актеры негры в россии
Темнокожие актеры России: как сложились их судьбы
Смуглые дети подрастали, выбирали себе профессию. Иногда им приходилось намного труднее, чем белокожим ровесникам. Была, пожалуй, одна из немногих сфер, где их необычность была востребована, – это искусство, сцена или экран.
EG.RU вспоминает самых популярных темнокожих актеров, которых любили в СССР и любят в России.
Джеймс Паттерсон – негритенок из фильма «Цирк»
Его отец, артист Ллойд Паттерсон, приехал в СССР из Америки в разгар «Великой депрессии», в 1932 году. В Москве Ллойд прижился: его как владеющего иностранными языками пригласили работать на радио диктором. Его голос слушали в Северной Америке.
В Москве Паттерсон познакомился с Верой Араловой, работавшей на Московской киностудии художницей. У Ллойда и Веры родились трое детей, одним из них стал Джеймс – тот самый обаятельный темнокожий малыш, которого наши зрители помнят по знаменитому фильму «Цирк» с Любовью Орловой в главной роли.
Именно Любовь Орлова обратила внимание на симпатичного маленького мулата: она и ее муж, режиссер Григорий Александров, часто бывали в гостях у Паттерсона. Двухлетнего Джимми (уменьшительное от Джеймса) утвердили на роль.
После выхода на экраны фильма «Цирк» Джимми сделался звездой – его узнала вся огромная страна! Подросшего мальчика не раз и не два приглашали потом сниматься в кино, но он всякий раз отказывался. Дело в том, что Джимии еще в детстве выбрал себе профессию: он мечтал стать моряком. И стал им. Не просто моряком, а офицером-подводником! Пока учился, преподавательский состав и курсанты Нахимовского училища гордились, что у них учится тот самый «Джимми».
Когда Джеймс ушел на «гражданку», у него открылся поэтический дар. Он начал писать стихи. В 1994 году он эмигрировал в Америку, где и живет сейчас. Ему 85 лет.
Тито Ромалио – старший и младший
Тито Ромалио – старший приехал в Европу в начале 30-х годов ХХ века из солнечной Бразилии. Сменил несколько стран, а после Второй мировой войны оказался в Ленинграде.
Тито, обладающий яркой экзотической внешностью, стал артистом эстрады. Там его заметили режиссеры и начали приглашать играть в кино: он снялся в таких лентах, как «Приключения Артемки», «Начальник Чукотки», «Черное солнце». Однажды ему досталась и главная роль – в картине «Тропою грома».
Кадр из фильма «Джек Восьмеркин – американец»
В России у Ромалио в 1951 году родился сын, которого назвали, как и отца, Тито. Мальчик с детства пробовал себя на съемочных площадках. Заметную роль он сыграл в советском фильме «Здравствуйте, дети!», затем была роль друга главного героя, американца Чарли, в фильме «Джек Восьмеркин – американец». Кроме того, молодой человек, получивший хореографическое образование, выступал на эстраде.
Кадр из фильма «Здравствуйте, дети!»
Об убийстве тогда сообщали все СМИ. Преступника поймали: он находился в состоянии опьянения и к тому же страдал психическим расстройством.
Елена Ханга
Отец известной телеведущей Елены Ханги занимал должность премьер-министра Занзибара. Мать Елены – Лия Голден – родом из Ташкента. Отец Лии был темнокожим американцем, а мать – польской еврейкой из Америки. Елена, родившаяся в 1962 году, с детства увлекалась теннисом, в юности играла за команду ЦСКА. А потом поступила на факультет журналистики МГУ.
При этом яркую девушку нередко приглашали сниматься в кино. Например, одной из первых работ Елены Ханги в кино стала эпизодическая роль в картине «Черное солнце» (той самой, где одну из ролей исполнил Тито Ромалио – старший). Мелькнула Ханга в картине «Новые сказки Шехерезады» и других фильмах. Впрочем, основная ее работа все же на телевидении: она делает карьеру как серьезный разноплановый журналист.
Григорий Сиятвинда
Обаятельный темнокожий артист стал сыном гражданина Замбии и россиянки. До пяти лет он проживал на родине отца. Затем родители развелись, Гриша в 1975 году переехал вместе с мамой в Тюмень. Он служил в армии (в танковых войсках), потом окончил Щукинское театральное училище.
В комедии «Не валяй дурака» Григорий появился в роли темнокожего сына главного героя – русского мужика. Потом был киллер Баклажан в комедии «Жмурки» и множество других ролей – больших и маленьких. Одна из самых заметных работ Сиятвинды – озвучивание Мауи в русском переводе мультфильма «Моана».
Активный и увлекающийся Григорий помимо работы в кино и театре принимает участие в многих телепроектах, например, встал на фигурные коньки в одном из сезонов «Ледникового периода».
Виктория Пьер-Мари
Родившись у двух врачей (папы-камерунца и российской мамы), Виктория Пьер-Мари не стала учиться медицине. Зато прекрасным сильным голосом Виктории могут наслаждаться любители джаза, блюза, рока и соула. Она выступает в основном в мюзиклах, время от времени «засвечиваясь» в телесериалах.
Кто знает, как сложилась бы ее судьба, если бы родители Виктории не умерли, когда она была ребенком, и девочку не отправили бы в интернат с музыкальным уклоном. Сегодня темнокожая 39-летняя россиянка выступает во многих странах мира.
Темнокожие актёры России и их судьбы
Ханга — самая знаменитая чернокожая россиянка. А ещё она еврейка.
Григорий СиятвиндаЭтому актёру довелось уже несколько раз «просыпаться знаменитым». Зритель заметил его уже в первой, не самой крупной роли — в комедии «Не валяй дурака» Григорий сыграл чернокожего сына главного героя, обычного русского мужика Филимонова. После цепи приключений американцев в России один из них, чернокожий ветеран войны, обнаруживает, что увидел в доме Филимонова своего внука.
Родился Сиятвинда в Тюмени, от брака россиянки и гражданина Замбии. С двух до пяти лет он вместе с семьёй жил на родине отца, но потом его родители развелись, и Григорий вернулся с мамой в Тюмень. В юности отслужил в танковых войсках, потом закончил Высшее театральное училище имени Щукина. Много лет играет в театре «Сатирикон» и время от времени снимается в кино и сериалах.
Григорий Сиятвинда больше играет в театре, чем в кино.
Одной из его звёздных ролей стал киллер по прозвищу Баклажан в криминальной комедии «Жмурки». Для этой роли Сиятвинду подолгу гримировали — кожа по сравнению с персонажем была слишком светлая — и надевали смешной парик. А сейчас Сиятвинда стал для многих человеком, который озвучил Мауи в русской версии мультфильма «Моана». На эту роль проводился большой кастинг, искали человека с идеально похожим на оригинального актёра озвучки тембром голоса.
Виктория Пьер-МариДочь двух хирургов, камерунца и россиянки, Виктория, тем не менее, по стопам родителей не пошла. Ещё в детстве стало заметно, что у Виктории замечательный голос, и она полностью посвятила себя музыке. Её стили — блюз, джаз, рок и соул. Виктория играет больше в мюзиклах, но порой появляется и в российских сериалах.
В детстве, как ни странно, Пьер-Мари выступала в детском духовом оркестре, играя на тубе. Среди тридцати мальчиков она была единственной девчонкой. Оказалась она в оркестре благодаря трагическому случаю: умерли оба её родителя, и девочку поместили в интернат с музыкальным уклоном. А до того она думала стать, как мама с папой, врачом.
Чернокожая российская певица и актриса Виктория Пьер-Мари выступает по всему миру.
Ола КейруЕсли актёры из списка выше получают роли в сериалах от случая к случаю, то Кейру на игре в сериалах специализируется. В его портфолио уже около сорока работ. В 2018 году он снялся в фильме по мотивам знаменитой британской комедии 1997 года «Мужской стриптиз». Российский римейк называется «Ночная смена», и сюжет по сравнению с оригиналом довольно сильно изменён, хотя сама завязка и некоторые детали остаются очень узнаваемыми.
Кейру родился в Ростове-на-Дону, его брат — довольно известный баскетболист Виктор Кейру, сестра Катерина — тоже баскетболистка. Они играют в составах мужской и женской сборных России. Ещё один брат, Вилли — боксёр. На их фоне Ола очень выделяется. Отец Кейру — уроженец Сьерра-Леоне, в Россию приезжал учиться в инженерно-строительном институте и обзавёлся семьёй. Сейчас снова живёт на родине.
Ола не только актёр, но и дизайнер, он ведёт инстаграм, где рассказывает о семейной жизни и порой показывает сумки и рюкзаки своего дизайна.
Братья и сестра Олы Кейру — спортсмены, а он — актёр.
Андрей СуберуАндрея Суберу многие помнят по участие в юмористическом шоу «Городок», где он постоянно появлялся в эпизодических ролях. Как и многие другие чернокожие актёры в России, он является в некотором роде заложником своей внешности и в сериалах, где часто появляется, играет только случайные короткие роли. Исключением стал комедийный сериал «Легенда о тампуке», где Суберу досталась главная роль.
По сюжету, простодушный и не очень удачливый житель Марокко по имени Мананга оказывается в центре российских криминальных разборок и в конце концов становится уголовным авторитетом и миллионером. В сериале Суберу довелось работать с такими звёздами, как Джигарханян и Васильева.
Настоящее имя Суберу — Адиноий. По образованию он врач, закончил университет Мечникова. По происхождению Суберу нигериец.
Дочь премьер-министра, актёр из семьи спортсменов, неудавшаяся врач. Темнокожие актёры России и их судьбы
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Тито Ромалио, отец и сын
В некрологах убитого перечислялись фильмы, и по списку было ясно, что журналисты путают двух разных Тито Ромалио, отца и сына. Тито Ромалио-старший тоже был киноактёром. Он приехал в Европу из Бразилии в начале тридцатых годов. Сначала выступал в Германии, потом, во время Второй Мировой, бежал в Литву. Во время оккупации прятался в литовской деревне.
После войны получил советское гражданство, женился и осел в Ленинграде. В основном выступал на эстраде, но также появлялся в эпизодических ролях в фильмах вроде «Приключения Артёмки», «Чёрное солнце», «Начальник Чукотки». В драме о любви белой девушки и чёрного мужчины в ЮАР «Тропою грома» Ромалио сыграл главного героя.
Драма была экранизацией романа Питера Абрахамса. Критики и зрители нашли экранизацию блестящей — отличная игра актёров, хорошая режиссёрская и операторская работа, трогающая душу музыку. Но, к сожалению, к нашему времени картина, ставшая звёздной для Ромалио-старшего, утрачена.
Младший Ромалио снимался с малых лет, как вместе с отцом, так и отдельно. Ему досталась одно из главных ролей в фильме «Здравствуйте, дети!» — афроамериканского мальчика, приехавшего по приглашению в советский международный лагерь и снова столкнувшегося там с расистскими выходками от его ровесника, белого американца. Полю и его сестре (которую сыграл, надо сказать, брат Тито Миша) сочувствовали все советские дети. Другой заметной ролью стал для Ромалио фермер Чарли, друг главного героя в комедии «Джек Восьмёркин — американец». Как и отец, между съёмками в фильмах актёр выступал на эстраде с танцевальными номерами — у Ромалио-младшего было хореографическое обазование.
Начиная с девяностых Ромалио-младший оказался, как и многие из старого поколения актёров, невостребованным и переключился на преподавание. Он учил современным и бальным танцам детей. Его убийство оказалось большим горем для семьи и маленьких учеников.
Елена Ханга
Знаменитая ведущая несёт в своих жилах как африканскую (занзибарскую и американскую), так и индейскую и еврейскую кровь. Отец Елена Абдулла Касим Ханга был премьер-министром Занзибара. Он погиб в тюрьме после политического переворота. Мать, Лия Голден, родилась в Ташкенте. Отцом Лии был мигрировавший в СССР чернокожий американец Оливер Голден, сын получившего свободу раба Хилларда Голдена и женщины наполовину индейской крови по имени Кэтрин. Бабушка Елены по матери, Берта Бялик, была польской еврейкой, живущей в США.
В юности мать Ханги защищала спортивную честь Республики Узбекистан как теннисистка, но в конечном итоге сделала карьеру историка. Сейчас она — профессор Чикагского университета. Елена тоже в юности занималась теннисом, играла за ЦСКА, но учиться предпочла на факультете журналистики МГУ.
В кино Елена снимается с восьми лет, в основном в эпизодических ролях. Первым фильмом стало то самое «Чёрное солнце», где президента африканской страны играл Тито Ромалио-старший. Появлялась в российских сериалах. Многие запомнили её роль буквально с парой слов в советском фильме «Новые сказки Шехерезады». Ханга играла там одну из дев-воительниц, из которых состояла личная гвардия принцессы далёкой страны. Вообще такую яркую внешность, как у Ханга, хочется видеть в кино чаще, но делает карьеру Елена всё же на телевидении. Имеет право.
Как галахическая еврейка (то есть, прямой потомок еврейки по женской линии), Елена является членом общественного совета Российского еврейского конгресса.
Григорий Сиятвинда
Этому актёру довелось уже несколько раз «просыпаться знаменитым». Зритель заметил его уже в первой, не самой крупной роли — в комедии «Не валяй дурака» Григорий сыграл чернокожего сына главного героя, обычного русского мужика Филимонова. После цепи приключений американцев в России один из них, чернокожий ветеран войны, обнаруживает, что увидел в доме Филимонова своего внука.
Родился Сиятвинда в Тюмени, от брака россиянки и гражданина Замбии. С двух до пяти лет он вместе с семьёй жил на родине отца, но потом его родители развелись, и Григорий вернулся с мамой в Тюмень. В юности отслужил в танковых войсках, потом закончил Высшее театральное училище имени Щукина. Много лет играет в театре «Сатирикон» и время от времени снимается в кино и сериалах.
Одной из его звёздных ролей стал киллер по прозвищу Баклажан в криминальной комедии «Жмурки». Для этой роли Сиятвинду подолгу гримировали — кожа по сравнению с персонажем была слишком светлая — и надевали смешной парик. А сейчас Сиятвинда стал для многих человеком, который озвучил Мауи в русской версии мультфильма «Моана». На эту роль проводился большой кастинг, искали человека с идеально похожим на оригинального актёра озвучки тембром голоса.
Виктория Пьер-Мари
Дочь двух хирургов, камерунца и россиянки, Виктория, тем не менее, по стопам родителей не пошла. Ещё в детстве стало заметно, что у Виктории замечательный голос, и она полностью посвятила себя музыке. Её стили — блюз, джаз, рок и соул. Виктория играет больше в мюзиклах, но порой появляется и в российских сериалах.
В детстве, как ни странно, Пьер-Мари выступала в детском духовом оркестре, играя на тубе. Среди тридцати мальчиков она была единственной девчонкой. Оказалась она в оркестре благодаря трагическому случаю: умерли оба её родителя, и девочку поместили в интернат с музыкальным уклоном. А до того она думала стать, как мама с папой, врачом.
Ола Кейру
Если актёры из списка выше получают роли в сериалах от случая к случаю, то Кейру на игре в сериалах специализируется. В его портфолио уже около сорока работ. В 2018 году он снялся в фильме по мотивам знаменитой британской комедии 1997 года «Мужской стриптиз». Российский римейк называется «Ночная смена», и сюжет по сравнению с оригиналом довольно сильно изменён, хотя сама завязка и некоторые детали остаются очень узнаваемыми.
Кейру родился в Ростове-на-Дону, его брат — довольно известный баскетболист Виктор Кейру, сестра Катерина — тоже баскетболистка. Они играют в составах мужской и женской сборных России. Ещё один брат, Вилли — боксёр. На их фоне Ола очень выделяется. Отец Кейру — уроженец Сьерра-Леоне, в Россию приезжал учиться в инженерно-строительном институте и обзавёлся семьёй. Сейчас снова живёт на родине.
Ола не только актёр, но и дизайнер, он ведёт инстаграм, где рассказывает о семейной жизни и порой показывает сумки и рюкзаки своего дизайна.
Андрей Суберу
Андрея Суберу многие помнят по участие в юмористическом шоу «Городок», где он постоянно появлялся в эпизодических ролях. Как и многие другие чернокожие актёры в России, он является в некотором роде заложником своей внешности и в сериалах, где часто появляется, играет только случайные короткие роли. Исключением стал комедийный сериал «Легенда о тампуке», где Суберу досталась главная роль.
По сюжету, простодушный и не очень удачливый житель Марокко по имени Мананга оказывается в центре российских криминальных разборок и в конце концов становится уголовным авторитетом и миллионером. В сериале Суберу довелось работать с такими звёздами, как Джигарханян и Васильева.
Настоящее имя Суберу — Адиноий. По образованию он врач, закончил университет Мечникова. По происхождению Суберу нигериец.
И, конечно, невозможно не вспомнить какая драматическая судьба сложилась у темнокожего «Максимки» Толи Бовыкина, любимца советских детей.
Текст: Лилит Мазикина
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Свои ребята: пять темнокожих актёров нашего кино
Богатому колориту российского кино позавидует любой другой кинематограф: множество типажей и национальностей, экзотические корни актёров и целая россыпь талантливых людей. Сегодня мы поговорим о темнокожих артистах нашего кино, которые привыкли выделяться на фоне коллег и сполна пользоваться преимуществами своей необычной внешности. В кино им не раз доводилось играть иностранцев, но для зрителей они давно уже стали своими ребятами.
Алексей Дедов
Российский актер и оперный певец родился в Ленинграде. Зрители знают Алексея по главной роли в сериале «Афромосквич» и многочисленных эпизодических появлениях в других популярных картинах. Играть темнокожих красавчиков Алексею в какой-то момент надоело, сейчас он посвящает свою жизнь опере, а театральная публика уже не раз убедилась, что голос артиста как минимум не уступает другим его талантам.
Ола Кейру
Ола появился на свет в Ростове-на-Дону, его мама русская, а отец — уроженец Сьерра-Леоне. Братья и сёстры Кейру с детства увлекались спортом и в итоге добились серьёзных успехов, Ола же реализовал себя сначала в качестве фотомодели, а затем получил первое приглашение в кино. Сейчас на его счету около пятидесяти ролей, а режиссеры совсем не стесняются использовать его нетипичную внешность для самых экзотических героев.
Антон Зайцев
Телеведущий Антон Зайцев в своё время тоже снимался в кино, многие до сих пор вспоминают его главную роль в фильме «Зефир в шоколаде». С тех пор было ещё несколько эпизодических появлений, но в конце концов актёр немного сменил сферу деятельности. Антон родился в Москве, а своей яркой внешностью обязан отцу — дипломату суданского происхождения, хотя публике он известен под фамилией матери.
Мигель
А вот Сергей Шестепёров выбрал прозвище, которое больше соответствует его образу. Мигелем он стал уже в театре, а впоследствии прославился не только как актёр, но и хореограф, продюсер, певец и телеведущий. Отец Мигеля вернулся в родную Кубу сразу после рождения сына — они познакомились лишь несколько лет назад, воспитанием ребенка занималась мама. Сейчас Мигель нечасто радует публику съёмками в кино, зато регулярно появляется в жюри популярных телепередач.
Григорий Сиятвинда
Самый популярный темнокожий актёр нашего кино родился в Тюмени. Григорий несколько лет жил с родителями в Замбии, но после их развода вернулся с мамой в Россию. В отличие от других героев нашей статьи, Сиятвинде удалось выбраться из амплуа характерного актёра — играть африканских королей порой приходится, но сейчас его фильмография может похвастаться большим разнообразием.
Поддержите нас лайком и подпиской. Пишите в комментариях, что вы думаете по этому поводу?
Мганга! Идёт Великий Мганга!
На фоне BLM вновь встрепенулись голливудские стенания по поводу того, могут ли негры играть белых в кино, имеют ли право белые озвучивать негров в мультфильмах, каким должен быть процент чернокожих в кино и даже насколько чернокожим должен быть чернокожий, чтобы играть чернокожего.
Джордан Пил, автор бесспорных хитов “Прочь” и “Мы”, прямо заявил: “Не могу представить, что я выбрал бы белого чувака на ведущую роль в своём фильме. Не то чтобы мне не нравились белые чуваки, но такое кино я уже видел”.
Как верно заметил в ответ некий безымянный (по понятным причинам) кинодеятель — “Скажи это белый режиссёр про чёрных актёров, с его карьерой было бы покончено”.
Я лично как не видел в этом проблем, так и не вижу — хороших актёров-афроамериканцев в Голливуде полно, и вроде никто не прозябает без работы. Но, видимо, они заботятся о бесталанных собратьях по расе и профессии, которых надо бы куда-то пристроить взамен “белого чувака”. Что ж, имеют право, да и вообще мы сегодня не об американском кино, а о кино отечественном, и в частности — о его чернокожих актёрах, пусть их было не так уж и много.
Как у чёрненького братца,
Волосёнки не ложатся,
Завиваются в колечки,
Словно шёрстка у овечки.
Черномазенький,
Черноглазенький.
Он ножонками топочет,
Он по-своему лопочет:
— Гилли-Милли,
Га!
Это стихотворение, которое сегодня могло бы вызывать очередной бунт в любом штате, было написано Агнией Барто в далеком 1926 году. Но отношение к чернокожим братцам и сестрицам ни в СССР, ни в России с тех пор в принципе не изменилось.
Негры в советском кино
В отечественной литературе негр всегда был угнетённым, трудолюбивым, добродушным, слегка простоватым. Если же по сюжету негр оказывался плохим — его научили, заставили или обманули белые.
То же самое происходило и в отечественном кинематографе, но чернокожие были там гостями совсем уж редкими по вполне объективной причине — отсутствовали в должном количестве и актёры, и роли.
Такая штука, как блэкфейс — театральный грим с откровенно гипертрофированными негроидными чертами лица — в СССР как-то не прижился, тогда как в США вплоть до тридцатых годов его использовали даже немногочисленные натуральные негры-актёры, которые выглядели “недостаточно неграми”. Впрочем, обойтись без блэкфейса в советском кино не получилось — в фантастическом антивоенном кино 1953 года “Серебристая пыль” Абрама Роома негритянку Мэри играет “затонированная” Зинаида Николаенко, а её сына Бена — также загримированный Джим Комогоров, сын аргентинского коммуниста, который в 1941 году находился в пионерлагере под Гродно и угодил под оккупацию, где и пробыл до 1944. Кстати, Джим и сейчас жив-здоров и даже есть в социальной сети Facebook.
Кадры из фильмов: «Цирк», «Пятнадцатилетний капитан» и «Серебристая пыль»
Позднее блэкфейс как приём всплывал у нас в основном в комедиях — от “Мы из джаза” Шахназарова, где по сюжету барабанщик в исполнении актёра Аверюшкина изображал негра перед некоей комиссией, до “Ширли-Мырли” с агентами ФБР Панкратовым-Черным и Михаилом Кокшеновым.
В “Мы из джаза” пришлось сделать чернокожей и Ларису Долину, которая сыграла певицу Клементину Фернандес. У Фернандес был вполне реальный прототип — Целестина Коол, американская певица, приезжавшая в Советский Союз и успешно гастролировавшая с оркестром Утёсова. Правда, в советских фильмах Коол так и не довелось сняться, в отличие от Коретты Арле-Тиц.
Коретта перебралась в Россию ещё при царе, в 1913 году, потом вышла замуж за русского пианиста, в Гражданскую и Великую Отечественную выступала на фронтах перед красноармейцами, исполняя спиричуэлс. В кино же Коретта отметилась в “Цирке” (1936, в роли няни маленького негритёнка) и в “Пятнадцатилетнем капитане” (1945, в роли старой негритянки Нан).
Биографии негров, которых так или иначе занесло в советский кинематограф, вообще отличаются захватывающими сюжетными поворотами.
Один из первых чернокожих актёров в советском кино, Кадор Бен Салим, по национальности был сенегальцем. Его изрядно покидало по свету, пока не забросило с цирковой труппой в Россию, где он не только успел повоевать в частях Красной Армии, но даже побывать в плену у казаков генерала Анненкова. В немой фильм 1923 года “Красные дьяволята” по повести Павла Бляхина Бен Салим попал случайно: на роль китайчонка Ю-ю не смогли найти исполнителя, и вместо него в картине появился вполне взрослый негр Том Джексон, благо часть актёров набирали из Тифлисского цирка, где Бен Салим и трудился на тот момент.
После успеха фильма актёр сыграл Джексона в четырёх продолжениях “Дьяволят”, а также отметился в картинах “Рейс мистера Ллойда”, “Чёрная кожа” и “Возвращение Нейтана Беккера”. После 1932 года следы сенегальца теряются — по крайней мере, в кино он больше не снимался.
Что интересно, в ремейке “Дьяволят” — “Неуловимых мстителях” 1967 года — Эдмонд Кеосаян вместо негра Джексона ввёл цыгана Яшку, о причинах чего можно только гадать.
Всем знакомый негритёнок из “Цирка” (“дяди спят и тёти”, да-да), которого зовут Джеймс Паттерсон, родился в семье эмигрировавшего из США художника Ллойда Паттерсона и советской художницы Веры Араловой, после войны ставшей видным модельером. Кроме “Цирка”, Джеймс больше нигде не играл, зато стал офицером-подводником, а после увольнения в запас закончил Литинститут и вступил в Союз писателей СССР. В 1994 эмигрировал в США, где живёт и поныне.
Куда трагичнее сложилась судьба другого маленького чернокожего актёра. Толя Бовыкин родился в Архангельске в 1943 году, у работницы порта от американского матроса из арктического конвоя “Дервиш”. Судя по отличной актёрской работе Толи в фильме Владимира Брауна “Максимка” (1952), его ждало большое будущее и даже хотел усыновить будущий режиссёр Сергей Параджанов (на “Максимке” он был ассистентом), но в возрасте 15 лет Толя умер по неясным причинам.
Немногим позже “красного дьяволёнка” Бен Салима в советском кино появился негр-эмигрант из США Роберт Росс. Он прибыл в страну Советов в 1928 году и стал первым афроамериканцем, который получил советское гражданство (не знаю, что там было в этом плане с Бен Салимом), и одним из двух чернокожих актёров “Мосфильма” (второй — Вейланд Родд, о котором ниже). С 1936 по 1971 Росс снялся в большом количестве фильмов — правда, в основном в эпизодических ролях, но все должны помнить Наба, слугу мистера Смита из “Таинственного острова” (1941), и Редрета из “Острова сокровищ” (1971). Правда, на жизнь Росс зарабатывал несколько иным образом — выступая по всему Союзу с лекциями о расовой сегрегации в США и истории тамошнего рабовладения.
Ещё один политэмигрант, и тоже Роберт, но по фамилии Робинсон, в кино угодил одноразово, зато в остальном его судьба оказалась настолько занятной, что я несколько отступлю от темы и расскажу о ней чуть подробнее.
Робинсон перебрался в СССР в 1930, когда автомобильная компания Форд Мотор сотрудничала с Горьковским автозаводом и руководитель советской делегации пригласил фордовского негра-рабочего на более высокую зарплату. Поскольку у Робинсона буквально перед этим линчевали брата, он с радостью согласился (утверждают, что его зарплата в СССР была вдвое выше американской). Правда, вместо ГАЗа он угодил на Сталинградский тракторный, где работали другие американцы, белые южане. Они всячески тиранили Робинсона, обзывая “чёртовой обезьяной”, и в конце концов даже побили. Закончилась эта неприятная история для всех хорошо — обидчикам дали по два года колонии, после чего одного выслали, второго амнистировали и оставили на СТЗ, а Робинсон стал депутатом Моссовета и инженером.
Казалось бы, живи и радуйся, но неблагодарный экс-американец всё более тяготился жизнью в Союзе (особенно его пугали почему-то женщины и щи из капусты). В 1973 году он улетел туристом в Уганду, подружился там с Иди Амином и возвращаться уже не стал. Позднее переехал в Штаты, где издал полную жалоб и страданий автобиографию “Чёрное на красном. Мои 44 года в Советском Союзе”.