актеры снимавшиеся в фильме высота
За кадром фильма «Высота»: Почему съемки называли актерским подвигом Николая Рыбникова и Инны Макаровой
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
В конце 1950-х гг. Николай Рыбников находился в зените славы – после выхода на экраны «Весны на Заречной улице» он стал звездой всесоюзного масштаба, и всего спустя год вышел еще один кинохит с его участием – «Высота». Эти два фильма называли символом эпохи «оттепели» – в них действительно отразилась атмосфера того периода, времени надежд, оптимизма и твердой уверенности в том, что страна идет по правильному пути. Вера в идеалы была тогда еще настолько искренней, что энтузиазм монтажников-верхолазов на строительстве металлургического комбината, их готовность жертвовать собой ради общего дела не звучали фальшиво, и фильм на производственную тему не воспринимался зрителями как очередная «агитка» и «госзаказ».
Конечно, в этом была заслуга режиссера Александра Зархи, его удивительно точного выбора актеров и, конечно, их мастерства. Обычный производственный процесс на заводе им удалось изобразить на экранах как экстремальную среду, связанную с риском и романтикой, где проявляются лучшие человеческие качества и зарождаются сильные чувства. Дочь режиссера Нина Зархи говорила об отце: « Страстная папина любовь к актерам тоже была связана с его человеческим даром. Он действительно любил людей. И актера, как единственного и главного посредника в рассказе о человеке, он просто боготворил. Он считал, что все можно сделать через актера. Почему мне и кажется, что это кино живое. Про людей ведь всегда живое, всегда интересно. Так случилась «Высота», которая имела множество всяких премий и всенародную любовь. По-моему, эта картина жива еще и потому, что в ней есть невероятное обаяние и актерское тоже. Потрясающая работа Рыбникова, конечно. Такого нет больше типажа, народного такого героя, который был бы при этом так обаятелен и так непрямолинеен в своей народности, в своем народном русском обаянии. Такое точное попадание Инны Макаровой – изумительная работа. Все-таки это был 1956 год. Настроение было хорошее, конечно. Это было уже после XX съезда. И какой-то воздух такой весенний был. Папа очень откликался на все, что происходило в обществе. Был человеком очень реагирующим на все ».
Зрители сразу поверили бригадиру монтажников Николаю Пасечнику в исполнении Николая Рыбникова и сварщице Кате в исполнении Инны Макаровой еще и потому, что сами актеры действительно прожили на съемочной площадке несколько дней из жизни своих героев. Натурные съемки проводились на заводе в Днепродзержинске, на настоящем строительстве доменной печи, речь шла о работе монтажников-высотников, и для того, чтобы достичь максимального жизнеподобия и реалистичности, актеры решили сами подниматься на высоту 40-60 метров и выполнять все, что должны были бы в такой ситуации делать их герои в таких же условиях. При этом о помощи каскадеров они и слышать не хотели.
Инна Макарова и Николай Рыбников взбирались на лестницы и мостки и работали на очень большой высоте. Актриса рассказывала: « Мы с Николаем Рыбниковым решили все трюки выполнять самостоятельно, потому что мне казалось, что дублерша может не так прыгнуть, не так повернуться. И Коля в самых опасных сценах тоже снимался сам. Только один раз, опасаясь за его жизнь, сцену «общий спуск с высоты» осуществил каскадер. А тот эпизод, где герой Рыбникова пролетает с колосниковой площадки мимо меня, выполнил он сам. Причем приземлился Коля не очень удачно – на какую-то железку, но, тем не менее, продолжал работать. Но я считаю, что наши с Николаем действия нельзя назвать отчаянными или безрассудными. Мы не отчаянные ребята, как тогда утверждали журналисты. Это наша профессия – не мы такие, а те люди, которых мы играли ».
Конечно, такие трюки были небезопасными, и на съемках не обошлось без травм. Позже то, что сделал Николай Рыбников, называли настоящим актерским подвигом. В одном эпизоде ему нужно было спуститься с большой высоты вниз на руках по железному тросу. А Рыбникову не успели принести перчатки, и он съехал вниз, сжимая трос голыми руками! Только когда понадобилось снять еще один дубль, выяснилось, что ладони у него содраны в кровь. Тем не менее он надел перчатки и съехал второй раз.
Режиссер Александр Зархи панически боялся высоты и, когда он наблюдал за актерами, у него дрожали колени. А Инна Макарова поддразнивала его, забираясь после съемок на подвешенную на большой высоте доску и танцуя на ней. При этом просила режиссера оценить ее танец. Актриса вспоминала: « Конечно, было страшновато. Но я отказалась от дублерши, так как знала, что самые главные вещи происходят в проскоках и пробегах – в движении. Во время работы мы старались не смотреть вниз, чтобы голова не закружилась ».
Для молодой актрисы эти съемки стали испытанием еще и потому, что как раз в это время распалась ее семья с актером Сергеем Бондарчуком. В тот момент он снимался в Киеве в фильме «Иван Франко» и скрыл от жены тот факт, что его партнершей по съемочной площадке вновь стала Ирина Скобцева. Они уже снимались вместе в фильме «Отелло», и еще тогда между ними пробежала искра.
«Доброжелатели» доносили до Инны Макаровой слухи о его романе с другой актрисой, но она не верила в то, что он может уйти из семьи. Но после завершения съемок «Высоты» это все же случилось. Сергей Бондарчук развелся с Инной Макаровой и женился на Ирине Скобцевой. Расставание с ним актриса переживала очень долго и болезненно.
А вот у Николая Рыбникова, наоборот, во время съемок в «Высоте» сбылась давняя мечта – он наконец-то услышал заветное «Да» от женщины, которую добивался долгие годы. Актриса Алла Ларионова была его единственной любовью еще со студенческих лет, но она тогда предпочла ему актера Ивана Переверзева. Тот бросил ее, когда она ждала от него ребенка, и женился на другой. Узнав об этом, Рыбников тут же примчался к Ларионовой и сделал ей предложение. 2 января 1957 г. они поженились, а вскоре состоялась премьера «Высоты» в Доме кино, где актеры появились вдвоем. Фразу героя Рыбникова «Ну вот, Коля, и кончилась твоя холостая жизнь!» зал встретил аплодисментами в честь молодоженов.
«Высота» пользовалась невероятным успехом у зрителей не только за счет блестящей работы актеров, но и благодаря замечательной музыке Родиона Щедрина, для которого этот фильм стал дебютом в большом кино. Написанная им на слова Владимира Котова песня «Марш монтажников» («Не кочегары мы, не плотники…») в исполнении Николая Рыбникова стала одним из самых популярных шлягеров конца 1950-х гг.
Фильм Александра Зархи по достоинству оценили и зрители, и критики. В год премьеры его посмотрело около 25 млн человек. В начале 1958 г. журнал «Советский экран» впервые провел опрос читателей, по итогам которого определялись лучшие фильмы и актеры прошедшего года. Позже он проводился ежегодно вплоть до 1991 г., а победителем первого опроса стал фильм «Высота». В 1957 г. режиссер получил за свою работу главный приз на Международном кинофестивале в Карловых Варах и Золотую медаль на МКФ в Москве.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
LiveInternetLiveInternet
—Рубрики
—Музыка
—неизвестно
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Интересы
—Постоянные читатели
—Сообщества
—Трансляции
—Статистика
КАК СНИМАЛИ ФИЛЬМ «ВЫСОТА»
Как снимали фильм «Высота»
К началу съемок в картине «Высота» Николай Рыбников уже был настоящей звездой. В кинотеатрах всей страны выстраивались огромные очереди на «Весну на Заречной улице». В киосках продавались фотокарточки актера, о нем писали газеты. Но вся эта шумиха не мешала Николаю Николаевичу работать на площадке даже больше других.
Инна Макарова тоже была весьма значительной киновеличиной. В «Высоте» она начала сниматься в статусе лауреата Сталинской премии, которую Она получила за фильм «Молодая гвардия» Возможно поэтому роль разбитной монтажницы Кати была для актрисы смелым поступком. Находились, конечно, и те, кто возмущался: как после образа комсомолки Любови Шевцовой артистка появится на экране с сигаретой и в вульгарной одежде?
Но после выхода «Высоты» именно роль Кати Петрашень, по мнению критиков, стала лучшей в карьере Макаровой.
Съемки будущего кинохита проходили в украинском городе Днепродзержинске, на местном металлургическом заводе, во время строительства доменной печи, как и требовалось по сценарию.
1.
Работать приходилось в очень сложных условиях, на огромной высоте. На площадке присутствовали каскадеры, но Макарова и Рыбников принципиально отказывались от дублеров и постоянно рисковали.
Например, в картине есть эпизод, в котором рабочие крепят на высоте гигантскую деталь. Во время монтажа поднимается сильнейший ветер — и деталь начинает раскачиваться. И тогда Коля обвязывается тросом и бросается на этот огромный кусок металла. Снимали сцену вживую, то есть без использования технологий комбинированной съемки.
2.
Все проходило на 60-метровой высоте, и под актерами была настоящая пропасть. Тем не менее Инна Макарова с легкостью танцевала на доске и прикуривала сигаретку, удивляя своих партнеров по эпизоду и не на шутку пугая режиссера картины Александра Варки, который с детства панически боялся высоты.
Настоящий актерский подвиг совершил и Николай Рыбников.
Снимали эпизод, в котором монтажник Коля Пасечник спускается вниз на руках по канату. Николай Николаевич все делал сам, пролетев с 60—метровой высоты мимо Макаровой со скоростью ветра. Позднее он рассказывал своей партнерше‚ что после трюка у него тряслись колени. Но самое страшное заключалось в другом: Рыбников не успел надеть перчатки.
«Коля проскочил мимо меня так, что я отшатнулась.
И он был без перчаток. —— вспоминала потом Макарова. — Вдруг слышим: «Второй дубль». Хотя такие сцены обычно снимают одним дублем. Коля, конечно, сказал: «Это невозможно». Но потом пошел на исходную позицию и съехал еще раз. В фильме остался второй дубль».
3.
К сожалению, сцены, снятые в домашней, конторской или ресторанной обстановке, как и ночная прогулка, ни малейшим образом не отображают того, как выглядел Днепродзержинск конца 50-х годов, а железнодорожный вокзал снимался и вовсе в Днепропетровске.
Единственными кадрами, на которых город хоть немного узнаваем, стали те, на которых грузовики едут на открытие доменной печи, где Пасечник (герой Николая Рыбникова) оглядывается в поисках попутки и те, где он уезжает на завод, забравшись на подножку грузовика.
Песня Родиона Щедрина «Не кочегары мы, не плотники…» в исполнении Николая Рыбникова стала одной из самых популярных песен конца 50-х годов.
На строительство металлургического комбината прибывает бригада монтажников-верхолазов. Это люди смелой и опасной профессии, спаянные крепкой дружбой.
4.
Один из них, молодой рабочий Николай Пасечник, с радостью узнает, что прорабом строящейся домны назначен его старый друг Константин Токмаков. Опытный и предприимчивый техник Токмаков решает монтировать домну по-новому: крупными секциями, собранными на земле. Это позволит бригаде верхолазов, вынужденной бездействовать из-за дождя, в срок окончить строительство. Начальник монтажного управления Дерябин, трус и карьерист, решает снять с себя ответственность за смелое новаторское начинание бригады и уезжает в командировку.
Токмаков и верхолазы приступают к работе и с успехом завершают ее: домна готова. Николай Пасечник водрузил красный флажок на ее вершине. Спускаясь вниз по мокрым после дождя скобам, Николай поскользнулся и упал. В тяжелом состоянии рабочего увезли в больницу. Когда Николай открыл глаза, он увидел возле своей постели Катю-девушку-верхолаза, с которой он встретился на строительстве. Озорная и задиристая Катя, пробудила в душе Николая новое, еще не изведанное им чувство. Привыкший к легким победам, избалованный уважением к своей трудной и романтической профессии, Пасечник впервые столкнулся с девушкой, которая насмешливо отвергла его ухаживания.
5.
Но здесь, у больничной койки, юноша и девушка поняли всю серьезность и глубину связывающего их чувства. Навестил Пасечника в больнице и Дерябин. Он попытался получить у рабочего подпись на документе, где Токмаков обвинялся в неоправданном риске и превышении прав. Лишь неподвижность Пасечника, спасла карьериста от пощечины.
Жена Дерябина, убедившись в низости некогда любимого человека, покидает мужа, и он один уезжает со стройки. Маша пытается найти свое место в жизни и уверена, что в этом ей поможет горячо полюбивший молодую женщину Константин Токмаков. Закончив работу, бригада монтажников-верхолазов уезжает на новое строительство. Выздоравливающий Николай Пасечник с женой Катей провожают товарищей.
Цветная среди многих черно-белых, эта картина рассказывала о радости труда, о необходимой борьбе с карьеризмом и безответственностью, о творческих потенциях личности и о трудной, но обязательно счастливой любви. Сам материал — строительство металлургического комбината, работа монтажников-верхолазов — выглядит в фильме вполне киногенично.
Простые люди оказываются значительными благодаря точному выбору исполнителей, их самобытности и мастерству. Инна Макарова в роли Кати создала характер яркий, личность незаурядную, но покореженную средой.
6.
Ее героине предстоит победить вульгарность, перестать быть просто сорванцом, бросить пить и курить, словом, «перековаться», как того требовал один из основных сюжетов советского кино. Актриса выполнила задачу с блеском, что позволило автору романа Е. Воробьеву признать ее своим соавтором.
Николай Пасечник способен творить чудеса — вызвать молнию,очень отличается Коля от прежних Катиных знакомых, с их шуточками и портвейном: кто бы еще додумался подарить свет молнии?
Он способен изумиться, увидев латиноамериканский туалет любимой. Встреча двух людей отважной профессии заставляет их по-новому взглянуть на себя: Пасечнику, избалованному почетом и уважением, легкими победами на любовном фронте — узнать сопротивление другого, Кате — переломить себя ради счастья в любви.
7.
Все это происходит на фоне перипетий строительства, где талантливый прораб Константин Токмаков (Геннадий Карнович-Валуа) пытается внедрить новые идеи, а начальник монтажного управления Дерябин (Василий Макаров) боится рисковать. И конечно именно Пасечнику выпадает честь доказать правоту друга-прораба и совершить подвиг.
И конечно, он еще хочет проявить инициативу — водрузить на построенной домне флаг, чуточку позируя перед любимой девушкой. А потом — падение с высоты и тяжелые травмы. Встреча в больнице разрешает все проблемы.
Героев связывает не только работа и любовь, но и воспоминания о детстве. — жена карьериста Игоря Дерябина, начальника Константина, мечтающего покинуть «эту глушь». Она несчастлива в браке и нигде не работает. Её младший брат работает в бригаде Токмакова. Однажды для того, чтобы увидеть, как работает брат, Маша приходит на стройку и Константин проводит для неё экскурсию.
Фильм о непростых характерах простых советских людей, умеющих трудиться, мечтать, любить, строить большое человеческое счастье.
8.
Все натурные съемки проводились в Днепродзержинске. Конечно, есть много эпизодов, снятых на ДМК. И довольно интересно смотреть, как по заводу ездит паровоз.
Естественно. после выхода фильма на экраны Рыбникову и Макаровой поклонники начали приписывать роман. Популярные актеры действительно дружили, но роман-тики в их отношениях не было. Каждый был занят своей личной жизнью. У Рыбникова исполнилась его давняя мечта. и он наконец-то женился на своей любимой женщине Алле Ларионовой.
Они расписались 2 Января 1957 года. Говорят, на премьере «Высоты», в тот момент, когда герой Рыбникова Николай Пасечник произнес фразу; «Эх, прощай, Коля,твоя холостая жизнь!». — зал встал и взорвался аплодисментами.
Так актера, сидевшего в зале с женой, поздравили почитатели его таланта
А вот у Инны Макаровой, наоборот, семья распалась. Сразу же после съемок она развелась со своим первым мужем Сергеем Бондарчуком, расставание с которым переживала долго и болезненно.
9.
Вот удивительно, сюжет и вправду — самый обычный сюжет для соцреализма. Но почему-то завораживают сцены дуэта И.Макаровой и Рыбникова, потому что очень романтичным получился образ Николая Пасечника, потому что нравится, как показана семья и образ жизни старого рабочего судостроительного завода.
Высота (фильм)
Содержание
Сюжет
На строительство доменной печи прибывает бригада монтажников под руководством прораба Константина Токмакова и бригадира Николая Пасечника.
На стройке Коля знакомится со сварщицей Катей. Он пытается ухаживать за ней, но они часто ссорятся. Этому мешает и бывший ухажёр Кати Василий Хаенко — нерадивый работник и к тому же сплетник.
Маша — жена карьериста Игоря Дерябина, начальника Константина, мечтающего покинуть «эту глушь». Она несчастлива в браке и нигде не работает. Её младший брат работает в бригаде Токмакова. Однажды для того, чтобы увидеть, как работает брат, Маша приходит на стройку и Константин проводит для неё экскурсию.
Во время сильного ветра Дерябин приказывает продолжать монтаж оборудования. Только смелость Коли помогает избежать несчастья и закончить монтаж. Токмаков берёт ответственность за происшедшее на себя.
Из-за затянувшихся дождей бригада не может уложиться в сроки. Пасечник и Токмаков придумывают, как ускорить работы, монтируя оборудование на земле. Дерябин не хочет брать ответственность на себя и предлагает вести монтаж в его отсутствие.
Когда дождь стих, оборудование поднимается и устанавливается, но Коля, поскользнувшись, срывается с высоты вниз после того, как он водрузил флаг на самом верху конструкции.
Катя ухаживает за Колей в больнице. Она также растёт духовно и вступает в комсомол.
Дерябин пытается «подставить» Токмакова за несчастный случай с помощью Хаенко — бывшего ухажёра Кати. Но другие рабочие в бригаде протестуют.
Дерябин получает повышение в трест, но Маша не едет с ним. Коля и Катя женятся.
После торжественного открытия домны отцом Маши и Бориса, бригада едет на новую стройку. Но хромой Коля не может ехать с ними.