актеры похожие на чикатило
«Было страшно и отвратительно»: пять российских актеров, согласившихся на роли маньяков-убийц
«Чикатило». Дмитрий Нагиев
Выход сериала в этом году в очередной раз вызвал ожесточенные споры в обществе: а нужно ли вообще снимать и показывать художественное кино с подобными «героями»? Как рассказывал сам актер, поначалу от роли он резко отказался, а потом не спал целую ночь и к утру изменил решение. Нагиев хорошо помнит те времена, когда маньяк еще не был пойман, и отважился пойти на риск.
– Я подумал: «А может быть, у меня получится то, что ни у кого не получалось до того?» – рассказывал артист. При этом честно признавался, что на съемках ему нередко было страшно и отвратительно.
– Чикатило – откровенная мразь. Я с удовольствием играю положительных героев, отрицательных героев или слабых людей, но я не умею и не хочу играть мерзких, мерзких на уровне физиологии. Как ни парадоксально, именно это и помогло мне понять глубину мерзости этого персонажа, – делился Дмитрий.
Жертвами Андрея Чикатило в 1980-е годы стало несколько десятков женщин и детей на юге страны. Преступник был признан вменяемым и расстрелян.
«Хороший человек». Никита Ефремов
Работа над этим сериалом завершилась в 2020 году. Прототипом главного героя Ивана Крутихина стал так называемый «ангарский маньяк» Михаил Попков. Убийства он совершал с 1992 по 2010 год, всего известно более чем о 80 эпизодах. Попков при этом работал в полиции и был в курсе расследования по собственному делу. В качестве жертв выбирал женщин подшофе и оправдывал свои поступки тем, что очищает мир от скверны. Признан вменяемым и осужден пожизненно.
Никита Ефремов в сериале «Хороший человек». Фото: кадр из сериала
Никита Ефремов, по его словам, давно хотел попробовать поработать в кино над тяжелым отрицательным героем. Многое в сериале отличается от реальности – например, Крутихин пытается перевоспитать своих жертв, выбирает женщин исключительно со скверной репутацией.
«Мосгаз». Максим Матвеев
В сериале, который зрители увидели в 2012 году, Максим Матвеев сыграл человека с двойным дном. Его Влад Вихров – два в одном: обаятельный артист оперетты и жестокий серийный убийца. Образ частично списан с Владимира Ионесяна, наводившего ужас на жителей Москвы в 1960-е годы. Чаще всего жертвами реального преступника становились дети. Ионесян проникал в квартиры под видом работника «Мосгаза». До конца не выяснено, что было первично – стремление к грабежу или психопатия, преступника быстро расстреляли. В сериале акцент больше сделан на детективную составляющую и ретростилистику, события же изложены очень вольно.
«Метод». Серебряков и Чередник
Такова сюжетная линия этого сериала с Константином Хабенским в главной роли: маньяков в нем несколько. Следователь Меглин в исполнении Хабенского как раз и специализируется на поимке подобных убийц. Первый сезон «Метода» зрители увидели в 2015 году.
Алексей Серебряков в сериале «Метод». Фото: кадр из сериала
Алексей Серебряков сыграл в первом сезоне «Метода» маньяка-убийцу Алексея Ануфриева. В этом образе угадывается реальный персонаж – Анатолий Оноприенко. С 1989 по 1996 год на Украине им были убиты более 50 человек. Мотивы до конца не ясны, сам преступник считал, что он «феномен, которого изучать нужно». В фильме с героем Серебрякова расправляется сам следователь Меглин. Реального Оноприенко приговорили к смертной казни, которую заменили пожизненным заключением. Преступник провел около 13 лет в одиночке и умер от сердечной недостаточности.
Не похож: Следователь сравнил персонажа Нагиева с реальным Чикатило
Следователь отмечает, что изучил личность и психологию Чикатило, который даже делился с ним своими сокровенными тайнами. Также Амурхан Яндиев общался с женой и детьми маньяка.
Сходство киношного серийного убийцы с настоящим он отмечает только в силуэте с сутулыми плечами, характерной шляпе и мешковатом плаще. А вот голос Чикатило и его манеру говорить передать не удалось. По словам Амурхана Яндиева, маньяк «будто бубнил себе под нос, как-то внутрь себя, словно боялся, что его фраза прозвучит звонко и другие ее услышат». Такая манера общаться «обволакивала» собеседника.
Походка у персонажа сериала тоже отличается от «медвежьей» манеры двигаться настоящего маньяка. Дело в том, что из-за больных суставов Чикатило при ходьбе подгибал колени и выворачивал стопы. Да и мимику маньяка на экране не удалось передать должным образом.
Кстати, супруга Чикатило Феодосия тоже не походила на экранную героиню. Как рассказал Амурхан Яндиев, настоящая Фенечка, как называл свою жену маньяк, проявляла властность и даже била мужа скалкой.
5 новых российских сериалов, за которые не стыдно
Продолжаем рубрику, в которой знакомим вас с сериалами made in Russia. Особенно рекомендуется для тех, кто с подозрением относится к отечественным сериалам.
Мы уже писали о классных российских сериалах. Сегодня рассказываем еще о пяти.
(И, между прочим, даже Netflix купил российские фильмы «Майор Гром: Чумной доктор» и «Серебряные коньки» и «Брат», сериалы «Эпидемия», «Мажор» и «Фарца» (вообще-то список гораздо шире).
Медиатор
О чем? Андрей Павлов — профессиональный переговорщик. Он договаривается с опасными террористами, несговорчивыми бизнесменами и недоступными женщинами. За годы работы Павлов научился убеждать людей в чем угодно. Но перестал доверять всем, включая себя.
Зачем смотреть? Есть идеи, которые витают в воздухе, и это не случайно. Значит, какая-то тема занимает и кинопроизводителей, и зрителей. Проектов про переговорщиков в прошлом году, скажу по секрету, готовилось как минимум три, но Start.ru успели первыми.
Им вообще повезло: сценарий написала Анна Козлова, автор «Краткого курса счастливой жизни» и «Садового кольца». Она очень по-человечески умеет рассказывать о людях, к которым средний телезритель, живущий не очень сыто, обычно не испытывает никакого сочувствия: богатых и избалованных.
Павлов (Андрей Бурковский) — крайне несимпатичный персонаж, который манипулирует людьми, причем делает это не ради высшей цели, а потому что уже и сам не понимает, кто он такой. Но как раз это и узнаваемо — все мы порой творим нереальную фигню не со зла, а от ощущения потерянности.
История в итоге получилась неровная (вероятно, как раз потому, что создатели спешили успеть первыми), но яркая. Актер Бурковский харизматичный, снято хорошо (оператор Дмитрий Савинов, стоявший за камерой в «Мосгазе»), смотреть интересно. Если не придираться к психологической фактуре, сериал получился эффектный.
Трейлер:
Хрустальный
О чем? Сергей Смирнов — следователь, который охотится на маньяков. Его отправляют в командировку в родной город Хрустальный, где произошло жестокое убийство. Смирнов уехал оттуда много лет назад, пытаясь забыть тяжелое детство, но в Хрустальном воспоминания возвращаются. Именно они помогают ему в поисках преступника.
Зачем смотреть? Люблю шутить в стиле «этот проект я помню еще заявочкой», но нет: я читала уже готовый сценарий. Автор его — Олег Маловичко, который входит в тройку самых коммерчески успешных российских сценаристов вместе с Николаем Куликовым и Андреем Золотаревым (прочитала я об этом в ФБ у Андрея, а теперь жалею, что не сохранила ссылку). То есть всё, что эти авторы пишут, превращается в золото.
Маловичко — соавтор «Притяжения», «Троцкого», «Льда», «Спутника» и «Метода». «Хрустальный» — это собственный проект. В одиночестве он пишет по-разному: иногда получается лихая «Черная кошка», а иногда — не самые внятные «Ночные стражи».
Чуть не написала «тема маньяков автору близка», но, конечно, нет. Просто очень уж хорошо у него получается писать про зло — страшно, но без романтизации насилия.
Я пока этот сериал только начала, но уже могу сказать — кино получилось. Смотреть его порой непросто — это в первую очередь история преодоления детской травмы героя, а не классический детектив. Не хочу спойлерить, но сюжет не совсем обычный — точно не про то, чего вы ждете, прочитав описание.
Трейлер:
Чикатило
О чем? Сериал рассказывает о жизни серийного убийцы Андрея Чикатило и его поиске.
Зачем смотреть? Долго ходила вокруг да около, потому что сериал этот в основном ругали (хотя нашей Насте понравилось) — за исторические неточности и заштампованность. Но людей, которые требуют от искусства 100%-ного соответствия действительности, иногда хочется спросить, зачем им в принципе искусство. Что же до штампов (герой все время нервно теребит ручку портфеля — значит, точно маньяк), то я бы не стала вот так однозначно распиливать историю на детали. Мы привыкли, что киноштамп — что-то плохое, избитое и банальное, но для людей, которые смотрят не очень много кино, это узнаваемые маркеры жанра, которые облегчают усвоение материала.
Сериал отлично снят, Нагиев, играющий Чикатило (или это все еще секрет — да нет, уже вряд ли), очень убедителен. Алексей Гравицкий и Сергей Волоков — соавторы сценария сериала «Великая». Сарик Андреаясян как режиссер у многих вызывал вопросы, и не просто так. Сериал снят очень красиво, однако первые две серии смотреть скучновато. Но если осилите, дальше будет хорошо.
Трейлер:
За час до рассвета
О чем? 1946 год. Бывший фронтовик капитан Денис Журавлёв работает в милиции и пытается поймать жестокого бандита Клеща. В какой-то момент он понимает, что для этого придется внедриться в его банду.
Зачем смотреть? Военное кино и послевоенное ретро (сразу вспомнила «Переводчика», «Ликвидацию» и «Черных кошек») нам чаще удается, чем нет.
Это однозначно удалось. Над фильмом работала группа сценаристов, из которых вы, наверное, знаете разве что Дмитрия Новоселова («Казанова»).
Как обычно, крутой Константин Хабенский в роли почти бессмертного майора по кличке Сатана, Андрей Буковский в роли идеалиста-милиционера и Алена Михайлова, которую, кажется, после сериала «Чики» полюбили все. Режиссером стал Игорь Зайцев — он до этого снял «Тобола», «Великую» (ее я упоминала выше) и «Есенина».
Трейлер:
Пищеблок
О чем? Лето 1980 года, советский пионерский лагерь «Буревестник». вожатый Игорь и пионер Валера подозревают, что среди детей есть вампиры. Они решают вместе разобраться в тайнах лагеря.
Зачем смотреть? Постоянно везде натыкалась на упоминания этого сериала — видимо, контекстная реклама задалась целью меня заманить.
Во-первых, он снят по роману Алексея Иванова (автор книги «Географ глобус пропил»). Во-вторых, жанры фантастики и ужасов у нас долгое время ютились на канале ТВ-3, потому что считалось, что такое в нашей стране никто не смотрит. Но, на счастье, появилось интернет-телевидение, где начали показывать такое кино — в том числе и специально снятое для платформ. А я люблю и ужасы, и фантастику.
«Пищеблок» сделан по заказу Kinopoisk HD, и первую серию в день премьеры посмотрели около 100 тысяч подписчиков — рекорд для этой площадки. Сейчас вышло 3 серии, и в ряды подписчиков сервиса вернулась и я — жду, как и все, что там будет дальше. Похоже, вампирская тема у наших круто выходит: после прекрасных «Вампиров средней полосы» я в этом уже не сомневаюсь.
Трейлер:
«Самое сложное – очеловечить эту мерзость»: фото Дмитрия Нагиева в образе Чикатило
Дмитрий Нагиев перевоплотился в Андрея Чикатило. Поначалу актер отказался от неоднозначной роли, но, поразмыслив, все же решил пополнить свою актерскую копилку этим сложным образом.
Зрители привыкли видеть Дмитрия Нагиева в незатейливых комедийных амплуа. Актер действительно предпочитает играть в легких фильмах, под которые можно отдохнуть в компании друзей. Однако иногда он решается и на драматические перевоплощения.
Пару лет назад артист поработал с Сариком Андреасяном над ролью Виталия Калоева. Фильм «Непрощенный» получил противоречивые оценки от зрителей, но перевоплощение Нагиева вызвало настоящий восторг. Новый проект Андреасяна оказался еще более смелым: он захотел снять сериал про Андрея Чикатило.
«Сразу скажу, что сначала я отказался от этой роли. Отказался категорически, поскольку сейчас я вообще не берусь за сценарии, где сплошная грязь. Я всю ночь не спал, ходил по квартире и обдумывал это предложение. Наутро позвонил продюсерам и сказал, что готов сыграть», — рассказал актер в эфире программы «Вечерний Ургант» на Первом канале.
Создатели сериала до последнего скрывали личность актера, перевоплотившегося в маньяка. Конечно, ходили слухи, что это Нагиев, но Дмитрий никак не комментировал данную информацию. Лишь в конце первой серии зрители наконец-то видят лицо убийцы. Судя по этим кадрам, актеру приходилось накладывать сложный грим, который сильно преображал его.
«Для меня самым сложным было очеловечить эту мерзость. Ведь Чикатило был семьянином, отцом. Мне нужно было показать эту грань его характера. Убивать в кадре — самое простое для актера. Ты просто играешь на пике эмоций», — заявил артист.
Как оказалось, во время съемок проекта Нагиев почти не общался с коллегами по площадке. Он был сосредоточен на своем перевоплощении и эмоциях. Именно такая замкнутость помогла звезде окончательно войти в образ.
Судя по первым отзывам, сериал вызвал неоднозначную реакцию. Многие зрители пока недовольны тем, как режиссер показал реальные события. Однако сделать вывод о проекте можно будет лишь после показа всех эпизодов.
«Буду резать, буду бить, всё равно тебе водить»: рецензия на сериал «Чикатило»
Триллер про самого известного маньяка в СССР, снятый самым известным российским комедиографом.
У сериала «Чикатило» несколько сюжетных линий, и трудно сказать, за какой из них стоит наблюдать более пристально. Есть вот такая: в Ростовской области происходят убийства детей. Милиционеры Ковалёв и Липягин (Николай Козак и Олег Каменщиков) сбились с ног в поисках злодея, и тогда к ним из Москвы высылают на помощь полковника Кесаева (Константин Лавроненко) и молодого психолога капитана Витвицкого (Дмитрий Власкин). Местные детективы готовы привлечь к суду первых попавшихся подозрительных личностей, тем более что сумасшедших и шутников, желающих назвать себя убийцами, пруд пруди. Однако московские гости действуют аккуратнее и не хотят ставить к стенке кого попало ради очередной звёздочки на погонах. Это противостояние длится все 8 часов сериала.
Или есть романтическая линия: Витвицкий и местная сотрудница Ирина Овсянникова (Юлия Афанасьева) как-то полюбили друг друга, но им мешает местный интриган Горюнов (Евгений Шириков). И, наконец, есть наиболее важный сюжет о самом Чикатило (Дмитрий Нагиев): как он готовится к убийствам, как заманивает детей и женщин, как скрывается и заметает следы. Но эта потенциально самая интересная часть удивляет своей предсказуемостью, серостью и откровенной скукой. Вот и думайте, на кого интереснее смотреть: на ругающихся милиционеров, на влюблённую парочку или на Дмитрия Нагиева, старательно изображающего страшного зверя.
Дмитрий Нагиев в роли Чикатило
Дмитрий Нагиев в роли Чикатило
Сарик давно грезит об идеальном жанровом кино, чтобы было, как в Голливуде, только ещё лучше. Он долго снимал проклинаемые всеми комедии вроде «…Карлосона», «Беременного» или ремейка «Служебного романа». Он попробовал себя в фильме-катастрофе «Землетрясение» (получилась действительно катастрофа), в супергеройском кинокомиксе «Защитники» (его не защитили даже фанаты) и в трагедии, основанной на реальных событиях, – «Непрощённый». И вот наконец появляется «Чикатило» – наш ответ Дэвиду Финчеру и его «Охотнику за разумом». И цветовая гамма, и историческая правда, и тематика, и идеалист Витвицкий (вылитый Холден Форд), и даже крупный шрифт с названием местности, где происходит тот или иной эпизод, – всё указывает на объект вдохновения. Даже если сделать вид, что никто не видел «Охотника за разумом», то появляются уши любого другого фильма Финчера. От «Зодиака» (всю первую серию «Чикатило» мы не видим душегуба в лицо) до «Семи» (следствие ведут умудрённый опытом полковник и молодой капитан).
Константин Лавроненко в роли Кесаева на кадре из сериала «Чикатило»
Константин Лавроненко в роли Кесаева на кадре из сериала «Чикатило»
Только Финчер всегда выделяет прекрасное чувство юмора даже в своих самых страшных работах, а вот Андреасян предельно суров. Хотя можно было добавить хотя бы щепотку иронии. Вот, например, эпизод, как Витвицкий и Овсянникова ездят по местам преступлений Чикатило. Символизирующий их путешествия монтажный приём с различными обедами, снятыми с верхней точки, мог бы быть действительно смешным – если уж вдохновляться, то вдохновляться до конца, – но подводит угрожающая музыка. Вообще, вся мелодраматическая линия действительно могла бы стать лёгкой разрядкой между ужасами, которые устраивает потрошитель, но нет, не получается. Овсянникова собирается зайти в гостиничный номер к московскому психологу «на чай», но напряжённый саундтрек не даёт нам расслабиться. Хотя нет, в сериале есть юмористический эпизод, когда Витвицкий напивается и устраивает «дебош» в ресторане: читает со сцены стихи Есенина, Заболоцкого и Анненского. Удивительно, как режиссёр, набивший руку на комедиях (плохих или хороших – не важно), отчаянно открещивается от чувства юмора.
Хотя что мы всё о побочных линиях, давайте перейдём непосредственно к главному, то есть к Андрею Романовичу «Бешеному Зверю» Чикатило. Есть подозрение, что Нагиев играет весь фильм Жука в исполнении Винсента Д’Онофрио из первых «Людей в чёрном». Помните, как инопланетянин влез в тело простого фермера и всё время подтягивал себе лицо? Так и Нагиев: влез в чужую шкуру и хлопочет лицом все 8 серий, не показывая ни грамма человечности.
Кадр из сериала «Чикатило»
Кадр из сериала «Чикатило»
Из-за параллельного монтажа непонятна очередность событий: то ли Чикатило отдыхает после убийства, то ли предвкушает следующее преступление. Казалось бы, простой вид сторителлинга, но Андреасян и тут умудряется запутать зрителя. Авторы фильма как бы намекают: «Кто говорил, что будет легко? Откройте Википедию, там всё понятно рассказано, а у нас здесь сложное искусство». То есть драматургическая канва, повествующая о ходе расследования и препирательствах между ростовскими и московскими милиционерами, рассказанная последовательно, – это «попса», а как развивался убийца – это уже «кино со смыслом». Но Чикатило, по Андреасяну, не развивается. Он как был Нагиевым с перекошенным лицом в первой серии, так им и остаётся до последнего эпизода. Люди – от членов семьи до коллег по работе – меняются, а он остаётся всё тем же извращенцем.
Получается, именно «попсовая» часть рассказывает удивительные истории, которых нет в Википедии. Неизвестно, это фантазии сценаристов или реальные события, но связаны они с многочисленными подражателями ростовского потрошителя, и именно эти сюжеты могли бы представлять «смысл» фильма. Если бы докрутить их до конца, это было бы совсем другое кино. Вот, например, поймали троих пэтэушников – Шеина, Жаркова и Тарасюка, великовозрастных идиотов, утверждающих, что они мафия. Разумеется, ростовская сторона хочет как можно быстрее избавиться от них и закрыть дело. Шеин на допросе недоумевает: «Я же пошутил! У вас что, за шутки в тюрьму сажают?» Милиционер в ответ: «У нас за шутки в тюрьму не сажают, у нас за шутки расстреливают». Профессор психологии Евгений Некрасов (Карэн Бадалов), «лучший в стране специалист по маньякам», приехавший из Москвы, настаивает на том, что троица не виновата, и предполагает, что им могли подсказать ответы сотрудники ростовского УВД. И тут же Некрасов проворачивает психологический фокус с одним из подозреваемых, показывающий, как можно добиться признания невиновного человека.
Кадр из сериала «Чикатило»
Кадр из сериала «Чикатило»
Или в середине сериала есть очень интересный эпизод, связанный с расследованием преступления пятилетней давности. Предполагается, что это первое убийство Чикатило, когда тот заманил жвачкой девятилетнюю девочку Лену Закотнову (Анна Котова). Подозреваемого Кравченко (Кирилл Мелехов) тогда поймали и выбили из него показания уже в тюрьме. Несмотря на то что в этой серии Сарик собрал все штампы о советской тюрьме, история с Кравченко – отдельная интересная глава, достойная полнометражного фильма. В ней, если копнуть, есть много важного и про бюрократию, и про систему, и про методы работы советской милиции.
Что характерно, первым в начальных титрах идёт не продюсер, не режиссёр и даже не исполнитель главной роли, а художник по реквизиту (Андрей Иванов). Это о многом говорит. Деталям в «Чикатило» отведена важная роль. Порой перебивкой между сценами может послужить простой будильник, не несущий никакой функциональной роли. Рабочий кабинет Чикатило перенасыщен всякими – если не сказать всеми – приметами времени. Тут и коммунистическое знамя, и бюст Ленина, и фикус, и радиоприёмник, и печатная машинка, и древняя лампа, и старый телефон, и электрический чайник. Такое ощущение, будто реквизиторы посмотрели сериал HBO «Чернобыль» Крейга Мейзина, обиделись на восхищённые отзывы критиков и зрителей по поводу аутентичности декораций и реквизита и процедили сквозь зубы: «Мы вам покажем, как должен выглядеть Советский Союз на самом деле». И правда, Сарик очень любит показывать в кадре крупные планы: капли крови на ноже, шея девочки, волосы, платочек, Чикатило облизывает губы, грязь на ботинках, стаканы, мотки шпагата, автобусные билетики и так далее.
Самое обидное заключается в том, что сериал заканчивается на самом интересном месте. Парадокс здесь в том, что, сколько бы мы ни ругали «Чикатило», ни придирались к каждому кадру, ни выискивали недочёты с маниакальным упорством, мы хотим продолжения. Мы что, зря мучились восемь часов ради открытого финала? Да и привыкли мы уже к недочётам, ляпам, отсутствию логики, нескольким плохим артистам и прочим издержкам производства. Только не бейте, но стоит признаться, что этот сериал на данный момент – лучшее из того, что сделал Сарик Андреасян за свою карьеру. Но это не комплимент.