актеры театра современник список и фото
Актеры театра современник список и фото
Режиссер, профессор, заслуженный деятель искусств РФ.
Образование: ДВИИ, Театральное училище им. Б. В. Щукина, аспирантура Российской академии театрального искусства (ГИТИС).
С 1991 по 2001 гг. служит в Московском Театре Юного Зрителя под руководством своих учителей Г. Н. Яновской и К. М. Гинкаса.
В 1993 г. — один из организаторов и руководителей первого фестиваля независимых театров России «Театр в поисках театра» в Сочи (Лазаревское).
С 1995 по 2001 гг. — художественный руководитель-директор Камчатского театра Драмы и Комедии.
С 2001 г. — преподаватель Школы-студии МХАТ
С 2002 г. — один из учредителей и директор Театрального фестиваля имени А.М.Володина «Пять вечеров» в Санкт-Петербурге.
С 2010 г. — руководитель режиссерской мастерской (магистерская программа) Школы-студии МХАТ.
С 2012 г. — руководитель актерского курса (мастерской) Школы-студии МХАТ.
С 2012 по 2019 гг. — художественный руководитель-директор Театрально-культурного центра им. Вс. Мейерхольда.
С 2016 г. — руководитель независимой театральной компании драматический театр «Июльансамбль» (на основе выпускного курса Школы-студии МХАТ).
Сотрудничает с театрами в России и зарубежом (Мастерская Фоменко, БДТ им. Г.А.Товстоногова, МХТ им. А.П.Чехова, Александринский театр, Театр Наций, Венгерский Национальный театр, Дюссельдорфский драматический театр и др.)
Участник и руководитель многочисленных научно-практических конференций, симпозиумов и лабораторий.
С 2020 года — художественный руководитель Московского театра «Современник».
Театральные премии и награды:
Лауреат премий: Станиславского, «Золотой маски»,
международного фестиваля «Контакт», Польский новый театр; «Новая драма»; «POST» (Венгрия); фестиваля театра и кино о современности «Текстура»; премии Олега Табакова; лауреат премии Михаила Царева и тд.
Кавалер ордена серебряного рыцарского креста Венгерской Республики;
В 2019 году — почетный посол венгерской культуры в России.
Две эпохи «Современника» в лицах и спектаклях
15 апреля исполняется 55 лет со дня основания непотопляемого «Современника». История легендарного театра началась в 1956 году с постановки пьесы Виктора Розова «Вечно живые», который вчерашние студенты школы-студии МХАТ играли в ночи на крошечных учебных подмостках.
На фото: сцена из спектакля по пьесе Евгения Шварца «Голый король».
На фото: сцена из спектакля по пьесе Евгения Шварца «Голый король».
На фото: Людмила Крылова и Петр Щербаков в сцене из спектакля «Вечно живые». 1964 год.
На фото: Людмила Крылова и Петр Щербаков в сцене из спектакля «Вечно живые». 1964 год.
На фото: Лилия Толмачева в спектакле «Вечно живые». 1966 год.
На фото: Лилия Толмачева в спектакле «Вечно живые». 1966 год.
На фото (слева направо): Лия Ахеджакова, Марина Неелова, Тамара Дегтярева, Екатерина Маркова, Валентин Гафт, Игорь Кваша, Валерий Хлевинский в спектакле «Спешите делать добро». 1981 год.
На фото (слева направо): Лия Ахеджакова, Марина Неелова, Тамара Дегтярева, Екатерина Маркова, Валентин Гафт, Игорь Кваша, Валерий Хлевинский в спектакле «Спешите делать добро». 1981 год.
10 умерших актеров из театра «Современник»: их помнят и продолжают любить
За годы существования театра «Современник» через него прошло десятки актеров. Некоторые из них умерли. В 2012 году ушел из жизни Игорь Кваша, в прошлом году не стало Нины Дорошиной, Юрия Рашкина, Анатолия Узденского. Это далеко не весь список.
Знаменитый драматический театр «Современник», основанный в 1956 году группой молодых выпускников школы МХАТ, находится на Чистопрудном бульваре города Москвы. Лидером и первым художественным руководителем учреждения был Олег Николаевич Ефремов.
Театр имеет огромное значение в культурном развитии СССР и России, в его репертуаре представлены спектакли на основе работ только современных авторов. За путь, длиной более 60-ти лет «Современник» выпустил несколько поколений замечательных актеров, многие из которых, к сожалению, уже ушли из жизни.
Вниманию читателя предлагаются истории самых знаменитых и талантливых актеров театра, не доживших до наших дней.
Людмила Иванова
Заслуженная артистка РСФСР, актриса театра и кино Людмила Ивановна Иванова, родившаяся в 1933-м, с 24-летнего возраста посвятила себя театру «Современник». Женщина покорила публику своей игрой, искусно перевоплощаясь в самые разные и интересные образы. За все время работы на сцене она сыграла более 40 разноплановых ролей, в том числе в таких легендарных спектаклях, как «Вечно живые», «Голый король», «Обыкновенная история».
Помимо работы в театре Людмила Ивановна снималась в кино и телесериалах, была автором многих бардовских песен, занималась преподавательской деятельностью. Артистка внесла неоценимый вклад в историю отечественного театра и продемонстрировала потрясающую преданность профессии.
Она умерла в 2016-м году по причине почечной недостаточности, церемония прощания была проведена в родном для нее театре «Современник».
Игорь Кваша
Одним из основателей театра являлся Игорь Владимирович Кваша́ — Народный артист РСФСР, советский и российский актёр и режиссёр театра и кино, телеведущий.
Игорь Владимирович родился в 1933 году, в 51-м молодой человек поступил в школу МХАТ, после ее окончания в 55-м на протяжении двух лет играл на сцене МХАТа им. М. Горького. В 57-м Кваша вместе с Галиной Волчек и Олегом Ефремовым стали основателями театра «Современник». Своей великолепной игрой и чувством каждого образа он быстро покорил публику.
За долгие годы актер сыграл в огромном количестве спектаклей и был ведущим актером театра. Самые интересные его роли:
Необычную фамилию актера знал почти каждый житель страны. Также мужчина исполнил множество ролей в кино, вел популярную передачу «Жди меня».
Скончался Игорь Владимирович на 80-м году жизни 30 августа 2012 года по причине серьезной болезни бронхов. Прощание с артистом состоялось на главной сцене театра «Современник».
Лилия Толмачева
Еще одним из основателей «Современника» являлась известная артистка театра и кино Лилия Михайловна Толмачёва.
После окончания школы девушка поступила в школу МХАТ, обучение в котором успешно завершила 50-м. С 52-го начинающая артистка служила в Саратовском ТЮЗ, а с 1955 по 56-й в Театре им. Моссовета.
С 56-го Толмачёва стала актрисой театра «Современник». С первых лет существования театра она была одной из ведущих его актрис, и играла в спектаклях по пьесам Розова «В поисках радости» и «Традиционный сбор», «Пяти вечерах» и «Старшей сестре» А. Володина. Самые известные ее роли — Елизавета Александровна в «Обыкновенной истории» И. Гончарова и Милда в «Крутом маршруте» Е. Гинзбург.
Женщина занималась также постановкой спектаклей, режиссерской деятельностью, играла в кино. Лилия Толмачёва умерла в 2013 году после продолжительной болезни.
Виктор Сергачев
Виктор Николаевич Сергачёв родился в 1934 году, после окончания школы он решил связать свою жизнь с театром и поступил в МХАТ, который закончил в 56-м. Проработал один год в труппе Центрального театра Советской армии, после чего стал одним из основателей театра «Современник».
Виктор Николаевич играл в репертуаре «Современника» таких спектаклях как: «Традиционный сбор» В. С. Розова, «На дне» М. Горького, «Оглянись во гневе» Д. Осборна. Мастерски вживаясь в роль, артист завораживал публику каждым выходом на сцену.
Талантливый актер много снимался в кино, работал в качестве режиссера. Виктор Сергачев умер в 2013 году от разрыва аорты.
Владимир Земляникин
Один из популярнейших отечественных актеров — Владимир Михайлович Земляникин родился в 1933-м. После Великой отечественной войны юноша занимался в городском Поступил в Щукинское училище, работал актёр Театра-студии киноактёра в Москве.
В конце 1950-х годов талантливый актер был одним из самых известных в СССР. Успех пришёл с ролью Сережи Давыдова в фильме «Дом, в котором я живу». В самый пик популярности в 59-м он пришел в «Современник». Работал, много снимался в кино, был занят в репертуаре и не собирался уходить в другие театры.
Владимир Земляникин скончался в 2016 по причине онкологической болезни.
Александр Вокач
Народный артист РСФСР, актер театра и кино Александр Андреевич Вокач родился в марте 1926-го. В 1951-м молодой человек окончил ГИТИС и стал актёром Курганского областного театра. В период с 1968 по 71-й работал режиссёром Калининского драматического театра.
С 1971-го мужчина стал актёром театра «Современник», где покорил публику великолепной игрой и исполнил свои самые яркие роли: Николая Чернова в спектакле «Вечно живые», Коровина в пьесе «С любимыми не расставайтесь», помещика Бориса Пищика в постановке «Вишневого сада».
Вокач исполнил ролей в кино, в «Современнике» играл до последних дней. Умер актер в 89-м по причине болезни сердца.
Николай Пастухов
Народный артист РСФСР, актер театра и кино Николай Исакович Пастухов родился в мае 1923-го, и очень рано увлекся театром – играл небольшие роли в школьном драмкружке. В возрасте 16 лет он поступил в театральную студию Бауманского дворца пионеров, а в 41-м начал обучение в Театральное училище им. Щепкина.
После окончания учебы молодой артист выступал на сцене Центрального театра Красной Армии, затем в Тамбовском драмтеатре. Стремление к главным ролям послужило переходу актера в 57-м в театр «Современник», но уже через год он вернулся родной Театр Советской Армии.
Мужчина регулярно снимался в кино, самые известные картины в его биографии: «От зари до зари» (Фёдор Васильевич Рожнов), «Свой среди чужих, чужой среди своих» (чекист Степан Липягин), «В день праздника» (Пантелеймон Дмитриевич Гринин).
Известный русский актер скончался в мае 2014-го в возрасте 91 года.
Анатолий Узденский
Народный артист РФ, актер театра и кино Анатолий Ефимович Узденский родился в 1952 году. После окончания школы юноша определился с будущей профессией и поступил в Новосибирское театральное училище.
С 82-го по 2004-й мужчина работал в Новосибирском драмтеатре «Старый дом», в 2005-м талантливый актер вступил в труппу театра «Современник». В репертуаре артиста такие роли как Пейдж в “Виндзорских насмешницах” Шекспира, Беккер в “Трех товарищах” Эриха Марии Ремарка, Василий Ефимович Чечков в “Джентльмене” А.И. Сумбатова-Южина.
Узденский исполнил огромное количество в отечественных фильмах и телесериалах, перевоплощаясь в абсолютно разные образы.
Артист скончался 12 августа 2018 по причине заболевания с сердечно-сосудистой системы.
Нина Дорошина
Нина Михайловна Дорошина — известная актриса, сыгравшая более 20 киноролей. Зрителям она запомнилась по комедии «Любовь и голуби», где предстала в роли Нины.
Талантливая актриса родилась в 1934-м, с ранних лет девочка увлеклась сценой и стала заниматься в театральном кружке. После окончания Щукинского училища, в 1959 году Дорошина вступила в труппу театра «Современник», которому посвятила всю жизнь. Она была одной из ведущих актрис, настоящим символом театра. На ее счету десятки ролей, самые узнаваемые из которых:
Женщина активно снималась в кино, играя второстепенные роли, занималась преподавательской деятельностью.
В 2018 году 21 апреля Нина Дорошина скончалась от тяжелого заболевания сердца. Прощание с умершей артисткой состоялось в театре «Современник».
Юрий Рашкин
Популярный актер и режиссер Юрий Леонидович Рашкин родился в 1945-м, после окончания школы поступил в МХАТ. Успешно завершив обучение в 1967-м, молодой человек стал работать в театре «Современник» и ленинградском Театре Комедии им. Акимова.
За 6 лет службы в «Современнике» он сыграл в 10 спектаклях театра. Среди постановок с его участием «Белоснежка и семь гномов», «Декабристы», «Ночная повесть», «Мастера» и другие.
Талантливый актер сыграл несколько небольших ролей в кино. В последние годы Рашкин занимался документальным кино, работал как режиссер и сценарист.
Знаменитый артист скончался в мае 2018 года.
Среди ветеранов «Современника» еще очень много умерших, погибать которым было рано: Олег Даль, Григорий Остин, Олег Табаков и другие известные артисты России и СССР. Светлая память…
Как родился «Современник». История театра в рассказах его основателей
19 декабря празднует день рождения Галина Волчек — режиссер, актриса и художественный руководитель театра «Современник». В качестве поздравления mos.ru подготовил большой материал с архивными снимками и историями из жизни «Современника», родившегося из неформальных бесед одного курса Школы-студии МХАТ с молодым преподавателем — Олегом Ефремовым.
Олег Ефремов начал преподавать в Школе-студии МХАТ в 1949 году. Еще не кинозвезда (до первого появления на экране — шесть лет), а вчерашний выпускник школы-студии, не принятый после окончания во МХАТ и служащий в Центральном детском театре (сейчас — РАМТ).
«Буквально после нескольких занятий каждый из нас в отдельности и все вместе пребывали в состоянии полного восторга от общения с ним. Он был человеком нашего поколения. Старше нас, конечно, но не настолько, чтобы эта разница стала чем-то существенным. Один из нас, но авторитетнее, значительнее, опытнее, умнее», — рассказывала Галина Волчек.
К середине 1950-х вокруг Ефремова, исповедовавшего идею борьбы с театральщиной в театре немодного тогда Станиславского, начал формироваться кружок особенно преданных учеников. Среди них были Галина Волчек, ее однокурсники Игорь Кваша, Светлана Мизери, Людмила Иванова, поступивший в школу-студию в 1954 году Евгений Евстигнеев, недавний выпускник Олег Табаков. Они много говорили о театре — и все соглашались с тем, что во МХАТе, задававшем в то время тон театральной жизни столицы, слишком мало внимания уделяется современным драматургам.
«Нас пугало, что свежий ветер современности редко врывается на ту самую сцену, которую Станиславский и Немирович-Данченко всегда стремились сделать вместилищем современных идей и современного человека», — писал в 1961 году Олег Ефремов.
И они начали делать свой театр. Пьесу Виктора Розова «Вечно живые», которая позже ляжет в основу фильма Михаила Калатозова «Летят журавли», а тогда еще мало кому была известна, предложил Ефремов. Актеров набрал среди своих любимых учеников и недавних выпускников. По ночам они тайно собирались в студии и репетировали до рассвета, а потом расходились по театрам, в которых работали.
«Не было денег на такси, а заканчивали, предположим, в четыре часа ночи и ждали открытия метро. И никогда это ожидание не было тягостным. Наоборот, тяжело было уйти, расстаться до завтра, хотелось, чтобы репетиции, общение не кончались никогда. А когда Ефремов снялся в “Первом эшелоне” и стал самым богатым в нашей нищенской компании, то практически весь свой скромный гонорар он потратил на такси, чтобы мы могли добраться домой», — вспоминала Галина Волчек.
Премьера тоже прошла ночью и тайно. Опасаясь критики, людей театра не пригласили. Зрителями первого спектакля будущего «Современника» стали студенты МГУ и МАИ. Несмотря на позднее начало, набился полный зал. Играть закончили к четырем утра.
«Принимали очень хорошо, что само по себе очень обрадовало. Возбужденные, мы ушли со сцены, и вдруг кто-то ворвался в гримерку: “Срочно все идите в зал! Там люди отказываются расходиться! Они хотят говорить с вами, обсуждать спектакль”. Получилось не обсуждение, а, скорее, стихийный митинг. “Вы не должны расходиться, потерять друг друга! Это будет театр нашего поколения! Вы должны его создать во что бы то ни стало!”», — делился впечатлениями Игорь Кваша.
Так появился «Современник» — тогда еще просто Студия молодых актеров. Своей сцены у него не было. Первые спектакли ставили на сцене школы-студии, позже — на сцене самого МХАТа, отыскав в советском трудовом кодексе лазейку: ведь работают же шабашники в колхозах, почему бы не стать такими шабашниками в театре, создавая по его заказу спектакли. Мхатовские светила молодых актеров не принимали.
«Однажды, представляя молодых актеров, кто-то сказал: “Вот они, наши будущие гробокопатели”. Формулировка мне очень понравилась, потому что она жестко соответствует жизненному содержанию. “Гробокопателей” из Студии молодых актеров не то что не привечали, их глухо и мрачно отторгали. Я даже не могу вспомнить кого-нибудь из мхатовских “первачей”, кто был бы чувственно заинтересован в нашем существовании», — говорил Олег Табаков.
Михаил Кедров, который тогда был художественным руководителем МХАТа, начал приходить на репетиции и вторгаться в режиссуру Ефремова — так вышло, например, в 1959 году со спектаклем «Пять вечеров» по пьесе Александра Володина. Молодым актерам, впрочем, удалось выпустить собственный спектакль, даже в двух редакциях — Олега Ефремова и Галины Волчек.
Ефремов поощрял желание актеров ставить спектакли, но его ученица взялась за постановку не из-за режиссерских амбиций, а из желания выручить товарищей. Несколько актеров, в числе которых был Станислав Любшин, оказались на грани исключения из труппы — мало проявляли себя в течение сезона. Было решено сделать свою версию «Пяти вечеров». Репетировать без режиссера сложно, и актеры попросили Волчек посмотреть, что у них получается.
«На сцену она в тот момент выходить не могла — ждала ребенка, а без дела тоже не могла, поэтому приходила в театр почти каждый день. Стороннего наблюдателя из Гали не получилось. Мы начали подробно и скрупулезно анализировать пьесу и взаимоотношения героев. Этот Галин анализ, положенный на нашу психофизику, на ее пристальнейшее внимание к индивидуальности артиста, привел к тому, что мы практически сделали другой спектакль», — отмечал Станислав Любшин.
«Пять вечеров» в редакции Галины Волчек понравились и Олегу Ефремову, и всей студии, и особенно — автору пьесы, только что приехавшему из Ленинграда, где свою версию той же пьесы ему показывал легендарный худрук БДТ Георгий Товстоногов. Актеры остались в труппе, спектакль — в репертуаре, а в театре появился новый режиссер.
В 1958 году Студия молодых актеров получила название «Современник», но так и осталась в статусе студии при МХАТе.
А к 1960-м напряжение между МХАТом и «Современником» достигло апогея — из театра, в недрах которого появилась студия, ее выдавливали. Студийцы выпустили слишком острый спектакль по «Голому королю» Евгения Шварца. Пресса ругала спектакль за безыдейность, а зрители валили на него валом. Прошел слух, что неудобную постановку, а вместе с ней и весь театр собираются закрыть. Тогда было принято отчаянное решение играть «Голого короля» каждый день до конца сезона на разных сценах.
«Сезон мы закончили душным вечером в помещении Театра-студии киноактера. Отыграли “Короля”, с гиком ворвались в грим-уборные, срывали с себя мундиры, шкуры, отлепляли парики и наклейки. Я соскреб с носа гуммоз и залепил его в стенку. За два месяца в жаркой летней Москве 1960 года мы сыграли, пропели, сплясали “Короля” около 50 раз. Но игра стоила свеч», — вспоминал Михаил Козаков.
Что будет дальше, не знал никто. Последней каплей стал прием, устроенный Никитой Хрущевым для работников культуры. Из всех руководителей московских театров не пригласили только Олега Ефремова. Нина Дорошина, игравшая в «Голом короле» принцессу, вела концерт, которым сопровождался прием. На нее была возложена важная функция: улучить момент, подойти к Хрущеву, объяснить ситуацию и попросить помочь. К первому секретарю ЦК КПСС пробиться не вышло, и расстроенной актрисе посоветовали обратиться к некой даме, стоявшей поодаль с Анастасом Микояном.
«Микоян посмотрел на меня и спросил: “А почему девочка плачет?” Элегантная дама тут же ответила ему: “Я знаю, почему девочка плачет, знаю, почему она ко мне подошла и о чем она меня хочет попросить”. И тут я сквозь слезы выдала какой-то поток слов: “Олега Николаевича не пригласили, театр закрывают из-за “Голого короля”, а там то-то, то-то, то-то…” Она остановила меня на полуслове: “Не волнуйтесь, не плачьте, вам же сегодня работать. И вам надо много работать. Я постараюсь помочь”. Этой дамой оказалась Екатерина Алексеевна Фурцева, которая вскоре стала министром культуры», — рассказывала Нина Дорошина.
15 апреля 1961 года «Современник» принимал первых зрителей на новой сцене — в своем собственном здании. Оно располагалось на площади Маяковского между памятником поэту и входом в ресторан «Пекин», но до наших дней не сохранилось — в 1974 году было снесено.
В 1965 году «Современник» получил статус театра, а не студии. Впервые Ефремов и его актеры вздохнули свободно: они уже были не шабашниками при МХАТе, а городским театром со штатным расписанием и финансированием.
Актеров «Современника» начали приглашать в кино. Чтобы съемки не мешали работе театра, Ефремов предложил эксперимент: сняться всем вместе. Он вывез половину труппы в Саратов и сам снял для «Мосфильма» картину о жизни рабочих, занятых на строительстве моста.
В основу лег документальный очерк Наума Мельникова, съемки проходили на фоне строительства реального моста, но интеллигентным московским актерам в образе представителей рабочего класса не поверили. Не понравились в Госкино и некоторые сцены — например, те, в которых рабочие пили. Фильм «Строится мост» не запретили, но присвоили ему категорию, не предполагающую широкий прокат.
«Чайка» стала последним спектаклем, поставленным Олегом Ефремовым в «Современнике». Вскоре он принял решение оставить пост руководителя. Перед уходом из театра, созданного в противовес засилью классики на сцене МХАТа, Ефремов обратился к классическому чеховскому тексту, одному из самых популярных.
Работа началась с вдумчивого чтения режиссерских тетрадей Станиславского, открывшего Чехова-драматурга, но, по словам Ефремова, не понимавшего его пьес. Как выяснилось, современные актеры тоже не очень хорошо представляют себе, что такое Чехов и как его играть. В 1972 году ефремовскую «Чайку» увидел польский режиссер театра и кино Анджей Вайда, приехавший в «Современник» по приглашению Галины Волчек ставить спектакль.
Лилия Толмачева, игравшая Аркадину, вспоминала, что Вайда был в восторге: «Утром прихожу на репетицию. Вайда берет меня за обе руки: “Лила, то гениально! Поверь мне. То гениально! Олег гений, ты, Лила, гений, спектакль — современный, умный. Так смешно, так смешно! — кричал он в восторге. — Все плачут, никто никого не слышит”. Он повторил дословно то, что говорил на репетициях Ефремов: “Никто никого не слышит! Лила, это главное, почему мы так живем”».
«Чайка» оставалась в репертуаре театра до начала 1990-х. Ее перестали показывать после смерти Евгения Евстигнеева, игравшего Дорна. Вводить в спектакль никого другого на эту роль не хотели.
Уход Ефремова во МХАТ, куда его пригласили на пост главного режиссера, почти вся труппа расценила как предательство. Разочаровавшись в идеалах оттепели, в современной режиссуре, он видел свой дальнейший путь в спасении МХАТа, к тому моменту находившегося в тяжелом положении. Ефремов предполагал, что «Современник» войдет в состав Художественного, но труппа распорядилась иначе.
«У зрителей эти два театра пользовались разным спросом: даже тогда, в период некоторого затишья, люди занимали очередь за билетами в “Современник” с ночи, а во МХАТ билеты продавались свободно, и зрительный зал нередко был, сформулирую осторожно, незаполненным», — отмечал Олег Табаков.
О назначении Олега Ефремова главным режиссером МХАТа и Олега Табакова директором «Современника» газеты написали одновременно. Художественное руководство взяла на себя несколько позже Галина Волчек.
«Я меньше всего на свете мечтала быть главным режиссером. Говорю как на духу. Но выхода тогда не было. Уговаривали меня долго и в результате уговорили. Наверное, сработало то, что Ефремов называл меня “самой партийной из всех”. Я никогда не была в КПСС, и никто и ни за что на свете не заставил бы меня вступить. Под “партийностью” он понимал паталогически развитое во мне чувство долга», — рассказывала Галина Волчек.
В 1970-е «Современник» начал работать с приглашенными режиссерами. Анджей Вайда ставил здесь «Как брат брату» по Дэвиду Рейбу, Питер Джеймс — шекспировскую «Двенадцатую ночь». А в 1973 году в Москву прибыл из Ленинграда прославленный Георгий Товстоногов, чтобы поставить спектакль «Балалайкин и Ко» по мотивам «Современной идиллии» Салтыкова-Щедрина. Написать по роману пьесу попросили еще одного мэтра — Сергея Михалкова. И он неожиданно согласился, сделал первый вариант, потом второй.
Спектакль получился острым, полным социальной сатиры и злободневных аллюзий — даже автор пьесы удивился. В «Современнике» волновались, что постановку не одобрят в управлении культуры.
«Накануне этого обсуждения я Михалкова попросила: “Сережа — я его уже тогда Сережей называла, — только наденьте, пожалуйста, звезду героя. ” Он со свойственной ему интонацией, где неотделимы были серьезность и ирония, ответил: “Да я с ней сплю. ” На обсуждение он опоздал. Вошел, когда ситуация уже начала накаляться, со словами: “Д-давненько с-самодержавие не получало такого с-сокрушительного удара!” А кто посмеет возразить против критики самодержавия?» — объясняла Елизавета Котова, завлит театра.
В 1974 году театр переехал еще раз — в новое здание на Чистопрудном бульваре, большое, просторное. На новой сцене начались новые режиссерские дебюты. В 1976 году актриса Лилия Толмачева поставила «Фантазии Фарятьева» по пьесе Аллы Соколовой.
Одноименный фильм с Мариной Нееловой и Андреем Мироновым начался, можно сказать, с этого спектакля.
На роль Любови сразу определили Неелову, Фарятьева играл Игорь Кваша, декорации сделал легендарный Давид Боровский, постоянно работавший с Юрием Любимовым в Театре на Таганке, а музыку заказали еще одной легенде — ленинградскому авангардисту Олегу Каравайчуку. Обсуждения шли по междугородней связи: Каравайчук слушал описания сцен, наигрывал что-то на рояле, напевал и выстукивал руками по столу. Получился шедевр.
«Дело шло к выпуску. Звоню: “Олег Николаевич, а когда вы приедете в Москву? Надо же все записать, нужен оркестр”. — “Я вам пришлю музыку, запишу кассету и пришлю”. Вот так мы и работали — только по телефону. Конечно, я волновалась. Но когда получила кассету — ни единого замечания, никаких переделок. Все так и звучало в спектакле», —вспоминала Лилия Толмачева.
В начале 1980-х «Современник» снова обратился к Чехову. Галина Волчек начала репетиции «Трех сестер». И как когда-то ее учитель, осознала, что молодые актеры не понимают, как играть Чехова: произносят монологи с интонациями школьных учителей литературы — «скучно, пафосно, пресно». С этим непониманием она столкнулась на репетициях обеих редакций «Трех сестер» — и в 1982 году, и в 2001-м, выпуская версию с обновленным составом.
«Помню, Чулпан Хаматова спросила меня на репетиции: “Почему три сестры не едут в Москву? Что им мешает? Купили бы билеты и поехали. ” Чулпан не тот человек, который нуждается в объяснениях. Это был поколенческий, возрастной вопрос, возникающий из чувства протеста, из неприятия шаблонов. Нам пришлось пройти тяжелый путь, прежде чем та же Чулпан поняла, что моя Ирина Прозорова, уж конечно, не благообразная миленькая девочка. Она бунтует против жизни вокруг, против себя самой, она готова сестре голову подушкой разбить. », — объясняла Галина Волчек.
«Три сестры» с музыкой Моисея Вайнберга и костюмами Вячеслава Зайцева до сих пор на сцене «Современника».
К концу 1980-х при «Современнике» появилась новая студия молодых актеров — «Современник-2», во главе которой встал Михаил Олегович Ефремов. Второй «Современник» образовался из курса Школы-студии МХАТ, на котором встретились дети основателей первого — Александра Табакова, Мария Евстигнеева, Михаил Ефремов.
В 1986 году они поставили учебный спектакль по «Заговору чувств» Юрия Олеши. Показали в школе-студии, на сцене молодежного объединения «Дебют» при «Ленкоме», в «Современнике». После показа Галина Волчек пригласила весь курс — 15 человек — в театр. «Современник-2» просуществовал всего три года, но за это время успел снискать любовь публики: на спектакль «Подвиг Геракла», как когда-то на «Голого короля», ломились зрители.
«Несмотря на отсутствие пафосного продолжения, считаю, что это было правильно и здорово. За что, безусловно, спасибо Галине Борисовне. Мы хотели, чтобы звучал наш собственный голос — и он звучал. Нравилось это кому-то или нет, неважно. Мы не играли в чужую игру. Были самими собой — со всеми плюсами и минусами. И мне кажется, мы были классными», — говорил Михаил Ефремов.
XX век «Современник» заканчивал спектаклем «Три товарища». Чтобы почувствовать себя людьми потерянного поколения, прошедшими войну, актеры смотрели военную хронику и общались с человеком, спасенным из плена во время чеченской войны. Позже он назовет это общение своим санаторием и лучшей реабилитацией.
Уже шли репетиции, когда выяснилось, что автомобиля «Карл», четвертого товарища героев ремарковского романа, нет. И тогда сотрудники одного из автомобильных заводов вручную изготовили машину специально для любимого театра. Этот автомобиль до сих пор выезжает на сцену в «Трех товарищах». Как говорит Галина Волчек, благодаря этому спектаклю театр узнал, что такое настоящее товарищество.
Чувство сопричастности зрителей, зародившееся на заре его становления, сохраняется и сегодня. К «Современнику» относятся как к доброму другу — тепло, с любовью и уважением.
В материале использованы фотографии из архива «Современника» и цитаты из книги, изданной театром к 50-летию (авторы-составители Евгения Кузнецова, Анна Шалашова и Екатерина Воронова).