актеры в гриме советские
Мастера перевоплощения: советские актёры, которых не узнать под гримом
Георгий Милляр в роли Бабы-Яги
Актёр талантливо воплощал сказочных героев: Баба Яга и Кащей Бессмертный в его исполнении стали каноничными. С трудом можно поверить, что за слоем грима скрывается мужчина! Актёр рассказывал, что на создание образа сказочной бабки уходило по шесть часов ежедневно.
Дима Иосифов в роли Буратино
Перед съёмками гримеры каждый день по полтора часа клеили Диме Иосифову пенопластовый нос. Исполнитель роли деревянного мальчика сменил сорок пять таких! А ещё ради роли Диме пришлось сбрить брови и волосы.
Георгий Вицин в роли деда Мусия
Георгия Вицина называют «актёром без возраста». Он одинаково убедительно мог сыграть совсем юных героев и седовласых старцев. Особенно ярким было его перевоплощение в картине «Максим Перепелица». 36-летний актёр сыграл деда Мусия — даже преданные поклонники с трудом признали в нём Вицина.
Павел Кадочников в роли Дедушкина
Ещё один пример искусного состаривания. Смотря на Дедушкина из фильма «Запасной игрок», сложно узнать в нём молодого актёра Павла Кадочникова. Интересно, что в этой картине он исполнил две роли: кроме Дедушкина актёр сыграл юного Ивана Светлакова.
Андрей Мартынов в роли Кирьяна Инютина
Киноэпопею «Вечный зов» снимали 10 лет. За это время герои взрослели и старели. Герой Андрея Мартынова из юноши превратился в старика. Создаётся ощущение, будто актёр и вправду состарился за время съёмок.
Комментировать
Гении маскировки: как сложный грим в отечественном кино менял актеров до неузнаваемости
Кадры из фильмов
Актер-дублер, майор-дублер
В телефильме «ТАСС уполномочен заявить» сотрудник КГБ, загримированный под шпиона (его сыграл Борис Клюев), выходит на связь с агентом. Сделать одного актера похожим на другого так, чтобы родная мать не отличила, задача не из легких. Тем более что преображение происходит на глазах у зрителей. Лицо актера крупным планом показывают в течение двенадцати минут.
На эти двенадцать минут советские зрители буквально прилипали к экрану. Забывали о включенных утюгах и о пельменях на плите — оторваться было невозможно. Сел перед зеркалом один человек, а встал совсем другой!
На самом деле так и было. Гример действительно проявил чудеса профессионализма. Но все же это не совсем честное преображение, а скорей шоу, рассчитанное на «вау»-эффект. В сцене были заняты три человека. Один — актер, он первым садился в кресло, ему сбривали усы. Потом его место занимал майор милиции, у которого нос был похож на нос Бориса Клюева. А затем майора-дублера заменяли на самого Клюева — ему-то не нужно было гримироваться, чтобы походить на самого себя.
«Женитьба забальзамированного»
Георгий Вицин не мог довериться гримеру — гримировался сам. Дело в том, что когда Вицин снимался в фильме «Женитьба Бальзаминова», ему исполнилось 45 лет, а его герою 25.
Тут мало было придумать грим, нужно было иметь осанку и подвижность молодого человека. Целый месяц перед началом съемок актер провел на стадионе, играл в футбол. Придумал образ: подтянутый нос, веснушки, парик — детали, отвлекающие внимание от признаков возраста. Побольше красного в тональный крем, чтобы лицо выглядело более худым…
Это продолжалось часами, съемочная группа изнывала, ожидая, пока Вицин нарисует все свои веснушки. Но результат был достигнут, в роли юноши актер выглядит вполне убедительно. Вспоминая это время, сам Георгий Вицин называл фильм «Женитьба забальзамированного».
Страдания юного Буратино
Детективы, биографии, исторические картины… А в каких еще фильмах бывает сложный грим? В сказках! Исполнитель главной роли в «Приключениях Буратино» Дима Иосифов за время съемок фильма износил сорок пять пенопластовых носов.
Нос Буратино должен был хорошо держаться и при этом быть подвижным. На его приклеивание ежедневно уходило полтора часа. «Деревянному мальчику» пришлось сбрить брови и волосы.
Не легче было и Мальвине. У маленькой артистки Тани Проценко тогда как раз выпадали молочные зубы. Пришлось девочке ездить к стоматологу и вставлять фарфоровые протезы. Лицо Мальвины покрывали глянцевой пудрой, выщипывали и высветляли брови, приклеивали голубые ресницы, прикрепляли парик.
«На красавицу Ягу наглядеться не могу»
Многих сказочных персонажей сыграл Георгий Милляр, его даже называли «заслуженная Баба Яга Советского Союза». Навыки гримирования у Милляра были с ранней юности: он подрабатывал в театре бутафором и, так как знал все роли наизусть, однажды заменил заболевшую Золушку.
В фильмах режиссера-сказочника Александра Роу актер переиграл всю возможную нечисть. Он сам предложил взять его на роль Бабы Яги, сказал — никакая женщина не позволит себя так уродовать и не получится такой страшной.
По теперешним временам грим Бабы Яги довольно простой. Но в 1930-е годы, когда Георгий Милляр начал сниматься, арсенал гримеров был невелик. Перед каждой съемкой артиста преображали по шесть часов, однажды сожгли ему лицо перекисью водорода, а в другой раз «Баба Яга» сама обожглась, съезжая с печи по желобу.
А вот для роли Кащея Бессмертного особо гримироваться не пришлось. Милляр только что перенес тяжелую болезнь, весил сорок килограммов и выглядел пугающе — что от него и требовалось. К тому же, оказался похож на Гитлера, это только способствовало популярности фильма, вышедшего в 1944 году.
В списках не значится
Самая громкая история, связанная с гримом в новом российском кино, — конечно, «Высоцкий. Спасибо, что живой». Интрига сохранялась не только до выхода фильма, но и после премьеры. Зрители гадали: кто играет Высоцкого? Его сын? Никому не известный двойник? Силиконовая кукла? Виртуальная фигура?
Кажется, даже съемочная группа не в курсе. Рассказывают, что загримированный актер приходит на площадку первым и уходит последним, его никто не видит. И в документах фамилия артиста не значится, написано просто «Высоцкий»…
Планировалось, что Владимира Высоцкого действительно сыграет его сын. Но Никита выше и крепче отца. Роль отдали Сергею Безрукову, он похожей комплекции. А как сделать лицо актера похожим на лицо его героя?
Для этого использовали высокотехнологичный силиконово-пластиковый грим и компьютерные технологии. Создали маску-робот — для работы понадобились слепок с посмертной маски Высоцкого и более пятисот фотографий. Каждый день Сергея Безрукова 4-6 часов гримировали и часа полтора разгримировывали. Работавший с ним художник гример, по условиям контракта, не имел права раскрывать личность артиста.
Актеры, которых трудно узнать под гримом.
Им не нужно скрываться от папарацци за огромными очками. Потому что киногерои, которые принесли известность исполнителям ролей, не имеют ничего общего с их внешностью.
Кто бы мог подумать, что милая рыжеволосая девушка и есть эпатажная Повелительница тьмы Эльвира. Роскошный кинообраз стал визитной карточкой известной танцовщицы. Примечательно, что зрители запомнили актрису по роли, в которой ее невозможно узнать. Фанаты наотрез отказываются признавать Кассандру Петерсон в других фильмах, где она сыграла не менее талантливо без крикливого макияжа.
Даже не верится, что Дракс Разрушитель — не плод компьютерной графики. Звездного здоровяка сыграл 50-летний актер-новичок. Дрейв Батиста строит вторую карьеру в кинематографе. Первую часть жизни он посвятил спорту, где достиг признания в бодибилдинге и смешанных единоборствах. Без грима актер совершенно не похож на своего киногероя.
Красивая и женственная актриса по-настоящему прониклась ролью Пеппер. В итоге фанаты «Американской истории ужасов» наотрез отказались верить, что привлекательная Наоми Грассман сыграла роль уродливой пациентки психбольницы. Актриса даже обрила голову! Чего только не сделаешь ради искусства — вздыхали поклонники. Примечательно, что Наоми Грассман редко снимается. Ее привлекает работа продюсера и сценариста.
В активе колоритной француженки очень много разноплановых ролей. Как ни странно, поклонники запомнили ее по фильму «Пятый элемент», где она сыграла синекожую Диву Плавалагуну. Дизайн образа космодивы принадлежит перу Джона Коппилингера, который разработал дизайн героев Звездных войн.
Невероятно, что в век цифровых технологий в жестяную оболочку робота С-ЗРО поместили живого человека. Режиссеры «Звездных войн» признались, что никакая компьютерная программа не в состоянии превзойти талантливую игру британского актера.
Кажется странным, что молодой и привлекательный актер специализируется на ролях нечеловеческих персонажей. Фильмография Дага Джонса насчитывает 150 ролей, большинство из которых настоящие монстры. Сложно сказать какая роль принесла ему больше известности: зловещий Слендермен или «Синий» Эйб Сапиен. Хотя в обоих вариантах невозможно определить человеческие черты лица под мастерским гримом.
Вполне справедливо, что картина «Гринч: Похититель Рождества» стала знаковой в карьере киноактера. Ведь ему пришлось сниматься в катастрофически неудобном гриме, который превращал его странное существо. Психика Джима Керри оказалась под ударом, ему срочно потребовался тренинг для обретения психологической устойчивости.
Гримеры трудились над внешностью актера больше двух часов перед каждыми съемками.
Они закрепляли на его лице три огромные латексные накладки.
Джим Керри призналася, что так и не смог привыкнуть к контактным линзам, с помощью которых гримеры изменяли цвет глазного яблока.
Конечно, поклонники известной сказки знают, кто исполняет роль неземного персонажа. Благодаря выдающемуся актерскому таланту Сигурни Уивер мастерски донесла до зрителя колоритный образ необычного киногероя.
Вы глубоко заблуждаетесь, если считаете, что Сергей Безруков совершенно не похож на Владимира Высоцкого. Российский актер по четыре часа томился в окружении гримеров перед каждыми съемками. Позже специалисты по гриму рассказывали, что заранее репетировали весь процесс, оттачивая движения рук до автоматизма.
Актера гримировали на специальной кушетке. Со стороны работа гримеров очень напоминала пластическую хирургию. Любое неверное движение могло привести к непоправимой ошибке. Правда, в отличие от пластической операции, в конце съемок Сергей Безруков обретал прежнее лицо.
Голливудский актер получил незабываемый опыт с ролью пышнотелой героини. Гримеры облачали Джона Траволту в утолщающий костюм с роскошными выпуклостями, который весил 13 килограмм. Процесс перевоплощения занимал не меньше четырех часов каждый день.
Рик Бейкер вылепил несколько макетов Бенджамина, что бы продемонстрировать старение Бенджамина от 60 до 80 лет. Он консультировался с психологом Полом Экманом, который специализируется на эмоциональных реакциях людей. За время практики доктор составил огромную библиотеку мимики лица, которая отражает истинные эмоции. Благодаря тесному сотрудничеству появились три образа Бнджамина Баттона со всеми паттернами выражений лица.
Поразительное перевоплощение американского актера не обошлось без кропотливого участия гримеров. А таком виде его не узнал бы даже знаменитый отец, не говоря уже о папарацци.
Создатели фильма ужасов «Оно» до последнего не раскрывали главный секрет Пеннивайза. До самой премьеры никто не знал, кто скрывается за внешностью жуткого клоуна, который похищал детей. По этой причине Билл Скаргард не участвовал в промо-туре. Студия Warner Brothers серьезно опасалась, что журналисты сложат два плюс два и поймут кто снимался в главной роли.
В новом фильме актер исполнил сразу несколько ролей, каждая из которых отличалась необычностью. Только гримерам известно, скольким персонажам дал жизнь Эдди Мерфи в рамках одной картины.
Знаменитую комедию отметили премией «Оскар» и множеством наград. Главная премия досталась в номинации за лучший грим. Позже фильм адаптировали для сценической постановки. Легендарный комик в очередной раз сразил зрителей многогранным талантом в образе миссис Даутфайр.
Сюжет фильма зеркальным образом перекликается с личной жизнью актера. Некогда Роберт Уильямс расстался с женой из-за интрижки с няней. Процедура грима была настолько сложной, что этот процесс занимал более четырех часов. Грим лица включал восемь больших частей. В эпизоде, где герой теряет маску, которая улетает в окно, на самом деле актер снимал подпорку всего грима.
Картина «Девушка из Дании» стала знаковой для трансгендеров всего мира. Фильм повествует о неоднозначной судьбе человека, который вошел в историю человечества, который хирургическим путем сменил пол.
Сюжет фильма состоит из сложного переплетения судеб нескольких людей. Все они имеют нечто общее: гомосексуальные отношения, веру или ее отсутствие. Луис разрывает отношения с Уолтером Прайором, когда тот заболевает СПИДом. Отчаявшийся Уолтер воспрял духом после видения, в котором ему открываются откровения ангела Америки.
Мистер Ли пытается помирить Луиса с Уолтером. Но тот из страха заразиться проявляет малодушие. Вскоре Луис обращает внимание на женатого коллегу. Джо — мормон, который пытается с помощью веры справиться со скрытым гомосексуализмом.
Перед съемками гример Джон Каглионе оказался в парадоксальной ситуации. Привыкший к совершенству мастер не мог создать небрежный грим! Его подопечный Хит Леджер нашел выход. В процессе грима австралийский актер усиленно кривлялся, строил рожи, жмурился. В результате грим не проникал в складки кожи, расплывался. В итоге получилось то что нужно.
Каждый день в гримерке разворачивалось странное шоу. Актер отчетливо понимал смысл каждого действия гримера. Тот, в свою очередь, проникался кинообразом Хита Леджера. Получилось небольшое состязание, в котором стороны подыгрывали друг другу. В начале съемок грим занимал не меньше часа. Ближе к завершению картины тот же процесс длился вдвое меньше.
Американский актер еще никогда не был таким страшным. Глядя на его кинообраз, начинаешь верить в ожившие и очень голодные трупы. С такой внешностью только и остается, что убивать и закапывать трупы. Джонни Депп остался очень доволен работой гримеров. Не все роли можно сыграть, полагаясь только на актерский талант. Согласитесь, в некоторых случаях грим решает все.
Полное перевоплощение: 10 актеров, которых нельзя узнать в гриме
Питер Мейхью — Чубакка
Огромный, заросший густой бурой шерстью гуманоид Чубакка — один из самых запоминающихся персонажей космической саги «Звездные войны». Он одновременно похож на обезьяну и собаку: частично образ срисован с Индианы — собаки Джорджа Лукаса породы аляскинский маламут. Костюм Чубакки сделан из смеси шерсти кролика и яка на мохеровой основе. К третьему эпизоду в костюм встроили систему охлаждения: из-за перегрева маска отставала от лица Мейхью и глаза Чуи выглядели неестественно.
Питер Мейхью не единственный Чубакка в истории «Звездных войн»: в 2015 году его сменил финн Йонас Суотамо. В «Пробуждении силы» актеры делили роль, а в «Последних джедаях» Мейхью лишь консультировал коллегу.
Владимир Фурдик — Король Ночи
Роль Короля Ночи в «Игре престолов» исполнили два актера. В четвертом и пятом сезонах предводителя Белых ходоков сыграл британо-американский актер Ричард Брейк, а затем — словацкий каскадер Владимир Фурдик. Устрашающий грим был настолько хорош, что о замене не догадались даже фанаты. До того как стать Королем Ночи, Фурдик дважды появлялся в GOT в эпизодических ролях: он сыграл одного из Первых людей и Белого ходока, которого Джон Сноу убивает клинком из валирийской стали.
В 2018 года накануне Хэллоуина студия HBO разместила на YouTube ролик с инструкцией, как загримироваться под самого жуткого персонажа «Игры престолов». «Самое сложное в образе — не моргать», — отметил в интервью Entertainment Weekly Владимир Фурдик.
Холли Берри — от Иокасты до Овидия
Актриса играла шестерых персонажей разных рас, эпох и пола. Среди них темнокожая татуированная рабыня на табачной плантации и зеленоглазая еврейка-блондинка (для этой роли гримерам пришлось изменить форму носа актрисы). Наиболее узнаваема Холли Берри в образе журналистки 1970 годов, где ее внешность дополнена только лохматым париком, и Провидицы из постапокалиптической колонии, которая общается с окружающими при помощи проводов, прикрепленных к ее лицу и волосам.
Самый сложной задачей для актрисы и гримеров оказалась роль жутковатого хирурга — этот образ напугал ее маленькую дочь. С лова Берри цитирует Entertainment Weekly: «Однажды я показалась ей в этом костюме, и сначала он ей показался странным, в первую очередь из-за глаза. Потом я сказала: «Привет, дорогая!», и девочка едва не потеряла сознание. Она до сих пор вспоминает, как ее напугал мой голос, исходивший из тела мужчины».
Кейт Бланшетт — 13 манифестантов
В фильме «Манифесто» Кейт Бланшетт сыграла сразу 13 персонажей, в том числе бездомного бородатого мужчину, вдову на похоронах, панк-рокера, безумную многодетную мать, учительницу, ведущую новостей и шахтера. Чтобы продумать все образы, у визажиста Мораг Росс, стилиста Массимо Гаттабруси и художника по костюмам Бины Диагелер было два дня.
По словам Росс, значительную часть небольшого бюджета на грим она потратила на зубы. Если внимательно присмотреться, становится заметно, что у героев Бланшетт они выглядят по-разному. Эта деталь позволяет сильно изменить облик актера. Так, у хореографа — зубы курильщика, у бездомного — гнилые, у ведущей новостей — идеальные. «В один из дней Кейт должна была сыграть бездомного и ведущую новостей, — вспоминает режиссер фильма Джулиан Розефельдт. — Она провела в гримерке шесть часов и еще долго не выходила из образа. Она даже обедала в костюме бездомного бородача».
Билл Скарсгард — Пеннивайз
Один из самых страшных клоунов на киноэкране — Пеннивайз, персонаж романа Стивена Кинга «Оно», по которому были сняты два фильма — в 1990 и 2017 годах. В последнем из них роль монстра исполнил шведский актер Билл Скарсгард. Он вспоминает: «Наблюдать за тем, как появляется образ Пеннивайза, было жутко. Я не до конца представлял себе, как выглядит персонаж. Поэтому смотрел в зеркало и гримасничал, пытаясь увидеть, каким он будет».
Режиссер Андрес Мускетти предложил использовать обычный белый грим и отказаться от накладного клоунского носа. Дополнительный эффект дала физиология Скарсгарда: в состоянии напряжения его зрачки направлены в разные стороны. По словам актера, на съемочной площадке он должен был постоянно сохранять концентрацию.
Хелена Бонем Картер — Ари
Беллатриса Лестрейндж, Фея-крестная, Червонная королева — сложно представить, что актриса, известная экстравагантными ролями, долго не могла уйти от образа элегантной красавицы. Все изменила роль обезьяны Ари в фильме Тима Бертона «Планета обезьян».
Как вспоминает актриса, съемочный день начинался в 7:00, поэтому она вставала в 3:00, чтобы успеть загримироваться. Пить приходилось через соломинку, но даже для этого сначала надо было снять огромные накладные зубы. Обед превращался в кошмар: по словам Картер, актеры пользовались зеркальцами, чтобы аккуратно донести еду до рта и не испортить грим.
Джонни Депп — Уйати Балджер
Еще один актер, которого привычно видеть в странных сказочных образах, однако роль гангстера Уайти Балджера, скорее, исключение. Узнать актера в «Черной мессе» даже сложнее, чем в «Фантастических тварях» или «Алисе в Зазеркалье». Создатели фильма добились максимального сходства Деппа с настоящим Джеймсом «Уайти» Балджером. Для этого художники по спецэффектам отсканировали голову актера и изготовили силиконовые накладки на лоб и нос. Хань Транс, специалист по волосам, вручную выстраивала тысячи волос в линию прически и бровей, после чего наступала очередь парика с проседью, который нужно было подогнать точно по выстроенной линии и полностью скрыть темные волосы Деппа.
Рон Перлман и Дэвид Харбор — Хеллбой
Художник по спецэффектам Джейк Гарбер вспоминает, что на съемках фильма 2004 года гримировал Рона Перлмана 86 раз. На то, чтобы превратить актера в Хеллбоя, у художника уходило два с половиной часа. Начинали они обычно за четыре часа до съемок, поскольку Гарбер хотел дать Перлману возможность размяться, перекусить и выпить кофе. Процесс состоял из нескольких этапов. Сначала под пластиковую шапочку убирали волосы. Поверх нее крепился шлем с рогами. После этого Гарбер гримировал лицо актера целиком, кроме нижней губы — ее не трогали до последнего момента, чтобы тот мог есть и пить. В финале Джейк подкрашивал Рона. «Нельзя сказать, что Хеллбой просто красный, — говорит художник. — Я использовал пять дополнительных оттенков и растушевывал их, чтобы персонаж не выглядел как игрушка». После этого наклеивали волосы, бороду и бакенбарды, добавляли вставные челюсти и контактные линзы. И наконец, крепили каменную руку Судьбы. «От Перлмана оставались только веки», — добавляет Гарбер.
Съемочная группа нового фильма о Хеллбое, который вышел в российской прокат 11 апреля, изменила облик героя. Создатели картины хотели воспроизвести персонажа максимально близко к образу в комиксе. По словам гримеров, они использовали «усиленную версию Хеллбоя: у него более тяжелая челюсть, массивные брови, яркие желтые глаза и огромные рога». В результате актер Дэвид Харбор тоже абсолютно неузнаваем.
Дэн Стивенс — Чудовище
Узнать, что за образом Чудовища скрывается Дэн Стивенс, можно только по его имени в афише. Съемки «Красавицы и чудовища» шли в два этапа. Сначала снимали тело монстра — при помощи костюма для захвата движения. Обычно в других фильмах на этом работа с технологией заканчивалась. Но для Стивенса это была только половина задачи. Создатели картины решили передать не только движения, но и мимику Чудовища, поэтому лицо актера снимали отдельно. На втором этапе Дэн воссоздавал уже готовые эпизоды, чтобы при помощи датчиков оживить лицо персонажа. «Приходилось вспоминать сцены, которые сыграны одну или две недели назад, и снимать их не двигаясь, только за счет мимики», — говорит Стивенс. Режиссер Билл Кондон признался, что был впечатлен работой актера с этой технологией.
Джейкоб Тремблей — Август «Огги» Пулман
Юный канадский актер Джейкоб Тремблей в фильме «Чудо» сыграл мальчика с синдромом Тричера-Коллинза — генетическим заболеванием, при котором сильно деформировано лицо. Художник по спецэффектам Арьен Туйтен рассказывает, насколько сложной оказалась задача гримеров. «Когда работаешь над фантастическими фильмами, какие-то неточности могут сойти с рук. Но если речь идет о чем-то реальном, как в истории с Джейкобом, — ошибиться нельзя». Лицо персонажа было изготовлено из силикона — это первый фильм, где образ маленького актера полностью зависит от грима. Туйтен отмечал, что сначала не был уверен, справится ли с этим девятилетний актер, но тот выполнил задачу.
Для эффекта опущенных глаз Туйтен и его команда создали накладку для шеи и подбородка из углеродного волокна, где спрятали провода. Такая конструкция позволяла изменять лицо на время съемок и давать мальчику отдохнуть в перерывах. Образ дополнял парик, поскольку дети с синдромом Тричера-Коллинза обычно отращивают волосы, чтобы прикрыть слаборазвитые уши. Кроме того, на съемках использовались контактные линзы, которые делают нижнюю часть глаза белой. В 2019 году Арьен Туйтен получил премию «Оскар» за лучший грим и прически в фильме «Чудо».