актеры театра сатиры фото и фамилии за всю историю
95 лет с улыбкой: история Театра сатиры
Первые годы театра
1924 год. В столице открывается новый театр общественно-злободневной сатиры. Главным режиссером стал Давид Гутман, до этого руководивший легендарным Теревсатом – Театром революционной сатиры. Вместе с Гутманом у истоков стояли режиссер Георгий Холмский (директор) и драматург Виктор Типот (заведующий художественной частью). Сначала театр хотели назвать «Комедия», но вскоре отказались в пользу названия «Театр сатиры», которое полнее отражало стремление создателей высмеивать недостатки современного общества.
В труппе было 27 человек. Репетировали и показывали спектакли в подвальном помещении Дома Нирнзее в Большом Гнездниковском переулке, где раньше располагался театр-кабаре «Летучая мышь».
Фото: mos.ru
Над первой постановкой-обозрением «Москва с точки зрения» работали писатели Виктор Типот, Николай Эрдман и Владимир Масс. Спектакль состоял из небольших историй, объединенных основным сюжетом. Герои каждой – москвичи, измученные квартирным вопросом (в то время в стране полным ходом шло уплотнение). Постановка стала аншлаговой. Затем последовали и другие обозрения, среди которых «Европа что надо», «Всесвалка», «Не хулиган ли вы, гражданин?».
«Мы театр маленький, быстрый, веселый, подвижный. У нас нет времени лечить, мы только обнаруживаем симптомы болезни. Пусть их лечат большие, серьезные театры», – говорил Давид Гутман.
Вскоре стало понятно, что жанр обозрения изживает себя и театру нужны современные сатирические комедии. Так появляются «114-я статья» и «Склока», созданные по произведениям Виктора Ардова и Льва Никулина. С театром начали сотрудничать ученики Константина Станиславского, режиссеры и актеры.
Новый дом и новый руководитель
Через два года театр открыл филиал в небольшом помещении на Спартаковской улице. Через несколько месяцев его закрыли (из-за непродуманной организации) – и открыли новый на Садово-Триумфальной площади. Филиал был задуман как экспериментальная площадка советской сатирической комедии. В это же время из театра ушел Давид Гутман. Вместо него на основной сцене спектакли начал ставить режиссер, актер и драматург Алексей Алексеев, в филиале – Эммануил Краснянский, бывший художественный руководитель оперной мастерской «Молодое творчество».
Окончательно в здание на Садово-Триумфальной площади из помещения в Большом Гнездниковском переулке театр переехал в 1930-е годы. Новым художественным руководителем стал Николай Горчаков. При нем спектакли-обозрения окончательно исчезли из репертуара Театра сатиры. Вместо них появились постановки по произведениям Жан-Батиста Мольера, Максима Горького, Николая Лескова, Антона Чехова, Михаила Салтыкова-Щедрина.
Горчаков, ученик Евгения Вахтангова, до прихода в Театр сатиры работал сначала в 3-й студии МХТ, затем – во МХАТе. В Художественном театре он занимался восстановлением «Горя от ума», поставил под руководством Станиславского мелодраму «Сестры Жерар». Лирический водевиль «Квадратура круга», который Горчаков создал во МХАТе 1928 году, показали 646 раз. Сначала Горчакову удавалось совмещать работу в двух театрах, но руководство и коллектив Театра сатиры настояли на окончательном переходе.
Инфографика: mos.ru
Военные годы
Во время Великой Отечественной войны во многих столичных театрах начали создавать фронтовые бригады. Часть артистов Театра сатиры, среди которых были Валентина Токарская, Рафаил Холодов, Рафаил Корф и Яков Рудин, отправились с бригадой московских актеров № 13 на фронт. Они выступали перед бойцами 16-й армии Константина Рокоссовского.
В 1941-м бригада попала в окружение. Корф и Рудин погибли. Токарскую, Холодова и нескольких других актеров из бригады нацисты взяли в плен. Сначала актеры выступали перед ними. В 1944 году, отступая, немцы увезли артистов в Германию, где они выступали перед советскими военнопленными. Из освобожденного Берлина Холодов и Токарская шли пешком до Польши, откуда были отправлены поездом в Москву.
Фото: mos.ru
Как и многие московские театры в годы войны, Театр сатиры был отправлен в эвакуацию. Николай Горчаков остался в столице, в созданном им Театре драмы. Временно исполняющим обязанности художественного руководителя стал популярный актер Владимир Хенкин. Сначала Театр сатиры был направлен в Иркутск, потом во Владивосток, затем в Магнитогорск, Хабаровск. В столицу он вернулся только в 1944-м.
В то время ставились спектакли по произведениям Алексея Толстого, Льва Шейнина, Сомерсета Моэма. В постановках играли Владимир Хенкин, Ева Милютина, Федор Курихин и другие.
На посту художественного руководителя Горчакова сменил Петр Васильев, Васильева – Николай Петров. На афишах – «Факир на час», «Вас вызывает Таймыр», «Где эта улица, где этот дом», «Остров мира» и другие.
Эпоха Плучека
В 1949 году театр переехал в здание на Малой Бронной улице. Через год в репертуаре появился спектакль «Не ваше дело» по пьесе Владимира Полякова. Его поставил режиссер Валентин Плучек – ученик Всеволода Мейерхольда. Ранее Валентин Николаевич возглавлял Московскую театральную студию, после нее – Драматический театр Северного флота в Мурманской области.
В 1953-м режиссер и театральный художник Сергей Юткевич предложил поставить «Баню» по пьесе Владимира Маяковского. Вместе с ним в работе принимали участие Плучек и Петров. Позднее эта же команда приступила к другой комедии Маяковского – «Клоп». В 1963 году спектакль показали на театральном фестивале в Париже, где он получил высокую оценку жюри.
Фото: mos.ru
В 1957-м Валентина Плучека назначили главным режиссером театра. В том же году вышла его постановка «А был ли Иван Иванович?» по пьесе Назыма Хикмета. Главную роль сыграл Анатолий Папанов. Ажиотаж был огромным, желающих попасть на спектакль было так много, что подступы к театру охраняла конная милиция. Через два года Плучек ставит «Дамоклов меч» – спектакль идет с таким же успехом. Однако после пяти показов он исчез с афиш – острую постановку запретила Екатерина Фурцева, министр культуры СССР.
В 1963-м театр покинул здание на Малой Бронной улице и разместился в помещении на Ленинградском проспекте, в котором сейчас находится театр «Ромэн», но уже через год переехал на площадь Маяковского – в здание, построенное для конного цирка братьев Никитиных в 1911 году. После переезда цирка в помещении находился Московский мюзик-холл (прототип театра «Варьете» в романе Булгакова «Мастер и Маргарита»), а затем – Театр оперетты. Здание неоднократно перестраивали, ремонтировали. Сегодня о том, что здесь когда-то был цирк, напоминает только купол.
К 1960-е годы в театре было поставлено 112 советских комедий – по произведениям Михаила Булгакова, Валентина Катаева, Михаила Рощина, Александра Гельмана и многих других.
Валентин Плучек возглавлял Театр сатиры больше 40 лет. Он собрал по-настоящему звездную труппу, в которую входили Вера Васильева, Ольга Аросева, Андрей Миронов, Александр Ширвиндт, Михаил Державин, Роман Ткачук. В 1965 году в театр пришел режиссер Марк Захаров, поставивший такие спектакли, как «Доходное место» Александра Островского, «Мамаша Кураж и ее дети» Бертольта Брехта и другие.
Постановка Валентина Плучека «Женитьба Фигаро» (1969 год) стала настоящим хитом, визитной карточкой театра. В ней сыграли Андрей Миронов, Валентин Гафт, Александр Воеводин и Роман Ткачук, костюмы создал модельер Вячеслав Зайцев. Спектакль не уходил со сцены почти 20 лет. После смерти Андрея Миронова показы прекратили – вводить в спектакль нового Фигаро сочли неуместным.
В 1980-е на сцене появляются «Вишневый сад», «Родненькие мои», «Гнездо глухаря» в постановке Валентина Плучека, «Концерт для театра с оркестром» Александра Ширвиндта. Режиссер Евгений Каменькович ставит «Восемнадцатого верблюда» – это его дебют в Театре сатиры и третий созданный им спектакль.
Фото: mos.ru
Звание «Академический» театру присвоили в 1985 году.
В 1994-м Плучек ставит «Укрощение строптивой». Режиссер не стал переносить действие шекспировской комедии в современность и придумывать новые концепции, но история страстного противостояния упрямого Петруччо и строптивой Катарины оказалась близка и понятна современным зрителям. Эту постановку Плучек называл завещанием молодому поколению.
Новая эпоха
В 2000 году Театр сатиры возглавил режиссер, актер и педагог Александр Ширвиндт. Среди поставленных им спектаклей театра – «Кошмар на улице Лурсин», «Швейк, или Гимн идиотизму», «Женщины без границ».
Фото: mos.ru
Сегодня визитной карточкой театра, наряду с «Укрощением строптивой», считается спектакль «Где мы?∞. » Родиона Овчинникова. Герои – деревенский мудрец и пьяница, известный телеведущий и столетний обитатель Дома ветеранов сцены – оказываются в сумасшедшем доме, главврач которого не торопится их лечить. Роли исполняют Федор Добронравов, Александр Олешко, Александр Ширвиндт и Юрий Нифонтов.
Еще один любимый зрителями спектакль в постановке Ширвиндта – комедия положений «Слишком женатый таксист». Таксист Джон Смит – очень ловкий человек. У него два дома и две жены, которые не подозревают о существовании друг друга: Смит отлично продумал график посещений обеих возлюбленных. Привычный ход жизни нарушает авария – двоеженца вот-вот выведут на чистую воду.
Фото: mos.ru
«Хотим сыграть Мольера» – прошлогодняя премьера Александра Ширвиндта по пьесе «Мещанин во дворянстве» Мольера и Жан-Батиста Люлли. В постановке, жанр которой в театре определяют как «ироническое баловство», использовали музыку Владимира Дашкевича и стихи Юлия Кима. В главной роли – Федор Добронравов.
Кроме основной сцены, в театре есть еще одна – «Чердак сатиры». Это почти абсолютная копия основной, но в несколько раз меньше. Если в большом зале могут разместиться 1206 зрителей, то в малом – 150. Там показывают постановки «Бешеные деньги», «Горгоны», «Муж и жена снимут комнату», «Родненькие мои» и другие.
«Ни с топором, ни с шашкой я в Театр сатиры не приду»
Олег Павлович Табаков тоже руководил двумя театрами и замечательно с этим справлялся, напоминает Сергей Газаров. Он умеет работать 24/7 и знает, что потянет две должности сразу. Худрук «Прогресс Сцены Армена Джигарханяна» получил предложение от департамента культуры и 13 октября сменит Александра Ширвиндта в Театре сатиры. О том, как он разберется с этим беспокойным хозяйством, начнет ли с кадровых перестановок или станет миротворцем, Сергей Газаров рассказал в интервью «Известиям».
«Я не из тех, кто ходит туда, куда дует ветер»
— Вас уже соблазняли Театром сатиры. Александр Ширвиндт разговаривал с вами о возможной работе здесь. Почему на этот раз дали добро?
— Ну, не то чтобы соблазняли, было предложение, но тогда не склеилось. Театр сатиры — очень хороший театр, с большой историей, в нем служат замечательные артисты. Мне кажется, что там у меня может получиться очень хорошая работа. Театру сатиры нужно придать новую энергию, чтобы он вышел на следующий уровень. Может, это и есть главная задача для меня сейчас: объединиться и рвануть куда-нибудь повыше.
— Коллеги говорят, что вам будет сложно. В Театре сатиры очень большая труппа. Сложно совладать с таким коллективом. Как думаете заниматься им?
— А не надо пробовать совладать. Просто нужно работать и делать спектакли, дать роли актерам. Вот и всё. А желающих заниматься я видел много. Я уверен, театр если и интересен, то только своим продуктом. Поэтому надо создавать контент, который бы мог привлечь людей, и завоевать симпатии новых зрителей, которые поверят в этот театр. Будем работать.
— Предлагая вам должность, не потребовал ли департамент культуры план действий от вас?
— Я думаю, что департамент культуры хорошо знает мою персону и уже не первый год наблюдает за тем, что и как я делаю. Думаю, там не сомневаются, что у меня есть план или какое-то видение развития. Я не из тех, кто ходит туда, куда дует ветер, или наоборот. Всё-таки у меня есть концепция развития театра. И когда-то мы говорили об этом. Но я уже десять месяцев руковожу «Прогресс Сценой Армена Джигарханяна». И там за это время сделано достаточно много внятного, чтобы можно было убедиться в правильности пути и в моей концепции развития театра. Поэтому я справлюсь без проблем.
— Вы теперь будете руководить Театром сатиры. А что будет с «Прогресс Сценой Армена Джигарханяна»?
— Она будет развиваться так, как было задумано. Буду руководить, развивать этот театр, ставить спектакли, делать ремонт.
— То есть вы будете руководить сразу двумя театрами?
«Табаков научил работать 24/7»
— А вам будет не тяжело?
— У меня есть хороший пример — мой учитель Олег Павлович Табаков. Он умудрялся руководить двумя театрами сразу — МХТ имени Чехова и «Табакеркой» и замечательно с этим справлялся. И нас научил работать 24/7.
Если ты понимаешь, что ты делаешь, а особенно если видишь перспективы и цели, то, в принципе, вопрос остается за малым — исполнить это, и всё! Вот когда ты не понимаешь, тогда с этим хуже. Ты начинаешь тыкаться в разные стороны, время проходит, появляется усталость, а результата — ноль. В моем случае я очень хорошо представляю, что такое Театр сатиры и «Прогресс Сцена Армена Джигарханяна», и как их надо развивать.
— Каким вы видите будущее театров?
— Вижу взлеты, успех и радость зрителей. И очень скоро вы во всем этом убедитесь. В маленьком театре мы уже убеждаемся. В конце октября намечена премьера.
Очень много сомнений подобного плана. Но когда люди попадут на спектакль, сомнения сами собой отпадут. Хороший театр или плохой, взлет у него или падение, о нем может говорить только то, что он выпускает. Биографию делают не слухи, домыслы и паблисити. На хорошие спектакли зритель возвращается. Ну а когда таких нет, какая причина может вернуть людей в театр?
— В Театр Джигарханяна вы пригласили звезд. Например, у вас в спектакле будет играть Сергей Чонишвили. Кого еще вы хотели бы позвать в свои театры?
— Вы знаете, я никогда не видел приглашенных звезд как звезд. У меня есть спектакль, и в нем существуют персонажи. Если в труппе нет артиста на эту роль, то надо приглашать со стороны. Это мое твердое убеждение. Вариант — «я тебя слепила из того, что было» — остался далеко в прошлом. Мы живем на других скоростях. Понадобится звезда для конкретной работы, ей сделают предложение. И всё на этом заканчивается. А дальше артист сам должен решать, останется он в труппе или будет приглашенным. Никакой необходимости затаскивать в труппу звезд я не вижу. Особенно сегодня. Человек играет, получает удовольствие. Главное, чтобы всё было по любви.
«Худрук с 13 октября»
— Какой первый спектакль поставите в Театре сатиры?
— А этого я вам не скажу. Но точно знаю — это будет фейерверк.
— А не тот ли это спектакль, идею которого вы много лет вынашиваете?
— Не с ним ли вы приходили к Александру Ширвиндту на первую встречу пару лет назад?
— Нет. С Александром Анатольевичем я говорил про «Балалайкин и Ко» по Салтыкову-Щедрину. Я видел его в том театре и для той труппы, но он там не случился. Теперь в конце октября выйдет на «Прогресс Сцене Армена Джигарханяна». И, возможно, Театр сатиры пожалеет, что не у них.
— Не будет ли у вас кадровых перестановок? Что будет с нынешним директором театра? Не появится ли новый руководитель?
— Для того, чтобы делать кадровые перестановки, нужно узнать людей. Пока я с ними не знаком. Надо будет посмотреть, в каком состоянии дело, по каким схемам работают. В тренде ли, современны ли. И только оценив всё, можно говорить, работаем мы вместе или нет. Ни с топором, ни с шашкой я в Театр сатиры не приду. С людьми надо познакомиться.
— Когда вы планируете встречаться с труппой?
— Не знаю, когда это будет. Приказом я назначен с 13 октября. А там посмотрим. Сейчас я выпускаю спектакль на «Прогресс Сцене Армена Джигарханяна». У меня предстоит не очень простой момент. Мне нужно время. Ну, возможно, встречусь с труппой на следующей неделе. Приходите в театр.
Сергей Газаров — актер, режиссер, сценарист, продюсер. Родился 13 января 1958 года в Баку. В 1980 году окончил актерский факультет ГИТИСа (мастерская Олега Табакова) и поступил в труппу театра «Современник».
С 1986 года — актер «Табакерки». В 1989 году дебютировал в качестве режиссера в кино («Крейзи») и театре («Крыша»). В 1991-м поставил «Ревизора» в «Табакерке» и в 2019 году вернул его на сцену. С 1998 по 2000 гг. — главный режиссер Театра Армена Джигарханяна. В актерской фильмографии более сотни ролей, среди которых — «12», «Экипаж», «Палач», «Такси-блюз», «Доктор Живаго», «Лимита», «Макаров». Обладатель «Золотого орла» за лучшую мужскую роль. В 2020-м занял должность художественного руководителя в «Театре Армена Джигарханяна». С 13 октября 2021 года — худрук Театра сатиры.
Группа поклонников Московского театра сатиры
Группа, посвященная Московскому академического театру сатиры. Сегодня Театр сатиры гордится своими замечательными актёрами: Александр Ширвиндт, Вера Васильева, Михаил Державин, Фёдор Добронравов, Наталья Селезнева, Алёна Яковлева, Игорь Лагутин, Светлана Рябова, Елена Подкаминская, Валентина Шарыкина, Андрей Барило, Александр Воеводин, Марина Маняхина и др.
Официальный сайт театра: http://satire.ru
Адрес: Москва, Триумфальная площадь, 2
Справки и информация по телефону:
+7 (495) 699-6305
Группа поклонников Московского театра сатиры запись закреплена
Доброго всем вечера!
Анатолий Дмитриевич Папанов
4 августа 1987 года Анатолий Папанов не приехал на гастрольный спектакль в Риге. Спектакль пришлось отменить. Вскоре узнали, что квартира Анатолия Дмитриевича в Москве была снята с сигнализации, ночью в ней горел свет. На звонки и стук в дверь никто не отвечал. Через соседний балкон проникли в квартиру, Папанова нашли сидевшим в углу ванны, ледяная вода заливала коридор. Врачи констатировали остановку сердца.
Показать полностью.
Он никогда не жаловался на здоровье. В том числе и на сердце. Оно остановилось в тот момент, когда актер встал под холодный душ. Просто и буднично. Традиционное летнее отключение горячей воды в Москве справилось с тем, с чем не совладали война, голод, ранения и контузии.
Он появился в театральном институте с палочкой, в линялой гимнастерке и тремя нашивками на рукаве: желтая означала легкое ранение, две красные – тяжелые. Производил жуткое впечатление неустроенностью, худобой и полным отсутствием внешней склонности к актерской профессии. Не то блатная, не то просто невнятная дикция усугубляла ощущение метафизической ошибки.
Странным образом все это становилось заразительным и любопытным, когда паренек начинал читать. Читал он знаменитому Тарханову, которого отловил в коридорах ГИТИСа.
– А как же вы будете с палочкой? – спросил Михаил Михайлович, выслушав странного абитуриента.
– Палочку я уберу, – пообещал тот.
Через несколько недель он действительно стал появляться на занятиях без нее. Чего это стоило, не знал в ту пору никто. Раздробленная ступня без двух пальцев болела – то по ночам, то, как у многих фронтовиков, к перемене погоды. Осколки кости то и дело выходили наружу прямо через кожу.
. Ребят 1922 года рождения брали на фронт в июне 41-го в первую очередь, бросая в самое пекло отступлений. Больше ранений и гибели боялись попасть в окружение. Папанова «накрыло» возле городка Ямы. Прямое попадание снаряда в окоп уничтожило остатки его роты. Уже лежа на носилках, он увидел ноги своего друга – Алика Рафаевича, которого укладывали в машину для мертвецов.
После госпиталя Папанова комиссовали. К тому времени, когда он вернулся домой, мать давно бедствовала, ей пришлось даже продать единственный костюм сына: есть было нечего, а работы не предвиделось. Мать собрала иголки, нитки, еще что-то по мелочам, и Папанов отправился в деревню – менять на продукты. Занимался таким «ремеслом» с полгода, пока его не выловил военный патруль. Срок, который ломился Анатолию Дмитриевичу, мог оказаться и годом, и червонцем – как повезет. Ему повезло.
– Вот что, солдатик, – сказал начальник патруля, – заканчивай ты с этим делом. Устраивайся на нормальную работу.
К слову: о тюрьме Папанов знал не понаслышке. Еще до войны, работая на заводе, угодил в Бутырку. Кто-то из его бригады спер не то кусок кабеля, не то еще что-то, и всех в полном составе загребли. Папанову тогда тоже повезло. Пожилой следователь, вопреки веяниям времени, сумел понять, что этот нелепый малый скорее отдаст последнюю рубашку, чем сообразит что-то украсть. Выпустили его через две недели. Отец (по рассказам) не стал ни в чем разбираться и в назидание так ахнул сына кулаком по скуле, что тот пришел в себя через несколько дней. Мрачноватый человек, отец так поставил себя в семье, что не только дети – Анатолий и сестра Нина, – но даже мать называли его исключительно на «вы».
Группа поклонников Московского театра сатиры запись закреплена
Группа поклонников Московского театра сатиры запись закреплена
Несмотря на успех в кино, главным для Веры Кузьминичны всегда оставался театр.
Всю жизнь она проработала в театре Сатиры, который без нее представить невозможно. Всего на сцене этого театра Васильева сыграла свыше 50 ролей.
Среди них роли в спектаклях – «Ревизор», «Безумный день, или Женитьба Фигаро», «Пролитая чаша», «Где эта улица, где этот дом», «12 стульев», «Обыкновенное чудо», «Орнифль» и многих других. Также Васильеву приглашали в спектакли и другие театры, где она получала лучшие и интереснейшие роли. В Тверском драматическом театре она играла в «Вишневом саде», в Орловском драматическом театре – в «Без вины виноватых», в Московском Новом драматическом театре – в пьесе «Блажь» и других. Вера Кузьминична работала и в мультипликации, озвучивала мультфильмы – «Умка ищет друга», «Волшебник Изумрудного города», «Приключения Васи Куролесова» и другие.
А еще пробовала себя как исполнительница романсов. Вера Васильева – Народная артистка СССР, лауреат Сталинских премий и Государственной премии СССР, театральной премии «Хрустальная Турандот» и премии им.Яблочкиной, кавалер ордена Трудового Красного Знамени и «За заслуги перед Отечеством» IV и III степени, награждена призом «За честь и достоинство» Национальной театральной премии «Золотая маска» и другими наградами.
Васильева – председатель Социально-бытовой комиссии. В меру сил она помогает нуждающимся, больным, обиженным.
В 2000 году вышла ее книга мемуаров «Продолжение души. Монолог актрисы». Муж Веры Кузьминичны – актер Владимир Ушаков (артист Театра сатиры).
Сегодня Вера Кузьминична Васильева много работает в театре и счастлива этим.
Она любит природу, свой дом и друзей, по-прежнему потрясающе выглядит и в жизни, и на сцене.