актеры театра имени чехова
Похудевший Филипп Янковский, Паулина Андреева, Ирина Мирошниченко после ковида: сбор труппы МХТ
Сегодня МХТ имени Чехова открывает новый 124-й сезон. На сборе труппы художественный руководитель театра Сергей Женовач озвучил планы и объяснил, почему убрал из репертуара спектакли Константина Богомолова.
На театральных подмостках в последнее время скандал за скандалом. Вот и МХТ имени Чехова в преддверии старта нового сезона отметился: пару дней назад Константин Богомолов пожаловался на снятие своих постановок из репертуара. «Идеальный муж» и «Карамазовы» с аншлагами шли с 2013 года, актеров, задействованных в них, даже не предупредили, что в сентябре они сыграют их в последний раз.
«Дело не в спектаклях, не в личностях, а в жизнедеятельности театра, — объяснил сегодня на сборе труппы худрук Сергей Женовач. — Как только выпускается премьера, одна или две старых постановки, которые играются по 8-10 лет, должны уйти, это естественный процесс. Здесь много факторов — возраст артистов, количество приглашенных. Когда Константин Юрьевич пришел в театр на Малой Бронной, он вообще оставил там около пяти работ. «Идеальный муж» и «Карамазовы» хорошие, они вошли в историю театра, но это жизнь. Тут есть и мои постановки, которые, я бы хотел, чтобы тоже остановились. Время меняется, я уже другой, иначе сделал бы эти пьесы».
Что касается новинок, Сергей Васильевич озвучил внушительный список — там и мюзикл «Сверхновый человек, или второе пришествие Гагарина», и бессмертная классика в виде «Сирано де Бержерака» Эдмона Ростана и «Адама и Евы» Михаила Булгакова, и совершенно неожиданные коллаборации.
«Мне написал письмо известный американский драматург Ричард Нельсон. Он написал «Разговоры актеров труппы МХТ во время гастролей в Чикаго, штат Иллинойс, в 1923 году», — рассказал Женовач. — В 2023 году будет столетие с момента этих легендарных гастролей, тогда решалась судьба: оставаться в Америке или возвращаться. Я прочел эту пьесу, на мой взгляд, она замечательная. Продюсер Дэвид Биндер предлагает устроить премьеру в «Международном центре театра, музыки и кино», где и гастролировала тогда труппа Станиславского. Надеюсь, это все состоится, хоть времена сейчас, конечно, сложные».
Словам Сергея Васильевича внимали десятки актеров и сотрудников МХТ — среди них Паулина Андреева, Филипп Янковский, Игорь Верник, Алексей Кравченко, Анатолий Белый, Павел Табаков, Ирина Пегова, Евгения Добровольская и многие другие. После полуторалетнего перерыва, связанного с пандемией, появилась в родных стенах и Ирина Мирошниченко, которую собравшиеся встретили настоящей овацией.
«Поначалу я все боялась, как послушный ответственный человек: мне говорят «нельзя», — сижу жду, — призналась Ирина Петровна, которая недавно тяжело переболела коронавирусом. — Полтора года не играла и сейчас смотрю на этот зал, на эти кресла — очень хочу выйти на сцену. В больнице в «красной зоне» все врачи в один голос твердят, что нужно прививаться. Я сделала первый компонент, а второй не успела. Не хочу говорить о том, как перенесла — потому что сразу начнутся слезы, потечет тушь. А я что, зря все это мазала! Никому не пожелаю эту напасть пережить».
Мирошниченко очень тосковала по профессии и сейчас готова рассмотреть любые предложения, чтобы поскорее окунуться в работу. Многое переосмыслила за то время, что была не у дел.
На импровизированной пресс-конференции после официальной части худрук МХТ затронул также тему недавних скандальных сокращений в Ермоловском театре. Там уволили порядка двух десятков артистов, которые в последнее время были не задействованы в постановках.
«Многим кажется, что актер, который много лет проработал в театре, становится его частью. На мой взгляд — это глубокое заблуждение. Мы все сейчас живем в контрактной системе. Не будет развития, если человек несколько сезонов не выходит на сцену. Не надо относиться трагически, драматически, это естественный процесс не только в нашей сфере, но и везде. Как в футболе — меняются тренеры, игроки. А мыслящие иначе просто идут на поводу у каких-то стереотипов, какого-то, простите, совка. Кто же откажется от хорошего артиста, от того, с кем рвутся работать режиссеры? Да, конечно, решение принимает худрук, он несет ответственность. И мы за каждого искренне болеем», — заключил Женовач.
О театре
МХАТ Чехова образовался в 1987 году после раскола МХАТа им. Горького на МХАТ Чехова и МХАТ Горького. Художественным руководителем МХАТа Чехова был назначен О.Ефремов. В 2000 году художественным руководителем МХАТа Чехова стал О. Табаков. Приход Табакова в МХАТ Чехова, вдохнул в театр новую жизнь и новый взгляд на репертуар и работу актеров.
Среди репертуара МХАТа Чехова спектакли: «N13», «Белая Гвардия», «Амадей», «Последняя жертва», «Вишневый сад», «Легкий привкус измены» и др. Под сводом МХАТа Чехова собрались талантливейшие актеры театра и кино, среди них: О. Табаков, К. Хабенский, А. Мягков, А. Семчев, В. Невинный, М. Пореченков, С. Юрский, И. Мирошниченко и многие другие.
В 2001 году в МХАТе Чехова открылась новая, третья сцена. В 2004 году МХАТ Чехова исключил из своего названия слово «академический» и стал нарекаться МХТ Чехова.
Мы предлагаем Вам билеты на лучшие спектакли МХАТа Чехова. У нас всегда в наличие билеты на ближайшие спектакли театра. Мы принимает заявки на билеты в МХАТ Чехова круглосуточно.
История театра
Московский художественный театр (МХТ, бывш. МХАТ), открылся 14 октября 1898 премьерой «Царя Федора Иоанновича» А.К.Толстого. Началом Художественного театра считают встречу его основателей К.С.Станиславского и Вл.И.Немировича-Данченко в ресторане «Славянский базар» 19 июня 1897. На этой встрече, по словам Станиславского, обсуждали «основы будущего дела, вопросы чистого искусства, наши художественные идеалы, сценическую этику, технику, организационные планы, проекты будущего репертуара, наши взаимоотношения». Разделили обязанности (литературно-художественное veto принадлежит Немировичу-Данченко, художественное – Станиславскому) и набросали систему лозунгов, по которым будет жить театр («Сегодня – Гамлет, завтра – статист, но и в качестве статиста он должен быть артистом»). Обсудили круг авторов (Х.Ибсен, Г.Гауптман, А.П.Чехов) и репертуар.
Не получив государственной субсидии, в марте 1898 ряд лиц во главе со Станиславским и Немировичем-Данченко заключили договор, положивший начало негласному «Товариществу для учреждения Общедоступного театра» (в число учредителей вошли Станиславский, Немирович-Данченко, Д.М.Востряков, К.А.Гутхейль, Н.А.Лукутин, С.Т.Морозов, К.В.Осипов, И.А.Прокофьев, К.К.Ушков). Среди первых актеров были О.Л.Книппер, И.М.Москвин, Вс.Э.Мейерхольд, М.Г.Савицкая, М.Н.Германова, М.Л.Роксанова, Н.Н.Литовцева, во второй группе – М.П.Лилина, М.Ф.Андреева, В.В.Лужский, А.Р.Артем.
Было решено отказаться от исполнения нескольких разнородных драматургических произведений в один вечер, упразднить увертюру, которой традиционно начиналось представление, отменить выходы актеров на аплодисменты, следить за порядком в зрительном зале, подчинить контору требованиям сцены, для каждой пьесы подбирать собственную обстановку, мебель, бутафорию и т.д. Самой же важной частью реформы, по словам Немировича-Данченко, было преобразование репетиционного процесса.
Главной задачей МХТ (бывш. МХАТ), по мысли его создателей, был поиск сценического воплощения новой драматургии, не находящей понимания в старом театре. Планировалось обращение к драмам Чехова, Ибсена, Гауптмана. В первый период своего существования (1898–1905) МХТ был преимущественно театром современной драматургии.
Первый спектакль МХТ (бывш. МХАТ) поражал зрителей своей исторической и бытовой правдой, живостью массовых сцен, смелостью и новизной режиссерских приемов, игрой Москвина в роли Федора. Станиславский считал, что с «Царя Федора» началась историко-бытовая линия в МХТ. Однако рождением нового театра его создатели считали постановку «Чайки» Чехова. Театр нашел своего Автора, и, по словам Немировича-Данченко, «театром Чехова он [МХТ] станет неожиданно для нас самих». Именно в чеховских спектаклях произошло открытие театральной системы, определившей театр 20 века, пришло новое понимание сценической правды, поворачивающее внимание актера и режиссера от реализма внешнего к внутреннему реализму, к проявлениям жизни человеческого духа. МХТ впервые в истории мирового театра утвердил значение режиссера – автора спектакля, интерпретирующего пьесу в соответствии со спецификой своего творческого видения.
МХТ имени А.П.Чехова. Официальная группа
Театр с историей.
Создан в 1898 г. Константином Сергеевичем Станиславским и Владимиром Ивановичем Немировичем-Данченко под названием Московский Художественный театр.
Художественный руководитель Сергей Женовач.
МХТ имени А.П.Чехова. Официальная группа запись закреплена
Сегодня, 9 октября, 95 лет со дня рождения Евгения Евстигнеева (1926–1992). Народного артиста не только по званию, но и по своей сути, по степени и накалу зрительской любви.
Однажды, в последний год его жизни, молодая сотрудница МХАТа подошла к Евстигнееву после спектакля «Игроки-ХХI» со словами восхищения.
Показать полностью. Внимательно и серьезно выслушав искренние слова вчерашней студентки, Евгений Александрович улыбнулся: «Эх, не видели вы меня, деточка, тридцать или хотя бы десять лет назад! Когда я играл в полную силу. А теперь… — Евстигнеев показал рукой на сердце, — мотор не позволяет, врачи сказали беречь. Но знаете, чем хороший артист отличается от плохого? У плохого три штампа, у хорошего триста тридцать три. А у меня — тут Евстигнеев посмотрел хитро, — триста тридцать три тысячи с хвостиком. Как у профессионального взломщика сейфов — чемодан с разными фомками и отмычками».
Евгений Александрович не лукавил, но выдавал желаемое за действительное. «Беречь мотор» у него никогда не получалось. Ни в последние годы, ни в более ранние (потому и первый инфаркт получил уже в 54, по нынешним временам, вполне молодом возрасте). Играл с отдачей, все пропускал через себя, к профессии относился истово, жадно. И в юности, когда окончив театральное училище в Нижнем Новгороде (сегодня оно носит его имя) получил распределение в драматический театр города Владимира и быстро стал там звездой. И когда поступил в Школу-студию МХАТ – Евстигнееву было уже под тридцать, и он с энтузиазмом впитывал все связанное с Художественным театром, с «системой», избавлялся от повадок провинциального премьера. И когда стал одним из основателей «Студии молодых актеров», той самой, что вскоре получит название «Современник». И когда вслед за Олегом Ефремовым перешел из «Современника» во МХАТ.
Владимир Кашпур, товарищ Евстигнеева не только по Художественному, но и по Владимирскому театру (четыре года вместе прожили в одной комнате в общаге) так вспоминал о нем: «Он от природы был богато одарен: наблюдательность замечательная, такие детали схватывал с ходу, запоминал, что другой и не заметит вовсе. Проницательность была огромная – человека видел насквозь. Но умел все до поры прятать, обдумывать, копить в себе… Ему все люди были любопытны – от прохожего на улице до знаменитости. Посмотрит – как сфотографирует, потом, может и не скоро, напомнит, покажет – а показывал он изумительно, даже одним жестом или взглядом! – только удивишься: когда успел запечатлеть?!»
Гениальность актера особенно отчетливо понимаешь по деталям, которые никакой режиссер подсказать не может. Вспомните хотя бы походку профессора Плейшнера в «Семнадцати мгновениях весны», сцену, где он идет по Берну. Это ведь почти танец. Удивительный дар все вокруг наполнять своей внутренней музыкой и позволил Евстигнееву делать живыми любые роли. Не только классические – профессора Серебрякова, Дорна или Фирса. Но и современные – от рабочего в «Сталеварах» до соседа Ивана Адамыча в комедии Рощина «Старый Новый год». «Весь этот джаз» на сцене продолжался всегда, когда играл Евстигнеев.
Сегодня мы с огромной любовью и благодарностью вспоминаем Евгения Александровича. И поздравляем с днем рождения дедушки его внучку Софью Евстигнееву, молодую актрису Московского Художественного театра!
В нашей фотогалерее: в Школе-студии МХАТ: уроки грима (2); актерский курс Школы-студии МХАТ, выпуск 1956 года: среди студентов Евгений Евстигнеев (сидит на полу в центре), Олег Басилашвили, Татьяна Доронина, Михаил Козаков, Виктор Сергачев, Раиса Максимова (3); в спектакле «Голый король», театр «Современник», 1960 (4); с Олегом Ефремовым, 1971 (5); с Владленом Давыдовым после рыбалки (6); с коллегами по МХАТу Ией Саввиной, Борисом Щербаковым, Евгением Киндиновым, Вячеславом Невинным (7); с Евгением Киндиновым в спектакле «Сталевары», 1972 (8); с Леонидом Филатовым в спектакле Сергея Юрского «Игроки-XXI», 1992 (9); с Олегом Ефремовым (10).
Фото из фондов Музея МХАТ и театра «Современник»
Анатолий Александрович Белый
Артисты труппы
Артисты, занятые в спектаклях МХТ
Окончил Высшее Театральное Училище им. М. С. Щепкина в 1995 г. (мастерская Н. Афонина).
С 1998 года — актер Театра имени К. С. Станиславского. Играл Себастьяна в «Укрощении строптивой» (реж. В. Мирзоев), Люченцио в «Двенадцатой ночи» (реж. В. Мирзоев).
С 2003 года — актер Московского Художественного театра им. А. П. Чехова.
Играл в спектаклях:
«Терроризм» братьев Пресняковых (реж. К. Серебренников, 2002),
«Король Лир» В. Шекспира (реж. Т. Сузуки, 2004) — Лир,
«Белая гвардия» М. А. Булгакова (реж. С. Женовач, 2004) — Шервинский,
«Изображая жертву» братьев Пресняковых (реж. К. Серебренников, 2004) – дядя Пётр,
«Примадонны» К. Людвига (реж. Е. Писарев, 2006) — Дункан,
«Чайка» А. П. Чехова (реж. О. Ефремов, ввод) — Тригорин,
«Обрыв» И. А. Гончарова (реж. А. Шапиро, 2010) — Райский,
«Дуэль» А. П. Чехова (реж. А. Яковлев, 2010) — Лаевский.
Играет в спектаклях:
«Человек-подушка» М. МакДонаха (реж. К. Серебренников, 2007) — Катуриан,
«Мастер и Маргарита» М. А. Булгакова (реж. Я. Сас, 2011) — Мастер,
«Серёжа» по роману Л. Н. Толстого «Анна Каренина» (реж. Д. Крымов, 2018) — Каренин,
«Бег» М. А. Булгакова (реж. С. Женовач, 2019) — Роман Хлудов.
Принимал участие в специальных проектах МХТ — вечерах-посвящениях к 150-летию Вл. И. Немировича-Данченко (реж. Е. Писарев, 2008), «Наш Чехов» к 150-летию А. П. Чехова (реж. Е. Писарев, 2010), «Вне системы» к 150-летию К. С. Станиславского (реж. К. Серебренников, 2013) и «Солнце всходит» к 150-летию М. Горького (реж. В. Рыжаков, 2018).
Работы в других театрах:
Театр им. А. С. Пушкина: «Откровенные полароидные снимки» (реж. К. Серебренников) — Виктор;
«Театральное товарищество 814»: «Горе от ума» (реж. О. Меньшиков) — Г. N., Загорецкий; «Кухня» (реж. О. Меньшиков) — Повар холодного цеха; «Демон» (реж. К. Серебренников) — Жених, Ангел;
«Другой театр»: «Пленные духи» (реж. В. Агеев) – Андрей Белый;
«Розенкранц и Гильденстерн мертвы» (реж. П. Сафонов) – Гильденстерн;
Центр драматургии и режиссуры п/р А. Казанцева и М. Рощина: «Облом off» (реж. М. Угаров) – Штольц; «Трансфер» (реж. М. Угаров) – Алексей; «А. – это другая» (реж. О. Субботина) – Герд; «Москва — открытый город» (миниспектакль «Сет-2», реж. О. Субботина);
«Стрелков театр» совместно с Театром «А Парте»: «Мата Хари» (реж. О. Субботина) – Андрей;
Продюсерский центр «Новый глобус»: «Ромео и Джульетта» (реж. Р. Стуруа) — Меркуцио;
Театр п/р О. Табакова: «Околоноля» (реж. К. Серебренников) – Егор;
Театр наций: «Прикасаемые» (реж. Р. Маликов) – Рассказчик, «Дядя Ваня» (реж. С. Брауншвейг) – Астров.
В 2003 году за роль в спектакле «Пленные духи» Центра драматургии и режиссуры Анатолий Белый получил премию «Чайка» в номинации «Маска Зорро», а также, вместе со своими партнерами по спектаклю, еще одну «Чайку» в номинации «Синхронное плавание». В 2007 году он был удостоен премии «Чайка» в тех же двух номинациях за спектакль МХТ «Человек-подушка».
Дважды лауреат премии Олега Табакова (2008, 2011).
Как менялось руководство в главных московских театрах
Эдуард Бояков, Александр Ширвиндт, Кирилл Серебренников
Театр Ермоловой
В 1925 году выпускники студии при Малом театре основали передвижной театр, названный фамилией актрисы Марии Ермоловой. Двадцать лет спустя учреждение разместилось в здании Постниковского пассажа. В 1942 году худруком театра стал Андрей Лобанов, который перестал учить актеров и требовал, чтобы они сами придумывали решения для своих героев и чувствовали их. В энциклопедии «Кругосвет» приводится мнение артиста Всеволода Якута о методах работы Лобанова:
«Он начал истреблять то, что считал рудиментами нашего студийного прошлого, взяв курс на профессионализацию коллектива».
С 1990 по 2012 год худруком театра был Владимир Андреев. Перед тем, как уступить должность актеру и режиссеру Олегу Меньшикову, он открыл новую должность — президент театра. Это место закреплялось за возрастными актерами с сохранением зарплаты. Сам Андреев был президентом Театра Ермоловой с 2012 года до своей смерти в 2020-м.
Заняв посты худрука и директора, Меньшиков отремонтировал театр, построил новую сцену, убрал из репертуара 24 старых спектакля и организовал благотворительные постановки для помощи больным детям. При Меньшикове появилось мероприятие «Кино на сцене. Покровские ворота», в котором актеры читают текст со сцены, а на экране демонстрируются отрывки киноленты без актеров. В 2018 году режиссер Максим Диденко представил спектакль «Текст» в жанре «кибернуар» — эксперимент на стыке зарубежного кино пятидесятых и визионерских романов о проникновении технологий в человеческую жизнь.
21 августа 2021 года в СМИ появилось обращение уволенных из театра Ермоловой артистов к Владимиру Путину. Согласно письму, руководство решило «незаконно уволить» 29 сотрудников. Пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков заявил, что в Кремле знают об этом обращении, но вмешиваться в конфликт не будут. Позднее руководство театра назвало «домыслами» содержание письма, однако Меньшиков после его публикации сложил полномочия директора (но не худрука). Директором театра стал Сергей Кузоятов.
МХАТ им. Горького
МХАТ им Горького появился в 1987 году после разделения основанного Константином Станиславским и Владимиром Немировичем-Данченко учреждения на два театра. Более 30 лет во главе учреждения стояла советская актриса Татьяна Доронина, которая почти не меняла репертуар. В 2018 году МХАТ им. М. Горького возглавили Эдуард Бояков и его заместитель Захар Прилепин, а Доронину перевели на должность президента театра.
Художественный руководитель МХАТ имени М. Горького Эдуард Бояков, 2019 год
Актеры МХАТа рассказали «Газете.Ru», что только за первый год руководства Бояков «уволил или вынудил уволиться» больше 80 человек и привел около 50 новых сотрудников. Он предложил труппе перевестись на краткосрочные контракты и значительно изменил репертуар театра. Многие актеры жаловались, что их лишили ролей и стимулирующей надбавки, составляющей около трети зарплаты.
«После того, как мы не подписали переход на срочный договор, репертуар был изменен, и у меня ни одного спектакля не было. Сейчас это не просто дискриминация, это какой-то геноцид. Мало того, что у людей снимают зарплату, так еще эту часть зарплаты раздают другим, лояльным артистам, — сказала заслуженная артистка России Юлия Зыкова в 2019 году. — Идет разделение коллектива. Играют спектакли с лояльными артистами. Премьеры, которые были выпущены в прошлом году, ставятся по одному или два раза».
В 2021 году появилась информация о том, что Доронина направила Путину письмо с просьбой уволить Боякова. Она назвала худрука «непрофессиональным и бездарным». Народная артистка СССР обвинила Боякова в том, что он уничтожил репертуар театра и «выгнал» талантливых артистов. Подлинность письма подтвердили представители Дорониной.
«Если не назначить срочно нового директора, не пригласить талантливого худрука, любящих русскую литературу и подлинный реалистический, по Станиславскому сыгранный спектакль — все поглотит хулиганский, извращенный, пошлый и развлекательный эстрадно-цирковой балаган с матом и неграмотным, нерусским языком — и с проповедью уничтожения России», — было сказано в обращении.
Бывший актер МХАТа Александр Титоренко подтвердил «Газете.Ru», что с нынешним руководителем у артистки не сложились отношения из-за того, что он убрал из репертуара практически все ее постановки. По словам Титоренко, Доронина даже обращалась к Боякову, чтобы он не трогал спектакли и актеров, но худрук проигнорировал ее замечания. Во МХАТе претензии назвали «спланированной акцией» против нового руководства. В свою очередь в Кремле заявили, что не получали письмо Дорониной.
МХТ им. Чехова
Первым худруком второго театра, образованного после разделения МХАТа, стал Олег Ефремов. В 2000 году артист умер, и на смену ему пришел Олег Табаков. Он взял курс на классические произведения («Белая гвардия», «Вишневый сад», «Гамлет», «Господа Головлевы»), а также на современную драматургию (пьесы Ольги Мухиной, Василия Сигарева, братьев Пресняковых). Табаков привлек к работе в театре ведущих актеров (среди них — Ольга Яковлева, Марина Голуб, Дмитрий Назаров, Константин Хабенский, Михаил Пореченков, Алексей Кравченко, Ксения Лаврова-Глинка) и режиссеров (Сергей Женовач, Виктор Рыжаков, Владимир Машков, Кирилл Серебренников, Константин Богомолов, Лев Эренбург, Дмитрий Крымов и многие другие).
После смерти Табакова в 2018 году худруком МХТ был назначен Сергей Женовач. В 2021-м актеры и общественность возмутились снятием с репертуара театра спектаклей Константина Богомолова («Идеальный муж» и «Карамазовы») и Кирилла Серебренникова («Зойкина квартира»). Исполнительница главной роли в «Зойкиной квартире» Лика Рулла заявила «Газете.Ru», что постановка полюбилась зрителям и уже стала «классикой».
«Я не понимаю, чем руководствуется Сергей Васильевич [Женовач]. Наверное, у него далеко идущие планы — и он как руководитель видит перспективу, — сказала Рулла. — Кроме как досады и разочарования, у меня нет никаких эмоций по этому поводу. Я очень жалею, что ведется такая политика театра».
Сам Женовач объяснил, что отказ от некоторых старых постановок — это нормальная политика театров, без которой невозможно развитие.
«Современник»
Московский театр «Современник» основан в 1956 году выпускниками Школы-студии МХАТ. С 1956 по 1970 год худруком театра был Олег Ефремов, а с 1972 по 2019-й — Галина Волчек. Под ее руководством «Современник» впервые гастролировал по США в 1978 году. В 1997-м он стал первым зарубежным театром, получившим престижную награду «Drama Desk Award». После смерти Волчек в декабре 2019 года худруком театра стал заслуженный деятель искусств России Виктор Рыжаков. Он вычеркнул из репертуара «Современника» некоторые постановки, включая «Шагает солнце по бульварам», в которой звучат композиции Булата Окуджавы, Владимира Высоцкого и других. Летом 2020 года на закрытом сборе труппы актер Сергей Гармаш объявил, что уходит из театра. По его мнению, назначение Рыжакова худруком ведет к разрушению учреждения.