актеры театра школа современной пьесы
Говорящее название. Как устроен театр «Школа современной пьесы»
«Школа современной пьесы» появилась в 1989 году, когда режиссер Иосиф Райхельгауз задумал создать собственный театр, где играли бы только пьесы, которые раньше нигде не ставились. В то время он плотно сотрудничал с «Современником» и Театром на Таганке, его хорошо знали зрители и уважали коллеги. За 10 лет до этого Иосиф Леонидович входил в состав режиссерской коллегии Театра имени Станиславского, но с этой должности его попросили уйти из-за… отсутствия московской прописки. Идея создать свой собственный театр зародилась уже тогда.
Прежде всего он задумался над тем, где его артисты будут репетировать и выступать, и приступил к поиску подходящего здания. Все это время рядом с ним были друзья и соратники — актеры Альберт Филозов и Любовь Полищук, именно они стояли у истоков «Школы современной пьесы». Втроем они много гуляли по центру Москвы, буквально исследовали каждую улицу. В итоге им приглянулся старинный особняк на углу Неглинной и Петровского бульвара. Обстоятельства сложились удачно, и в том же году Райхельгауз получил это здание.
203-летний особняк
Особняк, построенный в 1816 году, имеет славное прошлое. Именно здесь до революции располагался ресторан «Эрмитаж» под руководством легендарного повара Люсьена Оливье. Рецепт своего знаменитого салата, без которого сегодня не обходится практически ни одно застолье в нашей стране, он создал именно здесь. Вообще место было очень популярным: композитор Петр Чайковский праздновал здесь свою свадьбу, Федор Шаляпин выступал бесплатно для друзей, а писатель Иван Тургенев отмечал юбилей.
Одна из самых ярких страниц «Эрмитажа» — празднование Татьянина дня. Традицию ввели профессора и студенты Московского университета. В этот день было принято приезжать в ресторан и гулять до первых петухов. Пол застилали опилками, чтобы не запачкать, дорогую посуду меняли на дешевую — чтобы не жалко было бить. Гости много пили, пели и выкрикивали политические лозунги.
Ресторан просуществовал до 1917 года, затем в здании организовали Дом колхозника. Специалисты со всей страны проводили в нем слеты, могли остаться здесь на ночлег. Чуть позже в особняке открылся кинотеатр «Труд» на 400 мест. А перед войной сюда переехало издательство «Советская наука», которое потом переименовали в «Высшую школу». Выпускали в основном учебники для вузов.
Здание много ремонтировали в XIX веке. В начале ХХ столетия над ним работал известный архитектор Александр Бруни, который предложил провести сюда канализацию. После этого ремонт в особняке не делали больше ста лет — первая масштабная реконструкция закончилась совсем недавно.
«Школа современной пьесы»: начало
Едва получив здание, Райхельгауз и его команда приступили к репетициям первого спектакля — «Пришел мужчина к женщине» по пьесе Семена Злотникова. Премьера состоялась 27 марта 1989 года. Постановку наградили премиями за режиссуру и лучшие мужскую и женскую роли, их сыграли Альберт Филозов и Любовь Полищук.
Театр прогремел на весь город. Следующие премьеры — «Поджигатель» по Максу Фришу и «Все будет хорошо, как вы хотели» по Семену Злотникову — собирали полные залы. Еще через год «Школа современной пьесы» поехала на первые гастроли — сразу в Израиль. Спустя некоторое время Иосиф Райхельгауз поставил спектакль «А чой-то ты во фраке», где главные роли также сыграли Филозов и Полищук. В последующие годы стали проводить вечера Булата Окуджавы и музыкальные вечера, участвовать в разнообразных фестивалях. Первые концерты певицы и актрисы Елены Камбуровой также прошли на сцене этого театра.
В 1994 году — громкая премьера: актер и режиссер Сергей Юрский ставит спектакль «Стулья» по пьесе Ионеско в собственном переводе. Другая премьера — спектакль Райхельгауза по пьесе Николая Климонтовича «Без зеркал». В следующем году — еще несколько новых спектаклей. На сцене блистают Лев Дуров, Владимир Качан, Ольга Гусилетова, Мария Миронова, Михаил Глузский, Армен Джигарханян и другие.
В 1998-м спектаклем Райхельгауза «Любовь Карловны» по пьесе Ольги Мухиной открылась сцена «Зимний сад» на 200 зрителей. Тогда же в труппу пригласили новых артистов — выпускников актерской мастерской ВГИКа. Первое десятилетие театра в 1999 году отметили с большим размахом: на один вечер большой зал снова превратился в тот самый ресторан «Эрмитаж».
В 2000-е годы с театром начинает сотрудничать Евгений Гришковец. По его пьесе ставится спектакль «Город», который показывают на международных театральных фестивалях. С 2016-го драматург сам выходит на сцену в одной из самых аншлаговых постановок театра — «Пока наливается пиво».
В 2003-м «Школа современной пьесы» стала учредителем международного конкурса современной русскоязычной драматургии «Действующие лица». Лучшие спектакли включают в репертуар.
2009 год стал особенно звездным для театра: спектакль «Москва. Психо» Андрия Жолдака показали на фестивале «Золотая маска» в специальной программе Russian Case.
Пожар, ремонт и реставрация
В 2013 году в здании театра произошел пожар. Он начался во время спектакля в большом зале, как раз там, где был ресторан «Эрмитаж». Общая площадь пожара составила 500 квадратных метров. В огне погибли декорации и костюмы — не удалось спасти почти ничего.
Причиной пожара назвали короткое замыкание электропроводки. Правительство Москвы решило провести в здании капитальный ремонт и реставрационные работы.
Вскоре театру пришлось переехать в Дом культуры имени А.С. Серафимовича. Временно все репетиции и показы проходили там. Первый спектакль, представленный в тех стенах, — «Русское варенье» Иосифа Райхельгауза по пьесе Людмилы Улицкой. Чуть позже появилась постановка «Спасти камер-юнкера Пушкина», которая вошла в лонг-лист «Золотой маски».
Во время ремонта полностью поменяли оборудование. «Эрмитаж» превратился в зал-трансформер: с помощью новой системы поднимающихся частей сцены — плунжеров — можно регулировать высоту разных ее участков.
Сделали звукоизоляцию, позволяющую играть спектакли одновременно на всех сценах — раньше такой возможности в этом старинном особняке не было. Кроме того, увеличили количество гримерок и других необходимых помещений.
Ремонт закончился в 2019 году. Возвращение домой труппа отпраздновала, устроив веселое новоселье.
Что посмотреть
Тем, кто еще не был в «Школе современной пьесы», стоит начать знакомство с театром с иммерсивной постановки «На Трубе». Это исторический променад, во время которого артисты рассказывают о самом особняке, о знаменитых людях, которые здесь когда-то бывали, о происходивших здесь событиях. Гостей проведут по мраморным лестницам, покажут предметы, которые находятся здесь с позапрошлого века.
Визитная карточка — спектакль Иосифа Райхельгауза «Город», с которого началось сотрудничество театра с драматургом Евгением Гришковцом. Главный герой — человек, который не может разобраться в себе, в своих желаниях и целях. Во всей полноте его образ раскрывается через диалоги с отцом, женой и другом. «Город» — участник международных фестивалей. Режиссер получил за него премию Москвы. Впервые постановку показали в 2002 году, и до 2017-го она не сходила с афиш. В этом году показы возобновили.
Еще один спектакль Райхельгауза — «Спасти камер-юнкера Пушкина». В основе — одноименная повесть Михаила Хейфеца, ставшая призером международного литературного конкурса «О Петербурге в прозе и стихах». Главный герой — молодой человек Михаил Питунин, который с детства не любил стихи Пушкина. Однако он пересмотрел свое отношение, когда в его жизни появилась одна прекрасная пушкинистка. Именно этой постановкой 1 декабря открыли филиал «Школы современной пьесы» в Берлине. Начиная с сезона 2018/2019 года театр регулярно играет спектакли своего репертуара на сцене Российского дома науки и культуры в столице Германии.
«Ганди молчал по субботам» — первая премьера в историческом здании театра после ремонта. Спектакль поставил молодой режиссер Филипп Гуревич по одноименной пьесе Анастасии Букреевой. Главный герой — подросток Мот, у которого разводятся родители. Пережить распад семьи мальчику помогает мудрая бездомная по имени Лиза.
Пьеса — лауреат конкурса драматургов «Действующие лица» 2017 года. А Филипп Гуревич — лауреат программы «Класс молодой режиссуры» (2017). Учрежденный театром конкурс для молодых режиссеров ежегодно проходит при поддержке Департамента культуры Москвы.
Иосиф Райхельгауз более 30 лет преподает в ГИТИСе. В большинстве московских театров сегодня работают его выпускники разных лет.
Осенью 2018 года театр начал совместный проект с ГИТИСом под названием «Кафедра». Театр показывает на своей сцене наиболее удачные дипломные и курсовые работы студентов. Увидеть их можно в Белом зале».
О театре
Театр «Школа современной пьесы» был создан в 1989 году.
Основатель и художественный руководитель театра — народный артист России Иосиф Райхельгауз.
Репертуарная политика «Школы» абсолютно уникальна и полностью соответствует названию: здесь действительно ставят только современные пьесы, которые ранее не имели сценического воплощения.
Таким образом, «Школа современной пьесы» — театр мировых премьер.
За 32-летний период своего существования театр представил публике более 90 новых пьес.
Значительная их часть была написана драматургами специально для театра «Школа современной пьесы».
С театром сотрудничали Андрий Жолдак, Сергей Соловьев, Станислав Говорухин, Дмитрий Астрахан, Пламен Панев, Филипп Григорьян и многие другие известные и начинающие режиссеры.
Театр проводит Международный конкурс современной русскоязычной драматургии, на который ежегодно присылают пьесы авторы со всего мира. Каждый сезон пьеса, признанная лучшей, ставится на сцене «Школы» молодым режиссером, победителем конкурсной программы «Класс молодой режиссуры».
В афише театра сегодня – 22 спектакля.
Среди них – три по пьесам Евгения Гришковца. В том числе, постановки с уникальной сценографией: «Город» и «Дом», а также спектакль-импровизация «Подслушанное, подсмотренное, незаписанное»
«Спасти камер-юнкера Пушкина» – спектакль, вошедший в лонг-лист Национальной театральной премии «Золотая Маска», а также получивший премию газеты «Московский комсомолец» как лучший спектакль малой формы;
моноспектакль «Фаина.Эшелон», основанный на документальной повести Фаины Райхельгауз с Еленой Санаевой в главной роли
мелодрамы: «Лондонский треугольник» — постановка, рассказывающая о выдающихся деятелях русской культуры Герцене и Огареве, и «Дурочка и зэк» — трогательный спектакль по пьесе Владимира Лидского.
пронзительная постановка- история одного апокалипсиса в отдельно взятой семье «Ганди молчал по субботам»;
уникальный иммерсивный спектакль «На Трубе» — исторический променад с Чеховым, Толстым, Чайковским, Достоевским, Горьким и «Оливье»;
stand up-мелодрама «Непьеса на двоих» с Маратом Башаровым и Еленой Захаровой в главных ролях;
«Тот самый день» Дениса Азарова по пьесе Ярославы Пулинович с Валерией Ланской в главной роли.
В репертуаре театра много оригинальных музыкальных постановок, основанных на классических сюжетах.
Большое внимание театр уделяет детской аудитории.
Вот уже более 15 лет с аншлагом идут «Вредные советы» по знаменитой книге Григория Остера;
Изысканная сказка «Мышонок-суперсыщик»;
Осенью 2020 года сразу тремя премьерами открылся 32 театральный сезон.
10 и 11 октября состоялась премьера автобиографического спектакля Дмитрия Крымова «Все тут».
29 октября состоится премьера мелодрамы «Толстого нет» с Ириной Алферовой в главной роли;
06 февраля — премьера сатирической комедии «Задняя часть слона». В главной роли — Юрий Чернов.
В течение сезона вышли еще несколько премьер: «Авиатор» по роману Евгения Водолазкина и новая версия спектакля «Город» по пьесе Евгения Гришковца.
репертуар театра
Александр Меламид совместно с Frida Project Foundation и Московским театром «Школа современной пьесы» представляют уникальный перформанс «Close your mind, open your…
«Мужчина и женщина» — тема вечная и неисчерпаемая. В современном мире, где принципы толерантности корректируют отношение к гендерным различиям, эта традиционная…
Только один раз в театре «Школа современной пьесы» юбилейный концерт певца, артиста, импровизатора, интеллектуального и слегка безумного, остроумного и экстравагантного, лиричного…
Василий Мищенко представляет моноспектакль по своей автобиографической повести «Еще вчера». Повесть, опубликованная в 2017 году в английском литературном журнале «Русский колокол»,…
Проза Евгения Водолазкина — литературная сенсация последнего десятилетия. Доктор филологии, специалист по русскому средневековью, Водолазкин — настоящий писатель-философ, чьи книги посвящены…
Только что написанная пьеса Олега Маслова, представленная им в драматургическом конкурсе «Действующие лица», привлекла внимание худрука театра «Школа современной пьесы» Иосифа…
Проект “Библиотечник” — это про музыку, литературу, театр и про хорошую компанию. Представьте, что вы встретились с друзьями. За то время,…
Воспитывать детей на хороших примерах может любой. А театр «Школа современной пьесы» решил воспитывать детей на плохих примерах. И воспользовался для…
Новый проект Дмитрия Крымова по мотивам одной из самых известных пьес Торнтона Уайлдера «Наш городок» (она принесла ему Пулитцеровскую премию). Для…
История одного апокалипсиса ОТЗЫВЫ О СПЕКТАКЛЕ «Ганди молчал по субботам» — это история о взрослении. О том, как реальный жестокий мир…
«Город» — экзистенциальная драма современного человека, который пытается разобраться в себе, своих рефлексиях, поступках, разочарованиях и целях. Главному герою кажется, что…
В спектакле «Дом» по пьесе Евгения Гришковца зрителей ждет полная свобода. Вы сможете занять любое место в зале, где кресла установлены…
Пьеса Владимира Лидского привлекла внимание молодого режиссера Виктории Печерниковой своей человечностью и искренностью. История девушки «не от мира сего», которая больше…
Как трудна и неказиста жизнь российского артиста… Главный герой этой сатирической комедии — неудачливый актер, играющий в театре не Гамлета, не…
Почему датская? — задумается зритель. Неужели там будут звучать стихи датских поэтов? А может быть, это какой-то намек? Помните у Шекспира:…
«Лига Волшебников» — мистическое шоу фокусов и умопомрачительных трюков от лучших Иллюзионистов России, талант которых покорил сердца зрителей всех возрастов по…
Зимние праздники, как известно, самое волшебное время, когда настоящая магия витает в воздухе, а чудеса случаются буквально на каждом шагу. Мы…
В театре «Школа современной пьесы» идут только современные пьесы. И потому чаще всего героями спектаклей становятся современные люди, которые выглядят, как…
Пьеса Елены Коллеговой — лауреат Драматургического конкурса «Действующие лица — 2016» — первый случай за 15-летнюю историю конкурса, когда детская пьеса вошла…
Исторический променад с Чеховым, Толстым, Чайковским, Достоевским, Горьким и «Оливье» Лауреат театральной премии МК 2019 в номинации «Бродилка года» …
Пьеса «Непьеса» создана двумя известными драматургами – Еленой Исаевой и Фаридом Нагимом, которые до этого никогда не писали вместе. Да и…
Евгений Гришковец и Иосиф Райхельгауз придумали несколько сюжетов. Но пьесу писать не стали, а раздали эти сюжеты артистам с заданием: разыграть…
Игра с хрестоматийной комедией Александра Грибоедова в жанре ироничного мюзикла для драматических артистов. «Школа современной пьесы» имеет дело с живыми авторами…
ПРЕССА О СПЕКТАКЛЕ ОТЗЫВЫ О СПЕКТАКЛЕ Пьеса Ивана Вырыпаева «Солнечная линия» — попытка разобраться в отношениях между Барбарой и Вернером,…
Михаил Питунин не любил Пушкина. Тот ему всю жизнь испортил, начиная с детского сада: воспитательница так ругала Мишу за то, что…
В основу спектакля, выросшего из студенческой работы, легла повесть Чехова, принесшая успех самому писателю. Именно после публикации «Степи» в журнале «Северный…
Несколько дней из жизни семьи Льва Николаевича Толстого. Великий писатель прожил со своей женой Софьей Андреевной почти полвека. Она была прекрасной…
Мы живем в мире грехов и пороков… «Мужики здесь пьют, а бабы не рожают. А если и не пьют, то занимают…
Спектакль Иосифа Райхельгауза по документальной повести Фаины Райхельгауз. ПРЕССА О СПЕКТАКЛЕ «Многое из того, что приурочено к различным военным датам, к…
Повесть Н.В. Гоголя «Шинель» в смелой музыкальной интерпретации Иосифа Райхельгауза, который заставил героев петь, танцевать и даже кататься на коньках. Московский…
На Трубе
Лауреат театральной премии МК 2019 в номинации «Бродилка года»
Иммерсивный спектакль «На Трубе» – увлекательное путешествие во времени и пространстве. Удивительный особняк в центре Москвы, единственный дом на Трубной площади, сохранивший исторические стены и подлинные интерьеры, приоткрывает свои тайны. Волшебный экскурс в историю в сопровождении семи проводников, семи знаменитых артистов, каждый из которых выступает в классическом театральном амплуа, заставит ожить мифы и легенды конца XIX – начала XX столетия. Вы окажетесь рядом с великими людьми прошлого – Чеховым и Достоевским, Чайковским и Толстым, Горьким и Сувориным – в самые захватывающие моменты их биографий.
Фантастически красивые интерьеры 200-летнего Дома на Трубной: мраморные лестницы и колонны, хрустальные люстры, золоченая лепнина, подлинные зеркала позапрошлого века… Вы перенесетесь более, чем на столетие назад и окажетесь в ресторане «Эрмитаж» — самом модном месте Москвы рубежа XIX-XX веков. Здесь царил легендарный ресторатор Люсьен Оливье, придумавший культовый салат, который стал символом русской кухни. Вы попробуете его из рук самого автора…
В 1902 году Максим Горький устроил банкет по случаю премьеры спектакля по пьесе «На дне» в Московском Художественном театре
В 1897 году Антон Павлович Чехов встретился с издателем Сувориным. Встреча закончилась драматично…
Товарищество «Гостиница Эрмитаж Оливье» была самой дорогой ресторацией Москвы. Здесь готовили знаменитый салат.
«Татьянин день» — праздник Московского университета. В этот день начинались зимние каникулы. В этот день облик ресторана «Эрмитаж» менялся до неузнаваемости.
Знаменитую речь о Пушкине Федор Михайлович Достоевский читал на заседании Общества любителей русской словесности. Она понравилась не всем.
В гостинице «Эрмитаж» приезжим «нумера» не сдавались. Только на время.
В 1877 году Петр Ильич Чайковский отмечал свою свадьбу с девицей Антониной Милюковой. Супруги были женаты всю жизнь, но не прожили вместе ни одного дня.
Представление закончится в историческом зале «Эрмитаж», где вы встретитесь с Чеховым и Толстым. В финале вас ждет невероятное перемещение во времени: вы окажетесь в интерьерах знаменитого ресторана Оливье.
Мы ждем вас на самом историческом иммерсивном спектакле Москвы!
N.B. После начала спектакля двери Дома на Трубе закрываются. К сожалению, вы не сможете войти в здание в случае опоздания. Для переноса даты своего визита просим позвонить по телефону: 8-495-111-22-22
1 октября — ужин с Еленой Санаевой
2 октября — ужин с Вадимом Колгановым
3 октября — ужин с Иосифом Райхельгаузом
4 ноября — ужин с Александром Галибиным
5 ноября — ужин с Татьяной Веденеевой