актеры преображенский профессор преображенский
Шариков — интеллигент из Казахстана: истинные судьбы актеров «Собачьего сердца»
«Он похож на собаку!» — Шариковым мог стать Караченцов
Чтобы сыграть пса, превратившегося в человека, нужен не только талант — необходимо какое-то внешнее сходство и внутреннее «попадание». Режиссер Владимир Бортко дал ассистентам четкое задание: отыскать актера, похожего на собаку. Растерянные ассистенты кого только не предлагали, дошло дело даже до Николая Караченцова и Алексея Жаркова, но все было «не то».
Наконец, Бортко пригласил на пробы театрального актера из Казахстана — ему понравилось фото Владимира Толоконникова. И первый же пробный дубль покорил режиссера: Толоконников так лихо опрокинул рюмку водки, предварительно произнеся тост «Ну, желаю, чтобы все!», — что немедленно был утвержден.
Шариков — главная роль жизни
Роль Шарикова стала для артиста переломной: его популярность взлетела до небес, его начали приглашать и другие режиссеры, он сыграл множество ролей. А ведь на момент съемок Толоконникову было уже 45 лет, и он давно перестал надеяться на чудо, решив, что до конца жизни так и будет играть Лешего в детских спектаклях театра Алма-Аты.
И только Владимиру Бортко каким-то чутьем удалось уловить удивительную органичность и талант этого актера, которые вместе с той самой специфической внешностью «сделали» настоящего Шарикова. А для Толоконникова эта работа стала и звездным часом, и причиной для огорчений. Дело в том, что он очень уж хорошо вжился в роль Шарикова: его так и окликали на улицах. Актер сильно обижался, хотя понимал: если бы не Шариков, его бы вообще никто не знал.
После «Собачьего сердца» его карьера пошла вверх: он сыграл в полусотне картин, и многие из его работ стали известными. Например, за роль Хоттабыча в одноименной комедии актеру вручили премию MTV. Интересно, что в жизни Владимир Алексеевич был полной противоположностью Шарикова: о нем рассказывали, как об очень интеллигентном человеке, тонком ценителе искусства. Его не стало в 2017 году, в разгар съемок в сериале «СуперБобровы».
Профессор Преображенский — пробовались Броневой, Яковлев и Ульянов
Режиссеру было очень важно найти такого Преображенского, чтобы он с первых минут безошибочно покорял сердца зрителей: интеллигентного, гениального, искреннего. Бортко вдумчиво перебирал образы известных артистов, размышляя, кому доверить роль Филиппа Филипповича.
15 фактов о фильме «Собачье сердце», которые раскрывают участников картины с новой стороны
Михаил Булгаков написал сатирическую повесть «Собачье сердце» в 1925 году. В России ее опубликовали лишь в 1987 году, но уже через год Владимир Бортко ее экранизировал. Благодаря отличному сценарию и тщательно подобранным актерам, фильм стал не менее культовым, чем само произведение. Он не только собрал множество наград, но и так полюбился зрителям, что и спустя десятки лет его смотрят и пересматривают.
Как проходили съемки и что осталось за кадром?
После премьеры на режиссера обрушились критики
Владимир Бортко вспоминает: «Я открыл газеты и обомлел. За достоверность цитат не ручаюсь, но там было написано примерно следующее: „Такой дряни, как „Собачье сердце“, никто отродясь не снимал. Режиссеру за это надо отрубить не только руки, но и ноги и сбросить с моста“. За границей нас приняли благосклонно: фильм отметили призами в Италии, Польше, Болгарии. А через 2 года после выхода „Собачьего сердца“ на экран мне и Евгению Евстигнееву вручили Госпремию».
Итальянские кинематографисты экранизировали повесть «Собачье сердце» на 12 лет раньше
Первый фильм по повести Михаила Булгакова был снят в 1976 году итальянскими и немецкими кинематографистами. В итальянский прокат фильм вышел с оригинальным названием, а в немецкий как «Почему лает господин Бобиков?». Этого самого Бобикова сыграл начинающий комик Коки Понцони, а профессора Преображенского — Макс фон Сюдов.
Профессора Преображенского мог сыграть другой актер
На роль профессора пробовалось сразу несколько признанных актеров: Юрий Яковлев, Леонид Броневой, Михаил Ульянов и Владислав Стржельчик. «Все они грандиозные артисты и играли Филиппа Филипповича более чем великолепно, — рассказывал режиссер. — Потом пришел Евстигнеев. В нем была, кроме гениальной игры, проникновенность, которой, на мой взгляд, недоставало другим в этом образе. И Евгений Александрович был утвержден».
Для Евгения Евстигнеева эта роль стала спасением
На момент съемок Евгений Александрович переживал нелегкий период — в тот год МХАТ разделили, а самого актера отправили на пенсию. Поначалу он и в фильме-то не хотел сниматься, но родные его уговорили. Зато потом он часто повторял, что роль Преображенского останется для него любимой.
Сын Евстигнеева вспоминал: «Этот фильм возник в жизни отца очень вовремя и буквально спас его. Трудно соглашаясь на работу в „Собачьем сердце“, он потом просто жил ею. Что было на площадке, я не знаю, но он постоянно говорил о своей роли, что-то наигрывал, показывал какие-то сцены. В тот момент картина стала для него опорой».
Шарикова искали по всей стране
Во все театры Советского Союза были отправлены телеграммы с просьбой прислать «самого уродливого актера», ведь режиссер искал эдакого человека-собаку. Кинематографистов завалили фотографиями. В итоге остановились на 8 кандидатах, в числе которых были Николай Караченцов и Алексей Жарков. Но режиссер не был до конца доволен ни одним из них. Когда же ему показали фотографию неизвестного на тот момент актера алма-атинского Театра русской драмы Владимира Толоконникова, он сразу же попросил позвать того на пробы.
Пробы Владимира Толоконникова
Во время съемок Толоконников поранился
В фильме есть эпизод, в котором доктор Борменталь с профессором ловят Шарикова, а тот мечется и разбивает посуду и стекла в буфете. Владимир Алексеевич тогда сильно порезал ногу.
Актер, который понял Булгакова
Булгаковед, критик и писательница Мариэтта Чудакова назвала игру Владимира Толоконникова поразительной. Она признала, что актер обладал выдающимися артистическими способностями и, как никто другой, понял автора повести.
На роль Шарика пробовалось сразу 20 претендентов
В итоге выбрали пса Карая, который служил в милиции и уже успел произвести 38 задержаний. Роль он получил благодаря оригинальной внешности: одно ухо у него стояло, а другое — висело.
Для того чтобы ухоженному псу придать бродячий вид и гладкую шерсть превратить в клокастую, ее обмазали желатином, а на боку нарисовали ожог. «Собачье сердце» стало дебютом Карая, но потом он еще не раз появлялся на экранах.
Режиссер назвал Карая самым талантливым актером в картине
«Я не боюсь при Плотникове и Евстигнееве сказать, что пес талантливее их. Он разве что по-французски не говорил», — признался Владимир Бортко. И действительно, Карай точно следовал указаниям режиссера, мигом обучился ходить на задних лапах, огрызаться на кошек (хотя он их очень любил) и терпеливо ловить колбасу.
Лишь одна сцена далась ему с трудом — та, в которой он кусает доктора Борменталя. Хозяйка собаки Елена вспоминает: «Укушенным никто быть не хотел, поэтому сделали муляж. Но умный пес сразу раскусил подделку и долго отказывался ее тяпнуть. В конце концов он все же сделал это неблагородное дело».
Владимир Бортко «привел» в фильм персонажей из других произведений Михаила Булгакова
Помните начитанного дворника, который прочитал 2 тома словаря Брокгауза и Эфрона? Его режиссер «взял» из рассказа «Самоцветный быт». Также в фильме есть сцена, в которой Преображенский приглашает коллег осмотреть Шарикова. Так вот, один из них, профессор Персиков, — герой повести «Роковые яйца». А вот сестры-близняшки Клара и Роза «пришли» из фельетона «Золотые корреспонденции Ферапонта Ферапонтовича Капорцева».
Многих полюбившихся зрителям шуток в повести не найти
После выхода фильма зрители бросились читать «Собачье сердце». Все искали в книге любимые фразы, но, конечно, не нашли. Дело в том, что режиссер использовал цитаты из других произведений писателя. Например, прорицательница Жанна с ее «самое главное событие в вашей жизни у вас впереди» взялась из рассказа «Мадмазель Жанна», а сцена с медиумом — из рассказа «Спиритический сеанс».
Эпизод со свечкой был придуман режиссером
Помните эпизод, когда Шарикова побили, а он в белой рубахе и со свечкой идет к зеркалу и долго вглядывается в свое отражение? Эту сцену придумал Владимир Бортко: по его задумке, Шариков тут пытается проникнуть в свою прошлую жизнь. Сцену сняли с одного дубля, а вот актер потом еще долго стоял у зеркала грустный. Когда же его спросили, в чем дело, он ответил: «А может, я родился для того, чтобы сыграть Шарикова».
Частушки в исполнении Шарикова сочинил Юлий Ким
В повести, в сцене, когда профессор представляет результаты своего опыта в виде Шарикова, написано просто: «поют». Но режиссер, увидев, как лихо актер отплясывает с балалайкой, понял, что тут нужны подходящие частушки. Он позвонил Киму, а тот уже через день надиктовывал ему по телефону знаменитую «Эх, яблочко, мое ты спелое».
Перевоплотиться пришлось не только актерам
В повести действие происходит в Москве, сам же фильм снимали в Ленинграде. Пречистенкой, где профессор встретил Шарика, стала улица Боровая. Дом Преображенского, который должен стоять в Обуховом переулке, стоял на Моховой. Часть съемок происходила в Дегтярном переулке и на Преображенской площади.
Источник
Актеры преображенский профессор преображенский
От начальника лагеря до профессора Преображенского: лучшие роли Евгения Евстигнеева
Евгений Евстигнеев родился 9 октября 1926 года в Нижнем Новгороде. Будущий актер вырос в семье металлурга и фрезеровщицы. До Великой Отечественной войны он окончил семилетку и год проработал электромонтером, а затем выучился в дизелестроительном техникуме и четыре года работал слесарем на заводе. В кружке самодеятельности он впервые проявил свое умение виртуозной игры на разных инструментах.
Тогда Евстигеев решил поступать в Горьковское театральное училище, которое сегодня носит его имя. После окончания некоторое время он исполнял роли на сцене театра во Владимирской области, а в 1954 году был зачислен сразу на второй курс в школу-студию при МХАТ им. Горького в Москве. Вскоре поступил в труппу театра «Современник», где играл во множестве постановок. Его дебютом в кино стала роль Петерсона в «Поединке» (1957) Владимира Петрова. С тех пор Евстигнеев снялся в более ста фильмах, многие из которых стали классикой отечественного кинематографа.
Актер умер в возрасте 65 лет от сердечного приступа 4 марта 1992 года.
Сатирическая комедия «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен» стала одной из первых заметных работ молодого артиста. Действие фильма разворачивается в пионерском лагере, начальником которого является герой Евстигнеева — добрый, но страдающий формализмом Дынин. Из-за плохого поведения он исключает из лагеря мальчика Костю, которого тайком укрывают его товарищи, однако на родительский день тайное становится явным» class=»item-image» loading=»eager» >
Сатирическая комедия «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен» стала одной из первых заметных работ молодого артиста. Действие фильма разворачивается в пионерском лагере, начальником которого является герой Евстигнеева — добрый, но страдающий формализмом Дынин. Из-за плохого поведения он исключает из лагеря мальчика Костю, которого тайком укрывают его товарищи, однако на родительский день тайное становится явным» loading=»eager»> «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен» (1964), реж. Элем Климов
Действие двухсерийной экранизации романа Ильи Ильфа и Евгения Петрова является продолжением приключений мошенника Остапа Бендера их предыдущей книги «12 стульев». На этот раз главный герой (Сергей Юрский) вместе с компаньонами пытается обобрать подпольного миллионера Корейко, роль которого в «Золотом теленке» воплотил на экране Евгений Евстигнеев» class=»item-image» loading=»eager» >
Действие двухсерийной экранизации романа Ильи Ильфа и Евгения Петрова является продолжением приключений мошенника Остапа Бендера их предыдущей книги «12 стульев». На этот раз главный герой (Сергей Юрский) вместе с компаньонами пытается обобрать подпольного миллионера Корейко, роль которого в «Золотом теленке» воплотил на экране Евгений Евстигнеев» loading=»eager»> «Золотой теленок» (1968), реж. Михаил Швейцер
В основу сюжета шпионского детектива «Семнадцать мгновений весны» Татьяны Лиозновой легла одноименная книга Юлиана Семенова. Фильм рассказывает о советском разведчике-нелегале Исаеве/Штирлице (Вячеслав Тихонов), под прикрытием добывающего информацию в высших эшелонах власти нацистской Германии. Евгений Евстигнеев исполнил роль профессора Вернера Плейшнера» class=»item-image» loading=»eager» >
В основу сюжета шпионского детектива «Семнадцать мгновений весны» Татьяны Лиозновой легла одноименная книга Юлиана Семенова. Фильм рассказывает о советском разведчике-нелегале Исаеве/Штирлице (Вячеслав Тихонов), под прикрытием добывающего информацию в высших эшелонах власти нацистской Германии. Евгений Евстигнеев исполнил роль профессора Вернера Плейшнера» loading=»eager»> «Семнадцать мгновений весны» (1973), реж. Татьяна Лиознова
Действие криминальной драмы Станислава Говорухина происходит в послевоенной Москве, где сотрудники МУРа во главе с капитаном Жегловым (Владимир Высоцкий) занимаются поимкой главаря (Армен Джигарханян) таинственной и неуловимой банды «Черная кошка». Сюжет сценария основан на детективе «Эра милосердия» братьев Вайнеров, а само повествование пересекается с реальной историей банды Ивана Митина, известной убийствами и грабежами в Москве 1950-х годов. Евгений Евстигнеев запомнился характерной ролью «вора в законе» по кличке Петька Ручечник» class=»item-image» loading=»eager» >
Действие криминальной драмы Станислава Говорухина происходит в послевоенной Москве, где сотрудники МУРа во главе с капитаном Жегловым (Владимир Высоцкий) занимаются поимкой главаря (Армен Джигарханян) таинственной и неуловимой банды «Черная кошка». Сюжет сценария основан на детективе «Эра милосердия» братьев Вайнеров, а само повествование пересекается с реальной историей банды Ивана Митина, известной убийствами и грабежами в Москве 1950-х годов. Евгений Евстигнеев запомнился характерной ролью «вора в законе» по кличке Петька Ручечник» loading=»eager»> «Место встречи изменить нельзя» (1979), реж. Станислав Говорухин
Одним из ярких воплощений в позднем творчестве Евстигнеева стала роль профессора Преображенского в экранизации «Собачьего сердца» Михаила Булгакова. Сюжет двухсерийного фильма рассказывает об ученом-враче, который подбирает на улице дворового пса и пытается с помощью пересадки гипофиза сделать из него человека (Владимир Толоконников). Однако его научный эксперимент скоро выходит из-под контроля» class=»item-image» loading=»eager» >
Одним из ярких воплощений в позднем творчестве Евстигнеева стала роль профессора Преображенского в экранизации «Собачьего сердца» Михаила Булгакова. Сюжет двухсерийного фильма рассказывает об ученом-враче, который подбирает на улице дворового пса и пытается с помощью пересадки гипофиза сделать из него человека (Владимир Толоконников). Однако его научный эксперимент скоро выходит из-под контроля» loading=»eager»> «Собачье сердце» (1988), реж. Владимир Бортко
Мюзикл Нечаева по мотивам сказки Шарля Перро запомнился зрителям песнями Алексея Рыбникова. Несколько из его музыкальных композиций исполнил Евгений Евстигнеев, который предстал в образе Звездочета – дедушки Красной Шапочки (Яна Поплавская) » class=»item-image» loading=»eager» >
Мюзикл Нечаева по мотивам сказки Шарля Перро запомнился зрителям песнями Алексея Рыбникова. Несколько из его музыкальных композиций исполнил Евгений Евстигнеев, который предстал в образе Звездочета – дедушки Красной Шапочки (Яна Поплавская) » loading=»eager»> «Про красную шапочку» (1977), реж. Леонид Нечаев
В буффонаде Эльдара Рязанова Евстигнеев предстал в комическом амплуа хромого итальянца-кладоискателя. По сюжету перед смертью русская эмигрантка рассказывает внучке Ольге о драгоценностях, которые спрятаны в Ленинграде «под львом», однако скоро тайна становится известна охотникам за сокровищами» class=»item-image» loading=»eager» >
В буффонаде Эльдара Рязанова Евстигнеев предстал в комическом амплуа хромого итальянца-кладоискателя. По сюжету перед смертью русская эмигрантка рассказывает внучке Ольге о драгоценностях, которые спрятаны в Ленинграде «под львом», однако скоро тайна становится известна охотникам за сокровищами» loading=»eager»> «Невероятные приключения итальянцев в России» (1973), реж. Эльдар Рязанов
Ещё одним популярным музыкальным фильмом Евстигнеева стал «Зимний вечер в Гаграх», в котором он сыграл бывшего мастера чечетки 1950-х годов. По сюжету картины его герой на закате славы нехотя берется за обучение самоучки (Александр Панкратов-Черный), который мечтает стать профессиональным степистом » class=»item-image» loading=»eager» >
Ещё одним популярным музыкальным фильмом Евстигнеева стал «Зимний вечер в Гаграх», в котором он сыграл бывшего мастера чечетки 1950-х годов. По сюжету картины его герой на закате славы нехотя берется за обучение самоучки (Александр Панкратов-Черный), который мечтает стать профессиональным степистом » loading=»eager»> «Зимний вечер в Гаграх» (1985), реж. Карен Шахназаров
Самым долгоиграющим многосерийным фильмом в актерской карьере Евстигнеева стала историческая киносага «Гардемарины, вперед!» о приключениях курсантов военно-морского флота в эпоху дворцовых переворотов. По сюжету трое гардемаринов по различным причинам бегут из училища и оказываются невольно втянуты в заговор против молодой императрицы Елизаветы Петровны. Евстигнеев исполнил роль вице-канцлера Алексея Бестужева» class=»item-image» loading=»eager» >
Самым долгоиграющим многосерийным фильмом в актерской карьере Евстигнеева стала историческая киносага «Гардемарины, вперед!» о приключениях курсантов военно-морского флота в эпоху дворцовых переворотов. По сюжету трое гардемаринов по различным причинам бегут из училища и оказываются невольно втянуты в заговор против молодой императрицы Елизаветы Петровны. Евстигнеев исполнил роль вице-канцлера Алексея Бестужева» loading=»eager»> «Гардемарины, вперед!» (1987, 1991, 1992), реж. Светлана Дружинина
В центре повествования трагикомедии «Ночные забавы» любовный треугольник Силина (Альберт Филозов), его жены (Ирина Алферова) и его начальника (Валентин Гафт). Чтобы спасти репутацию отца его дочь Ольга (Александра Колкунова) пытается разоблачить мать. Тогда она устраивает розыгрыш вместе со своим знакомым саксофонистом, роль которого исполнил Евгений Евстигнеев. На фото: Александра Колкунова и Евгений Евстигнеев в картине «Ночные забавы»» class=»item-image» loading=»eager» >
В центре повествования трагикомедии «Ночные забавы» любовный треугольник Силина (Альберт Филозов), его жены (Ирина Алферова) и его начальника (Валентин Гафт). Чтобы спасти репутацию отца его дочь Ольга (Александра Колкунова) пытается разоблачить мать. Тогда она устраивает розыгрыш вместе со своим знакомым саксофонистом, роль которого исполнил Евгений Евстигнеев. На фото: Александра Колкунова и Евгений Евстигнеев в картине «Ночные забавы»» loading=»eager»> «Ночные забавы» (1991), реж. Владимир Краснопольский, Валерий Усков
В центре повествования трагикомедии «Ночные забавы» любовный треугольник Силина (Альберт Филозов), его жены (Ирина Алферова) и его начальника (Валентин Гафт). Чтобы спасти репутацию отца его дочь Ольга (Александра Колкунова) пытается разоблачить мать. Тогда она устраивает розыгрыш вместе со своим знакомым саксофонистом, роль которого исполнил Евгений Евстигнеев. На фото: Александра Колкунова и Евгений Евстигнеев в картине «Ночные забавы»
Цитаты из любимых фильмов с Евгением Евстигнеевым: 95 лет со дня рождения
Он родился в Горьком. После школы работал электромонтером, слесарем и занимался в самодеятельном драмкружке, играл джаз, сам научился играть на пианино, гитаре и даже на вилках. Евстигнеев приехал в Москву из Владимирского театра драмы: туда его распределили после Горьковского театрального училища. Ему было 28. Евстигнеева сразу зачислили на второй курс Школы-студии МХАТ, а после ее окончания его приняли в труппу «Современника». Однокурсниками Евстигнеева были Олег Ефремов, Михаил Козаков, Татьяна Доронина, Галина Волчек.
Вспомним лучшие фильмы с Евгением Евстигнеевым и цитаты из них.
Товарищ Дынин в «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен»
— Когда я был маленьким, у меня тоже была бабушка. Но за все эти годы я не смог огорчить ее до смерти. А Иночкин смог!
Профессор Преображенский в «Собачьем сердце»
— Да ведь других нет
— Вот никаких и не читайте.
— Разруха не в клозетах, а в головах
Мастер чечетки Беглов в «Зимний вечер в Гаграх»
На роль Беглова пробовались и Олег Ефремов, и Евгений Леонов, но лучшим стал Евстигнеев. Музыкальная драма Карена Шахназарова «Зимний вечер в Гаграх» была одной из самых любимых у актера. Ведь джазом он увлекался с ранней юности. А еще фильм будто стал репетицией прощания со зрителем, хотя до кончины оставалось еще семь лет.
— Я все-таки прожил очень хорошую жизнь.
Многие меня любили. И слава у меня была, и все было.
И все-таки я вспоминаю один только вечер за всю мою жизнь.
Это было много лет назад. Зимой в Гаграх.
Была такая маленькая эстрада. Сезон кончился и зрителей было не много.
Я танцевал в тот вечер с дочкой. Она попросила, и мы танцевали вместе.
Никогда в жизни я так не танцевал, никогда в жизни.
И знаешь, если б можно было хоть на миг вернуть тот вечер, я бы все отдал.
Все, что осталось мне прожить.
Режиссер драмтеатра в «Берегись автомобиля»
В комедии Эльдара Рязанова у Евстигнеева роль не главная, но запоминающаяся. Режиссер народного театра Евгений Александрович, который постоянно призывал к порядку и необходимости «замахнуться» на классику.
— Не пора ли, друзья мои, нам замахнуться на Вильяма, понимаете, нашего Шекспира?
— Прекратите нести отсебятину! Во времена Шекспира не было сигарет «Друг»!
— Товарищи, зрителей полный стадион. Прошу всех на сцену!
Подпольный миллионер Корейко в «Золотом теленке»
— За что же вы хотите получить столько денег? Я их заработал, а вы?