актеры с самарской области
Самара-кинематографическая: Фильмы, снятые в нашем городе и известные актеры
2016 год объявлен Годом российского кино. В рамках его запланировано развитие отечественного кинематографа и укрепления его позиций на международной арене. Последние восемь лет каждый год президент посвящает той или иной актуальной сфере для привлечения к ней общественного внимания. 2008-ой был Годом семьи, 2009 — молодежи, 2010 — учителя, 2011 — российской космонавтики, 2012 — российской истории, 2013 — охраны окружающей среды, 2014 — культуры, а 2015 — литературы.
ProGorodSamara.ru решил узнать с какими известными фильмами и людьми, которые внесли свой вклад в развитие кинематографа, связан наш город. В Самаре установлены скульптуры, посвященные известным персонажам фильмов, здесь родились знаменитые актеры и снимали сериалы.
Скульптуры
Памятник Юрию Деточкину
В 2014 году в Самаре была установлена скульптурная композиция к 85-летию режиссера Эльдара Рязанова. В скульптуре отображена финальная сцена фильма «Берегись автомобиля», в которой Юрий Деточкин бежит навстречу своей возлюбленной и кричит: «Здравствуй, Люба, я вернулся!».
«Я невероятно вам признателен за то, что награда нашла своего героя. Я имею в виду моего друга Иннокентия Смоктуновского. Мне хотелось бы, чтобы эта скульптура конкурировала с самым известным памятником Самары — памятником Василию Чапаеву», — сказал на открытии Рязанов.
Памятник товарищу Сухову
Памятник красноармейцу Сухову из кинофильма «Белое солнце пустыни» установлен в 2012 году на набережной. Местом установки памятника неслучайно выбрана Самара — именно в этом городе жил товарищ Сухов. В фильме он произносит фразу «Вот, доберусь до Волги, а там и до Самары рукой подать». Стоит также отметить, что фильм «Белое солнце пустыни» снят по сценарию самарца В.Ежова.
Памятник Владимиру Высоцкому
Открытие памятника состоялось в январе 2008 года в день 70-летия актера и барда. В центре — фигура Высоцкого в роли Гамлета и с гитарой в руках. С правой стороны — фигура мужчины в плаще, олицетворяющая «чёрного человека» (о котором пел Высоцкий). Слева на фоне решетки — фигура надзирателя со связкой ключей. Ближе к центру — фигура женщины с лицом Марины Влади.
Фильмы
«Тимур и его команда»
Фильм вышел на экраны в 1940 году. Съемки проходили в Москве и в районе Барбошиной поляны в Самаре (тогда Куйбышеве).
«Тревожные ночи в Самаре»
Один из первых сериалов СССР. Повествует о нелегкой судьбе и борьбе самарских чекистов против контры в суровые годы Гражданской войны. Съемки проходили в Самаре и на Ялтинской киностудии. Сериал вышел в 1969 году.
«Жизнь и судьба»
Телесериал по одноименному роману Василия Гроссмана вышел на экраны в 2012 году. Действия по сценарию разворачиваются в период 1942-43 гг. Съемки проходили в основном в исторической части города. Под прицел телекамер попали улицы Фрунзе, Садовая и Ульяновская, Филармония.
По информации СМИ, московский метрополитен отказал в проведении съемок, зато самарский согласился. В кино засветились станции «Московская» и «Алабинская» и несколько сотен простых самарцев в качестве массовки. Российский фильм-катастрофа вышел на экраны в 2013.
Картина расскажет о группе «раздолбаев», которые после буйной вечеринки проснулись сразу в постапокалипсисе. Съемки фильма в Самаре и Тольятти сопровождались многочисленными скандалами — БТР и войска в Тольятти, появившиеся в любительских кадрах на «ютубе», многих перепугали не на шутку, а в Самаре ради съемок перекрыли ряд центральных улиц.
Съемки сериала проходили в 2014 году на самарском ж/д вокзале. Все участники проекта являются самарцами, поэтому сериал можно назвать продуктом местного производства. Все действия в сериале происходят на ж/д вокзале, где сотрудники вспоминают истории, произошедшие с ними.
Известные личности
Николай Симонов
Актер родился в Самаре 4 декабря 1901 года. В 1921 году Симонов уехал из Самару, но вернулся спустя 10 лет. С 1931 по 1934 год он возглавлял Краевой драматический театр в Куйбышеве. Симонов снялся в 34 фильмах, среди известных: «Сталинградская битва», «Овод», «Петр Первый».
Петр Монастырский
Родился 17 июля 1915 года в Одессе. В 1955 году переехал в Самару и стал режиссёром, в 1959—1965 и в 1967—1998 годах — главный режиссёр Самарского драматического театра имени Горького. Под его руководством театру в 1977 году было присвоено звание Академический. Параллельно с режиссурой занимался преподавательской деятельностью. Профессор кафедры режиссуры и мировой художественной культуры Поволжской государственной социально-гуманитарной академии. Всего Монастырским поставлено более двухсот спектаклей, из которых примерно сто двадцать в Самарском академическом театре.
Родился 18 ноября 1927 года в Самаре. В нашем городе семья провела несколько месяцев, после чего уехала. В 41-м началась война и семья Рязановых вернулась в Самару. Учился Эльдар в школе, которая находилась на улице Чапаевской. Проведя в Самаре еще год, Эльдар Рязанов с семьей переехал в Нижний Тагил. Сам режиссер считал Самару своим домом. В прошлом году Эльдар Рязанов скончался. В Самаре могут открыть дом-музей его имени, установить ему памятник и, может быть, назвать сквер в честь него.
Роза Хайруллина
Родилась Роза не в Самаре, а Норильске. Женщина в 1997 году переехала в Самару и выступала в театре «СамАрт» до 2009 года. Роза играла в спектаклях «Мамаша Кураж» (Мамаша Кураж), «Василий Тёркин» (Смерть), «Очень простая история» (Лошадь) и других.
10 знаменитых самарских актеров, прославившихся на всю Россию
Woman’s Day о наших земляках, которые стали настоящими звездами и прославились на всю страну.
Анна Уколова
Биография: актриса родилась в Куйбышевской области. Проучившись один курс в Самарской академии культуры и искусства, решила поступить в ГИТИС. Попытка удалась с первого раза. Активно сниматься в кино актриса стала в 2000-х годах. Ее прорывом стала роль в жестокой драме «Точка» – за нее Уколова получила премию на международном фестивале в Чикаго. Зрителям молодая актриса также запомнилась по ролям в сериале «Колдовская любовь», в скандальном фильме «Левиафан» и, конечно, роли возлюбленной непутевого Бородача Иришки Скоробейниковой.
Награды: номинация на премию «Ника» за лучшую женскую роль второго плана в фильме «Левиафан», премию Silver Hugo (Чикаго, США) – за лучшую женскую роль в фильме «Точка».
Лучшие фильмы: «Точка», «Левиафан», «Чудо», «Склифосовский».
Георгий Кузубов
Награды: премия «Самарская театральная муза» в номинации «Лучшая роль молодого актера в драматическом театре» за роль в спектакле «Вентиль» (Феликс).
Лучшие фильмы: на счету Георгия Кузубова не так много киноролей, зато театральная копилка впечатляет. Сами посудите: Ромео в «Ромео и Джульетте», Банко в «Леди Макбет», Дэвид Шайн в «Пулях над Бродвеем» и огромное количество других ролей в ведущих театральных постановках.
Ольга Остроумова
Биография: родилась 21 сентября 1947 года. Детство знаменитой актрисы прошло в Бугуруслане, в Самаре же сейчас проживает ее родной брат. И почему-то так сложилось, что Ольгу Остроумову мы считаем нашей землячкой. Ольга росла в небольшой деревушке в семье домохозяйки и школьного учителя физики. Родители с пониманием отнеслись к желанию дочери стать актрисой, и в 1966 году она поступает в ГИТИС. Еще будучи студенткой, Остроумова получает роль, которая сделала начинающую актрису настоящей звездой. Роль школьницы Черкасовой в фильме «Доживем до понедельника» открыла перед молодой артисткой дорогу в большое кино. Всего на счету Ольги Остроумовой более 60 ролей!
Награды: заслуженная артистка РСФСР, народная артистка РФ, лауреат Государственной премии СССР.
Лучшие фильмы: «Доживем до понедельника», «А зори здесь тихие», «Змеиный источник», «Василий и Василиса», «Гараж».
Владимир Борисов
Биография: Владимир Владимирович Борисов родился в 1948 году. Окончил театральное училище имени М.С. Щепкина. В настоящее время работает в Самарском академическом театре драмы. Исполнил порядка 35 ролей в известных театральных постановках. Зрителям он также запомнился по роли Семена Федорович Савельева в культовом фильме «Вечный зов».
Награды: народный артист Российской Федерации, заслуженный артист РСФСР, лауреат Государственной премии РСФСР имени К.С. Станиславского за исполнение роли Тимофея Павловича Непряхина в спектакле «Золотая карета».
Лучшие фильмы: «Емельян Пугачев», «Вечный зов», «Зеркало для героя».
Николай Симонов
Биография: знаменитый советский российский актер театра и кино, а также театральный режиссер родился в 1901 году. Его смело можно назвать культовой фигурой в мире не только самарского, но и всероссийского искусства. Мечтал о театре с детства. После шести классов гимназии Николай Симонов поступает в Самарскую художественно-промышленную школу, а через три года – на факультет живописи петроградской Академии художеств. Но, передумав, бросает академию ради поступления в Институт сценических искусств. После его окончания Симонова призывают в ряды Красной армии. Вернувшись домой, артист начинает работу в Александринском театре, который, кстати, они возглавил через несколько лет! Дебютировал Симонов в кино еще во время немого кинематографа.
Награды: народный артист СССР, Герой Социалистического Труда, лауреат трех Сталинских премий.
Лучшие фильмы: «Кастусь Калиновский», «Сталинградская битва», «Чапаев».
Валерий Гришко
Биография: российский театральный режиссер, актер театра и кино окончил ЛГИТМиК. После работал режиссером в Санкт-Петербургском театре им. В.Ф. Комиссаржевской и главным режиссером новосибирского театра «Красный факел». С 2009 года стал главным режиссером Самарского академического театра драмы. Также Гришко много снимается в кино и сериалах. Резонанс среди самарской публики вызвала роль архиерея в фильме «Левиафан».
Награды: фильм «Левиафан» с Валерием Гришко получил «Золотой глобус».
Лучшие фильмы: «А зори здесь тихие» (2015), «Битва за Севастополь», «Главный конструктор».
Александр Волохов
Биография: начал творческую карьеру в составе команды КВН «СОК». Уже пару лет как наш земляк вошел в коллектив интеллектуально-юмористического кабаре Comedy Woman на ТНТ. Как признается сам Александр, сцена тянула его с детства, так как мама работала организатором утренников в детских садах. «В результате с раннего детства я во всем этом варился, потом участвовал во всех подобных мероприятиях в школе. Сначала, как большинство мальчишек, против своей воли, потом втянулся, понравилось, потом понял, что могу заниматься этим самостоятельно, без маминой направляющей руки. Так в какой-то момент я попал в КВН. И понеслось…» – говорит артист. Александр часто приезжает на родину: «Когда встает выбор – поездка за границу или отдых в моем любимом месте в Самарской губернии, я остаюсь. Это одна турбаза в Самаре, которая находится на острове посередине Волги. Практически всегда летом, если есть время, я бываю на этой песчаной косе».
Награды: в составе команды «СОК» становился чемпионом Премьер-лиги КВН – 2007 и чемпионом Высшей лиги – 2011.
Лучшие фильмы: в ожидании премьеры «Вокзала для своих».
Лукерья Ильяшенко
Награды: дважды становилась победительницей чемпионата России по степ-танцу.
Лучшие фильмы: сериалы «Сладкая жизнь» и «Измены».
Оксана Сташенко
Биография: родилась в Куйбышеве в 1966 году. Окончила с отличием музыкальную школу, параллельно занимаясь в театральной студии. Затем поступила в Саратовское театральное училище им. И.А. Слонова, после окончания которого начинает работать в Липецком молодежном театре и в Каменск-Уральском театре драмы. В 1990 году становится актрисой Московского областного театра драмы имени Н. Островского. Несмотря на то, что большую часть творческой карьеры Сташенко занимал театр, молодая актриса успела поработать в различных сферах. Например, год в качестве ведущей на турецком телевидении! С 1995 года Оксана Сташенко связала свою жизнь с телевидением: вела программу на канале «Дарьял ТВ». Вот уже несколько лет Оксана – ведущая нескольких программ (кулинарной и передачи о путешествиях) на одном из кабельных каналов. В кино актриса стала сниматься с начала 90-х годов. На ее счету более 70 ролей. Кроме того, Оксана не только актриса, но и певица. Сташенко выпустила уже порядка пяти студийных альбомов с романсами. В 2012 году наша знаменитая землячка попробовала себя и на писательском поприще! В свет вышла первая книга из цикла «Путешествия странствующей актрисы» – «Мой Непал».
Награды: заслуженная артистка России, народная артистка Республики Южная Осетия.
Лучшие фильмы: «Капитанские дети», «Возвращение Мухтара», «Бумер», «Даун Хаус».
БОЛЬШАЯ ИГРА
Одиннадцать известных российских актеров, блиставших на самарских сценах
27 марта 2014, 16:47 6 449
Автор: Андрей Артёмов
Театр — не отображающее зеркало, а увеличительное стекло
Владимир Маяковский
Во всемирный День театра «Другой город» вспомнил актеров, для таланта которых увеличительным стеклом стала самарская сцена.
Николай Симонов
Знаменитый советский актер родился в Самаре 4 декабря 1901 года. Окончил шесть классов гимназии и в 1918 году поступил на вечернее отделение Самарской художественно-промышленной школы, где проучился три года. В 1921 году Симонов поступил на факультет живописи Петроградской Академии художеств. Однако ремеслу художника он предпочел театр. В 1922 году он поступил в Петроградский Институт сценических искусств. В первое десятилетие пребывания в театре Симонову пришлось переиграть множество ролей в советских пьесах, сделанных зачастую наспех, в угоду тогдашней конъюнктуре.
Из Северной Пальмиры на волжские берега Николай Симонов вернулся спустя 10 лет. С 1931 по 1934 год он возглавлял Краевой драматический театр в Куйбышеве. За эти годы Николай Симонов сыграл шесть ролей (Лосенко в «Мстиславе Удалом» И. Прута, Гай в «Моем друге» Н. Погодина и др.). Несмотря на то, что спектакли театра часто ругали критики, сам актер постепенно завоевал доверие и любовь зрителей.
Среди прославивших Симонова в 1930–1940-е годы ролей: Граф де Ризоор («Фландрия» В.Сарду, 1937), Лаврецкий («Дворянское гнездо» И.С.Тургенева, 1941), Астров в чеховском «Дяде Ване» (1946). В 1950 создание образа Феди Протасова («Живой труп» Л.Н.Толстого) положило начало ряду ролей, ставших вершинами симоновского творчества: горьковский Сатин («На дне», 1956), Сальери («Маленькие трагедии» А.С.Пушкина, 1962), Маттиас Клаузен («Перед заходом солнца» Г.Гауптмана, 1963). Две последние роли принесли Симонову звание лауреата Государственной премии РСФСР им. К.С.Станиславского (1966).
Фильмография актера включает в себя 34 картины, такие как «Сталинградская битва», «Овод»… Но, безусловно, самой знаменитой его ролью стал император Петр Первый в одноименном фильме. Именно за нее Николай Симонов получил орден Ленина (1938 год) и Сталинскую премию (1941 год).
Николай Засухин
Родился и вырос Николай Засухин в Москве. С 1940 по 1946 годы служил в армии, а уже в 1947 поступил в студию при Куйбышевском драмтеатре имени Горького, по окончании которой играл на его сцене.
Засухин сыграл в Куйбышевском драматическом множество ролей. Как отмечале критики, его игре были присущи темперамент, стремление к внутреннему перевоплощению, пластичность. Среди лучших работ Николая Засухина — Виктор в «Иркутской истории» Арбузова, Аполлон Мурзавецкий в «Волках и овцах» Островского, Князь Мышкин в спектакле «Настасья Филипповна» (по «Идиоту» Достоевского), Миндаугас в спектакле «Миндаугас».
В 1972 году Николай Засухин стал актером МХАТа. А кинокарьера его началась раньше, в 1960-х годах. Из-за внешнего сходства с Вячеславом Молотовым, Засухин неоднократно играл его роль в кино. Однажды ему удалось побывать и в шкуре вождя мирового пролетариата в фильме «Поезд в завтрашний день».
Одна из самых знаменитых кино ролей Николая Засухина – рабочий Никодимов в фильме Никиты Михалкова «Свой среди чужих, чужой среди своих».
Юрий Демич
Родился в актерской семье, но в совсем не актерском месте – в Магадане, где отбывал наказание его отец Александр Демич. После реабилитации Демича-старшего семья переехала в Куйбышев. Юрий Демич поступил в студию при театре драмы имени Горького, которую окончил в 1966 году. Между тем, в труппу театра он был принят еще в 1964 году и одновременно продолжал учёбу в ГИТИСе (окончил его в 1971 году).
За семь сезонов проведенных на самарской сцене Юрий Демич сыграл сорок ролей, среди которых были царь Федор Иоаннович, Глумов («На всякого мудреца довольно простоты»), Жадов («Доходное место»). Кроме того он сыграл Гамлета, заявив о себе как об одном из самых ярких молодых актеров страны.
В 1973 году Юрий Демич ушел в Ленинградский БДТ. Уже в 30 лет он получил Государственную премию СССР (1978) за исполнение роли Михаила Кошевого в спектакле «Тихий Дон» по Шолохову. Юрий Демич много снимался в кино, однако сыгранные им роли, как правило, являлись второстепенными.
Роза Хайруллина
Первое знакомство с актерской профессией у Розы Хайруллиной произошло еще в школе, где она с третьего класса посещала театральную студию. Затем она поступила в Казанское театральное училище. Уже со второго курса Роза Хайруллина играла на сцене Национального театра имени Камала.
В 1997 года начала работу в театре «СамАрт» и в скором времени стала его ведущей актрисой. Играла в спектаклях «Мамаша Кураж» (Мамаша Кураж), «Василий Тёркин» (Смерть), «Очень простая история» (Лошадь), «Приключения Буратино в стране дураков» (Буратино) и многих других.
В 2009 году Роза Хайруллина ушла в знаменитую «Табакерку», и в этом же году сырала свою первую роль в кино. Одной из самых известных ее работ остается роль ханши Тайдулы в фильме «Орда».
Николай Михеев
До приезда в наш город работал в театрах Саратова, Владивостока, Томска, Читы и Красноярска. С 1970 года — актер Куйбышевского (Самарского) драматического театра имени М. Горького. С 1989 по 1993 год был актёром театра «СамАРТ». В Куйбышеве состоялся дебют Николая Михеева в фильме «Тревожные ночи в Самаре». Самой известной его ролью в кино стал Демьян Инютин-старший в телесериале «Вечный зов».
Ванда Оттович-Воловская
В Куйбышевском драматическом театре она работала с 1966 по 1979 годы, а также с 1991 года и до начала 2000-х. За все годы работы в российских театрах она сыграла более сотни ролей, и больше половины из них — в нашем городе.
Вот лишь неполный список: Аркадина («Чайка» Чехова), Жозефина («Наполеон и корсиканка» Губача), Ольга («Три сестры»), Анастасия («Божьи одуванчики» А. Иванова), Аббатиса (мюзикл «Звуки музыки»)
Владимир Толоконников
Владимира Толоконникова с нашим городом связывает кратковременная работа в самарском ТЮЗе, куда он пришел после неудачных вступительных экзаменов во ВГИК. Впрочем, работа в Самаре тоже закончилась на минорной ноте. Толоконникова выгнали из нашего театра за драку. Он уехал в Ярославль, где закончил в 1973 году актёрский факультет театрального училища. Звездным часом Владимира Толоконникова стала роль Полиграфа Шарикова в фильме Владимира Бортко «Собачье сердце» по одноименной повести Михаила Булгакова, который был снят в 1988 году. Последующая его актерская карьера была достаточно насыщенной. Так, в 2007 году Владимир Толоконников снялся в ремейке фильма «Старик Хоттабыч», где сыграл главную роль и получил за нее награду MTV 2007 в номинации «Лучшая комедийная роль».
Семен Стругачев
Актер, сыгравший одну из главных ролей в культовой серии фильмов середины 90-х о «Особенностях национальной …» также стоял на сцене куйбышевского драматического театра. Правда, совсем недолго. В 1987 году он играл главную роль в спектакле «Крошка», а спустя год переехал в Ленинград.
Елена Харитонова
Родилась 11 января 1965 года, в 1987 году окончила ВТУ им. Щепкина и тогда же стала актрисой нашего драмтеатра. В 1994 году перешла в Малый театр, но успела запомниться самарцам ролями Грушеньки в «Братьях Карамазовых», Глафиры в «Волках и овцах» по Островскому, Финеи («Дурочка» Лопе де Вега), Софьи («Горе от ума») и другими.
Евгений Лебедев
Известный российский актер родился 15 января 1917 года, в городе Балаково, тогда еще Самарской губернии. С 1927 жил в Самаре, учился в школе № 13, затем в ФЗУ при заводе «Кинап», где стал участвовать в заводской художественной самодеятельности. В 1932 году поступил в самарский ТРАМ (театр рабочей молодежи). Однако, в 1933 году он покинул наш город, перехал в Москву и начал работать в студии при Театре советской армии. С 1956 и до конца жизни играл на сцене ленинградского БДТ. Им были созданы уникальные образы — Рогожин в «Идиоте» Достоевского, Уи в «Карьере Артуро Уи» Брехта, Нил Бессеменов в «Мещанах».
Евгений Лебедев много снимался в кино, но, в основном, в эпизодических ролях. Одна из самых известных – деревенский староста из кинофильма «Свадьба в Малиновке», с его крылатой фразой «опять власть меняется!»
Вениамин Смехов
Знаменитый граф де Ла Фер родился 10 августа 1940 года в Москве. В 1961 году окончил театральное училище им. Щукина и был направлен по распределению в Куйбышевский драмтеатр, в котором проработал ровно год.
Вернувшись в Москву, в ноябре 1962 года был принят в труппу Московского театра драмы и комедии (Театра на Таганке) и играл в нем до 1985 года. С 1985 года по 1987 год — Смехов работал в театре «Современник», после чего вновь вернулся в Таганку.
На сцене Куйбышевского драмтеатра сыграл шесть ролей. Всесоюзную славу ему принесла экранизация романа Александра Дюма «Три мушкетера» в которой он сыграл роль Атоса.
Вот, что сказал о Куйбышевском драмтеатре Вениамин Смехов в интервью Российской газете:
«В Самаре я играл во вполне столичном театре, а Драма и комедия в Москве оказалась глубоко провинциальным учреждением. Потом в Драму и комедию пришел Юрий Любимов, и началась Таганка».
НА БОЛЬШОМ ЭКРАНЕ
Актеры самарских театров Федор Степаненко, Денис Евневич и Алексей Егоршин рассказывают, как снимались в кино
13 ноября 2020, 12:56 882
Завтра, 14 ноября, в Самаре в кинотеатре «Художественный» — как и еще в 22 регионах России — начнутся показы конкурсной программы 40-го Международного студенческого кинофестиваля ВГИК, проходящего при поддержке компании МТС.
Одна из задач фестиваля – свести между собой молодых актеров и режиссеров со всей России, показать, что дорога в «большое» кино открыта всем. По случаю открытия кинофестиваля ДГ расспросил нескольких известных самарских актеров о том, как они попали в кино и как продолжалась потом их карьера.
Федор Степаненко, заслуженный артист Самарской области, актер Самарского академического театра драмы
— Сейчас, если ты есть в соцсетях, ты живёшь. Нету тебя в сетях — не живёшь. Однажды гуляю с ребёнком по набережной, шарю в телефоне и вижу в почте огромное письмо. Развернутое, много букв, включая кучу московских телефонов и имен. Первая строка: «Фёдор, беспокоит канал ТНТ, Good Story Media. Мы хотим вас пригласить на пробы на проект «Секта».
Шок — в хорошем смысле — у меня вызвала приписка: режиссер проекта Гела Баблуани. Да, это было важно для меня. Потому что еще студентом я посмотрел фильм «13» Гелы Баблуани. Он не попал тогда в массовый прокат, но это было очень интересное черно-белое кино. Гела начинал его снимать в России, потом что-то не получилось, и он заканчивал этот фильм во Франции. А потом с ним начал разъезжать по разным кинофестивалям, где фильм стал завоевывать престижные награды. Права на фильм купили в Голливуде, и Гела Баблуани сделал ремейк, в котором сыграли Джейсон Стейтем, Сэм Райли и Микки Рурк.
Я набираю телефон. Мне отвечает кастинг-директор. Да, Федор, делайте немедленно пробы, пересылаем вам фрагмент сценария. Я спрашиваю у него: где вы меня нашли? Я ведь до этого не снимался в кино. Ответ меня потряс: на фейсбуке!
Я играл «элитного сектанта», в титрах к сериалу написано «сектант № 13». Первые съемки были в Санкт-Петербурге. Пришло письмо: покупайте билеты, вас встретят, отвезут, поселят. А для меня это первые съемки, и, что скрывать, некоторая паника.
У каждого актера свои фобии. Моя – это текст. Она, к сожалению, мне досталось от папы-актёра. Страшно, когда ты всё время думаешь о тексте, а он никак «не ложится».
Ближе к ночи мне со студии пишут, что машина придёт за мной к 12:00. Мы должны были снимать в тот день сцену, где я разговариваю с главным героем. Самого главного сектанта, вокруг которого происходит вся история, играет Филипп Янковский. Текст я повторил бесконечное количество раз, и вроде бы все нормально. Приезжаем днем в Дом композитора. Меня встречают на съемочной площадке. Вот ваш вагончик, здесь кухня, кофе, чай. Ждите, вас позовут на грим и костюм. У вагончиков названия киношные и смешные: «Хлам ваген» — это значит реквизит, «Костюм ваген» — костюмерная.
Скоро позвали в костюмерную. Девчонки-костюмеры меня одевают и охают: боже, какая у вас фактура, какой рост, какие черты лица. Откуда такой артист? Я приосанился такой: из Самары. Первую порцию приятности я получил, но работа еще не сделана. Заходит в вагончик девчонка с абсолютно серым лицом, ложится на диван. Я думаю, знакомое лицо, абсолютно точно её знаю. Екатерина Волкова. Мы с ней потом не одну сцену играли.
Мою сцену начали снимать только в полдевятого вечера. Приглашают на площадку, Янковский уже там. Спрашивает: где мой партнер? Я выдвигаюсь на передний план. Он мне — пойдем покурим и заодно быстро прогоним текст. Я ему говорю – начинайте, ваша реплика первая. А он так удивленно на меня смотрит: какая сцена? И я чувствую, что надвигается самый страшный для меня кошмар: мне дали не тот текст. Снимается другая сцена. И тут нас зовут на площадку. Гела подошёл, у него беспрерывно звонил телефон, и он отвечал то на английском, то на русском, то на французском или грузинском. Меня режиссер начинает «выставлять» на сцену, а в это время орут: дайте текст артисту. Естественно, Филиппу принесли, а мне нет. И естественно, это не та сцена, которую я учил. Текст я видел, но не готовил его. Я тянусь глазами к листкам роли, а в это время Гела заплетает мне ноги. Он прежде всего выставляет картинку, как режиссер. Я чудовищно зажат, сидеть мне неудобно, и сцену должен начать я. Филипп говорит: давайте порепетируем. Вокруг нас что-то достраивается, подправляется свет, я за несколько секунд выхватываю свой текст, и мы начинаем его проговаривать. По-актерски вообще ничего не происходит, мы просто повторяем слова. Хорошо, что текст был несложный. «Как вы себя чувствуете», «надо найти источник какого-то света», «приезжайте ко мне, у вас всё будет хорошо» и так далее. И тут голос режиссера: тишина на площадке, снимаем.
Моя зажатость сыграла на руку: у героя моего в силу обстоятельств тоже была некая скованность. И как только прозвучало «Камера, мотор», я вижу другого человека напротив себя. Он опускает глаза, у него руки начинают что-то делать, и он полностью перевоплощается. Здесь и сейчас актер начинает работать. Мы снимаем сцену, и в какой-то момент у меня по сценарию заканчивается текст, а он ещё продолжает что-то нести. Я не понимаю, зачем, но вступаю с ним в этот диалог, который он мне предлагает. Оказывается, пока не сказали слова «стоп», ты не имеешь права прекратить играть и закончить сцену. Записали несколько дублей. После съемки подходит ко мне ассистент по актерам. Говорит: у вас такой замечательный голос, вы ничего не озвучиваете? То есть за один день я получил столько комплиментов, сколько за год не получаю в родном театре.
Когда вышел фильм, я даже не отследил. Мне вдруг начали все звонить и писать. Мы посмотрели «Секту» довольно критически. Но я понял для себя, что эпизоды с моим участием проходными не были. И что мой первый опыт в кино, даже несмотря на небольшую роль, получился удачным.
Специальные показы в рамках фестиваля состоятся в 22 российских регионах на 300 площадках. Они пройдут на севере и на юге России, в Сибири и на Урале. Чтобы как можно больше зрителей смогли увидеть работы молодых талантливых режиссеров, показы пройдут на самых разных площадках, от больших арт-центров до сельских домов культуры.
В рамках показов будет проводиться зрительское голосование, по итогам которого на церемонии закрытия фестиваля 20 ноября будет вручен приз зрительских симпатий. Десять победителей в номинациях «лучший сценарий», «лучшая режиссёрская работа», «лучшая операторская работа», «лучший художник-постановщик» также получат специальные призы от компании МТС Медиа, являющейся генеральным партнером проекта.
В Самаре конкурсные кинопоказы состоятся 14-17 ноября в Центре российской кинематографии «Художественный» (ул.Куйбышева, 105). Начало показов в 11.30, вход свободный.
МТС Медиа — дочерняя компания Группы МТС, развивающая ее медиаактивы и телевизионные продукты, которые включают IPTV, кабельное и спутниковое телевизионное вещание, распространение и производство контента, управление киностудией «Кинополис».
Денис Евневич, актер Самарского академического театра драмы
— В Москве попасть в проект довольно сложно. Я начал так. Переехал в Самару в 2007 году, потому что рассматривал её как промежуточную точку перед переездом в Москву. Из Красноярска ездить в столицу было далековато, а вот из Самары в самый раз. Загрузка была не такой большой. И я полмесяца жил здесь, полмесяца там. Хватало времени, чтобы встречаться с режиссерами, показываться и на кастинги ходить. Там знакомые какие-то были, но в кино я попал волею случая. В очередной приезд я остановился у знакомого режиссера, который когда-то у нас в Красноярске ставил спектакль. Он в это время в Москве снимал кино. Спрашивает меня: что делаешь завтра? Поехали со мной на площадку? Да, поехали. Он меня посадил возле второго режиссера, мне дали наушники, и мы сидели, смотрели с ним процесс съемок и болтали. Потом зашли в офис, и в это время кастинг-директор начала утверждать актёров на следующую съёмку. И тут режиссер показывает на меня: возьми этого артиста. А потом сам же себе возражает: впрочем, нет, он скоро уедет. Я встрял и говорю: не уеду, возьмите меня. Так у меня случился один съемочный день в сериале «Черкизона». Мы с этим кастинг-директором познакомились поближе, потом она стала моим агентом и личным другом.
Запомнились съемки у Давлетьярова в фильме «Моя безумная семья». Это большой метр, показ в кинотеатрах. У меня было всего три съемочных дня, но зато это была работа с Анной Ардовой, с Леонидом Ярмольником и Андреем Паниным, царство ему небесное. Про Андрея Панина я слышал, что когда-то он работал в минусинском театре. В Сибири есть такой город Минусинск, в котором я прожил всё своё детство. И тут мы с ним на съёмках сталкиваемся, я возьми да подойди к нему сразу с вопросом: Андрей, вы правда работали в минусинском театре? Да, конечно, а почему интересуетесь? Я сам из Минусинска. Эти три дня съемок не то что я от него, а он от меня не отходил. В каждом перерыве — пойдём, поболтаем. В фильме «Моя безумная семья» я сыграл роль официанта в рыбном ресторане, совсем маленький эпизод.
Интересный опыт был в сериале «Самара» с Артуром Смольяниновым. Команда подобралась хорошая, было весело. Все довольно простые люди, что мне очень импонирует. Сериал про бригаду скорой помощи. Врача играет Артур Смольянинов, медсестру Полина Филоненко. В результате ссоры с доктором медсестра уходит, и на её место берут фельдшера, то есть моего персонажа. Я сыграл в двух сериях, пока не оказался засланным казачком и не разбился. Это две полноценные серии, довольно много эфирного времени. Снимался в «Методе Лавровой», главным бандитом в двух сериях. Ловила меня Светлана Ходченкова. Снимался в «Москва. Центральный округ» с Владимиром Меньшовым.
Но я в какой-то момент я понял, что не хочу тратить на это свою жизнь. Я не считаю себя каким-то большим артистом — всегда к себе достаточно скептически относился. Мне и так грех жаловаться на судьбу. Моя карьера сложилась и складывалась до сегодняшнего дня довольно хорошо. У меня нет самоцели стать еще одним артистом в кино. Мне гораздо интереснее работать в театре.
Своего агента я как подопечный в последние годы огорчаю, потому что постоянно отказываюсь от съемок. Был период, когда Александра Амелина не стало, у Олега Белова начались проблемы со здоровьем, и на меня легла очень большая нагрузка в театре. Я понимал, что я не могу размениваться на съёмки. Я, честно говоря, пошёл сниматься в сериалах только за опытом. Потому что в моём дипломе значится «артист театра и кино», но профессионального опыта с камерой у меня не было. Поэтому мне было это интересно. Я пошёл туда за опытом и, что скрывать, за довольно-таки легкими деньгами. Для самарского артиста получить за один съемочный день половину заработной платы или её большую часть довольно приятно.
Но в целом работать в Самаре и ездить в Москву на съемки — это вполне нормальная история. С руководством театра всегда можно договориться: у меня съемочные дни, можно мне не ставить спектакли? Если театр раньше даёт расписание, значит я киношникам его показываю, какие у меня дни заняты спектаклями, а когда я могу приехать на съемки. Когда в Москве узнавали, что я артист из Самары, у всех находилась какая-нибудь история o нашем городе. Начиналась она так: «Когда мы в Самаре были на гастролях…» И дальше обязательно что-нибудь про город, про людей, и всегда очень доброжелательно. К провинциальным актерам я никогда не ощущал никакого пренебрежения.
Алексей Егоршин, актер, каскадер. Артист Самарского академического театра драмы
— В Самаре я работаю третий сезон, до этого была Казань и один сезон в театре Калягина в Москве. В Казани я работал в частных театрах, преподавал, участвовал в каких-то лабораториях. Однажды мне позвонил самарский актер Федор Степаненко, мой близкий друг, и сказал, что в Самаре «есть один проект». Это оказался спектакль « Ladies ’ Night ». Танцевать стриптиз – это был совершенно неожиданный для меня опыт, до 30 лет я ничего подобного не делал. Три раза я сыграл спектакль по контракту, а потом Валерий Викторович Гришко предложил мне войти в труппу театра. Я согласился, и вот я здесь. Сейчас я занят в театре много, но для актера это большая радость.
Мой самый большой актерский опыт в кино — сериал «Морские дьяволы». Я тогда еще работал в Казани, а в сериале основные съемки были на тот момент в Ульяновске, и по всем близлежащим городам проводился кастинг актеров. Основные вопросы на кастинге — сколько лет, чем занимаешься, что умеешь делать. Я сказал, что умею делать всё. Наврал, конечно. Но на самом деле я очень скептически к своим перспективам относился.
Опыт в кино у меня был: лет шесть назад в Казани снимали кино «Сокровище озера Кабан», где я дублировал главного героя, выполнял трюки за Алексея Воробьёва. Это была история поразительных масштабов: все снималось на воде, я падал из лодки, мы тонули с партнершей, потом эту лодку взрывали, потом нас по озеру возили сетки волейбольные, как будто рыбу ловят. Краны, огромное количество людей на съемочной площадке, тщательная подготовка трюковых сцен, ночные съемки.
Каскадером я стал так. Когда я пришёл учиться в театральный ВУЗ, то на первом курсе познакомился с педагогом по сценическому движению. Тема движения, какого-то телесного развития была мне очень близка — я до этого 10 лет занимался карате, пришёл с очень хорошей ударной базой, с пониманием, как нужно бить, как защищаться. У Марселя Зинатуллина — это наш педагог — вообще была база замечательная, он горел этим делом. Потом мы нашли еще одного участника, он пришел к нам после цирковой школы, и организовали каскадерскую студию. Мы очень много работали, но так как ни в Самаре, ни в Казани нет своих киностудий, нет проектов, то работать нигде. Мы делали ролики для себя, нас постепенно начали подтягивать в какие-то проекты. Попали в каскадерскую группу на съемках «Реальной сказки» Сергея Безрукова, а на съемках фильма «Сокровище озера Кабан» Марсель уже работал по полной как постановщик трюков и исполнитель. Для меня это был опыт огромного масштаба.
И вот буквально через четыре дня после просмотров в «Морские дьяволы» мне звонит кастинг-директор и говорит, что для меня есть предложение на главную роль в серии: «Ваши пробы, — говорит, — увидел режиссер и очень захотел, чтобы вы приняли участие в проекте. Но он вам предлагает, как мне кажется, очень странную роль. По моему мнению, вы должны играть героические роли, всех убивать, побеждать. А вам предлагают сыграть морального урода, труса. Вы готовы?»
На мой взгляд, самое интересное в театральном процессе — это процесс создания спектакля и репетиций, когда идет поиск.
В кино нет времени раскачиваться и думать, ты должен быть всегда в форме. Например, у меня был момент, когда мой герой пытается убежать и один из злодеев стреляет ему в ногу. Меня вызвали на съемочную площадку раньше остальных. Режиссёр говорит: смотри, у тебя сегодня сложная сцена, я надеюсь, мы её за полтора часа снимем. А всегда снимается довольно тяжело, когда артисту приходится играть ранение, открытые эмоции, где нужно кричать, плакать и при этом еще говорить какой-то текст. В итоге мы сняли эту сцену со второго дубля. Причём, мы бы сняли и с первого, но я просто случайно перекрыл рукой объектив камеры.
Там было много известных артистов, к которым приходили жители Ульяновска со всякими подарками – это было для меня удивительно. Потому что сам я телевизор не смотрю. Знаю только, что в сериале снимается Дарья Юргенс, которая играла в «Брате-2» и прославилась своей фразой «Мальчик, водочки мне принеси». Она одна из «Морских дьяволов», остальных я не знал.
Сейчас проектов немного, но когда они случаются, я радуюсь. Например, летом ездил в Казань — нас пригласили сделать рекламу в стиле Джеймса Бонда, с драками и трюками.
Каскадерский опыт он такой — адреналиновый, актёрский, своеобразный. Многие же думают, что мы находимся в этой профессии ради славы и аплодисментов. На самом деле, я больше чем уверен, что большинство артистов снимаются из-за другого. Из-за чего-то, что не до конца можно даже самому себе объяснить.
С актерами беседовала Анастасия Кнор
Фото из личных архивов Федора Степаненко, Дениса Евневича и Алексея Егоршина
Следите за нашими публикациями в Telegram на канале «Другой город», ВКонтакте, Facebook и Instagram