актеры осетинского театра фото
Семейные тайны Егора Бероева: Почему актер не афишировал родство с дедом и не общался с отцом
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Легендарный майор Вихрь
Имя его деда знала вся страна, точнее, имя его самого известного киногероя – майора Вихря. Вадим Бероев, сын польской дворянки и осетинского врача, стал первым артистом в этой семье. После окончания ГИТИСа он начал выступать на сцене Театра им. Моссовета и сниматься в кино, а в 30 лет сыграл свою самую известную роль – главного героя фильма «Майор Вихрь».
В конце 1960-х гг. Вадим Бероев превратился в одного из самых популярных и узнаваемых актеров. После звездной роли его карьера пошла на взлет, но оборвалась на пике – уже через 5 лет его не стало. Ему нужно было поберечь себя и заняться здоровьем – у него уже давно были проблемы с печенью, а Бероев позволял себе выпить лишнего, что было ему противопоказано. И это привело к фатальным последствиям: жизнь знаменитого майора Вихря оборвалась в 35 лет.
Его дочь Елена пошла по его стопам, но он уже об этом не узнал – когда его не стало, ей было всего 13 лет. После школы она так же, как отец, окончила ГИТИС и пришла в тот же Театр им. Моссовета. Широкой публике ее имя не было известно – в кино она не снималась и лишь изредка появлялась на экранах в телеспектаклях. Елена Бероева несколько раз выходила замуж, но при этом решила оставить себе девичью фамилию, в честь своего отца.
Новая звезда династии Бероевых
Ее первый брак с актером Вадимом Михеенко продлился всего около года, и воспитанием сына Егора родной отец не занимался. В гражданском браке у Елены родился еще один сын, Дмитрий. Этот союз тоже вскоре распался, и воспитанием сыновей занимался ее третий муж, Юрий Черкасов. Оба мальчика носили фамилию матери – ей очень хотелось, чтобы они продолжили династию. И оба сына действительно выбрали актерскую профессию.
Егор Бероев всегда гордился своим дедом и называл его примером в профессии, но очень не хотел сравнений с майором Вихрем, а потому скрывал свое родство с ним, когда начал собственный актерский путь. Его выбор стал неожиданностью даже для его родных – в юности он больше увлекался живописью. А когда мать впервые вывела семилетнего сына на сцену театра, он так растерялся и смутился, что она решила: эта профессия точно не для него.
Родители вообще не рассчитывали на то, что из него выйдет толк – учеба в школе его не занимала, он постоянно пропадал с друзьями на улице и часто попадал в неприятные истории. У Егора Бероева было 6 приводов в милицию – он вырос на Арбате в 1990-е гг., часто участвовал в драках, и его жизнь могла сложиться совсем по-другому, если бы в юности Егора не увлек театр.
После школы Егор Бероев решил поступать в театральный вуз, но выбрал не ГИТИС, а Щепкинское училище – потому что оно «было самым далеким от семьи». В ГИТИСе, где выучились два поколения Бероевых, Егора неизбежно сравнивали бы с дедом и с матерью, к тому же он не был уверен в том, что там объективно оценили бы его способности. « Не хотел, чтобы меня приняли только потому, что я внук Бероева », – объяснял актер.
Окончив вуз, Бероев начал выступать на сцене МХТ им. А. Чехова и сниматься в кино. Свою первую главную роль он сыграл в 24 года в сериале «Гражданин начальник», после чего критики заговорили о нем как об одном из самых талантливых и перспективных молодых актеров. Широкая популярность пришла к нему после съемок в сериале «Каменская-2» и фильмах «Железнодорожный романс» и «Турецкий гамбит».
Семейная тайна
Все это время Егор не общался с родным отцом – мать и бабушка не хотели, чтобы они поддерживали отношения. Спустя годы Вадим Михеенко рассказывал: « У нас с Лялькой был сумасшедший роман! Она – особенная женщина. Прекрасна и как актриса, и как женщина, и как хозяйка, и как мать. Нам с Лялькой надо было какое-то время перетерпеть, и все бы стало на свои места. Но тут вмешалась ее мама, и нашим отношениям пришел конец… Парня с детства настраивали против меня. Я долго бился, но ничего не смог поделать. Потом я бросил бороться. Подумал, что Егор вырастет и все поймет. Сын вырос, но ничего не понял ».
Актерскую карьеру Вадима Михеенко вряд ли можно было назвать очень успешной. В 1970-х – 1980-х гг. он много снимался и стал популярным благодаря главной роли в фильме Родиона Нахапетова «На край света…», но в годы перестройки его карьера завершилась. В личной жизни он не отличался постоянством и пытался построить семью 9 раз! На склоне лет он сожалел о том, что утратил связь с сыном и очень переживал из-за этого.
Егор действительно долгое время не хотел общаться с отцом и не искал с ним встреч. Когда ему было уже 37 лет, отец решил обратиться к нему через СМИ, попросив у него прощения и поздравив с Днем рождения. Через какое-то время после этого публичного обращения Егор нашел его в соцсетях. Они начали переписываться, Михеенко рассказал сыну о том, что перенес 3 инфаркта и инсульт. Они планировали встретиться, но долгое время не могли осуществить желаемое – Егор постоянно пропадал в киноэкспедициях и на гастролях.
Вадим Михеенко признался, что часто пересматривал фильмы с участием сына, следил за его участием в шоу «Ледниковый период». Он говорил, что гордится сыном и надеется на то, что когда-нибудь Егор простит его и приедет. В конце концов их встреча состоялась, и Бероев нашел в себе силы наконец отпустить детские обиды и постараться понять отца.
Не повторяя чужих ошибок
Наученный горьким опытом своих родителей, Егор Бероев в своей семейной жизни старался не повторять их ошибок. Его отношение к браку было очень серьезным и ответственным. Уже 20 лет он женат на актрисе Ксении Алферовой и говорит: « Жить с одним человеком интереснее, чем пытаться обрести какой-то неизведанный опыт в новых отношениях. Это новое ты находишь именно с ним. И тогда – буквально! – каждый следующий день приносит что-то свое ».
Кажется, он унаследовал от своих предков только самое лучшее: он не менее талантлив, чем они, но, в отличие от деда, ведет здоровый образ жизни и занимается спортом, а в отличие от отца, в семейной жизни ценит постоянство, верность и ответственность. Пара растит дочь Евдокию, и в ее воспитании актер старается проявлять максимальную заботу и внимание.
Бероев и Алферова создали и возглавили благотворительный фонд «Я есть!», который оказывает помощь детям с особенностями развития. Над одним из них супруги 3 года назад взяли опеку после того, как он остался сиротой. Сейчас они помогают парню адаптироваться к самостоятельной жизни в обществе.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
О театре
Вместе с выпускниками ГИТИС-а стремительно расцветали яркие дарования В.Тхапсаев и В.Каргиновой, получивших профессиональную подготовку в студии Русского театра Владикавказа. Н.Саламов, Е.Туменова, К.Сланов, Б.Калоев, Т.Кариаева, Ю.Мерденов, Д.Темиряев, В.Галазов, З.Кочисова, В.Уртаева, Б.Тулатов – воспитанников студии Осетинского театра. Имена этих признанных мастеров сцены, наделенных высокими званиями народных и заслуженных артистов России и РСО – Алания, по праву внесены в сокровищницу национальной сценической культуры Осетии.
В формировании героико-романтических традиций, надолго определивших облик и творческий путь осетинского театра, большой вклад внесли режиссеры: педагог и первый режиссер Осетинского театра заслуженный деятель искусств РФ Е.Маркова, режиссеры-педагоги заслуженный артист РФ М.Цаликов, А.Макеев, а так же первая осетинская женщина-режиссер народная артистка РФ З.Бритаева. Среди множества постановок режиссера, осуществленных на национальной сцене, в золотой фонд театрального искусства России и Осетии вошли спектакли по пьесам: У.Шекспир «Отелло», Б.Мольер «Тартюф», Г. Плиев «Чермен».
Более полувека отдал родному театру народный артист РФ, лауреат Государственных премий РФ им. К.Станиславского и К.Хетагурова Г.Хугаев, много лет возглавлявший СОГАТ им. Тхапсаева. Талантливый режиссер, один из ведущих представителей осетинской национальной драматургии. Его пьесы обретали жизнь как на осетинской сцене, так и на многих сценах нашей многонациональной страны. Наиболее известные из них: «Честь отцов», «Сатти и Бати», «Наемный вождь», «Черная бурка», «Чепена». Г.Хугаев осуществил в театре более сотни постановок спектаклей национальной драматургии, а так же западноевропейской и русской классики. В летописи театра золотыми буквами обозначен спектакль по пьесе У.Шекспира «Тимон Афинский», удостоенный в 1984 году государственной премии РФ им. К.Станиславского.
Г. Хугаеву принадлежит идея создания и проведения во Владикавказе самого престижного на Северном Кавказе театрального фестиваля «Сцена без границ».
Значительную лепту в развитие национального театра внесли режиссеры последующих поколений – заслуженный деятель искусств РФ, лауреат Госпремии М. Цихиев, заслуженный деятель искусств РСО-Алания, лауреат Государственной премии им. К.Хетагурова Р.Бекоева, заслуженный деятель искусств РФ, лауреат им. Хетагурова А. Дзиваев, народный артист РСО-Алания, лауреат Госпремии им. К.Хетагурова А.Галаов.
Особое место в репертуаре осетинского драматического театра всегда занимали произведения мирового классического наследия. Пушкин, Лермонтов, Островский, Горький, Гоголь, Еврипид, Софокл, Гольдони, Мольер, Шиллер, Лорка, Лопе де Вега, Бомарше. Но особое место принадлежало Шекспиру. В разные годы на сцене театра ставились «Отелло», «Король Лир», «Гамлет», «Макбет», «Кориолан», «Двенадцатая ночь», «Ромео и Джульетта», «Много шума из ничего», «Тимон Афинский», «Виндзорские проказницы». Трудно найти еще один театр, который так систематически и успешно бы работал над произведениями Шекспира. С его именем в Осетии связано и имя народного артиста СССР В.Тхапсаева. Три роли- Отелло, Король Лир и Макбет стали явлением мирового театрального искусства. Сегодня его имя носит Осетинский театр.
Характерной чертой национального театра Осетии на протяжении 78 лет было сочетание реалистических мхатовских и вахтанговских традиций с самобытными традициями, сложившимися в недрах самого осетинского театра. Этому во многом способствовало и то, что его творческий состав неоднократно пополнялся выпускниками национальных студий при театральном училище им. Б.Щукина и Государственного института театрального искусства им. А.Луначарского. Среди звездных имен выпускников ВУЗ-ов 50-80 годов, народные артисты РФ О.Бекузарова, М.Икаев, Б.Ватаев, К.Бирагов; заслуженные артисты РФ И.Гогичев, С.Хугаев, Т.Кантемирова, С.Медоева, Т.Кабанова, К.Суанов, А.Бекмурзов, Т.Сабанов; народные артисты РСО-Алания З.Тхапсаева, З.Галазова, А.Дзгоева, А.Галаов, Р.Цирихова, К.Губиев, А.Фидаров, Р.Битаев, Л.Дзтиев, З.Меликова, П.Кабисов; заслуженные артисты РСО-Алания Ф.Калагов, У.Хурумов, М.Туриев, З.Дзбоева, Р.Дзуцева, В.Кулова, Р.Рамонова, Л.Качмазов, А.Таугазов.
Среди среднего и молодого поколения творческой труппы театра, за последние годы, ярко и уверенно утверждаются на сцене народные артисты А.Албегов, Н.Хубаева, И.Дзасохова, Д.Черчесова, Ж.Габуева, З.Малкарова; заслуженные артисты РСО-Алания Т.Персаева, Э.Заоев, С.Гуссаова; артисты театра Ф.Пагиева, Л.Дзубиева, А.Тибилова, З.Галаова, З.Лацоева, А.Битаров, М.Гагиева, Ф.Хамикоева, Л.Албегова, И.Савлаева, Т.Муртазов, В.Кумалагов, Р.Царикаева, С.Цаллагов, Э.Джанаев, К.Сугаев, М.Скаев, В.Ваниев, З.Боциева. В режиссерском составе появились новые имена – А.Хугаев, А.Галаов, В.Колиев, А.Кокоев.
История Осетинского театра неотделима от имен замечательных театральных художников и композиторов, чье творчество так же формировалось в недрах самого театра. Среди них: Ю.Федоров, А.Самбур, Т.Гаглоев, лауреат Госпремии премии им. К.Станиславского, засл. худ. РФ М.Келехсаев; засл. худ. РСО-Алания, лауреат Госпремии К.Хетагурова З.Дзахова, А.Кубалов, Э.Вергелес. На протяжении многих лет с театром связана судьба известных композиторов В.Колесникова, А.Поляниченко, Х.Плиева Д.Хаханова, лауреатов Госпремии им. К.Хетагурова Б.Газданова и А.Макоева; засл. деят. искусств РСО-Алания Б.Кокаева, нар. арт. РСО-Алания А.Диамбекова, засл. раб. культ. РСО-Алания Ш.Тедеева.
Сегодня СОГАТ стремится отражать в своих спектаклях реалии времени, сложный многогранный мир эпохи. Он формирует свой репертуар из лучших произведений национальной и мировой классики. Театр и сегодня полон желания творить, создавать и дарить людям радость общения с великим открытием человечества, имя которому – Театр.
Актеры осетинского театра фото
В истории юго-осетинского профессионального театра, которая насчитывает уже 90 лет, есть десятки знаковых имен, олицетворяющих истинный талант, верность профессии и весомый вклад в развитие национального театрального искусства. И здесь, в первую очередь, речь идет о выдающейся плеяде, заложившей основу профессиональному сценическому мастерству.
Вопрос подготовки профессиональных кадров для национального театра был, пожалуй, самым актуальным в ракурсе развития распахнувшего свои двери летом 1931 года национального театра. Несмотря на успех, который сопровождал работу нового культурного объекта, высшим руководством тогдашней Юго-осетинской автономной области была обозначена задача подготовки профессиональных кадров для национального театра. И в 1936 году, спустя пять лет после открытия профессионального театра, в Ленинград, в театральный институт им. Островского на обучение была направлена группа молодежи в количестве 20 человек. Это были: Федор Багаев, Зинаида и Варя Гаглоевы, Степан Газзаев, Андрей Жажиев, Лидия Джиджджоева, Гаврил Таугазов, Андрей и Владимир Тедеевы, Григорий Кабулов, Владимир Каиров, Наталья Магкоева, Сослан Маргиев, Владимир Макиев, Александра Плиева, Григорий Сланов, Чабиевы Варя и Залихан, Нина Чочиева и Мухтар Шавлохов.
Ленинград, культурная столица России, открыл перед молодежью с периферии невероятные возможности творческого роста. «Это был невероятно талантливый курс, к тому же получивший хорошее профессиональное образование в одном из лучших театральных ВУЗов того времени, – говорит Гацыр Плиев, заведующий литературным отделом Юго-осетинского Госдрамтеатра. – Несложно представить, какой успех ожидал эту молодежь после возвращения на Родину. Но, к сожалению, 1941 год все изменил. Началась Великая Отечественная война. Шесть человек, шесть выпускников Ленинградского института, только покинувших студенческую скамью, были призваны на фронт. Трое из них домой уже не вернулись. Таким образом, свой путь на сцене профессиональные артисты начинали в тревожное время, почти вся мужская половина курса, да и другие мужчины театра ушли на фронт, поэтому девушкам пришлось взвалить на себя двойной груз ответственности. Показы в театре не приостанавливались, проводились здесь также и другие культурные мероприятия. Как известно, Цхинвал избежал и фашистских налетов, и оккупации. В городе расположился военный госпиталь, куда направлялись раненые на полях Великой Отечественной солдаты и офицеры. Коллектив театра устраивал показы и в стенах госпиталя. Следует отметить и то, что часть артистов северо-осетинского театра, находящиеся в эвакуации в Цхинвале, тоже присоединились к нашим артистам. Это был период, когда враг занял Алагир и пытался прорваться к городу Орджоникидзе».
Период наибольшего творческого подъема для артистов национального театра пришелся на послевоенные годы. Уже после Победы, все еще не оправившись от потерь, коллектив театра начинает работу с удвоенными силами. Обогащается репертуар, в театр приглашаются режиссеры с севера Осетии и России, начинается активная гастрольная деятельность. Если говорить о людях, составляющих основу театра того времени, то здесь особое место занимают выпускники Ленинградского театрального института им. Островского.
Нина Чочиева.О каждой роли Нины Захарьевны, о каждом ее выходе на сцену в Цхинвале говорили еще долго. Мысырхан в пьесе Д. Туаева «Пæсæйы фæндон», Дзего («Мæрдтæйдзæуæг»), Мусон в пьесе Елбыздыко Бритаева «Дыууæ хойы», Сопи в «Сызгъæрин фæткъуы» и Уардис в «Уарзондзинады кадæг» Владимира Гаглоева – всего свыше ста ролей, воплощенных на сцене, каждая из которых как целая прожитая жизнь. Государство по достоинству оценило вклад Нины Чочиевой в развитие театрального искусства. В 1957 году ей было присвоено звание Заслуженной артистки ГССР, а в 1976 безусловной зрительской любимице присуждается звание Народной артистки ГССР.
Зинаида Гаглоева. Одна из ярких артисток в истории национального театра. Талант молодого дарования был отмечен еще в период учебы в Ленинграде, когда ей, как одной из лучших студенток ВУЗа уже на втором курсе была присуждена стипендия имени Станиславского. Это было большим признанием со стороны выдающихся мастеров – преподавателей ВУЗа, для девушки с периферии. Но главное признание ее будет ждать немного позднее, после возвращения в Цхинвал, в родной театр. Дездемона в «Отелло» Шекспира, Катерина в «Грозе» Островского – это были ее первые роли на родной сцене. Потом уже ее работы на сцене будут исчисляться десятками и преобладающими в перечне ее работ являются героини в постановках по произведениям национальной драматургии. Дуня в одноименной пьесе Коста, Зарада в «Усгур» Мухтара Шавлохова, Салимат в пьесе Давида Туаева «Пæсæйы фæндон», Азау в «Чермене» Гриса Плиева и многие другие роли Зинаиды Гаглоевой стали настоящими жемчужинами в истории национального театра.
Владимир Каиров. Выдающийся артист и режиссер, оставивший заметный след в истории осетинского театрального искусства. Человек, прошедший вместе с театром юга Осетии долгий путь от простого артиста до главного режиссера. Он, уроженец поселка Арыдон Северной Осетии, появился в Цхинвале в 1935 году. Его переезд в Цхинвал был обусловлен безудержным желанием заняться театральным искусством на профессиональном уровне. Он, самородок, успевший «засветиться» во многих самодеятельных коллективах и любительских драмкружках на севере Осетии, мечтал о серьезной самореализации на сцене и путь на вершины искусства он решил начать именно в Цхинвале. Каиров становится своим среди своих практически сразу. Основатели профессионального театра в Цхинвале увидели в талантливом парне большие перспективы творческого роста. Ему дали несколько ролей из действующего репертуара театра, которые он мастерски воплотил на сцене. А уже через год Каиров, как и еще девятнадцать осетинских юношей и девушек, получает путевку в Ленинград, на учебу в одном из лучших театральных ВУЗов того времени. Потом, после возвращения в Цхинвал, в его профессиональной биографии будут сложные военные и послевоенные годы. И много ролей, которыми он украшал каждую постановку. Несколько лет спустя, в 1954 году Владимир Каиров успешно сдает экзамены в Ленинградский Государственный институт на факультет режиссуры. После обучения мастер осознанно выбирает Цхинвал – именно здесь, в театре, ставшем для него вторым домом, он намерен реализовать свои способности как режиссер. В последующие годы в его постановке зрители увидят «Саниат» Езетхан Уруймаговой, пьесы Владимира Гаглоева «Ныййарæджы кадæг», «Иунæджы кадæг», «Сызгъæрин фæткъуы», пьесу Гафеза «Бæсты фарн», «Бирæгътæ» Михаила Гучмазова и многие другие. Владимир Каиров был одним из монументальных столпов национальной режиссуры и одной из серьезных опор национального театра на протяжении многих лет.
Гаврил Таугазов. Он родился на родине Коста, в селении Зруг, что близ села Нар Северной Осетии. Будущий артист работал в маисовом комбинате в городе Беслан, когда познакомился с руководителем драмкружка комбината Владимиром Каировым. Это была встреча, которая изменила его представления о будущем. Он стал активным участником драмкружка, участвовал в любительских постановках и вскоре о талантливом парне из далекого села Зруг уже говорил весь Беслан. Потом в его жизни была еще одна судьбоносная встреча. В Москве, на всесоюзной олимпиаде работников сельского хозяйства, он встречается с выдающимся осетином, композитором Татарканом Кокаевым, который сразу же отметил талант своего молодого земляка и настоятельно рекомендовал ему устроиться в театр, причем именно театр юга Осетии. Это был 1936 год – год набора осетинского курса в институт имени Островского, куда он в итоге был зачислен. После завершения учебы Гаврил Таугазов вернулся в Южную Осетию и был зачислен в труппу национального театра и остался здесь навсегда, до самой смерти – осетин с севера по рождению, ставший южанином по духу, по зову сердца, по темпераменту. Всего за время работы в Юго-осетинском Госдрамтеатре Гаврил Таугазов воплотил на сцене более 200 ролей. Среди них Яго в «Отелло» и Герцог в «Король Лир» Шекспира, Башкин в «Егор Булычев» Максима Горького, Ленин в «Кремлевские куранты» Погодина, Махар в «Враги» Езетхан Уруймаговой, Джамбулат в «Фатиме» Коста, Ацамаз в «Нарт Батрадз» Мухтара Шавлохова и многие другие. Гаврил Таугазов был Заслуженным артистом Северной Осетии и ГССР.
Мухтар Шавлохови Варя Гаглоева. Творческий и семейный союз двух талантливых людей. Он – артист, поэт, драматург и она – одна из ярких представительниц старшей плеяды артистов Юго-Осетинского Госдрамтеатра. Он прожил совсем мало – всего 31 год, но навсегда обессмертил свое имя в истории национального искусства. За несколько лет работы в театре Шавлохов успел воплотить на сцене ряд запоминающихся образов. Среди них Перышкин в «Дуне» Коста, Карум в пьесе «Фыййæутты уæтæр», которую он сам и написал, Данел в трагедии Бердзенишвили «Искра» и другие. В тридцать лет Мухтару Шавлохову присуждается звание Заслуженного артиста ГССР. Его драматургические произведения «Усгур», «Хæхтæ сдзырдтой», «Патриоттæ», «Бега», «Айдарты Знауыр» и многие другие на протяжении нескольких десятков лет с успехом ставились на сцене национального театра. Она, Варя Гаглоева, также начала свой путь на профессиональную сцену с Ленинградского театрального института им. Островского и до последнего дня своей жизни преданно служила осетинской сцене. На счету у артистки Гаглоевой более сотни ролей в постановках осетинской драматургии, а также зарубежной и русской классики. Среди них Афаса в комедии Г. Хугаева и Р.Хубецовой «Софьяйы зарæг», Уардис в пьесе Гафеза «Бæсты фарн», Залина в одноименной пьесе Владимира Гаглоева, Госка в трагедии Нафи Джуссойты «Азау и Таймураз». Варя Гаглоева также была заслуженной артисткой ГССР.
…Безусловно, каждый из артистов выдающейся плеяды достоин отдельного исследования. Исследования профессиональной биографии, творческого пути, несомненных заслуг перед национальным театром и осетинской культурой в целом. В юбилейный для нашего театра год мы продолжим публиковать материалы о людях, творивших историю национальной сцены. О людях, своим талантом и самоотверженной работой вписавших свои имена в монумент под названием «Юго-Осетинский Государственный драматический театр имени Коста Хетагурова».
Мечта с названием – Осетинский театр!
Каждая встреча со зрителями это еще одна страница из истории театра. Это пережитые вместе со зрителем счастье, страсти, горести и печали. Ведь актёр – это своего рода канал, через который энергия транслируется зрителю и обратно. Однажды попав в эту профессию, нет пути назад. Именно так, много лет назад судьба привела в Осетинский театр 16-летнюю Замиру Меликову. И прошло ровно 40 лет, как она вернулась из Москвы с группой талантливой осетинской молодежи, получив образование в театральном училище им. Б. Щукина при Государственном театре им. Е. Вахтангова (художественный руководитель студии Л. А. Пашкова).
19 марта 1980-го года. Железнодорожный вокзал города Орджоникидзе. На улице легкий холодок. С неба как бабочки к ногам летели единичные снежинки. На перроне многолюдно. Выпускников театрального училища после окончания учебы с цветами и поздравлениями встречают заместитель председателя Совета Министров республики С.Е. Ужегов, завотделом пропаганды и агитации обкома КПСС Д.С. Плиев, министр культуры СОАССР Г.Е.Черчесов, представители театральной общественности республики. Оттуда их на автобусе повезли в Осетинский театр. Именно так встречали молодых артистов по возвращении в родную республику. Народная артистка РСО-Алания Замира Бексолтановна Меликова была одной из тех, которая в тот день вернулась полная идей.
Прошло 40 лет? Хочется актрисе переспросить. Целых 40 лет! Которые пролетели стремительно, оставляя за собой яркие моменты, встречи, аншлаги, и несмолкаемые заслуженные аплодисменты зрителей, море цветов и народное признание…
А кажется что еще совсем недавно в Северо-Осетинском драматическом театре заседала авторитетная комиссия по отбору кандидатов в осетинскую студию. Замира прошла экзамены без всяких трудностей. Сам Георгий Доментьевич Хугаев дал характеристику начинающей актрисе. Свыше двадцати парней и девушек из разных районов республики были направлены тогда в Москву. Пять лет поисков и открытий, первых ролей, разочарований, удач, надежд…
А сейчас, в день приезда, они вошли в театр как полноправные хозяева. Впервые, по настоящему они осознали всю ответственность, возложенную на них. Поняли, сколько надежд республика связывает с их прибытием. Им доверили открыть новую страницу в истории Осетинского театра. Это были молодые, полные идей и сил: Албегов О.М., Смольникова В.Н., Ахполов Э.К., Бесолова Л.Ч., Годжиева С.У., Губиев К.С., Гугкаева Р.К., Дзтиев Л.Т., Сабанов Т.М., Дзуцев А.У., Кундухов Н.И., Кцоев М.Я., Меликова З.Б., Мерденов М. Н., Рамонова Р.Н., Фидаров А.У., Хамикоев Д.Г., Цариев В.З.
Замира получила отличное воспитание будучи из уважаемой семьи. Отец Бексолтан – ветеран ВОВ, мама Муслимат – педагог с сорокалетним стажем, депутат, Заслуженный учитель РСФСР. В семье трудолюбие, справедливость, традиционные нравственные ценности, патриотизм и ирон агъдау были на самом высоком уровне. Заложенное родителями, и тем еще здоровым обществом воспитание, стало фундаментом дальнейшего успеха.
Откуда у сельской девочки зародилась любовь к театру?
Оказывается, к театральному искусству Замира приобщилась еще в детстве. Односельчане и по сей день помнят, когда все соседи после сельскохозяйственных и домашних работ вечерами дружно выходили во двор и привычно рассаживались, делясь последними новостями прожитого дня. А маленькая Замира с большой ответственностью готовила для них свои интересные выступления, сценки. Уличным театром одного актера восхищались как взрослые, так и дети. К тому же сюжеты сценок придумывала Замира сама. К подготовке выступлений подходила творчески и с энтузиазмом. Организаторские способности выдавали в ребенке неординарную личность и твердый характер. Чувство уверенности в себе не оставляло места сомнениям ни перед каким делом, за что бы она не взялась. Мама Замиры в школе вела драматический кружок. В скором времени будущая актриса стала в нем активной участницей. Первая серьезная роль Мызылон в пьесе Р. Кочисовой «Плут» или «Наш пристав сошел с ума», не оставила сомнений в выборе профессии. Ее стали приглашать на все сельские и районные мероприятия. Она писала и читала стихи, монологи… Была звездой школьной самодеятельности. А потом… А потом сбылась мечта под названием – Осетинский театр!
На самом деле Замира Бексолтановна начала свой творческий путь на сцене Северо-Осетинского государственного театра им. Владимира Тхапсаева в 1973 году еще задолго до окончания училища в составе вспомогательной группы, куда пришла сразу после школы в 16 лет. Ее не испугали ни проблемы с жильем, ни маленькая зарплата. Она была готова работать бесплатно, лишь бы стоять на одной сцене с такими старожилами, как Бекузарова, Бритаева, Саламов, Сланов, Кантемирова, Хурумов, Ватаев и другие. Это было время, когда мечты опережали события, а события – мечты. Молодая, задорная, правдолюбивая, смелая, сельская девчонка из с. Зильги решила посвятить себя театральному искусству и зрителям, которые вместе с ней пережили все ее роли, судьбы ее героинь. Она сразу же влюбила в себя зрителя, роли посыпались одна за другой. Похвала от великого мастера сцены Георгия Доментьевича Хугаева стоило дорогого. Она дождалась и этого момента. Роли созданные актрисой, стали подтверждением высокого звания мастера сцены. В этот момент как раз в театре ставили спектакль «Честь отцов».
– Мне тоже дали маленькую роль, – вспоминает Замира. – Буквально два слова. А мне казалось, что я играю главную роль. Позже мне была доверена роль девочки-разбойницы в спектакле. Надо было драться, свистеть, танцевать и говорить на жаргоне. Я ходила по дворам и собирала жаргонизмы. С утра пораньше придя в театр, репетировала с рабочими сцены драки. Высшим признанием меня как актрисы стали слова Елены Туменовой: «У этой девочки есть будущее».
Перелистывая семейный альбом, в памяти Замиры оживают все роли. Она с особой любовью, бережно перекладывает фотографии, молниеносно меняя мимику и пересказывая сюжеты пьес, читая монологи… На вопрос, в которой из сыгранных многочисленных ролей вы увидели себя, ту, настоящую Замиру, прозвучал ответ:– В Дане И. Гогичева из спектакля «Дикарка». Автор пьесы высмеивает пороки и алчность людей, разоблачает эгоистов, уродливое подобие семейного благополучия, современное мещанство, внешне прикрытое респектабельностью. Свежее дуновение в этой тухлой мещанской атмосфере – появление воспитанной в иных трудовых сельских условиях Даны. Она искренне удивляется происходящему на ее глазах. Она даже наивна в своей прямолинейности и исполнительности, ей чужды двусмысленность и двуличие. Дана открыла глаза Александру на происходящее в его доме. Да, прозванная чванливыми женщинами «дикаркой», Дана многое изменила в доме Александра. Оставила след доброты, света и духовного богатства. Дана – характерная Замира, стала зеркалом, заглянув в которое, они увидели свое истинное лицо. Замиру стали узнавать на улице, останавливать и благодарить за великолепную игру. Не было в Осетии села, где не показали этот спектакль. Многие смотрели его по восьмому разу. Большинство из них знали текст наизусть. Письма зрителей с пожеланиями и восхищениями шли потоком. Народ настолько верил в происходящее на сцене, что был готов выйти и защитить Дану. Зрители с зала выкрикивали: «Не смейте ее обижать!» (Уæдæ ма йæ бафхæрут!», и становились на защиту. Замира иногда боялась, что зрители поднимутся на сцену. На заседании ВТО за лучшую актерскую работу тогда Замире дали путевку и премию 20 рублей. Это была очень большая награда.
– Роль захватывала и меня, и зрителя – признается Замира. – По своей наивности, чистоте и непосредственности эта роль и мой образ совпали!
И вновь, спустя долгое время на сцене Осетинского театра показывают спектакль «Дикарка» в постановке режиссера Сабанова Т. Замира же теперь в нем исполняет роль тещи.
Следом за «Дикаркой» Хугаев Г.Д. определил Замире совершенно противоположный Дане образ. На этот раз она играла секретаря в спектакле «Заплатки». Так из года в год одна роль сменяла другую.
В жизни актрисы было много испытаний, как в семейной жизни, так и в творческом росте. Но выбрав однажды этот нелегкий путь, Замира осталась навсегда верной и преданной профессии.
Сегодня Народная артистка РСО-Алания Замира Бексолтановна Меликова одна из видных представителей современной осетинской творческой интеллигенции, пропагандирующая лучшие традиции российской и национальной театрально-сценической культуры. Она вырастила не одно поколение молодых актеров и просто хороших людей, которые благодаря Замире нашли свою дорогу в жизни, в искусстве, пришли в театр. Творческая личность З. Меликовой необычайно широка и многогранна. Театральную деятельность она совмещает с научно-просветительской трудом, работая в качестве преподавателя сценической речи и художественного слова. Она педагог дополнительного образования высшей категории. Ее педагогический стаж – 31 год. Все это время Замира работает в средней образовательной школе №30г. Владикавказа, где также является художественным руководителем школьного театра. Замира пишет инсценировки, сказки на осетинском языке. Также ведет активную общественную деятельность по развитию осетинского языка, приобщению молодежи к истокам национальной культуры. Актриса входит в когорту особо востребованных артистов и творческих деятелей республики. Этому способствует ее высокие разносторонние профессиональные качества: постоянное стремление к совершенствованию, интеллектуальному и творческому развитию, объективное понимание требований и веяний времени.
За годы актерской деятельности Замирой сыграно свыше 60 ролей западно-европейской, русской и национальной драматургии. Некоторые из них, благодаря яркой творческой индивидуальности актрисы, вошли в сокровищницу театральной культуры Осетии. Пожалуй, не многие могут похвастаться таким разнообразием сыгранных ролей, причем в большинстве своем Замире находились первые роли, и многие зрители шли в театр именно на «Меликову». Сплошные аншлаги были на спектаклях «Заплатки», «Продайте вашего мужа», «О, щедрый Тутр!», «Как похищают красавиц», «Богатый дом», «Две свадьбы», «Будьте здоровы», «Дикарка», «Невестки Зали», «Давай поженимся, Саниат», «Зилахар», «Материнская слава», «Отчий дом», «Шанаев Шем», «Сатти и Батти», «Дочери Нафи», «Башмачница», «Влюбленные», «Обрученная девушка», «8 влюбленных женщин», «Старый Владикавказ», «Колыбельная», «Подставной жених», «Замороженный», «И я тебя люблю» и многие другие. На некоторых из них хочется остановиться особенно.
В 2010 году состоялась премьера спектакля «Будьте здоровы!» по пьесе известного французского драматурга Пьера Шено, лауреата европейских премий в области театрального искусства. Режиссером спектакля был Казбек Дзудтагов, который умел ценить возможности актерского таланта З. Меликовой. Именно он пригласил ее на одну из главных ролей и в спектакле «Дочери Нафи» Георгия Хугаева. После громкой премьеры спектакля «Будьте здоровы!» в средствах массовой информации появились материалы с текстами: «Она играет француженку, но как играет! Ее героиня наивна, смешна и простовата, хотя зритель убежден, что она притворяется, ведь нельзя много лет жить среди французской богемы и при этом оставаться простой и наивной. И только в конце, когда ей достается все многомиллионное состояние умершего писателя, к зрителю приходит понимание того, кто был, на самом деле, истинной хозяйкой положения.
Надо учитывать, что пьеса П. Шено «Будьте здоровы!» принадлежит к очень непростому жанру французского абсурда. Для осетинского театра это было новшество.
Еще одна из ярких ролей актрисы – роль Симы в спектакле по произведению В. Гаглоева «Земные Боги». Пьеса отображает духовную чистоту и нравственную силу людей, на чьи плечи легли тяготы военного и послевоенного времени. В пьесе главными являются женские образы. Одна из них Сима-Замира. В те голодные годы, ставшие испытанием для всех, когда нужно было кормить семью, женщина стала единственной надеждой на спасение.
…Вот на сцене появляется Сима-Замира. Бежит вперед, пряча в переднике несколько картошек. Не для себя… Отец погиб на фронте, мать тяжело больная, дома — сироты с голоду помирают. Вдруг ее догоняет председатель колхоза Садул-У.Хурумов и покрывает страшной руганью, пытаясь пристыдить ее и наказать коллективным судом за хищение народного имущества. С разных уголков зала слышно как плачут зрители. Но вот смягчилось сердце председателя, человека который сам повидал на войне много жестокости и страданий, где руку потерял, но не надежду и человечность. Зритель игру артистов оценил по достоинству. «Для молодой актрисы эта роль несомненная удача»– писала в газете «Социалистическая Осетия» драматург Р. Хубецова.
Еще одна роль, на которую нужно обратить внимание, это роль Елены Владимировны в спектакле «Продайте мне вашего мужа» по пьесе Михаила Задорного. Елена Владимировна-Замира тщательно готовится к семейному ужину: в этот день исполняется двадцать лет совместно прожитой жизни с Андреем. Но — звонок в дверь — и все идет не по плану. От семейной идиллии не остается и следа… Красивая девушка Оксана говорит, что она уже два года является любовницей ее мужа и выражает желание купить его за 20 тысяч долларов. И в принципе, женщины договариваются. Только вот согласен ли муж? Андрей ошарашен, он пытается сбить цену, рассказывая, насколько он плох. Однако Елена-Замира непреклонна в своем желании продать его. Всеми сценическими красками сумела преподнести своего мужа в лучшем виде. Торг перерастает в скандал, в результате которого Оксана разочаровывается в Андрее и уходит. Но все же остроумная героиня Замиры находит весьма оригинальный выход из положения. Обстоятельства меняются несколько раз подряд. Кто выходит победителем? Она!
Один из моих любимых спектаклей, где Замира создала запоминающийся образ – «И я тебя люблю» по пьесе А. Айларова. Каждый ее выход на сцену сопровождается аплодисментами. Вызывать положительные эмоции и заряд – ее природная черта. Можно сказать, эта роль писалась именно для нее. Гармония с партнерами во время мизансцен, комфорт, необычайная простота в передвижениях по сцене, эти взгляды добрейших, широко раскрытых глаз передают зрителю всю полноту таланта артистки и заряжают его энергией, за которой он и пришел. Ее пластика на сцене на столько располагает к себе зрителя, что хочется двигаться вместе с нею в такт движений. Каждая роль ее имеет свои яркие оттенки.
В творческой биографии актрисы важное место занимает кино. Кинематограф открыл новые грани ее таланта. Сыгранные роли стали подтверждением неограниченных возможностей и профессиональных качеств актрисы: «Буйный Терек» 1981, режиссер И. Бурнацев; «Загадка кубачинского браслета» 1982, реж. Р. Гаспарянц; «Мужское самолюбие» 1982, реж. Б. Дзбоев; «Волшебная бусинка» реж. М. Мерденов; «И оглянулся путник» 1985, реж. И. Бурнацев; «Убойная сила-3» 2001, реж. С. Снежкин; «11 писем к Богу» 2006, реж. А. Салбиев; «Ласточки прилетели» 2006, реж. А. Галазов; «Голос матери» 2010. Реж. Н. Харлиев; «Скорый Москва – Россия» реж. И. Волошин; «Ограбление по осетински» реж. А. Макеева; «Завтра, будет завтра» реж. Ф. Золоева.
Для сына Замиры — Алана Догузова — вопрос о выборе профессии не стоял. Для него — творческой личности, примером для подражания всегда являлась мама. Он последовал по ее стопам и стал известный актером, кинорежиссером, сценаристом и продюсером. Алан окончил Щепкинское театральное училище, снимается в кино. Особую популярность ему принесла роль Тагарри в сериале «Кармелита». Зарекомендовал себя как успешный актер в фильмах: «Соврешь-умрешь», «Голос матери», «Преступление будет раскрыто», «Медсестра», «Законы улиц», «Свидетельство о рождении», «Операция Мухаббат», «Пустыня», «Капитан Голливуда» и других. Часто пишет сценарии к фильмам, которые снимает сам. Алан успешен в своем творческом развитии и полон амбициозных планов. Вместе с супругой воспитывают троих детей.
Счастье, когда человек живет в гармонии: дети не забывают отчий дом, внуки растут здоровыми, работа приносит большую радость. Когда за спиной только благие поступки, а совесть чиста перед людьми.
Жизнь Замиры Меликовой — служение театру, семье. Подтверждение этому находим в ее словах: «Судьба всегда была ко мне благосклонна, нередко преподносила подарки в виде ярких характеров на сцене, встреч с замечательными людьми. Да и сын — гордость, семья – тыл мой». Вот она — награда.
Приходя в театр, задумываешься, как актерам удается убедительно сыграть и создать такую реальность на сцене, в которую мы, зрители, верим? Ответ кроется в беззаветной любви к искусству и в титанических усилиях, которые прикладывают артисты на пути к совершенству. Именно так живет и трудится Замира Меликова. Свою судьбу она строила с девизом: «Жить — чтобы любить». Она создала свой островок Любви, куда приходят зрители, поклонники ее таланта, родные и близкие. Где не закрываются двери. Где служение высокому искусству является ориентиром, маяком в жизни артиста.
Оксана ХЕТАГУРОВА
завлит Осетинского театра.
Фотоматериал из личного
архива З. Меликовой