актеры трилогии улица страха
Рецензия на три части «Улицы страха»: каким получился эксперимент Netflix
Литературная основа
Fear Street – название серии книг американского классика от мира ужасов Роберта Лоуренса Стайна (также известного по хоррор-историям «Ужастики» для детей). Книжная серия выходила в несколько этапов: с 1989 по 1999 годы как «Улица страха», в 2005 году была возобновлена как «Ночи на улице Страха» и с 2014 года, начиная с повести «Игры для вечеринки», по сей день выходит под оригинальным названием.
Действие всех произведений происходит в вымышленном и, по легенде, проклятом городе Шейдисайд: там постоянно происходят странные исчезновения и жестокие убийства. В «Ночах на улице Страха» также появляются мистические существа: вампиры, призраки и другие чудовища. Главные герои – обычно подростки.
Экранизировать серию собирались ещё в 1997 году. Компания Viacom заказала сериал для телеканала ABC о семье, живущей на улице Страха. Но у пилота были рекордно низкие рейтинги, и от этой идеи отказались. «Улица страха» получила второй шанс благодаря компании 20th Century Fox. Студия купила права на экранизацию в 2017 году и объявила, что режиссёр Ли Джаньяк (сериалы «Изгой» и «Крик») снимет сразу три фильма.
Сквозной сюжет всех частей «Улицы страха»
Трилогия разделена на три временных отрезка – 1666, 1978 и 1994 год. По сюжету в американской глубинке соседствуют два города, Шейдитаун и Саннивейл. В мрачном Шейдитауне происходят страшные трагедии – люди неожиданно сходят с ума и убивают близких, коллег и даже детей. Саннивейл тем временем процветает, а его жители недолюбливают и презирают соседей из Шейдитауна. Городская легенда гласит, что Шейдитаун проклят древней ведьмой Сарой Фир, повешенной в лесу за колдовство: её душа преследует жителей и сводит их с ума, провоцируя на убийства.
Серия начинается с фильма «Улица страха. Часть 1: 1994» (Fear Street Part One: 1994) о влюблённых старшеклассницах Дине Джонсон (Киана Мадейра) и Саманте «Сэм» Фрейзер (Оливия Уэлш). Сэм переехала в Саннивейл в поисках лучшей жизни, поэтому Дина разорвала их отношения. После общего мероприятия для учеников из Шейдитауна и Саннивейла одни школьники начинают гоняться на автомобиле за автобусом других. Случается авария, Сэм вылетает из машины на землю, а кровь из её раны попадает на чьи-то кости. Её начинают преследовать видения с Сарой Фир, той самой средневековой ведьмой из Шейдитауна. После этого случая за Диной, её братом Джошем (Бенжамин Флорес–младший.), Сэм и их друзьями Кейт (Джулия Ревальд) и Саймоном (Фред Хехингер) начинает охотиться загадочный убийца.
В первой части герои выясняют, что все маньяки Шейдитауна, в том числе давно умершие, охотятся за Сэм, ведь именно она «потревожила» кости. Убийцы не остановятся, пока девушка не погибнет. Дина с друзьями решают обмануть убийц и провоцируют у Сэм состояние клинической смерти, после чего быстро реанимируют. Но их план не срабатывает – в финале ведьма вселяется в саму Сэм.
В заключительной части трилогии, «Часть 3: 1666» Дина Джонсон находит потерянный фрагмент тела ведьмы Сары Фир. Прикоснувшись к костям, она начинает видеть прошлое. Фильм пересказывает всю историю Сары, жительницы маленького поселения на месте Шейдисайда, на которое в 1666 году наложили жуткое проклятье. Вооружившись новыми знаниями, Дина пытается избавить родной город от проклятья.
Плюс: отсылки к классике хорроров
Режиссёр трилогии Ли Джаньяк прямо признавалась в любви жанру ужасов. Это объясняет, почему трилогия «Улица страха» кажется не экранизацией книг Р. Л. Стайна, а скорее одой старым триллерам и хоррорам. В первом фильме («1994») без труда угадываются франшизы «Крик» и «Хэллоуин». К ним отсылают и стильные злодеи, один из которых носит очень узнаваемую маску из магазина приколов, и бесконечная чехарда с обвинениями тех или иных героев в убийствах, и изобретательные попытки спастись от маньяка, когда в ход идут любые подручные средства.
Авторы «Улицы страха» воссоздали атмосферу слэшеров 70-80-х годов во всем, до мелочей: безумный уровень насилия и неестественно большое количество крови в каждой второй сцене соседствуют с яркими неоновыми декорациями и очень уместными саундтреками от Элиса Купера, Garbage, The Prodigy и многих других исполнителей.
Ведьма Сара Фир, подобно Фредди Крюгеру из «Кошмара на улице Вязов», обзавелась собственной колыбельной, которая звучит во всех трёх фильмах. Герои сами постоянно делают отсылки к поп-культуре. Например, пытаясь остановить неубиваемого злодея, они вспоминают ритуал из «Полтергейста».
Вторая часть повторяет «Пятницу, 13-е» вплоть до мешка на голове убийцы – пусть в «Улице страха» он получился не таким пугающим, как Джейсон Вурхиз в ранних сериях франшизы. В лучших традициях ужастиков с лагерем герои «Части 2: 1976» дурачатся, влюбляются, издеваются над сверстниками и устраивают соревнование, прежде чем неминуемо погибнут от руки маньяка.
Не забыт и король хоррора, Стивен Кинг. Ракурс в сцене с одержимым Томми, разбивающим дверь топором, – явная пасхалка к аналогичной сцене «Сияния». Прямое упоминание Кинга оправдано сценарием – увлечение его книгами было важной деталью для образа Зигги (она же С. Бёрман), которую дразнили ведьмой, как героиню первого романа Кинга, «Кэрри», экранизированного Брайаном Де Пальмой. Только в третьей части, «1666», настолько чёткая аналогия с другими фильмами не прослеживается.
Плюс: удачный формат
Части трилогии выходили на Netflix с разницей всего в неделю и снимались практически одновременно. Формат оказался практически идеальным для такой истории. «Улица страха» напоминает первые сезоны сериала «Американская история ужасов»: только без скучных побочных сюжетов, ненужной драмы и плоских персонажей (всего того, чем грешат создатели «Американской истории ужасов» Райан Мёрфи и Брэд Фалчук).
Одно зловещее место объединяет несколько поколений героев, как в сезонах «АИУ» «Дом-убийца» или «Роанок». Актёры из первой части «Улицы страха» играют других персонажей в третьем фильме – приём, неоднократно использованный Мёрфи в своем шоу. Вся история Сары Фир показана глазами Дины. Она фактически переживает то же самое, что происходило когда-то с несправедливо осуждённой девушкой. Поэтому её разум «достраивает» историю знакомыми лицами и героями: заменяет возлюбленную Сары на свою любимую девушку, односельчан — на друзей из Шейдитауна.
Минусы: отсутствие баланса между историями
Трилогию объединяет сквозной сюжет о ведьме, мучающей Шейдитаун. Но третий фильм страдает именно из-за условий, заданных этой концепцией. Первые две части уверенно отсылают к другим фильмам, сериалам и книгам, ничуть не уступая им при этом по качеству. «Часть 3: 1666» проигрывает сразу нескольким фильмам на свою тему – как минимум, «Суровому испытанию» (1996) о параноидальной охоте на ведьм или фольклорной «Ведьме» (2015) с Аней Тейлор-Джой.
В «Ведьме» мрачная и давящая атмосфера нагнетается на протяжении всего фильма. Героиня Ани Тейлор-Джой всё больше страдает от осуждения своей семьи, а в доме происходят паранормальные вещи. В «Улице cтраха» в доме Сары Фир начинает гнить еда и умирает скот, от чего по городу ползут слухи, что в Шейдитауне завелись поклонники дьявола. Но потом авторы перестают показывать новые страшные детали того, как город поглощает зло; сюжет сразу смещается к убийствам и преследованию Сары, которую считают виновной во всех бедах. Её история развивается очень быстро, а дальше фильм снова возвращается к сюжету с Диной. Вся вторая половина картины уходит на эпичную битву с реальным злодеем в 1996 году.
Сценаристы постоянно торопят события, и из-за этого смазывается даже неплохой сюжетный поворот в духе «Плетёного человека» (1973) или «Апостола» (2018). Оказывается, что настоящий злодей этой трилогии — Соломон Гуд, единственный друг Сары, который не отворачивается от неё из-за осуждения остальных жителей. Соломон заключил сделку с дьяволом, поставляя ему души в обмен на силу и богатство. Его потомки занимаются тем же самым вплоть до 1996 года. Но зрители проводят слишком мало времени с Гудами, чтобы реально проникнуться этим предательством и плот-твистом.
Вердикт
«Улица страха» вышла отличной трилогией: по-хорошему ностальгической и уникальной по формату. Фильмы смотрятся как одна непрерывная история без проблем с повзрослевшими актёрами, как это было в первой и второй части «Оно» Энди Мускетти или в «Очень странных делах». Нет отличий в режиссерском подходе, как в хоррор-франшизах о Джейсоне и Фредди Крюгере, поскольку все три части «Улицы» снимала Ли Джаньяк.
«Улица страха: 1978 и 1666»: как оживить молодежный хоррор
Вынеся в качестве подзаголовков фильмов трилогии время, в котором разворачивается их основное действие, Netflix мог запутать зрителя, привыкшего к бесконечным постмодерновым отсылкам современного кино. Сложно не усмотреть в этом заявку на антологию жанровых приемов, которые свойственны фильмам, связанным с указанной эрой.
Вот только, как мы уже выяснили, посмотрев первую часть, подходить к «Улице страха» с этой точки зрения — значит разочароваться. Да, отсылок к масскульту здесь достаточно, как явных, так и не очень, но год действия — это в первую очередь источник вдохновения для художественного цеха.
В 1994 году художница по декорациям Джесс Ройал, которую «Улица страха» делит с «Очень страшными делами», развешивает на стенах узнаваемые постеры, расставляет на полках аутентичные книги и бытовые предметы, создает романтизированный антураж сетевых магазинов и торговых центров. В 1978 художница по костюмам Аманда Форд переодевает персонажей в нарочито яркую одежду со стереотипной киноэстетикой американского летнего лагеря 70-80-х, чтобы потом вдоволь запачкать их грязью и кровью. 1666 год, наименее ироничный по сюжету, художник-постановщик Скотт Кузио делает мрачным и серым, явно не без влияния «Ведьмы» Роберта Эггерса и «Таинственного леса» Шьямалана.
Именно визуальное наполнение бросается в глаза первым и поддерживает простенькую, но работающую интригу сюжета, при условии, что мы как зрители принимаем правила игры.
1978: лагерь тайн и условностей
Сложнее всего смириться с выбранным направлением во второй части, выбравшей в качестве фона классическую слэшерную декорацию — летний лагерь.
К декорации никаких претензий — она яркая, с запоминающимися локациями и множеством возможностей для жестоких расправ над вожатыми и старшими школьниками. Вот только школьников и вожатых играют до смешного не подходящие по возрасту актеры — то ли реверанс в сторону особенностей кастинга фильмов 80-х (да и 90-х с 2000-ми, если подумать), то ли побочный эффект от «фишки» серии, когда одни и те же актеры играют разных персонажей в зависимости от времени действия. Сложно смотреть на 27-летнюю Эмили Радд и видеть в ней подростка-вожатую. Остальная компания, за исключением массовки, ничем не лучше.
Спустя пятнадцать минут, когда глаз достаточно замыливается, замечаешь занятные штуки.
Понятно, что с лагерем в центре сюжета сравнений с «Пятницей 13-е» не избежать. «1978» и не пытается. Тут есть кадры, напоминающие конкретные сцены из ранних фильмов серии. Есть подмигивание фанатам, которые помнят, что в первой «Пятнице» убийцей была Памела Вурхиз, а во второй у Джейсона не было фирменной хоккейной маски — только мешок на голове. Есть и змея, которая не становится жертвой реальной съемочной команды, а играет свою роль в общем хаосе.
Очевидная с самого начала «финальная девушка» обрела соответствующие архетипу черты не из-за врожденной невинности, а из лицемерия, из сознательного желания стать таковой.
В то же время понятно — при всей своей любви к классике, отсылкам к Кингу и играм с жанровыми правилами, фильм больше всего хочет встроиться в общую трилогию, рассказав интересную историю и поддержав ее полуироничный-полусерьезный настрой. Тут много забавного, много кровавого, при этом почти ни к кому из главных действующих лиц не относятся «на отвали».
Крови придется ждать долго, но интрига, заданная в самом начале, заставляет активно строить теории и искать намеки. Ближе к финалу красиво выстреливает несколько незаметно развешанных ружей, и зритель, если ему удалось закрыть глаза на условности, к окончательной смене тона в последнем временном отрезке подходит подготовленный.
1666: ведьма на стороне андердогов
Вряд ли кто сомневался, что зловещая ведьма Сара Фир, с которой якобы началось проклятье города Шэйдисайд, действительно настолько свирепа, как о ней говорят. «1666» вызывается рассказать, что с ней произошло на самом деле.
Завершение трилогии жульничает. Сегмент, посвященный собственно 1666 году, здесь занимает примерно половину хронометража, даром что это самая интригующая и мрачная часть повествования. Здесь затаились и самые жуткие образы, и самые жестокие сцены.
Знакомые герои предстают в новых образах и рассказывают городскую легенду такой, какой она была на самом деле. Ли Джаньяк, занимающая режиссерское кресло всех трех фильмов, показывает, что кэмповая манера игры актеров предыдущих картин трилогии — это в первую очередь художественное решение, и ей ничего не мешает выстраивать по-настоящему убедительное и проникновенное повествование.
К сожалению, от любопытного развития событий, которым фильм дразнит зрителя, авторы отказались в пользу того, чтобы дать серии стереотипного злодея. Устроить финальное противостояние, когда у тебя есть четкий антагонист, проще, но оно ведь может быть и поинтереснее.
Кстати о противостоянии. Вторая половина фильма возвращается в 1994-й, чтобы показать, чем закончились приключения ребят, с которыми мы познакомились в первом фильме. Фактически перед зрителями предстает повторение финала первой части, только еще больше похожее на завершение третьего сезона «Очень странных дел». Функционально оно работает: все-таки битва хороших ребят с плохими — универсальный способ закончить историю. Но все же внутри теплилась надежда на что-то более оригинальное.
Трилогия
«Улица страха» — это не попытка осмыслить подростковые ужастики прошлых лет. Зачем ворошить прошлое, которое уже давно умерло.
Netflix обратился к книгам Стайна, чтобы понять, как может выглядеть современный молодежный хоррор, снятый без компромиссов и снисходительного отношения к потенциальному зрителю. Зумерам вряд ли интересно смотреть, как маньяки и монстры изощренно убивают картонных героев, за жизнь которых совсем не волнуешься. Почему бы не попробовать оставить резню, но добавить интриги, юмора и налета то ли бульварного чтива, то ли городской легенды?
Фильмы Улица страха
«Улица страха» — цикл популярных хоррор-картин американского производства.
Созданием этой трилогии занималась компания Netflix.
Фильмы по мотивам романов американского писателя Роберта Стайна повествуют о 3х поколениях жителей города Шейдитаун, где постоянно происходят страшные убийства и таинственные исчезновения. Представляем вам фильмы трилогии Улица страха все части по порядку — полный список.
Улица страха. Часть первая: 1994 (2021)
Режиссер: Ли Джаньяк
Актеры: Киана Мадейра, Оливия Уэлч, Бенжамин Флорес-мл., Джулия Ревальд, Фред Хехингер, Эшли Цукерман, Майя Хоук, Даррелл Бритт-Гибсон, Джордана Спиро, Джордин ДиНаталь, Джереми Форд, Сэди Синк, Шарлин Амойа, Эмили Бробст, Эмили Радд, Гиллиан Джейкобс, Дэвид Томпсон, Мэттью Зак, МакКейб Слай, Тодд Аллен Дуркин
Группа подростков обращает внимание на странную закономерность в цепи убийств, которые происходят в их городе на протяжении нескольких поколений.
Однако Дина, которая не так давно рассталась с Сэм, не думает об опасности: её больше волнует то, что Сэм теперь живёт слишком далеко, в Саннивейле.
Улица страха. Часть вторая: 1978 (2021)
Режиссер: Ли Джаньяк
Актеры: Сэди Синк, Эмили Радд, Райан Симпкинс, МакКейб Слай, Тед Сазерленд, Гиллиан Джейкобс, Киана Мадейра, Джордана Спиро, Джордин ДиНаталь, Оливия Уэлч, Кьяра Орелия, Дрю Шайд, Эшли Цукерман, Майкл Провост, Бенжамин Флорес-мл., Иден Кэмпбелл, Мэттью Зак, Дилан Гейдж Мур, Тодд Аллен Дуркин, Грейсен Ньютон
Дина и Джош обращаются за помощью к Си Бёрман, которая лишь чудом выжила после встречи с маньяком в 1978 году. Ребята надеются, что женщина подскажет им ключ к разгадке и поможет Сэм снять проклятие.
…В то злосчастное лето дети были слишком беспечны и не думали о том, что им придётся бороться за собственную жизнь. Действительность оказалась слишком жестокой: на протяжении нескольких недель убийца, вооружённый топором, терроризировал детский лагерь «Найтвинг».
Тем летом Си потеряла свою сестру…
Улица страха. Часть третья: 1666 (2021)
Режиссер: Ли Джаньяк
Актеры: Киана Мадейра, Эшли Цукерман, Гиллиан Джейкобс, Фред Хехингер, Оливия Уэлч, Бенжамин Флорес-мл., Даррелл Бритт-Гибсон, Джулия Ревальд, Сэди Синк, Эмили Радд, МакКейб Слай, Джордана Спиро, Джордин ДиНаталь, Джереми Форд, Марк Эшворт, Рэндолл Пи Хевенс, Шарлин Амойа, Райан Симпкинс, Мэттью Зак, Грейсен Ньютон
1996, 1978, 1666… Когда Дина похоронила руку Сары Фир, ей открылось прошлое.
В 1666 году Сара жила вместе со своим отцом и младшим братом, хлопотала по хозяйству и засматривалась на Ханну, дочку пастора. Однажды ночью в лесу девушки не удержались и дали волю своим чувствам, а на следующий день случилась беда.
Жители Юниона уверены, что их город проклят. Так начинается охота на ведьм…
«Улица страха. 1994», или Есть ли слэшеры после «Крика»
После затянувшейся моды на 80-е самое время переместиться в следующую декаду. Ведь в 90-е было много интересных хоррор-серий.
Это каких? «Крик» и… «Крик», а еще… «Крик»?
Проблема 90-х как хоррор-декады не в отсутствии фильмов ужасов как таковых. Их было много, но сильнее всего на массовую культуру повлиял «Крик» Уэса Крэйвена. В 90-е режиссер активно занимался переосмыслением жанра, который принес ему популярность. Он выпустил «Новый кошмар», который замыкал истории о Фредди Крюгере на самих себе, а затем и «Крик», препарировавший самые распространенные приемы слэшеров в виде ироничного ужастика для тех, кто знает эти приемы как свои пять пальцев.
Так уж получилось, что главные слэшеры категории B, выходившие в 90-е («Я знаю, что вы сделали прошлым летом», «Городские легенды») пытались подражать франшизе, высмеивающей жанр как таковой.
В таком контексте первая часть трилогии «Улица страха» оказалась в незавидном положении. К чему же отсылать, если декада, вынесенная в подзаголовок, ассоциируется с пародией?
Архетипы жанра
Стыдиться родства с «Криком» фильм не стал. Отсылки к знаменитой серии читаются сразу — в нарочито драматическом вступлении, убийце в маске с ножом, телефонных звонках и полицейском, одним из главных действующих лиц. Чтобы отличить свой ироничный слэшер от ироничного слэшера, к которому он отсылает, постановщица Ли Джаньяк, оператор Калеб Хейманн и художник-постановщик Скотт Кузио наполняют кадр неоном магазинов в торговом центре, мигалок полицейских машин и неработающего супермаркета. Игра актеров выкручивает на максимум кэмп, декорации заполняют атрибуты времени.
Постой, но разве неон ассоциируется не с 80-ми? А еще был Ардженто…
Образ маньяка с ножом в черном плаще и маске-черепе активно использовался в рекламной кампании, но он — всего лишь часть истории. После вступления фильм перестраивается в некое тональное подобие «Факультета», выводя на первый план подростковую драму. На этот раз, правда, не в декорациях колледжа, а старшей школы, где по канонам американского кино тоже хватает архетипных персонажей.
Последователь «Крика» не мог оставить эти архетипы нетронутыми, поэтому главная героиня страдает от расставания с чирлидершей; популярный тусовщик — наивнейший нарцисс, приторговывающий запрещенными веществами, который то и дело рассыпает отсылки к старым ужастикам; местный гик, активно пользующийся онлайн-чатами, становится серьезным персонажем, который больше всех разбирается в истории города.
Эта веселая компания, то и дело отвлекающаяся на личные разборки, противостоит сверхъестественному злу, которое на протяжении уже нескольких веков просыпается в городе и приводит к кровавым убийствам. Концепция слишком близка к «Оно», чтобы не заметить сходства, и действительно — первая телевизионная экранизация книги Стивена Кинга вышла в 1990 году. Все сходится. К тому же имя писателя не раз мелькает на экране.
Главное развлечение слэшеров — убийства — компенсируют определенный недостаток изобретательности кровавостью. Это, пожалуй, самое любопытное, что есть в фильме. Лента не стесняется жестокости и ругательств, так что без изуродованных трупов и обилия кровищи не обойдется.
Но ведь слэшеры 90-х не отличались кровавостью! Наоборот, по сравнению с современными ужастиками, они смотрятся весьма наивно: пара ударов ножом — и все…
В целом логично. Декаду, символом которой стал постмодерновый слэшер, вспоминаем слэшером, который постмодерново переосмысливает постмодерновый слэшер. Благо современному кино, особенно на стриминговых сервисах, позволено гораздо больше, поэтому лишняя серьезность ни к чему.
Прошлое не отпускает
Следующие части уходят глубже в прошлое, но и «1994» стремительно выдыхается в своих исследованиях 90-х. На удивление быстро в сюжете появляются и «Полтергейст», и «Челюсти», и «Пятница, 13-е. Часть вторая», и «Хэллоуин». Фильмы эти, конечно, прекрасные, но их мы проходили еще на стадии ностальгии по 80-м.
«Пятницу 13-е» только ностальгия и спасает. Тоже мне, прекрасный фильм.
Когда же на сцену выходят злодеи и убийцы разных мастей, сразу же начинаешь сравнивать «Улицу страха» с «Хижиной в лесу». Не в пользу первой. «1994» как будто осознает, что в заявленном времени вдохновляться особо нечем, и отправляется уже протоптанными путями.
Главное — включить музыку из 90-х и обвешать декорации постерами того времени. Тогда никто не заметит подмены.
Как ни странно, больше всего «Улица страха» становится похожа на спин-офф «Очень странных дел» в 90-х. От прежнего стиля ей отойти сложно, но необходимый минимум по переносу действия в следующее десятилетие она выполняет. Вот только неон 80-х плохо сочетается с пленочным изображением пониженной насыщенности слэшеров эры «Крика». Как и сверхъестественные элементы. Как и нарочитая кровавость. И тут вдруг начинаешь понимать, что фильм использует время действия не как объект исследования, а как декорацию для развлекательного подросткового ужастика, который, несмотря на всю нарочитую абсурдность, серьезно относится к своим зрителям.
Еще бы, иначе в третьей части о 1666-м ничего бы не было, потому что в XV веке кино еще не изобрели.
Остается только отбросить надуманные ожидания и получать удовольствие от необычных ситуаций, незаезженных персонажей и на удивление жестоких убийств.
По крайней мере одного первая часть «Улицы страха» точно добилась — за персонажей переживаешь, а не ждешь с нетерпением, когда они умрут. Для легкомысленного слэшера — уже достижение.