актеры тихого дона 1957 года
Фильм «Тихий Дон»: актеры и судьба
В 1957 году в СССР экранизировали роман Михаила Шолохова “Тихий Дон”. Фильм, который снимали в ростовском городе Каменске и его окрестностях, рассказывает об истории донского казачества.
Как сложилась судьба актеров фильма “Тихий Дон”, а также их фото тогда и сейчас — в материале 24СМИ.
Элина Быстрицкая (1928–2019)
Несмотря на то, что после Сергея Герасимова “Тихий Дон” несколько раз экранизировали другие режиссеры (Сергей Бондарчук в 1992-м и Сергей Урсуляк в 2015-м), Аксинья в исполнении Элины Быстрицкой осталась идеалом в глазах зрителей.
Невзирая на невероятную популярность, личная жизнь актрисы не сложилась. Она 27 лет прожила в браке с Николаем Кузьминским, но как только узнала о его измене, сразу подала на развод. После этого звезда одна жила в собственном доме в Подмосковье, иногда давала концерты с песнями военных лет и выступала на сцене театра. Детей у нее не было. В 2019 году она скончалась в московской больнице, находясь в тяжелом состоянии.
Петр Глебов (1915–2000)
До “Тихого Дона”, где Петр Глебов сыграл Григория Мелехова, он исполнял в основном роли эпизодического плана. Экранизация романа Шолохова принесла ему всесоюзную популярность, которой артист с удовольствием пользовался. Он снялся еще во многих фильмах, а с 1969-го служил в Театре-студии киноактёра.
Умер он в 2000 году. Как установили врачи, причиной смерти стал оторвавшийся тромб.
Зинаида Кириенко (1933)
Наталья из “Тихого Дона” — одна из самых первых ролей в фильмографии Зинаиды Кириенко, однако именно она принесла ей всесоюзную известность. Впоследствии артистка получила и другие серьезные роли (в картинах “Судьба человека” и “Поэма о море”). Но в 60-х у Кириенко началась затяжная депрессия. По ее словам, из-за конфликта с неким высокопоставленным чиновником ее долгое время не приглашали на съемки, максимум — эпизоды.
Выбраться из затруднительного положения ей помог Евгений Матвеев, позвавший ее сыграть главную героиню фильма “Любовь земная”. Актриса и сегодня изредка появляется на экране, не пренебрегает общением с журналистами. Одно из последних ее интервью посвящено смерти Элины Быстрицкой.
Даниил Ильченко (1894–1977)
Несмотря на то, что Даниил Ильченко был опытным актером еще до “Тихого Дона”, он отдавал предпочтение театру. Можно сказать, что роль отца Григория открыла ему дорогу в кинематограф. Артиста стали приглашать в другие проекты. Характерный для него образ — “простой русский мужик”. Ильченко покинул театр.
Скончался мужчина в 1977 году, а до этого активно участвовал в съемках.
Анастасия Филиппова (1896–1975)
Для Анастасии Филипповой роль Ильиничны, матери большого семейства, стала дебютом. После этого ей стали предлагать сыграть похожих по характеру героинь, но ни одна из последующих картин не превзошла по успеху “Тихий Дон”.
Играя в кино любящих бабушек, матерей и жен, в реальной жизни Филиппова оставалась совершенно одинокой. Ее муж и сын без вести пропали во время Великой Отечественной войны. Умерла знаменитость в возрасте 81 года.
Людмила Хитяева (1930)
Людмила Хитяева сыграла Дарью, и эта роль подарила ей популярность и массу новых предложений, в том числе от режиссера фильма “Стряпуха”. В 1990-х она стала реже появляться на экране, у звезды начался настоящий творческий кризис. Ее последнее появление на экране — сериал “Бабье лето” (2011).
Наталья Архангельская (1937)
Для Натальи Архангельской роль Дуняшки тоже стала дебютной, но кино ее не заинтересовало. Она редко соглашалась на приглашения режиссеров, склоняясь в сторону театра. С 1959 по 1962 годы служила в “Современнике”, а с 1962-го — в театре драмы имени Ермоловой, ведущей актрисой которого является и поныне.
«Тихий Дон» Сергея Герасимова
Для начала небольшое введение.
В посте о сериале «Тихий Дон» Урсуляка, в коментах я писала, что мой муж прислал мне статью и видел( запись нескольких советских передач) о съемках «Тихого Дона» Герасимова. Несколько девочек изъявили желание ознакомиться с материалом 🙂
Для начала, хочу сказать, что сам роман у меня пока в процессе чтения. Я смотрела все экранизации ( за исключением самого первого, черно-белого варианта). Конечно, вариант Герасимова шикарен, есть один минус, но он объясняем: в этом варианте, конечно, «красные» герои, хотя по сути, плохих и хороших там не было, я думаю, Шолохов все таки пытался подчеркнуть всю трагичность ситуации, где брат шел на брата, сын на отца и т.д. Мне кажется, у него не было цели показать кого-то хорошим, кого-то плохим. Но, советская идеология требовала своего.
Вариант Бондарчука я вообще не воспринимаю серьезно. Это тихий ужас, актеры деревянные, игра отвратительна. Руперт Эверетт вообще ни к селу ни к городу, героиня ужасна и неправдоподобна. Много огрехов ( например, Аксинья идет по по улице с распущенными волосами, в то время, как для казачек это было недопустимым). Вообще не сериал а балаган. Но, об этом как ниудь потом.
Сериал Урсуляка вначале не понравился, пот ом втянулась и он оказался не так уж плох. Хотя, конечно, с фильмом Герасимова не старвнится. Музыка, в первую очередь разочаровала. Последняя сцена, в общем-то, многие грехи «окупила».
Но, это все, конечно, просто мои «записи на полях». Более подробно о каждом варианте можно будет потом сделать пост. А сейчас хотелось бы поделиться тем, что у меня есть. думаю, информация будет интересна.
Несколько слов о том, как Сергей Герасимов снимал свой «Тихий Дон»
Аксинью искали долго. Очень долго. Даже писали председателям колхозов в казачьих селах: посмотрите подходящую женщину среди местных жителей.
В Москву приходили очень серьезные ответы: «Получив ваше письмо, мы снова перечитали «Тихий Дон». К сожалению ничем не можем вам помочь, так как ни у нас в колхозе, ни в окрестных хуторах подходящей Аксиньи нет.»
Петру Глебову до этого хронически не везло. Ему было уже за сорок, а достойных ролей он все так и не сыграл. Глебов даже эпизодам был рад.
Как-то Его коллега по театру Станиславского уходил на пробы в «Тихом Доне» и Петр Петрович его попросил: ты бы меня пристроил хотя бы в массовку. Именно среди массовки в компании актеров, одетых в форму офицеров его вдруг увидел Сергей Герасимов. И решил попробовать. Гример была удивлена: лицо этого актера было совсем не похоже на тот образ, который они до этого искали. Между делом режиссер немного расспросил Петра Глебова о его жизни. И выяснилось, что он учился у Станиславского, а в детстве жил в деревне, где пахал, косил, на лошадях скакал, до 15 лет гулял босяком. Герасимов был убежден, что это и есть его Мелехов. Из-за Глебова он даже отказал своему любимому ученику Сергею Бондарчуку, который тогда уже был известным актером.
Но режиссер оказался в меньшинстве. Глебова долго не утверждали, и тогда Герасимов потребовал созвать все руководство Студии имени Горького, перед которым заявил:
— Я прошу наконец принять решение и прекратить всякие происки против Глебова! Я отвечаю за картину и я вижу в нем то, что для меня ценно и дорого.
В тот день директор картины догнал Глебова в студийном коридоре и сказал: ну что! Ты выиграл по трамвайному билету сто тысяч! Утвердили!
И еще режиссера устраивало, что на экранах этот актер не слишком-то примелькался. Герасимов так и хотел, чтобы в его фильме было как можно меньше узнаваемых лиц, чтобы шлейф предыдущих ролей не отвлекал зрителей от картины. Самой известной среди всех претендентов на главные роли была, пожалуй, Элина Быстрицкая, которую только-только за картину «Неоконченная повесть» газета «Советская культура» объявила лучшей актрисой года.
И это Михаил Александрович среди всех претенденток выбрал Быстрицкую. Потом он утверждал на роль Натальи Мелеховой Зинаиду Кириенко. Герасимов очень дорожил актерским талантом своей ученицы и восхищался ее подготовкой к роли, говорил, что она знала свою Наталью от рождения до смерти так, как если бы это была судьба ее сестры, матери, ее собственная судьба… Сыграв эту роль еще во время учебы, Зинаида Кириенко стала самой известной студенткой ВГИКА.
А вот Дарью Шолохов забраковал и ассистенты режиссера заново искали подходящую кандидатуру на эту роль, пока в Горьковском драматическом театре не нашли очень органичную и темпераментную Людмилу Хитяеву. Ее знали на студии Горького, потому что здесь у нее был первый дебют в картине «Екатерина Воронина». Уже пройдя пробы, Людмила Ивановна написала заявление, что не сможет утонуть, как требует того сценарий «ввиду отсутствия способностей и страха перед водой». Оказалось, что живя на Волге, в детстве, она трижды чуть не погибла в этой реке. Прочитав заявление, режиссер отшутился:
— Не волнуйся, утопим как следует. Эпизод гибели Дарьи снимался тринадцать раз, пока Герасимов не добился максимального правдоподобия.
ПС. Если интересно, после второй части, могу сделать еще один пост с иллюстрациями и сравнением актеров из всех четырех экранизаций.
Тихий Дон
СССР | 1957 г. | 350 мин. | военный, драма
Рейтинг:
Кинопоиск 8,1 IMDb 7,8
Страна:
Длительность:
Режиссер фильма «Тихий Дон»:
Актеры фильма «Тихий Дон»:
Содержание фильма «Тихий Дон»:
Фильм «Тихий Дон» (1958) — советский трёхсерийный фильм-эпопея. Экранизация романа Шолохова.
Сюжет фильма «Тихий Дон»
Аксинья рожает. Григорий не уверен, что он отец ребёнка. В 1914 его забирают на службу. Штокмана арестуют. Начинается война, казаки едут на фронт.
В первом бою с австрийцами Григорий убивает двух противников. Аксинья теряет ребёнка. Сын генерала Листницкого, Евгений (актёр Игорь Дмитриев) утешает её.
Григорий попадает в госпиталь. Его Императорское Высочество лично вручает ему награду.
Григорий узнаёт о неверности Аксиньи. Он избивает её и Евгения, а затем возвращается к Наталье.
1916 год. Григорий стал полным георгиевским кавалером. Он рассказывает солдатам, как ему надоела царская служба. Отступая, Григорий спасает супруга Аксиньи.
На собрании объявляют, что власть получил Временный комитет ГосДумы. Есаул Калмыков (актёр Михаил Глузский) предлагает примкнуть к Корнилову. Хорунжий Илья Бунчук (актёр Пётр Чернов) хочет защитить революцию. Бунчук убивает Калмыкова.
Красные казаки Фёдора Подтёлкова (актёр Николай Муравьёв) сражаются с белыми. Побеждают красные.
Григорий приезжает к отцу. Он поддерживает Советскую власть, а отец против. Власть меняется. Григорий Мелехов смотрит на казнь красных казаков. Большевик Штокман требует ареста Григория. Красные берут в плен брата Григория, расстреливая его.
Григорий встречает Аксинью у реки и признаётся, что не может забыть её. Наталья просит Бога о наказании для мужа-изменника: Григорий снова с Аксиньей.
Наталья гибнет из-за аборта. Дарья (актриса Людмила Хитяева) тонет в реке. Отступая с белыми, Григорий берёт Аксинью. Заболев в дороге, она остаётся в избе крестьян.
Григорий бежит с хутора, потому что его должны арестовать. Аксинья умирает от пули антисоветских повстанцев. Григорий обнимает сына на хуторе.
Фото фильма «Тихий Дон»:
выбираем лучших актеров из четырех экранизаций романа «Тихий Дон»
Романом Михаила Шолохова «Тихий Дон» — о жизни донского казачества в хуторе Татарском станицы Вёшенской во время Первой мировой войны, революционных событий 1917 года и гражданской войны — зачитывались миллионы людей. Фильм должен был получиться не менее увлекательным. Кинематографисты предприняли четыре попытки перенести на экран драматичные и увлекательные события, изложенные в четырех томах.
Первыми были режиссеры Ольга Преображенская и Иван Правов. В 1930 году они сняли черно-белую немую картину продолжительностью 87 минут на основе первого тома романа. Главные роли в первой экранизации «Тихого Дона» сыграли Николай Подгорный (Пантелей Мелехов), Андрей Абрикосов (Григорий Мелехов), Эмма Цесарская (Аксинья), Раиса Пужная (Наталья Коршунова) и Елена Максимова (Дарья). Фильм был признан успешным и спустя три года появился и в озвученной версии.
Третье «киноперерождение» «Тихий Дон» получил в начале 90-х. Режиссер и в то время руководитель студии «Время» Сергей Бондарчук подписал с итальянской фирмой International Cinema Company контракт о съемках 10-серийной телеверсии и 5-часовой киноверсии романа Михаила Шолохова. По условиям договора, часть главных ролей в картине сыграли иностранцы: Руперт Эверетт — Григория Мелехова, Дельфин Форест — Аксинью, Фарид Мюррей Абрахам — Пантелея Мелехова.
Остальные персонажи достались российским звездам: дочь режиссера Алёна Бондарчук сыграла Наталью Коршунову, Наталья Андрейченко — Дарью, Владимир Гостюхин — Петра Мелехова, Борис Щербаков — Степана Астахова. Съемки третьей экранизации продолжались 11 месяцев и были полностью закончены к августу 1992 года.
Однако незадолго до объявленного выхода картины итальянская студия «Чинечита», которая занималась ее финальным монтажом, объявила себя банкротом — и незаконченная версия «Тихого Дона» вместе с рабочими материалами были конфискованы банком-кредитором. Началась долгая тяжба, которую удалось разрешить лишь в 2004 году, спустя 10 лет после кончины Сергея Бондарчука (режиссер ушел из жизни в 1994 году — Прим. ред.).
А в ноябре 2015 года на российские экраны вышел четвертый «Тихий Дон», который был приурочен режиссером Сергеем Урсуляком к 110-летию автора романа Михаила Шолохова. Съемки 14-серийной картины проходили летом 2014 года на родине Шолохова — в станице Вешенская, там же актеры учились скакать на лошадях, осваивали вольтижировку и джигитовку.
Актёрские байки: Евгений Евстигнеев
ТЕСТ: Насколько хорошо вы знаете фильм «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещён»?
ТЕСТ: Вспомните, из какого фильма Вера!
Журнал
10 интересных фактов о фильме «Тихий Дон»
Что потребовал режиссёр от актрис, с кем конкурировала Элина Быстрицкая и почему не узнавали Петра Глебова.
Первой экранизацией эпического романа Михаила Шолохова была немая картина 1930 года со звездами того времени Андреем Абрикосовым и Эммой Цесарской. Эту картину видел молодой режиссёр Сергей Герасимов и ещё в конце 30-х хотел снимать свою версию «Тихого Дона», но у Шолохова обострились отношения со Сталиным, и про идею пришлось забыть. Вернулся к ней Герасимов сразу после смерти генсека. Он отправил сценарий писателю, получил одобрение от него и от худсовета, и в 1955 году приступил к работе.
«Тихий Дон», к/с «Мосфильм», 1930, реж. О. Преображенская, И. Правов
Ассистенты режиссёра составили гигантскую картотеку потенциальных исполнителей всех ролей — от главных до эпизодических. В картотеке собралось более 200 кандидатов, и среди них были актёры, которые снимались ещё в немом фильме, например игравшая Аксинью Эмма Цесарская.
«Тихий Дон», к/с им. М. Горького, 1958, реж. С. Герасимов
Аксинью искали не только среди актрис, но и писали председателям колхозов в станицах, мол, вдруг у вас есть подходящая казачка? Но ни одной станичницы так и не приехало… Зато режиссёру позвонила актриса Элина Быстрицкая, которой не было в картотеке, и попросилась на пробы. Все результаты проб просматривал Михаил Шолохов, он и утвердил Быстрицкую, сказав, что это абсолютное попадание. Её утверждение стало ударом для Нонны Мордюковой — она была казачкой, она проходила пробы, а режиссёр вообще когда-то приходил свататься, так что актриса была уверена, что роль у неё в кармане.
«Тихий Дон», к/с им. М. Горького, 1958, реж. С. Герасимов
Актёра Петра Глебова снимали неохотно — ему было уже за 40 лет, а в фильмографии сплошные эпизоды. Вот и здесь он пришёл сниматься в массовке, но режиссёр обратил внимание на статного актёра в офицерской форме и позвал его пробоваться на главную роль. Пробы длились целый месяц! Актёр отыгрывал разные по характеру и возрасту сцены, с разным выражение читал текст, его по-разному гримировали… Глебов нравился и Герасимову, Шолохову, но худсовет и руководители киностудии долго не могли принять решение. Утвердили его только после того, как режиссёр выступил с заявлением, что головой отвечает за фильм и каждого актёра. Глебову делали омолаживающий грим, клеили усы, «лепили» новый нос, и после съёмок многие его не узнавали.
«Тихий Дон», к/с им. М. Горького, 1958, реж. С. Герасимов
Фильм было решено снимать в ростовских казачьих краях — на хуторе Диченске и в городе Каменск-Шахтинский. Специально для съёмок были выстроены дома Мелеховых, Коршуновых, Астаховых, Кошевых, хуторская церковь, усадьба Листницких, а также были построены декорации вокзала и привокзальной площади Новочеркасска, а также станций Нарва и Разгон. На съёмочную площадку режиссёр пригласил пожилых казаков, помнящих времена, которые описаны в романе. Они рассказывали, как надо танцевать, как носить платья, что петь, как использовать местный диалект и о других тонкостях.
«Тихий Дон», к/с им. М. Горького, 1958, реж. С. Герасимов
До начала съёмок Герасимов собрал Элину Быстрицкую, Людмилу Хитяеву, Зинаиду Кириенко, Наталью Архангельскую и отправил на хутор «грубеть», чтобы не было холёного вида. Провожал со словами: «Стирайте побольше, чистите посуду, скоблите полы, наведите порядок дома. У себя всё сделаете, так соседям помогите». Быстрицкой он дал персональное задание поправиться. Актриса села на диету из сметаны и мёда и набрала 15 килограмм, а казачки давали ей мастер-классы по соблазнению — как носить коромысла «чтоб казаки глаза сломали». Мужчины-актёры в это время учились ездить на лошадях и ходили с местными на сенокос.
«Тихий Дон», к/с им. М. Горького, 1958, реж. С. Герасимов
У Элины Быстрицкой был жёсткий характер, поэтому работать с ней было непросто. Поначалу она приняла в штыки Петра Глебова и постоянно указывала на то, что он староват для героя. Она была настроена играть с Александром Швориным, который был главным кандидатом на роль Мелехова… На съёмочной площадке актриса конкурировала с Людмилой Хитяевой, они даже вслух выясняли кто из них красивее и кто лучше играет. А вот у режиссёра с актрисой был разговор короткий — пару раз он запросто доводил её до слёз, чтобы она быстрее вошла в образ.
«Тихий Дон», к/с им. М. Горького, 1958, реж. С. Герасимов
Местные жители с большим воодушевлением отнеслись к съёмкам. Из пыльных углов доставались сундуки со старыми костюмами и украшениями, многие из которых принадлежали ещё предыдущему поколению, вся кухонная утварь и хозяйственные инструменты были в распоряжении съёмочной команды. Казаки охотно общались с актёрами, консультировали съёмки, сами снимались в эпизодах и даже приезжали в Москву на съёмки свадьбы Григория и Натальи. Причем, они сами готовили эту сцену, чтобы свадьба была такой, как у них принято.
«Тихий Дон», к/с им. М. Горького, 1958, реж. С. Герасимов
Съёмки трехсерийного фильма шли почти два года. Первые две серии отсняли за год, так как Герасимов старался успеть к 40-летию Великой Октябрьской революции, а ещё через полгода на экраны вышла третья серия. В общей сложности фильм собрал 47 миллионов зрителей и стал абсолютным лидером проката 1958 года.
«Тихий Дон», к/с им. М. Горького, 1958, реж. С. Герасимов
У каждой серии было несколько премьер. Первым готовый материал смотрел Михаил Шолохов, потом фильм показывали казакам и если бы они не приняли фильм, то было бы понятно, что вся работа была напрасной. На показ третьей серии в маленьком сельском киноклубе Михаил Шолохов пришел с нарядной женщиной в годах. После финальных титров она тихо ушла, а казаки шептались, что именно она была прототипом роковой Аксиньи.