актеры лауреаты сталинских премий
Сталинская премия в области литературы и искусства
Имена первых лауреатов Сталинских премий в области искусства и литературы стали известны утром 15 марта 1941 года, когда в газете «Известия» было опубликовано Постановлении Совета народных комиссаров СССР «О присуждении Сталинских премий в области искусства и литературы». Среди деятелей искусств были названы и имена известных всей стране кинематографистов, ставших лауреатами премии за их достижения в кино в последние 6-7 лет. Премией высшей, первой степени были отмечены создатели любимых всеми зрителями Страны Советов фильмов: «Цирк» (1936) и «Волга, Волга» (1938), «Трактористы» (1939), «Чапаев» (1934), «Щорс» (1939), «Юность Максима» (1934), «Возвращение Максима» (1937), «Выборгская сторона», «Ленин в Октябре» (1937) и «Ленин в 1918 году» (1938), двухсерийный фильм «Пётр I» (1937, 1938), «Александр Невский» (1938), «Минин и Пожарский» (1939) и «Суворов» (1940), «Великое зарево» (1938). И если имена режиссер этих картин, указанные в Постановлении были мало известны, если не сказать неизвестны и не интересны массовому зрителю, то исполнители главных ролей в этих картинах — были к моменту награждению настоящими кумирами миллионов. Любовь Орлова, Михаи
л Жаров, Марина Ладынина и Николай Крючков. Легендарный Чапаев — Борис Бабочкин и его тезка Борис Чирков, которого прохожие при встрече на улице называли не иначе как именем сыгранным им персонажем популярной трилогии — Максим. Но читая сегодня это постановление — понимаешь всю объективность присвоение высокого звания кинематографистам. Ведь в Постановлении указаны не только имена, как сегодня говорят, медийных лиц, но и «закадровых» работников киноцеха — операторов, художников, композиторов и даже ассистентов. И не только «большого» кино, но и кинодокументалистов, и создателей научно-популярных фильмов. Многие из награжденных в 1941 году еще не раз получали Диплом и медаль лауреата различной степени в течении всей «жизни» Премии вплоть до 1952 года.
ЛАУРЕАТЫ СТАЛИНСКОЙ ПРЕМИИ В ОБЛАСТИ ИСКУССТВА И ЛИТЕРАТУРЫ ЗА РАБОТЫ В КИНЕМАТОГРАФЕ
Сталинская премия
Марина Алексеевна ЛАДЫНИНА
(24.06.1908 — 10.03.2003)
Советская и российская актриса театра и кино, певица.
Народная артистка СССР (1950).
Лауреат пяти Сталинских премий:
Фильмография
В город входить нельзя — эпизодическая роль (1929)
Просперити — слепая цветочница (1932)
Вражьи тропы — Линка (Елена Яновна Дроздова), учительница (1935)
Застава у Чёртова брода — Варенька (1936)
Богатая невеста — Маринка, внучка деда Наума, колхозная ударница (1937)
Трактористы — Марьяна Бажан, трактористка, бригадир-орденоносец (1939)
Любимая девушка — Варя Лугина (1940)
Свинарка и пастух — Глаша Новикова (1941)
Антоша Рыбкин — Лариса Семёновна, актриса (1942)
Секретарь райкома — Наташа, связистка (1942)
В 6 часов вечера после войны — Варя Панкова (1944)
Сказание о земле Сибирской — Наташа Малинина, певица (1947)
Кубанские казаки — Галина Ермолаевна Пересветова (1949)
Тарас Шевченко — графиня Потоцкая (1951)
Испытание верности — Ольга Егоровна Калмыкова (1954)
Мелодии Дунаевского (документальный) (1963)
Люди остаются людьми (фильм не выпущен на экран) (1965)
Лауреаты Сталинской премии в области искусства и литературы за работы в кинематографе 1951 года
Буклеты «Актеры Советского кино — лауреаты Сталинской премии» (1951)
АКТЕРЫ
ФИЛЬМОГРАФИИ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ФИЛЬМОВ
AGFACOLOR в СССР
ПЕРВЫЕ В ИСТОРИИ ОТЕЧЕСТВЕННОГО КИНЕМАТОГРАФА
© Николай Майоров, 2015. При использовании материалов сайта ссылка на Первые в кино обязательна. |
Буклеты «Актеры Советского кино — лауреаты Сталинской премии» (1951).
В 1951 году Госкиноиздат выпустил тиражом 10000 экземпляров каждый серию из шести буклетов «Актеры Советского кино — лауреаты Сталинской премии»: Михаил Жаров, Александр Заражевский, Марина Ладынина, Тамара Макарова, Вера Марецкая, Николай Охлопков. Каждый буклет состоял из 16 иллюстрированных страниц форматом 21 х 14 см. Continue reading →
«Алишер Навои» (1947)
АЛИШЕР НАВОИ
СССР, Ташкентская кино-студия, 1947, ч/б, 11 ч., 2717 м, 35мм, моно. Выпущен на экран 6 февряля 1948 года.
Картина удостоена Сталинской премии второй степени (1948)
ЯРМАТОВ Камиль Ярматович
Камиль Ярматович Ярматов
Первые в истории отечественного кинематографа. 1950 год
Февраль. К 30-летию советского кино выпущена первая в СССР почтовая марка, посвященная кинематографу.
7 сентября. Выходит на экран приключенческий фильм, в котором впервые в советском кино были сняты, специально поставленные, конные трюки — «Смелые люди» (СССР, Мосфильм, 1950, цветной (Agfacolor), 104 мин. (11 ч., 2840 м.), 35 мм, 1.37:1, моно. Режиссер К. Юдин. Оператор И. Гелейн. В конноспортивных съемках участвуют цирковые артисты Али-Бек-Кантемировы).
27 ноября. Выпущен на экран первый цветной (Agfacolor) фильм киностудии «Ленфильм» — «Мусоргский» (СССР, Ленфильм, 1950, цветной (Agfacolor), 120 мин. (12 ч., 3296 м.), 35 мм, 1.37:1, моно. Режиссер Г. Рошаль. Операторы: М. Магид, Л. Сокольский).
© Николай Майоров, 2012. При использовании материалов сайта ссылка на Первые в кино |
ГАЗЕТНЫЕ ПУБЛИКАЦИИ. Правда «Волнующая повесть о героической обороне Москвы» (19.02.1942)
© Николай Майоров, 2012. При использовании материалов сайта ссылка на Первые в кино обязательна.
Почетный знак «Лауреат Сталинской премии»
ЛАУРЕАТЫ СТАЛИНСКОЙ ПРЕМИИ В ОБЛАСТИ ИСКУССТВА И ЛИТЕРАТУРЫ ЗА РАБОТЫ В КИНЕМАТОГРАФЕ
Лауреаты Сталинской премии в области искусства и литературы за работы в кинематографе 1943 года
ИГРОВЫЕ ФИЛЬМЫ
Сталинская премия 1 степени 1943 года
ЧИАУРЕЛИ, Михаил Эдишерович, ХОРАВА Акакий Алексеевич, АНДЖАПАРИДЗЕ (Верико) Вера Ивлиановна — за 1-ю серию фильма «Георгий Саакадзе» (1942)
Сталинская премия 2 степени 1943 года
ГАБРИЛОВИЧ Евгений Иосифович (Осипович), РАЙЗМАН Юлий Яковлевич, КАРАВАЕВА Валентина Ивановна — за фильм «Машенька» (1942)
ПЫРЬЕВ Иван Александрович, ВАНИН Василий Васильевич — за фильм «Секретарь райкома» (1942)
ДОКУМЕНТАЛЬНЫЕ и НАУЧНО-ПОПУЛЯРНЫЕ ФИЛЬМЫ
Сталинская премия 1 степени 1943 года
ВАРЛАМОВ Леонид Васильевич, ВАКАР Борис Васильевич, КОЗАКОВ Абрам Наумович, ОРЛЯНКИН Валентин Иванович, СОФЬИН Авенир Петрович — за кинокартину «Сталинград» (1942—1943)
СОЛОВЦОВ Валерий Михайлович, БОГОРОВ Ансельм Львович, ПОГОРЕЛЫЙ Анатолий Иванович, СТРАДИН Владимир Иванович, УЧИТЕЛЬ Ефим Юльевич — за кинокартину «Ленинград в борьбе» (1942)
Сталинская премия 2 степени 1943 года
БЕЛЯЕВ Василий Николаевич, КОРОТКЕВИЧ Фёдор Григорьевич, МИКОША Владислав Владиславович, РЫМАРЕВ Дмитрий Георгиевич — за кинокартину «Черноморцы» (1942)
БЕЛЯКОВ Иван Иванович, БУНИМОВИЧ Теодор Захарович, ВЕЙНЕРОВИЧ Иосиф Наумович, ДОБРОНИЦКИЙ Виктор Васильевич, ИБРАГИМОВ Давид Михайлович — за фронтовые съёмки для «Союзкиножурналов» 1942 года
ЛАУРЕАТЫ СТАЛИНСКОЙ ПРЕМИИ В ОБЛАСТИ ИСКУССТВА И ЛИТЕРАТУРЫ ЗА РАБОТЫ В КИНЕМАТОГРАФЕ
1941 | 1942 | 1943 | 1946 | 1947 | 1948 | 1949 | 1950 | 1951 | 1952 |
Лауреаты Сталинской премии в области искусства и литературы за работы в кинематографе 1946 года (за 1945 год)
ИГРОВЫЕ ФИЛЬМЫ
Сталинская премия 1 степени 1946 года (за 1945 год)
ЭРМЛЕР Фридрих Маркович (Бреслав Владимир Михайлович), ЧИРСКОВ Борис Фёдорович, КОЛЬЦАТЫЙ Абрам Капелевич (Аркадий Николаевич), СУВОРОВ Николай Георгиевич, ДЕРЖАВИН Михаил Степанович, ЗРАЖЕВСКИЙ Александр Иванович — за кинокартину «Великий перелом» (1945)
Сталинская премия 2 степени 1946 года (за 1945 год)
ПЕТРОВ Владимир Михайлович, ЯКОВЛЕВ Владимир Тимофеевич, ЕГОРОВ Владимир Евгеньевич, ТАРАСОВА Алла Константиновна — за кинокартину «Без вины виноватые» (1945) Continue reading →
Лауреаты Сталинской премии в области искусства и литературы за работы в кинематографе 1946 года (за 1943-1944 года)
ИГРОВЫЕ ФИЛЬМЫ
Сталинская премия 1 степени 1946 года (за 1943-1944 года)
ЭЙЗЕНШТЕЙН Сергей Михайлович, МОСКВИН Андрей Николаевич, ТИССЭ Эдуард Казимирович, ПРОКОФЬЕВ Сергей Сергеевич, ЧЕРКАСОВ Николай Константинович, БИРМАН Серафима Германовна — за 1-ю серию кинокартины «Иван Грозный» (1944)
ПЕТРОВ Владимир Михайлович, ГИНДИН Михаил Ефимович, ДИКИЙ Алексей Денисович — за кинокартину «Кутузов» (1943)
ДОНСКОЙ Марк Семёнович, УЖВИЙ Наталия Михайловна, АЛИСОВА Нина Ульяновна — за кинокартину «Радуга» (1943)
АРНШТАМ Лео Оскарович, ШЕЛЕНКОВ Александр Владимирович, ВОДЯНИЦКАЯ Галина Владимировна — за кинокартину «Зоя» (1944)
ЧИАУРЕЛИ Михаил Эдишерович, ДИГМЕЛОВ (Дигмелашвили) Александр Давидович, ХОРАВА Акакий Алексеевич — за 2-ю серию кинокартины «Георгий Саакадзе» (1943)
Сталинская премия 2 степени 1946 года (за 1943-1944 года)
ПЫРЬЕВ Иван Александрович, ГУСЕВ Виктор Михайлович (посмертно), ХРЕННИКОВ Тихон Николаевич, САМОЙЛОВ Евгений Валерианович, ЛЮБЕЗНОВ Иван Александрович, ЛАДЫНИНА Марина Алексеевна — за кинокартину «В шесть часов вечера после войны» (1944)
РООМ Абрам Матвеевич, ВАНИН Василий Васильевич, ЖАКОВ Олег Петрович — за кинокартину «Нашествие» (1943)
ЭРМЛЕР Фридрих Маркович (Бреслав Владимир Михайлович), РАПОПОРТ Вульф (Владимир) Абрамович, МАРЕЦКАЯ Вера Петровна — за кинокартину «Она защищает Родину» (1943)
РОММ Михаил Ильич, ВОЛЧЕК Бер (Борис) Израилевич, КУЗЬМИНА Елена Александровна, ЗАЙЧИКОВ Василий Фёдорович — за кинокартину «Человек № 217» (1944)
ДОКУМЕНТАЛЬНЫЕ и НАУЧНО-ПОПУЛЯРНЫЕ ФИЛЬМЫ
Сталинская премия 1 степени 1946 года (за 1943-1944 года)
АГАПОВ Борис Николаевич, ПОСЕЛЬСКИЙ Иосиф Михайлович, ДОБРОНИЦКИЙ Виктор Васильевич, ХАВЧИН Абрам Львович, ЦЫТРОН Вульф (Владимир) Самуилович — за кинокартину «Возрождение Сталинграда» (1944)
Сталинская премия 2 степени 1946 года (за 1943-1944 года)
БЕЛЯЕВ Василий Николаевич, ГЛИДЕР Михаил Моисеевич, БЫКОВ Николай Владимирович (посмертно), СУХОВА Мария Ивановна (посмертно) — за кинокартину «Народные мстители» (1943)
ЗГУРИДИ Александр Михайлович, АСМУС Виктор Николаевич, ТРОЯНСКИЙ Глеб Александрович — за кинокартину «В песках Средней Азии» (1943)
ШКОЛЬНИКОВ Семён Семёнович, СУЩИНСКИЙ Владимир Александрович (посмертно), АФАНАСЬЕВ Всеволод Иванович, МОГИЛЕВСКИЙ Григорий Александрович — за съёмки фронтовой кинохроники
ЛАУРЕАТЫ СТАЛИНСКОЙ ПРЕМИИ В ОБЛАСТИ ИСКУССТВА И ЛИТЕРАТУРЫ ЗА РАБОТЫ В КИНЕМАТОГРАФЕ
«Прошу купить танк на мои деньги»
Вручения начались в 1941 году, и первым лауреатом Сталинской премии стал академик Петр Капица, впоследствии ставший также Нобелевским лауреатом и дважды Героем Соцтруда. Среди награжденных вскоре окажутся тысячи ученых, конструкторов, архитекторов, писателей, поэтов, актеров, режиссеров, людей из мира музыки и балета.
Сергей Викторович, в советское время две премии носили имена вождей: Ленинская и Сталинская. Но Ленинскую начали вручать после смерти Ленина. То есть мнения самого Ленина никто не спрашивал. А без учета мнения тов. Сталина Сталинскую премию учредить не могли, так?
Сергей Девятов: Да, он и был инициатором. А в постановлении Совнаркома повод был сформулирован просто: в ознаменование 60-летия товарища Сталина.
Сталин сам решал, кто достоин премии его имени?
Сергей Девятов: При Совнаркоме были два комитета по Сталинской премии. Но Сталин достаточно хорошо разбирался во всех передовых направлениях своего времени. В 558-м фонде (Центральный партархив, сегодня РГАСПИ) сохранились списки кандидатов в лауреаты с поправками Сталина. Нельзя сказать, что он лично предлагал каждого кандидата. Комиссия готовила списки, а Сталин их правил: мог кого-то вписать, заменить степень, скажем, со второй на первую.
Если брать военный период, то большинство лауреатов отдавали премию либо в Фонд обороны, либо на постройку конкретного танка, самолета и т.д.
А дачи свободно продавались?
Сергей Девятов: Дачи, как правило, в те времена выдавало государство, в том числе и в частные руки. В поселке Жуковка на Рублевке рядом с комплексом госдач был поселок, где Сталин землю дарил крупным ученым и деятелям культуры. Например, там получил участок в 1 га с двухэтажным домом академик Николай Семенов: дважды лауреат Сталинской премии и Нобелевский лауреат по химии.
После смерти лауреата земля и дом оставались родственникам?
Сергей Девятов: Да, это было наследуемое имущество.
Многие убеждены, что фонд Сталинской премии финансировался из гонораров и зарплаты самого товарища Сталина. Это правда?
Сергей Девятов: Документально это категорически не подтверждается. Просто живучая легенда, которая в публицистике и в художественной литературе имеет хождение. На самом деле товарищ Сталин был на полном гособеспечении и каких-то особенных денег не получал. В 1930-е и 1940-е годы зарплата Сталина в качестве Генерального секретаря ЦК ВКП (б), председателя Совнаркома и депутата Верховного Совета РСФСР складировалась в сейфе его помощника Александра Поскребышева. Дочь Светлана жаловалась, что когда ей или брату Василию требовались деньги, то Сталин давал небольшие суммы. Но небольшими они были лишь в восприятии Светланы. Поскребышев периодически выдавал им по 5-10 тысяч рублей из зарплаты Сталина.
Дочь Сталина в воспоминаниях писала, что отец плохо ориентировался в покупательной способности денег. Но есть и иные данные: Сталин прекрасно разбирался в финансах, знал размеры окладов офицеров и гонораров писателей. Кто прав?
В первый этап войны мы понесли тяжелейшие потери, но при этом смогли удержать инфляцию. Инфляция у нас в два раза ниже, чем в Великобритании, которую, конечно, бомбили, но эта страна не пережила немецкое вторжение. И с финансовой точки зрения Великобритания оказалась к войне менее готова, чем СССР.
За все время существования Сталинской премии на выплаты лауреатам было израсходовано 57,7 млн руб. А гипотетически Сталин мог премию финансировать, скажем, из гонораров за «Краткий курс» и 13 томов своих сочинений, которые печатались огромными тиражами?
Сергей Девятов: Сталин не получал от издательств гонорары. Деньги шли напрямую в бюджет.
У премии был Почетный знак лауреата. Было установлено, что он носится на правой стороне груди выше всех орденов и медалей СССР. После осуждения «культа личности» носить такой знак было принято?
Сергей Девятов: Кто-то носил, но при Хрущеве Сталинскую премию перестали присуждать. Возобновили присуждение Ленинской премии. А в 1966 году учредили Государственную премию, и все сталинские лауреаты по желанию могли обменять атрибуты на знаки и новый диплом. Но поменяли далеко не все. Что касается ношения знаков лауреата в хрущевские времена, то о Сталинской премии даже упоминать в печати было запрещено. Главлит не пропускал подобные публикации.
А льготы у лауреатов были?
Сергей Девятов: Да, бесплатный проезд. Встречал ошибочное утверждение, что в числе льгот было и бесплатное обучение детей лауреатов в вузах. Но в ту эпоху в стране все учились бесплатно, никакого коммерческого образования не было.
Краткий путеводитель по Сталинской премии
Главная литературная награда СССР: рекордсмены, скандалы и курьезы
Поэт Константин Симонов. 1961 год © Фотохроника ТАСС
Впервые Сталинские премии в области литературы и искусства были присуждены в 1941 году сразу в двенадцати направлениях: музыка, живопись, скульптура, архитектура, театр, опера, балет, кинематография, проза, поэзия, драматургия и литературная критика. За следующие 11 лет существования лауреатами премии стали 1706 человек (ее мог получить как один автор, так, например, и целый театральный коллектив). В условиях запутанной и переменчивой культурной политики советского государства, когда любой мог неожиданно оказаться объектом проработки по идеологическим причинам, которые плохо поддавались однозначной интерпретации, премия выполняла роль культурного навигатора — отмеченные ей произведения входили в культурный канон и практически гарантировали автору неприкосновенность. Помимо высокого символического статуса она также обещала лауреатам финансовое благополучие. Размер премий — 100 тысяч рублей (первая премия), 50 тысяч (вторая) и 25 тысяч (третья) — существенно превышал средний уровень зарплат в стране (средний годовой доход библиотекаря в 1939 году — 1800 рублей). Всего за время существования премии на выплаты лауреатам было потрачено 57,7 миллиона рублей.
Литература в советской иерархии искусств занимала необычайно высокое место — с конца 1920-х годов Сталин по большому счету курировал ее лично. В результате литература была той сферой, в которой отрабатывались основные идеологические и организационные новации культурной политики перед тем, как их переносили в другие сферы искусств.
Как принимались решения о присуждении премии
Формально все решения должен был готовить Комитет по Сталинским премиям в области литературы и искусства. Его первым председателем был Владимир Немирович-Данченко, а в секцию литературы из известных писателей входили Алексей Толстой, Александр Фадеев и Михаил Шолохов. Но в конечном итоге все основные решения принимались Сталиным лично или после небольшого обсуждения, в котором его голос, естественно, был решающим.
Атмосферу этих собраний хорошо передают многочисленные воспоминания их участников и ходившие в писательских кругах апокрифы. Например, подробный мемуар о заседании 31 марта 1948 года оставил постоянный их участник — шестикратный лауреат Константин Симонов:
«Сталин имел обыкновение… брать с собой на заседание небольшую пачку книг и журналов. Она лежала слева от него под рукой, что там было, оставалось неизвестным до поры до времени, но пачка эта не только внушала присутствующим интерес, но и вызывала известную тревогу — что там могло быть. А были там вышедшие книгами и напечатанные в журналах литературные произведения, не входившие ни в какие списки представленных на премию Комитетом. То, о чем шла, точнее, могла пойти речь на заседании в связи с представлениями Комитета по Сталинским премиям, Сталин, как правило, читал. Не могу утверждать, что он всегда читал все. Могу допустить, что он какие-то произведения и не читал, хотя это на моей памяти ни разу прямо не обнаружилось. Все, что во время заседания попадало в поле общего внимания, в том числе все, по поводу чего были расхождения в Союзе писателей, в Комитете, в комиссии ЦК, — давать, не давать премию, перенести с первой степени на вторую или наоборот, — все, что в какой‑то мере было спорно и вызывало разногласия, он читал. И я всякий раз, присутствуя на этих заседаниях, убеждался в этом. Когда ему приходила в голову мысль премировать еще что-то сверх представленного, в таких случаях он не очень считался со статусом премий, мог выдвинуть книгу, вышедшую два года назад, как это в мое отсутствие было с моими „Днями и ночами“, даже напечатанную четыре года назад, как это произошло в моем присутствии, в сорок восьмом году. В тот раз я сидел рядом с редактором „Звезды“ Друзиным, сидел довольно далеко от Сталина, в конце стола. Уже прошла и поэзия, и проза, и драматургия, как вдруг Сталин, взяв из лежавшей слева от него пачки какой-то журнал, перегнутый пополам, очевидно, открытый на интересовавшей его странице, спросил присутствующих:
— Кто читал пьесу „Вороний камень“, авторы Груздев и Четвериков?
Все молчали, никто из нас пьесы „Вороний камень“ не читал.
— Она была напечатана в сорок четвертом году в журнале „Звезда“, — сказал Сталин. — Я думаю, что это хорошая пьеса. В свое время на нее не обратили внимания, но я думаю, следует дать премию товарищам Груздеву и Четверикову за эту хорошую пьесу. Какие будут еще мнения?
По духу, который сопутствовал этим обсуждениям на Политбюро, вопрос Сталина: „Какие будут еще мнения?“ — предполагал, что иных мнений быть не может, но в данном случае их действительно не предполагалось, поскольку стало ясно, что никто, кроме него самого, пьесу не читал.
Последовала пауза. В это время Друзин, лихорадочно тряхнув меня за локоть, прошептал мне в ухо:
— Что делать? Она была напечатана у нас в „Звезде“, но Четвериков арестован, сидит. Как, сказать или промолчать?
— Конечно, сказать, — прошептал я в ответ Друзину, подумав про себя, что если Друзин скажет, то Сталин, наверное, освободит автора понравившейся ему пьесы. Чего ему стоит это сделать? А если Друзин промолчит сейчас, ему дорого это обойдется потом — то, что он знал и не сказал.
— Остается решить, какую премию дать за пьесу, какой степени? — выдержав паузу, неторопливо сказал Сталин. — Я думаю…
Тут Друзин, решившись, наконец решившись, выпалил почти с отчаянием, очень громко:
— Он сидит, товарищ Сталин.
— Кто сидит? — не понял Сталин.
— Один из двух авторов пьесы, Четвериков сидит, товарищ Сталин.
Сталин помолчал, повертел в руках журнал, закрыл и положил его обратно, продолжая молчать. Мне показалось, что он несколько секунд колебался — как поступить, и, решив это для себя совсем не так, как я надеялся, заглянул в список премий и сказал:
— Переходим к литературной критике. За книгу „Глинка“…»
Какие произведения могли получить Сталинскую премию
Огромная часть премий по литературе была присуждена за произведения, чьи названия и имена авторов сейчас ничего не скажут не только читателям, но и большинству профессиональных исследователей советской культуры — такие как Николай Нагнибеда (сборник «Стихи»), Юлий Чепурин (пьеса «Совесть»), Иосиф Ликстанов (повесть «Малышок»). В списке лауреатов можно найти много писателей из национальных республик, чье появление должно было символизировать мощь и культурное и национальное многообразие советского проекта, а также конъюнктурные соцреалистические произведения, написанные на злобу дня и окончательно забытые еще при жизни их авторов.
Тем не менее в списке Сталинской премии есть много того, что мы читаем до сих пор: «Два капитана» Вениамина Каверина, «Василий Теркин» и «Страна Муравия» Александра Твардовского, «В окопах Сталинграда» Виктора Некрасова, а также ставшие классическими переводы — «Божественная комедия» Михаила Лозинского и сонеты Шекспира Самуила Маршака. Также Сталинские премии по литературе получили песни Михаила Исаковского «Катюша» и Алексея Суркова «Бьется в тесной печурке огонь…».
Естественно, Сталинскую премию не получали великие современники Борис Пастернак, Анна Ахматова, Михаил Зощенко и Андрей Платонов. Зато успели ее получить позднесоветские классики Юрий Трифонов и Анатолий Рыбаков за свои еще тогда официально допустимые произведения.
Рекордсмены
Из литераторов больше всех премий получил поэт Константин Симонов — у него их шесть. Во многом это связано с тем, что Симонов одновременно выступал в разных литературных жанрах: он получал премии за четыре пьесы, повесть и сборник стихов. Вслед за Симоновым с пятью премиями за свои пьесы идет Александр Корнейчук. Его результативность можно связать с общей нехваткой драматургов — их всегда было меньше, чем поэтов или прозаиков, кроме того, большая часть поколения популярных драматургов 30-х годов не пережила цензуру, репрессии и войну.
Самый громкий скандал, связанный со Сталинской премией
Суров не остановился на достигнутом и после этого сначала подрался со своим шофером, а потом появился на выборах в Верховный Совет 14 марта 1954 года нетрезвым и демонстративно перечеркнул все фамилии в бюллетене. Это переполнило чашу терпения, и через месяц его исключили из Союза писателей. Одновременно с этим выяснились новые скандальные подробности: оказалось, что обе свои лауреатские пьесы он писал не сам. Хитростью и угрозами Суров сделал так, что настоящие драматурги Николай Оттен и Яков Варшавский были вынуждены признать его авторство. По свидетельству Варшавского, после того как пьеса «Рассвет над Москвой» получила премию, Суров позвонил ему и сказал: «Получи четверть премии, или я сгною тебя на Колыме».
Самое неожиданное из произведений, получивших Сталинскую премию
В 1949 году Василий Ажаев получил первую Сталинскую премию за роман «Далеко от Москвы», через два года экранизация романа тоже удостоилась первой премии, на этот раз по кинематографии. «Далеко от Москвы» — образцовый семисотстраничный производственный роман, посвященный строительству нефтепровода на Дальнем Востоке во время войны в рекордные сроки. Три руководителя строительства — Батманов, Беридзе и Залкинд — решают эту задачу при помощи самоотверженной работы и энтузиазма. Роман этот тоже был в значительной степени продуктом коллективного творчества — в его редактуре (на уровне соавторства) участвовал Константин Симонов.
Дополнительное измерение чтению романа дает знание биографии автора. Ажаев оказался на Дальнем Востоке не по своей воле. Он был арестован в 1935 году и участвовал в строительстве нефтепровода в качестве заключенного, как и подавляющее большинство других рабочих. Канадский исследователь Томас Лахузен внимательно изучил архив Ажаева и написал одну из лучших существующих сегодня книг о соцреализме — «How Life Writes the Book: Real Socialism and Socialist Realism in Stalinʼs Russia». Лахузен показал, какие зазоры возникают в повествовании из-за несоответствия реальных обстоятельств строительства и желаемого сюжета, и даже обнаружил не очевидный при поверхностном прочтении гомоэротизм — строители бесконечно обнимаются и любуются крепкими телами друг друга: «Он обеими руками пожал руку главному инженеру, поглядел ему в лицо и крепко обнял. За ним подошел Батманов и тоже обнял Беридзе, шепнув: „Давно бы так, дорогой“. Вслед за остальными приблизился Алексей. Беридзе взглянул на него и улыбнулся: как всегда, на лице Ковшова можно было прочесть все, что наполняло его душу. Алексей и радовался за товарища, и был смущен. Беридзе притянул его к себе. Они расцеловались».
Что стало с премией после смерти Сталина
После смерти Сталина премию его имени ликвидировали. В 1956 году восстановили Ленинскую премию (ее вручали с 1925 по 1935 год) — за выдающиеся научные открытия и произведения искусства. В 1966 году учредили Государственную премию СССР, которая стала прямой заменой Сталинской; сталинским лауреатам даже предложили обменять атрибуты старой премии на памятные знаки и диплом новой. При этом не допускалось одновременного выдвижения одного и того же произведения на две премии, а Ленинская считалась более престижной и повторно не присуждалась.