актеры театра ермоловой список и фото
Их выход: артисты театра Ермоловой противостоят Олегу Меньшикову
Уволенные актеры Театра Ермоловой обратились за помощью к президенту России. Они просят защиты и обвиняют худрука Олега Меньшикова в финансовых махинациях и несправедливом распределении гонораров. Новый директор театра Сергей Кузоятов заверяет, что «никто еще не уволен», и рекомендует артистам обращаться в суд. В то же время и сам театр уже намерен судиться с некоторыми актерами.
29 ермоловцев
29 актеров Московского драматического театра им. М.Н. Ермоловой, получившие в июле уведомления об увольнении, не сдаются без боя, а громкое имя руководителя театра — Олега Меньшикова — подогревает интерес к происходящему. Актеры выпустили обращение о ситуации, адресованное президенту РФ Владимиру Путину.
«По нашему убеждению, прикрываясь общими словами о необходимости оптимизации и «текущей экономической ситуации в условиях пандемии», худрук театра О.Е. Меньшиков, не справляясь с руководством театром, будучи не способным за достаточно продолжительный срок организовать успешную работу коллектива, решил оправдать свою неспособность видимостью «реорганизации и оптимизации», одновременно уволив неугодных ему артистов, не считаясь с людьми, законом и приличиями», — сказано в заявлении артистов.
Подпавшие под сокращение актеры говорят о нерациональном использовании выделяемых театру средств. Так, они обратили внимание на проведение спектаклей-однодневок, на которые, судя по документам, тратятся крупные суммы. Также уволенные сотрудники театра рассказывают о несправедливом распределении гонораров.
Одна из уволенных, актриса Василиса Пьявко, поделилась с РЕН ТВ своими соображениями.
— Мы обнаружили интересную вещь: что Олег Евгеньевич, будучи директором, сам себя нанимает как стороннего артиста и исполняет роли в театре. Мы увидели там большие выплаты, закупки, которые год от года растут. За 2020 год, по-моему, там 24 млн рублей. Это гонорар Олега Евгеньевича в нашем театре как артиста. Мы были шокированы. Не ожидали и не подозревали, что так может быть, — отметила Василиса Пьявко.
А ситуация у не столь звездных сотрудников — прямо противоположная. Еще одна уволенная актриса, Галина Власова, рассказала 5-tv.ru, что Олег Меньшиков тайно понизил категории опытным членам труппы, вследствие чего они потеряли в деньгах. По ее словам, актеры запросили у руководства документы, из которых выяснилось, что с некоторыми это случилось еще в 2015 году. А вот приказов проверки квалификационной комиссии, на основе которых принимаются такие решения, актерам предоставлено не было.
— Мы обратились в трудовую инспекцию, в Департамент культуры Москвы, Минкультуры и разные другие органы, — сказала актриса.
В своем письме президенту актеры попросили проверить деятельность Олега Меньшикова во главе театра.
Особая кухня
Чтобы не удивляться миллионным суммам, нужно знать кухню репертуарного государственного театра. Так как Олег Меньшиков — художественный руководитель, то он в Театре Ермоловой трудится по контракту, заключенному с учредителем — Департаментом культуры Москвы. Это его основная работа. Но ему не возбраняется заниматься и другой деятельностью — разовой, по совместительству, и деньги, выделяемые на нее, можно найти на сайте госзакупок. Это подтвердил «Известиям» директор Театра имени Вахтангова Кирилл Крок.
Худрук Театра Ермоловой Олег Меньшиков
— Если в спектакле участвует артист уровня Меньшикова, люди ходят в театр и покупают билеты. А театр платит Олегу Евгеньевичу как артисту. Почему он должен играть за зарплату художественного руководителя? Любой играющий худрук театра получает отдельную зарплату, соответствующую его уровню, компетенции, навыкам. И у Олега Табакова, например, была своя ставка за выход на сцену. И вот на сайте госзакупок отражаются эти суммы, потому что эти деньги — бюджетные, они проходят как закупки, — разъяснил Кирилл Крок.
— Меньшиков — один из наиболее дорогих актеров нашей страны, это человек, способный собрать огромный зал. Таких актеров в России очень немного, — сказал «Известиям» ректор ГИТИСа Григорий Заславский. — И когда артисты обращаются за помощью не в районный суд, не в Союз театральных деятелей, а пишут президенту, то, видимо, понимают, что юридически ситуация у Меньшикова безупречна.
Слишком много
— Любому человеку должно быть понятно решение Олега Меньшикова, если ему станет известно количество актеров в Театре Ермоловой: 90 человек! — сказал «Известиям» Григорий Заславский. — 95 человек было в труппе МХТ при Табакове, когда труппа очень сильно разрослась. И еще 60 актеров он приглашал со стороны. Но у Табакова было три сцены, а у Меньшикова их две. Нормальная труппа, например, в Театре Пушкина: 45 человек.
Ректор ГИТИСа объяснил и мотивы деятельности Меньшикова.
Бывший президент Театра Ермоловой Владимир Андреев
— Надо отдать должное Олегу Евгеньевичу — он терпел очень долго. Но сейчас он хочет сделать сильный, работоспособный театр. Если люди по 10–15–20 лет не выходили на сцену, он с ними прощается. И ссылки на личные проблемы и ипотеку — не аргумент, — заявил ректор ГИТИСа.
По его словам, ныне покойный актер Владимир Андреев, уступив свое место во главе Театра Ермоловой Олегу Меньшикову, всегда и во всем поддерживал и его самого, и его политику.
«Никто не уволен»
На волне скандала с увольнением 29 актеров в СМИ появилась информация, что Олег Меньшиков ушел с поста директора театра, но остался худруком. Как сказали «Известиям» в пресс-службе Театра Ермоловой, это действительно произошло, но только не сейчас, а в июне.
По словам нынешнего директора театра Сергея Кузоятова, «никто еще не уволен». Контракты у актеров бессрочные и продолжают действовать.
— Предполагаемая дата сокращения — 30 сентября. Уведомления об этом вручаются артистам в установленном законом порядке. Если сотрудники решат обратиться в суд, то дальнейшие действия руководства будут обусловлены решением суда, которое в обязательном порядке будет исполнено, — сообщил директор.
История театра имени М.Н.Ермоловой
Начало
Выпускники студии при Малом театре под руководством Е.К. Лешковской, С.В. Айдарова и Н.Ф. Костромского организовали передвижной театр. Свои сценические опыты они решили связать с именем великой актрисы Марии Николаевны Ермоловой, на что было дано ее благословение.
С успехом шли музыкальная комедия «Фраскита» и мелодрама «Альбина Мегурская», «Коварство и любовь» Ф. Шиллера и «Леон Кутюрье» по «Рассказу о простой вещи» Б. Лавренева…
Уже в первых работах интересно раскрывалось творческое дарование молодых ермоловцев: А. Дзыги, Э. Урусовой, М. Унковского, В. Лекарева, А. Рутковской, Н. Макшеева, Т. Смирновой, М. Борейши и других.
Кнебель и Терешкович
Н.П. Хмелев
Слияние Театра им. М.Н. Ермоловой» со Студией под руководством Н. П. Хмелева.
В 1937-1944 гг театр возглавляет народный артист СССР Николай Павлович Хмелев.
Спектакли «Дети солнца» М. Горького, «Бедная невеста» А. Островского, «Как вам это понравится» В. Шекспира, являясь программными по своему существу, в то же время свидетельствовали о том, что коллектив располагает незаурядными актерскими индивидуальностями.
В 1939 году Н.П. Хмелев приглашает в театр А.М. Лобанова для постановки пьесы Дж. Пристли «Время и семья Конвей»
А. М. Лобанов
Театр возглавляет народный артист СССР Андрей Михайлович Лобанов.
Яркое режиссерское дарование А. М. Лобанова проявилось в спектаклях «Старые друзья» Л. Малюгина, «Далеко от Сталинграда» А. Сурова, «Люди с чистой совестью» П. Вершигоры, «Спутники» В. Пановой, «Счастье» П. Павленко, в постановках произведений классической драматургии: «Бешеные деньги» А. Островского, «Укрощение укротителя» Б. Флетчера. В спектаклях играли актеры, чьи имена составили славу ермоловского театра: Вс. Якут, И. Соловьёв, Л. Галлис, Ф. Корчагин, Г. Вицин, Л. Орданская, Э. Кириллова, Е. Кононенко, О. Николаева, Д. Фивейский.
В. Г. Комиссаржевский
В.А. Андреев
В.В. Фокин
Театр возглавляет В.В. Фокин.
В труппе появились О. Меньшиков, Т. Догилева… Спектакль В.Фокина «Говори» А. М. Буравского (по произведениям В. В. Овечкина, 1985) стал общественным событием сезона. Другие спектакли: «Спортивные сцены 1981 года» Э. С. Радзинского (1986), «Приглашение на казнь» по В. В. Набокову (1989) дали повод заговорить о театре как об уловившем ветер перемен, отражающем современность.
В 1989 году коллектив театра разделился на две труппы: Театр им. М. Н. Ермоловой и Международный театральный Центр им. М.Н. Ермоловой.
Воссоединение театра под руководством В.А. Андреева
В 1990 Труппу театра им. М. Н. Ермоловой вновь возглавил народный артист СССР Владимир Алексеевич Андреев.
В 1996 году постановка Владимира Андреева «Мария Стюарт» Ф. Шиллера ознаменовала символическое объединение двух трупп: на ермоловской сцене впервые за семь лет вместе играли артисты Театрального Центра и Театра Ермоловой С. Головина, Н. Потапова, А. Шейнин, В. Еремичев, В. Саракваша, В. Павлов, Б. Дергун, Л. Борисов…
О.Е. Меньшиков
В апреле 2012 года Олег Меньшиков становится художественным руководителем Ермоловского театра.
Впервые в театральной жизни столицы народный артист СССР Владимир Андреев передал свои полномочия актеру и режиссеру Олегу Меньшикову.
В настоящее время Владимир Алексеевич Андреев является Президентом театра.
В октябре 2014 года состоялось долгожданное открытие Новой сцены.
Актеры театра Ермоловой шокированы размером зарплаты Олега Меньшикова
Артисты, попавшие под сокращение, стали разбираться в вопросе. Выяснилось, что на самом деле никакой надобности в увольнении не было, а внушительная часть бюджета тратится на гонорар худрука.
Буквально за считаные дни Меньшиков сократил труппу театра почти вдвое. Такое решение он объяснил тем, что учреждение несет тяжелые экономические потери в связи с пандемией. В итоге штат утратил значительную часть артистов возраста 40 лет. Разгорелся скандал. Участники конфликта и посторонние посчитали произошедшее несправедливым.
«Приглашаются сторонние артисты, ставятся спектакли, потом снимаются. Вторые составы не вводятся. Есть возможность заработать даже в пандемию, но ее не используют. Зато предпочитают избавиться от артистов, которым в 2015 году снизили категорию. Интересно, что списки увольняемых и тех, кому снизили категорию, совпадают», — рассказала одна из актрис Василиса Пьявко, которую едва не уволили.
Недовольные подтвердили, что театр хорошо зарабатывал все это время, денежная ситуация не была столь критичной, чтобы решаться на такие резкие сдвиги в кадрах.
По словам сотрудников, закупки учреждения растут год от года. Для всех стало неожиданностью, что руководству вдруг понадобилось сэкономить на труппе. Артисты стали поднимать данные и увидели, что художественный руководитель совершает странные манипуляции для того, чтобы увеличить себе оплату труда.
«Мы обнаружили интересную вещь: что Олег Евгеньевич, будучи директором, сам себя нанимает как стороннего артиста и исполняет роли в театре. Мы увидели там большие выплаты, закупки, которые год от года растут. За 2020 год, по-моему, там 24 миллиона. Это гонорар Олега Евгеньевича в нашем театре как артиста. Мы были шокированы, мы не ожидали и не подозревали, что так может быть», — призналась актриса.
Артисты, возмущенные вопиющим поведением старшего коллеги, готовы сражаться за справедливость: сначала они отправили официальное письмо Меньшикову, а затем — обращение к президенту России Владимиру Путину с просьбой провести проверку в учреждении искусства.
К слову, еще 8 лет назад труппа театра Ермоловой не знала, чем обернется замещение художественного руководителя. В 2012 году все с радостью приняли Олега Меньшикова и ожидали от него перемен и новых спектаклей. Однако вместо этого худрук решил сменить больше 20 артистов старой гвардии, в том числе была уволена Татьяна Догилева.
Один из старейших. Как устроен Театр имени М.Н. Ермоловой
Театр имени М.Н. Ермоловой, один из старейших в Москве, в следующем сезоне отпразднует 95-летие. Начав как передвижной театр без собственной площадки, каких было много, он вскоре обрел дом в самом центре города и любовь столичных театралов. Сегодня под художественным руководством Олега Меньшикова театр переживает новый виток популярности. Рассказываем, как все начиналось.
Под благословением Ермоловой
1925 год. Несколько выпускников студии при Малом театре решили создать собственный театр. В то время все новые коллективы проходили один и тот же путь — от статуса передвижного театра, не имеющего собственного дома, до собственной сцены.
Когда встал вопрос о том, как назвать объединение, молодые люди вспомнили об актрисе Малого театра Марии Ермоловой — живой легенде, которую все они очень любили. И обратились к ней со смелой просьбой позволить назвать театр ее именем. Мария Николаевна, склонная поддерживать любые творческие начинания молодежи, дала им свое благословение.
1920-е были богаты на новые театральные студии. Выжить в этом многообразии было сложно: требовалось не только стать интересными для зрителей, но и успешно решать финансовые вопросы. Самые сильные объединялись, чтобы избежать закрытия. Этим путем пошел и Театр имени Ермоловой. Как раз в это время Макс Терешкович — ученик Всеволода Мейерхольда, режиссер, один из ведущих актеров Театра революции — создал студию имени Луначарского. Два коллектива объединились в 1933 году, оставив в названии имя актрисы. Так родился Театр-студия имени Ермоловой. В том же году театр получил свое первое пристанище — в здании на Спартаковской улице.
После смерти Терешковича в 1937-м произошло еще одно слияние — с театром-студией под руководством актера МХТ Николая Хмелева. Большую роль в этом сыграла Мария Кнебель, работавшая с обеими студиями. Она была ученицей Константина Станиславского и Владимира Немировича-Данченко, актрисой, режиссером и педагогом. Новое объединение получило название «Московский драматический театр имени М.Н. Ермоловой».
В 1939-м Хмелев пригласил режиссера Андрея Лобанова, чтобы тот поставил «Время и семья Конвей» Джона Пристли. Театралы его хорошо знали: например, в студии Рубена Симонова, с которой Лобанов тесно сотрудничал, он поставил комедию «Таланты и поклонники» Островского, за шесть лет ее показали около тысячи раз. Андрей Михайлович также создавал постановки в Московском театре для детей, ТЮЗе, Театре имени Ленинского комсомола, Центральном театре Красной армии, а в Театре революции с огромным успехом шла его «Таня» по пьесе Алексея Арбузова с Марией Бабановой в главной роли.
Манера работы режиссера повергла в шок многих артистов Театра имени Ермоловой: он резко сократил время работы над спектаклем, никого не учил и не опекал, а требовал, чтобы актеры сами продумывали своих персонажей — без подсказок, по наитию. Это принесло свои плоды, и период, который начался с приходом Лобанова, столичные критики называли расцветом театра.
Лобанов и прорыв в советском театре
Андрей Лобанов занял пост художественного руководителя в 1946 году. Тогда же труппа переехала в пассаж Постниковой, особняк 1830 года постройки на Тверской улице (тогда улице Горького), в котором до этого располагался ГосТИМ — Государственный театр имени Мейерхольда. Именно здесь Всеволод Мейерхольд ставил знаменитые «33 обморока» и «Даму с камелиями», на этой сцене блистали звезды его труппы Эраст Гарин и Зинаида Райх.
О Театре имени Ермоловой заговорила вся Москва, билеты было невозможно достать. Каждая постановка становилась событием: творчество Лобанова называли прорывом в советском театре. Он перенес на сцену «Старых друзей» Леонида Малюгина, «Далеко от Сталинграда» Анатолия Сурова, «Людей с чистой совестью» Петра Вершигоры и многое другое. Иногда перед началом спектаклей около театра дежурила конная милиция, чтобы следить за порядком.
В 1954 году Лобанов ставит драму «Гости» Леонида Зорина, в центре сюжета которой — представители нового класса, словно оторванные от жизни всей страны. К тому моменту драматург, чью первую пьесу «Молодость» показали в Малом театре, был достаточно известен, однако новую постановку запретили сразу после первого показа. Худсовет постановил, что автор слишком односторонне и предвзято описывает советские реалии, показывает только негативное. Лобанов и Зорин вынуждены были с грустью наблюдать, как чиновник самолично снимает с театра вывеску «Гости» и вешает другую — «Невольницы» (тоже, кстати, спектакль Лобанова).
Запрет постановки стал ударом для его создателей. Зорин, не справившись с потрясением, попал в больницу, Лобанов отошел от руководства: к тому моменту он уже несколько лет болел и новые проблемы его подкосили. Через пять лет его не стало.
Вампилов, раскол и воссоединение
Руководители театра много раз менялись. В 1970 году на пост главного режиссера пришел Владимир Андреев. Он первым в Москве начал ставить пьесы Александра Вампилова, которые в других театрах считали слишком смелыми. Названия «Старший сын», «Прошлым летом в Чулимске», «Стечение обстоятельств» и «Утиная охота» впервые появились на афишах Театра имени Ермоловой. Драматург этого уже не узнал — он ушел из жизни в 1972 году в возрасте 34 лет.
В 1985-м Андреева пригласили на работу в Малый театр, а его место в Театре имени Ермоловой занял Валерий Фокин. Он привел в коллектив Олега Меньшикова, Татьяну Догилеву и Александра Балуева. На первый же поставленный им спектакль — «Говори» по очеркам Валентина Овечкина — билеты раскупались сразу же после появления в кассах. Следующие спектакли — «Спортивные сцены 1981 года» Эдварда Радзинского и «Приглашение на казнь» по Владимиру Набокову — закрепили за театром славу одного из передовых.
Наступают 1990-е: перестройка, общественные катаклизмы, неуверенность в будущем. Труппа из-за внутренних разногласий распадается на два коллектива: Театр имени Ермоловой и Международный театральный центр имени Ермоловой. У каждого свой репертуар.
Фокин уходит, а Владимир Андреев возвращается и становится художественным руководителем Театра имени Ермоловой. В 1996-м он ставит спектакль «Мария Стюарт» по одноименной трагедии Фридриха Шиллера, в котором находит роли для артистов из обоих коллективов. Так началось воссоединение. Окончательно оба коллектива снова стали одним театром в 2000-м.
Художественный руководитель Меньшиков
Весной 2012 года Владимир Андреев передал свой пост Олегу Меньшикову — актеру и режиссеру, народному артисту России. Незадолго до назначения он поставил спектакли «Оркестр мечты. Медь» и «1900», которые и сегодня можно увидеть на сцене театра.
Первым делом Меньшиков ввел должность президента театра для Владимира Андреева. Далее он инициировал ремонт, в ходе которого обновили все помещения. В 2014 году открылась новая сцена. Зрительный зал назвали Андреевским — в честь Владимира Алексеевича. Появилась внутритеатральная премия имени А.М. Лобанова, которую каждый год вручают лучшим режиссерам и актерам, а также наиболее видным представителям других творческих профессий.
Что смотреть
«Оркестр мечты. Медь» — один из главных спектаклей Театра имени Ермоловой. На сцене — Олег Меньшиков и духовой оркестр, созданный им в 2011 году. Под музыку великих композиторов Олег Евгеньевич рассказывает истории из своей жизни, шутит, делится мечтами. Сам он называет это представление «музыкальной книгой».
Еще один спектакль Меньшикова — «1900» по пьесе итальянского писателя Алессандро Барикко. Главный герой — талантливый пианист, который родился на лайнере и не знает, что такое твердая земля под ногами. Однако его жизнь оказывается гораздо интереснее, чем жизни тех, кто ему сочувствует. Эту историю многие могли видеть и на экране: в 1998 году вышел фильм «Легенда о пианисте», снятый Джузеппе Торнаторе.
Для тех, кто любит хорошие психологические драмы, — спектакль «Фотофиниш», который Сергей Голомазов поставил в 2006 году. В основе — одноименная пьеса Питера Устинова. Главный герой, пожилой писатель Сэмуэль Кинсейл, получает возможность встретиться с самим собой на разных этапах жизненного пути — когда ему 20, 40 и 60 лет. 80-летнего Кинсейла играет Владимир Андреев.
Недавний эксперимент театра — спектакль «Текст» по роману создателя вселенной «Метро» Дмитрия Глуховского. События разворачиваются не в постапокалиптическом будущем, а в сегодняшней Москве. Режиссер — Максим Диденко. На сцене — металлические сетки, прожекторы, несколько экранов, образующих вместе один большой, на них транслируют видео с телефона, которые смотрит главный герой. Жанр спектакля создатели определили как кибернуар.
Репертуар театра сегодня — это более 20 названий. Среди них, кроме уже перечисленных, — «Макбет», «Портрет Дориана Грея», «Гамлет», «Игроки», «Ревизор», «Демон», «Господин Слуга», «Из пустоты…(восемь поэтов)», «Утиная охота», «Утюги», «Любовь моя и молодость моя…», «Процесс», «Ранчо», «Русский психопат», «Светит, да не греет», «Странный человек». Олег Меньшиков обещает: в ближайшем будущем зрителей ждет еще немало интересного: выставки, программа «Ермоловский+», чтение новых киносценариев в проекте «Кино на сцене» и многое другое.