актеры магазина на диване
Актеры магазина на диване
Все вы, наверное, видели ролики «Магазина на диване» или тому подобные программы, в которых продают всякие… эээ… полезные вещи для дома? Если да, то вы наверняка узнаете в этих гифках пару-тройку «криворуких» актеров, которые то гвоздь забить не могут, то очки потеряют, то хот-дог мимо рта пронесут. Одним словом, делают всё, чтобы доказать, что в жизни ну никак не обойтись без той или иной штуки, которую в данный момент рекламируют. Что ж, забудем на миг про эти товары и насладимся «мастерством» криворуких актеров, которым, судя по всему, просто не выжить без того, что они рекламируют. Берите чашечку кофе и устраивайтесь поудобнее у монитора… Хотя нет, обойдемся без кофе, а то вдруг прольете на себя?
1. Этот бедолага, например, не может посмотреть телевизор без того, чтобы не запачкать ковер.
2. Если совсем плохо с чувством меры, то срочно нужен волшебный механизм, который поможет вам снарядить голодного мужа на работу.
3. Жизненная ситуация, не правда ли?
4. Этот бедолага, видимо, понятия не имеет, что такое прихватки… Что ж, телемагазин наверняка поможет ему в этом.
5. Высшее актерское мастерство.
6. Какая игра! Какие эмоции! Вы только посмотрите в эти глаза, молящие о помощи!
7. Вы такой одаренный кулинар, что даже не в состоянии разбить яйца? Телемагазин и в этом готов помочь.
8. А вы разве так не делаете?
9. Упали очки в солнечный день… О нееееет, Господи, я же сгорю заживо.
10. Наверняка рекламируют какую-нибудь «самовыдавливающуюся» пасту долларов за 100…
11. Вы тоже едите мороженое, замороженное настолько, что от него ломается ложка?
12. Пробить куском рыбы ДВА стекла — шаолинь отдыхает!
13. Для тех, кто печатает на своем iPad на самом краю коленей. Да уж, действительно безвыходная ситуация.
14. Ваша жена купила туфли не по размеру? Тогда мы идем к вам!
15. А может, вы сами купили туфли не по размеру? И мы снова идем к вам!
16. Обычная рулетка — та еще ловушка!
18. Нет, это не кадр из порнофильма.
19. Поздоровался с директором мокрой рукой — пиши заявление об уходе. Чтобы этого избежать, вытирать руки, видимо, недостаточно, а вот заказать в телемагазине какой-нибудь набор полотенец «всегда под рукой» — это, конечно, выход.
20. Надоело ронять флакончики с мылом и бутылки с Fairy? Звоните!
21. Тут не совсем понятно, кто же более корявый — стол или его хозяйка.
22. Еще один вариант щедрой жены, которая хочет дать мужу на работу больше, чем он сможет съесть.
24. Звездные штурмовики тоже не всегда управляются с хозяйством. Видимо, этот телемагазин выходит на межгалактический уровень.
25. А вот не надо складировать столько хлама!
26. Видимо, реклама нового миксера для особо неуклюжих хозяек.
27. Для тех, кто не умеет открывать контейнеры с жидким содержимым.
28. Согласитесь, это шедевр…
29. Хотел протереть лакированный столик — накачал руку!
30. Мама… что ты делаешь?
31. Этой дамочке нужен хороший мужик в доме, а не новая дрель.
34. Джоуи Триббиани в сериале «Друзья» тоже снимался в подобной рекламе суперкрышки для удобного розлива молока и других жидкостей.
35. Поскальзываетесь на лестнице день за днем? Тогда мы идем к вам.
36. Рекламируют грудь побольше? Или, может быть, мозги?
Криворукие актеры из телемагазинов
Все вы, наверное, видели ролики «Магазина на диване» или тому подобные программы, в которых продают всякие… эээ… полезные вещи для дома? Если да, то вы наверняка узнаете в этих гифках пару-тройку «криворуких» актеров, которые то гвоздь забить не могут, то очки потеряют, то хот-дог мимо рта пронесут. Одним словом, делают все, чтобы доказать, что в жизни ну никак не обойтись без той или иной штуки, которую в данный момент рекламируют. Что ж, забудем на миг про эти товары и насладимся «мастерством» криворуких актеров, которым, судя по всему, просто не выжить без того, что они рекламируют. Берите чашечку кофе и устраивайтесь поудобнее у монитора… Хотя нет, обойдемся без кофе, а то вдруг прольете на себя?
1. Этот бедолага, например, не может посмотреть телевизор без того, чтобы не запачкать ковер. 2. Если совсем плохо с чувством меры, то срочно нужен волшебный механизм, который поможет вам снарядить голодного мужа на работу. 3. Жизненная ситуация, не правда ли? 4. Этот бедолага, видимо, понятия не имеет, что такое прихватки… Что ж, телемагазин наверняка поможет ему в этом. 5. Высшее актерское мастерство. 6. Какая игра! Какие эмоции! Вы только посмотрите в эти глаза, молящие о помощи! 7. Вы такой одаренный кулинар, что даже не в состоянии разбить яйца? Телемагазин и в этом готов помочь. 8. А вы разве так не делаете? 9. Упали очки в солнечный день… О нееееет, Господи, я же сгорю заживо. 10. Наверняка рекламируют какую-нибудь «самовыдавливающуюся» пасту долларов за 100… 11. Вы тоже едите мороженое, замороженное настолько, что от него ломается ложка? 12. Пробить куском рыбы ДВА стекла — шаолинь отдыхает!
А вы знали, что у нас есть Instagram и Telegram?
Подписывайтесь, если вы ценитель красивых фото и интересных историй!
Наталья Медведева стала ведущей шоу Jacobs от креаторов e:mg и продакшена «Заграница»
Ролик о совместной промоакции с торговой сетью «Пятёрочка» снят в стилистике «магазина на диване»
Что может добавить настроение и поменять вектор любого дня? Чашка хорошего кофе с приятным вкусом и ароматом. Об этом рассказывает зрителям Наталья Медведева — «ведущая» шоу Jacobs. Ее «зрители» — офисные сотрудники и домохозяйки, которые в потоке повседневных дел хотят уделить внимание себе и перезагрузиться, выпив чашку любимого кофе.
Ролик выполнен в уже привычном для зрителя формате с клиповым монтажом, который объединил в одном кадре интерактивную информацию и разные локации. А отсылка к вызывающим улыбку и ностальгию «магазинам на диване» добавила рекламе «ламповости» и уюта.
Антон Стилик, бренд-менеджер Jacobs:
Перед командой стояла непростая задача: не только рассказать о двух новинках, раскрыть их продуктовые бенефиты, но и поделиться деталями активации с торговой сетью «Пятёрочка». На наш взгляд, мы с этой задачей справились!
Когда у бренда лонч сразу двух одинаково ярких и самоценных новинок, нужен прием, который не даст забыть одну в пользу другой. Мы уверены, что покупатели «Пятёрочки» захотят попробовать оба продукта.
Наш «Магазин на диване» призван помочь продать сразу два новых Jacobs. Так что устраивайтесь поудобнее на своем диване, делайте заказ в «Пятёрочке» и наслаждайтесь кофе Jacobs с ароматом карамели или лесного ореха.
Ранее бренд Jacobs Millicano и креаторы e:mg запустили национальную 360 кампанию «Пробуди в себе бариста!». Главными героями рекламного ролика стали актеры Леонид Барац и Ростислав Хаит — в видео они иронично обыграли фразы, с которыми к ним обращаются вторые половинки.
Состав творческой группы:
Jacobs (клиент):
Менеджер по маркетингу — Светлана Счастливая
Бренд-менеджер — Антон Стилик
Пятёрочка (X5 Retail Group):
Менеджер по специальным проектам (управление торгового маркетинга) — Анна Родина
Менеджер отдела бренд-коммуникаций — Яна Маликова
Менеджер коммерческих проектов и ДТО — Алексей Кашин
Менеджер категории «Кофе, Чай, Печенье» (департамент «Сухих продовольственных товаров») — Андрей Федотов
e:mg (агентство):
Директор по коммуникации с клиентом — Наталья Решетина
Senior account manager — Ольга Федорова
Руководитель креативного направления — Антон Мельников
Руководитель креативной группы — Наталья Мерецкая
Арт-директор — Александра Ганцева
Креативный диджитал-продюсер — Максим Шишков
Digital Director — Светлана Михайлова
Account Director — Татьяна Потапова
Digital Group Head — Александр Новиков
Директор по маркетингу — Юлия Дубенская
Руководитель по медиа, диджитал и работе с агентствами — Оксана Митягина
Заграница продакшн (продакшн):
Исполнительный продюсер — Андрей Шипигин
Продюсер — Юлия Салимова
Младший продюсер — Надежда Плахтий
Режиссер-постановщик — Тимур Исмаев
Оператор-постановщик — Юрий Данилов
Художник-постановщик — Елизавета Головина
Второй режиссер — Анастасия Наумова
Кастинг директор — Нелли Заговора
Стилист — Алина Салимова
Монтаж — Никита Кухарук
Колорист — Николай Вавилов
Продюсер пост-продакшн — Юлия Салимова
Актеры:
Наталья Медведева, Екатерина Волобоева, Сергей Модин
Олег Тарасов, Виктор Харитонов
Телемагазины: история и тренды развития бизнеса
Почему телемегазины растут и развиваются по всему миру? В чем их секрет управления поведением покупателей?
Волшебные платформы для похудения, электронные овощерезки и платья-трансформеры… Создается впечатление, что формат «магазина на диване» уже давно перестал быть актуальным, и ему на смену пришли более современные онлайн-площадки и взращенные ими паттерны покупательского поведения. На деле же все совсем не так. Телемагазины успешно растут и развиваются по всему миру — от Японии до США.
Формат
Телемагазин — это телеканал, рассказывающий зрителям о каких-либо товарах, их ключевых особенностях и конкурентных преимуществах и предлагающий эти товары приобрести. По сути, телемагазин — это более современный аналог печатного каталога, где информация о продуктах дополняется полезным контентом: распаковками, обучающими роликами и интервью с экспертами.
Главная особенность продаж в ТВ-шопинге заключается в том, что продвижение того или иного продукта сопряжено с обучением будущего покупателя: ему не только рассказывают о самом товаре, но и делятся полезной информацией, связанной с ним. Так, если речь в программе идет о соковыжималке или блендере, ведущие дополнят рассказ о характеристиках рецептом сока или супа-пюре, покажут, как устройство лучше чистить, а с приглашенным экспертом-диетологом поговорят о пользе тех или иных овощей и фруктов.
Получается, что телемагазин — это канал, который развлекает аудиторию разными телешоу и параллельно предлагает приобрести какие-либо товары. По сути, так устроен любой телеканал: он развлекает, чтобы продать зрителям товары или услуги из рекламы, а рекламодателям — внимание зрителей. Только «магазины на диване» делают это более открыто.
Еще одна особенность формата состоит в том, что, когда мы говорим о торговле через телевизор, речь идет исключительно об импульсивных покупках. Когда покупатели идут в обычные офлайн-магазины или же открывают сайты онлайн-площадок, они в основном уже знают, что именно хотят приобрести. С «магазинами на диване» все не так: зритель видит товар впервые в жизни, и он должен за несколько минут просмотра понять, что ему этот товар необходим. «Картинка» телемагазина должна так понравиться зрителю и увлечь его внимание, чтобы он сразу же взял в руки телефон и позвонил по указанному на экране номеру. Конечно, для этого нужно грамотно созданное шоу — оригинальная и цепляющая подача, яркий визуал.
Если подытожить, телемагазин — это что-то на стыке полноценного медиа (с программной сеткой, профессиональными ведущими и напичканной разной техникой студией) и ритейла. В этом заключается главная отличительная черта этого формата и бизнеса.
История телемагазинов в России
«Магазины на диване» стали появляться в России еще в 90-е годы, сразу после развала СССР. Тогда в страну хлынули западные товары и веяния — формат телемагазина был также полностью скопирован с западных аналогов. Более того, на нашем телевидении зачастую показывали переводные или не очень качественно переснятые зарубежные ролики. Бизнесмены не пытались адаптировать контент и подборку товаров под наши реалии, не имели четкой бизнес-стратегии — в стране не было профессионалов с необходимым уровнем компетенции.
Сам формат тогда не был привычен потребителям: в стране происходил бум офлайн-торговли, массово открывались рынки и строились первые ТЦ. Мысль о том, чтобы делать покупки дистанционно, ставшая обыденной сейчас, тогда была в новинку — многие не доверяли такой схеме приобретения. Людям было важно посмотреть на товар вживую и удостовериться в качестве.
Кроме самих потребителей, сути формата не понимали и инвесторы — «магазины на диване» казались им ненужными и странными. Системного отношения к этому бизнесу не было, калька с западных проектов не находила отклика на просторах страны. Товары предлагались не самого высокого, а иногда и откровенно низкого качества, с непонятным происхождением и ценообразованием, что только подкрепляло опасения многих относительно дистанционных покупок. Как итог — практически все каналы того периода разорились и прекратили свое существование, а репутация жанра телемагазинов была испорчена.
При этом в западных странах, а также в Японии и Южной Корее, где зрители приняли этот формат, телемагазины развивались и продолжали быть востребованными. Главная причина их успеха — в качественном менеджменте и умении грамотно выстроить логистику, систему закупок и планирования продаж, продумать позиционирование. Ну и, конечно, в умении подавать контент.
Телемагазин даже среди других телевизионных жанров, пожалуй, наиболее требователен и чувствителен к правильно выстроенным отношениям в кадре: между ведущими, между ведущим и аудиторией, между ведущим и приглашенными экспертами. Построение и освещенность кадра, цветовая палитра картинки, очередность смены планов, подбор контекста и ситуаций, в которых продукты демонстрируются, — все эти вещи должны быть тщательно продуманы, ничего не может быть случайным. Харизма ведущего и актеров, способность вызвать в зрителе потребность, которой еще пару минут назад не существовало, — вот что отличает успешный «магазин на диване» от того, что пытались делать в нашей стране в 90-е.
Когда в России появились компетентные профессионалы, способные переработать зарубежный опыт под нашу действительность и грамотно расставить акценты, ТВ-шопинг начал свое активное развитие и на нашем рынке. На сегодняшний день у нас в телевизоре существует больше десятка успешных телемагазинов, и их суммарная выручка исчисляется миллиардами рублей в год.
Тренды развития бизнеса
Стриминг
Развитие социальных сетей — YouTube, Instagram, TikTok — закономерное следствие того, что мир стал особенно трепетно относиться к «картинке». Все мы постоянно хотим что-то смотреть, видеть что-то новое, пускай даже и через посредника в виде экрана смартфона.
Стриминг стал главным каналом продвижения электронной коммерции, ведь прямые эфиры сочетают в себе дистанционный формат продаж и все преимущества обычного офлайн-ритейла: особые отношения, специфическую «химию», существующую между клиентом и продавцом. В обычном магазине вы всегда можете обратиться за помощью к консультанту, он даст вам совет или расскажет о сильных и слабых сторонах того или иного продукта. Большую роль здесь играет харизма продавца, и формат лайвов позволил перенести и трансформировать эти особые отношения в интернет.
Люди не любят сами принимать решения, особенно когда дело касается потребления и приобретения чего-либо. Нам хочется, чтобы нам объяснили, что мы хотим купить и зачем мы хотим это купить. Нам хочется, чтобы нам рассказали о тех потребностях, которые у нас есть.
И стриминг в любом виде (будь то ТВ-шопинг или лайвы в интернете, разница здесь только в том, какой счет вы будете оплачивать в конце месяца — за антенну или за интернет) лучше всего справляется с задачей коммуникации с потенциальным покупателем. Ему нужно просто подключиться к эфиру: ткнуть на нужную кнопку на пульте или нажать на иконку на экране — и дальше контент все сделает сам. Но здесь у «магазинов на диване» есть преимущество: наткнуться на канал, щелкая пультом, куда проще, чем попасть на прямой эфир в соцсетях: там нужно знать, куда конкретно заходить, к какому аккаунту подключаться.
Омниканальность
Телемагазины имеют одно очевидное ограничение: в сутках всего 24 часа, а значит, количество товаров, которые можно показать в рамках телеканала, ограничено. А при условии, что на один товар уходит вплоть до 15 минут, получается, что предлагаемый ассортимент должен сузиться до совсем небольших объемов.
Но в современном мире бизнесу глупо ограничиваться одним каналом распространения. И телемагазины тоже взяли этот подход на вооружение: помимо собственно самого телеканала, существуют интернет-магазины, чей ассортимент куда шире. При этом телевизор становится своеобразной витриной, где демонстрируются самые востребованные товары, где транслируются ценности «магазина на диване», подход к организации бизнеса и контролю качества. А интернет-магазин позволяет убрать временные ограничения и предложить покупателям еще больше интересных товаров и их вариаций.
Также существует канал продаж через колл-центры, к которому чаще обращаются те, кто не использует или почти не использует интернет. Кроме того, «магазины на диване» могут обращаться к маркетплейсам и онлайн-площадкам: нет смысла с ними конкурировать, это два разных бизнеса из разных сфер. По сути, телемагазины и маркетплейсы скорее синергичны: им могут быть полезны наши товары, а нам полезна их платформа, сотрудничество приносит выгоду и нам, и им, так зачем же от него отказываться?
«Магазины на диване» готовы находить новые каналы для распространения своих товаров — мир не стоит на месте, и бизнес должен развиваться вслед за ним.
Средняя доходность
По сути, «магазины на диване» ничем не отличаются от любых других магазинов — от ритейла в целом. Как и представители других сфер и форматов торговли, телемагазины оплачивают работу сотрудников и аренду складов, несут расходы на электричество, логистику и распространение. Тут нет ничего специфического, разве что распространение происходит через собственный телеканал — как и в любом бизнесе, доходы складываются из разницы между выручкой и издержками.
В плане доходности никаких строгих правил нет: ни для конкретной сферы, ни для конкретного канала, ни даже для конкретной страны. Так, например, доходность многих магазинов на Западе будет ниже, чем у российских, из-за более высокой конкуренции. Кто-то комфортно работает с прибылью в 2%, кто-то — с 20%, а кто-то вообще работает в убыток и держится на плаву за счет инвестиций, рассчитывая на долгосрочное планирование. Все зависит лишь от конкретного бизнеса и его масштабов, а также от стратегии, которой этот бизнес придерживается.
Иисусьих тряпок продавцы «Магазины на диване» не сгинули. Они стали жестче и толкают дичь
Редкий ребенок 1990-х не засматривался на телемагазины. Они казались дивным новым миром, полным диковинных приспособлений, которые делают всех на свете счастливыми. Казалось бы, запойное телевизионное смотрение отошло на второй план, телевизор больше не единственное окно в мир. Покупки все чаще совершаются в интернете, где можно почитать отзывы. Однако «Магазины на диване» никуда не делись. Более того — разрослись и превратились в доходный бизнес. Они осваивают новые ниши, продают буквально все на свете, включая кресты и иконы. Кто это смотрит и кто это покупает? На эти и другие вопросы попыталась ответить корреспондентка «Ленты.ру», насмотревшаяся телемагазинов.
Если зажмурить глаза и на минутку представить, что могло бы облегчить людям жизнь на Земле… Даже пытаться не нужно, потому что все самое вообразимое и немыслимое для существования на этой планете уже придумали и показали в телемагазине.
Чудо-ножи, электровеники, надувные матрасы, превращающиеся в диваны, клюшка для гольфа с функцией мочесборника, гантели с вибратором, собиратель собачьих какашек, омолаживающая электрическая маска, приспособление для подтирания после использования туалета. Этот список будет неполным без краски для маскировки лысины, электроприбора для чистки ушей, контейнера для завтраков с замком, защищающего от офисных воров еды, приспособления, удерживающего пышные женские груди от соприкосновения, и, конечно же, видеокепки — предтечи очков виртуальной реальности.
Трудно поверить, но телемагазины, или «Магазины на диване», которые большинство зрителей привыкли сразу переключать, не просто витрина для безумных изобретений, рекламируемых ведущими с сумасшедшей отдачей, а крупный бизнес, который в свое время принес всемирную славу и миллионы создателю жанра инфомершиал (infomercial) Рону Попейлу.
Попейл придумал, как трансформировать в телеформат каталоги, демонстрирующие преимущества товаров. Хотя на самом деле, создавая рекламные ролики в стиле инфомершиал, он думал, как реализовать бытовые приборы, придуманные его отцом Сеймуром — чрезвычайно плодовитым изобретателем. Еще подростком Попейл демонстрировал затейливые устройства отца в супермаркетах. Наладив продажи, по достижении совершеннолетия в начале 1960-х он основал свою компанию Ronco. Она генерировала изобретения и рекламировала их по телевидению.
Попейл так часто и так долго находился на телеэкранах, что по популярности затмил некоторых голливудских звезд. Американец буквально завораживал аудиторию. Это не было обычной рекламой — скорее нечто среднее между рекламой и шоу, за которым было интересно наблюдать. Попейл не просто рекламировал продукт, а вел красочный эмоциональный рассказ о необычных изобретениях, которые освободят американцев от лишних бытовых забот и сделают еще счастливее. Тефлоновые сковороды, мультиварки, овощечистки и универсальные овощерезки, способные быстро, аккуратно и тонко настрогать почти любые плоды и мгновенно порубить травы, стали предметом мечтаний домохозяек. А умные спиннинги и портативные средства для мойки автомобилей растопили грубые сердца мужчин.
Клюшка для гольфа с потайным мочеприемником
Кадр: Магазин на диване / YouTube
Демонстрируемые в эфире товары нельзя было достать в магазине, а потому у зрителя создавалось впечатление, что им предлагают эксклюзив. В сущности, так и было. Фирма Попейла и его конкурента, канадца Филипа Киса, в тот же период оценившего силу только народившегося телевидения для продвижения товаров, работали как современные неуемные китайские производители — недорого продавали невообразимые диковинки.
Попейлам принадлежит несколько уникальных ноу-хау. К примеру, устройства Veg-O-Matic, которое призвано превратить пребывание на кухне прямо-таки в веселое приключение. Veg-O-Matic режет овощи и фрукты на необычайно тонкие слайсы, ровные ломтики и кубики, трет, давит сок, разве что кофе не заваривает — чудо-машина.
Попейл не просто показывал чудеса по телевидению, а был весьма талантливым маркетологом. Ему приписывают авторство легендарных фраз «Но это еще не все!» и «Звоните прямо сейчас — и получите два товара по цене одного». А выражение «просто установите и забудьте об этом» Ronco на всякий случай запатентовала. Принципы работали. Спустя пару лет после начала трансляций оборот компании составил больше 10 миллионов долларов, а прибыль только росла.
Как продать что-нибудь ненужное
Научиться продавать товары по канонам телемагазина довольно просто. Успех любого «Магазина на диване» зиждется на доверчивости зрителей, а потому телепродавцы активно используют вербальные методы манипуляций. Для начала они преувеличивают значимость проблемы, которую якобы решает рекламируемый товар. Для наглядности приводится короткое видео, в которых актеры демонстрируют, как они страдают без данного изобретения.
Артисты сильно переигрывают, показывая, какой же мукой была их жизнь без чудо-кресла, инновационного пылесоса или тренажера, позволяющего худеть, совсем не двигаясь.
За рубежом позы и выражения лиц актеров из телемагазинов давно стали мемами. На крупнейшем в сети развлекательном портале Reddit целые треды посвящены нелепо гипертрофированной игре актеров.
Ведущие щеголяют трюизмами вроде «каждый мечтает об идеальной фигуре без особых усилий» или «как же надоело целыми днями пропадать на кухне». Когда первый крючок съеден и зритель одобрительно кивнул головой, наступает следующий этап — убедить аудиторию в том, что второй такой вещи нигде не сыскать. Ведущий начинает в красках расписывать преимущества товара. По закону жанра, их настолько много, что ведущему, с его слов, не хватает времени, чтобы перечислить все плюсы продукта. Нетрудно догадаться, что большинство аргументов, как правило, высосано из пальца.
Важное условие для принятия решения о покупке товара — цена, а вернее — скидки, которыми любят разбрасываться все телемагазины. «Стандартная цена этого пояса для похудения 300 долларов, однако позвоните прямо сейчас и получите его за 99», — обещает голос за кадром. Не округлять до круглого числа — еще один способ психологического воздействия на потенциальных клиентов. Согласно теории психологического ценообразования, ценник, оканчивающийся 99,9 доллара, психологически ощущается гораздо более низким в сравнении со 100 долларами.
Телемагазины и эти приемы довели до предела, бравируя постоянным снижением цены.
Немалую роль в продвижении товаров играет харизма ведущего. Он должен быть активным (желательно гиперактивным), позитивным, говорить без умолку и поддерживать у зрителя желание поскорее сделать покупку, потому что второго такого шанса может и не представиться. Манера ведущих телемагазинов и общая стилистика роликов нередко становятся поводом для насмешек. Пожалуй, самым известным роликом из этой этой серии стало видео про «иисусью тряпку» — переозвученный ролик про супервпитывающую тряпку, которую в Америке рекламировали как панацею от любого недоразумения, связанного с пролившейся жидкостью.
С повсеместным распространением интернета телемагазины изрядно потеряли в популярности. Они перестали быть витриной уникальных товаров: все самое удивительное люди уже видели на AliExpress за гораздо более низкую цену. Теперь клиенты «Магазинов на диване» — те, кто не умеет пользоваться интернетом. Молодежь и их родители предпочитают делать покупки в интернете, поэтому телемагазины смирились со своей участью и переориентировались на новую аудиторию, которая, на радость продюсерам подобных шоу, сохраняют консьюмеристскую девственность и веру в телевидение. Перестроились и ведущие: теперь им приходится рекламировать очень средние продукты как восьмое чудо света.
«Бригантина» поднимает паруса
Кадр: канал Top Shop
Трамплин для звезд
Мало какая российская семья в 1990-х устояла от искушения приобрести бойко рекламируемые в телемагазине товары. Сколько неопреновых шорт, бутербродниц, блинниц, степперов и стиральных машинок «Ретона» хранят пыльные кладовые россиян. Сколько израсходовано чудодейственных средств, замазывающих порезы на коже, и жидкостей, по волшебству избавляющих вещи от любых пятен, даже чернил.
Неизбалованные советские граждане после распада Союза оказались падки на заморские товары. Этим с радостью пользовались ушлые предприниматели, зачастую сбывая через телемагазины некачественную технику. А дети 1990-х гадали, что такое загадочное «у.е.», за которое продаются все забавы мира.
Под загадочными условными единицами на постсоветском пространстве понималась доллары. В результате гиперинфляции рубль стремительно обесценивался, указывать точные цены в рублях было бессмысленно, поэтому телемагазины вели расчет в долларах. Однако в 1993 году правительство запретило вести расчеты между резидентами России на территории государства в иностранной валюте, и вместо долларов на ценниках появились условные единицы.
Впервые телемагазин появился на московском канале «Телеэкспо» (позже его эфирная волна была передана Euronews). Это был рай для поклонников формата. Первоначально сетка канала была соткана из различных телемагазинов, а потом в нее были вплетены бразильские и мексиканские сериалы — еще одна примета 1990-х.
На «Телеэкспо» в полной мере раскрылся талант актера Алексея Веселкина. Он и до работы в телемагазине не страдал от безвестности, но с участием в первом телемагазине «Веселкин-магазин» стал по-настоящему узнаваемым. Это отнюдь не означало, что публика его любила. Многих раздражала манера актера говорить без умолку (про таких говорят «язык без костей»). Спустя годы артист, уже достигший вершин на театральном поприще, признавался, что зрители просили продюсеров «убрать животное» — то есть его — из эфира телеканала. Но харизматичного Веселкина не убирали — он был способен продать что угодно.
Постепенно формат шагнул за пределы узкоспециализированного канала и перебрался на крупное федеральное ТВ. В эпоху, когда культура была последним, на что тратило деньги пытавшееся встать на ноги государство, подрабатывать в телемагазинах не считалось зазорным, а потому актеры не гнушались впаривать россиянам иностранные диковинки, далеко не всегда отличающиеся качеством. В разное время в телемагазинах блистали Ирина Безрукова (демонстрировала ювелирные украшения); Ольга Погодина (рекламировала аппарат для молодости и красоты «Дарсонваль»); актриса дубляжа Ольга Зубкова, известная как «голос Анджелины Джоли»; ведущая Ольга Спиркина, впоследствии академик Международной Академии телевидения, основавшая телешколу имени себя.
В отличие от взвинченных мужчин-телеведущих, женщины-актрисы, рекламировавшие в основном ювелирные украшения, пленяли зрителей деликатным, доверительный тоном. Их речь лилась рекой, обволакивала барабанные перепонки сидящих по ту сторону экрана, а их талант описывать детали колечка с изумрудом на протяжении долгих минут, по-настоящему восхищал. Они являли собой «премиальность», к которой так хотелось приобщиться скромным российским домохозяйкам. Нужно было только позвонить и отдать свои у.е.
Реинкарнация «Магазинов на диване»
Было бы ошибкой считать, что рекламные шоу утратили свою актуальность. В России существуют и отдельные программы в стиле «на диване», и лаконичные ролики на несколько минут, появляющиеся в межпрограммном пространстве, и целые рекламные каналы, вещающие круглосуточно. Сразу несколько таких каналов в России принадлежат компании Leomax — одноименный Leomax, Shop24, «Дисконт ТВ» и «Наш домашний магазин». Компания выпускает товары под собственным брендом, сотрудничает с другими марками, продавая их через спутниковое телевидение. Отдельные рекламные ролики Leomax ротируются на сторонних телеканалах покрупнее. На сайте Leomax говорится, что компания сотрудничает более чем с сотней каналов, в том числе центральных.
К примеру, включив телеканал «Мир», можно увидеть рекламу комплекта мужских украшений «Гермес», который, по задумке создателей ролика, должны ассоциироваться у зрителя с уверенностью, властью и силой. Гвоздь программы — огромный крест из хирургической стали, который иногда рекламируется отдельно. Теледельцы обещают, что набор поможет завоевать самку мечты, расположить нужных бизнес-партнеров и просто щегольнуть перед друзьями. «Восхищенные взгляды окружающих будут гарантированы», — заверяет голос, комментирующий кадры, на которых «брутальные» самцы качают мышцы, подписывают важные бумаги и пленяют девушек, которые так и тянутся соприкоснуться с прекрасным — крестом «Гермес», синонимом респектабельности.
В комплект к «Гермесу» можно приобрести нательную иконку с изображением Николая Чудотворца, выполненную из розового золота «с почтением к великому святому». Голос за кадром озвучивает ее преимущества: икона поможет в любую минуту обратиться к небесному заступнику, «будет служить защитой от бед», «поможет в минуты отчаяния и сомнения».
Размах Leomax впечатляет. Его создатель, уроженец Украины Олег Харук, поднаторевший на канадском телевидении, за несколько лет (начиная с 2009 года) с помощью странноватых роликов с рекламой одежды, обуви, кухонной утвари, товаров для дома, красоты и здоровья, записанных по старым добрым канонам инфомершиал, сумел наладить в России мощную многоканальную дистанционную торговлю. Рекламируемые по ТВ товары можно купить и в интернет-магазине, и по каталогу. Для тех, кто не может оплатить покупку сразу, внутри компании создана кредитно-финансовая организация «Домашний капитал» с объемом кредитования 100 миллионов рублей в год.
Пока прочие телеканалы опасались, что интернет их заменит, Харук использовал синергию сети и ТВ во благо своим финансам. Когда в 2013 году подразделение американского банка JP Morgan предложила Харуку 280 миллионов долларов за его 51 процент группы Leomax, бизнесмен ответил отказом.
На каналах семейства Leomax множество рекламных шоу, не уступающих по зрелищности ток-шоу на центральных каналах. По крайней мере, ведущие способны интриговать не хуже Андрея Малахова, когда речь идет всего лишь о заурядных нарядах, в народе именуемых «бабушкиным вариантом».
Формат не уникален, рекламные шоу — основа любого телемагазина. Иногда для раскрутки его используют звезд, решивших выпускать одежду и обувь под собственным брендом. Канал Shop24 гордится тем, что в качестве площадки для продвижения своих коллекций его выбрала Надежда Бабкина. Да-да, народная артистка России частенько появлялась в «Магазинах на диване»!
Каждый телемагазин партнерствует с несколькими брендами и, как следствие, ассоциируется с их товарами. Так, зрители Shopping Live хорошо знают, что здесь продают обувь из оленьей кожи, а аудитория Top Shop крепко спит на матрасах фирмы Dormeo, укрываясь одеялами того же бренда, визуально ничем не отличающимися от одеял IKEA, которые можно купить по цене в несколько раз меньшей, чем телевизионный лот.
«Неужели этот цирк кому-то нужен?»
Помимо стремления сэкономить, зрителями движет желание прикоснуться к роскошной жизни. На этот случай существуют ювелирные телемагазины, которые и в XXI веке живее всех живых. Ведущие отринули томные и степенные интонации коллег из 1990-х и под бодрую музыку агитируют забирать по нескольку комплектов серебряных сережек и колец за 4999 рублей. «К сожалению, эту стоимость мы не имеем права оставить на весь аукцион, поскольку для того, чтобы добиться этой скидки, продюсеру пришлось прибегнуть к дополнительным личным встречам, переговорам с некоторыми отделами. Здесь вот просто позволили», — уверяет ведущая канала «Ювелирочка».
Судя по разговорам ведущих в эфире, продюсеры телемагазинов — настоящие чародеи, которые выбивают у производителей сумасшедшие скидки, чтобы зрители «только сегодня и только сейчас» могли приобрести заветные колечки.
Стоит отметить, что не все товары, разрекламированные ювелирными телемагазинами, бюджетны. Время от времени на экране неожиданно появляется «жирное», дорогостоящее предложение. К примеру, золотое колье за 54 999 рублей, оригинальная цена которого якобы составляет почти 75 000. Тем, кто колебался, купить или нет ожерелье за 55 000 рублей, ведущая не оставила шансов: «Вложитесь в золото. Сейчас это один из самых дорогих металлов на бирже. Намного дороже оно стоит, чем платина, намного!» — экспертно заявляет она, примеряя 12-граммовую цепь.
За семь минут трансляции, сопровождаемой хвалебной одой золоту вообще и конкретному колье в частности, его воздушным звеньям и крепкой застежке «карабин», все десять ожерелий, выставленные на продажу, якобы были раскуплены. Остается порадоваться за благосостояние россиян, делающих покупки через телевизор.
Ведущая «Ювелирочки», впрочем, считает подобные цены очень даже доступными.
Несколько часов смотрения телемагазинов вырабатывает иммунитет к рекламе как таковой и либо навечно отбивает желание когда-либо на них натыкаться, либо вызывает привыкание. Для последних вечерок за просмотром «Магазина на диване» — сущее удовольствие, сопровождаемое вспышками гомерического хохота. Несколько сотрудников редакции «Ленты.ру» сознались, что в свободное время включают «Магазины на диване», чтобы погрузиться в атмосферу карнавала и абсурда, одновременно перебарывая экзистенциальную тоску. «Неужели этот цирк кому-то нужен? Кто это вообще станет покупать?» — вопрошает одна из редакторов издания. Никто не даст лучшего ответа на этот вопрос, чем сам телемагазин.