Митич в фильме «Среди коршунов»
В середине 1960-х переехал в Восточный Берлин и начал сниматься на киностудии ДЕФА в ролях индейцев. По его словам, всё получилось волей случая. Руководитель кинопроизводства студии ДЕФА Ханс Малих в поисках местности, которая более всего подходит для съемок фильмов об индейцах, отправился в Югославию. И там случайно увидел его фотографию.
Актер вспоминал: «Я тогда планировал покататься на лыжах, все уже подготовил, собрался и только хотел выйти из дома, как зазвонил телефон. Из трубки: «Вы должны срочно приехать к нам!» «Но я сейчас уезжаю кататься на лыжах!» – отвечаю. Секретарша была сильно взволнована и убеждала меня приехать как можно скорее, потому что представители немецкой киногруппы скоро улетают. В конце концов, вместо лыж я поехал на встречу. Когда я у них появился, меня ждал Ханс Малих. «Вы умеете скакать на лошади?» – спросил он по-немецки. На что я ответил, уже по-немецки, что умею и могу показать хоть сейчас. «О, да он знает немецкий!» – чуть ли не хором воскликнули Малих и присутствующий режиссер Йозеф Мах. Они тут же налили сливовицы и подняли рюмки. «За Токей-Ито!» – таким был их тост. Мах с улыбкой пояснил мне, наконец, что они предлагают мне главную роль в будущем фильме. В тот момент до меня дошло, как изменчива жизнь. Вот так фильм «Сыновья Большой Медведицы», вышедший на экраны в 1966 году, определил всю мою дальнейшую жизнь».
В фильме «Сыновья Большой Медведицы» Гойко Митич исполнил главную роль индейского вождя Токей Ито. Лента имела огромный успех, а актер моментально стал звездой.
Гойко Митич в фильме «Сыновья Большой Медведицы»
В 1967 году на волне успеха прошлого фильма выходит «Чингачгук — Большой Змей», где Митич исполнил роль Чингачгука. В качестве сценарной основы фильма был использован роман Фенимора Купера «Зверобой». Спустя год фильм был закуплен для проката в СССР и Гойко Митич приобрёл большую известность среди советской публики, стал кумиром мальчишек.
Гойко Митич в фильме «Чингачгук — Большой Змей»
Далее был целый ряд других успешных проектов. Фильм «Текумсе» был снят в СССР, в Крыму, в районе горы Демерджи.
«След Сокола» снимали на Кавказе, в Грузии. Актер вспоминал: «Грузины, как водится, были чрезвычайно гостеприимны, но это порождало проблемы. Если мы вместе с ними заходили куда-нибудь перекусить, ни разу не обходилось без спиртного. Обязательно надо выпить за папу, за маму, не забыть про сестру, брата, потом – за того, за другого. Хотя сам я не пью, просто так отказаться у меня шансов не было. Тогда я придумал историю, будто у меня есть болезнь, и врач запрещает мне алкоголь. Как ни тяжело им было в это поверить, ничего другого не оставалось. Я быстро освоился с их минеральной водой, которую мне якобы прописали. Так и сидел с ней постоянно».
Гойко Митич в фильме «След Сокола»
Гойко Митич в фильме «Ульзана»
Кроме того, участвовал в съёмках экранизации пьесы Виктора Гюго «Мария Тюдор», исполнив роль разбойника Фабиана. Снимался в телесериале «Архив смерти» и телепостановке «Слуга двух господ», а также снял несколько детских фильмов.
В 1980-е вел спортивную передачу на немецком ТВ.
После спада зрительского интереса к фильмам про индейцев Митич переезжает в Германию, где начинает сниматься в телевизионных сериалах и играть в театре города Бад-Зегеберг, в его активе роли Труффальдино, Робина Гуда, Спартака.
В 1996 году издал мемуары: «Гойко Митич: Воспоминания» (Франкфурт-на-Майне, Берлин. Издательство Ullstein).
В 2000 году он стал гражданином Германии.
В 2000-е в Мекленбургском театре стал играть индейца в пьесе «Полет над гнездом кукушки», брал уроки пения, выступал в мюзикле «Alexis Sorbas».
В октябре 2014 года актер посетил Москву.
Живет в Берлине, районе Кёпеник.
Гойко Митич
Рост Гойко Митича: 183 сантиметра.
Личная жизнь Гойко Митича:
В то же время известно о многочисленных романах Гойко Митича. И сам он отмечал: «Признаюсь, по молодости был бабником».
Гойко Митич и Барбара Брыльска в фильме «След сокола»
Гойко Митич и Ренате Блуме
Наталья живет с мамой в Италии, хотя видится с отцом, даже играла вместе с ним в театральных постановках. Они вместе часто отдыхают в Греции.
Сейчас актер живет с подругой в Германии, однако ее имя называть отказывается: «Не хочу, чтобы местная пресса кинулась все раздувать».
Каждое лето он ездит в Грецию и, несмотря на возраст, погружается с аквалангом на 30-метровую глубину.
Фильмография Гойко Митича:
Сценарии Гойко Митича:
Индейцы на экранах мира. Топ-10 знаменитостей
Очень неожиданный поворот, с учетом того, что все мы с вами их прекрасно знаем, много раз видели в фильмах или на сцене, смотрели на их игру в фильмах, слушали их песни… И даже не задумывались, что в родословной этих людей имеются коренные жители Америки — индейцы. Глядя на эти давно знакомые лица, в такое сложно даже поверить… Или все же нет, и вы давно это подозревали? Смотрим внимательно, проверяем, удастся ли вам разглядеть за знакомыми чертами лиц намек на странные родственные связи.
1. Первой в списке «тайных индейцев» красавица Майли Сайрус. Обаятельная и дерзкая, певица и актриса. Мягкие черты лица, которые не скрыть никакой косметикой, светлые глаза. Разве может она иметь в предках воинственных индейцев чероки? Оказывается, вполне себе может. Чероки являются ее дальними предками и, отдавая дань зову крови, Майли имеет на теле татуировку индейского ловца снов и скрещенные стрелы — знак мира между коренными жителями Америки и теми, кто пришел на их землю.
2. Яркая, ослепительная голубоглазая блондинка Кэмерон Диаз. Сложно найти человека, который хотя бы раз не восхищался ее актерским талантом. Глядя на нее предположить в ее родне наличие индейцев — нереальная задача. Но они там есть! Постарались предки по материнской линии, — индейцы, итальянцы, немцы. А в сочетании с отцом-кубинцем получилась красавица смешанных кровей)
3. Третье место занимает красавчик-сердцеед Йен Самерхолдер. У этого очаровательного сероглазого вампира в предках тоже есть индейцы. По отцу у Йена английские и французские корни, а вот мать подарила ирландскую родню и принадлежность к племени чокто.
4. Типичная внешность европейца и безумный взгляд — перед вами Квентин Тарантино. Вглядитесь в эти черты лица, найдете ли в них отголосок индейских воинственных предков? Вот я не нахожу, скажу честно… Но его мать на самом деле была рождена от родителей ирландцев и индейцев. В жилах Квентина Тарантино течет кровь храбрых индейцев чероки.
5. Талантливая смуглая красавица, знакомая нам по «Людям в черном», которую пригласили для съемок в продолжении сериала «Мандалорец» — Розарио Доусон. Тут нет сомнений, в ее крови явно есть примесь индейской, а точнее индейцев племени семинолов. А еще поговоривают, что в родне есть и монгольская кровь.
6. Мать яркой голливудской красотки Анджелины Джоли на полном серьезе утверждает, что в дальних предках их семьи есть индейцы племени ирокезов. Представители этого, пожалуй, самой агрессивного племени индейцев, до сих пор проживают на территории Северной Америки и Канады.
7. Ну, а вот тут даже нет необходимости доказывать что-либо — все, как говорится на лице. И хотя лид-вокалист рок-группы Red Hot Chili Peppers Энтони Кидис неоднократно со сцены в песнях напоминал о своей этнической принадлежности, то, что это правда, видно невооруженным глазом. Дед Кидиса был литовцем, мать — коренной индеанкой и ее кровь, судя по колоритной внешности Энтони, явно победила)На его спине есть большая татуировка в виде тотема — изображения Громовой Птицы.
8. Да, Чак Норрис тоже имеет в предках индейцев. Надо сказать даже больше — он наполовину индеец, так как его мать была чистокровной представительницей племени чероки. А вот колоритная внешность и рыжая шевелюра досталась Чаку от отца-ирландца. Во внешности Норриса ирландская кровь явно победила.
9. То, что Ванесса Хадженс метиска, знают, пожалуй, все. Ну, или догадываются благодаря ее интересной характерной внешности. Но вот что за предки имеются в ее родословной? Мексиканцы, предположите вы…А вот и нет! Ее мать результат странного смешения наций. Вы не поверите, но там кроме филиппинских предков, присутствуют китайцы и испанцы. А отец, традиционно для Америки, ирландец и индеец наполовину. Такое ощущение, что вся Ирландия в свое время переселилась на американский континент))) Но, как бы то ни было, но результат получился замечательный и Ванесса просто красотка)
10. И последний в нашем списке, но не в сердцах его поклонников — нереально-обаятельный Джонни Депп. В его предках были ирландцы, немцы и индейцы чероки. Недаром в фильмах он несколько раз выступал в роли индейца. А с его внешностью это совсем несложно.
Просто так прохожий, парень краснокожий: лучшие индейцы мирового кино
Тонто (Джей Силверхилс, «Одинокий рейнджер», 1949-1957)
Один из самых популярных индейцев, когда-либо появлявшихся в рамках жанра «вестерн», Тонто был верным другом Одинокого рейнджера. Парочка впервые нарисовалась в радиосериале (были, представьте себе, и такие) в 30-х годах прошлого столетия. А на экране наиболее ярко Тонто проявил себя в середине века. В 1949 году вышел телесериал «Одинокий рейнджер», который продержался в седле (то есть, в эфире) 8 лет. Индейца сыграл краснокожий канадский актер и спортсмен Джей Силверхилс, которому всю жизнь перепадали роли команчей и апачей. Тонго считается его коронным образом — его он сыграл не только в сериале, но и в пяти полнометражных картинах.
Виннету (Пьер Брис, «Сокровища серебряного озера», 1962, «Верная Рука – друг индейцев», 1965 и др.)
Француз, играющий североамериканского индейца в фильмах по книгам писателя из Германии. Кто-то скажет – бред, а кто-то воскликнет – Пьер! Точнее, Пьер Брис, французский певец и актер, прославившийся во второй половине прошлого столетиями фильмами о храбром воине-апаче Виннету. Пьер регулярно появлялся в образе индейского вождя на кино и телеэкранах в течение тридцати с лишним лет – начал в 62-м, закончил в 98-м. Большинство фильмов были основаны на произведениях немецкого писателя Карла Мая. В нашей стране невероятной популярностью пользовалась картина «Верная Рука – друг индейцев» (1965), в которой Виннету помогал бороться со злом бравому стрелку Шурхэнду (то бишь Верная Рука).
Чингачгук, Оцеола и другие (Гойко Митич, «Сыновья Большой Медведицы», 1960, «Чингачгук — Большой Змей», 1967, «След Сокола», 1968 и др.)
Индеец Джо (Талгат Нигматулин, «Приключения Тома Сойера и Гекльберри Финна», 1981)
В короткой, но яркой карьере Талгата Нигматулина было, пожалуй, две по-настоящему знаковых роли — морского разбойника Салеха в «Пиратах ХХ века» и индейца Джо в «Приключениях Тома Сойера и Гекльберри Финна». Резкие черты лица актера идеально вписались в образ страшного Джо, наводившего ужас на впечатлительных Тома и Гека. Успех, выпавший на долю телефильма Станислава Говорухина, во многом стал заслугой Талгата. Действительно, разве может хороший приключенческий фильм обойтись без колоритного негодяя?
Талькав (Явор Милушев, «В поисках капитана Гранта», 1986)
Талькав поможет добрым европейцам найти капитана Гранта и избежать неприятностей.
Еще один фильм Станислава Говорухина, и еще один индеец — только на этот раз это представитель коренного населения не Северной, а Южной Америки. Бравый Талькав с помощью своего верного ружья и быстрой лошади Тауки оказал неоценимую помощь лорду Гленарвану и его друзьям, ищущим капитана Гранта. В отличие от Талькава из вышедшего на полвека раньше фильма «Дети капитана Гранта», индеец в исполнении болгарского актера Явора Милушева был куда живописнее и харизматичнее. Неслучайно именно сцены с его участием стали самыми эффектными в картине — погони, драки, перестрелки. Несмотря на свое боевое прошлое, Явор Милушев со временем остепенился и ролям в приключенческих лентах предпочел карьеру чиновника.
Хок (Майкл Хорс, «Твин Пикс», 1990-91)
Майклу Хайнриху Хорсу на роду быдло написано играть индейцев, ведь он самый настоящий представитель коренного населения США. Будущий актер появился на свет в резервации в штате Аризона, в которой проживали индейцы из племени Яки. Неудивительно, что дебютировал в кино Майкл ролью краснокожего, и не простого — он сыграл Тонто в художественном фильме «Легенда об Одиноком рейнджере» (1981). Случилось это задолго до того, как Джонни Депп взялся за этот же образ, но уже после того, как его прославил Джей Силверхилс. Чтобы не остаться в истории очередным (и не лучшим) Тонто, Майкл должен был сыграть что-то более яркое, и удача ему улыбнулась — Дэвид Линч доверил актеру партию Хока (Hawk, ястреб), помощника шерифа Трумэна в сериале «Твин Пикс». Сериал стал культовым, а невозмутимый индеец Хок, хоть и не являлся центральным персонажем, зрителям запомнился. Поэтому и в новых сериях «Твин Пикс», которые выйдут в мае, Хок обязательно появится.
Тоби Джей Уодна (Бенисио Дель Торо, «Обещание», 2000)
О том, что Бенисио Дель Торо похож на Брэда Питта, знали многие. Но вот о его сходстве с представителями коренного населения Америки не догадывались до тех пор, пока Шон Пенн не доверил актеру роль слабоумного индейца Тоби Джей Уодна в криминальной драме «Обещание». Пуэрториканский артист очень старался, выдавал прямо-таки шекспировские страсти, что вполне объяснимо: его героя обвиняют в изнасиловании и убийстве, которых он не совершал. Вдохновенно сыгранная сцена закончилась самоубийством Тоби, однако вряд ли этот неожиданный для Дель Торо опыт можно назвать творческим суицидом.
Тонто и Рафаэль (Джонни Депп, «Храбрец», 1997 и «Одинокий рейнджер», 2013)
Джонни Депп всегда питал слабость к индейцам и даже заявлял о том, что в нем течет кровь краснокожих. В 1997 году он снял свой первый и пока единственный полнометражный фильм «Храбрец», в котором сыграл главную роль. Картина рассказывала об индейце Рафаэле, который, дабы спасти семью от голодной смерти, решил погибнуть сам. И не просто погибнуть, а сделать это за приличные деньги перед камерой во время съемок так называемого «снафф-муви», то есть фильма с настоящим убийством. Разумеется, индейца Джонни сыграл сам, но ожидаемого отклика в зрительских сердцах не получил. Пришлось спустя годы вновь втыкать в волосы перья и мазаться автозагаром, чтобы изобразить наконец индейца, способного стать кумиром народных масс. В очередную киноэкранизацию истории об Одиноком рейнджере продюсеры вбухали, с учетом расходов на рекламу, около четырехсот миллионов. Расчет был на харизму Деппа и талант режиссера Гора Вербински, снявшего «Пиратов Карибского моря». Увы, картина провалилась, и вторая попытка Джонни превратиться в индейца закончилась неудачей. Может, с третьего захода мечта стать голливудским Гойко Митичем все же сбудется?
Настоящему индейцу завсегда везде ништяк: Любимый вождь социалистического лагеря
Все вышеупомянутые фильмы были сняты киностудиями ФРГ (при участии коллег из Югославии, Италии и Франции) по романам Карла Мая об индейском вожде Виннету, которого играл французский актёр Пьер Брис. Они стали настолько популярными в ГДР, что в 1965 году руководство этой республики приняло решение запустить проект создания отечественных картин, которые смогли бы противостоять растущему влиянию западногерманских вестернов. Поначалу было запланировано 12 лент, но в результате сняли даже на одну больше.
Съемки проходили в местах, похожих на американские прерии, — в Югославии (некоторые фильмы снимались совместно с югославскими студиями) и Советском Союзе (в Грузии и Крыму). Первой в проекте стала лента «Сыновья Большой Медведицы», создавать которую поручили чехословацкому режиссёру Йозефу Маху. Теперь оставалось найти главного героя цикла вестернов. Просмотрев западногерманские фильмы о Виннету, Мах увидел в них актёра второго плана с яркой фактурой. Это и был молодой югослав Гойко Митич, выпускник Белградского института физической культуры, решивший попробовать себя в кино в качестве каскадера и эпизодника.
Актер вспоминал: «Я тогда планировал покататься на лыжах, все уже подготовил, собрался и только хотел выйти из дома, как зазвонил телефон… Из трубки: «Вы должны срочно приехать к нам!» «Но я сейчас уезжаю кататься на лыжах!» — отвечаю. Секретарша киностудии была сильно взволнована и убеждала меня приехать как можно скорее, потому что представители немецкой киногруппы скоро улетают. В конце концов, вместо лыж я поехал на встречу. Когда я у них появился, меня ждали руководитель кинопроизводства студии ДЕФА Ханс Малих и режиссер Йозеф Мах. «Вы умеете скакать на лошади?» — спросил Малих по-немецки… На что я ответил тоже по-немецки, что умею и могу показать хоть сейчас. «О, да он знает немецкий!» — чуть ли не хором воскликнули Малих и Мах. Они тут же налили сливовицы и подняли рюмки. «За Токей-Ито!» — таким был их тост… Мах с улыбкой пояснил мне, наконец, что они предлагают мне главную роль в будущем фильме. В тот момент до меня дошло, как изменчива жизнь… Вот так фильм «Сыновья Большой Медведицы», вышедший на экраны в 1966 году, определил всю мою дальнейшую жизнь». Тогда же актёр переехал на постоянное место жительства в ГДР.
После спада зрительского интереса к фильмам про индейцев Митич начал сниматься в телевизионных сериалах и играть в театре города Бад-Зегеберг, в его активе роли Труффальдино, Робина Гуда, Спартака. В 1985-1989 годы Гойко Митич поставил пять игровых телефильмов для детей о приключениях двух кукол «Ян и Тини». В 80-х годах он был ведущим спортивной программы на телевидении ГДР, с середины 1980-х годов и до сих пор играет роль Виннету на ежегодном театрализованном фестивале Карла Мая в Бад-Загеберге под Гамбургом. С 1992 года Митич — актер Мекленбургского театра (г. Шверин), из последних театральных работ — индеец в спектакле «Полет над гнездом кукушки», а также роль в мюзикле «Алекс Сорбас».
После объединения Германии и распада Социалистической Федеративной Республики Югославии Гойко Митич оставался гражданином Союзной Республики Югославии, позже Сербии. Его мать жила в Белграде, но после одной из НАТОвских бомбардировок города в 1999 году она получила сильный стресс и потеряла способность говорить, а потом у женщины остановилось сердце. Приехать на похороны Гойко Митич не смог, поскольку дороги и аэропорты были разбиты, мосты взорваны. Только спустя полгода ему удалось добраться до Белграда и прийти на могилу матери.
С 2000 года Гойко Митич стал гражданином ФРГ, но он никогда не забывал о своих зрителях на территории бывшего Советского Союза, и о нём тоже здесь хорошо помнят. Творчеству актёра посвящены вышедшие в 2008-м книга Андрея Шарого «Знак W: Вождь краснокожих в книгах и на экране» и фильм «Главный индеец страны Советов». В 2014-м Гойко Митич стал почетным гостем V Международного фестиваля культур народов Северной Америки «Типифест», который прошел в московском культурно-образовательном центре «Этномир». Летом 2017 года он посетил Крым, вернувшись на полуостров спустя 45 лет, ведь фильм «Текумзе» снимался в окрестностях Алушты.
Премьера фильма «Балканский рубеж» в Сербии состоится на Сретение, 15 февраля 2019 года, когда эта республика будет отмечать День государственности. Московская премьера намечена на 21 февраля, и с высокой вероятностью в этот день российская публика опять сможет пообщаться с главным индейцем страны Советов и всего соцлагеря.
Вождь и учитель: как физрук из Сербии стал настоящим индейцем
Он мечтал преподавать детям физкультуру, а стал главным индейцем Европы и одним из трех (наряду с Делоном и Бельмондо) самых популярных иностранных киноактеров в СССР. 13 июня 1940 года, 80 лет назад, родился Гойко Митич. В день юбилея артиста «Известия» отдают ему дань уважения.
Подработка
Он появился на свет в южной Сербии, на берегах Моравы неподалеку от города Лесковац, который называли «Маленьким Манчестером» из-за того, что каждый второй его взрослый житель был занят на текстильных фабриках. Семья Митичей, впрочем, была крестьянской. Гойко был год, когда его отец ушел в партизаны, вплоть до конца войны его воспитывала бабушка. В школе ему лучше всего давались немецкий язык и физкультура — вряд ли родители и педагоги (да и он сам) понимали, насколько ценной окажется эта на первый взгляд странная связка.
Для крестьянского парня, если он хочется выбиться в люди, нет лучше ремесла, чем учительское. Гойко Митич захотел стать учителем физкультуры — и поступил в соответствующий вуз в Белграде. Ему было двадцать, он был идеально сложен, умел ездить верхом и выполнять несложные гимнастические трюки. Впрочем, вокруг него было много таких же — студенты всех институтов физкультуры на свете похожи друг на друга, как близнецы. А еще всем на свете студентам нужны деньги — и подработки. В СССР по ночам разгружали вагоны. В Югославии — снимались в кино статистами.
Дело в том, что на рубеже 1950–1960-х годов Югославия стала всеевропейской кинофабрикой. Студии Великобритании, Италии и ФРГ охотно снимали на югославских пленэрах свои вестерны и пеплумы: и красиво, и недорого. Разумеется, статистов нанимали на месте, а дешевле студентов таковых просто не бывает. На съемочной площадке Гойко понравилось: это было гораздо интереснее, чем сидеть в аудитории, а про деньги нечего и говорить.
«Четвертым справа в кепке» Гойко Митич побыл недолго. Продюсеры быстро оценили его спортивную подготовку, и уже в 1961 году Митич становится профессиональным каскадером. Разумеется, о карьере школьного физрука пришлось забыть, но кто в итоге посмеет сказать, что из Гойко Митича получился плохой наставник молодежи?
Жизнь на границе
Для того чтобы понять феномен Митича, нужно ненадолго погрузиться в историю немецкого кино середины прошлого века (причем под словом «немецкий» в данном случае имеется в виду и ФРГ, и ГДР). Послевоенной Германии очень нужен был развлекательный кинематограф. И если с комедиями или музыкальными фильмами всё обстояло просто, то перед создателями приключенческого кино стояли известные трудности. Брать сюжеты из своей истории — сплошь воинственной — было невозможно: слишком свежи в памяти были годы нацизма. Западной Германии очень помог Карл Май.
Популярный беллетрист кайзеровских времен был абсолютно политически нетоксичен (по тем временам, по крайней мере) — правда, сочинял, главным образом, про индейцев, прерии и фронтир, которые в самой Германии снять затруднительно. Так родился немецкий вестерн с югославским акцентом (кстати, раньше итальянского).
Вестерна не бывает без индейцев. Голливуду проще: там переизбыток если не настоящих коренных американцев, то хотя бы американцев испанского происхождения. Черноволосый атлет Гойко Митич сошел за индейца идеально — а ведь еще, как быстро выяснилось, он и как актер был неплох. Тут-то и немецкий пригодился (хотя большую часть карьеры Митича всё же дублировали).
Он начинал в тени Пьера Бриса, знаменитого Виннету, фильмы с которым хорошо принимали везде, в том числе и в СССР. Но Митичу остро хотелось главных ролей, а получить их в западногерманских вестернах, где царил Брис, было невозможно. И тогда Митич сделал единственно возможный ход: сменил Западную Германию на Восточную.
Кадр из фильма «Виннету — вождь апачей» (1964)
В ГДР остро завидовали «буржуазным» вестернам. Но зависть — это чувство, которое может быть и плодотворным. На студии DEFA решили не просто повторить, но превзойти успех своих заклятых соседей. Союз восточногерманского кинематографа и Гойко Митича получился сверхудачным.
Кстати, в фильмах про Виннету заглавный персонаж вовсе не был ключевым героем, по крайней мере — единственным. Индеец был лишь спутником Олд Шаттерхенда, немца-костолома в прериях Дикого Запада. В ГДР на индейских вождей Митича сразу же сделали и акцент, и ставку. Собственно, «красные вестерны» останутся в истории кино хотя бы этим — ни в Голливуде, ни в Италии индейцы никогда не были главными героями.
Наставник молодых
«Популярность этого актера чудовищна. Справедливость, которую он воплощает, любовь к правде и бесстрашие в сочетании с романтическими приключениями делают его желанным другом, которого обычно знают только из книг сказок». Так писала о Митиче восточногерманская пресса, но эти слова вполне могла повторить и пресса советская. С 1966 по 1975 год Митич ежегодно появлялся в очередном «индейском» фильме, и почти все они тут же покупались для отечественного проката. Дети по всей стране немедленно разделились на «индейцев» и «ковбойцев», и еще никогда брюнеты не были столь счастливы во дворе: ведь только они могли уверенно изображать из себя Чингачгука или Оцеолу.
Гойко Митич на съемках
Для чиновников из Госкино «красные вестерны» оказались сущим кладом: идеологически выдержанные («фильм рассказывает о борьбе индейцев против порабощения»), недорогие (союзники все-таки), а главное — делавшие отличную кассу.
Кстати, в этой связи можно вспомнить и о двух мифах, укоренившихся о Митиче в нашей стране. Что его фильмография — это десятки названий и что все эти ленты были лидерами советского кинопроката. Сборы у «красных вестернов» всегда были очень хорошими — от 30 до 40 млн зрителей, но выше 6–7-го места в годовом списке лидеров они никогда не поднимались. А классических фильмов с Митичем — всего 12, и эта дюжина стоит того, чтобы привести ее полностью.
«Чингачгук — Большой Змей» (1967)
«Смертельная ошибка» (1970)
«Братья по крови» (1975)
«Вождь Белое Перо» (1983)
В XXI веке он взялся за героя, рядом с которым началась его кинематографическая карьера, и сыграл в сериале «Театр Карла Мая» Виннету. А когда в прошлом году в Берлине (где актер живет уже более полувека) ставили спектакль по роману Кена Кизи «Полет над гнездом кукушки», то предложили Митичу — да-да, вы угадали — роль Индейца.