актеры в фильме интервенция
ТЕСТ: Вспомните, из какого фильма Вера!
СЛОЖНЫЙ ТЕСТ на знание отечественных музыкальных фильмов
ТЕСТ: Насколько хорошо вы знаете фильм «Здравствуйте, я ваша тётя!»?
Ко дню учителя: лучшие песни из фильмов про школу!
Журнал
8 интересных фактов о фильме «Интервенция»
Кто хотел сыграть главную роль, что критиковал режиссёр и почему фильм запретили на двадцать лет.
После очень популярной трагикомедии «Республика ШКИД» режиссёру Геннадию Полоке предложили экранизировать пьесу «Величие и падение дома Ксидиас». Драматург Лев Славин написал её в 1932 году, а за основу взял реальные исторические события. В 1919 году в Одессе действительно шла подпольная война против оккупировавших город войск Антанты. Была организована группа под названием Иностранная коллегия, которая вела подрывную деятельность среди солдат. Возглавлял коллегию профессиональный революционер — большевик Иван Смирнов, он же Николай Ласточкин. С него списали образ главного героя — большевика Бродского, свои прототипы были и у других персонажей.
Первый раз пьесу поставили в Театре им. Вахтангова ещё в 1933 году. К моменту начала работы над фильмом спектакль шёл в Театре Сатиры уже под более говорящим названием «Интервенция». Главную роль играл Анатолий Папанов, и спектакль пользовался огромным успехом у зрителей. Экранизацию популярной пьесы планировали выпустить к очередному юбилею революции.
Кандидатура режиссёра была выбрана не случайно — в своих интервью Полока критиковал штампы и пафос «официальных» фильмов о гражданской войне и призывал «возродить традиции театра и кино первых лет революции, традиции балаганных, уличных, скоморошеских представлений». Позже именно это и сыграет против него…
Актёры, узнав, что Полока запускается с «Интервенцией», сами стали приходить на пробы. Одним из первых пришёл Всеволод Абдулов, который хотел сыграть Женю Ксидиаса. Пробы он не прошёл, зато рекомендовал режиссёру пригласить на главную роль своего друга Владимира Высоцкого. Тот был уже узнаваем после «Вертикали», но ещё не стал одиозным артистом, которого запрещали снимать.
Познакомившись с Высоцким, режиссёр хотел отказаться от дальнейших проб на Бродского, но киностудия не разрешила остановиться на первом же кандидате. К тому же, многие актёры сами рвались сыграть репетитора-революционера — среди них были и Андрей Миронов, который играл в спектакле «Интервенция», и Михаил Козаков, и много других менее известных имен. Самому же Высоцкому очень понравилась лёгкая подача сюжета, и он написал четыре стилизованные песни, две из которых вошли в фильм.
Работа над «Интервенцией» шла долго — к запланированному юбилею закончить фильм не успели. Зато режиссёр с удовольствием вспоминал съёмочный период, так как подобрался прекрасный коллектив единомышленников. Съёмки проходили в Одессе и на «Ленфильме», актёры буквально вжились в своих героев и постоянно придумывали что-то новое. В такой атмосфере всем работалось очень легко, и никто не сомневался в успехе.
В 1968 году Геннадий Полока сдал готовый материал в Госкино, и получил неожиданный вердикт, что фильм: «является очевидной творческой неудачей киностудии „Ленфильм“ и режиссёра Г. Полоки, не сумевших найти точного художественного решения картины и тем самым допустивших серьёзные идейные просчёты. Дальнейшую работу над фильмом признать бесперспективной, затраты списать на убытки киностудии…».
Фильм обвиняли в дискредитировании большевиков и показе революции в развлекательной форме. Он не понравился не только чиновникам, но и автору пьесы Льву Славину, который перед началом работы вроде бы давал полный карт-бланш режиссёру.
Съёмочная группа была шокирована таким решением. Валерий Золотухин ночью написал письмо Леониду Брежневу с просьбой вмешаться в сложившуюся ситуацию. В письме объяснялись режиссёрские идеи — серьёзные революционные фильмы перестали привлекать зрителей, а музыкально-комедийная подача могла вернуть интерес к теме. Приводились сравнения и примеры, рассказывалось о съёмочном процессе и грубом монтаже, которым директор киностудии значительно ухудшил фильм… Письмо коллективно редактировали и переписывали, потом все актёры поставили свои подписи, и утром Полока понес его в ЦК. Ответ киногруппа так и не получила.
Фильм был отправлен на полку и пролежал там двадцать лет. У Геннадия Полоки была одна личная копия, которую он иногда показывал на творческих встречах. Слухи, что есть какой-то запрещённый фильм с Высоцким, первое время подогревали интерес зрителей. В прокат фильм вышел 1987-м году, когда тема революции была уже не интересна, да и с момента смерти Высоцкого уже прошло семь лет… Перед прокатом «Интервенцию» пришлось восстанавливать, и в некоторых эпизодах героя Высоцкого озвучил актёр Алексей Булдаков.
Содержание фильма «Интервенция». Какие актеры снимались. Исполнители главных ролей. Кадры из фильма. Дата выхода.
Трагикомедия от режиссера Геннадия Полоки по мотивам одноимённой пьесы Льва Славина.
Действие происходит весной 1919 года. В Одессу, находящуюся под властью белых, прибывают войска Антанты, с которыми противники большевиков связывают большие надежды.
Прототипом главного героя большевика Мишеля Воронова был расстрелянный деникинской контрразведкой в ночь с 1 на 2 апреля 1919 года на стоявшей в Одесском порту барже № 4 большевик Николай Ласточкин (Ворон-Ласточка).
Банкир Ксидиас на самом деле существовал и издавал в начале века одесскую газету «Южная мысль». Он прославился в дореволюционной Одессе своей страстью к авиации. Организовал первые полеты авиаторов на одесском ипподроме и даже финансировал Сергея Уточкина на начальном этапе его авиационной карьеры.
История создания фильма «Интервенция»
После громкого успеха «Республики ШКИД» режиссёру Геннадию Полоке в январе 1967 года было поручено снять фильм по пьесе Льва Славина «Интервенция», к тому времени уже ставшей классикой советской драматургии. Как рассказывал сам режиссёр, «ожесточённый штампами, накопленными нашим «официозным кинематографом» в фильмах о гражданской войне», он в одном из интервью призвал «возродить традиции театра и кино первых лет революции, традиции балаганных, уличных, скоморошеских представлений».
Во второй половине июня 1967 года съемочная труппа приехала в Одессу на натуру. По воспоминаниям участников съемочного процесса, они жили одной семьей, все были единомышленниками. Не было никакой дистанции между актерами и технической частью киногруппы. Это была огромна заслуга режиссера, который сумел так хорошо организовать коллектив. В тот период была страшная жара, а по сюжету снимали зиму и раннюю весну. Многие работали в плавках, а бедные артисты были одеты по полной парадной форме. Рядом с местом съемки, в кустах, администрация организовала для актеров что-то типа душа. Владимир Высоцкий прибегал и окатывался водой почти после каждого дубля.
Инициаторы экранизации пьесы Л. Славина приурочивали фильм к 50-летию Октябрьской революции, но работа затянулась, и закончен он был только в июне 1968 года.
Фильм, стилизованный под театральные представления начала 1920-х годов, в том числе постановки Всеволода Мейерхольда, о которых напоминает афишная тумба в начале, снимался под рабочим названием «Интервенция», но уже в процессе монтажа был переименован в «Величие и падение дома Ксидиас», под этим названием Полока сдавал фильм Художественному совету киностудии «Ленфильм». Однако в ноябре 1968 года председатель Госкино А. В. Романов наложил на него запрет: «Фильм «Величие и падение дома Ксидиас» является очевидной творческой неудачей киностудии «Ленфильм» и режиссёра Г. Полоки, не сумевших найти точного художественного решения картины и тем самым допустивших серьёзные идейные просчёты».
В журнале «Советский экран» в конце 1960-х годов прошлого века опубликовали статью о съемках фильма с красочными фотографиями. Зрители с нетерпением ожидали показа этой картины, но некоторые так и не дождались.
Некоторые фразы, впервые прозвучавшие в фильме, стали крылатыми: «Он будет прынц, мадам!», «Вы не мать, мадам, вы урод!», «Вы просите песен, их есть у меня».
кадры из фильма «Интервенция»
Почему запретили фильм «Интервенция» (СССР, 1968)
Интервенция. СССР, 1968. Режиссер Геннадий Полока. Сценарист Лев Славин (по собственной одноименной пьесе). Актеры: Владимир Высоцкий, Валерий Золотухин, Ольга Аросева, Гелена Ивлиева, Ефим Копелян, Руфина Нифонтова, Владимир Татосов, Юрий Толубеев, Валентин Гафт, Марлен Хуциев, Георгий Штиль, Сергей Юрский и др. Фильм в 1960-х – 1970-х годах в советский кинопрокат не выпускался. Выход этой картины на экраны СССР состоялся в мае 1987 года.
В трагикомедии «Интервенция» действие разворачивалось в Одессе во время гражданской войны.
Фарсовый характер фильма крайне не понравился тогдашнему начальству, и 17 мая 1968 года был подписан Приказ Председателя Комитета по кинематографии при Совете Министров СССР А. Романова: «Просмотр и обсуждение этого фильма показали, что режиссер Г. Полока не справился с задачей создания кинокартины на важную тему. В фильме с обывательских позиций показана обстановка в южном городе в годы гражданской войны. Целая вереница безвкусных, лишенных всякого смысла эпизодов составляет содержание этой картины. Избранная режиссером фарсовая стилистика пришла в полное противоречие с героико-революционным пафосом литературной первоосновы и исходным замыслом фильма. Изображение героической борьбы революционеров-подпольщиков теряется в потоке нелепых масок, фарсовых сцен и в результате выглядит окарикатуренным. Изобразительное решение фильма неинтересно, чуждо традициям советской кинематографии» (Романов, 1968. Цит. по «Запрещенные фильма (Полка). М., 1993. Так фильм был запрещен.
В год выхода многострадальной «Интервенции» кинокритик Ольга Шервуд писала, что «после бесконечных однообразных, лишенных начисто признаков какой-либо эстетической мысли картин нам требуется теперь изрядное усилие, чтобы войти в игру на равных. Для этого, кроме непредубежденности, нужно и знание; правда, сам фильм щедр на «подсказки»… И вот со всех сторон: — Балаган! — Цирк! — Театр масок! — Лубок! — Мейерхольд! — Пародия! — Эйзенштейн! — Плакат! — Мюзик-холл! — Да это просто колода карт! О да! Создатели фильма, как игроки высокого класса, перетасовали все это виртуозно, и расклад получился по форме похожий разве что сам на себя, а по духу — возрождающий романтические традиции нашей литературы и искусства 20-х годов. Дух несомненен — а дальше возьмите историю в партнеры и гадайте-разгадывайте ее ходы» (Шервуд, 1987).
С Ольгой Шервуд был согласен и Сергей Ильченко, так как «сам режиссер осторожно намекнул в фильме на ту традицию, которую он пытался иронически переосмыслить. Некоторые из его внутрикадровых композиций почти «дословно» воспроизводят кадры бессмертного эйзенштейновского шедевра — «Броненосец „Потемкин“»: толпа, бегущая по лестнице; львы, «восставшие из камня»; процессия на морском молу. В двадцатые годы Эйзенштейн снял о революции оптимистическую трагедию. Сорок лет спустя Полока рассказал о революции и ее героях в жанре веселом и эксцентричном, где может смешиваться «все и вся». … Каждая сцена имеет не только свою жанровую тональность, сюжетную законченность, как цирковой номер, но и чисто цветовое решение: от ослепительной белизны пролога до кроваво-черного колорита игорного дома. Общая эксцентрика всех слагаемых сохраняется и множится» (Ильченко, 1987).
Куда более сдержанно отнесся к «Интервенции» кинокритик Виктор Демин (1937-1993), написавший на страницах журнала «Искусство кино» так: «На меня обиделся режиссер Геннадий Полока. В опросном листе «Недели» я слишком мало звезд поставил рядом с «Интервенцией». Другие критики тоже, впрочем, не были щедры. … Я, однако, хотел бы сейчас сказать слова совсем на другую тему. О том, как бы нам по старой привычке очаровываться и создавать легенды не перепутать восстановление справедливости с лавровым венком, которым удостаивают шедевры. Двадцать два года «Интервенция» пылилась на полке. Пылилась решительно ни за что. Художнику промямлили что-то в том духе, что революция вызывает чувство благоговения, уж никак не смеха, тем более такого балаганного, к которому приглашает фильм. Художник отвечал: мы смеемся не над революцией, а над ее врагами. Ему разъяснили дополнительно: вы не поняли, здесь веселые, тем более пародийные, краски неуместны. Кощунственны. Такая тема. … Полока — эксцентрик, поклонник площадных жанров. Его звала к себе стихия игры, ряжения, карнавального маскарада. Причем в противовес всем наставлениям он искал не кинематографический эквивалент упоенной театральности пьесы Льва Славина, а способы расширения, возгонки ее, возможность — с помощью экрана — сгустить, сконцентрировать условность, сделать ее дважды, трижды условностью. … Сегодня у Полоки двойной праздник. Время иногда награждает мужественных. Телевидение сняло с полки четырехсерийное «Наше призвание». «Интервенция» — тоже повод для поздравлений. Справедливость наконец-то восстановлена. Общество получило труд художника, скрываемый от всех нас по прихоти бюрократов. И. И давайте зачислим его в шедевры? Таково привычное свойство нашего обиходного мышления» (Демин, 1988: 25).
Мнения зрителей XXI века об «Интервенции» тоже разделились:
«Я человек достаточно сдержанный в проявлении своих чувств, но про «Интервенцию» скажу так: это шедевр! Режиссура, съемки, музыка, актерские работы бесподобны. Смотрел много раз этот фильм и всегда — с огромным удовольствием» (Леонид).
«Фильм слабый. Да, отдельно взятые номера и игра артистов — прекрасны. Но вот беда — всё вместе не собирается. Цельности нет. А цельность должна быть и у комедийно-пародийного. Иначе это тогда уже просто ревю, где выступления каждого связывает какой-нибудь конферансье» (Лина).
Александр Федоров, 2021
«Интервенция» // Запрещенные фильмы (Полка). Вып. 2 / Ред.-сост. В.П. Михайлов. М.: НТ-Центр, 1993.
Демин В. Реабилитация // Искусство кино. 1988. № 2. С. 25-26.
Ильченко С. Грустная арифметика веселого жанра // Смена. 9.08.1987.
Шервуд О. Ставка больше, чем жизнь // Вечерний Ленинград. 24.07.1987.
Интервенция (фильм)
Только на территории России:
«Интервенция» — художественный фильм, представление-буфф по мотивам одноимённой пьесы Льва Славина.
Содержание
История создания
Инициаторы экранизации пьесы Л. Славина приурочивали фильм к 50-летию Октябрьской революции, но работа затянулась, и закончен он был только в июне 1968 года.
По некоторым свидетельствам, фильм Полоки не понравился не только партийным чиновникам, но и автору пьесы Льву Славину [5] ; в мае 1967 года состоялась премьера блестящей постановки «Интервенции» в Московском театре Сатиры, — сравнение напрашивалось.
Ответа на письмо не последовало; лишь в 1987 году фильм был снят с полки [1] и выпущен в прокат.
Сюжет
Действие происходит весной 1919 года; в Одессу, находящуюся под властью белых, прибывают войска Антанты, с которыми противники большевиков связывают большие надежды.
Главный герой — Бродский работает у банкирши Ксидиас репетитором её 19-летнего сына Жени. Одновременно Бродский — руководитель группы большевиков-подпольщиков, ведущих пропаганду среди иностранных солдат. Однако из-за доноса банкирши, а потом и её сына, а также безответственности одной из участниц подполья, Саньки, его и других подпольщиков арестовывают и казнят.
В ролях
Остальные актёры в титрах указаны как исполнители эпизодических ролей
Съёмочная группа
Песни в фильме
Почти все песни для фильма написаны Владимиром Высоцким:
Интервенция
режиссёр:
В ролях:
Видео стандартного качества и стерео звук.
описание
Главный герой, Бродский, член большевистского подполья в Одессе, последнем оплоте «белых». Одновременно он работает репетитором в богатой семье банкирши Ксидиас. Но сын банкирши, девятнадцатилетний Женя не оправдывает надежд Бродского и предаёт учителя. В Одессу входят войска Антанты. После смешных и драматических приключений Бродский и другие члены подполья ждут расстрела в камере. Тем временем жители Одессы спешно пытаются уплыть на отходящих пароходах — вскоре город сдадут большевикам. Печальная история рассказана как гротескная трагикомедия в традициях театра-буфф. Своеобразным конферансье выступает Сергей Юрский, появляющийся в различных «масках» характерных персонажей, от аристократа до дамы вольных нравов.
Действие разворачивается во время Гражданской войны в Одессе в 1919 году. С одной стороны город оккупировали меньшевики, с другой – подступают войска Антанты. Среди одесситов скрывается большевик-подпольщик Бродский (Владимир Высоцкий), но в доме банкирши мадам Ксидиас (Ольга Аросева) его знают как репетитора Мишеля Воронова, его воспитанник беспутный молодой человек Женя Ксидиас (Валерий Золотухин) поддаётся влиянию наставника и увлекается революционными идеями.
«Интервенция» — один из самых известных «полочных» фильмов в истории советского кино. Опера-буфф и стилизация под авангардные постановки 1920-х годов, в первую очередь срежиссированные Всеволодом Мейерхольдом, Владимир Высоцкий исполняющий песни собственного сочинения и формализм в чистом виде — всё это киночиновники не могли допустить до экранов кинотеатров. Фильм был назван «очевидной творческой неудачей» и запрещён. Актёры и члены съемочной группы написали коллективное письмо Леониду Ильичу Брежневу, но отмены решения не последовало. Зрители увидели «Интервенцию» только в 1987 году, когда картину отреставрировали и наконец выпустили в прокат.
▪ Одна из выдающихся ролей Владимира Высоцкого в запрещённом в «застойное» время фильме Геннадия Полоки.
▪ Владимир Высоцкий является автором всех песен в картине.
▪ В основе сюжета фильма известная советская пьеса «Интервенция» драматурга Льва Славина.
▪ Владимир Высоцкий порекомендовал на роль студента Ксидиаса своего друга Валерия Золотухина. Но на тот так испугался на пробах, что едва не упустил роль. Тогда режиссёр Геннадий Полока упросил худсовет провести вторую пробу и для того чтобы артист настроился устроил для него пышную встречу, его поселили в Астории, а вся съемочная группа оказывала ему почести, тогда Золотухин наконец повеселел и без стеснения выступил перед комиссией.
▪ Несмотря на то, что режиссёр Геннадий Полока с самого начала видел в образе Бродского только Владимира Высоцкого, на роль пробовались и другие актёры: Михаил Козаков, Евгений Миронов и другие.
▪ Ефим Копелян до съемок в «Интервенции» никогда не пел в кино, в добавок он услышал, как Высоцкий исполняет песню предназначенную для его героя Филиппа, и совсем разубедился в своих песенных способностях. Тогда Высоцкий принялся его убеждать, артисты часами вместе репетировали и результат на экране превзошёл все ожидания.
▪ Изначально экранизацию пьесы Льва Славина планировали выпустить к 50-летию Октябрьской революции в 1967-м году. Но съемки картины затянулись и были закончены только через год в июле 1968-го.
▪ Некоторые из песен написанных Владимиром Высоцким специально для фильма, в итоге в него не вошли, например «У моря, У порта» и «До нашей эры соблюдалось чувство меры…».
▪ Съемки фильма прошли в Одессе и Ленинграде.
Смотрите фильм «Интервенция» на других устройствах