актеры театра мхт им чехова фото и фамилии
Похудевший Филипп Янковский, Паулина Андреева, Ирина Мирошниченко после ковида: сбор труппы МХТ
Сегодня МХТ имени Чехова открывает новый 124-й сезон. На сборе труппы художественный руководитель театра Сергей Женовач озвучил планы и объяснил, почему убрал из репертуара спектакли Константина Богомолова.
На театральных подмостках в последнее время скандал за скандалом. Вот и МХТ имени Чехова в преддверии старта нового сезона отметился: пару дней назад Константин Богомолов пожаловался на снятие своих постановок из репертуара. «Идеальный муж» и «Карамазовы» с аншлагами шли с 2013 года, актеров, задействованных в них, даже не предупредили, что в сентябре они сыграют их в последний раз.
«Дело не в спектаклях, не в личностях, а в жизнедеятельности театра, — объяснил сегодня на сборе труппы худрук Сергей Женовач. — Как только выпускается премьера, одна или две старых постановки, которые играются по 8-10 лет, должны уйти, это естественный процесс. Здесь много факторов — возраст артистов, количество приглашенных. Когда Константин Юрьевич пришел в театр на Малой Бронной, он вообще оставил там около пяти работ. «Идеальный муж» и «Карамазовы» хорошие, они вошли в историю театра, но это жизнь. Тут есть и мои постановки, которые, я бы хотел, чтобы тоже остановились. Время меняется, я уже другой, иначе сделал бы эти пьесы».
Что касается новинок, Сергей Васильевич озвучил внушительный список — там и мюзикл «Сверхновый человек, или второе пришествие Гагарина», и бессмертная классика в виде «Сирано де Бержерака» Эдмона Ростана и «Адама и Евы» Михаила Булгакова, и совершенно неожиданные коллаборации.
«Мне написал письмо известный американский драматург Ричард Нельсон. Он написал «Разговоры актеров труппы МХТ во время гастролей в Чикаго, штат Иллинойс, в 1923 году», — рассказал Женовач. — В 2023 году будет столетие с момента этих легендарных гастролей, тогда решалась судьба: оставаться в Америке или возвращаться. Я прочел эту пьесу, на мой взгляд, она замечательная. Продюсер Дэвид Биндер предлагает устроить премьеру в «Международном центре театра, музыки и кино», где и гастролировала тогда труппа Станиславского. Надеюсь, это все состоится, хоть времена сейчас, конечно, сложные».
Словам Сергея Васильевича внимали десятки актеров и сотрудников МХТ — среди них Паулина Андреева, Филипп Янковский, Игорь Верник, Алексей Кравченко, Анатолий Белый, Павел Табаков, Ирина Пегова, Евгения Добровольская и многие другие. После полуторалетнего перерыва, связанного с пандемией, появилась в родных стенах и Ирина Мирошниченко, которую собравшиеся встретили настоящей овацией.
«Поначалу я все боялась, как послушный ответственный человек: мне говорят «нельзя», — сижу жду, — призналась Ирина Петровна, которая недавно тяжело переболела коронавирусом. — Полтора года не играла и сейчас смотрю на этот зал, на эти кресла — очень хочу выйти на сцену. В больнице в «красной зоне» все врачи в один голос твердят, что нужно прививаться. Я сделала первый компонент, а второй не успела. Не хочу говорить о том, как перенесла — потому что сразу начнутся слезы, потечет тушь. А я что, зря все это мазала! Никому не пожелаю эту напасть пережить».
Мирошниченко очень тосковала по профессии и сейчас готова рассмотреть любые предложения, чтобы поскорее окунуться в работу. Многое переосмыслила за то время, что была не у дел.
На импровизированной пресс-конференции после официальной части худрук МХТ затронул также тему недавних скандальных сокращений в Ермоловском театре. Там уволили порядка двух десятков артистов, которые в последнее время были не задействованы в постановках.
«Многим кажется, что актер, который много лет проработал в театре, становится его частью. На мой взгляд — это глубокое заблуждение. Мы все сейчас живем в контрактной системе. Не будет развития, если человек несколько сезонов не выходит на сцену. Не надо относиться трагически, драматически, это естественный процесс не только в нашей сфере, но и везде. Как в футболе — меняются тренеры, игроки. А мыслящие иначе просто идут на поводу у каких-то стереотипов, какого-то, простите, совка. Кто же откажется от хорошего артиста, от того, с кем рвутся работать режиссеры? Да, конечно, решение принимает худрук, он несет ответственность. И мы за каждого искренне болеем», — заключил Женовач.
Андрей Владимирович Бурковский
Артисты труппы
Артисты, занятые в спектаклях МХТ
Окончил Школу-студию МХАТ (курс И. Золотовицкого и С. Земцова) в 2014 году и был принят в труппу Московского Художественного театра.
Играл в спектаклях:
«Белоснежка и семь гномов» Л. Устинова и О. Табакова (реж. М. Миронов, 2011) — Исполнитель королевских желаний,
«Пиквикский клуб» по роману Ч. Диккенса (реж. Е. Писарев) – Президент суда,
«Свадьба Кречинского» А. Сухово-Кобылина (реж. В. Мейкшанс, 2012) – Щебнев,
«Мастер и Маргарита» М. Булгакова (реж. Я. Сас, ввод) — Жорж Бенгальский,
«Идеальный муж. Комедия» по мотивам произведений О. Уайльда (реж. К. Богомолов, 2013) — Молох,
«Мушкетёры. Сага. Часть первая» (автор и режиссёр К. Богомолов, 2015) — Портос,
«Примадонны» К. Людвига (реж. Е. Писарев, ввод) — Лео.
Сыграл Сталина в спектакле-посвящении «Солнце всходит» к 150-летию М. Горького по документальной пьесе М. Дурненкова (реж. В. Рыжаков, 2018).
В Центре имени Вс. Э. Мейерхольда играет Вернера в постановке В. Рыжакова «Солнечная линия» по пьесе И. Вырыпаева (2017).
В 2014 году в составе творческой группы спектакля «№ 13D» был удостоен премии Олега Табакова.
Лауреат театральной премии газеты «Московский комсомолец» в номинации «Лучшая мужская роль» (Голубков в спектакле МХТ «Бег», 2019), лауреат премии журнала Ok! в номинации «Главный герой. Телефильм» («Звоните ДиКаприо!», 2019).
Как менялось руководство в главных московских театрах
Эдуард Бояков, Александр Ширвиндт, Кирилл Серебренников
Театр Ермоловой
В 1925 году выпускники студии при Малом театре основали передвижной театр, названный фамилией актрисы Марии Ермоловой. Двадцать лет спустя учреждение разместилось в здании Постниковского пассажа. В 1942 году худруком театра стал Андрей Лобанов, который перестал учить актеров и требовал, чтобы они сами придумывали решения для своих героев и чувствовали их. В энциклопедии «Кругосвет» приводится мнение артиста Всеволода Якута о методах работы Лобанова:
«Он начал истреблять то, что считал рудиментами нашего студийного прошлого, взяв курс на профессионализацию коллектива».
С 1990 по 2012 год худруком театра был Владимир Андреев. Перед тем, как уступить должность актеру и режиссеру Олегу Меньшикову, он открыл новую должность — президент театра. Это место закреплялось за возрастными актерами с сохранением зарплаты. Сам Андреев был президентом Театра Ермоловой с 2012 года до своей смерти в 2020-м.
Заняв посты худрука и директора, Меньшиков отремонтировал театр, построил новую сцену, убрал из репертуара 24 старых спектакля и организовал благотворительные постановки для помощи больным детям. При Меньшикове появилось мероприятие «Кино на сцене. Покровские ворота», в котором актеры читают текст со сцены, а на экране демонстрируются отрывки киноленты без актеров. В 2018 году режиссер Максим Диденко представил спектакль «Текст» в жанре «кибернуар» — эксперимент на стыке зарубежного кино пятидесятых и визионерских романов о проникновении технологий в человеческую жизнь.
21 августа 2021 года в СМИ появилось обращение уволенных из театра Ермоловой артистов к Владимиру Путину. Согласно письму, руководство решило «незаконно уволить» 29 сотрудников. Пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков заявил, что в Кремле знают об этом обращении, но вмешиваться в конфликт не будут. Позднее руководство театра назвало «домыслами» содержание письма, однако Меньшиков после его публикации сложил полномочия директора (но не худрука). Директором театра стал Сергей Кузоятов.
МХАТ им. Горького
МХАТ им Горького появился в 1987 году после разделения основанного Константином Станиславским и Владимиром Немировичем-Данченко учреждения на два театра. Более 30 лет во главе учреждения стояла советская актриса Татьяна Доронина, которая почти не меняла репертуар. В 2018 году МХАТ им. М. Горького возглавили Эдуард Бояков и его заместитель Захар Прилепин, а Доронину перевели на должность президента театра.
Художественный руководитель МХАТ имени М. Горького Эдуард Бояков, 2019 год
Актеры МХАТа рассказали «Газете.Ru», что только за первый год руководства Бояков «уволил или вынудил уволиться» больше 80 человек и привел около 50 новых сотрудников. Он предложил труппе перевестись на краткосрочные контракты и значительно изменил репертуар театра. Многие актеры жаловались, что их лишили ролей и стимулирующей надбавки, составляющей около трети зарплаты.
«После того, как мы не подписали переход на срочный договор, репертуар был изменен, и у меня ни одного спектакля не было. Сейчас это не просто дискриминация, это какой-то геноцид. Мало того, что у людей снимают зарплату, так еще эту часть зарплаты раздают другим, лояльным артистам, — сказала заслуженная артистка России Юлия Зыкова в 2019 году. — Идет разделение коллектива. Играют спектакли с лояльными артистами. Премьеры, которые были выпущены в прошлом году, ставятся по одному или два раза».
В 2021 году появилась информация о том, что Доронина направила Путину письмо с просьбой уволить Боякова. Она назвала худрука «непрофессиональным и бездарным». Народная артистка СССР обвинила Боякова в том, что он уничтожил репертуар театра и «выгнал» талантливых артистов. Подлинность письма подтвердили представители Дорониной.
«Если не назначить срочно нового директора, не пригласить талантливого худрука, любящих русскую литературу и подлинный реалистический, по Станиславскому сыгранный спектакль — все поглотит хулиганский, извращенный, пошлый и развлекательный эстрадно-цирковой балаган с матом и неграмотным, нерусским языком — и с проповедью уничтожения России», — было сказано в обращении.
Бывший актер МХАТа Александр Титоренко подтвердил «Газете.Ru», что с нынешним руководителем у артистки не сложились отношения из-за того, что он убрал из репертуара практически все ее постановки. По словам Титоренко, Доронина даже обращалась к Боякову, чтобы он не трогал спектакли и актеров, но худрук проигнорировал ее замечания. Во МХАТе претензии назвали «спланированной акцией» против нового руководства. В свою очередь в Кремле заявили, что не получали письмо Дорониной.
МХТ им. Чехова
Первым худруком второго театра, образованного после разделения МХАТа, стал Олег Ефремов. В 2000 году артист умер, и на смену ему пришел Олег Табаков. Он взял курс на классические произведения («Белая гвардия», «Вишневый сад», «Гамлет», «Господа Головлевы»), а также на современную драматургию (пьесы Ольги Мухиной, Василия Сигарева, братьев Пресняковых). Табаков привлек к работе в театре ведущих актеров (среди них — Ольга Яковлева, Марина Голуб, Дмитрий Назаров, Константин Хабенский, Михаил Пореченков, Алексей Кравченко, Ксения Лаврова-Глинка) и режиссеров (Сергей Женовач, Виктор Рыжаков, Владимир Машков, Кирилл Серебренников, Константин Богомолов, Лев Эренбург, Дмитрий Крымов и многие другие).
После смерти Табакова в 2018 году худруком МХТ был назначен Сергей Женовач. В 2021-м актеры и общественность возмутились снятием с репертуара театра спектаклей Константина Богомолова («Идеальный муж» и «Карамазовы») и Кирилла Серебренникова («Зойкина квартира»). Исполнительница главной роли в «Зойкиной квартире» Лика Рулла заявила «Газете.Ru», что постановка полюбилась зрителям и уже стала «классикой».
«Я не понимаю, чем руководствуется Сергей Васильевич [Женовач]. Наверное, у него далеко идущие планы — и он как руководитель видит перспективу, — сказала Рулла. — Кроме как досады и разочарования, у меня нет никаких эмоций по этому поводу. Я очень жалею, что ведется такая политика театра».
Сам Женовач объяснил, что отказ от некоторых старых постановок — это нормальная политика театров, без которой невозможно развитие.
«Современник»
Московский театр «Современник» основан в 1956 году выпускниками Школы-студии МХАТ. С 1956 по 1970 год худруком театра был Олег Ефремов, а с 1972 по 2019-й — Галина Волчек. Под ее руководством «Современник» впервые гастролировал по США в 1978 году. В 1997-м он стал первым зарубежным театром, получившим престижную награду «Drama Desk Award». После смерти Волчек в декабре 2019 года худруком театра стал заслуженный деятель искусств России Виктор Рыжаков. Он вычеркнул из репертуара «Современника» некоторые постановки, включая «Шагает солнце по бульварам», в которой звучат композиции Булата Окуджавы, Владимира Высоцкого и других. Летом 2020 года на закрытом сборе труппы актер Сергей Гармаш объявил, что уходит из театра. По его мнению, назначение Рыжакова худруком ведет к разрушению учреждения.
Александр Викторович Усов
Артисты труппы
Артисты, занятые в спектаклях МХТ
Окончил ГИТИС в 1996 году (мастерская Л. Е. Хейфеца).
Московский драматический театр им. К. С. Станиславского:
«Голуби» М. Угарова (реж. В. Мирзоев, 1997) – Гриша (приз «За лучший дебют года»),
«В поисках чудесного» (реж. В. Мирзоев, 1997) — Ким Франк,
«Двенадцатая ночь» В. Шекспира (реж. В. Мирзоев, 1999) — Эндрю Эгюйчик,
«Укрощение строптивой» В. Шекспира (реж. В. Мирзоев, 1999) – Гортензио,
«Мы начинаем новую жизнь, или Полонез Огиньского» Н. Коляды (реж. Л. Хейфец) — Дима.
Театральное товарищество «814» Олега Меньшикова:
«Игроки» Н. В. Гоголя (реж. О. Меньшиков) — Ихарев.
Госудapственный театр наций «Опыт освоения пьесы „Чайка“ системой Станиславского» (реж. А. Жолдак) — Треплев. За эту роль был удостоен приза «За лучшее воплощение роли молодым актером» на международном театральном фестивале «Контакт» в городе Торуни (Польша).
Театр Антона Чехова:
«Чествование» Б. Слейда (реж. Л. Трушкин) – Джуд,
«Поза эмигранта» Г. Слуцки (реж. Л. Трушкин) – Илья,
«Там же, тогда же…» Б. Слейда (реж. Л. Трушкин) – Джордж,
«Забор» Н. Фостера (реж. Л. Трушкин) – Дрю.
Театр.doc:
«Лунопат» М. Курочкина (реж. У. Шилкина)
Центр драматургии и режиссуры А. Казанцева и М. Рощина:
«Москва – открытый город» (реж. В. Панков),
«Сны Евгении» А. Казанцева (реж. В. Агеев)
«Другой театр»:
«Орнитология» А. Строганова (реж. В. Агеев)
Театр на Малой Бронной:
«Русский джокер» по пьесе Ф. Саган «Счастье, нечет и пас» (реж. Л. Трушкин, 2007) – Владимир
Театр «Модерн»:
«Саломея» О. Уайльда (реж. В. Агеев, 2008) – Иоканаан,
«Пляски» А. Стриндберга (реж. В. Агеев, 2012) – Курт.
На сцене МХТ им. А. П. Чехова дебютировал в 2003 году в спектакле «Осада». В 2012 году был принят в труппу МХТ.
Играл в спектаклях МХТ:
«Осада» (автор и режиссёр Е. Гришковец, 2003) — Третий воин,
«Киже» Ю. Тынянова (реж. К. Серебренников, 2009) — Писарь, Конвойный и Могильщик,
«Свадьба Кречинского» А. Сухово-Кобылина (реж. В. Мейкшанс, 2013) — Владимир Нелькин,
«Макбет» В. Шекспира (реж. Я. Клята, 2016) — Сержант, Росс, Сын Макдуфа.
Александр Львович Семчев
Артисты труппы
Артисты, занятые в спектаклях МХТ
Окончил Театральное училище имени Б. В. Щукина (курс В. Николаенко) в 1997 г. и был принят в труппу Художественного театра.
Дебютировал в спектакле Р. Козака «Женитьба» (Яичница).
Играл в спектаклях:
«Женитьба» Н. Гоголя (реж. Р. Козак, 1997) — Яичница,
«Ундина» Ж. Жироду (реж. Н. Скорик, ввод — 1997) — Король,
«Сон в летнюю ночь» В. Шекспира (реж. Н. Шейко, 1998) — Пигва,
«Максимилиан Столпник» И. Охлобыстина (реж. М. Ефремов, 1998) — Фаперный,
«Тартюф» Мольера (реж. А. Эфрос, ввод — 1999) — Оргон,
«Тойбеле и ее демон» И. Зингера (реж. В. Долгачев) — Ребе,
«Амадей» П. Шеффера (реж. М. Розовский, ввод — 1999) — Повар,
«Самое главное» Н. Евреинова (реж. Р. Козак, 1999) — Комик,
«Урок женам» Мольера (реж. М. Ефремов, ввод — 1999) — Кризальд,
«Новый американец» А. Марьямова по С. Довлатову (реж. П. Штейн, ввод — 2000) — Гурин,
«Лесная песня» Л. Украинки (реж. Р. Козак, 2001) — Дядя Лев,
«Кабала святош» М. Булгакова (реж. А. Шапиро, 2001) — Бутон,
«Антигона» Ж. Ануя (реж. Т. Чхеидзе, 2001) — Стражник Жона,
«Гамлет в остром соусе» А. Николаи (реж. П. Штейн, 2002) — Гамлет,
«Утиная охота» А. Вампилова (реж. А. Марин, 2002) — Саяпин,
«Белая гвардия» М. Булгакова (реж. С. Женовач, 2004) — Лариосик,
«Тартюф» Мольера (реж. Н. Чусова, 2004) — Оргон,
«Призраки» Э. Де Филиппо (реж. Е. Писарев, 2010) — Раффаэле,
«Пиквикский клуб» Ч. Диккенса (реж. Е. Писарев, ввод 2012) — Самуэл Пиквик,
«Событие» В. Набокова (реж. К. Богомолов, 2012) — Антонина Павловна Опояшина,
«Идеальный муж. Комедия» К. Богомолова по мотивам произведений О. Уайльда (реж. К. Богомолов, 2013) — Папа и Мама, родившие киллера,
«Мушкетёры. Сага. Часть первая» (автор и режиссёр К. Богомолов, 2015) — Король,
«Макбет» В. Шекспира (реж. Я. Клята, 2016) — Малькольм.
В Театре на Малой Бронной играет Клавдию Георгиевну в спектакле С. Денисовой «Человек Летучая Мышь против Леонида Ильича Брежнева» и Хоботова в спектакле К. Богомолова «Дядя Лёва».
За роль Лариосика в спектакле С. Женовача «Белая гвардия» в 2004 году был удостоен театральной премии «Чайка» (номинация — «Лучшая комедийная роль»). Лауреат театральной премии газеты «Московский комсомолец» (роль Антонины Павловны Опояшиной в спектакле МХТ «Событие», 2012). Дважды лауреат премии Олега Табакова: в 2012 г. был награждён за талант в воплощении образа Антонины Павловны Опояшиной в спектакле МХТ Событие, в 2014-м — за яркое воплощение образа Арнольфа в спектакле Московского театра п/р О. Табакова Школа жён.