актеры цирка на цветном бульваре
Недетское зрелище, съеденная актриса, стихи Маяковского и другие факты из истории цирка на Цветном бульваре
20 октября исполняется 140 лет одному из старейших стационарных цирков нашей страны – Московскому цирку на Цветном бульваре. Своих первых зрителей он принял 20 октября1880 года.
Московский цирк на Цветном бульваре был основан антрепренером, предпринимателем Альбертом Саламонским – потомственным артистом цирка из еврейской актерской династии, который был блестящим наездником и конным акробатом, а затем основал несколько стационарных цирков, в том числе в Берлине, Риге и Одессе.
Московский цирк был выстроен для труппы Саламонского на средства купца Данилова, большого любителя циркового искусства, по проекту архитектора Августа Вебера. В зрительном зале установили всего пять рядов кресел, ложи, бельэтаж, а позади кресел были деревянные ненумерованные лавки и стоячая галерея. Позже здание цирка многократно достраивалось и перестраивалось.
Представление только для взрослых и душистые клоуны
В те времена цирк вовсе не был местом семейного отдыха. Саламонский рассчитывал привлечь в свое заведение состоятельную публику, особенно купечество. Поэтому в цирке давали такие представления, которые могли захватить воображение этой публики. Они состояли из первоклассных и разнообразных номеров, среди которых были и сенсационные, рассчитанные на то, чтобы поразить зрителей.
Советские эквилибристки Светлана Авдеева, Марта Авдеева и Наталья Савкина во время исполнения номера «Семафор-гигант». Фото: Виктор Великжанин/ТАСС
Лихая верховая акробатика сменялась выступлениями дрессировщиков, фокусников, силачей и пластическими номерами, в которых блистали весьма откровенно одетые гимнастки. Были популярны и номера, в которых артисты с физическими изъянами (например, лишенные верхних или нижних конечностей) демонстрировали свою ловкость и виртуозное владение телом.
Ясно, что детям такие представления не подходили, да и женам тоже. По словам артиста и историка цирка, театроведа Сергея Макарова, в буфете цирка можно было не только выпить и закусить, но и сыграть в карты. Купечество сыпало деньгами и веселилось во всю: Антон Павлович Чехов упоминал в своих записках случай, когда клоун Танти продал игрокам за 2 000 рублей (немыслимая сумма!) свою ученую свинью, по сути, четвероногую цирковую актрису, которую те зажарили и съели.
Наведывалась в цирк и самая изысканная публика. Тем более что Саламонский требовал от артистов мастерства самой высокой пробы. Весь свет русской интеллигенции бывал на его представлениях: известно, что Московский цирк посещали писатель Лев Толстой, поэт Александр Блок, философ Павел Флоренский.
Именно Саламонский стал использовать в представлениях много клоунских реприз. Из уст его клоунов можно было услышать острую и злободневную сатиру. Впрочем, по словам историка цирка Сергея Макарова, для них были табуированы темы религии, армии и императорской семьи. В остальном же они развлекали публику довольно хлесткими куплетами и смешными выходками. А вот выходить в зал и притрагиваться к посетителям им было запрещено. Интересно, что клоуны перед выступлением всегда душились самыми дорогими духами, ведь они старались создать образы богатых чудаков, а вовсе не бродяг.
Альберт Саламонский впервые стал проводить цирковые представления, адаптированные для детей. Он не хотел упускать эту перспективную, как сейчас бы сказали, «целевую аудиторию». Для детей специально устраивались воскресные утренние представления, а со временем еще добавились и рождественские елки.
В конце XIX и начале XX века цирк Саламонского был очень популярен. В нем выступали такие знаменитые артисты, как дрессировщик Владимир Дуров, наездник Вильямс Труцци, клоун-дрессировщик Дмитрий Бабушкин, клоуны Анатолий Дуров, Макс Высокинский, дуэт Бим-Бом. На гастроли часто приезжали и зарубежные цирковые артисты.
В цирке на Цветном бульваре во время представления. Фото: ТАСС
Династия Нежинских и Маяковский в цирке на Цветном бульваре
Альберт Саламонский умер в 1913 году. В конце своей жизни он пристрастился к алкоголю, и цирком стала управлять его жена, бывшая цирковая наездница Лина Саламонская. Отношения в семье складывались непросто. Достаточно сказать, что все свое имущество блестящий Саламонский завещал горничной своей жены Вильхемине Страупе. Возможно поэтому после его смерти цирк на Цветном бульваре оказался в некотором упадке.
В 1919 году цирк Саламонского был национализирован и переименован в Первый государственный. Именно при советской власти началась новая эпоха в развитии циркового искусства. Известно, что в борьбе с религией советские руководители делали ставку на зрелищные виды искусства. И главным среди них – сразу после кино – стал цирк.
После революции в Московском цирке стали работать многие режиссеры, которые до этого работали в театре. Среди них – один из лучших цирковых режиссеров Арнольд Арнольд (Барский) который позже, в 1940-х, стал главным режиссером Московского цирка на Цветном бульваре. Кроме того, в цирк пригласили работать балетмейстеров из Большого театра, в том числе династию Нежинских. Именно с приходом таких профессионалов актеры российского цирка приобрели новую пластическую культуру, которая так выгодно отличала их от зарубежных цирковых актеров. Она приблизила артистов цирка к уровню актеров Большого театра.
А вот политическая агитация в цирке не прижилась. Хотя для спектаклей такого рода писал сценарий и стихи даже сам Владимир Маяковский.
Один из цирковых спектаклей о событиях 1905 года целиком был поставлен по сценарию Маяковского. Помимо стихов поэта, в спектакль в жанре агитационной цирковой пантомимы вошли мимические сцены, шествие русских царей от Петра Великого до Николая II, сравнение Керенского с Наполеоном, эпизоды вооруженного противостояния рабочих и царских прихвостней и появление пионеров в финале.
Пантомима некоторое время шла на сцене Московского цирка. Однако в середине 30-х годов от подобных экспериментов отказались: агитация и политика отпугнули зрителя, билеты стали раскупаться хуже, и цирк начал терпеть убытки.
Народный артист СССР Юрий Никулин во время представления зрителям группы учеников клоунской студии. Фото: Клипиницер Борис/ТАСС
Почему советский цирк считался лучшим в мире
Зрителям во все времена были милее классические цирковые представления, тем более что в советский период отечественное цирковое искусство достигло максимального расцвета.
В 1927 году в Москве было открыто Государственное училище циркового и эстрадного искусства, где были созданы самые лучшие условия для подготовки молодых артистов и развития циркового дела. Его выпускники впоследствии составили славу отечественного цирка.
В конце 1930-х годов особой популярностью пользовались аттракционы с дрессированными хищниками, самым известным из которых был аттракцион Бориса Эдера, затем появилась первая женщина-укротительница львов Ирина Бугримова. Она выступала на манеже одна с десятью львами.
С середины 30-х невероятную популярность приобрел клоун Михаил Румянцев (Карандаш) и его знаменитый партнер – черный скотчтерьер Клякса. За годы долгой творческой карьеры у клоуна сменилось 13 собачек этой породы. Михаил Румянцев специально заранее брал новых щенков нужного окраса, из которых выращивал настоящих артистов. И тогда очередной его четвероногий друг «уходил на пенсию».
.В 1942 году на базе цирка были созданы артистические бригады под названием «прифронтовой цирк». Они выезжали на передовую и выступали перед советскими бойцами. Известно, что в мае 1945 года артисты цирка дали представление перед воинами-освободителями в Берлине, прямо на лестнице поверженного рейхстага.
После окончания войны, в 1946 году, при цирке была создана Студия клоунады, положившая начало советской клоунской школы и подготовившая множество великолепных артистов, составивших славу отечественного циркового искусства. Среди них были Юрий Никулин и Михаил Шуйдин – уникальный клоунский дуэт, пользовавшийся совершенно небывалой популярностью. На манеже цирка в разное время выступали все самые известные клоуны России. Среди них и «солнечный клоун» Олег Попов, и клоун «с осенью в сердце» Леонид Енгибаров и многие другие.
В 1949 году был создан «Медвежий цирк» Валентина Филатова, принесший всемирную известность дрессировщику.
Традиции подготовки цирковых актеров на самом высоком уровне дали свои плоды во второй половине XX века. Многие имена и целые цирковые династии принесли Московскому цирку на Цветном бульваре мировую славу. Его артисты получали самые высокие награды на многих международных конкурсах. Их имена золотыми буквами вписаны в историю циркового искусства. Достаточно сказать, что Всемирный клуб фокусников в Лондоне поставил имя иллюзиониста Эмиля Кио первым на своей Доске почета.
До строительства в 1970 году нового цирка на проспекте Вернадского старый цирк на Цветном бульваре оставался единственным цирком в Москве.
В 1983 году руководство цирком принял Народный артист СССР, знаменитый клоун и артист Юрий Никулин. При нем здание Московского цирка на Цветном бульваре было сломано и выстроено заново. Оно стало еще вместительнее и удобнее, с просторными помещениями для дрессированных животных, с новыми костюмерными и гримерными. В 1996 году цирку было присвоено имя «Московский цирк Никулина на Цветном бульваре». А еще через год, после кончины Юрия Никулина, цирк возглавил его сын Максим Никулин.
Сейчас в здании цирка самое современное техническое оснащение и он по-прежнему принимает на своих ярких, праздничных представлениях более 2 000 человек. Но главное достояние Московского цирка на Цветном бульваре – это по-прежнему его артисты. Среди них – победители самых престижных международных фестивалей и конкурсов, настоящие звезды мировой величины.
Старый Московский цирк на Цветном бульваре (Никулина)
Старый Московский цирк на Цветном бульваре является одним из самых известных цирков России. Толпы туристов стремятся попасть на лучшие представления, почувствовать атмосферу настоящего русского цирка.
Фото: Московский цирк Никулина на Цветном бульваре
История Московского цирка
Здание Московского цирка на Цветном бульваре было построено более ста тридцати лет назад, в 1880 году. Здание на Цветном бульваре построила для цирка Альберта Саламонского контора купца Данилова. Имеется поверие, что первый заработанный рубль в цирке, Саламонский вставил в рамку и разместил в кассе цирка. Изначально цирк выглядел совсем по-другому, 20 октября 1880 года, принимая первых гостей, цирк насчитывал всего пять рядов кресел, ложи, бельэтаж, вторые места с деревянными ненумерованными лавками и галерею со стоячими местами. Здание цирка много раз перестраивалось и совершенствовалось, но всегда принадлежало цирку и использовалось только для этих целей.
Фото: Саламонский цирк на Цветном бульваре 1902 год.
Фото: Московский цирк на Цветном в советское время
Знаменитые артисты Цирка
Цирк на Цветном бульваре славится своими именитыми артистами. В цирке выступали Анатолий и Владимир Дуровы, Виталий Лазаренко, Вильмямс Труцци (выступление лошадей), прыгуны Сосины, жокеи Василий Соболевский и Герберт Кук, танцовщица Марта Сур, акробаты Океанос, эквилибристки сестры Кох, «хитрец» Кио и многие другие.
Особое место в жизни цирка занял его художественный руководитель Изяслав Немчинский, создав «Медвежий цирк» Филатова.
Фото: «медвежий цирк» Валентина Филатова
За свою многолетнюю историю Старый Московский Цирк на Цветном бульваре старался постоянно искать и открывать новые интересные номера, удивлять зрителя возможностями человеческого тела, актерского мастерства.
В 1919 году по декрету Владимира Ленина цирк был национализирован и бывший цирк Саламонского стал первым государственным цирком, навсегда закрепив за собой этот статус.
Клоуны Московского цирка на Цветном
Известно, что клоуны являются неотъемлемой частью любого солидного цирка. Так и Цирк на Цветном стал домом для всемирно известных клоунов:
Фото: Клоун Карандаш в Московском цирке
Фото: Клоун Олег Попов
Фото: клоуны Юрий Никулин и Михаил Шуйдин
Даже в военные годы 1941-1945 гг. цирк не прекращал работать. Тематика представлений обретала военную форму.
В 1983 году цирк перешел в руководство Народного артиста СССР, легендарного клоуна и артиста Юрия Никулина. 13 августа 1985 г. прошло грандиозное завершающее представление в старом здании цирка, после чего старое знание было сломано и началось строительство нового современного цирка, который открылся 29 сентября 1989 года программой «Здравствуй, Старый цирк!» (режиссеры В.Крымко, Н.Маковская).
В июле 1996 г. Главным режиссером цирка был назначен Заслуженный деятель искусств Валентин Гнеушев. В декабре 1996 г. после 75-летнего юбилея Юрия Никулина цирку было присвоено имя «Московский цирк Никулина на Цветном бульваре». В августе 1997 г., после кончины Ю.В.Никулина, Генеральным директором был избран его сын Максим Никулин.
Московский цирк Юрия Никулина сегодня
На сегодняшний день Цирк Юрия Никулина на цветном обладает всем необходимым современным оснащением. Современный ремонт, гримерки, комфортные вольеры для животных. Современное и красивое зрительское фойе, удобный зрительный зал, воспроизведенный по эскизам первого лишь с небольшими изменениями, постарались воспроизвести также как он был до реконструкции. Сегодня Старый Московский цирк на Цветном бульваре по-прежнему готов принять более 2 000 человек.
Фото: Цирк Никулина зал
Самые интересные выступления Московского цирка на Цветном
Представление слонов
Одной из самых интересных программ цирка, по праву, являются индийские слоны. Прибыли большие гости из Твери. Опыту артистов можно позавидовать, в их копилке десятки идеально отработанных трюков и много сотен интереснейших программ.
Слоников в Москве очень ждали. Гости выполняли почетную миссию — выступали на грандиозном празднике, посвященном 95-летию Росгосцирка. Самый сложный и впечатляющий трюк у слонов — Девочка на шаре. Разучивали и репетировали его целых пять лет. Пятитонное животное всеми четырьмя ногами забирается на шар. Впечатления непередаваемые. Дрессируют этих слонов представители знаменитой цирковой династии Корниловых. С животными цирковые артисты работают и выступают с самого детства.
Фото: Слон на шаре в Московском цирке
Посмотрите интереснейшее видео, как слоны готовятся к выступлению в цирке:
Видео: слоны в Московском цирке на Цветном
Клоуны Юрий Никулин и Михаил Шуйдин
Выступления клоунов Юрия Никулина и Михаила Шуйдина в цирке не нуждаютсяв рекламе, просто предлагаем насладиться подборкой видео.
Видео: клоуны Юрий Никулин и Михаил Шуйдин
Фокусник Кио Эмиль Теодорович
Также Микруша предлагает посмотреть выступление легендарного фокусника, советского артиста цирка, иллюзиониста Эмиля Кио, его первое выступление — 1959 год. Сколько покоренных сердец мальчишек и девчонок у этого мага!
Видео: первое выступление фокусника Эмиля Кио — 1959 год
Билеты в Московский цирк на Цветном бульваре, цена
Стоимость билетов в цирк начитается от 500р и заканчивается 3500р. Хороший билет можно купить уже за 2000р. Если ребенок маленький и может сидеть на коленках, то можно сэкономить и пройти по одному билету. Такой тариф действует для деток до 6 лет.
Несмотря на то, что арена цирка круглая, конечно, лучше брать билеты напротив выхода артистов, так ничего не останется незамеченным. Ряды выбираются на любителя, если тебе нравится быть участницей событий — чтобы в тебя брызгали водой, вытаскивали на сцену, садились на коленки — можно брать места поближе (1-5 ряды), если хочется спокойного просмотра — центровые места на 7-10 ряду будут идеальны, как раз они и стоят в районе 2000 р, сектор 1, левая или правая сторона.
Фото: схема зала Московского цирка на Цветном и цена билетов
Микруша надеется, что тебе было интересно прочитать про Московский цирк на Цветном бульваре. Нам будет интересно почитать ваши отзывы, посмотреть фото с походов в цирк и обсудить последние программы.
От Саламонского до Никулина: история цирка на Цветном бульваре в материалах Главархива
В честь Международного дня цирка, который отмечают 17 апреля, Главархив Москвы рассказывает об истории цирка на Цветном бульваре. Многие интересные документы сохранились в личном фонде эстрадно-циркового артиста и историка циркового искусства Рудольфа Славского. Здесь есть фотографии артистов, программы выступлений, статьи и заметки самого Славского о цирке.
Московский цирк Никулина на Цветном бульваре — один из старейших в России. С 1880 по 1913 год цирк носил имя своего основателя — Альберта Саламонского, потомственного наездника и артиста.
В 1880 году Саламонский приехал в Москву с идеей открыть здесь новый цирк. Здание начали строить на месте бывшего цветочного рынка, где традиционно выступали бродячие артисты. Практически одновременно с Саламонским в соседнем здании на Цветном бульваре открыли свое дело братья Никитины. Первое представление в московском цирке Саламонского состоялось 12 октября 1880 года. В зрительном зале располагалось только пять рядов кресел, остальные места были стоячими или на деревянных лавках, билеты на которые стоили значительно меньше.
Именно Саламонскому принадлежала идея создания детских представлений и новогодних елок, до него цирковые зрелища считались неподходящими «детскому пониманию». После смерти Саламонского в 1913 году популярность цирка пошла на спад.
В 1919 году цирк был национализирован и переименован в Первый государственный. Художественным руководителем был назначен Вильямс Труцци из семьи наездников и дрессировщиков, он занимал пост директора до 1924 года. С 1919-го к цирку на Цветном бульваре начала возвращаться былая популярность. Молодая советская власть видела в его публике важную для себя аудиторию и решила использовать манеж как средство пропаганды. Например, острые политические тексты для клоуна Виталия Лазаренко писал сам Владимир Маяковский.
В 1983 году руководителем цирка на Цветном бульваре назначили Юрия Никулина — советского клоуна и киноактера, который к тому времени проработал там 36 лет. Благодаря его усилиям здание наконец перестроили — за целый век оно сильно обветшало и не могло вместить все необходимое для современных представлений.
В 1985 году вековой цирк Саламонского разобрали. Строительство нового здания длилось два года, торжественное открытие и первое выступление состоялись 29 сентября 1989 года. Внешний облик фасада и зрительного зала сохранили практически неизменным. По личной просьбе Никулина архитекторы воспроизвели на прежнем месте клоунскую гримерку. С 1996 года цирк на Цветном бульваре носит имя Юрия Никулина.
В Архивном фонде Москвы хранятся документы органов власти, организаций, предприятий и учреждений столицы, личные собрания, фото, аудио- и видеоматериалы. Старейшие источники датируются концом XVII века. Фотографии и документальные источники используются в выставочных и образовательных проектах.
Цирк Никулина
Самые знаменитые артисты выступали на его манеже. Анатолий и Владимир Дуровы, Виталий Лазаренко, Вильмямс Труцци со своими вышколенными лошадьми. Непревзойденные прыгуны Сосины. Первокалссные жокеи Василий Соболевский и Герберт Кук. Грациозная танцовщица Марта Сур. Акробаты Океанос. Несравненные эквилибристки сестры Кох. Знаменитый «хитрец» Кио, завороживший всех мальчишек. Цирк прославили его знаменитые режиссеры, и каждый был неутомим в поиске. Арнольд Арнольд привел клоунов в таинственный аттракцион Кио. Борис Шахет заставил изящных танцовщиц сделать своими партнерами громадных корниловских слонов. Успеху цирка во многом способствовала работа в нем Художественного руководителя Ю.С.Юрского, который прогремел своими театрализованными парадами-прологами, главного режиссера М.С.Местечкина, режиссера-постановщика А.Г.Арнольда, директоров Н.С.Байкалова и А.В.Асанова.
Цирк на Цветном бульваре и в самом деле жил и работал не по старинке. Он все время вел поиск. Поиск новых номеров. Поиск новых спектаклей. Поиск новых имен. В 1919 году по декрету В.И.Ленина цирк был национализирован. Бывший цирк Саламонского стал первым государственным цирком.
Этот по-домашнему уютный цирк, где, как никогда часто, рождатся молодое, в разное время открывал нам имена дрессировщиков Сарвата и Ольги Бегбуди, эквилибристов Леонида Костюка и Алексея Сарача, жонглера Сергея Игнатова, воздушных гимнастов Надежду Дроздову, Валерия и Юрия Пантелеенко.
Но бесспорно, самыми знаменитыми клоунами, которых московский цирк подарил свету, стали студийцы второго выпуска Юрий Никулин и Михаил Шуйдин. Иной раз только р
Шоу «Всё будет хорошо!» переворачивает представление о современном цирке
Рассказываем, что ждёт зрителей в Московском цирке Никулина на Цветном бульваре
Пёстрые клоуны с большими красными носами и изнуряющие тренировки животных — в прошлом. Теперь всё по-другому.
Балет с попугаями, собаки-трюкачи и «свадьба» акробатов
В одном из старейших цирков России на Цветном бульваре представляют новую программу «Всё будет хорошо!» для зрителей всех возрастов. На сцене выступают с захватывающими номерами акробаты, воздушные гимнасты, жонглёры, эквилибристы, а также дрессированные животные: попугаи, лошади, медведи, кошки и собаки.
Сопровождает шоу весёлый клоун Анатолий Окулов, который точно сможет вызвать улыбку у каждого. Он не носит уже надоевший грим, парик с кудрявыми волосами и большой красный нос. Окулов выступает в стильном ярко-розовом костюме, но его образ всё равно остаётся понятен и узнаваем.
Акробатическая группа из восьми человек под руководством постановщика Владимира Ефимова исполняет захватывающий номер «Свадьба». В прошлом году за него артистов удостоили двух серебряных и одной бронзовой статуэтки на 44-м международном фестивале циркового искусства в Монте-Карло, которую по значимости сравнивают с «Оскаром».
Воздушные гимнасты на ремнях представляют номер без страховки. Это захватывающее дух шоу на «языке тела» расскажет целую историю.
И самое главное, ради чего многие и приходят в цирк — животные. В рамках программы «Всё будет хорошо!» проводят красочное шоу с попугаями, укрощёнными Вениамином Игумновым, в сопровождении балета. Птицы катаются на скейтборде, велосипеде, забрасывают мяч в корзину и даже жонглируют.
За всеми животными ухаживают, они находятся в комфортных условиях и их рацион максимально сбалансирован.
— рассказал укротитель попугаев Вениамин Игумнов изданию «Звезда».
Высшую школу верховой езды в шоу «Всё будет хорошо!» демонстрирует очаровательная Анастасия Стыкан-Федотова. Номер с собаками-акробатами, которые ловко проходят различные препятствия на арене, представляет Евгений Комиссаренко. А Асель Саралаева умело работает с кошками — они выполняют трюки, ходят змейкой и прыгают через кольца.
Из удивительного и неожиданного — на сцене цирка выступает самый настоящий балет. Коллектив под руководством знаменитого хореографа Ольги Полторак представляет совершенно новый подход к жанру, органично вплетаясь в сюжет цирковой программы. В их выступлениях много различных трюков и комбинаций, а хореографические номера проходят не только на манеже, но и в воздухе.
О цирке
Цирк был основан в 1880 году и до 1913-го носил имя основателя Альберта Саламонского. В то время зал состоял всего из пяти рядов с креслами. Остальные места были или стоячими, или на деревянных лавках. Билеты на них стоили гораздо дешевле — несмотря на то, что основными посетителями являлись состоятельные купцы, Саламонский хотел привлечь в цирк и представителей других сословий.
Кстати, именно основателю первому пришла в голову идея создавать детские представления и новогодние ёлки. До этого никто не воспринимал шоу под куполом как развлечение для детей.
После Октябрьской революции цирк был национализирован и переименован в Первый государственный, а его художественным руководителем был назначен Вильямс Труцци.
Но своего настоящего расцвета цирк на Цветном бульваре достиг в 1983 году, когда его возглавил Юрий Никулин — советский клоун и киноактёр, который к тому моменту проработал здесь целых 36 лет. Благодаря его усилиям здание было перестроено, чтобы соответствовать современным требованиям для проведения представлений.
Сейчас Московским цирком на Цветном бульваре управляет сын великого актёра и гениального клоуна Максим Никулин.