актеры театра древней греции
Театр в Древней Греции
Театр (от греческого “место для зрелищ”) ‒ это вид искусства, показывающий жизнь общества через драматическое действие в ходе игры актеров перед зрителями. Сложно представить современную культуру без театра. Он прочно вошел в нашу жизнь и имеет множество поклонников по всему миру.
История театра
Современный театр берет свое начало в Древней Греции. В VI веке до н.э. в честь бога урожая и виноделия Диониса в Афинах проводились празднества ‒ Дионисии. Они сопровождались шествиями ряженых с громкой музыкой. Божеству приносили в жертву козла, при этом хор людей, переодетых в сатиров, пел песни. Отсюда пошло понятие трагедии ‒ по-гречески “песнь козлов”. Во время празднеств шумные, пьющие вино компании греков шли к алтарю Диониса, что дало название комедии, от греческого “комос” ‒ веселое шествие и “одос” ‒ песнь. Во время Дионисий в Греции ставились спектакли и проводились конкурсы актеров и поэтов.
В 534 г. до н.э. драматург Феспис добавил к хору выступление одного актера. Он читал пролог, повествующий миф о боге Дионисе. Позже Херил и Френих добавили диалоги между хором и актером, а Эсхил и Софокл увеличили количество актеров до трех. Так стало возможно развитие действия. Для спектаклей начали создавать декорации и одевать актеров в костюмы и маски.
Пьесы строились на чередовании речевых партий с хоровыми. Пролог начинал трагедию и знакомил зрителей с героями, местом действия, предшествующими событиями. Затем звучала вступительная песнь хора (парод). Далее шло чередование выступлений актеров и хора. В трагедии обязательно присутствовал коммос ‒ совместная партия актера и хора, служащая для передачи эмоционального напряжения. Завершалась пьеса эксодом ‒ уходом хора и актеров со сцены.
В один день показывали три трагедии, которые были объединены общим сюжетом. Как правило, это были мифологические события, однако в них угадывались проблемы греческого общества. В комедиях разыгрывали житейские смешные ситуации, часто это была сатира на известных лиц и политических деятелей.
Расцветом древнегреческого театрального искусства считаются трагедии Софокла, Эврипида, Эсхила и комедии Аристофана и Менандра. Античные пьесы ставятся в современных театрах и не потеряли своей актуальности.
Театральное действие в Древней Греции
Театр был очень популярен в Древней Греции. Организацией театральных зрелищ занимался один из магистратов города (архонт). Он назначал состоятельного горожанина, который должен был оплатить расходы на хор, костюмы, декорации ‒ это считалось почетным и повышало популярность спонсора среди народа. Наиболее известен был театр, построенный в Афинах. Он вмещал около 17 тысяч зрителей.
Театральные действия проходили три раза в год, во время празднования Дионисий. Это были состязания драматургов, которые должны были представить по 4 пьесы: 3 трагедии и 1 сатириковую драму. Вечером исполняли комедии. Состязания длились 3 дня, под конец выбирались победители.
Поначалу вход на представления был бесплатным для всех, позднее была введена плата в 2 обола. Со времен Перикла в казне появилась специальная статья расходов на зрелища, из которой оплачивался вход беднякам.
Люди шли на представления семьями, запасаясь на весь день едой. Приходили в театр заранее, чтобы занять лучшие места и пообщаться с соседями. На комедии не допускались замужние женщины.
Актерское мастерство и костюмы
Актером в Древней Греции мог стать любой гражданин. Это считалось почетным. В греческой пьесе было только 3 актера, поэтому часто им приходилось исполнять по нескольку ролей, переодеваясь во время представления.
Для того, чтобы их было видно издалека, актеры носили обувь на высокой подошве ‒ котурны. Под одежду надевались накладки, чтобы создать объем в некоторых местах для комического или трагического эффекта. Костюм тоже имел значение. Актеры носили хитон с длинными рукавами, спускавшийся до пола, и плащи ‒ длинные или короткие. У комедийных актеров хитоны были короткие. Цари одевали пурпурные плащи, царицы ‒ белые с пурпурной каймой. Одежда изгнанников была грязно-белого цвета, черный считался цветом несчастий. Неудачники носили синие или зеленые плащи, а счастливые люди желтые или красные. Боги или герои выступали со своими узнаваемыми атрибутами: Аполлон с луком и стрелами, Геракл с палицей и львиной шкурой, старики с посохом, цари с жезлом и т.д.
Архитектура древнегреческого театра
Орхестра
В Древней Греции театр располагался на открытом пространстве. Он представлял собой круглую площадку (орхестру) и места зрителей, расположенные полукругом на склоне холма.
Изначально орхестра представляла собой место, где приносилось жертвоприношение Дионису. Впервые она появилась у склонов Акрополя в Афинах. На ней танцевали и пели дифирамбы в честь Диониса. В центре орхестры стоял жертвенник. На его ступенях играл флейтист-авлет или стоял актер-протагонист, отвечающий хору. Жертвенник оставался на своем месте и позднее, когда уже о культе Диониса не было речи, как дань традиции.
Места для зрителей ‒ театрон
Сначала люди просто сидели на склонах холма. Позднее для них были построены сиденья: деревянные, потом каменные. Они располагались полукругом вокруг орхестры. Внизу находились места для знати, почетных граждан и жрецов. Они могли быть с каменными спинками и балдахинами для удобства. Выше находились места для “среднего класса” и наверху для бедноты. Продольные проходы (пароды) делили места на сектора и на верхние и нижние места.
Скена
В V веке до н.э. позади орхестры появляется скена. Первоначально это палатка для переодевания актеров. Позднее скена представляет собой архитектурную конструкцию, примыкающую к орхестре и изображающую храм или дворец. Она представляет собой сценический задник. По бокам к скене пристраиваются проскении для улучшения акустики. В них хранился актерский реквизит, а также они использовались в качестве декораций. Греки использовали расписные декорации и механические машины в своих пьесах. Весь театр был построен таким образом, что в нем сохранялась отличная слышимость так, что на самых высоких местах люди слышали реплики актеров.
Древнегреческий театр был уникальным явлением, оказавшим огромное влияние на мировую культуру. Основные принципы античного театра используются и сейчас в драматургии. Тогда и в наше время, театр служил подобием зеркала, в котором общество могло разглядеть свои проблемы и недостатки.
АКТЁР, в древнегреческом театре
Наряду с хором, важнейший участник драматических представлений в древнегреческом театре.
Античная традиция сохранила вполне определенные свидетельства как о количественном составе актерского корпуса древнегреческого театра, так и о тех изменениях, которые он претерпел со временем. У Феспида, с которого начинают историю драматических постановок в Афинах в 534 г. до н.э., один актер отвечал своими репликами на партии хора, он именовался гипокритом (ὑποκριτής), т. е. «отвечающим» хору (Diog. L., III, 56). Вскоре после Феспида Эсхил ввел второго актера, а младший современник Эсхила, Софокл, – третьего (Aristot. Poet., 4, 1449 а 15-18; Vit. Aesch., 15). Это добавление стало последним. В поздних трагедиях и Эсхил последовал этому нововведению более молодого соперника, и в его трагедиях также появляется третий актер. Но и после Софокла ставились трагедии, в которых играли только два актера. По-видимому, в сатировской драме было такое же число актеров, как и в трагедии. Относительно комедии известно, что Кратин ограничил число актеров тремя. Анализ комедий Аристофана показывает, что роли в них вполне могли быть сыграны тремя актерами. Ограниченное число актеров в драме вполне соответствовало принципу условности античного театра. Такая регламентация диктовалась, не в последнюю очередь, стремлением установить определенные правила для участников театрального агона и уравнять их шансы на победу.
Первоначально актерами в театральных постановках были сами драматурги. Феспид, который и ввел актера в спектакль, по-видимому, сам представлял всех персонажей своих пьес. Эсхил также сам играл в своих трагедиях в качестве протагониста. Афиней, рассказывая о том, что драматурги, в том числе Эсхил, обучали танцам участников спектакля, замечает: «кажется, он сам играл в собственных пьесах» (Athen., I, 39, р. 21 e, пер. Н. Т. Голинкевича). Однако для трагедий Эсхила был характерен и другой порядок: его неизвестный биограф называет имя первого актера, с которым «работал» Эсхил – Клеандр (Vit. Aesch., 15). Сначала правилу предшественников следовал и Софокл, он дважды принимал участие в исполнении своих пьес, судя по свидетельству неизвестного биографа (Vit. Soph., 5). В несохранившейся трагедии «Фамирид» он исполнял главную роль, при этом также играл на кифаре. В другой трагедии, которая до нас также не дошла, он выступал в роли Навсикаи, где выказал свою ловкость в игре в мяч. Однако из-за слабости голоса Софокл вынужден был отказаться от участия в представлениях как актер, и после него участие драматурга в таком качестве скорее было исключением.
Ведущая роль в спектакле принадлежала первому актеру – протагонисту (πρωταγωνιστής). Именно протагонистов распределял между поэтами архонт-эпоним. При этом первоначально те, кто желал принять участие в драматических агонах в качестве протагонистов, видимо, должны были проходить предварительный отбор, а затем по жребию каждый из драматургов получал первого актера. Далее протагонист, по-видимому, сам выбирал для себя второго актера – девтерагониста (δευτεραγωνιστής) и третьего – тритагониста (τριταγωνιστής). Первоначально в V в. до н. э. архонт-эпоним назначал каждому поэту одного протагониста для исполнения главных ролей во всех его пьесах. Однако затем порядок изменился. Из некоторых надписей IV в. до н. э. следует, что каждый из протагонистов должен был сыграть в одной из трагедий каждого поэта, участвовавшего в драматических агонах. Очевидно, эти изменения имели целью еще более уравнять возможности драматургов в состязании, исключить ситуацию, когда игра выдающегося актера могла бы обеспечить победу не самому достойному драматургу.
Победители на драматических состязаниях сначала определялись только среди хорегов и драматургов, что, по-видимому, можно объяснить уже указанным обстоятельством, что первое время драматург был единственным или, после появления второго актера, главным исполнителем своих произведений. Однако с течением времени такое совмещение обязанностей становится ненужным и невозможным, так как усиливается специализация в занятиях «театральными делами», в которые вовлекается все больше людей, а также повышаются требования к актерскому мастерству. Вместе с тем в общественном мнении постепенно возрастало и значение актеров, которые наряду с драматургом принимали участие в создании постановки.
На основании эпиграфических свидетельств, прежде всего, дидаскалий, можно составить следующую хронологию появления агонов между первыми актерами. Около 449 г. до н. э. на Великих Дионисиях были установлены состязания протагонистов трагедий. На Ленеях соревнования протагонистов, игравших в комедиях, установили около 442 г. до н. э., для протагонистов трагедий – около 433 г. до н. э. Агоны протагонистов комедий на Великих Дионисиях учредили только в 325 г. до н. э. В протоколах состязаний всегда отмечался лишь первый актер — протагонист. В надписях, относящихся к состязаниям, нет упоминаний о девтерагонистах и тритагонистах. Награда за исполнение роли присуждалась независимо от награды, присуждаемой драматургу. Так, например, в 418 г. до н. э. трагический актер Каллипид был провозглашен победителем, а драматург, в пьесе которого он играл, получил только вторую награду.
Таким образом, как правило, наибольшее число актеров в греческой драме не превышало трех. Однако нам известны и некоторые исключения из такого порядка, пусть и немногочисленные. Иногда в соответствие с ходом действия на сцене оказывалось четыре актера, как в начале «Прометея прикованного» Эсхила или у «Софокла в Эдипе в Колоне». Содержание этого дополнительного актера, как уже отмечалось, относилось на счет хорега в качестве дополнительных расходов и именовалось «парахорегема», то есть лишняя поставка хорега (Pollux, IV, 110; cp. Aristoph. Pax, 114). Кроме того, как в трагедии, так еще более в комедии, существовало множество персонажей «без слов», для которых существовали даже специальные маски без прорезей для рта. Они могли представлять массу людей, сопровождавших знатных лиц, или изображать народ (например, в начале «Царя Эдипа» Эсхила), а также отдельных персонажей-статистов (например, у Эсхила Гермес в «Эвменидах», Сила в «Прометее»). Некоторые исследователи и их относят к дополнительным затратам хорега, другие же считают, что расход на таких участников представления к затратам хорега не относились.
Так как в любой трагедии число действующих лиц больше, чем три, то одному и тому же актеру приходилось играть несколько ролей в пьесе. Укажем при этом, что значительная часть действия, как правило, не показывалась зрителям, а сообщалась такими персонажами, как вестники, слуги или домочадцы, которые рассказывали о том, что произошло, но оставалось «за сценой». Так, о том, что случилось под стенами Трои, сообщает вестник в «Агамемноне» Эсхила, подобным же образом, в «Трахинянках» Софокла, посланец рассказывает Деянире о произошедшем (причем, пытаясь обмануть героиню). Подобные сценические ухищрения не только давал возможность обойтись ограниченным числом актеров, но и позволял соблюдать еще один принцип древнегреческого театра – не представлять на сцене насилия, убийства, например. Кроме того, часто в уста таких вестников вкладывалась оценка события, о котором он повествовал. Так, Талтибий в Троянках Еврипида со слезами рассказывает о смерти Астианакса, последнего из троянцев. Такая эмоциональная оценка, сделанная «со стороны», задавала некий модуль для оценки и размышлений уже со стороны зрительской аудитории.
Точно установить, каким образом распределялись роли между тремя актерами даже в дошедших до нас пьесах, чрезвычайно сложно, поэтому во многом эта сторона дела остается областью взаимоисключающих предположений исследователей. Очевидно, что решающим обстоятельством оказывалась сложность роли, при этом протагонисту, обладавшему лучшими голосовыми возможностями и музыкальными способностями, с учетом его главенствующего значения в пьесе, должны были предназначаться самые большие и ответственные роли. Понятны и трудности, с которыми сталкивался драматург при таком подходе, ведь в этом случае наиболее значимые герои не должны присутствовать на сцене одновременно.
Девтерогонисты, как кажется, исполняли роли таких лиц, которые должны были взаимодействовать на сцене с главными персонажами, например, на их долю в трагедиях Софокла часто приходились женские роли, такие как Исмена, Хрисофемида, Антигона в трагедии «Эдип в Колоне». Тритагонисты в таком случае должны были играть роли, наименее значительные по своему психологическому содержанию и сценическому воплощению, хотя и необходимые для драматического действия.
При этом, как кажется, социальное положение персонажа, которого исполнял актер, особого значения не имело, и уже древние авторы отмечали частые случаи, когда протагонист исполнял роль вестника или слуги, а выступавшие со скипетром в руках и диадемой на голове цари были второстепенными актерами, выступавшими на ролях «без речей».
Так как первоначально каждому драматургу предназначался один протагонист, то при Эсхиле и Софокле актер был определенным образом закреплен за драматургом. Есть свидетельства о том, что у драматургов были свои любимчики, которые часто исполняли главные роли в их пьесах. Приведем пример уже упомянутого «Эсхилова танцора» Телеста (см.: Athen., I, 39, р. 22d). Если Эсхил сам исполнял главные роли в своих трагедиях, то имел возможность выбирать себе второго актера, который в этом случае мог стать его постоянным помощником. Однако если даже драматург сам и не выступал протагонистом, то некоторая возможность влиять на состав актерского коллектива, видимо, сохранялась, особенно в начальный период афинского театра. Во всяком случае, в биографии Эсхила сохранились имена актеров, которые постоянно играли в его трагедиях: Клендр и Минниск халкидянин (Vit. Aesch., 15). А неизвестный биограф Софокла сообщает, что поэт писал роли в расчете на индивидуальные свойства своих актеров (Vit. Soph., 13). Эти свидетельства позволяет согласиться с мнением, которое высказывали еще исследователи XIX в., что у драматургов были свои постоянные актеры.
Сохранились упоминания о том, что драматурги в начале своей сценической деятельности могли искать помощи опытных в деле постановки актеров. Так поступал Аристофан, обращаясь к Филониду и Каллипиду. Актеры могли как приспособить новую комедию к требованию сцены, так и взять на себя ответственность за пародии на популярных политиков, таких, например, как Алкивиад или Клеон.
Упомянутых Минниска, принадлежащего к старшему, эсхиловскому, поколению актеров, и Каллипида, представителя младшего, еврипидовского, поколения, мы встречаем также в «Поэтике» Аристотеля. Рассуждая о манере подражания, сравнивая характер эпоса и трагедии, Стагирит делает много упреков исполнительскому искусству актеров: «Кто-нибудь может задаться вопросом: что лучше — эпическое подражание или трагическое? В самом деле, если лучше то, что менее тяжеловесно, ибо оно всегда предполагает лучших зрителей, то совершенно ясно, что [поэзия], подражающая [решительно] во всем, тяжеловесна. Так [иные исполнители], словно их не поймут, если они ничего не прибавят от себя, стараются как можно больше двигаться, подобно дурным флейтистам, которые вертятся волчком, изображая [метаемый] диск, и вцепляются в корифея, исполняя «Скиллу». Вот такова, [говорят], и трагедия, каковы были для старинных актеров позднейшие (ведь и Минниск обзывал Каллиппида обезьяной за то, что тот слишком переигрывал, и о Пиндаре молва была такая же): как младшие [актеры] к старшим, так и все искусство [трагедии] относится к [искусству] эпоса. Последнее, говорят, рассчитано на достойных зрителей, не нуждающихся в [актерских] ужимках, трагедия же — на простолюдье» (26, 1461 b 26 – 1462 a 4, пер. М. Л. Гаспарова).
К исполнительскому мастерству актеров предъявлялись очень высокие требования. Очевидно, что актер комедии или трагедии должен был не только хорошо декламировать стихи драмы, но уметь петь и танцевать. Наибольшее значение придавалось голосу, который должен был, прежде всего, обладать силой и звучностью. Среди способов речевого исполнения актером отдельных частей драмы обычно выделяют каталоге (καταλογή), паракаталоге (παρακαταλογή) и мелос (μέλος). Первый способ, каталоге, – это декламация, чтение тех частей греческих драм, которые довольно близки по своему содержанию и настроению к обыденному разговору, обычным размером для таких частей драмы был ямбический триметр. Более оживленные места переходили в речитатив – паракаталоге. Наконец, мелос – пение – использовалось в наиболее патетических частях драмы, окрашенных повышенным чувством.
Путем постоянных упражнений греческие актеры вырабатывали большую силу и звучность голоса, его выразительность и безукоризненность дикции и доводили до большого совершенства искусство пения. Большое значение имела при этом ясность произношения, так как афинская публика отличалось высокой требовательностью. Известен случай с актером Гегелохом, который в комедии был осмеян за то, что он, исполняя главную роль в трагедии «Орест» Еврипида в ст. 299 сделал ошибку (вместо γαλήνʹ ὀρῶ произнес γαλῆνʹ ὀρῶ). Постановка голоса и укрепление памяти были важными частями подготовки актеров. Античная традиция сохранила упоминание о том, что для сохранения здоровья голоса актеры должны были соблюдать некоторые правила питания, в частности, умеренность в пище и питье – Афиней передает эпиграмму на актера-обжору, который из-за чревоугодия лишился голоса (VIII, 31, р. 343 f).
Притом, что ораторское искусство в Афинах эпохи классики находилось на высочайшем уровне, актеры превосходили в нем ораторов настолько, что часто являлись их учителями (например, в случае знаменитого Демосфена). Среди сложных приемов следует назвать, например, необходимость повторения одного и того же слова, поставленного в тексте несколько раз, каждое окрашивать иначе путем усиления или, наоборот, понижения, тонирования. Такой прием часто встречается у Аристофана (Av., 974-986; Eccl., 221-228). Аристотель, по-видимому, также имеет в виду, что актеры вполне владели этим приемом (Rhet., III, 2).
Кроме вокальных способностей актер должен был прекрасно владеть искусством танца и движения в широком смысле слова. Так как в греческом театре женские роли всегда исполнялись мужчинами, это означало дополнительные требования к голосу и его диапазону, а также к манере движения. Важную роль в создании ценического образа играли костюмы. Подробнее см.: Костюмы актеров в древнегреческом театре.
Актеры являлись свободными гражданами, членами гражданского коллектива. Во время праздников Диониса они выступали прежде всего как участники религиозного действия, поэтому неудивительно, что их социальный статус был достаточно высок: актеры пользовались определенным почетом; они, как и драматурги, принимали в V–IV вв. до н. э. весьма деятельное участие в общественной жизни; их могли избирать на высшие государственные должности и даже отправлять в качестве послов в другие государства (так, актеров трагедии Аристодема и Эсхина афиняне послали к македонскому царю Филиппу для ведения переговоров о мире и выдаче пленных). Знаменитый афинский политик Алкивиад, отличавшийся образованностью, подчеркивал свою дружбу с актерами. Пренебрежительное отношение, которое выказывал актеру Каллипиду спартанский царь Агесилай, порицалось и считалось признаком грубости и невоспитанности; любили проводить время с актерами македонские правители Филипп и Александр.
Со временем актеры в древней Греции образуют профессиональные союзы, актеры именовали себя «технитами Диониса». Особое распространение союзы технитов Диониса получают в греческом мире в эллинистическое время.
Актеры в Древней Греции
В театре играли только мужчины, роль первого актера, как правило, принадлежала непосредственно драматургу. Исполнители носили сложные костюмы, которые отражали стилистику играемого персонажа и характер драмы.
Для трагедий были характерны длинные, торжественные, яркие или белые одеяния, маски, к которым прикреплялся парик, высокие сапоги на толстой подошве (котурны), визуально увеличивавшие рост. Комедийные актеры носили гротескные маски и короткие одежды, причем размеры живота и зада утрировались специальными накладными подушками. Участники хора также надевали маски и костюмы, изображавшие людей («Всадники»), животных («Птицы») или неодушевленные предметы («Облака»). Декорации были самыми простыми, одна-две колонны должны были изображать храм, дерево означало лес и т. д. Весь основной смысл представления рисовался воображением зрителей.
Классическая драматургия
Эсхил (около 525–456 гг. до н. э.) происходил из афинского аристократического рода, его молодость пришлась на эпоху становления демократии и греко-персидские войны. Он сражался с персами при Марафоне и Саламине, и этот жизненный опыт сильно повлиял на его религиозные представления. Еще в юности Эсхил начал писать трагедии, первую сценическую победу одержал в 484 г. до н. э. Всего на его счету 13 прижизненных побед и 15 посмертных, поскольку его драмы в виде исключения продолжали ставиться и после смерти. Считается, что Эсхил написал 70 трагедий и 20 сатирических драм, из них нам известно 79 названий.
Целиком сохранились семь его трагедий, составлявших школьное чтение в поздней Античности, а также около 400 отрывков, число которых постоянно пополняется за счет новых папирусных находок. Самой старой из дошедших до нас трагедий Эсхила является «Персы», поставленная в 472 г. до н. э. Ее главная идея — убедить в необходимости сохранения равновесия и естественного порядка в мире. Персидский царь Ксеркс покусился на принцип соответствия сил между народами, и его личная надменность вызвала гнев Зевса, бога правосудия. За преступление царя понесли наказание все те, кем он правил. В двух тетралогиях, Фиванской («Лай», «Эдип» и «Семеро против Фив»), написанной в 462 г. до н. э. и Орестее («Агамемнон», «Хоэфоры», «Эвмениды»), написанной в 458 г. до н. э. и сохранившейся практически целиком, раскрываются представления автора о фундаментальных проблемах человеческого существования. Он признает, что преступление оскверняет всех членов группы, к которой принадлежит преступник, и что грехи отцов падают на детей.
Эсхил считал, что божество наказывает людей за совершенные прегрешения и правосудие свершается в контексте жизни семьи, государства и человечества. Такие представления были характерны для общества, которое ставило судьбу группы выше судьбы личности.
Софокл
Софокл (около 496–406 гг. до н. э.) происходил из состоятельной семьи, получил хорошее образование, принимал активное участие в политической жизни Афин, дважды — в 441 и в 429 гг. до н. э. — избирался стратегом. Личная дружба связывала его со многими выдающимися современниками, в том числе с Кимоном, Периклом, Геродотом и др. В юности Софокл получал награды за участие в музыкальных состязаниях, а в 16 лет даже возглавил хор юношей, исполнявших торжественную песнь в честь одержанной греками победы при Саламине. В 468 г. до н. э. он впервые выступил в трагическом состязании и одержал победу над Эсхилом. Софоклу приписывалось создание 123 драм, это приблизительно 30 тетралогий, из которых 24 произведения получили первые награды, а остальные — вторые. Из всех сочинений полностью сохранилось семь, остальные известны по названиям и фрагментам различной полноты. Софокл завершил начатую его великим предшественником эволюцию драмы. Благодаря его творчеству центр тяжести трагедии окончательно перешел на изображение людей, их поступков, борьбы. В то время как для Эсхила человеческие действия служили инструментом для обнаружения присутствия божественных сил, у Софокла они играют самостоятельную роль. В его творчестве внимание с группы сместилось на личность, с божественных законов — на принципы, определяющие практические поступки людей в различных ситуациях. Изображая нравственное величие человека, вместе с тем Софокл признавал его бессилие в столкновении с судьбой. В соответствии с его убеждением, в рамках непреодолимого божественного плана человек не волен управлять своей судьбой, но он волен достойно встретить ее. С наибольшей яркостью эта тема разработана в трагедии «Царь Эдип», которая во все времена признавалась шедевром драматургического мастерства.
Еврипид
Еврипид (около 480– 406 гг. до н. э.) родился на Саламине 23 сентября 480 г. до н. э. в день знаменитой победы греков в морском сражении. Эсхил принимал в нем участие в качестве воина, а 16-летний Софокл возглавлял хор юношей, воспевавших мужество греков.
В юности Еврипид обучался у Анаксагора, знал также Продика, Протагора и Сократа. Идеи софистов о природе богов и людей, о значении религиозного культа и о правах женщин он зачастую излагал в своих сочинениях. Впервые Еврипид выступил с трагедией «Пелиад» в 455 г. до н. э., но успех к нему пришел лишь в 441 г. до н. э. Его взгляды часто встречали оппозицию зрителей, поэтому из 22 поставленных им тетралогий лишь четыре получили первую награду. Всего Еврипиду приписывают 92 драмы, из которых целиком сохранились 17 трагедий и сатирова драма, а также свыше тысячи фрагментов. В центре творчества Еврипида находится уже не божественное вмешательство, не принципы, которым должен следовать человек, а внутренний мир отдельных людей, показанный на фоне повседневной жизни. Еврипид привнес в афинскую трагедию изображение борьбы чувств и внутреннего разлада. Впервые в античной литературе он поставил психологические проблемы, часто использовав для этой цели женские характеры. Мотивы супружеской и материнской любви, нежной преданности, бурной страсти в сплаве с хитростью, коварством и жестокостью занимают в драмах Еврипида весьма видное место. По оценке Аристотеля он был самым трагическим из всех трагиков. Хотя современники часто не понимали его замысла и отказывали ему в признании, метод имел множество последователей. Через творчество Сенеки он оказал значительное влияние на драматургию Нового времени.
Аристофан
Аристофан (около 445 — около 385 гг. до н. э.) родился в Афинах в небогатой семье, получил хорошее образование и уже в ранней юности начал писать стихи и сочинять музыку. Он создал 45 комедий, из этого числа 11 сохранились. Авторитет Аристофана был чрезвычайно велик, его называли «отцом комедии», читали и ставили на сцене чаще остальных комедиографов. По взглядам Аристофан принадлежал к консерваторам, главный герой его драм — зажиточный афинский крестьянин с его почтением к традиции, недоверием ко всему новому, неприязнью к пустой болтовне. Сатира Аристофана имела остро выраженный политический компонент, в драмах он резко нападал на демократических лидеров, особенно доставалось от него демагогам. Клеон даже пытался привлечь его к суду за драму «Вавилоняне», но проиграл процесс. Впрочем, Аристофан боролся не за изменение общественного строя, а за смену людей, управляющих государством. По своим взглядам Аристофан принадлежал к консерваторам, главный герой его драм — зажиточный афинский крестьянин с его почтением к традиции, недоверием ко всему новому, неприязнью к пустой болтовне. Драма «Ахарняне», поставленная в 425 г. до н. э., в разгар Пелопоннесской войны, воспевала мирную жизнь деревни. Ее герой крестьянин Дикеполь (борец за справедливость), заключил сепаратный мир со Спартой и благоденствовал, в то время как его соотечественники вели жизнь, полную лишений. Тема войны и мира звучит также в комедиях «Лисистрата» и «Женщины на празднике Фесмофорий», поставленных в 411 г. до н. э. Последняя подвергает беспощадной критике трагика Еврипида. Нападками против него полна также пьеса «Лягушки», ставшая самым громким сценическим успехом Аристофана. В «Облаках» высмеиваются новомодные взгляды философов-софистов, одним из героев этой комедии является Сократ.