актеры сыгравшие в фильме земля санникова
Куда исчезла загадочная Аннуир из «Земли Санникова»: Единственная роль Екатерины Самбуевой
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Екатерина Самбуева родилась в 1949 г. в Улан-Удэ. С самого детства ее главным увлечением были танцы, и после школы она окончила Бурятское хореографическое училище. Подающую надежды перспективную танцовщицу направили в Ленинград, где с 1967 г. она занималась в классе усовершенствования Ленинградского хореографического училища. Под руководством лучших педагогов там девушка смогла раскрыть свой потенциал. В том же году Екатерина Самбуева стала солисткой Бурятского театра оперы и балета.
В 1972 г. Екатерина Самбуева сыграла свою единственную роль, которая принесла ей всесоюзную популярность, – туземки Аннуир. Зрители не подозревали о том, что этот образ был создан одной из ведущих артисток советского балета. Как и о том, что этому фильму изначально все предрекали провал. Съемки с самого начала проходили в очень напряженной обстановке, на площадке часто происходили конфликты, а определиться с окончательным составом актеров не удавалось до самого последнего момента.
Изначально предполагалось, что главные роли в этом фильме исполнят другие актеры: Армену Джигарханяну предлагали сыграть руководителя экспедиции Ильина, Евгению Леонову – слугу Игнатия, Игорю Ледогорову – каторжанина Губина, а Владимиру Высоцкому – авантюриста Крестовского. Однако практически все эти актеры были заняты в других проектах и даже не пришли на пробы. Этой идеей загорелся только Высоцкий, который специально для «Земли Санникова» записал 3 песни: «Белое безмолвие», «Кони привередливые» и «Баллада о брошенном корабле». Но перед началом съемок руководство «Мосфильма» сняло с роли Высоцкого без объяснения причин. В результате Крестовского сыграл Олег Даль, а его партнерами по съемочной площадке стали Юрий Назаров, Георгий Вицин и Владислав Дворжецкий.
При этом атмосфера на съемках не улучшилась, и конфликты продолжались. Несмотря на все сложности, актеры блестяще справились со своей задачей. В прокате «Земля Санникова» пользовалась огромной популярностью – фильм посмотрели 41 млн зрителей. Обреченный на провал проект неожиданно даже для его создателей стал одним из признанных шедевров советского кинематографа. И заслуга в этом была не только у исполнителей главных ролей, но и у актеров, сыгравших эпизодические роли. Образ туземки Аннуир, созданный Екатериной Самбуевой, получился очень ярким и запоминающимся.
«Стойбище онкелонов» соорудили в 100 км от Нальчика, на Былымском перевале. Как должна выглядеть экзотическая народность, которая покинула материк 400 лет назад, никто не знал. Художник по костюмам Алина Будникова рассказывала: « Я ездила в этнографический музей в Ленинграде, просмотрела уйму документов, в архивах нашла удивительные вещи, которые можно было сшить даже из рыбьих пузырей. На моих эскизах онкелоны были с темными волосами и голубыми глазами. Режиссеры решили, что они ближе к монголоидной расе. Юра Назаров обмолвился: «А почему бы не сделать их светловолосыми?» Все решили: так онкелоны на самом деле будут выглядеть экзотичнее – и на них надели светлые парики. На складах «Мосфильма» было много кожи. В ход шла также тонкая обтирочная замша. Из нее мы шили все женские костюмы ». На роли экзотических онкелонов пригласили танцовщиков, собранных из балетных трупп от Казахстана до Бурятии.
Несмотря на успешный кинодебют, Самбуева не захотела продолжать актерскую карьеру – своим истинным призванием она всю жизнь считала балет. Екатерина признавала, что съемки в «Земле Санникова» стали для нее захватывающим и ценным опытом, но при этом она не воспринимала это как профессиональную деятельность. Ее приглашали в столичные театры, но Екатерина приняла решение вернуться на родину и выступать на сцене театра в столице Бурятии. При этом ее продолжали считать одной из самых ярких артисток советского балета.
Восторженные критики называли Самбуеву «маленькой бурятской Терпсихорой». Специально на ее выступления приезжали ценители балета со всего СССР. Балетоведы о ней писали: « Танец её легкий, стремительный, смелый при всей лиричности и поэтичности облика. Самбуева гибкая, даже сверхгибкая. Линии её арабеска волшебно пластичны: острой тростинкой вонзила носок в пол, вся подтянулась, готовая улететь. Как близко это поэтике «Жизели» и как хороша Самбуева в «Жизели»! ».
Ее талант получил признание не только на родине, но и за рубежом. Под занавес своей артистической карьеры Екатерина Самбуева прошла стажировку в Мариинском театре и несколько раз ездила с гастролями по всему миру. Ей рукоплескали в театрах Италии, Германии, Великобритании, Португалии, США, Вьетнама, Китая, Монголии, Японии и других странах.
Завершив свою карьеру танцовщицы, Екатерина Самбуева окончила заочное отделение ГИТИСа и занялась преподавательской деятельностью. В 1994-1997 г. она была художественным руководителем Бурятского государственного хореографического училища, в 1998-1999 гг. стояла у истоков создания театра балета «Элиста» в Калмыкии. С 1999 г. Екатерина Самбуева – художественный руководитель и педагог-репетитор балетной труппы Бурятского государственного академического театра оперы и балета. С 2013 г. – главный балетмейстер Государственного театра оперы и балета Республики Коми. Под ее началом бурятский балет вышел на мировой уровень.
Ее артистическая карьера завершилась как раз во времена распада СССР и кризиса в отечественном искусстве. Многие коллеги Самбуевой, чтобы оставаться «на плаву», были вынуждены участвовать в таких проектах, об эстетическом уровне которых не приходилось говорить. Поэтому Екатерина Самбуева не жалела о том, что ей пришлось оставить сцену. Это позволило ей сохранить свое доброе имя и остаться нравственным ориентиром для начинающих артистов. Она говорила: « Когда сама танцуешь и только за себя отвечаешь – это легче и радостней, а быть педагогом – это огромная ответственность ».
В наши дни Екатерина Самбуева, которая недавно отметила 70-летний юбилей, остается одним из крупнейших деятелей культуры Бурятии. Она все так же живет в родном Улан-Удэ, участвует в культурных событиях столицы и ведет активную общественную жизнь.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
«Земля Санникова». История о том, как все со всеми переругались, но получился киношедевр
«Земля Санникова» один из лучших советских фильмов, который можно пересматривать сотни раз.
Сняли его начинающие тогда режиссеры Леонид Попов и Альберт Мкртчян, а сценарий будущей картины доводил до ума Марк Захаров. Ничто перед съёмками фильма не предвещало проблем. А они были, да еще и какие!
Уж так сошлись звезды, что наши любимые актеры никак не могли ужиться на съёмочной площадке, конфликтовали они часто и с режиссером. За кадром иногда страсти были просто не шуточные, само начальство » Мосфильма» разбирало эти конфликты.
Начинающие режиссеры, молодые и дерзкие, сразу пригласили сниматься в своем фильме именитых актеров. Сначала роли были распределены так:
Армен Джигарханян — руководитель экспедиции Александр Ильин, Игорь Ледогоров — Губин, Евгений Леонов — Игнатий, Владимир Высоцкий — Крестовский, Марина Влади — невеста Ильина.
Это они так хотели, но вышло иначе. Ледогоров, Леонов и Джигарханян сразу отказались от съемок, просто не захотели сниматься у новичков. Зато Владислав Дворжецкий и Сергей Шакуров согласились на предложенные роли охотно, да и Георгий Вицин не посчитал для себя зазорным сняться в роли Игнатия.
Владимиру Высоцкому предложенная роль офицера — авантюриста Крестовского очень понравилась, он даже быстро написал специально несколько песен к фильму, в том числе и «Кони привередливые».
Фотопробы Владимира Высоцкого
Но эту роль Высоцкий так и не сыграл, помешало радио. Как назло, почти прямо перед съёмками в эфире Западногерманского радио «Немецкая волна» прошла передача, в которой играли песни Высоцкого. Радиоведущие представили Владимира Высоцкого как яркого борца с советским режимом. Был жуткий скандал, все дошло до ЦК партии…
Директору «Мосфильма было дано распоряжение — отстранить Высоцкого от съёмок во всех фильмах. Вместо Владимира Высоцкого эту роль сыграл Олег Даль. Ему не очень понравилось, что он должен играть вместо Высоцкого, но все же согласился.
Уже в самом начале съёмок Олег Даль часто спорил с режиссерами, он считал их не профессионалами, да и другие актеры часто говорили им об этом прямо в лицо. Обстановка была нервная, дисциплины никакой, часто все срывалось, а тут еще Даль к ранним утренним съёмкам не успевал протрезветь, приходилось снимать как есть, бюджет ограничен.
Сильно повздорили и Сергей Шакуров с режиссером Мкртчяном, ругались исключительно по творческому проекту. На стороне Шакурова был и Владислав Дворжецкий…
Актёры Владислав Дворжецкий, Екатерина Самбуева и Георгий Вицин на съёмках фильма „Земля Санникова“ 1973
От все этой каждодневной своры до последнего себя держал только Георгий Вицин, который всегда отличался уживчивым и неконфликтным характером, но и он не сдержался.
Оппозиционные к режиссерам актеры отбили в Москву следующую телеграмму, в которой они намеком просили заменить режиссёров фильма. Текст телеграммы был лаконичен:( одно слово тогда стоило три копейки, поправьте, если не так)
»Сидим в говне на волчьих шкурах. Дворжецкий. Вицин. Даль. Шакуров».
Шакурова после этой телеграммы потом вызвали в Москву, просили решить вопрос мирно и дали понять, что нее будут они никаких режиссёров менять. » Езжайте, товарищ Шакуров! И снимайтесь дальше в кино. »
После этого как — то все поутихло. Не стал выступать за обострение конфликта потом и Дворжецкий. Вроде, он стоял в то время на очереди на квартиру, ( кто жил в то время, тот понимает, какая это трагедия, если тебя отодвигают в конец списка.) Был рад хоть временному затишью и миролюбивый Георгий Вицин.
А вот Сергей Шакуров проявил характер. Он поставил ультиматум — или я или режиссёры. Стоял на своем. И руководство «Мосфильма» сняло его с роли Губина. Вместо Шакурова роль Губина досталась Юрию Назарову.
Сергей Шакуров был очень обижен на своих коллег. Считал, что они его предали… После этого он с ними никогда не общался.
Да и Юрий Назаров еле терпел выходки режиссёров. Ему не понравилось, что в жару подростков (сцена с туземцами) снимали по 12 часов, а ведь это еще дети, они в обморок падали…
Он добился, чтобы съёмки были приостановлены, пока не сделают навесы, чтобы подросткам было не так жарко. Такая настойчивость очень не понравилось режиссёру Альберту Мкртчяну и теперь уже он требовал у руководства » Мосфильма», чтобы убрали с роли Назарова.
«На Мосфильме» вся эта чехарда всем уже порядком надоела и в этот раз там встали на защиту актера. Никто Юрия Назарова от роли не отстранил.
Легче всего было Олегу Далю, он выпивал и не нервничал. Трезвым он не конфликтовал никогда…
А под занавес еще новый сюрприз… В фильме песню «Есть только миг..» замечательно спел Олег Даль, но когда уже сдавали фильм, руководство решило, что эту песню должен другой певец или актер. Говорили, что им просто не понравилась запись. Режиссеры попросили спеть песню Валерия Золотухина, он приехал на студию, записал. Им не понравилось. Золотухин обиделся. Тогда попросили исполнить «Есть только миг» Олега Анофриева, он не отказался. Эта песня и стала визитной карточкой фильма.
Вот в каких муках и нервотрёпках рождалось великое кино… Но и это еще не все. Из-за всех этих скандалов «Земле Санникова» присудили третью категорию, а это значит — маленькие гонорары, как актерам, так и режиссерам.
Но что для зрителя все эти категории? Первого октября будет 48 лет со дня его премьеры. Столько лет прошло, а «Земля Санникова» до сих пор смотрится на одном дыхании.
Страсти «Земли Санникова»
Именитые советские актеры отказывались играть свои роли и буквально воевали с режиссером Альбертом Мкртчяном. Владимиру Высоцкому запретили сниматься, а персонажа Олега Даля пришлось «убить» из-за пьянства актера. Сергей Шакуров назвал Даля и Дворжецкого предателями и отказался с ними общаться.
Это только малая часть страстей, кипящих на съемочной площадке отечественного приключенческого блокбастера «Земля Санникова», который считают самым скандальным фильмом в истории советского кинематографа.
Неопытные режиссеры, плохой сценарий, отказ от съемок
«Земля Санникова» — классика советского приключенческого кино. Картина была снята в Экспериментальном творческом объединении «Мосфильма». Идею снять фильм о таинственном острове в Северном-Ледовитом океане, который в 1811 году якобы видел промышленник Яков Санников пришла в голову режиссеру Леониду Попову. За основу взяли книгу советского писателя Романа Обручева.
Проблемы с фильмом начались еще на стадии написания сценария. Так как Попов до этого снимал только научно-популярное кино, ему в подмогу выделили молодого режиссера Альберта Мкртчяна, который успел снять только комедию «Опекун».
Режиссер Альберт Мкртчян и его брат Фрунзик Мкртчян
Над сценарием работал драматург Владислав Федосеев, который написал его в стилистике «Затерянного мира» Конан Дойла. Мкртчян такой вариант сценария отверг. Режиссер видел картину вестерном, похожим на «Белое солнце пустыни», которое за несколько лет до этого «порвало» советский кинопрокат. Правки в сценарий вносил Марк Захаров. Он придал сюжету динамичности, придумал новых героев, убрал саблезубых тигров и прочую доисторическую живность.
Неопытные режиссеры Мкртчян и Попов решили привлечь к съемкам настоящих «звезд» того времени. В роли ученого и руководителя экспедиции Ильина видели Армена Джигарханяна, слуги золотопромышленника Игнатия – Евгения Леонова, а каторжника-революционера Губина – Игоря Ледогорова.
Все актеры по разным причинам отказались сниматься и «звезд» заменили на молодых Владислава Дворжецкого – Ильин, Сергея Шакурова – Губин и уже популярного Георгия Вицина – Игнатий. Однако у режиссеров остался «туз в рукаве». Сыграть офицера-авантюриста Крестовского согласился сам Владимир Высоцкий, а невесту Ильина Марина Влади.
Исключение Высоцкого
Роль импульсивного и авантюрного Крестовского понравилась Высоцкому. Его привлекала и возможность спеть в фильме несколько песен, которые Владимир Семенович сам и написал. В том числе и «Кони привередливые», ставшие одной из самых значимых песен в его творческом наследии. В марте 1972-го на берегу Финского залива планировалось начать съемки зимней натуры. Группа готовилась к выезду, однако пришло распоряжение генерального директора Мосфильма Владимира Сизова убрать Высоцкого и Влади.
Владимир Высоцкий в образе Евгения Крестовского, офицера-авантюриста
Оказалось, что на радиостанции «Немецкая волна» транслировались песни Владимира Семеновича, что было расценено как критика советской власти. По «мосфильмовской» легенде Высоцкий уговорил Мкртчяна на три дня задержать начало съемок, а сам поехал к Василию Шауро, который руководил Отделом культуры ЦК КПСС.
Замена Высоцкому
Высоцкий приехал домой к чиновнику и пел ему песни, написанные для «Земли Санникова». Шауро их похвалил, но разрешения на съемки не дал. В письме Станиславу Говорухину Владимир Семенович написал:
«…нужно просто поломать откуда-то возникшее мнение, что меня нельзя снимать, что я – одиозная личность, что будут бегать смотреть на Высоцкого, а не на фильм, а всем будет плевать на ту высокую нравственную идею фильма, которую обязательно искажу, а то и уничтожу своей неимоверной скандальной популярностью».
Заменил Высоцкого Олег Даль, который не любил сниматься у незнакомых режиссеров и очень обиделся, что на роль Крестецкого он был №2. Участники съемок вспоминали, что на площадку Даль приехал пьяный в дым. С первых дней между актерами и Мкртчяном вспыхивали ссоры. Особенно с режиссером «воевал» Сергей Шакуров, который в один момент просто отказался его слушать и играл роль, как сам считал нужным.
«Сидим в говне на волчьих шкурах»
Конфликт закончился телеграммой в «Мосфильм». Актеры просили убрать пару молодых режиссеров и прислать одного, но опытного. Заканчивалось послание уже легендарной фразой:
«Сидим в говне на волчьих шкурах. Дворжецкий. Вицин. Даль. Шакуров».
Управление стало на сторону режиссеров. «Мосфильм» месяц обрабатывал актеров, которых постоянно вызывали «на ковер».
Первым сдался Вицин, затем Дворжецкий, которому пригрозили исключить его из очереди на квартиру. Продолжить работу согласился и Даль. Шакуров сниматься у Мкртчяна и Попова наотрез отказался. Уговоры не работали и ему дали выговор и убрали из картины. Так как переснимать зимние съемки было дорого, то сцены с Шакуровым оставили, но его имя из титров убрали. На роль Губина взяли Юрия Назарова.
Сергей Шакуров
Сергей Шакуров на всю жизнь обиделся на Даля и Дворжецкого и отказывался с ними общаться. В одном из интервью актер сказал:
«Влад и Олег меня предали: они согласились работать дальше. Я пошел до конца и написал заявление. По моему поводу было два худсовета на «Мосфильме». Но я уже не мог отказаться, остановиться… Я вырубил этих двух людей из своей жизни – Даля и Дворжецкого…».
Безграмотный Мкртчян и обмороки актеров
С уходом Шакурова атмосфера на съемочной площадке здоровей не стала. Мкртчян вспоминал, что тяжелей всего было с Далем, который часто приходил на съемки пьяным. В интервью режиссер говорил:
«Когда Даль не пил, он был прекрасный человек, тонкий, чувствующий, а когда пил, становился невменяемым. Невозможно было с ним разговаривать…».
Сам Даль в своем дневнике так охарактеризовал режиссеров «Земли Санниковой»:
«…клинические недоноски со скудными запасами серого вещества, засиженного помойными зелеными мухами. Здесь лечение бесполезно. Поможет полная изоляция…».
Сцены с участием племени онкилонов снимали в окрестностях Нальчика. Главный костюмер фильма Алина Будникова вспоминала, что работать с Альбертом Мкртчяном было непросто. Съемки проходили в 30-градусную жару и на открытом солнце. Особенно тяжело пришлось актерам, игравшим онкилонов. Среди них было много детей, а съемки часто проходили по 12 часов и при полном гриме. Хотя по КЗОТу их могли снимать не дольше четырех часов. Из-за жестких условий дети и взрослые падали в обмороки.
Алина Будникова и главные актеры высказали все Мкртчяну, который разозлился, но на неделю остановил съемки, пока не построили навесы от солнца. Юрий Назаров обвинял Мкртчяна, который прямо на съемках правил сценарий, в безграмотности. Актер вспоминал, что режиссер утвердил текст с его репликой: «Кто-то толщен остаться. Я научу их перезимовать».
Когда для улаживания очередного конфликта из Москвы прилетел руководитель творческого объединения Григорий Чухрай, то Назаров спросил у начальника может ли он произносить свои реплики по-русски, а не как хочет режиссер?
«Убийство Даля» и размер гонорара
В октябре 1972 года съемки проходили в Ялте. В Крыму режиссеры Мкртчян и Попов настолько устали от пьяных выходок Даля, что решили его «убить» и сбросили Крестовского с горного обрыва. В отместку зимой 1973 года они переозвучили песни, которые Даль исполнил в фильме. Спел их Олег Анофриев, а песня «Есть только миг» стала шлягером.
Когда мучительные съемки картины завершились, то художественный совет присудил ей 3-ю низшую категорию. Однако произошло неожиданное. Фильм стал хитом, и в 1974 его посмотрел 41 миллион зрителей. Со всего СССР в Мосфильм посылались письма, в которых люди хвалили «Землю Санникова» и через год ему дали 2-ю категорию.
Гонорары главной четверки актеров, по советским меркам, были небольшими:
Даль получил самый маленький гонорар – 2850 рублей. Дворжецкий — 3270 р. Вицин чуть больше — 3672, а Назаров – 3412 р. Сергей Шакуров удостоился самого мизерного гонорара — 258 рублей, но и снимался в картине он всего 10 дней.
Кто из советских артистов отказался сниматься в фильме “Земля Санникова” и очень пожалел об этом
Порой зритель, глядя на готовый фильм, не может себе даже представить, через какие сложности прошла съёмочная команда ради создания итоговой ленты – проект может столкнуться как с творческими, так и организационными сложностями на любом этапе создания. Одним из таких проблемных и скандальных фильмов советского времени оказалась «Земля Санникова», которую покидал артист за артистом даже после начала съёмок, а плаки в колёса вставлял каждый, кому было не лень.
Целый ряд известных отечественных знаменитостей должны были появиться на ведущих ролях, но по тем или иным причинам актёры отказывались – пора узнать, почему они принимали такое решение и кто дольше всего не мог простить себе эту ошибку, ведь итоговый фильм оказался более чем просто достойным.
Разрушенные задумки и невоплощённые идеи
Идея особого, «звёздного» состава была очень важна для молодых режиссёров Альберта Мрктчяна и Леонида Попова – они мечтали снять фильм, идеальный во всех смыслах, и для этого им нужны были уже опытные мастера актёрского ремесла. Они пригласили к себе Армена Джигарханяна (он должен был стать главой экспедиции Ильиным), Игоря Ледогорова, Евгения Леонова и самую известную звездную пару на тот момент – Владимира Высоцкого и его супругу Марину Влади. Однако у судьбы были свои планы, и оказалось, что ни один из этих артистов не может оторваться от своих работ в других местах.
Например, для Джигарханяна 1972 год был забит целыми тремя картинами, Леонов снимался сразу в двух фильмах, и им никак не удавалось втиснуть в график еще один проект. Но места пустовали недолго. Вскоре режиссеры пригласили менее именитых актеров и не прогадали – Владислав Дворжецкий и Сергей Шакуров справились со своими ролями очень хорошо, а Игнатий «достался» и так знаменитому Георгию Вицину.
По итогу таких перемен из изначального кастинга в проекте остались только бард и его муза – Высоцкий грезил грядущими съёмками, ведь ему нравился не только персонаж, но и перспектива исполнять на камеру свои песни, написанные специально для фильма. Одна из этих песен, «Кони привередливые», по мнению многих критиков считается чуть ли не главным шедевром музыканта. Все складывалось замечательно, и команда запланировала себе начало съемок на 9 марта, пока Финский залив еще выглядел по-зимнему – пока в последний момент не пришло объявление о снятии Высоцкого с роли.
Сообщал эту новость режиссерам директор «Мосфильма» Николай Сизов – выяснилось, что приказ был направлен вовсе не из студии, а «сверху». После звонка самому Высоцкому тот объяснил, что его песни пустили по радио «Немецкая волна» за несколько дней до начала съёмок и власти расценили это как дискредитацию страны перед Западом, ведь там барда воспринимали как революционера против имеющегося в СССР режима. Итог – запрет сниматься до улаживания конфликта.
Но Владимир до последнего надеялся договориться, он даже уговорил режиссёров отложить съёмки на три дня, чтобы успеть встретиться с Василием Шауро (тогдашний руководитель Отдела культуры ЦК КПСС). Однако переговоры не принесли успеха, и певца пришлось заменить другой начинающей звездой – Олегом Далем. При этом Высоцкий до конца жизни жалел, что так и не попал к команде на берегу Финского залива.
На этом трудности со съёмками фильма не закончились – впереди был и шантаж студии со стороны актёров, которым не нравились неопытные режиссеры, замена Шакурова на Юрия Назарова, и многочисленные скандалы вокруг пьянства Даля. Но грамотное руководство умудрилось справиться с этими проблемами и все же выпустить многострадальную ленту. Сам же фильм оказался великолепным – это доказали всем восторженные отзывы публики. Вот так среди страданий и хаоса родился советский шедевр.
Тем временем Ольгу Бузову советуют показать психиатру – она примерила на себя образ Богородицы.
А вдова Караченцова Людмила Поргина вспомнила, как целовалась с покойным Бельмондо.