актеры в фильме леопард
КАК СНИМАЛИ ФИЛЬМ Л. ВИСКОНТИ «ЛЕОПАРД». ДЕКОРАЦИИ И КОСТЮМЫ.
Напоминаю, что действие фильма происходит на фоне падения города Палермо перед отрядами гарибальдийцев. Фильм снят по замечательной книге потомственного аристократа ДжузеппеТомази, 11-го князя ди Лампедузы «Il Gattopardo» (книгу переводят как «Гепард», а когда вышел фильм Висконти, то название перевели, как «Леопард»).
1. ДВОРЦЫ И ИНТЕРЬЕРЫ
Кадр из фильма. Слева от церкви вход в палаццо князя (это декорация).
Тут режиссеру важнее было передать эмоциональную сторону помещений: тревожную грусть роскошных мест, контраст между интерьерами семнадцатого века и романтическим духом века 19-го. Семья Кижи (владельцы Palazzo Chigi di Ariccia) просили Висконти не рассказывать о том, что именно у них проходили съемки, чтобы не привлекать внимание туристов (и не только) к своей вилле. Лишь после того, как она была продана муниципалитету города Aричча (это в 25 км от Рима) 29 декабря 1988 года, вилла стала открыта для посещения и ее секрет был раскрыт.
Еще один дворец, в котором снимали фильм, это Palazzo Valguarnera-Gangi, расположенный на Piazza Croce dei Vespri в Палермо на Сицилии. Там снимали огромную сцену бала.
Дворец закончили строить в 1780 году. Его стиль определяют, как сицилийского барокко.
Палаццо очень красивый, сохранился прекрасно, но попасть туда сегодня вряд ли получится, он по-прежнему остается частной резиденцией. Если повезет, то вы можете попасть в дни, когда княгиня Carine Vanni Mantegna показывает свой дом, но об этом надо узнавать заранее.
Л. Висконти и А. Делон на съемках фильма.
Рассказывает художник по костюмам Пьеро Този:
«Когда мне предложили этот проект, я был напуган. Но понял, что должен повиноваться. На самом деле, было легко работать с ним (с Висконти). Он вызвал меня к себе и сказал: «У меня есть вот такой проект и история. Найдите мне материалы по этому времени». И я подобрал большое количество документов, связанных с темой фильма».
подлинное фото 1860-х годов
Портрет Верди кисти Балдини
Полотна Джованни Фаттори (что и понятно, поскольку этот художник прославился своими батальными полотнами, в которых изображал бои в Палермо и его окрестностях),
Фаттори «Гарибальди в Палермо»
Сильвестро Лега,
Джузеппе Де Ниттис (Giuseppe De Nittis)
Д. де Ниттис «Завтрак в саду»
Франческо Хайес (Hayez)
Эскиз платья Анджелики
Подлинное бальное платье 1860-х
На Сицилию отправили Умберто Тирелли, тогда еще не владельца самого известного в мире ателье по пошиву костюмов для театра и кино, а работника «Sartoria Safas» (которые изготавливали костюмы к фильму), чтобы он искал старинную одежду, которая могла бы быть адаптирована для второстепенных персонажей, таких как пастухи и крестьяне. Он нашел то, что искал, но когда дело дошло до униформы солдат Гарибальди начались проблемы.
Джузеппе Гарибальди в красной рубашке «гарибальдийке»
Армия Гарибальди в основном состояла из добровольцев, так что все носили разную форму, которую шили солдатам их матери, бабушки, сестры или подруги. Поэтому все рубашки были разные, все брюки уникальные.
Конечно, такую высокую планку полного соответствия кроя и исполнения костюмов той эпохи задавал сам режиссер. Ему, отпрыску известного рода ломбардских герцогов, правивших Миланом, многое было известно не по книгам.
«Висконти многое в фильме сделал, отталкиваясь от личных воспоминаний: в сцене пикника, когда все вокруг покрыто пылью нам это показалось преувеличением, но он сказал мне: «Ты не представляешь, мою мать и меня, какими мы были белыми, когда приехали на отдых в Черноббио»
Но, в то время как официальные костюмы и униформу для мужских персонажей было не так уж сложно сделать, трудно было создать платья для женщин. Дамы, которые принадлежали к аристократии Палермо, одевались так, как если бы они жили в Париже. Tirelli объездил всю Италию, чтобы найти старые кружева и ткани для их платьев.
Изначально Висконти хотел разделить фильм на две части и одну часть целиком посвятить подготовке к балу, показывая, как девушки одеваются и собираются на вечер, но продюсеры отклонили его идею, так как это выходило слишком дорого. Для бала Тирелли и его команда сделали 400 костюмов: 50 ливрей, 150 бальных платьев и смокингов и 200 комплектов военной формы.
Джузеппе Томази ди Лампедуза так описывает Анджелику на балу: «Первой шла Анджелика в розовом, плавно колыхающемся кринолине; ее спина, белые плечи, сильные и нежные руки были великолепны; маленькая головка надменно сидела на молодой гладкой шее, украшенной нарочито скромным жемчугом. Длинные лайковые полуперчатки обтягивали не узкие, но безупречные по форме кисти рук; на безымянном пальце сверкал неаполитанский сапфир».
«По окончании работы над «Леопардом» я получила от него (Лукино Висконти) carnet de bal (бальную книжку) от Картье, отделанную драгоценными камнями, изумрудами, жемчугом и бирюзой и с его автографом. Мне принесли этот подарок к Рождеству на подносе, обернутом голубой с золотом индийской шалью. Кроме его автографа, там были и подписи всех, кто работал над фильмом вместе с нами. Великолепный подарок, сердечный и трогательный».
Л. Висконти и К. Кардинале на съемках «Леопарда».
Ну что же. Несмотря на все трудности, всем художникам этого фильма удалось создать точные, яркие образы. Настолько верные, что они позволили зрителям полностью понять замысел режиссера, почувствовать переживания персонажей и погрузиться в атмосферу 1860-х, лишенную какой бы то ни было фальши.
А фильм и по сей день считается шедевром мирового кинематографа.
Завтра выложу фотографии со съемочной площадки и премьеры «Леопарда».
Актеры в фильме леопард
Войти
Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal
К. Кардинале рассказывает о съемка в фильме «Леопард» Висконти.
«Леопард», моя главная работа с Висконти, вышел спустя три года — в 1963-м. Вот для этого-то фильма он и учил меня всему. Например, ходить. Он говорил: «Ты должна передвигаться длинными плавными шагами, всей ступней, всей ногой ощущая землю, по которой ступаешь, пол комнаты, в которую входишь… Когда ты появляешься в дверях, надо, чтобы ты делала это с уверенностью, двигаясь так же пружинисто и легко, как животные».
Висконти очень любил Марлен Дитрих и всегда держал у себя в кабинете ее портрет с собственноручной надписью: «I love you». Он наставлял меня: «Вспоминай о Марлен, о ее «Голубом ангеле»… Старайся перенять ее жесты… Пойми, что играть должно все тело, а не только лицо. Играют руки, ноги, плечи… все».
И я усвоила его уроки — с тех пор у меня изменилась походка. Я перестала ходить, слегка подпрыгивая на высоких каблуках, и научилась, как велел он, делать шаг плавным, пружинистым.
От Лукино Висконти у меня осталась вот эта морщинка посреди лба. Почему? Он все повторял: «Помни, глаза должны говорить то, чего не говорят губы, поэтому пусть твой взгляд будет особенно интенсивным, контрастирующим с тем, что ты произносишь… Даже когда ты смеешься, глаза смеяться не должны. В общем, старайся разделить свое лицо на две половины: взгляд — это одно, а слова — другое…» И напоминал мне об этом при каждом моем выходе, называя меня уменьшительным «Клаудина»: «Клаудина, ни на минуту не забывай, что кисти рук, сами руки, глаза и рот должны находиться в постоянном противоречии. Одна половина твоего лица и тела должна рассказывать историю, противоположную той, что рассказывает другая». Думаю, если внимательно приглядеться ко мне в «Леопарде», можно заметить результаты, которых добился Лукино Висконти: я так старательно выполнила его указания, что даже лицо свое разделила пополам вот этой морщинкой.
Сцену бала мы снимали в Палермо, во дворце Ганджи: на нее ушел целый месяц. Из-за ужасной жары съемки велись по ночам, но уже к трем часам дня мы являлись в гримерную. Я начинала с волос: ежедневно полтора часа уходило на прическу. Мне пришлось отрастить длиннющие волосы, но мыть голову можно было только с разрешения Висконти: я должна была привыкнуть к тому, что во времена «Леопарда» женщины не мыли голову, как сегодня, когда им заблагорассудится. Помню, что парикмахерша после этого фильма перестала работать в кино, — такое у нее было нервное истощение.
Гримом занимался Альберто Де Росси. Висконти требовал, чтобы он подчеркнул мои и без того глубокие глазные впадины легкой сиреневой тенью и густо накрасил ресницы, хотя они и вовсе были накладные. Он сам приходил проверять, как меня напудрили, как нанесли ту или иную тень.
Все мои аксессуары в «Леопарде» были подлинными, старинными — даже платок и духи. И конечно же, чулки.
Надев наряд от самого знаменитого костюмера в мире — Пьерино Този, я уже не могла сесть, и Лукино заказал для меня специальный стул — этакую деревянную подпорку, прислонясь к которой я, практически стоя, лишь опершись на нее локтями, могла немного отдохнуть… Я облачалась в свой наряд — а работу начинали лишь часов в семь вечера, когда становилось прохладнее, — и снимала его часов в пять или шесть утра… Когда фильм отсняли, у меня вокруг талии осталась кровавая отметина, потому что корсет, вероятно, принадлежал когда-то девушке вдвое худее меня, совсем тоненькой, и я должна была уложиться в ее мерки — 53 сантиметра в талии. Прокрустово ложе по сравнению с этим — сущий пустяк…
В первый день, когда на съемочную площадку пришел Ланкастер, мы должны были вместе прорепетировать сцену бала. Всем нам давали тогда уроки вальса. И вот включают музыку. Лукино смотрит несколько минут, потом приказывает: «Стоп!», берет меня за руку и говорит: «Пойдем, Клаудина… Когда господин Ланкастер будет готов, он даст нам знать». Я чуть не упала от стыда за него: мы снимались вместе в нескольких хороших фильмах, это же был гигант, и вот так при мне его унижают!
Объявляют перерыв на час. Потом работа возобновляется, и все наконец идет как надо.
Что же произошло? Во-первых, у Ланкастера распухло колено, в нем скопилась жидкость, и это причиняло ему страшную боль, чего он, танцуя со мной, не смог скрыть. Во-вторых, Лукино своим «Стоп!» хотел наглядно показать всем, кто настоящий хозяин на съемочной площадке. Ланкастер сразу понял, в чем дело, и сумел подладиться. После этого у них во время съемок сложились чудесные отношения, которые продолжались и впоследствии.
Потом был целый этап с Аленом Делоном, в то время невероятным красавцем. Его необычайная притягательная внешность, не говоря уже о светлых коварных глазах и вообще обо всем, чем на протяжении многих лет восхищались и мужчины и женщины, заключалась еще в высокомерной повадке и язвительности. Ален был уверен в себе, в своей неотразимости и, конечно же, сексуальности. Они с Лукино заключили тайное соглашение: Делон заявил, что я очень скоро упаду в его объятия. А Лукино забавляли такие садистские шуточки, и, давая мне указания во время любовных сцен с Аленом, он говорил: «Пожалуйста, Клаудина, давай без фальшивых поцелуев и нежностей…»
Но я разгадала их маневр и сумела выкрутиться: разве могла я позволить кому-нибудь считать себя дурочкой, не способной устоять перед чарами Делона? В результате Лукино стал ценить меня больше: он понял, что я не девчонка, а сильная женщина, — сильные женщины ему всегда импонировали.
О той работе у меня сохранилось множество воспоминаний. Прекрасных, не очень прекрасных и просто тяжелых. Но время окрашивает в ностальгические тона даже самое неприятное, все меняет. После выхода на экран «Леопарда» прошло уже тридцать два года, а память хранит жестокость, непонимание, коварство, но уже в иной форме: время наделяет все это силой и красотой.
Да, сила и красота ярости Висконти, направленной против Алена Делона. Он был недоволен тем, как Делон сыграл одну сцену — сцену, когда мы вместе пробегаем по комнатам виллы. Вот тут он и воспользовался случаем, чтобы высказать все, что он о нем думает. Он хотел его унизить при всех. Я помню Алена в тот момент. Мы сидели рядом на маленьком канапе, и он крепко сжал мне руку, чтобы сдержаться и не ответить. Бешенство не уменьшало того безграничного уважения, которое он всегда испытывал к Висконти. Но, стараясь сдержаться, он чуть не сломал мне кисть.
Эта сцена знаменовала собой конец долгого союза между Лукино Висконти и Аленом Делоном. Именно потому, что это был конец, Лукино избрал столь оскорбительную форму и не искал подходящих слов. Так он поступал, понимая, что диалог больше невозможен. Хотя в его ярости проступала надежда, последняя надежда на какие-то перемены, быть может, желание найти некую зацепку там, где, казалось, все пути уже отрезаны.»
(К. Кардинале, А.М. Мори «Мне повезло»)
Энрико Медиоли
Массимо Франциоза
Сусо Чекки д’Амико
Паскуале Феста Кампаниле
Рене Барджавель
(1958 роман)
от Джузеппе Томази ди Лампедуза
Ален Делон
Клаудиа Кардинале
Серж Реджиани
Паоло Стоппа
Рина Морелли
Ромоло Валли
Марио Джиротти
Франция
3,649,498 входных билетов (Франция)
Леопард получил Золотую пальмовую ветвь на Каннском кинофестивале 1963 года и был показан в театральных постановках в Италии 28 марта 1963 года и во Франции 14 июня. Он имел успех критиков и коммерцию в Европе, но восприятие было более теплым. Соединенные Штаты, где была выпущена более короткая версия с английским дублированием. Ретроспективные обзоры, составленные на основе более длинной оригинальной версии фильма, были более позитивными, и теперь фильм считается классикой.
СОДЕРЖАНИЕ
участок
Новое национальное собрание объявляет плебисцит, и националисты выигрывают 512: 0 благодаря коррупции и поддержке главного гражданина города, дона Калоджеро Седара. Дон Калоджеро приглашен на виллу Салинов, и он приводит с собой свою дочь Анжелику. И принц, и Танкреди очарованы красотой Анжелики. Вскоре после этого Танкреди планирует попросить ее руки и сердца.
Принц видит мудрость этого матча, потому что он знает, что из-за непомерно высоких амбиций своего племянника Танкреди будет нуждаться в наличных деньгах, которые отец Анжелики с радостью предоставит. По обоюдному благословению принца Салины и дона Калоджеро Танкреди и Анжелика обручились.
На виллу приходит гость от учредительного собрания. Он умоляет собравшихся там дворян присоединиться к сенату и руководить государством; он надеется, что великое сострадание и мудрость принца помогут облегчить предполагаемую бедность и предполагаемое невежество на улицах Сицилии. Однако принц возражает и отклоняет это приглашение, отмечая, что Сицилия предпочитает свои традиции иллюзиям современности, потому что ее жители гордятся своим древним наследием. Он видит будущее, в котором леопарды и львы, а также овцы и шакалы будут жить в соответствии с одним и тем же законом, но он не хочет быть частью этого демократического видения.
Однако он разочаровывается и оставляет мяч в покое. Попросит Танкреди устроить карету для его семьи и с тяжелым сердцем идет к темному переулку, символизирующему неуравновешенное и исчезающее прошлое Италии, в котором он живет.