актеры мультфильма 12 месяцев
Двенадцать месяцев (мультфильм)
Г. Малышев
Ольга Геммерлинг
Анатолий Сазонов
Александр Беляков,
Константин Карпов,
Анатолий Курицын
Николай Воинов,
Елена Петрова
«Двенадцать месяцев» — рисованный советский мультфильм 1956 года выпуска. Создан по мотивам драматической сказки-повести «Двенадцать месяцев» Самуила Яковлевича Маршака, написанной во время Великой отечественной войны 1942—43 годах для МХАТа. Сама повесть первоначально была поставлена как пьеса в Московском театре юного зрителя в 1947 году, затем во МХАТе в 1948 году и наконец в 1956 году был выпущен мультфильм, пополнивший коллекцию классики советской анимации. Режиссёр-постановщик мультфильма Иван Петрович Иванов-Вано. Мультфильм характеризуется качественной и трудоёмкой рисованной мультипликацией и был снят на студии «Союзмультфильм» в Москве. В 1980 японская студия «Тоэи Аниме» выпустила другую версию мультфильма в стиле аниме — см. Двенадцать месяцев (аниме). В начале 1990-х годов в СССР и России выпущен на VHS кинообъединением «Крупный план», в середине 1990-х — изданиями «Studio PRO Video» и «Союз Видео». Во второй половине 1990-х на аудиокассете изданием «Twic Lyrec» появилась аудиосказка по мультфильму с рассказом Александра Пожарова. В 2004 г. появились и обновлённые DVD-версии мультфильма в широкой продаже, в 1999 г. мультфильм также был выпущен компанией «Джоув» с испанскими, французскими и английскими субтитрами.
Создатели
Сюжет
Место действия в мультфильме не уточняется, но по картине понятно что действие происходит на Западе (в оригинале повести Маршака — в Богемии, тогда части Австрийской империи) на рубеже XVIII—XIX вв. Сюжет мультфильма довольно точно отражает события повести, при этом особый акцент делается на высмеивании недостатков абсолютизма.
Профессор учит своенравную девочку-королеву, которая сама полуграмотна, но не терпит чужих поучений. Когда речь заходит о ботанике, она желает, чтобы завтра же наступил апрель и расцвели подснежники, чтобы она могла посмотреть, что же это за цветы. Профессор уверяет её, что это невозможно, однако королева и издает указ — тот, кто принесет во дворец корзину этих цветов, получит такую же корзину золота. Мачеха и ее дочка мечтают об этой награде и как только возвращается падчерица с хворостом, они посылают её обратно в лес — выполнять королевскую волю.
Замерзшая падчерица выходит на поляну, на которой горит костер, а вокруг него греются двенадцать братьев-месяцев. Они внимательно слушают девочку и Апрель просит братьев уступить ему часок, чтобы помочь ей. Она возвращается домой счастливая с подснежниками и волшебным колечком, подаренным Апрелем.
Ссылки
Каток • Сенька-африканец • Похождения Мюнхгаузена • Блэк энд Уайт • Сказка о царе Дурондае • Стрекоза и муравей • Котофей Котофеич • Лгунишка • Три мушкетёра • Мойдодыр • Ивась • Краденое солнце • Зимняя сказка • Конёк-Горбунок • Гуси-лебеди • Чужой голос • Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях • Снегурочка • Лесной концерт • Храбрый заяц • Двенадцать месяцев • Песня о дружбе • В некотором царстве… • Приключения Буратино • Летающий пролетарий • Левша • Как один мужик двух генералов прокормил • Поди туда — не знаю куда • Легенда о злом великане • Времена года • Сеча при Керженце • Волшебное озеро • Сказка о царе Салтане
«12 месяцев» 47 лет спустя: как сложилась жизнь актеров, сыгравших в сказке главные роли
Сказка «12 месяцев» начинается с того, что по приказу высокомерной и злой королевы, пожелавшей декабрьские подснежники, ее подданные отправляются в лес, чтобы добыть невозможное… Злая мачеха с дочкой тоже решили разбогатеть, но на мороз им выходить не хочется, напоминает Joinfo.com.
Фильм «12 месяцев»
В результате под завывания суровой вьюги на поиски волшебных цветов отправилась падчерица. Бедная девушка уже выбилась из сил, бродя по сугробам, как вдруг заметила огонек – он оказался костром, вокруг которого собрались на полянке все 12 месяцев. Юный Апрель уговаривает братьев помочь горю бедной девушки…
Замечательная сказка впервые появилась на экранах в далеком 1972 году и была очень тепло принята юными зрителями. Интересно, как сейчас выглядят актеры, снявшиеся в главных ролях фильма, зримо показавшего, что правда всегда важнее лжи?
Королева – Лиана Жвания, 70 лет
У заслуженной артистки РСФСР Лианы Жвания – более 50 сыгранных в ТЮЗе ролей. Она до сих пор не оставила театральную сцену и эпизодически появляется в кадрах популярных современных телесериалов.
Мачеха – Ольга Викландт
Талантливую Ольгу Викланд, коренную москвичку, родившуюся 7 декабря 1911 года, зрители просто обожали. На ее творческом счету – 30 театральных спектаклей и 20 кинокартин.
Однако ее личная жизнь складывалась не так удачно, трагическим был и уход из жизни. Не захотев ни для кого быть обузой, она прямо в больнице, где находилась из-за повреждения бедренной кости, отказалась от пищи и воды. Популярной актрисы не стало в мае 1995-го.
Падчерица – Наталья Попова, 70 лет
Со съемок в фильме «12 месяцев» для театральной актрисы Натальи Поповой началась карьера в кино. Он же стал для нее судьбоносным в личном плане – за актера, сыгравшего Апреля, она вышла замуж и до сих пор счастлива в браке.
Активную светскую жизнь не ведет, занимается преподаванием.
Апрель – Андрей Босов, 66 лет
Сыгравший Апреля Андрей Босов не был профессиональным киноактером. Он служил артистом балета в Мариинском театре. В 90-е годы вместе с семьей выезжал на работу в США, где прожил несколько лет.
Сейчас с супругой вернулся на родину, но дети и внуки остались за границей.
Профессор – Николай Волков-старший
Актер появился на свет 3 октября 1934 года. Он активно играл на театральной сцене и с удовольствием снимался в кинолентах: в фильмографии Николая Волкова-старшего – более 50 картин. В 1989 году он получил звание Народного артиста России.
К сожалению, Николай Волков уже не порадует зрителей новыми ролями – в 2003 году его не стало.
Несомненно, фильм «12 месяцев» – сокровищница мировой кинематографии. Также радует, что не теряют своей популярности и мультики времен СССР. Любимые герои дедушек и бабушек находят живой отклик и в сердцах их внучат. Познакомьтесь с новыми интересными фактами про «Союзмультфильм»: вы узнаете, как на самом деле создавались советские мультики.
За кадром сказки «Двенадцать месяцев»: Кто из актрис на съемках встретил свою судьбу
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Сценарий фильма был создан по мотивам одноименной пьесы Самуила Маршака. По сути, это была еще одна вариация истории Золушки – одного из самых популярных сказочных сюжетов о падчерице и злой мачехе. К тому же действие происходило под Новый год, а этот праздник у наших соотечественников всегда был самым любимым. Поэтому успех у зрителей в какой-то степени был предопределен изначально. То, что интерес к фильму не угас до сих пор, исполнительница роли королевы Лиана Жвания видит в главной идее сказки: « Зиму в человеческих отношениях побеждает тепло доброты ».
В главных ролях режиссер Анатолий Граник решил снять никому не известных дебютанток, и этот выбор оказался верным – юные актрисы очаровали миллионы зрителей. Роль капризной королевы исполнила Лиана Жвания, которая на тот момент только заканчивала театральный институт и еще ни разу не снималась в кино. Годы спустя актриса вспоминала о своих первых пробах: « Входим вместе с незнакомцем в кабинет. «Садитесь, режиссер сейчас подойдет. Почитайте пока сценарий». Сердце ушло в пятки. «Вслух читайте, пожалуйста». – «А за кого читать?» Мужчина улыбнулся: «За всех». Мне показалось это странным. Ну, думаю, за всех так за всех. Казалось, прошла целая вечность, а я все читала: за мачеху, за братьев-месяцев, за злую сестру, за королеву. Человек закурил. Я, поперхнувшись, осторожно спросила: «Дальше читать?» – «Нет. Достаточно. Можете идти». – «Куда?» – бодро спросила я, предвкушая встречу с режиссером. «Домой». Пауза. Человек ласково улыбался: «Сценарий возьмите с собой и учите роль Королевы. У вас хорошая актерская школа, будем работать. Моя фамилия Граник». Потом добавил: «Отрастите волосы подлиннее. У Королевы будут косички ».
Работа над ролью была очень серьезной, режиссер не хотел создавать схематичный образ, поэтому обсуждал с начинающей актрисой каждую деталь: королева – совсем юная, она сирота, ее окружают при дворе лживые и лицемерные люди, единственный человек, к которому она привязана, – это старый профессор, но он утомляет ее своими нравоучениями. Все это и объясняет капризный характер королевы. Лиана Жвания беспрекословно следовала всем режиссерским требованиям, разучивала танцевальные па с балетмейстером, вплетала в косички тяжелые медные проволоки. Но результат того стоил – созданный ею образ действительно получился очень колоритным, живым и настоящим! Сын писателя Маршака говорил, что Лиана создала такой образ королевы, о котором мечтал его отец. По признанию Лианы, на съемках фильма он в нее влюбился, посвящал ей стихи и писал письма.
По словам Лианы, этот фильм мог бы оказаться на полке – в безобидной детской киносказке чиновники усмотрели большое количество нежелательных политических параллелей и намеков. Но «Двенадцать месяцев» все же вышли на экраны благодаря вмешательству сыну Самуила Маршака Иммануэлю, который был консультантом во время съемок и следил за ходом всего съемочного процесса. Он смог спасти судьбу картины.
После своей дебютной роли Лиана Жвания снималась очень мало, в основном в телеспектаклях, и для зрителей навсегда осталась королевой из «Двенадцати месяцев». Актриса рассказывала: « Зрители фильма в своих письмах часто спрашивали меня, почему я так редко снималась в кино. Главная причина в том, что приоритетным для меня всегда было служение петербургскому ТЮЗу им. А. А. Брянцева, первому в стране детскому театру. За 47 лет работы на любимой сцене я сыграла более 60 ролей. Только в театре можно ощутить живость и непосредственность зрительского отклика ».
Актрисой одной роли нередко называли и Наталью Попову, сыгравшую в фильме роль падчерицы. Вместе с Лианой они учились на одном курсе ЛГИТМиКа и стали подругами, хотя были совсем разными по характеру и темпераменту – Лиана была бойкой, активной, авантюрной, а Наталья – сентиментальной, спокойной, мечтательной. В фильме им достались героини, полностью соответствовавшие девушкам по типу темперамента. Их обеих заметили на сдаче дипломного спектакля в институте и пригласили на пробы, и для них обеих эти роли стали звездными и самыми яркими в кинокарьере.
Для Натальи Поповой эта роль тоже стала дебютом в кино. И хотя после премьеры фильма на нее обрушилась невероятная популярность, успеху в кинокарьере это не способствовало – в 1970-1980-х гг. ей доставались только роли в телеспектаклях и эпизоды в фильмах. Однако съемки в сказке «Двенадцать месяцев» стали для нее знаковыми не только в профессиональной, но и в личной жизни. Волшебная атмосфера царила и на съемочной площадке, и за ее пределами: у Натальи Поповой и актера Андрея Босова, сыгравшего роль месяца Апреля, вспыхнули романтические чувства. Вскоре после съемок они поженились и остаются вместе уже более 40 лет.
Кинокарьеру Натальи Поповой нельзя было назвать очень успешной, но в остальном ее жизнь сложилась очень счастливо. В течение продолжительного времени актриса вместе с мужем и сыном проживала в США, затем Андрей Босов и Наталья Попова вернулись в Россию, а сын со своей семьей остался за границей. С 1999 г. актриса занялась преподавательской деятельностью, стала доцентом кафедры режиссуры и мастерства актера Университета культуры и искусств в Санкт-Петербурге. Помимо этого, она пишет пьесы и занимается переводами.
Эта история до сих пор никого не оставляет равнодушным. М. Алигер о пьесе Маршака писала: « Эта сказка вселяет в душу радость и веселье, заставляет снова и снова, как в детстве, поверить в то, что чудеса обязательно случаются в жизни, что, только пожелай, только будь хорошим, чистым, честным, зацветут для тебя подснежники в январе и будешь ты счастлив… ».
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Самая новогодняя сказка. Как Самуил Маршак написал «12 месяцев»
«12 месяцев», написанные советским поэтом, драматургом и сценаристом Самуилом Маршаком, уже давно стали классикой. Добрая сказка о серьезных вещах любима несколькими поколениями читателей и зрителей — она нашла воплощение на экранах и театральных сценах.
Маршак начал писать пьесу зимой 1942 года, а закончил зимой 1943-го. Это время он называл «самыми грозными днями» войны — именно тогда произошла битва за Сталинград. Несмотря на окружающие мрак и ужас, он старался сделать так, чтобы в тексте не было отзвуков войны. Наоборот, он хотел создать сказку не только для детей, но и для взрослых, которая рассказывала бы о добре — о том, что оно всегда будет вознаграждено.
Старинная легенда
В 1963 году в письме другу литературному критику Станиславу Рассадину Маршак объяснял, что за основу сюжета пьесы взял чешскую или богемскую легенду о 12 месяцах, которую слышал в чьем-то устном изложении. Возможно, тот его неназванный собеседник пересказал ему сказку чешской писательницы XIX века Божены Немцовой, основанную в свою очередь на старинной словацкой сказке. Сказка Немцовой была написана под католическое Рождество 1862 года, вскоре ее перевел на русский Николай Лесков.
В короткой сказке Немцовой гораздо меньше персонажей, чем у Маршака: мачеха, ее нерадивая дочь Елена, добрая падчерица Морушка да волшебники-месяцы, сидящие у костра. Капризы Елены дважды отправляют Морушку в зимний лес — сперва за фиалками, потом за яблоками. В третий раз туда идут сами мачеха и сводная сестра — и замерзают, разгневав тамошних обитателей.
«Сложный сюжет пьесы еще более отличается от сюжета сказки, — писал Маршак. — Многое придумано заново (как, например, характеры действующих лиц, отношение Апреля-месяца к падчерице, ее героизм, вторая ее встреча с 12 месяцами, превращение мачехи и дочки в собак, подарки месяцев, возвращение падчерицы домой и т.д.). Финал моей пьесы скорей в духе русских народных сказок».
Один из самых интересных персонажей, введенных Маршаком, — юная королева. Государством, в котором живут мачеха, падчерица и дочка, управляет совсем молодой монарх — в списке действующих лиц значится: «Королева, девочка лет 14». Королева не по годам инфантильна — учиться не хочет, профессора не слушает — и деспотична. Когда требуется подписать ходатайство о помиловании, она пишет «казнить», потому что это короче, чем «помиловать». И зря профессор пытается заставить ее задуматься — он ведь и сам соглашается с неверными ответами ученицы на уроке арифметики, потому что боится ее крутого нрава. Что говорить — зарвавшаяся правительница грозит издать «новый закон природы»!
Трое отрицательных персонажей закручивают весь сюжет. Королева, которой вдруг захотелось подснежников, обещает щедро наградить золотом и роскошными шубами того, кто достанет ей их зимой, а мачеха и ее дочка, услышав об этом, отправляют падчерицу в лес. Замерзшая девочка долго бродит по лесу, а потом выходит на поляну, где у костра греются 12 братьев-месяцев. Апрель, которому она приходится по сердцу, соглашается помочь ей, и вскоре мачеха и дочка мчатся во дворец. Приятно удивленная королева желает сама видеть чудесное место, где подснежников «невидимо-видимо», и злодейкам ничего не остается, кроме как позвать падчерицу с собой. Разгневанные месяцы устраивают гостям череду испытаний, в конце которых все получают по заслугам: Мачеха и ее дочь превращаются в собак, а королева, заметно присмиревшая, получившая урок на всю жизнь, и падчерица отправляются по домам.
Советский Новый год
Маршак не только добавил новых действующих лиц и разнообразил сюжет, но и изменил время действия. В сказке Немцовой и, видимо, исходной легенде события разворачиваются в середине января, а Маршак перенес их на пару недель раньше, так что развязка, в которой зло наказано, а добро торжествует, происходит как раз к Новому году.
Во времена, когда он писал «12 месяцев», Новый год для советских граждан значил не совсем то, что для нас сегодня. 1 января было обычным рабочим днем, а рождественская елка, запрещенная вскоре после революции 1917 года как религиозный пережиток, официально вернулась в советские дома лишь в 1935-м — как новогодняя. Как и чем ее наряжать, было не совсем понятно. Легкая промышленность не могла в полной мере обеспечить нужды всех желающих украсить елку, так что игрушки многие мастерили сами. Но главное — за это время успело вырасти поколение детей, не знавших подобного праздника. Новый год следовало изобрести, отделив его в сознании граждан от Рождества. На помощь в сотворении новогоднего мифа пришла литература.
Самуил Маршак писал праздничные сценарии и стихи, посвященные советскому Новому году, и пьеса «12 месяцев» стоит в этом ряду. Главный акцент в ней сделан все же на теме труда, а не волшебства. Почему месяцы оказались так благосклонны к падчерице? Они на протяжении всего года видели, как она много она работает — рубит дрова, набирает воду в проруби, поливает рассаду в огороде, — и прониклись к ней симпатией.
«Мне хотелось, чтобы сказка рассказала о том, что только простодушным и честным людям открывается природа, ибо постичь ее тайны может только тот, кто соприкасается с трудом», — писал Маршак в статье «Сказка на сцене».
Очень интересен ход с капризной и гордой королевой: тому, кто принесет ей подснежники, она обещала меха и сани, но в итоге ей самой пришлось просить и то, и другое у падчерицы — чтобы не замерзнуть и уехать домой. Героиня поняла, что не все дается просто так, «перековалась», как тогда говорили. А преодоление себя — тоже труд.