актеры театра станиславского фото и фамилии
Как менялось руководство в главных московских театрах
Эдуард Бояков, Александр Ширвиндт, Кирилл Серебренников
Театр Ермоловой
В 1925 году выпускники студии при Малом театре основали передвижной театр, названный фамилией актрисы Марии Ермоловой. Двадцать лет спустя учреждение разместилось в здании Постниковского пассажа. В 1942 году худруком театра стал Андрей Лобанов, который перестал учить актеров и требовал, чтобы они сами придумывали решения для своих героев и чувствовали их. В энциклопедии «Кругосвет» приводится мнение артиста Всеволода Якута о методах работы Лобанова:
«Он начал истреблять то, что считал рудиментами нашего студийного прошлого, взяв курс на профессионализацию коллектива».
С 1990 по 2012 год худруком театра был Владимир Андреев. Перед тем, как уступить должность актеру и режиссеру Олегу Меньшикову, он открыл новую должность — президент театра. Это место закреплялось за возрастными актерами с сохранением зарплаты. Сам Андреев был президентом Театра Ермоловой с 2012 года до своей смерти в 2020-м.
Заняв посты худрука и директора, Меньшиков отремонтировал театр, построил новую сцену, убрал из репертуара 24 старых спектакля и организовал благотворительные постановки для помощи больным детям. При Меньшикове появилось мероприятие «Кино на сцене. Покровские ворота», в котором актеры читают текст со сцены, а на экране демонстрируются отрывки киноленты без актеров. В 2018 году режиссер Максим Диденко представил спектакль «Текст» в жанре «кибернуар» — эксперимент на стыке зарубежного кино пятидесятых и визионерских романов о проникновении технологий в человеческую жизнь.
21 августа 2021 года в СМИ появилось обращение уволенных из театра Ермоловой артистов к Владимиру Путину. Согласно письму, руководство решило «незаконно уволить» 29 сотрудников. Пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков заявил, что в Кремле знают об этом обращении, но вмешиваться в конфликт не будут. Позднее руководство театра назвало «домыслами» содержание письма, однако Меньшиков после его публикации сложил полномочия директора (но не худрука). Директором театра стал Сергей Кузоятов.
МХАТ им. Горького
МХАТ им Горького появился в 1987 году после разделения основанного Константином Станиславским и Владимиром Немировичем-Данченко учреждения на два театра. Более 30 лет во главе учреждения стояла советская актриса Татьяна Доронина, которая почти не меняла репертуар. В 2018 году МХАТ им. М. Горького возглавили Эдуард Бояков и его заместитель Захар Прилепин, а Доронину перевели на должность президента театра.
Художественный руководитель МХАТ имени М. Горького Эдуард Бояков, 2019 год
Актеры МХАТа рассказали «Газете.Ru», что только за первый год руководства Бояков «уволил или вынудил уволиться» больше 80 человек и привел около 50 новых сотрудников. Он предложил труппе перевестись на краткосрочные контракты и значительно изменил репертуар театра. Многие актеры жаловались, что их лишили ролей и стимулирующей надбавки, составляющей около трети зарплаты.
«После того, как мы не подписали переход на срочный договор, репертуар был изменен, и у меня ни одного спектакля не было. Сейчас это не просто дискриминация, это какой-то геноцид. Мало того, что у людей снимают зарплату, так еще эту часть зарплаты раздают другим, лояльным артистам, — сказала заслуженная артистка России Юлия Зыкова в 2019 году. — Идет разделение коллектива. Играют спектакли с лояльными артистами. Премьеры, которые были выпущены в прошлом году, ставятся по одному или два раза».
В 2021 году появилась информация о том, что Доронина направила Путину письмо с просьбой уволить Боякова. Она назвала худрука «непрофессиональным и бездарным». Народная артистка СССР обвинила Боякова в том, что он уничтожил репертуар театра и «выгнал» талантливых артистов. Подлинность письма подтвердили представители Дорониной.
«Если не назначить срочно нового директора, не пригласить талантливого худрука, любящих русскую литературу и подлинный реалистический, по Станиславскому сыгранный спектакль — все поглотит хулиганский, извращенный, пошлый и развлекательный эстрадно-цирковой балаган с матом и неграмотным, нерусским языком — и с проповедью уничтожения России», — было сказано в обращении.
Бывший актер МХАТа Александр Титоренко подтвердил «Газете.Ru», что с нынешним руководителем у артистки не сложились отношения из-за того, что он убрал из репертуара практически все ее постановки. По словам Титоренко, Доронина даже обращалась к Боякову, чтобы он не трогал спектакли и актеров, но худрук проигнорировал ее замечания. Во МХАТе претензии назвали «спланированной акцией» против нового руководства. В свою очередь в Кремле заявили, что не получали письмо Дорониной.
МХТ им. Чехова
Первым худруком второго театра, образованного после разделения МХАТа, стал Олег Ефремов. В 2000 году артист умер, и на смену ему пришел Олег Табаков. Он взял курс на классические произведения («Белая гвардия», «Вишневый сад», «Гамлет», «Господа Головлевы»), а также на современную драматургию (пьесы Ольги Мухиной, Василия Сигарева, братьев Пресняковых). Табаков привлек к работе в театре ведущих актеров (среди них — Ольга Яковлева, Марина Голуб, Дмитрий Назаров, Константин Хабенский, Михаил Пореченков, Алексей Кравченко, Ксения Лаврова-Глинка) и режиссеров (Сергей Женовач, Виктор Рыжаков, Владимир Машков, Кирилл Серебренников, Константин Богомолов, Лев Эренбург, Дмитрий Крымов и многие другие).
После смерти Табакова в 2018 году худруком МХТ был назначен Сергей Женовач. В 2021-м актеры и общественность возмутились снятием с репертуара театра спектаклей Константина Богомолова («Идеальный муж» и «Карамазовы») и Кирилла Серебренникова («Зойкина квартира»). Исполнительница главной роли в «Зойкиной квартире» Лика Рулла заявила «Газете.Ru», что постановка полюбилась зрителям и уже стала «классикой».
«Я не понимаю, чем руководствуется Сергей Васильевич [Женовач]. Наверное, у него далеко идущие планы — и он как руководитель видит перспективу, — сказала Рулла. — Кроме как досады и разочарования, у меня нет никаких эмоций по этому поводу. Я очень жалею, что ведется такая политика театра».
Сам Женовач объяснил, что отказ от некоторых старых постановок — это нормальная политика театров, без которой невозможно развитие.
«Современник»
Московский театр «Современник» основан в 1956 году выпускниками Школы-студии МХАТ. С 1956 по 1970 год худруком театра был Олег Ефремов, а с 1972 по 2019-й — Галина Волчек. Под ее руководством «Современник» впервые гастролировал по США в 1978 году. В 1997-м он стал первым зарубежным театром, получившим престижную награду «Drama Desk Award». После смерти Волчек в декабре 2019 года худруком театра стал заслуженный деятель искусств России Виктор Рыжаков. Он вычеркнул из репертуара «Современника» некоторые постановки, включая «Шагает солнце по бульварам», в которой звучат композиции Булата Окуджавы, Владимира Высоцкого и других. Летом 2020 года на закрытом сборе труппы актер Сергей Гармаш объявил, что уходит из театра. По его мнению, назначение Рыжакова худруком ведет к разрушению учреждения.
О театре
Создатели
Музыкальный театр им. К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко объединил оперные театры двух легендарных реформаторов сценического искусства Константина Сергеевича Станиславского и Владимира Ивановича Немировича-Данченко. Великих режиссеров не устраивала опера, представляемая как «концерт в костюмах». Они стремились, чтобы оперные спектакли были столь же живыми и содержательными, как спектакли драматические. В 1939 году в состав театра Немировича-Данченко вошла балетная труппа Викторины Кригер. О творческих устремлениях труппы говорит тот факт, что свое первое название труппа получила в честь Художественного театра и называлась «Московский Художественный балет».
Деятельность
Во все времена Музыкальный театр оставался более демократичным, чем бывшие императорские сцены, живым, жизнерадостным, открытым всему новому, и потому всегда пользовался любовью московской интеллигенции, студентов, настоящей театральной публики. Сегодня Музыкальный театр – оперно-балетная компания, стремительно движущаяся вперед. Профессионально, честно, талантливо, современно – вот ее принципы.
Музыкальный театр – один из первых режиссерских оперных театров в мире. Здесь, кроме его основателей – Станиславского и Немировича-Данченко – работали Всеволод Мейерхольд, Леонид Баратов и Лев Михайлов, ставили спектакли Вальтер Фельзенштейн, Гарри Купфер, Кристофер Олден и Петер Штайн. Единомышленниками режиссеров были крупнейшие дирижеры – Николай Голованов и Вячеслав Сук, Самуил Самосуд и Дмитрий Китаенко, Евгений Колобов и Геннадий Проваторов, а уже в недавнее время Марк Минковски, Альберто Дзедда, Александр Лазарев и Владимир Юровский. Балетной труппой руководили Николай Холфин, Владимир Бурмейстер и Дмитрий Брянцев, с труппой работали Федор Лопухов, Джон Ноймайер, Начо Дуато, Александр Экман, Анжелен Прельжокаж. Оперная и балетная труппы театра – не только собрание ярких индивидуальностей, но артисты, принимающие эстетическую позицию театра, его художественные идеи.
Важные вехи в истории
30 декабря 1918 года состоялась встреча артистов Большого театра с руководством и артистами Московского художественного театра. По усыпанной цветами мраморной лестнице Большого театра поднялись К.С. Станиславский, Вл.И. Немирович-Данченко, В.И. Качалов, И.М. Москвин. В их честь был исполнен «Экспромт-приветствие Художественному театру в честь основания Оперной студии при Большом театре под руководством К.С. Станиславского», сочиненный В.И. Садовниковым.
Первая страница рукописи «Экспромта-приветствия Художественному театру в честь основания Оперной студии при Большом театре под руководством К.С. Станиславского»
В январе 1919 года начала свою работу Оперная студия Большого театра под руководством К.С. Станиславского. На общем собрании артистов Большого театра было избрано правление Студии, в которое вошли певцы Конкордия Антарова, Александр Богданович, Сергей Мигай, Анатолий Минеев, Феофан Павловский, Виктор Садовников, дирижер Николай Голованов.
Занятия Студии проходили в квартире Станиславского в Каретном ряду (д. 4) и время от времени в Большом театре.
16 мая 1920 года — премьера оперетты Шарля Лекока «Дочь Анго» в Музыкальной студии Московского художественного театра (руководитель постановки — Вл.И. Немирович-Данченко, режиссер — В.В. Лужский, дирижер — В.Р. Бакалейников, художник — М.П. Гортынская).
Главные роли исполняли Казимира Невяровская (Клеретта Анго), Ольга Бакланова (Ланж), Александр Веселовский (Анж Питу), Владимир Лосский (Лариводьер), Владислав Щавинский (Помпонэ).
М.П. Гортынская. Эскиз декорации к оперетте «Мадам Анго»
В начале 1921 года К.С. Станиславского с семьей переселили из его дома в Каретном ряду в особняк в Леонтьевском переулке, выделенный для нужд Студии.
В 1921 году студийцы показали свои первые работы: «Вечер Римского-Корсакова» (театрализованные романсы, опера «Боярыня Вера Шелога», фрагменты из опер «Ночь перед Рождеством» и «Сказка о царе Салтане»), спектакль-концерт «Памяти Пушкина».
2 августа 1921 года на сцене МХАТ Оперная студия представила свою первую постановку — оперу Ж. Массне «Вертер» (постановка К.С. Станиславского и З.С. Соколовой, оформление М.П. Гортынской).
Распоряжение о передаче Студии дома в Леонтьевском переулке
12 апреля 1922 года прошла открытая генеральная репетиция оперы «Евгений Онегин» в постановке К.С. Станиславского. Среди зрителей – нарком просвещения Анатолий Луначарский, директор Большого театра Елена Малиновская, секретарь ВЦИК Авель Енукидзе, революционерка Вера Фигнер, артисты Большого и Художественного театров. В мае начались открытые показы. Опера исполнялась в помещении Студии под аккомпанемент рояля, без грима и костюмов.
24 ноября «Евгений Онегин» был исполнен в помещении Нового театра в сопровождении оркестра Большого театра. Музыкальное руководство спектаклем осуществлял Николай Голованов.
«Евгений Онегин» в постановке К.С. Станиславского. Спектакль в Леонтьевском переулке
В то время, как группа ведущих артистов Художественного театра находится на зарубежных гастролях, значительную часть репертуара театра составляют спектакли Музыкальной студии.
16 июня 1923 года на сцене МХАТ состоялась премьера комедии Аристофана «Лизистрата» с музыкой Р. Глиэра (руководитель постановки — Владимир Немирович-Данченко, режиссер — Леонид Баратов, художник — Исаак Рабинович, дирижер — Владимир Бакалейников). Спектаклю была посвящена статья Эм. Бескина «Пожар Вишневого сада» в журнале «Зрелища». Немирович-Данченко ответил на это в одном из следующих номеров журнала: «Сад сгореть может, но почва – никогда».
Макет декорации спектакля «Лизистрата», который демонстрировался на Всемирной выставке в Париже в 1925 году
В октябре 1925 года начались гастроли Музыкальной студии МХАТ в Западной Европе. Театр выступил в Берлине, Лейпциге, Праге и Бремене. После трансатлантического плавания труппа прибыла в США. Американские гастроли начались 12 декабря и продолжались до мая 1926 года. Спектакли проходили в Нью-Йорке, Бостоне, Филадельфии, Вашингтоне, Кливленде, Чикаго, Детройте.
Вл. И. Немирович-Данченко и артисты Музыкальной студии на корабле, плывущем в Америку
Согласно Постановлению Совнаркома от 16 июля 1926 года и Президиума ВЦИК от 16 августа того же года Оперной студии К.С. Станиславского и Музыкальной студии Вл.И. Немировича-Данченко было предоставлено помещение Дмитровского театра – Большая Дмитровка, 17 (с 1937 года по 1993 год – Пушкинская улица).
Первоначальный вариант договора аренды был рассчитан на семь лет. Согласно ему, две студии, получившие статус государственных театров, должны были давать не менее пяти спектаклей в неделю и минимум три бесплатных спектакля в дни советских праздников в течение года.
Фасад театра в довоенные годы
В декабре 1926 года в здании театра открылся Зал имени Моцарта на 400 человек. Работу по его созданию возглавлял заведующий музыкально-концертной частью Оперного театра им. Станиславского Н.И. Шувалов. Зал работал на протяжении 10 лет. В нем часто выступали ведущие музыканты Москвы, представляли собственные сочинения композиторы Дмитрий Шостакович, Рейнгольд Глиэр, Сергей Василенко, Александр Мосолов, проходили литературные вечера. Часто звучала музыка современных западных композиторов – Д. Мийо, П. Хиндемита, А. Казеллы, М. де Фальи.
Афиша Зала им. Моцарта на январь 1927 года
В отсутствие находившегося в 1926-27 годах за границей Немировича-Данченко Музыкальной студией руководил Леонид Баратов. Он начал свой путь в качестве актера студии, затем дебютировал в режиссуре. В 1931 году ушел из Музыкального театра, став режиссером, а затем и главным режиссером Большого театра. В послевоенные годы вновь вернулся на Большую Дмитровку уже в качестве главного режиссера Музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко.
Леонид Баратов (слева) на монтировке декораций
В 1930 году оба театра впервые ставят произведения советских композиторов. 31 марта Музыкальный театр им. Немировича-Данченко показывает музыкальное представление «Северный ветер» по мотивам пьесы В. Киршона «Город ветров», посвященной судьбе 26 бакинских комиссаров (композитор Лев Книппер, руководитель постановки — Владимир Немирович-Данченко, главный режиссер — Леонид Баратов, режиссер — Ксения Котлубай, дирижер — Онисим Брон, художник — Владимир Дмитриев).
16 декабря Оперный театр им. Станиславского играет премьеру оперы В. Дешевова «Лед и сталь» (текст Бориса Лавренева, режиссеры — Сергей Турмачев и Борис Вершилов, дирижер — Борис Хайкин, художник — Петр Вильямс).
Вл.И. Немирович-Данченко (стоит в центре) и руководители постановочной части на показе макета к спектаклю «Северный ветер»
15 мая 1933 года на сцене театра состоялась премьера балета «Соперницы» на музыку П. Гертеля (постановка труппы Московский художественный балет п/р Викторины Кригер). Новую версию балета «Тщетная предосторожность» создали балетмейстер Николай Холфин, режиссеры Борис Мордвинов и Павел Марков, дирижер Владимир Эдельман, художник Валентина Ходасевич.
На премьере присутствовал Немирович-Данченко, горячо одобривший спектакль. Благодаря успеху «Соперниц» Московский художественный балет сблизился с Музыкальным театром им. Вл.И. Немировича-Данченко и в дальнейшем вошел в его состав.
После премьеры балета «Соперницы»
24 января 1934 года Музыкальный театр им. Вл.И. Немировича-Данченко ставит оперу Д.Д. Шостаковича «Леди Макбет Мценского уезда» (спектакль получил название «Катерина Измайлова»).
«Я сдал почти одновременно – на расстоянии недели – две постановки: «Катерина Измайлова» – опера Шостаковича, молодого гениального композитора, и «Егор Булычов», пьеса Горького. Та и другая – с огромным успехом. В особенности опера», – пиcал в одном из писем вскоре после премьеры Вл.И. Немирович-Данченко.
В.В. Дмитриев. Эскизы костюмов Катерины (варианты)
В январе 1937 года здание театра было закрыто на реконструкцию, которая продолжалась почти два года. В это время Оперный театр им. Станиславского играл на сцене Театра им. Ленина (Трехгорный вал, 4). Музыкальный театр им. Немировича-Данченко давал спектакли в филиале МХАТ (ныне Театр Наций), а затем в освободившемся после закрытия Театра им. Мейерхольда здании на ул. Горького, 15 (сейчас Театр им. Ермоловой).
В результате реконструкции глубина сцены увеличена с 8,5 до 21,5 метра, ширина – с 13,5 до 25 метров, высота от трюма до колосников – с 12 до 25,5 метра. Высота зрительного зала увеличилась с 9 до 14 метров.
Зал театра после реконструкции
В марте 1938 года Станиславский пригласил на работу режиссера Всеволода Мейерхольда, чей театр в тот моменты был закрыт.
После кончины Станиславского Мейерхольд стал главным режиссером театра и занимал эту должность до своего ареста в июне 1939 года. Он принимал участие в репетициях спектаклей «Риголетто» и «Дарвазское ущелье». По инициативе и благодаря горячей поддержке Мейерхольда в репертуар театра была включена опера Сергея Прокофьева «Семен Котко».
Директор театра З.Г. Дальцев, В.Э. Мейерхольд и С.С. Прокофьев на прослушивании оперы «Семен Котко»
В 1939 году Музыкальный театр им. Немировича-Данченко поставил оперу Т.Н. Хренникова «В бурю» (руководитель постановки — Владимир Немирович-Данченко, режиссеры — Павел Златогоров и Павел Марков, дирижер — Евгений Акулов, художник — Борис Волков).
В одном из эпизодов спектакля на сцене появлялся Ленин. Это было первое в истории изображение вождя революции в оперном театре.
Сцена из оперы Т.Н. Хренникова «В бурю»
В июне 1940 года в Оперном театре им. К.С. Станиславского прошла мировая премьера оперы С.С. Прокофьева «Семен Котко». Работу над спектаклем начинал Всеволод Мейерхольд, после его ареста подготовку премьеры вела Серафима Бирман. Спектакль оформил художник Александр Тышлер, музыкальным руководителем постановки был главный дирижер театра Михаил Жуков.
Серафима Бирман (в центре) на репетиции спектакля «Семен Котко». Любительская фотография
22 октября 1941 года состоялась премьера балета «Штраусиана» в постановке Владимира Бурмейстера, а 21 декабря был показан спектакль-концерт «Герои русского народа».
С первых дней войны и до самого ее окончания артисты театра принимали участие в работе фронтовых бригад. Несмотря на сложные условия, продолжалась активная работа над новыми постановками и спектаклями текущего репертуара.
В течение 1942 года театр выпустил пять премьер: оперы «Мадемуазель Фифи», «Суворов» и «Чапаев», балет «Виндзорские проказницы» и оперетту «Цыганский барон».
Главный режиссер театра И.М. Туманов (справа) ведет репетицию спектакля «Бал-маскарад» в неотапливаемом зале. Зима 1942 года
В 1943 году состоялась премьера балета «Лола». Вскоре после окончания войны главный балетмейстер Владимир Бурмейстер и ведущая балерина театра Мария Сорокина стали лауреатами Сталинской премии 2-й степени за постановки, осуществленные в военные годы («Лола» и «Шехеразада»).
«Лола» С.Н. Василенко (с использованием музыки И. Альбениса, Э. Гранадоса, Э. Лекуоны.
Лола — М. Сорокина. Пэпэ – М. Андрианов, Антонио – А. Тольский, Чучо – Ю. Фанталов
9 мая 1945 года Музыкальный театр им. К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко показал балет «Лола». Группа артистов театра встретила в составе фронтовой бригады в Вене.
За годы войны артисты театра дали 770 концертов на фронте, 270 концертов в госпиталях, около 200 концертов в воинских частях.
Май 1945 года. Участники фронтовой бригады около памятника Бетховену на Центральном кладбище Вены. В группе слева стоят главный балетмейстер театра В.П. Бурмейстер и солистка балета А.Г. Крупенина
Первый детский спектакль в афише театра — балет И. Морозова «Доктор Айболит» в постановке Николая Холфина. Премьера состоялась 7 марта 1948 года.
Спектакль пользовался огромной популярностью и сохранялся в репертуаре более 30 лет.
В.Ф, Рындин. Эскиз декорации к балету «Доктор Айболит»
Главным художником театра назначен Александр Лушин. Он занимал этот пост до 1988 года, став одним из создателей визуального стиля Музыкального театра второй половины XX века. Постоянное сотрудничество связывало художника с Владимиром Бурмейстером, чьи балеты «Эсмеральда», «Лебединое озеро», «Охридская легенда»; «Вариации», «Болеро», «Карнавал», «Апассионата», «Белеет парус одинокий» он оформил.
При Лушине театр тесно сотрудничал с ведущими сценографами страны и открывал новые таланты.
А.Ф. Лушин в мастерской
Премьера балета «Эсмеральда» в постановке Владимира Бурмейстера стала первым опытом обращения театра к классическому наследию и показал выросшее мастерство труппы. Особый успех имели исполнители главных партий — замечательные актеры-танцовщики Виолетта Бовт (Эсмеральда), Алексей Чичинадзе (Феб), Александр Клейн (Клод Фролло), Виктор Терентьев (Квазимодо), Элеонора Кузнецова (Флер-де Лис).
«Эсмеральда» в постановке Бурмейстера идет и в наши дни, являясь самым старым спектаклем в репертуаре театра.
«Эсмеральда» Ц. Пуни, Р.М. Глиэра и С.Н. Василенко. Эсмеральда — В.Т. Бовт, Клод Фролло — А.А. Клейн
Спектакль «Семья Тараса» удостоен Сталинской премии 2-й степени за 1951 год. Лауреатами стали режиссеры Леонид Баратов и Надежда Кемарская, дирижер Самуил Самосуд, художник Борис Волков, исполнители главных ролей Владимир Канделаки, Тамара Янко, Юрий Юницкий, Татьяна Юдина, Сергей Ценин.
Опера Д.Б. Кабалевского рассказывает о событиях военных лет, оккупации и партизанской борьбе. Первая редакция оперы, поставленная в Музыкальном театре в 1947 году (режиссеры Павел Марков и Павел Златогоров), была подвергнута критике, и автор переработал свое произведение. Вторую редакцию оперы после увольнения Маркова и Златогорова поставил назначенный главным режиссером театра Леонид Баратов в сотрудничестве с Надеждой Кемарской.
Постановочная группа спектакля «Семья Тараса» (1951): Н.Ф. Кемарская, Л.В. Баратов, С.А. Ценин, С.А. Самосуд
25 апреля 1953 года театр показал премьеру балета П.И. Чайковского «Лебединое озеро» в постановке Владимира Бурмейстера. Главные партии исполняли Виолетта Бовт (Одетта и Одиллия), Алексей Чичинадзе (Принц), Александр Клейн (Ротбарт). Ажиотаж вокруг нового спектакля был столь велик, что несколько следующих месяцев в дни, когда шло «Лебединое озеро», у входа в театр дежурила конная милиция.
На премьеру отозвались многие крупнейшие деятели балета. Газета «Советское искусство» опубликовало отзыв Галины Улановой: «Спектакль взволновал и обрадовал меня своей свежестью и новизной… «Лебединое озеро» в Театре имени К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко показало нам, как плодотворны могут быть искания художника и в области старого классического балета, где, казалось, уже все раз и навсегда установлено».
Сцена из балета «Лебединое озеро» (1953)
В октябре 1954 года театр выехал на длительные гастроли в Китайскую Народную Республику. Были показаны оперные и балетные постановки: «Евгений Онегин», «Запорожец за Дунаем», «В бурю», «Лебединое озеро», «Эсмеральда», «Доктор Айболит». Состоялся 71 спектакль, было дано 20 концертов. Руководство театра принял Мао Цзедун.
Директор Музыкального театра Г.И. Поляков (в центре) на приеме у Мао Цзедуна (слева)
В июне-июле 1956 года прошли гастроли балетной труппы театра в Париже. Это было первое знакомство западной публики с советским балетом. На сцене театра Шатле были показаны балет «Лебединое озеро» и две концертные программы, в которые были включены одноактный балет «Штраусиана», крупные фрагменты из балетов «Бахчисарайский фонтан», «Эсмеральда», «Виндзорские проказницы», «Берег счастья», па-де-де из балета «Баядерка», концертные номера.
Через 4 года после гастролей Владимир Бурмейстер был приглашен в Парижскую оперу и перенес на сцену Гранд-опера свою версию «Лебединого озера».
Страница буклета гастролей Музыкального театра в Париже
6 ноября 1957 года состоялась московская сценическая премьера оперы С. Прокофьева «Война и мир» (музыкальный руководитель постановки — Самуил Самосуд, дирижер — Александр Шавердов, режиссеры-постановщики — Леонид Баратов и Павел Златогоров, художник Борис Волков, военные костюмы Вячеслава Вавры). Это была первая в истории постановка всех 13 картин оперы. Спектакль отличался свежестью взгляда на исторические события и стал одним из первых художественных знаков начинавшейся «оттепели».
Сцена из оперы «Война и мир». 1957
В августе 1960 года главным режиссером театра был назначен Лев Михайлов. Он занимал этот пост на протяжении 20 лет.
В годы работы Михайлова Музыкальный театр возвратил себе славу лаборатории современной оперы, поставив «Катерину Измайлову» Д. Шостаковича, «Любовь к трем апельсинам» С.. Прокофьева, «Виринею» С. Слонимского,»Кола Брюньона» Д. Кабалевского, «Любовь д’Артаньяна» М. Вайнберга и целый ряд других произведений отечественных композиторов, а также оперы «Водоворот жизни» Э. Сухоня, «Хари Янош» З. Кодаи, «Порги и Бесс». Дж. Гершвина.
Главный режиссер театра Л.Д. Михайлов и художник В.Я. Левенталь в период работы над спектаклем «Хари Янош»
В 1963 году Льву Михайлову удалось вернуть на сцену находившуюся долгие годы под негласным запретом оперу Дмитрия Шостаковича «Леди Макбет Мценского уезда». Созданная композитором вторая редакция получила название «Катерина Измайлова».
Д.Д. Шостакович и Л.Д. Михайлов на поклонах после премьеры спектакля «Катерина Измайлова»
В 1969 году состоялась премьера оперы Ж. Бизе «Кармен» в постановке немецкого режиссера Вальтера Фельзенштейна. На протяжении нескольких десятилетий Музыкальный театр и созданный Фельзенштейном берлинский театр «Комише Опер» связывала тесная дружба. Регулярно проходили обменные гастроли, солисты «Комише Опер» часто выступали в Москве, а солисты Музыкального театра — в Берлине. Вслед за Фельзентейном постановки в Москве осуществили главный балетмейстер «Комише Опер» Том Шиллинг («Черные птицы», «Образы и звуки) и режиссер Гарри Купфер («Похищение из сераля»).
Вальтер Фельзенштейн (справа), Эмма Саркисян и Вячеслав Осипов на репетиции оперы «Кармен» в театре «Комише Опер»
В 1970 году главным дирижером театра был назначен Дмитрий Китаенко. За шесть лет работы в театре им в качестве музыкального руководителя были поставлены балет С. Прокофьева «Золушка» (1971), оперы «Богема» Дж. Пуччини, «Алеко» С. Рахманинова, «Мавра» И. Стравинского (все — 1973), «Пиковая дама» П.И. Чайковского (1976).
Д.Г. Китаенко за пультом
Преемником Владимира Бурмейстера на посту главного балетмейстера стал Алексей Чичинадзе — в прошлом ведущий танцовщик театра, первый исполнитель главных мужских партий во многих балетах Бурмейстера. Чичинадзе возглавлял балетную труппу до 1984 года. Среди его постановок: «Золушка» С. Прокофьева, «Дон Кихот» Л. Минкуса, «Коппелия» Л. Делиба, «Степан Разин» Н. Сидельникова, «Шакунтала» С. Баласаняна, «Риварес» С. Цинцадзе, «Сюита из балета «Гаянэ»» А. Хачатуряна, Также поставил оперу П.И. Чайковского «Иоланта»
А.В. Чичинадзе на репетиции балета «Степан Разин»
В 1972 году состоялись первые гастроли балетной труппы в Японии. Японская публика восторженно приняла артистов Музыкального театра. В 1974 году турне было повторено и стало традиционным. Гастроли проходили в 1976, 1984, 1987, 1991, 1993, 1995, 1997, 2000 годах и были продолжены в XXI веке.
Труппа Музыкального театра уезжает из Японии. Прощальная фотография
25 декабря 1976 года состоялась премьера оперы П.И. Чайковский «Пиковая дама» (дирижер — Дмитрий Китаенко, режиссер — Лев Михайлов, художник — Николай Золотарев). Необычное решение спектакля (была выпущена первая сцена с детьми в Летнем саду, квинтет «Мне страшно» звучал без слов в записи, действие было перенесено в середину XIX века) вызвало острые споры. Через год после премьеры в газете «Советская культура» была опубликована статья «Нужно ли улучшать Чайковского?». Спектакль удалось отстоять и сохранить в репертуаре.
Н.Н. Золотарев. Эскиз декорации к спектаклю «Пиковая дама»
В 1982 году главным режиссером театра был назначен Иоаким Шароев. Среди поставленных им спектаклей — две музыкальные комедии Тихона Хренникова: «Доротея» (1983) и «Золотой теленок» (1985). В состав постановочных групп обоих спектаклей входили также главный дирижер театра Владимир Кожухарь и главный художник Александр Лушин.
После премьеры оперы Т.Н. Хренникова «Доротея». Сидят: В.А. Канделаки, Т.Н. Хренников, Л.К. Захаренко, И.Г. Шароев: стоят: В.М. Кожухарь, Л.И. Болдин, А.Ф. Лушин
Главным балетмейстером театра стал Дмитрий Брянцев. Воспитанник ленинградской школы балет сумел сохранить классические традиции труппы и расширил репертуар оригинальным авторскими постановками.
Д.А. Брянцев и солист балета В.П. Кириллов за кулисами театра
Главным дирижером театра назначен Евгений Колобов. Под его руководством были поставлены «Пират» В. Беллини и «Борис Годунов» М. Мусоргского. В 1991 году в результате конфликта внутри коллектива из театра вслед за Колобовым ушла большая группа артистов оркестра и хора, а также несколько солистов и работников постановочной части. Ими был основан театр «Новая опера».
Е.В. Колобов ведет репетицию
Главным режиссером театра назначен Александр Титель. Выпускник режиссерской мастерской Льва Михайлова в ГИТИС получил известность, работая в Свердловске. Оперная труппа Музыкального театра под его руководством превратилась в один из лучших в стране ансамблей солистов, способный решать самые сложные художественные задачи.
Одним из постоянных участников московских премьер Александра Тителя («Эрнани», «Богема», «Кармен», «Летучая мышь», «Так поступают все женщины») стал дирижер Вольф Горелик.
Режиссер А.Б. Титель и дирижер В.М. Горелик на репетиции
В 1992 году главным художником театра назначен Владимир Арефьев. Среди оформленных им спектаклей — балеты Дмитрия Брянцева «Призрачный бал», «Укрощение строптивой», «Суламифь», «Саломея», «Лебединая песня», «Ковбои» «Скифы», оперные постановки Александра Тителя «Эрнани», «Кармен», «Обручение в монастыре», «Летучая мышь», «Золотой петушок», «Травиата» и «Так поступают все женщины», «Майская ночь», «Севильский цирюльник», «Война и мир», «Любовь к трем апельсинам», «Енуфа», «Влюбленный дьявол».
Во время премьеры балета «Суламифь». Д.А. Брянцев представляет гостям театра В.А. Арефьева
Генеральным директором театра назначен Владимир Урин. Под его руководством была проведена масштабная реконструкция театрального комплекса, получившего современное техническое оснащение.
В.Г. Урин в рабочем кабинете
В январе 1996 года, в год столетия мировой премьеры, Музыкальный театр поставил оперу Дж. Пуччини «Богема». Этот спектакль представил публике новое поколение оперных солистов театра. В премьере приняли участие Ольга Гурякова, Хибла Герзмава, Ахмед Агади, Евгений Поликанин, Андрей Батуркин и другие певцы, моментально вошедшие в число наиболее известных лиц столичной оперной сцены.
Художники Ирина Акимова и Юрий Устинов, участники премьерного спектакля и Александр Титель
В марте 1996 года состоялось первое в истории вручение премий «Золотая Маска» в области оперы и балета. Лучший спектакль в опере — «Эрнани», лучший балетмейстер — Дмитрий Брянцев. Уже в следующем году Александр Титель получил приз за лучшую режиссуру.
А.Б. Титель получает премию «Золотая Маска» за спектакль «Богема».
В 2001 году началась масштабные строительные работы, в результате которых площадь театра увеличилась почти в три раза. В глубине участка было построено 7-этажное здание административно-репетиционного корпуса, в котором разместились балетные классы, репетиционные помещения хора и оркестра, мастерские, склад костюмов.
В 2003-06 годах проходила реконструкция исторического здания театра. Сцена была оснащена современным техническим и световым оборудованием, расширен карман сцены, соединенный с подземным хранилищем декораций.
Строительная техника ведет демонтаж обветшавших конструкций
Спектакль «Мадам Баттерфляй» удостоен премии «Золотая Маска» в номинациях «Лучший спектакль в опере», «Лучшая работа режиссера» (Людмила Налетова), «Лучшая работа художника» (Елена Степанова), «Лучшая женская роль в опере» (Ольга Гурякова). Фестиваль проходил в Санкт-Петербурге в честь 300-летия основания города. Конкурсный спектакль, которым дирижировал Ара Карапетян, был показан на сцене Маринского театра.
Сцена из спектакля «Мадам Баттерфляй». Чио-Чио-сан — Ольга Гурякова, Сузуки — Елена Максимова
Прошел первый Международный фестиваль современного танца DanceInversion. Он объединил проводимые театром с конца 1990-х годов Американский фестиваль современного танца ADF-Russia и Европейский фестиваль современного танца. Участниками форума стали труппы из России, Франции Нидерландов, США, Канады, Китая, Австралии. В рамках фестиваля состоялись творческие встречи, видеопоказы, мастер-классы.
Фестиваль DanceInversion стал регулярным и занял важное место в культурной жизни Москвы.
Флаер первого фестиваля DanceInversion
В 2004 году главным дирижером театра назначен Феликс Коробов. Им осуществлены мировые премьеры опер «Гамлет (датский) (российская) комедия» В. Кобекина, «Песни у колодца» Е. Лангер, «Слепые» Л. Ауэрбах, российские премьеры «Сократа» Э. Сати и «Бедного матроса» Д. Мийо, московская премьера «Медеи» Л. Керубини. По его руководством поставлены оперы «Евгений Онегин» Чайковского, «Майская ночь» Римского-Корсакова,»Травиата», «Сила судьбы», «Аида», «Макбет», «Отелло» Верди, «Вертер» и «Манон» Массне, «Война и мир» Прокофьева, «Итальянка в Алжире» Россини, «Царь Эдип» Стравинского, «Замок герцога Синяя Борода» Бартока. Среди балетных постановок: «Золушка» (хореограф О. Виноградов), «Каменный цветок» (хореограф Ю. Григорович), «Чайка», «Русалочка», «Татьяна» (хореограф Дж. Ноймайер). Под руководством Феликса Коробова оркестр выступает на престижных концертных площадках, в том числе в Большом зале Московской консерватории.
Ф.П. Коробов за пультом
2 и 3 сентября 2006 года прошли торжественные гала-концерты, посвященные открытию Основной сцены после капитальной реконструкции. В концертах приняли участие солисты оперы, балета, хор и оркестр театра. Дирижеры – Феликс Коробов, Вольф Горелик, Георгий Жемчужин, Владимир Басиладзе. Постановщики концертной программы – Александр Титель и Михаил Лавровский.
Зрительный зал театра во время гала-концерта
В декабре 2006 года в Московском международном доме музыки впервые прозвучала опера М.С. Вайнберга «Пассажирка». Это произведение, посвященное событиям военных лет, было создано в конце 1960-х годов и ждало своего часа более 30 лет. Первыми исполнителями «Пассажирка» стали солисты, хор и оркестр Музыкального театра им. К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко под управлением Вольфа Горелика.
Сцена из оперы «Пассажирка». Марта — Наталья Мурадымова, Кристина — Элла Фейгинова
В марте 2007 года прошла премьера балета «Чайка» в постановке Джона Ноймайера. Первый опыт сотрудничества с одним из ведущих европейских хореографов стал удачным и положил начало многолетним партнерским отношениям с Гамбургским балетом. В дальнейшем Джон Ноймайер осуществил еще две постановки на сцене Музыкального театра: в 2011 году увидела свет «Русалочка», а в 2014 — «Татьяна».
Джон Ноймайер в классе Музыкального театра на репетиции балета «Чайка»
Программа одноактных балетов «Хореографические шедевры XX века» положила начало серии премьер одноактных балетов современных хореографов. Музыкальный театр первым в России включил в свой репертуар постановки Начо Дуато («В лесу/Na floresta», «За вас приемлю смерть»), Иржи Килиана («Маленькая смерть», «Шесть танцев», «Бессонница», «Восковые крылья»), Йормы Эло («Затачивая до остроты», «Первая вспышка»).
Начо Дуато и солисты Музыкального театра на репетиции балета «В лесу/Na floresta»
В июне 2011 года на сцене театра прошел Международный конкурс вокалистов «Operalia», учрежденный всемирно известным тенором Пласидо Доминго. Россия впервые принимала этот конкурс, ежегодно меняющий место проведения.
Участники третьего тура выступали в сопровождении оркестра Музыкального театра, которым дирижировал Пласидо Доминго. Лауреатами первых премий стали сопрано Претти Йенде (ЮАР) и тенор Рене Барбера (США).
Пласидо Доминго поздравляет победительницу конкурса «Operalia» Претти Йенде
В год 200-летия Отечественной войны 1812 года театр вновь обратился к оперной эпопее С.С. Прокофьева «Война и мир» (дирижер — Феликс Коробов, режиссер — Александр Титель, сценограф — Владимир Арефьев, художник по костюмам — Ольга Поликарпова). В массовых сценах уникальной по масштабам постановки было занято около 500 человек. «Портретом человечества» назвала постановку Музыкального театра газета «Ведомости». Видеозапись спектакля транслировалась телеканалом «Культура» и порталом «Operavision».
Изготовление костюмов для спектакля «Война и мир» в пошивочной мастерской театра
Постановка балета Л. Делиба «Коппелия» (2012) стала первой встречей театра с хореографией Ролана Пети. Под руководством Игоря Зеленского балетная труппа театра ставит «Майерлинг» и «Манон» Кеннета Макмиллана, «Баядерку» в редакции Наталии Макаровой, готовит программы одноактных балетов Джерома Роббинса и Фредерика Аштона.
Балетмейстер-постановщик Луиджи Бонино, художественный руководитель балета Игорь Зеленский, исполнители главных партий в балете «Коппелия» Кристина Шапран и Сергей Полунин после премьеры
В 2013 году театр впервые исполняет произведение Рихарда Вагнера. Оперу «Тангейзер» поставил латвийский режиссер Андрейс Жагарс. Вместе с ним работала его постоянная постановочная группа: сценограф Андрис Фрейбергс, художник по костюмам Кристине Пастернака, видеохудожник Инета Сипунова, художник по свету Кевин Вин-Джонс. Музыкальным руководителем постановки стал французский дирижер Фабрис Боллон.
Постановочная группа спектакля «Тангейзер» и артисты после премьеры
Продолжая историческую тему, начатую постановкой оперы «Война и мир», театр обратился к «Хованщине» М.П. Мусоргского. Спектакль удостоен премии Москвы в области литературы и искусства и Национальной театральной премии «Золотая маска»
Дирижер Александр Лазарев беседует с исполнителями ведущих партий в опере «Хованщина» и хормейстерами в перерыве между репетициями
В феврале 2016 года на Малой сцене театра прошли показы новых работ молодых хореографов, созданных в рамках проекта «Точка пересечения». Наибольший резонанс имел танц-спектакль «Чай или кофе?», созданный Андреем Кайдановским. Эта работа была номинирована на премию «Золотая маска», а хореограф продолжил сотрудничество с театром, поставив уже на Основной сцене одноактный балет «Пижамная вечеринка».
Проект «Точка пересечения» стал традиционным и проходит ежегодно.
Сцена из спектакля «Чай или кофе?»
В июне 2016 года генеральным директором театра назначен Антон Гетьман, до этого времени работавший в Большом театре. По инициативе нового директора был создан отдел образовательных программ «Студия МАМТ», началась серия видеопоказов «Опера на экране». Среди международных проектов театра — копродукции с театром «Ла Монне» (Бельгия) и фестивалем в Экс-ан-Провансе (Франция).
В январе 2017 года балет Музыкального театра возглавил Лоран Илер — прославленный французский танцовщик, этуаль Парижской оперы. За время работы Лорана Илера в репертуар балетной труппы вошли постановки Сержа Лифаря («Сюита в белом»), Джорджа Баланчина («Серенада», «Кончерто барокко»), Уильяма Форсайта («Вторая деталь»), Пола Тейлора («Ореол»), Триши Браун («О, сложная…»), Охада Нахарина («Минус 16»), Александра Экмана («Тюль») и других известных хореографов.
Лоран Илер в репетиционном классе
В декабре 2017 года на Малой сцене театра впервые проходят показы оперной лаборатории «КоOPERAция» (кураторы — Наталия Сурнина и Екатерина Василева). В работе над новыми оперными сочинениями встречаются молодые российские композиторы и драматурги.
Мировая премьера оперы А.К. Вустина «Влюбленный дьявол». Музыкальный руководитель постановки — Владимир Юровский, режиссер Александр Титель, художник Владимир Арефьев. В главных партиях — Дарья Терехова (Бьондетта), Антон Росицкий (Альвар).
Проверка бутафорской шагающей черепахи перед репетицией оперы «Влюбленный дьявол»
Премьерой оперы И.Ф. Стравинского «Похождения повесы» в постановке Саймона Макберни началось сотрудничество театра с фестивалем в Экс-ан-Провансе.
Репетиция оперы «Похождения повесы»
В 2019 году балетная труппа театра первой в России включает в свой репертуар хореографию Рудольфа Нуреева. Перенос на российскую сцену балета «Дон Кихот» осуществил Лоран Илер. Декорации и костюмы Николаса Георгиадиса выполнены по образцам, предоставленным Парижской оперой.
Образцы тесьмы для мужских костюмов для спектакля «Дон Кихот» в пошивочном цехе театра
Март 2020. Работа над балетом «Aurea» в постановке Гойо Монтеро прервана из-за пандемии коронавируса COVID-19. Репетиции остановлены. Мировая премьера, назначенная на 28 марта, отложена.
Гойо Монтеро (справа) на репетиции балета «Aurea»