актеры театра сатиры фото всех актеров за всю историю
Раскрыты подробности гибели артиста из-за ЧП в Большом театре
В субботу, 9 октября, 37-летний артист мимического ансамбля Евгений Кулеш погиб на сцене Большого театра во время показа оперы «Садко» из-за ЧП с декорациями. Подробности произошедшего раскрыл ТАСС источник в правоохранительных органах.
По словам собеседника, артист пошел не в ту сторону во время спуска декорации. После случившегося Кулеша пытались реанимировать, но спасти его не удалось. Один из зрителей сообщил, что спектакль начался с показа видеозаписи, после чего на сцену вышли два артиста, и с разных сторон начали появляться декорации.
Вместо того, чтобы пройти вперед — в сторону зрителей, он пошел не в ту сторону и попал под декорацию, которая спускалась сверху
«Вызовите скорую. Здесь кровь!»
Очевидцы трагедии сначала восприняли происходящее на сцене как часть спектакля. Спектакль остановили, затем объявили антракт, а после выступление отменили.
Спектакль прервали словами: «Стоп! Стоп! Вызовите скорую. Здесь кровь!» Сначала мы подумали, что это часть спектакля. Был объявлен антракт, а потом сообщили об отмене спектакля
Еще одна зрительница поделилась на своей странице в Instagram фото с закрытыми кулисами и подписью «кого-то зашибло кулисой».
Материалы по теме
«Это все, конечно, чудовищно»
В Большом театре на глазах зрителей погиб артист.
Причина смерти
Как сообщило издание Baza в своем Telegram-канале, Кулеш, на которого во время спектакля опустилась декорация, скончался на месте в результате открытого перелома черепа.
По данным издания, конструкция ударила по голове 37-летнему артисту. Позже в Telegram-канале «112» появилась видеозапись с моментом гибели актера.
На кадрах видно, как декорация в виде дома опускается на сцену, в то время как артист отодвигает «трон». В этот момент другие актеры пытались предупредить его, прокричав, чтобы он отбежал. «Стоп! Стоп! Стоп! Быстрее скорую сюда!» — слышны крики коллег на записи. Однако артист не услышал их из-за шума. В результате на него опустились декорации, придавив шею. Кулеш скончался прямо на глазах зрителей.
Проверки
В этот же вечер прокуратура Москвы опубликовала в своем Telegram-канале первые кадры с места трагедии. На фотографиях видна часть сцены и почти полностью опущенные декорации к спектаклю «Садко». В связи с гибелью артиста начата проверка. В «Большом» также сообщили, что на месте ЧП сейчас работают следователи, устанавливаются обстоятельства произошедшего.
Представитель Главного следственного управления СК по Москве Юлия Иванова подтвердила ТАСС, что следственный комитет России начал проверку по факту гибели Кулеша на сцене Большого театра.
По данному факту Тверским межрайонным следственным отделом следственного управления проводится доследственная проверка
Отмечается, что на месте происшествия находится исполняющая обязанности заместителя Тверского межрайонного прокурора Дарья Жабина.
В Большом театре на глазах зрителей погиб артист. 37-летнему мужчине придавило шею декорацией во время спектакля
Инцидент произошел на показе оперы «Садко». Во время спектакля в московском Большом театре на мужчину упала декорация, которая придавила ему шею. По словам источника, артист пошел не в ту сторону во время спуска одного из элементов сцены. После инцидента занавес оперативно закрыли, был объявлен антракт. В театр прибыли врачи скорой помощи и сотрудники правоохранительных органов. Пострадавшего пытались реанимировать, однако спасти его не удалось.
Пресс-служба заведения уточнила, что мужчина скончался при смене декораций. «Спектакль был тут же остановлен, зрителей попросили выйти из зала», — отметили представители театра. Они добавили, что в настоящее время следователи пытаются установить обстоятельства произошедшего. Администрация театра оказывает необходимое содействие сотрудникам правоохранительных органов.
Как сообщает ТАСС со ссылкой на источники в правоохранительных органах, в результате инцидента погиб 37-летний артист миманса Евгений Кулеш. В постановке он отодвигал трон, расположенный на сцене. Во время этого действия на сцену спускалась декорация, а сам артист затем выходил вперед, к зрителям.
Посетители театра рассказали СМИ о случившемся: «Спектакль прервали словами: «Стоп! Стоп! Вызовите скорую. Здесь кровь!» Сначала мы подумали, что это часть спектакля. Был объявлен антракт, а потом сообщили об отмене спектакля». Зрители не увидели смерти актера, поскольку инцидент произошел в глубине сцены. Одна из посетительниц театра опубликовала на своей странице в Instagram пост с фотографией закрытых кулис и подписью «кого-то зашибло кулисой».
В 2020-м Большой театр отменил показ спектакля из-за пандемии коронавируса. Оперу за авторством Николая Римского-Корсакова поставил один из самых известных российских театральных режиссеров Дмитрий Черняков. Ранее на сцене Большого театра выходили его «Похождения повесы» Стравинского, «Евгения Онегина» Чайковского и «Руслана и Людмилу» Глинки. В сценографии «Садко» Черняков использовал работы Аполлинария Васнецова, Ивана Билибина, Константина Коровина и Николая Рериха.
Селезнева оценила назначение Газарова на пост худрука Театра сатиры
Народная артистка России Наталья Селезнева в беседе с «Известиями» в пятницу, 8 октября, прокомментировала назначение Сергея Газарова на пост художественного руководителя Театра сатиры в Москве.
Газарова назначили худруком театра 8 октября. По его словам, он будет придерживаться тех традиций, которые были заложены в театре ранее.
«Я вспомнила пословицу: лучше любая политика, чем политика колебания. То, как театр жил этот месяц, после того как Александр Анатольевич Ширвиндт объявил о своем уходе, было очень тяжело», — сказала Селезнева.
Она уточнила, что всем будет спокойнее, зная, что очень талантливый человек возьмет руководство труппой.
«Как говорится, в добрый час, в добрый путь. Труппа у нас дружная, никогда нет скандалов, склок, конфликтов. Думаю, в этом плане ему будет не тяжело. Главное сейчас — хорошие пьесы, хорошие спектакли», — заключила народная артистка РФ.
Ранее, 27 сентября, стало известно о том, что Ширвиндт написал заявление об уходе, которое подписало вышестоящее руководство. Он добавил, что ему бы хотелось выступить в театре в качестве артиста, но пока он не знает, когда это желание удастся осуществить.
Александр Ширвиндт руководил театром на протяжении 21 года. Впервые в качестве артиста он пришел в Театр сатиры в 1970 году. С того времени на сцене родного театра им были сыграны десятки ролей.
В свою очередь пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков выразил сожаление по поводу ухода с поста Ширвиндта. Он отметил, что «его авторитет всегда будет жить в этом театре».
95 лет с улыбкой: история Театра сатиры
Первые годы театра
1924 год. В столице открывается новый театр общественно-злободневной сатиры. Главным режиссером стал Давид Гутман, до этого руководивший легендарным Теревсатом – Театром революционной сатиры. Вместе с Гутманом у истоков стояли режиссер Георгий Холмский (директор) и драматург Виктор Типот (заведующий художественной частью). Сначала театр хотели назвать «Комедия», но вскоре отказались в пользу названия «Театр сатиры», которое полнее отражало стремление создателей высмеивать недостатки современного общества.
В труппе было 27 человек. Репетировали и показывали спектакли в подвальном помещении Дома Нирнзее в Большом Гнездниковском переулке, где раньше располагался театр-кабаре «Летучая мышь».
Фото: mos.ru
Над первой постановкой-обозрением «Москва с точки зрения» работали писатели Виктор Типот, Николай Эрдман и Владимир Масс. Спектакль состоял из небольших историй, объединенных основным сюжетом. Герои каждой – москвичи, измученные квартирным вопросом (в то время в стране полным ходом шло уплотнение). Постановка стала аншлаговой. Затем последовали и другие обозрения, среди которых «Европа что надо», «Всесвалка», «Не хулиган ли вы, гражданин?».
«Мы театр маленький, быстрый, веселый, подвижный. У нас нет времени лечить, мы только обнаруживаем симптомы болезни. Пусть их лечат большие, серьезные театры», – говорил Давид Гутман.
Вскоре стало понятно, что жанр обозрения изживает себя и театру нужны современные сатирические комедии. Так появляются «114-я статья» и «Склока», созданные по произведениям Виктора Ардова и Льва Никулина. С театром начали сотрудничать ученики Константина Станиславского, режиссеры и актеры.
Новый дом и новый руководитель
Через два года театр открыл филиал в небольшом помещении на Спартаковской улице. Через несколько месяцев его закрыли (из-за непродуманной организации) – и открыли новый на Садово-Триумфальной площади. Филиал был задуман как экспериментальная площадка советской сатирической комедии. В это же время из театра ушел Давид Гутман. Вместо него на основной сцене спектакли начал ставить режиссер, актер и драматург Алексей Алексеев, в филиале – Эммануил Краснянский, бывший художественный руководитель оперной мастерской «Молодое творчество».
Окончательно в здание на Садово-Триумфальной площади из помещения в Большом Гнездниковском переулке театр переехал в 1930-е годы. Новым художественным руководителем стал Николай Горчаков. При нем спектакли-обозрения окончательно исчезли из репертуара Театра сатиры. Вместо них появились постановки по произведениям Жан-Батиста Мольера, Максима Горького, Николая Лескова, Антона Чехова, Михаила Салтыкова-Щедрина.
Горчаков, ученик Евгения Вахтангова, до прихода в Театр сатиры работал сначала в 3-й студии МХТ, затем – во МХАТе. В Художественном театре он занимался восстановлением «Горя от ума», поставил под руководством Станиславского мелодраму «Сестры Жерар». Лирический водевиль «Квадратура круга», который Горчаков создал во МХАТе 1928 году, показали 646 раз. Сначала Горчакову удавалось совмещать работу в двух театрах, но руководство и коллектив Театра сатиры настояли на окончательном переходе.
Инфографика: mos.ru
Военные годы
Во время Великой Отечественной войны во многих столичных театрах начали создавать фронтовые бригады. Часть артистов Театра сатиры, среди которых были Валентина Токарская, Рафаил Холодов, Рафаил Корф и Яков Рудин, отправились с бригадой московских актеров № 13 на фронт. Они выступали перед бойцами 16-й армии Константина Рокоссовского.
В 1941-м бригада попала в окружение. Корф и Рудин погибли. Токарскую, Холодова и нескольких других актеров из бригады нацисты взяли в плен. Сначала актеры выступали перед ними. В 1944 году, отступая, немцы увезли артистов в Германию, где они выступали перед советскими военнопленными. Из освобожденного Берлина Холодов и Токарская шли пешком до Польши, откуда были отправлены поездом в Москву.
Фото: mos.ru
Как и многие московские театры в годы войны, Театр сатиры был отправлен в эвакуацию. Николай Горчаков остался в столице, в созданном им Театре драмы. Временно исполняющим обязанности художественного руководителя стал популярный актер Владимир Хенкин. Сначала Театр сатиры был направлен в Иркутск, потом во Владивосток, затем в Магнитогорск, Хабаровск. В столицу он вернулся только в 1944-м.
В то время ставились спектакли по произведениям Алексея Толстого, Льва Шейнина, Сомерсета Моэма. В постановках играли Владимир Хенкин, Ева Милютина, Федор Курихин и другие.
На посту художественного руководителя Горчакова сменил Петр Васильев, Васильева – Николай Петров. На афишах – «Факир на час», «Вас вызывает Таймыр», «Где эта улица, где этот дом», «Остров мира» и другие.
Эпоха Плучека
В 1949 году театр переехал в здание на Малой Бронной улице. Через год в репертуаре появился спектакль «Не ваше дело» по пьесе Владимира Полякова. Его поставил режиссер Валентин Плучек – ученик Всеволода Мейерхольда. Ранее Валентин Николаевич возглавлял Московскую театральную студию, после нее – Драматический театр Северного флота в Мурманской области.
В 1953-м режиссер и театральный художник Сергей Юткевич предложил поставить «Баню» по пьесе Владимира Маяковского. Вместе с ним в работе принимали участие Плучек и Петров. Позднее эта же команда приступила к другой комедии Маяковского – «Клоп». В 1963 году спектакль показали на театральном фестивале в Париже, где он получил высокую оценку жюри.
Фото: mos.ru
В 1957-м Валентина Плучека назначили главным режиссером театра. В том же году вышла его постановка «А был ли Иван Иванович?» по пьесе Назыма Хикмета. Главную роль сыграл Анатолий Папанов. Ажиотаж был огромным, желающих попасть на спектакль было так много, что подступы к театру охраняла конная милиция. Через два года Плучек ставит «Дамоклов меч» – спектакль идет с таким же успехом. Однако после пяти показов он исчез с афиш – острую постановку запретила Екатерина Фурцева, министр культуры СССР.
В 1963-м театр покинул здание на Малой Бронной улице и разместился в помещении на Ленинградском проспекте, в котором сейчас находится театр «Ромэн», но уже через год переехал на площадь Маяковского – в здание, построенное для конного цирка братьев Никитиных в 1911 году. После переезда цирка в помещении находился Московский мюзик-холл (прототип театра «Варьете» в романе Булгакова «Мастер и Маргарита»), а затем – Театр оперетты. Здание неоднократно перестраивали, ремонтировали. Сегодня о том, что здесь когда-то был цирк, напоминает только купол.
К 1960-е годы в театре было поставлено 112 советских комедий – по произведениям Михаила Булгакова, Валентина Катаева, Михаила Рощина, Александра Гельмана и многих других.
Валентин Плучек возглавлял Театр сатиры больше 40 лет. Он собрал по-настоящему звездную труппу, в которую входили Вера Васильева, Ольга Аросева, Андрей Миронов, Александр Ширвиндт, Михаил Державин, Роман Ткачук. В 1965 году в театр пришел режиссер Марк Захаров, поставивший такие спектакли, как «Доходное место» Александра Островского, «Мамаша Кураж и ее дети» Бертольта Брехта и другие.
Постановка Валентина Плучека «Женитьба Фигаро» (1969 год) стала настоящим хитом, визитной карточкой театра. В ней сыграли Андрей Миронов, Валентин Гафт, Александр Воеводин и Роман Ткачук, костюмы создал модельер Вячеслав Зайцев. Спектакль не уходил со сцены почти 20 лет. После смерти Андрея Миронова показы прекратили – вводить в спектакль нового Фигаро сочли неуместным.
В 1980-е на сцене появляются «Вишневый сад», «Родненькие мои», «Гнездо глухаря» в постановке Валентина Плучека, «Концерт для театра с оркестром» Александра Ширвиндта. Режиссер Евгений Каменькович ставит «Восемнадцатого верблюда» – это его дебют в Театре сатиры и третий созданный им спектакль.
Фото: mos.ru
Звание «Академический» театру присвоили в 1985 году.
В 1994-м Плучек ставит «Укрощение строптивой». Режиссер не стал переносить действие шекспировской комедии в современность и придумывать новые концепции, но история страстного противостояния упрямого Петруччо и строптивой Катарины оказалась близка и понятна современным зрителям. Эту постановку Плучек называл завещанием молодому поколению.
Новая эпоха
В 2000 году Театр сатиры возглавил режиссер, актер и педагог Александр Ширвиндт. Среди поставленных им спектаклей театра – «Кошмар на улице Лурсин», «Швейк, или Гимн идиотизму», «Женщины без границ».
Фото: mos.ru
Сегодня визитной карточкой театра, наряду с «Укрощением строптивой», считается спектакль «Где мы?∞. » Родиона Овчинникова. Герои – деревенский мудрец и пьяница, известный телеведущий и столетний обитатель Дома ветеранов сцены – оказываются в сумасшедшем доме, главврач которого не торопится их лечить. Роли исполняют Федор Добронравов, Александр Олешко, Александр Ширвиндт и Юрий Нифонтов.
Еще один любимый зрителями спектакль в постановке Ширвиндта – комедия положений «Слишком женатый таксист». Таксист Джон Смит – очень ловкий человек. У него два дома и две жены, которые не подозревают о существовании друг друга: Смит отлично продумал график посещений обеих возлюбленных. Привычный ход жизни нарушает авария – двоеженца вот-вот выведут на чистую воду.
Фото: mos.ru
«Хотим сыграть Мольера» – прошлогодняя премьера Александра Ширвиндта по пьесе «Мещанин во дворянстве» Мольера и Жан-Батиста Люлли. В постановке, жанр которой в театре определяют как «ироническое баловство», использовали музыку Владимира Дашкевича и стихи Юлия Кима. В главной роли – Федор Добронравов.
Кроме основной сцены, в театре есть еще одна – «Чердак сатиры». Это почти абсолютная копия основной, но в несколько раз меньше. Если в большом зале могут разместиться 1206 зрителей, то в малом – 150. Там показывают постановки «Бешеные деньги», «Горгоны», «Муж и жена снимут комнату», «Родненькие мои» и другие.
«Ни с топором, ни с шашкой я в Театр сатиры не приду»
Олег Павлович Табаков тоже руководил двумя театрами и замечательно с этим справлялся, напоминает Сергей Газаров. Он умеет работать 24/7 и знает, что потянет две должности сразу. Худрук «Прогресс Сцены Армена Джигарханяна» получил предложение от департамента культуры и 13 октября сменит Александра Ширвиндта в Театре сатиры. О том, как он разберется с этим беспокойным хозяйством, начнет ли с кадровых перестановок или станет миротворцем, Сергей Газаров рассказал в интервью «Известиям».
«Я не из тех, кто ходит туда, куда дует ветер»
— Вас уже соблазняли Театром сатиры. Александр Ширвиндт разговаривал с вами о возможной работе здесь. Почему на этот раз дали добро?
— Ну, не то чтобы соблазняли, было предложение, но тогда не склеилось. Театр сатиры — очень хороший театр, с большой историей, в нем служат замечательные артисты. Мне кажется, что там у меня может получиться очень хорошая работа. Театру сатиры нужно придать новую энергию, чтобы он вышел на следующий уровень. Может, это и есть главная задача для меня сейчас: объединиться и рвануть куда-нибудь повыше.
— Коллеги говорят, что вам будет сложно. В Театре сатиры очень большая труппа. Сложно совладать с таким коллективом. Как думаете заниматься им?
— А не надо пробовать совладать. Просто нужно работать и делать спектакли, дать роли актерам. Вот и всё. А желающих заниматься я видел много. Я уверен, театр если и интересен, то только своим продуктом. Поэтому надо создавать контент, который бы мог привлечь людей, и завоевать симпатии новых зрителей, которые поверят в этот театр. Будем работать.
— Предлагая вам должность, не потребовал ли департамент культуры план действий от вас?
— Я думаю, что департамент культуры хорошо знает мою персону и уже не первый год наблюдает за тем, что и как я делаю. Думаю, там не сомневаются, что у меня есть план или какое-то видение развития. Я не из тех, кто ходит туда, куда дует ветер, или наоборот. Всё-таки у меня есть концепция развития театра. И когда-то мы говорили об этом. Но я уже десять месяцев руковожу «Прогресс Сценой Армена Джигарханяна». И там за это время сделано достаточно много внятного, чтобы можно было убедиться в правильности пути и в моей концепции развития театра. Поэтому я справлюсь без проблем.
— Вы теперь будете руководить Театром сатиры. А что будет с «Прогресс Сценой Армена Джигарханяна»?
— Она будет развиваться так, как было задумано. Буду руководить, развивать этот театр, ставить спектакли, делать ремонт.
— То есть вы будете руководить сразу двумя театрами?
«Табаков научил работать 24/7»
— А вам будет не тяжело?
— У меня есть хороший пример — мой учитель Олег Павлович Табаков. Он умудрялся руководить двумя театрами сразу — МХТ имени Чехова и «Табакеркой» и замечательно с этим справлялся. И нас научил работать 24/7.
Если ты понимаешь, что ты делаешь, а особенно если видишь перспективы и цели, то, в принципе, вопрос остается за малым — исполнить это, и всё! Вот когда ты не понимаешь, тогда с этим хуже. Ты начинаешь тыкаться в разные стороны, время проходит, появляется усталость, а результата — ноль. В моем случае я очень хорошо представляю, что такое Театр сатиры и «Прогресс Сцена Армена Джигарханяна», и как их надо развивать.
— Каким вы видите будущее театров?
— Вижу взлеты, успех и радость зрителей. И очень скоро вы во всем этом убедитесь. В маленьком театре мы уже убеждаемся. В конце октября намечена премьера.
Очень много сомнений подобного плана. Но когда люди попадут на спектакль, сомнения сами собой отпадут. Хороший театр или плохой, взлет у него или падение, о нем может говорить только то, что он выпускает. Биографию делают не слухи, домыслы и паблисити. На хорошие спектакли зритель возвращается. Ну а когда таких нет, какая причина может вернуть людей в театр?
— В Театр Джигарханяна вы пригласили звезд. Например, у вас в спектакле будет играть Сергей Чонишвили. Кого еще вы хотели бы позвать в свои театры?
— Вы знаете, я никогда не видел приглашенных звезд как звезд. У меня есть спектакль, и в нем существуют персонажи. Если в труппе нет артиста на эту роль, то надо приглашать со стороны. Это мое твердое убеждение. Вариант — «я тебя слепила из того, что было» — остался далеко в прошлом. Мы живем на других скоростях. Понадобится звезда для конкретной работы, ей сделают предложение. И всё на этом заканчивается. А дальше артист сам должен решать, останется он в труппе или будет приглашенным. Никакой необходимости затаскивать в труппу звезд я не вижу. Особенно сегодня. Человек играет, получает удовольствие. Главное, чтобы всё было по любви.
«Худрук с 13 октября»
— Какой первый спектакль поставите в Театре сатиры?
— А этого я вам не скажу. Но точно знаю — это будет фейерверк.
— А не тот ли это спектакль, идею которого вы много лет вынашиваете?
— Не с ним ли вы приходили к Александру Ширвиндту на первую встречу пару лет назад?
— Нет. С Александром Анатольевичем я говорил про «Балалайкин и Ко» по Салтыкову-Щедрину. Я видел его в том театре и для той труппы, но он там не случился. Теперь в конце октября выйдет на «Прогресс Сцене Армена Джигарханяна». И, возможно, Театр сатиры пожалеет, что не у них.
— Не будет ли у вас кадровых перестановок? Что будет с нынешним директором театра? Не появится ли новый руководитель?
— Для того, чтобы делать кадровые перестановки, нужно узнать людей. Пока я с ними не знаком. Надо будет посмотреть, в каком состоянии дело, по каким схемам работают. В тренде ли, современны ли. И только оценив всё, можно говорить, работаем мы вместе или нет. Ни с топором, ни с шашкой я в Театр сатиры не приду. С людьми надо познакомиться.
— Когда вы планируете встречаться с труппой?
— Не знаю, когда это будет. Приказом я назначен с 13 октября. А там посмотрим. Сейчас я выпускаю спектакль на «Прогресс Сцене Армена Джигарханяна». У меня предстоит не очень простой момент. Мне нужно время. Ну, возможно, встречусь с труппой на следующей неделе. Приходите в театр.
Сергей Газаров — актер, режиссер, сценарист, продюсер. Родился 13 января 1958 года в Баку. В 1980 году окончил актерский факультет ГИТИСа (мастерская Олега Табакова) и поступил в труппу театра «Современник».
С 1986 года — актер «Табакерки». В 1989 году дебютировал в качестве режиссера в кино («Крейзи») и театре («Крыша»). В 1991-м поставил «Ревизора» в «Табакерке» и в 2019 году вернул его на сцену. С 1998 по 2000 гг. — главный режиссер Театра Армена Джигарханяна. В актерской фильмографии более сотни ролей, среди которых — «12», «Экипаж», «Палач», «Такси-блюз», «Доктор Живаго», «Лимита», «Макаров». Обладатель «Золотого орла» за лучшую мужскую роль. В 2020-м занял должность художественного руководителя в «Театре Армена Джигарханяна». С 13 октября 2021 года — худрук Театра сатиры.