Как Николай Ерёменко уговаривал режиссёра взять его на роль, где снимали деревню туземцев и какой фильм должен был стать продолжением «Пиратов XX века».
Режиссёр Станислав Говорухин написал сценарий приключенческого боевика «Пираты XX века» по мотивам газетной заметки о нападении пиратов на итальянское судно. Команда корабля, перевозившего уран по Средиземному морю, погибла, а 200 тонн груза бесследно исчезли… Сам Говорухин был занят на съёмках фильма «Место встречи изменить нельзя», поэтому предложил снять «пиратский» фильм своему другу и соавтору Борису Дурову. Вместе они дописали сценарий, и Дуров отправился в Госкино — получать разрешение на съёмки.
«Пираты XX века» стал первым советским боевиком и первым советским фильмом, где показывались приёмы карате. Этот вид боевого искусства долгое время был под запретом, так как считался слишком травмоопасным, а его философия не соответствовала советской идеологии. Спортсмены тренировались в подпольных секциях, часто выдавая себя за легальных дзюдоистов, но этих секций было так много, что в конце концов Спорткомитет СССР издал приказ о формировании спортивной федерации, и в 1978 была создана Центральная школа карате. Благодаря этому карате в «Пиратах XX века» прошло цензуру, но количество зрелищных сцен пришлось сократить до минимума. Постановщиком боев был мастер восточных единоборств Тадеуш Касьянов, который играл в фильме боцмана Матвеича. В эпизодах снимались его ученики из Центральной школы карате — индийские, казахские и узбекские спортсмены.
Сыгравшего главную роль Николая Ерёменко режиссёр сначала даже пробовать не хотел — за актёром тянулся шлейф романтических героев, и Дуров не представлял его в боевике. На роль механика Сергея он хотел взять малоизвестного литовского актёра Костаса Марининаса, но для Ерёменко «Пираты XX века» были как раз шансом вырваться из лирического образа, который он не хотел упускать. Ерёменко убеждал режиссёра, что тут важна не столько актёрская, сколько спортивная подготовка, а плавает и дерётся он гораздо лучше. В качестве последнего аргумента актёр подошёл к Дурову и предложил пощупать бицепсы…
Вместе с Ерёменко снимался его друг и однокурсник Талгат Нигматулин, который был просто находкой для фильма — актёр серьёзно занимался карате, а его коронным номером были удары в прыжке, которые очень эффектно выглядели в кадре. После роли пирата Салеха Нигматулин моментально стал звездой, а в Узбекистане — почти что культовой фигурой. С ним заводили дружбу люди из партийной верхушки, цеховики и тёмные личности, которым был очень нужен человек с такой спортивной подготовкой, да ещё и знаменитый. Именно из-за интереса таких людей жизнь Талгата Нигматулина трагически оборвалась спустя шесть лет после премьеры.
Морской съёмочной площадкой стал порт Мариуполя (тогда ещё Жданова), а руководство Черноморского флота выделило для съёмок несколько кораблей. Главную роль исполнил сухогруз «Фатеж» — в фильме это советский корабль «Нежин», на котором происходит основное действие. По сюжету он гибнет в огне, но на самом деле судно не пострадало и потом ещё много лет служило в Севастополе. Пиратский корабль Mercury — это теплоход «Адмирал Лунин», который после съёмок продали в Грецию, где спустя двадцать лет его затопили, чтобы не тратиться на ремонт.
Остров туземцев снимали на восточном берегу Крыма, где выстроили бутафорскую деревню ловцов жемчуга. Раньше на этом месте был режимный военный городок, поэтому съёмочная площадка легко закрывалась от лишних глаз шлагбаумами и заборами. Высаживались советские моряки на «остров» в районе Карадага, а пиратский дозор при этом стоял в другом месте — на мысе Капчик. Эпизод с тонущим сухогрузом «Нежин» снимали в бассейне гостиницы «Ялта-Интурист» — там сделали декорации затопленных коридоров, по которым плавал Николай Ерёменко. Пожар на «Нежине» на самом деле кораблю не угрожал — горела всего лишь смола в поставленных на палубу тазах.
Для съёмок крымские декораторы сделали пять деревянных макетов донных мин. Съёмочная группа плыла к месту съёмок с «минами» на борту, когда начался шторм и один макет смыло волной. О происшествии было сразу доложено руководству Черноморского флота, которое чуть не снесло голову режиссёру — на стратегически важном участке с активным судоходством вдруг плавает «мина»! На её поиски отправилось несколько катеров, но муляж так и не нашёлся.
Талгат Нигматулин и Николай Ерёменко сразу сказали, что дублёры им не нужны и они все будут делать сами. Потом Ерёменко рассказывал, что полученные травмы сказывались ещё долго — целый день они с Талгатом швыряли друг друга на бетонный пол, и половина синяков с ссадинами у Сергея и Салеха были настоящими. А вот одну историю актёры придумали, чтобы придать фильму больше приключенческой романтики и героизма. Говорили, что когда Николай Ерёменко прыгал со скалы на пиратское судно, то промахнулся, упал в воду и чуть не попал под винт! На самом деле актёр и должен был падать в воду, на палубе он появлялся уже после монтажа — внизу его ждали водолазы, винты корабля не работали, а в скале вырубили нишу на случай, если судно притрётся бортом к камням…
Боевик «Пираты Х Х века» возглавил рейтинг самых кассовых фильмов за всю историю СССР! На захватывающую приключенческую историю с мужественными героями зрители ходили по несколько раз. Популярность карате достигла таких высот, что приёмы «как в кино» разучивали даже дети во дворах, а потом бежали записываться в секции. Удивительно, но самый кассовый фильм СССР не получил ни одной официальной награды, кроме почётного диплома на Всесоюзном кинофестивале в Душанбе… Чуть позже Станислав Говорухин написал сценарий продолжения истории команды «Нежина», но актёры идею не поддержали и отказались от съёмок. Тогда сценарий переписали под других героев и в 1986 году режиссёр Степан Пучинян снял по нему приключенческий фильм «Тайны мадам Вонг».
Фильм, который снимали в Крыму, стал лидером проката 1980 года, его посмотрели больше 90 млн человек, а к 1990-му это число достигло 120 млн. Пришлась по душе зрителям и музыка из кинопроизведения, в том числе ставшая уже культовой песня Love you till I die группы “Баккара”.
Пираты XX века — Love You Till I Die
Как сегодня живут актеры, исполнившие главные роли в одной из самых кассовых кинокартин российского и советского кинематографа — в материале 24СМИ.
Талгат Нигматулин (1949 — 1985)
Советский киноактер Талгат Нигматулин прославился благодаря роли пирата Салеха в фильме «Пираты ХХ века». Актер рос “нелюдимым” и плохо говорил по-русски, однако за короткий срок смог подтянуть знания и начать работать в кино. Кроме актерской карьеры, Нигматулин писал прозу, рассказы и стихи. После “Пиратов” ему достались роли в кинолентах “Приключения Тома Сойера и Гекльберри Финна” и “Волчья яма”.
В последние годы жизни Талгата Нигматулина на фильмы с его участием стояли очереди, продавались абсолютно все билеты. В начале 1980-х актер вступил в секту, которая в результате и привела к смерти. Участники организации избивали мужчину в ночь с 10 на 11 февраля 1985 года, пока он не умер в результате травм, несовместимых с жизнью.
Тадеуш Касьянов (1938)
Советский и российский актер и спортсмен Тадеуш Касьянов дебютировал в кино в 1977 году в картине «В зоне особого внимания». За актерскую карьеру Касьянов снялся всего лишь в пяти фильмах. Большую часть времени он уделял спорту, а в 1989-м стал президентом Федерации рукопашного боя и традиционного карате.
Популярность актер получил после роли боцмана Матвеича в фильме «Пираты ХХ века». В 2018 году мужчине исполнилось 80 лет, он не снимается в кино и отошел от спорта. Живет уединенной жизнью.
Петр Вельяминов (1926— 2009)
Первым фильмом для Петра Вельяминова стал «Тени исчезают в полдень» в 1971 году. После этой роли его начали приглашать в другие проекты. С 1995-го играл в Санкт-Петербургском академическом театре и преподавал в Балтийском институте экологии, политики и права на кафедре актерского мастерства.
В фильмографии звезды 66 лент. В «Пиратах ХХ века» Вельяминов сыграл капитана сухогруза “Нежин” Ивана Ильича.
В 2006-м у актера появились признаки болезни Паркинсона, Петр Вельяминов умер от пневмонии 14 июля 2009 года.
Наталья Хорохорина (1954)
Актерская карьера Натальи Хорохориной началась в 1976 году с выходом фильма «Предательница», где она сыграла учителя-воспитателя. Роль не была главной, но после нее актрису стали приглашать на съемки в других картинах, в том числе в качестве буфетчицы Маши в “Пиратах XX века”.
В 2004 году Хорохорина получила звание Заслуженной артистки России, продолжила сниматься в кино, выступала в театре. Также появляется в рекламе (“Фастумгель”, “Пышка” и других).
Николай Еременко-младший (1949 — 2001)
В 1969 году вышел первый фильм с участием Николая Еременко-младшего. Роль Алеши из «У озера» была сыграна блестяще, и актер продолжил сниматься в кино, выступал на сцене театра. На весь Союз его фамилия прогремела в 1980-м, когда Николая признали лучшим актером согласно рейтингу журнала “Советский экран” за роль Сергея Сергеевича в фильме «Пираты ХХ века».
Еременко получил массу наград и званий, среди которых премия Ленинского комсомола, Заслуженный артист РСФСР, Народный артист РФ и другие.
Еременко-младший снимался в кино вплоть до 2001 года, и его фильмография могла стать еще более обширной, если бы он не скончался в результате инсульта 27 мая 2001 года.
Майя Эглите (1954)
Майя Эглите получила всесоюзную славу после выхода фильма «Бешеное золото», где она сыграла роль Роберты. Эта картина не была первой работой актрисы, но именно после этого ее стали активно приглашать и в другие популярные проекты, в числе которых “Театр” и “Пираты XX века”. В последнем она воплотила образ судового бухгалтера Айзы.
После этого артистка снималась в кино и играла на сцене театра. О личной жизни Эглите известно только то, что она была замужем за актером Рижского ТЮЗа Энрико Авотсом.
Павел Ремезов (1951)
Павел Ремезов впервые появился на экранах в 1975 году в фильме «Центровой из Поднебесья» в роли Роберта Доула. Картина «Пираты ХХ века», где он сыграл судового врача, стала четвертой в его фильмографии. С 1986 по 1989 годы выступал на сцене театра им. Н. В. Гоголя. У Ремезова необычная внешность, потому его часто приглашали в фильмы детективного и приключенческого жанра.
Также актер снимался в рекламных роликах сотового оператора. Сегодня занимается производством телевизионных программ.
Кроме того, в киноленте «Пираты XX века» снимались Рейно Арен, Дилором Камбарова, Виктор Гордеев, Георгий Мартиросян, Леонид Трутнев, Нартай Бегалин, Александр Беспалый и другие.
«Пираты 20 века». Актеры первого советского боевика
Первый советский блокбастер-боевик был снят режиссером и соавтором сценария Борисом Дуровым в творческом союзе со знаменитым сценаристом-драматургом Станиславом Говорухиным. Благодаря их профессионализму отечественный зритель смог лицезреть картину «Пираты 20 века». Актеры, привлеченные к съемочному процессу, стали популярными в мгновение ока.
Самый кассовый и самый критикуемый
Лучшим показателем популярности картины является сухая статистика. По данным специалистов, только в первый год проката фильм посмотрело 90 миллионов обывателей. Что и неудивительно, ведь неизбалованному советскому зрителю было чему удивляться. Действие ленты лихо разворачивалось на бескрайних океанических просторах. Пираты притягивали внимание экзотической внешностью и владением невиданными в СССР боевыми искусствами.
На самом деле актеры фильма «Пираты 20 века» были исключительно советскими артистами, а съемочный процесс проходил в акваториях Черного и Азовского морей. Кино было отснято и смонтировано еще в 1979 году. Представители цензуры ЦК ВЛКСМ назвали фильм «идеологически вредным» и отправили «на полку». Но по счастливой случайности нашелся смельчак, отправивший киноленту прямо на дачу Брежнева. Тот настолько проникся идеей, что распорядился выпустить кинокартину на широкий экран.
Основан на реальных событиях
Сюжет боевика основывался на реально произошедших событиях. Такого драматизма, накала страстей, напряженных моментов и экшен-сцен (драки, перестрелки, трюки) советский кинозритель не видел до премьеры фильма «Пираты 20 века».
Актеры и роли картины были подобраны идеально:
капитан «Нежина» суровый морской волк Иван Ильич в исполнении Петра Вельяминова; старший механик, смелый храбрец Сергей (актер Николай Еременко-младший); боцман Матвеевич (Тадеуш Касьянов); обаятельная буфетчица Маша (актриса Наталья Хорохорина); библиотекарь Айна, воплощенная на экране Майей Эглите.
Без дублеров и каскадеров
Несмотря на колоритный актерский кастинг в ленте «Пираты 20 века» (актеры не отрицали данный факт), главным лицом кинофильма стал старший механик Сергей – персонаж, воплощенный на экране замечательным актером Николаем Еременко. Старший механик предстал перед зрителем настоящим образцовым русским мужиком, способным постоять за Отечество, вверенный корабль и свою избранницу.
Постановщиком боев и консультантом фильма «Пираты 20 века» (актеры беспрекословно слушались профессионала) стал признанный мастер восточных боевых искусств Тадеуш Касьянов. Он исполнил роль боцмана.
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
Драки, кровь и стрельба: как советские интеллигенты штурмовали кинотеатры ради «Пиратов XX века»
Видимо, что-то щелкнуло в голове Станислава Говрухина, когда он читал заметку про несчастных итальянцев. Обе истории переплелись, и возникла идея совсем другого кино, – о противостоянии в море советских моряков и бандитов. У самого режиссера в плане стояло «Место встречи изменить нельзя», – картина многосерийная, долгая. Поэтому он предложил идею своему однокурснику по ВГИКу Борису Дурову, – когда-то они вместе поставили «Вертикаль», открыв для всей страны талант Владимира Высоцкого.
Корабли для съемок раздобыли в Азовском морском пароходстве и в порту Мариуполя. Там же сняли первые кадры фильма, – погрузку. Основным местом действия было решено оставить Южно-Китайское море. Поэтому требовалась натура, напоминающая Дальний Восток. Искали долго, объездили все черноморское побережье. Нечто похожее нашлось в Крыму, – в бухте Нового Света были отличные скалы с редким, колючим кустарником.
Пожар на судне «Нежин» снимали у берегов Коктебеля. На самом деле корабль, конечно, не пострадал, – яркий огонь и клубы дым создавала горящая смола, тазы расставили по периметру палубы. А то, как сухогруз отправился ко дну, удалось сымитировать в бассейне гостиницы «Ялта». Команда две недели строила точную копию внутренних отсеков и кают.
Эти сцены снимали долго. Исполнитель главной роли Николай Еременко вспоминал, что спасал на камеру пассажиров несчастного корабля больше недели, – каждый день он по семь часов сидел в воде и все время нырял. Организм не выдерживал, из носа часто текла его настоящая, не бутафорская кровь, что тоже использовали в кадре. Артистов на всякий случай страховали водолазы. В подводных съемках у актрис была только одна дублерша, – она по очереди одевала то один, то другой наряд.
Николай Еременко не сразу получил главную роль, первые его пробы оказались неубедительными. Режиссеру больше нравился литовский артист Костас Маринанас, и он уже собирался было утвердить его, но Еременко настаивал. Говорил, что готов сам выполнять трюки, демонстрировал отличную физическую форму, делал сальто назад и вперед и даже предлагал потрогать бицепсы. Убедил. И все, что обещал, сделал. На съемках он не позволял себя дублировать. Дрался, прыгал со скалы в воду, выплывал и спасал пассажиров, – все сам.
Главного антагониста механика Сергея сыграл Талгат Нигматулин. Он с детства увлекался карате, был чемпионом мира Узбекистана. К тому времени в СССР уже появилась федерация этого вида спорта, хотя еще десяток лет назад все эти белые боевые кимоно с разноцветными поясами и эффектные удары ногами с разворота были под запретом.
Нигматулин показал в фильме высший класс. Его партнерами, или сообщниками, стали ребята из спортивных секций. Драки, конечно, были постановочными, но лупили друг друга актера почти взаправду. Еременко рассказывал, как однажды почти целый день все падал и падал на бетонный пол, – даже спустя годы его тело отлично помнило травмы, полученные на съемках «Пиратов». Впрочем, он не жалел, – фильм сделал его звездой.
За год «Пиратов» посмотрело рекордные 90 млн человек. Такого успеха не ожидал никто, – всегда считалось, что советский зритель по натуре интеллигент, а тут драки, кровь, стрельба. Фильм стал самым кассовым в истории советского кинематографа, хотя в деньгах тогда успех не меряли. Надо ли говорить, что Николай Еременко был выбран актером года, а секции карате пополнились сотнями желающих научиться драться, как в кино?!
Любой успех всегда хочется повторить. Когда уже началась перестройка, решено было снимать продолжение «Пиратов XX века». Это была история о современной королеве морских бандитов. Сюжет выстроили по шаблону, – теплоход советский, туристы зарубежные, а захват судна пиратами происходил где-то между Сиднеем и Гонконгом. Но Нигматулин и Еременко отказались, – сценарий им категорически не понравился. Впрочем, кино сделали и без них, и оно пусть с меньшим успехом прошло в кинотеатрах. Цифры оказались гораздо скромнее, и рекорд фильма Дурова так и остался непобитым. Но и в кино тогда уже стали ходить реже, гораздо большую популярность приобретали видеосалоны, где показывали совсем другие боевики, – с Брюсом Ли, Арнольдом Шварценеггером и Сильвестром Сталлоне.
Содержание фильма «Пираты XX века». Какие актеры снимались. Исполнители главных ролей. Кадры из фильма. Дата выхода.
14 июля 1980 года на экраны вышел фильм «Пираты XX века».
Боевик от режиссера Бориса Дурова.
Сюжет фильма «Пираты XX века»
Советские моряки тайком спускают шлюпку и скрываются за завесой огня и дыма, пока «Нежин» тонет. Течение относит шлюпку на юго-восток в сторону от судоходных путей. После скитаний по волнам одна из уцелевших девушек замечает на горизонте землю. Шлюпка пристаёт к берегу, но моряки обнаруживают в укромной бухте острова (7°18′ с. ш. 138°11′ в. д.HGЯO) знакомое им пиратское судно. Моряки захватывают пирата по имени Ной, но его убивает местная девушка Маа, которая имеет свои с ним счёты (перед тем пираты, захватив остров, убили всех аборигенов-мужчин и изнасиловали женщин). Капитан считает, что утром пираты начнут обыскивать остров в поисках товарища, и решает захватить «Меркурий» ночью.
Оставив женщин в укромном гроте, команда захватывает судно. Однако пираты начинают поиски вечером и находят женщин. Наутро пираты на вельботе под белым флагом подходят к «Меркурию». Капитан пиратов показывает, что заложницы у них, как и лампа выходного каскада передатчика судовой радиостанции, к тому же фарватер из залива знает он один.
Главарь предлагает обменять судно на вельбот с припасами, компас, карту и заложниц, и даёт время подумать до полуночи. Советские моряки находят и вскрывают потайной сейф, где находят карту фарватера и пиратскую казну, однако в это время пиратский водолаз вытравливает минрепы подводных мин, заставляя их всплыть и перегородить выход из бухты.
Иван Ильич понимает, что при взрыве мин корабль выбросит на скалы, и идёт на переговоры с главарём пиратов. Стороны договариваются об обмене. Советские моряки получают женщин, припасы и уходят на вельботе. Однако далеко уйти не получается, вскоре двигатель вельбота, испорченный пиратами, глохнет.
Пираты тем временем поднимаются на судно и идут к вельботу. Сергей по приказу капитана идёт на отчаянный шаг, он поднимается на скалы, перепрыгивает на борт судна, захватывает радиорубку и заставляет Салеха передать сигнал тревоги, затем захватывает машинное отделение и, разогнав машину, направляет «Меркурий» на скалы. После столкновения судна со скалой Сергей прыгает за борт и возвращается к своим. Советские моряки чинят вельбот и уходят в море. С берега их взглядом провожает Маа.