актеры похожие на меньшова
Гениальный метод «охмурежа» и конфуз Владимира Меньшова: как снимали «Где находится нофелет?»
Режиссер Геральд Бежанов снял не много фильмов, самые известные из них – две перекликающиеся мелодрамы: «Самая обаятельная и привлекательная» и «Где находится нофелет?». В первой картине героиня – одинокая 30-летняя сотрудница НИИ, которая пробует наладить личную жизнь, используя научный метод по совету подруги. Герой второго фильма – 40-летний сотрудник НИИ. Вместо того чтобы перебороть неуверенность и подойти к той, которая ему нравится, инженер Павел Голиков пытается использовать для знакомства с женщинами «рецепт» двоюродного брата – фразу-приманку «Где находится нофелет?».
Тема характеров научных работников, судя по всему, была близка сценаристу Анатолию Эйрамджану. Дело в том, что до Высших курсов сценаристов и режиссеров он окончил Азербайджанский институт нефти и химии, а потом некоторое время работал в научно-исследовательском институте (НИИ). Идея фильма родилась благодаря приятелю Эйрамджана, бакинцу по имени Яник, который применял на улицах Москвы способ знакомства, поразивший режиссерско-сценаристскую компанию друзей. Он подходил к симпатичным девушкам с вопросом: «Вы не подскажете, где находится кюрасю?».
«И пока Яник говорил, что сам не знает, что это такое, показывал бумажку, на которой было записано это странное слово, доверчиво смотрел им в глаза, начинал шутить и в конце концов записывал их телефон или предлагал вместе провести вечер. И промахов у него почти не было. Мы стояли неподалеку с открытыми ртами и следили за новым гениальным методом охмурежа женского пола», – рассказывал эту историю Эйрамджан.
А «кюрасю» на самом деле было искаженным названием карибского острова Кюрасао, которое Яник когда-то слышал в школе на уроке географии.
Сценарий был написан за восемь дней, и только слово «кюрасю» Геральду Бежанову категорически не нравилось. Замену искали в словарях, пока кто-то не додумался написать слово «телефон» наоборот. К слову, у советского писателя Валентина Берестова есть стихотворение под названием «Кто такой Нофелет»:
Каким ученым Федя стал!
Кто б мог сравниться с Федею?
Он лето целое листал
Тома энциклопедии.
Людей известных, например,
Он знает всех… до буквы Р. – А ну-ка, Федя, дай ответ:
А кто такой был Нофелет? – Кто? Нофелет? Ах, Нофелет…
Скажу я вам на это,
Что стыдно людям ваших лет
Не знать про Нофелета!
Жил в древнем Риме
Нофелет –
Не то мудрец, не то поэт. – Откуда только знает он
Такого мудреца?
Мы просто слово «те-ле-фон»
Прочли ему с конца.
А получился Но-фе-лет –
Не то мудрец, не то поэт.
Есть ли между этим детским стихотворением и творением Бежанова какая-то связь, неизвестно, но идея с нофелетом подтолкнула режиссера внести в сценарий небольшое изменение: герой «научился» быстро читать любые слова наоборот.
Режиссер с самого начала хотел видеть в фильме Александра Панкратова-Черного, он пробовался на обе главные роли – и Гены, и Паши. В итоге было решено, что играть Панкратов-Черный будет скромного инженера, а на роль его нахального брата пригласили Андрея Миронова. Тот, узнав, что опять предстоит играть ловеласа, от съемок отказался, а вот роль Павла Голикова ему приглянулась. Тогда решили поменять актеров ролями, и Миронов до поры отправился на гастроли в Ригу. 16 августа 1987 года он скоропостижно скончался, а уже позже стало известно, что худсовет его кандидатуру не утвердил.
«Александра Панкратова-Черного я видел в роли Гены уже тогда, когда писал сценарий, и, наверное, еще и поэтому эта роль оказалась ему, как говорят портные, в самый раз, – отмечал Эйрамджан. – И еще именно этим я могу объяснить тот факт, что Андрей Миронов, который тоже пробовался на роль Гены, не был утвержден на эту роль худсоветом после просмотра проб».
Найти актера на роль Паши все не получалось, пока однажды режиссер не увидел в буфете Дома кино Владимира Меньшова – на тот момент уже режиссера с мировой славой. В его багаже уже были оскароносная «Москва слезам не верит» и локальный советский хит «Любовь и голуби». Меньшов сидел за столиком и пил кофе, а Эйрамджан разглядывал его, пока тот не начал сильно нервничать:
«Долго думали, кто из актеров может подойти на роль Павла. И не могли найти подходящей кандидатуры. И вот как-то в Доме кино я пил кофе и обратил вдруг внимание на Владимира Меньшова, мы не были тогда с ним знакомы. Он тоже пил кофе и ел эклеры. Заметив мой пристальный взгляд, он явно почувствовал неудобство, стал то и дело посматривать в мою сторону, чтобы убедиться, что я отстал от него, и в результате неловко откусил пирожное, и крем выпал ему в чашку с кофе. И пока он вылавливал этот крем, я понял, что актер на роль Паши Голикова у нас есть».
Меньшов любил появляться в эпизодических ролях – для сравнения, за свою жизнь он снял всего семь фильмов, а актерских ролей у него – 119. Некоторые – совсем крошечные, например, в 1986 году он сыграл одного из гостей на дне рождения в фильме Карена Шахназарова «Курьер», а в 1995-м появился в образе президента в собственном фильме «Ширли-мырли». Владимир Меньшов согласился стать Павлом Голиковым, его родителей сыграли известные советские актеры Николай Парфенов и Людмила Шагалова, а бойкую жену Гены, особенно запомнившуюся фразой: «Я тебе понофелетю!» – Ирина Розанова. Начальницей Павла, Кларой Семеновной, стала Инна Ульянова, а водителем троллейбуса – Михаил Кокшенов. Таинственную незнакомку, к которой все не решался подойти Голиков, сыграла Валентина Теличкина.
Оставалось найти девушек, которых в фильме появляется немало. Ассистенты режиссера прошерстили картотеки и пригласили молодых актрис, а роли распределялись с помощью жребия. В эпизодах мы можем наблюдать таких красавиц-актрис, как Ирина Шмелева, Ольга Кабо, Елена Цыплакова, а также жену хоккеиста Вячеслава Фетисова Ладу. Она снималась тайком, потому что муж не одобрял ее увлечения кино. Вскоре после выхода фильма Фетисову дали посмотреть кассету, и он увидел свою жену в костюме, привезенном из Финляндии несколько месяцев назад.
Однако что за картина без форс-мажоров? И тут было не все гладко. При написании сценария подразумевалось, что Панкратов-Черный обладает музыкальным талантом – ведь артист прекрасно исполнил куплеты в фильме «Мы из джаза»! Поэтому его героя наделили хорошим слухом, голосом и талантом пародиста. В одной из сцен он должен был исполнить две песни голосом Аллы Пугачевой. Сюрпризом на съемках стало то, что ни голоса, ни слуха у Панкратова-Черного не оказалось – актер признался, что в «Мы из джаза» за него пел оператор Владимир Шевцик. Сцену решили переделать: Гену лишили музыкальных талантов, кусок песни из «Кабаре» за него спел Михаил Евдокимов, а вторую песню заменили на фокус. Его секрет раскрыл Александру Васильевичу знаменитый фокусник Амаяк Акопян. Причем, показывая фокус с исчезающей монетой, Гена так и говорит, что ему его показал Акопян.
«Мне странно обсуждать собственный успех»: Чем запомнился Владимир Меньшов и его фильмы?
В начале карьеры в режиссера мало кто верил, но поддержка жены помогла ему добиться признания в советском и мировом кинематографе.
Фото: РИА Новости / В. Кречет
Из абитуриента неудачника в аспиранты
Актер Владимир Меньшов в к/ф «Счастливый Кукушкин», 1970-й. Фото: Kino-teatr.ru
Родители Владимира Меньшова хотели, чтобы сын стал моряком, но он мечтал о карьере актера. В 1957-м Владимир отправился в Москву, чтобы поступить во ВГИК. Он провалил вступительные экзамены и вернулся в Астрахань. После неудачной попытки воплотить мечту о сцене в жизнь, Владимир Меньшов успел поработать токарем на заводе, параллельной играл во вспомогательном составе местного драматического театра. Будущий актер и режиссер работал шахтером в Воркуте и матросом в Баку.
Актер Владимир Меньшов в к/ф «Человек на своем месте», 1972-й. Фото: Kinopoisk.ru
После окончания Школы-студии МХАТ, Владимира Меньшова распределили в Ставрополь, где ему обещали дать возможность ставить спектакли. К моменту окончания высшего учебного заведения он осознал, что актерская карьера ему неинтересна, он хочет заниматься режиссурой. Меньшов вернулся в Москву в 1967-м. После полученного опыта в Астрахани, он решил поступить на режиссерский факультет ВГИКА. Владимир Валентинович показал свои сценарные и режиссерские работы Михаилу Ромму. Мэтру так понравились труды Меньшова, что он сразу зачислил его на второй курс и даже специально для одаренного ученика придумал аспирантуру по режиссуре художественного фильма. Меньшов был первым и последним аспирантом художественного фильма в истории ВГИКа.
Владимир Меньшов и Вера Алентова: История любви
Владимир Валентинович и Вера Валентиновна познакомились во время учебы. Молодая актриса была одной из главных красавиц курса. Она поддерживала Меньшова и была ему «подспорьем». В одном из интервью режиссер поделился, что Алентова выбрала его сама.
Kinopoisk.ru
Актеры поженились в 1962-м. А ведь их история начиналась с корысти: Алентова согласилась на брак с Меньшовым только ради возможности получить комнату в коммуналке. Правда, первые годы совместной жизни актеры жили в общежитиях, иногда в разных. Тогда совместная жизнь была похожа на кошмар. «Тотальное безденежье», — признался Владимир Валентинович. Паре приходилось постоянно занимать деньги, а когда нужно было возвращать долг, перезанимать снова. Ситуация усугубилась, когда в 1969-м родилась их дочь Юлия.
«Маленький ребенок — это очень тяжело. Особенно, когда вы — понаехавшие. И когда не к кому обратиться», — рассказывала Алентова.
В 70-х Владимир Меньшов начал снимать фильмы. К тому времени Вера Алентова получила квартиру от театра имени Пушкина, где она работала. Меньшова целыми днями не было дома из-за съемок и учебы, это обижало Веру Валентиновну. Мелкие обиды друг на друга копились, быт затмил любовь. В итоге пара рассталась, но брак расторгать не стали. Владимир Валентинович признался, что тогда они извели друг друга: «Это было взаимное оттолкновение, мы сидели друг у друга в гландах».
Актеры Владимир Меньшов и Вера Алентова в спектакле «Любовь. Письма» в театре имени Пушкина в 2011-м. Фото: Globallookpress.com © Ekaterina Tsvetkova
Меньшов и Алентова жили раздельно более трех лет. Режиссер пытался вернуть семью: уделял внимание жене, привозил ей и дочери подарки. Актриса принимала внимание супруга, но намеков на примирение не давала. Спустя годы пара воссоединилась не только как муж и жена — между ними зародился крепкий творческий союз. Вера Алентова стала любимой актрисой и музой Меньшова. В 1979-м он дал ей главную роль в своем культовом фильме «Москва слезам не верит». В 2012-м в день 50-летия их брака пара обвенчалась в церкви.
«Москва слезам не верит» и другие режиссерские работы Владимира Меньшова
Актеры Дмитрий Харатьян и Наталья Вавилова в к/ф «Розыгрыш», 1976-й. Фото: YouTube.com
На роли пробовались лучшие советские актеры. Кастинг на роль Гоши проходили Вячеслав Тихонов, Олег Ефремов, Виталий Соломин, Алексей Баталов. Меньшов выбрал последнего. Главная роль досталась Вере Алентовой. В «Москва слезам не верит» попали Ирина Муравьева, Раиса Рязанова, Наталья Вавилова и Евгения Ханаева. Съемки проходили в Москве: на улицах города, бульварах и в метро. Из-за цензуры Госкино из мелодрамы вырезали много откровенных сцен.
«Мы представили картину 11 февраля 1980-го. И все! Это факт прощания с фильмом, теперь надо думать о новой работе», — вспоминал режиссер.
Новость, что его фильм взял заветную статуэтку, Владимир узнал случайно. На следующий день после церемонии, он поехал в Союз кинематографистов и женщина в коридоре его окликнула: «О! Оскар идет!» Он признался, что в те годы получение американской премии не было чем-то особенным, потому что «Оскар» не считался такой престижной наградой, как сейчас. Более значимыми были победы на Каннском, Венецианском и Московском кинофестивалях.
Актрисы Вера Алентова и Ирина Муравьева в к/ф «Москва слезам не верит», 1979-й. Фото: Kinopoisk.ru
Спустя год после успеха за пределами СССР, Владимир Меньшов снял два короткометражных фильма «Ночные гости» и «Путевка в жизнь» для телевизионного сатирико-юмористического киножурнала «Фитиль». Сразу после режиссер приступил к съемкам своей второй по популярности картине — «Любовь и голуби». В комедии сыграли Любовь Гурченко, Александр Михайлов, Нина Дорошина и он сам. Владимир Меньшов исполнил второстепенную роль, но даже не указал себя в титрах.
Актеры Людмила Гурченко и Александр Михайлов в к/ф «Любовь и голуби», 1984-й. Фото: Kinopoisk.ru
В 1997-м Меньшов снял «Любовь к отеческим гробам…» для цикла документальных фильмов «100 фильмов о Москве». В 2000-м режиссер выпустил мелодраму «Зависть богов», а спустя восемь планировалась премьера «Большого вальса», но картина не было завершена.
От Пашки Кукушкина до Гесера: Роли в кино Владимира Меньшова
Несмотря на то, что Меньшов передумал быть актером и решил сделать упор на режиссуру, в кино он все равно снимался. Дебют Владимира Валентиновича в качестве актера состоялся в роли Пашки Кукушкина в короткометражной комедии «Счастливый Кукушкин». Он сыграл рабочего, который влюбился в дочь владельца трактира. Чтобы добиться расположения девушки, Пашка начинает метать кольца на ножи: он хотел разбогатеть и стать достойным женихом для Людмилы.
Актеры Владимир Меньшов и Валентина Теличкина в к/ф «Где находится нофелет?», 1987-й. Фото: Kino-teatr.ru
В 1973-м Меньшов сыграл матроса Мартьянова в фильме «Соленый пес». Среди известных актерских работ Владимира Валентиновича выделяют «Розыгрыш», «Курьер», «Время для размышлений», «Собственное мнение», «Где находится нофелет?» и другие. Уже в российском кинематографе Меньшов запомнился ролью Гесера в серии фильмов «Ночной дозор» и «Дневной дозор». Владимир появился в известных теле- и кинопроектах — «Елки-2», «О чем говорят мужчины — 3», «Высоцкий. Спасибо, что живой», «Легенда № 17».
Владимир Меньшов в к/ф «Ночной дозор», 2004-й. Фото: Kino-teatr.ru
Коллеги Владимира Валентиновича отмечали, что работа с ним был приятной и интересной. Как режиссер он прислушивался к советам актеров и коллег по съемочной площадке. Например, Раиса Рязанова предложила Меньшову надеть на Веру Алентову парик во второй части «Москва слезам не верит», чтобы Катя Тихомирова выглядела старше. Ирина Муравьева отметила, что фильмы Владимира Меньшова стали успешны из-за его великого таланта и способности выдумывать все, что происходило на съемочной площадке. Алексей Баталов называл себя поклонником и учеником Владимира Валентиновича. Он открывал другой взгляд на кино благодаря демонстрации настоящих человеческих отношений и мелких деталей.
10 неповторимых ролей Владимира Меньшова, благодаря которым он всегда будет жить в наших сердцах
На 82-м году жизни от последствий коронавирусной инфекции скончался артист, чьи заслуги сложно переоценить. Владимир Меньшов закрепил за собой славу великого режиссера, сняв такие ленты, как «Ширли-мырли», «Любовь и голуби», и оскароносную картину «Москва слезам не верит». Но он не только создавал фильмы, но и принимал в них участие.
Фото © Кадры из фильма «Счастливый Кукушкин» и «Ночной дозор»
Каждая роль Владимира Меньшова, даже незначительная, не могла остаться без внимания зрителей. Он мог искусно сыграть и простого рабочего в фильме о советской жизни, и светлого мага в новых реалиях. В каждого персонажа он привносил часть самого себя, делая его незабываемым. Предлагаем вспомнить актёрские работы артиста, которые затронули миллионы сердец.
«Счастливый Кукушкин» (1970) — молодой рабочий Кукушкин, дебют в кино
Фото © Кадр из фильма
«Человек на своём месте» (1972) — Семён Иванович Бобров, председатель колхоза
Фото © Кадр из фильма
«Где находится нофелет?» (1987) — Павел Голиков
Фото © Кадр из фильма
«Куколка» (1988) — Вадим Николаевич, тренер по гимнастике
Фото © Кадр из фильма
«Китайский сервиз» (1999) — Фрол Сатановский, купец, золотопромышленник
Фото © Кадр из фильма
«Ночной дозор», «Дневной дозор» (2004–2005) — глава Ночного дозора Гесер
Фото © Кадр из фильма
«Каникулы строгого режима» (2009) — подполковник Николай Филиппович Вышкин
Фото © Кадр из фильма
«Личные обстоятельства» (2012) — Сундуков Михаил Петрович
Фото © Кадр из фильма
«Новогодний переполох» (2017) — Георгий Иванович Морозов, генерал в отставке
Фото © Кадр из фильма
«Крик тишины» (2019) — Антон Иванович, последняя роль в кино
Владимир Меньшов
Владимир Меньшов на показе анимационного биографического фильма по рассказам Резо Габриадзе «Знаешь, мама, где я был?» РИА Новости/Евгений Биятов
Известный кинорежиссер и актер скончался 5 июля 2021 года на 82-м году жизни. Причиной смерти Владимира Меньшова стал коронавирус. Он был одним из шести советских режиссеров, кто получил премию «Оскар». Судьбоносными для Меньшова стал фильм «Москва слезам не верит». О победе на престижной американской кинопремии он узнал от случайно: в США Меньшова не выпустили. А ведь до мирового успеха, Владимир Меньшов поступил в театральный вуз с четвертого раза и считался бездарным студентом. Ему помогла поддержка друга, а потом жены и музы — Веры Алентовой.
Из абитуриента неудачника в аспиранты
Владимир Меньшов родился 17 сентября 1939-го в Баку. Его детство прошло в солнечном Азербайджане. Отец будущего режиссера был моряком и работал в НКВД, а мать занималась домом и детьми. После Великой Отечественной войны Валентина Михайловича — отца Владимира Меньшова — сначала перевели по долгу службы в Архангельск, а в 50-х семья перебралась в Астрахань, откуда они были родом.
Актер Владимир Меньшов в к/ф «Счастливый Кукушкин», 1970-й. Фото: Kino-teatr.ru
Родители Владимира Меньшова хотели, чтобы сын стал моряком, но он мечтал о карьере актера. В 1957-м Владимир отправился в Москву, чтобы поступить во ВГИК. Он провалил вступительные экзамены и вернулся в Астрахань. После неудачной попытки воплотить мечту о сцене в жизнь, Владимир Меньшов успел поработать токарем на заводе, параллельной играл во вспомогательном составе местного драматического театра. Будущий актер и режиссер работал шахтером в Воркуте и матросом в Баку.
Он три раза пытался поступить во ВГИК, но получилось в Школу-студию МХАТ в 1961-м. Учеба давалась ему тяжело, преподаватели не видели в нем большой потенциал. Вера Алентова вспоминала, что на дисциплине «самостоятельные отрывки» Меньшов делала очень сложные и интересные работы, но педагоги не видели актерского таланта в студенте. Это было большой ошибкой преподавательского состава, рассказала актриса в интервью Борису Корчевникову.
Актер Владимир Меньшов в к/ф «Человек на своем месте», 1972-й. Фото: Kinopoisk.ru
После окончания Школы-студии МХАТ, Владимира Меньшова распределили в Ставрополь, где ему обещали дать возможность ставить спектакли. К моменту окончания высшего учебного заведения он осознал, что актерская карьера ему неинтересна, он хочет заниматься режиссурой. Меньшов вернулся в Москву в 1967-м. После полученного опыта в Астрахани, он решил поступить на режиссерский факультет ВГИКА. Владимир Валентинович показал свои сценарные и режиссерские работы Михаилу Ромму. Мэтру так понравились труды Меньшова, что он сразу зачислил его на второй курс и даже специально для одаренного ученика придумал аспирантуру по режиссуре художественного фильма. Меньшов был первым и последним аспирантом художественного фильма в истории ВГИКа.
Владимир Меньшов и Вера Алентова: История любви
Владимир Валентинович и Вера Валентиновна познакомились во время учебы. Молодая актриса была одной из главных красавиц курса. Она поддерживала Меньшова и была ему «подспорьем». В одном из интервью режиссер поделился, что Алентова выбрала его сама.
Kinopoisk.ru
Актеры поженились в 1962-м. А ведь их история начиналась с корысти: Алентова согласилась на брак с Меньшовым только ради возможности получить комнату в коммуналке. Правда, первые годы совместной жизни актеры жили в общежитиях, иногда в разных. Тогда совместная жизнь была похожа на кошмар. «Тотальное безденежье», — признался Владимир Валентинович. Паре приходилось постоянно занимать деньги, а когда нужно было возвращать долг, перезанимать снова. Ситуация усугубилась, когда в 1969-м родилась их дочь Юлия.
«Маленький ребенок — это очень тяжело. Особенно, когда вы — понаехавшие. И когда не к кому обратиться», — рассказывала Алентова.
В 70-х Владимир Меньшов начал снимать фильмы. К тому времени Вера Алентова получила квартиру от театра имени Пушкина, где она работала. Меньшова целыми днями не было дома из-за съемок и учебы, это обижало Веру Валентиновну. Мелкие обиды друг на друга копились, быт затмил любовь. В итоге пара рассталась, но брак расторгать не стали. Владимир Валентинович признался, что тогда они извели друг друга: «Это было взаимное оттолкновение, мы сидели друг у друга в гландах».
Актеры Владимир Меньшов и Вера Алентова в спектакле «Любовь. Письма» в театре имени Пушкина в 2011-м. Фото: Globallookpress.com © Ekaterina Tsvetkova
Меньшов и Алентова жили раздельно более трех лет. Режиссер пытался вернуть семью: уделял внимание жене, привозил ей и дочери подарки. Актриса принимала внимание супруга, но намеков на примирение не давала. Спустя годы пара воссоединилась не только как муж и жена — между ними зародился крепкий творческий союз. Вера Алентова стала любимой актрисой и музой Меньшова. В 1979-м он дал ей главную роль в своем культовом фильме «Москва слезам не верит». В 2012-м в день 50-летия их брака пара обвенчалась в церкви.
«Москва слезам не верит» и другие режиссерские работы Владимира Меньшова
Дебютной режиссерской работой Владимира Меньшова был короткометражный фильм «К вопросу о диалектике восприятия чувств, или Утраченные грезы», который вышел в 1970-м. Полнометражную картину он снял только спустя шесть лет. В 1976-м состоялась премьера молодежной комедии «Розыгрыш», где сыграли 16-летний Дмитрий Харатьян, 15-летняя Наталья Вавилова и Евгения Ханаева. Меньшов продолжил работать с актрисами в своем третьем фильме — «Москва слезам не верит».
Актеры Дмитрий Харатьян и Наталья Вавилова в к/ф «Розыгрыш», 1976-й. Фото: YouTube.com
На роли пробовались лучшие советские актеры. Кастинг на роль Гоши проходили Вячеслав Тихонов, Олег Ефремов, Виталий Соломин, Алексей Баталов. Меньшов выбрал последнего. Главная роль досталась Вере Алентовой. В «Москва слезам не верит» попали Ирина Муравьева, Раиса Рязанова, Наталья Вавилова и Евгения Ханаева. Съемки проходили в Москве: на улицах города, бульварах и в метро. Из-за цензуры Госкино из мелодрамы вырезали много откровенных сцен.
«Мы представили картину 11 февраля 1980-го. И все! Это факт прощания с фильмом, теперь надо думать о новой работе», — вспоминал режиссер.
Но успех мелодрамы не давал ему покоя еще долго. В 1981-м «Москва слезам не верит» номинировали на премию «Оскар» как лучший фильм на иностранном языке. Владимира Валентиновича не выпустили из СССР, чтобы полететь на церемонию в Лос-Анджелес. Режиссер поделился, что причиной тому стала его поездка во Францию, которая произошла незадолго до этого. Меньшов был слишком восхищен капиталистической страной, что не понравилось партийному руководству. Путь в США режиссеру был заказан.
Новость, что его фильм взял заветную статуэтку, Владимир узнал случайно. На следующий день после церемонии, он поехал в Союз кинематографистов и женщина в коридоре его окликнула: «О! Оскар идет!» Он признался, что в те годы получение американской премии не было чем-то особенным, потому что «Оскар» не считался такой престижной наградой, как сейчас. Более значимыми были победы на Каннском, Венецианском и Московском кинофестивалях.
Актрисы Вера Алентова и Ирина Муравьева в к/ф «Москва слезам не верит», 1979-й. Фото: Kinopoisk.ru
Спустя год после успеха за пределами СССР, Владимир Меньшов снял два короткометражных фильма «Ночные гости» и «Путевка в жизнь» для телевизионного сатирико-юмористического киножурнала «Фитиль». Сразу после режиссер приступил к съемкам своей второй по популярности картине — «Любовь и голуби». В комедии сыграли Любовь Гурченко, Александр Михайлов, Нина Дорошина и он сам. Владимир Меньшов исполнил второстепенную роль, но даже не указал себя в титрах.
Актеры Людмила Гурченко и Александр Михайлов в к/ф «Любовь и голуби», 1984-й. Фото: Kinopoisk.ru
После успеха «Любовь и голуби» Владимир Меньшов не садился в режиссерское кресло десять лет. В 1995-м вышла комедия «Ширли-Мырли» с Верой Алентовой и Валерием Гаркалиным в главных ролях. Также сыграли Армен Джигарханян, Инна Чурикова, Леонид Куравлев, Олег Ефремов, Олег Табаков, Александр Панкратов-Черный и другие.
В 1997-м Меньшов снял «Любовь к отеческим гробам…» для цикла документальных фильмов «100 фильмов о Москве». В 2000-м режиссер выпустил мелодраму «Зависть богов», а спустя восемь планировалась премьера «Большого вальса», но картина не было завершена.
От Пашки Кукушкина до Гесера: Роли в кино Владимира Меньшова
Несмотря на то, что Меньшов передумал быть актером и решил сделать упор на режиссуру, в кино он все равно снимался. Дебют Владимира Валентиновича в качестве актера состоялся в роли Пашки Кукушкина в короткометражной комедии «Счастливый Кукушкин». Он сыграл рабочего, который влюбился в дочь владельца трактира. Чтобы добиться расположения девушки, Пашка начинает метать кольца на ножи: он хотел разбогатеть и стать достойным женихом для Людмилы.
Актеры Владимир Меньшов и Валентина Теличкина в к/ф «Где находится нофелет?», 1987-й. Фото: Kino-teatr.ru
В 1973-м Меньшов сыграл матроса Мартьянова в фильме «Соленый пес». Среди известных актерских работ Владимира Валентиновича выделяют «Розыгрыш», «Курьер», «Время для размышлений», «Собственное мнение», «Где находится нофелет?» и другие. Уже в российском кинематографе Меньшов запомнился ролью Гесера в серии фильмов «Ночной дозор» и «Дневной дозор». Владимир появился в известных теле- и кинопроектах — «Елки-2», «О чем говорят мужчины — 3», «Высоцкий. Спасибо, что живой», «Легенда № 17».
Владимир Меньшов в к/ф «Ночной дозор», 2004-й. Фото: Kino-teatr.ru
Коллеги Владимира Валентиновича отмечали, что работа с ним был приятной и интересной. Как режиссер он прислушивался к советам актеров и коллег по съемочной площадке. Например, Раиса Рязанова предложила Меньшову надеть на Веру Алентову парик во второй части «Москва слезам не верит», чтобы Катя Тихомирова выглядела старше. Ирина Муравьева отметила, что фильмы Владимира Меньшова стали успешны из-за его великого таланта и способности выдумывать все, что происходило на съемочной площадке. Алексей Баталов называл себя поклонником и учеником Владимира Валентиновича. Он открывал другой взгляд на кино благодаря демонстрации настоящих человеческих отношений и мелких деталей.