актеры в мафиозных фильмах
Мафия в Голливуде: классика гангстерского кино
«Ирландец» — первый за долгие годы большой фильм про американскую мафию. В честь его выхода мы составили небольшой список классических лент, которые стоит посмотреть перед премьерой — размять зрительские рецепторы перед фильмом Скорсезе. Или после нее — чтобы сравнить, что изменилось в изображении гангстеров в Голливуде с 30-х годов XX века и до наших дней.
Истоки жанра и поздний ремейк: «Лицо со шрамом» (1932 и 1983)
Оригинальный фильм Scarface начала 30-х — пожалуй, первое эталонное кино про гангстеров в истории Голливуда. Появилось оно не случайно, а как реакция на разгул бандитизма в США времен Великой депрессии, когда гангстеры были настоящими рок-звездами. Тони Камонте, главный герой черно-белого «Лица со шрамом» был списан с Аль Капоне, но мог быть с кого угодно — например, с того же Джона Диллинджера (а Капоне, кстати, фильм понравился). Так как «Лицо со шрамом» по сути открыл жанр гангстерского кино в Голливуде, картину потом растащили на цитаты — от коллег по жанру до Квентина Тарантино.
Вышедший 50 лет спустя ремейк Брайана Де Пальмы бил в глаза ярким флоридским солнцем, а главный герой — кубинский хулиган-мафиози Тони Монтана — представлялся гангстером совсем иной формации. Злой, беспринципный, вспыльчивый, прямолинейный, с эмигрантской наглостью и матерком. Вместо пальто в пол и характерных шляп — потертая гавайская рубашка, зубочистка во рту и стол в кокаине. Де Пальма в «Лице со шрамом» показал новую организованную преступность в США, а заодно и увековечил в истории кино Майами с его знаменитым променадом, вечно высоким солнцем и шумными ночными клубами. И окончательно превратил Аль Пачино в, возможно, главного актера своего поколения: его роль в «Лице со шрамом» — одно из лучших выступлений в жанре вообще.
Трилогия Скорсезе: «Злые улицы», «Славные парни», «Казино»
До «Ирландца» Мартин Скорсезе обращался к жанру гангстерского кино много раз. В 70-х он снял «Злые улицы» — в самом деле злую и актуальную на тот момент криминальную драму о жизни молодых итало-американцев из неблагополучных районов Нью-Йорка. О таких ребятах Скорсезе знал почти все — ведь он сам вырос в таком районе. Сегодня «Злые улицы» — это все еще не просто крутое кино, но и первая работа в жанре для Скорсезе, а также первые значительные роли в карьере для Харви Кейтеля и Роберта Де Ниро. Последний в следующее десятилетие еще не раз снимется в знаковых лентах Скорсезе и превратится в альтер-эго режиссера на экране.
Де Ниро и Кейтель на съемках «Злых улиц»
«Славных парней» (1990) принято считать эпитафией жанру классического американского гангстерского кино. Действительно, в нем Скорсезе как будто проводит черту под ним, как бы в одиночку закрывая большую главу в истории кинематографа. Но не тут-то было: в 90-е выйдут и «Донни Браско», и «Перекресток Миллера», и «Путь Карлито», а сам жанр окажется живее многих.
Сам же Скорсезе тоже не откажет себе в удовольствии снова погрузиться в криминальный мир страны и снимет «Казино» — последнюю совместную работу с Робертом Де Ниро до «Ирландца». Есть мнение, что именно история падения Сэма Ротстина, которому мафия передает в управление фешенебельное казино в Лас-Вегасе, — лучшая гангстерская картина в портфолио Скорсезе.
Главная сага: трилогия «Крестный отец»
Главная гангстерская сага всех времен и народов, и одновременно один из лучших фильмов о семейных ценностях в истории американского кино. Первого «Крестного отца» молодой тогда еще кинематографист Коппола снимал под пристальным надзором продюсеров, которые чуть не лишили его авторства картины (особенно «усердствовал» знаменитый Роберт Эванс). Они критиковали Копполу за все подряд — хронометраж, странный кастинг, съемки в рембрандтовской полутьме. Но режиссеру, несмотря на небольшой опыт, удалось в итоге отстоять картину, которая принесла ему славу, деньги и создала мощную репутацию — примерно до конца 70-х Коппола оставался главным режиссером США, а то и всего мира
Вторую часть про жизнь семейства Корлеоне Коппола изначально не хотел снимать, но боссы «Парамаунта» его уговорили. Продолжение «Крестного отца» многие называют идеальным сиквелом и редким примером, когда вторая часть оказалась не хуже (а то и лучше) оригинала. А еще это первый сиквел, который взял главную номинацию «Оскара» — за лучший фильм. Много лет спустя это достижение повторит лишь заключительная часть трилогии «Властелин колец» — «Возвращение короля».
Спустя 15 лет Коппола поставит точку в истории Майкла Корлеоне, выпустив заключительную, самую слабую, часть трилогии — про последние годы жизни главного героя, с которым режиссер всегда себя плотно ассоциировал. Третий «Крестный отец» уже не обладает той густой и клейкой атмосферой первых картин, он сделан более вальяжно и помпезно, но это не плохое кино. Особенно если его не сравнивать в лоб с предыдущими лентами.
Гангстеры 80-х: «Однажды в Америке» и «Неприкасаемые»
В 80-е американское кино снова повернулось лицом к гангстерскому жанру. Про «Крестного отца» и «Славных парней», которые начинали сниматься в конце 80-х, уже было выше, но нельзя не упомянуть и еще две значительные картины того периода — «Однажды в Америке» Серджо Леоне и «Неприкасаемых» Брайана Де Пальмы.
«Однажды в Америке»
Сначала в 1984-м выступил Серджо Леоне, попытавшись обуздать второй после вестерна исконно американский киножанр. В отличие от, скажем, «Крестного отца», более конкретного и жесткого фильма, «Однажды в Америке» — это кино не столько про семейные узы, сколько про взросление. История гангстера по кличке «Лапша», который возвращается в родной район спустя много лет — это классический ностальгический сюжет из европейского кино второй половины 20-го века. Если Копполу больше интересует настоящее и будущее, то Леоне — прошлое. Потрясающая музыка Эннио Морриконе, одна из лучших ролей Роберта Де Ниро и как всегда твердая рука Серджо Леоне превратила «Однажды в Америке» в вечную классику. Самое обидное, что фильм в свое время полностью пролетел мимо «Оскара», хотя ему там самое место
«Неприкасаемые» Брайана Де Пальмы — уже не элегическая драма, а вполне конкретная попытка вернуться в золотую эпоху гангстерского кино. Это картина про команду «Неприкасаемых», которые вели партизанскую войну против империи Аль Капоне. Опять на экране Де Ниро — теперь сильно располневший в роли Аль Капоне. Но на первых ролях — только набирающий тогда популярность Кевин Костнер и вечно молодой Шон Коннери, который, несмотря на все достижения в кино до и после, получит свой единственный «Оскар» именно за это кино. В отличие от своего же «Лица со шрамом» здесь Де Пальма почти не экспериментирует, упоительно воспроизводя эпоху на экране — с серьезными мужчинами в шляпах с «Томпсонами» наперевес, подпольной выпивкой, неуправляемой уличной жестокостью и гангстерами-суперзвездами.
Новое гангстерское кино: «Перекресток Миллера» и «Проклятый путь»
Если вынести за скобки «Казино» Скорсезе и фильмы Майкла Манна (о которых ниже), то главными гангстерскими фильмами нового века окажутся ленты братьев Коэн и Сэма Мендеса. Причем они совершенно не похожи друг на друга, тем и интереснее их сталкивать лбами в одном блоке.
«Перекресток Миллера»
«Перекресток Миллера» — последняя картина братьев Коэн до их мирового триумфа в Каннах с «Бартоном Финком». Здесь Джоэл и Итан еще пытаются нащупать собственную интонацию, больше играя в жанр, чем подчиняя его себе. «Перекресток Миллера» — это очень талантливая попытка снять классическое гангстерское кино первой половины 20 века в новых обстоятельствах. С огромным количеством персонажей и закрученными вокруг друг друга сюжетными линиями, с жестокостью, убийствами и изменами. Возможно, это не лучшая картина братьев, но если вы любите кино про мафию, то игнорировать её невозможно.
«Проклятый путь» Сэма Мендеса легко представить в роли эпилога примерно ко всем вышеупомянутым фильмам, ведь он посвящен важной гангстерской теме — выходу из криминального бизнеса. Эта картина про добропорядочного американца Майка Салливана, чей сын случайно узнает, что его отец — киллер на службе у мафиози. Если Коппола в «Крестном отце» говорил про семейные узы как важнейший условие для успешного бизнеса, то у Мендеса семья — это единственная ниточка, которая может вытянуть из преступной жизни. Пронзительная (как всегда) игра Хэнкса, Мендес в своей лучшей форме, много дождя и аккуратно одетых мужчин в плащах — отличное кино, чтобы разглядеть эпоху чуть под иным углом.
Майкл Манн: «Схватка» и «Джонни Д.»
Майкл Манн — главный знаток мужских характеров в американском кино, который впервые столкнул лицом к лицу Аль Пачино и Роберта Де Ниро в одном фильме (во втором «Крестном отце» Коппола тактично их развел по эпохам). Его «Схватка» — это эталонное кино про мужчин на работе, а также фильм с, возможно, самым впечатляющим экранным дуэтом в истории кино. Сцены перестрелок пытаются повторить все режиссеры боевиков после (почти всегда — безуспешно), а эпизод в кафе — первую встречу Пачино и Де Ниро — еще долго будут разбирать на режиссерских факультетах американских вузов. «Схватка» — это высшая точка экшен-жанра, все еще достаточно напряженное и захватывающее кино, чтобы вальяжные посетители мультиплексов не заскучали на просмотре, но при этом — сложное и тонкое, чтобы понравится синефилам и опытным киноманам.
«Джонни Д.»
«Джонни Д.» Манна — это та же «Схватка», но на материале классической гангстерской эпохи. Вместо Де Ниро — Депп в образе Джона Диллинджера, вместо Пачино — Бэйл в костюме агента ФБР Мелвина Первиса, вместо полуавтоматических винтовок и суперкаров 90-х — «Томпсоны» и кряхтящие «Паккарды» с «Олдсмобилами». Манн снова показывает криминальную жизнь не только как билет в один конец, но и как вечную схватку сил добра и зла. Возможно, более романтично, чем в той же «Схватке», но опять же — вспомним про эпоху гангстеров-суперзвезд, и вопросы снимаются. Прекрасное кино, и последняя значимая роль Джонни Деппа.
Бонус-трек: в поисках Джимми Хоффы
«Хоффа»
Про исчезновение Джимми Хоффы было снято несметное количество документальных фильмов и несколько игровых. Самый знаменитый — безусловно, «Хоффа» (1992) Дэнни Де Вито с Джеком Николсоном в главной роли. Довольно аккуратная и последовательная история восхождения Хоффы на олимп профсоюзного движения. Почти за 10 лет до этого Майк Ньюэлл (задолго до «Донни Браско» и «Принца Персии») снял недурную телевизионную ленту «Кровная вражда» — про политическое противостояние между Хоффой и Робертом Кеннеди. Еще стоит вспомнить картину «Кулак» с Сильвестром Сталлоне, которая дико провалилась в прокате (как и почти все фильмы со Сталлоне в 70-х, кроме «Рокки») — и явно вдохновлялась историей Хоффы и его движения.
Самое интересное, что в 1980-м году в СССР вышел сейчас почти забытый фильм «Рафферти», где профсоюзного лидера Джека Рафферти (явно списанного с Хоффы) играет Олег Борисов. В отличие от американских версий, здесь капиталистический мир показан куда более мрачным и погрязшим в коррупции. Интересный факт, что для финальной сцены со спускающимся по ступенькам суда Рафферти авторы фильма одолжилаи модный портфель-дипломат у Алексея Германа-старшего — таких в СССР тогда не было. С ним Герман расстался навсегда: как можно увидеть в фильме, по сюжету дипломату изрядно досталось.
25 лучших фильмов про мафию. От «Однажды в Америке» до «Выборов» и «Палача»
Мафия — явление универсальное. Снимая фильмы про организованную преступность, люди показывают свой народ, свою культуру. Но лучшие режиссеры и сценаристы поднимаются над этим уровнем, отражая в своих работах все человечество сразу.Фильмы расставлены по местам в зависимости от их художественных достоинств. И я постараюсь объяснить, почему «Крестный отец 2» едва-едва вошел в первую десятку, а первая часть не заняла верхнюю строчку. И помните, любить фильмы про мафию — значит любить кино.
1. «Однажды в Америке» (Once Upon a Time in America), 1984
История происхождения «Однажды в Америке» весьма причудлива. Фильм про еврейскую мафию Нью-Йорка времен сухого закона снял Серджио Леоне, не владеющий английским языком итальянец. Основой же стала книга The Hoods, написанная в тюрьме Синг-Синг настоящим еврейским бандитом Гарри Грэем. Такой вот интернационал.
В своем фильме Леоне не оставил от книги практически ничего, кроме имен героев. У «Однажды в Америке» гораздо больше общего с романом Скотта Фицджеральда «Великий Гэтсби». Это общечеловеческая история о мелком проходимце, совершающим серию преступлений ради того, чтобы произвести впечатление на женщину и стать преуспевающим, на его взгляд, членом общества. В любом другом фильме нам бы показали падение героя и нравоучительный финал. У Леоне все реалистичнее и вместе с тем парадоксальнее: главный герой впадает в «спячку личности», на которую у него уходит вся оставшаяся жизнь.
«Однажды в Америке» — это не просто лучший фильм Леоне, одного из трех величайших режиссеров всех времен. Это не просто великолепная гангстерская картина, эксплуатирующая все возможные штампы этого жанра. Уникальность фильма Леоне в другом: это картина о человеке, застрявшем в бесконечном поиске утраченного времени.
Сцена с Лапшой, стоящим перед фреской на Центральном вокзале Нью-Йорка под переливы Yesterday Пола Маккартни, по-настоящему универсальна: не важен жанр, не важны герои. Нам средствами гениального кинематографа показали, что чувствует человек, понимающий, что все прошло, все лучшее позади.
2. «Крестный отец» (The Godfather), 1972
Многие фильмы про мафию и гангстеров настолько хороши, что их хочется назвать безупречными. Но на самом деле в истории кинематографа снят всего один идеальный фильм — первый «Крестный отец» Фрэнсиса Форда Копполы. Это почти трехчасовая картина, где нет ни одного лишнего кадра, звука, актерского или сюжетного телодвижения.
Коппола взял отличную книгу Марио Пьюзо про криминальную жизнь итальянских иммигрантов после Второй мировой войны и превратил ее в зеркало современной американской политики, американского бизнеса и американской семейной жизни. Как говорит один из героев комедии Youʼve Got Mail: в жизни нет такого случая, на который нельзя ответить цитатой из «Крестного отца».
Первое место «Крестному отцу» я не отдал только потому, что фильм Копполы раскрывает сущность американского общества, тогда как фильм Леоне — человеческого общества вообще.
Пьюзо написал свой роман, чтобы срочно отдать долги букмекерам, а фильм снимался в атмосфере отчаянной борьбы со студией и продюсерами. Никто не верил ни в Копполу, ни в Марлона Брандо в роли дона Корлеоне, ни в Аль Пачино в роли Майкла — все они находились под постоянной угрозой замены или увольнения. «Крестный отец» доказывает, что лучшие произведения искусства часто создаются под дулом пистолета — иногда в буквальном смысле.
3. «Лицо со шрамом» (Scarface), 1932
Оригинальная версия «Лица со шрамом» — первый случай, когда американские гангстерские фильмы шагнули вперед, перестали быть просто развлечением и приблизились к искусству. Виноват в этом, прежде всего, гениальный сценарист Бен Хехт и не менее гениальный режиссер Говард Хоукс. Они первыми сумели показать изнанку американской мечты, воплотить на экране образ человека, готового на все, чтобы стать преуспевающим жителем США.
Сюжет картины достаточно оригинален, чтобы «Лицо со шрамом» нельзя было назвать биографическим фильмом про жизнь реального гангстера. Несмотря на это, к сценаристу приходили люди Капоне с настойчивой просьбой сделать историю чуть менее реалистичной.
4. «Лицо со шрамом» (Scarface), 1983
Универсальность и сверхвысокое качество оригинального «Лица со шрамом» только подчеркивает не менее выдающийся ремейк, снятый Брайаном Де Пальмой по сценарию Оливера Стоуна. Но тут лучше подойдет слово переосмысление — сюжетные элементы оригинала в фильме были сохранены, но изменилась эпоха, а с ней и герой.
Дело происходит в Майами 80-х. Разгар кокаиновых войн. Стрельба из автоматов на улицах города и расчленения бензопилой в ванных дешевых мотелей — заурядные повседневные явления. Тони Монтана (Аль Пачино) — кубинский иммигрант с преступным прошлым, пробивающий себе дорогу к успешной жизни в США. Задача у него куда сложнее, нежели у героя Пола Муни, сражавшегося с гангстерами в более-менее цивилизованном Чикаго 30-х годов.
Символы успеха Тони у Стоуна и Де Пальмы получились очень емкими и осязаемыми. Если вы смотрели на MTV передачу «По домам» (Cribs), то знаете, что у американских рэперов-миллионеров «Лицо со шрамом» либо стоит на самом почетном месте среди других дисков, либо 24 часа в сутки крутится на огромном телевизоре в комнате развлечений. А у некоторых дома установлено даже настоящее джакузи из фильма.
5. «Путь Карлито» (Carlitoʼs Way), 1993
Этот фильм рассказывает про самую экзотическую разновидность мафии в США: пуэрториканскую, процветающую лишь в отдельных районах Нью-Йорка. И это один из самых реалистичных фильмов про жизнь преступного мира. Он снят по паре романов Эдвина Торреса, нью-йоркского судьи, который вывел в лице Карлито Бриганте (Аль Пачино) собирательный образ уличных королей Нью-Йорка 70-х.
Фильм знаменит гениальной режиссурой Брайана Де Пальмы, который умудрился заткнуть за пояс даже собственную работу в «Лице со шрамом» и «Неприкасаемых». Потрясающая по накалу, динамике и продолжительности сцена погони итальянских мафиози за героем Пачино по нью-йоркскому метро — это стоит увидеть.
Но я хотел бы обратить ваше внимание и на сценарную работу Дэвида Кеппа. Худшие штампы бандитского кино он смог превратить в свежую, интересную, очень лиричную и трогательную историю о человеке, который всегда знал, как закончится его жизнь.
6. «Казино» (Casino), 1995
Мартин Скорсезе и Николас Пиледжи известны, прежде всего, как авторы «Славных парней», но 5 лет спустя они написали и сняли куда более зрелую работу. «Казино» — совершенно фантастический по техническому исполнению фильм. Здесь такой уровень режиссуры, монтажа, подбора саундтрека и даже использования закадрового рассказчика, что едва ли от кинематографа вообще можно добиться большего.
История в «Казино» куда интереснее, чем в «Славных парнях», да и размах ее куда шире. Сама идея: «игорный притон как микрокосм общества» никогда и нигде не была подана и обработана лучше.
При этом фильм насквозь биографический, рассказывающий о похождениях двух совершенно реальных людей: Фрэнка Розенталя, который в фильме скрывается под видом Сэма «Туза» Ротштейна (Роберт Де Ниро) и Энтони «Муравья» Спилотро, которого в кино переименовали в Никки Санторо (Джо Пеши). Реальный Туз работал на чикагскую мафию и управлял тремя казино в Лас-Вегасе в конце 70-х — начале 80-х годов. Реальный Никки обеспечивал ему силовую поддержку, занимаясь также убийствами и грабежами.
7. «Долгая Страстная пятница» (Long Good Friday), 1980
На сцене британская организованная преступность: брутальная и низкоуровневая, зато с ярко выраженными шекспировскими мотивами. «Король Лир», «Макбет» и «Ричард III» не менее важны для понимания сюжета картины, чем знание биографий реальных британских преступников.
Биографии эти обычно мелковаты: ни одного приличного фильма о настоящем британском уголовнике так и не снято, но если взять какие-то общие мотивы и пропустить их через «распалась связь времен, век вышел из пазов» — может получиться шедевр.
Гарольд Шенд (Боб Хоскинс) — криминальный король всего Лондона и он чувствует, что трон под ним вдруг пошатнулся. Однако найти источник угрозы оказывается не так-то просто. Кульминация фильма — самая, пожалуй, знаменитая сцена в британском кино. «Джентльменов» Гая Ричи без нее просто не было бы.
8. «Клуб „Коттон“» (The Cotton Club), 1984
Самый недооцененный и незаслуженно забытый фильм Фрэнсиса Форда Копполы рассказывает о ночном клубе в Гарлеме 30-х годов, внутри и вокруг которого меняются три поколения мафии. У фильма очень много общего с легендарным «Кабаре» Боба Фосса: один из самых кровавых и мрачных периодов новейшей американской истории подается через призму ночного клуба с джазом и чечеткой.
Сначала на смену окопавшимся в Нью-Йорке ирландцам (реальных владельцев реального клуба играют Боб Хоскинс и Фред Гуинн) приходит еврейская организованная преступность в лице Голландца Шульца (Джеймс Ремар), потом ее столь же решительно вытесняют итальянцы. Последних олицетворяет Лаки Лучано (Джо Даллесандро), деликатно наблюдающий за происходящем в клубе из-за занавески.
Классический любовный треугольник «трубач, девушка и гангстер» в стиле старого Голливуда — лишь небольшая составляющая этой удивительно сложной и цельной картины.
Не могу не отметить и одну из лучших работ молодого Николаса Кейджа в роли реального гангстера Винсента «Бешеного пса» Колла. Дурная репутация фильма в США абсолютно незаслужена, связана она со скандалами на съемочной площадке и убийством одного из продюсеров во время его съемок.
9. «Пророк» (Un Prophete), 2009
Живой классик французского кино Жак Одиар задумал фильм-обличение современной тюремной системы. Но сам режиссер и его команда сценаристов (Тома Бидеген, Абдель Рауф Дафри и Николас Пефелли) оказались настолько талантливыми, что у них получился лучший французский гангстерский эпос — первый снятый в этой стране криминальный фильм, который может на равных конкурировать с самыми выдающимися зарубежными образцами жанра.
Жизнь корсиканской мафии во французской тюрьме показана глазами аутсайдера: арабского паренька Малика Эль Джебены (Тахар Рахим) без всяких связей и перспектив. Но его берет под крыло старый главарь корсиканцев Лучано (Нильс Ареструп). Все начинается с мелких, но ответственных поручений вроде убийства сокамерника и развивается в задания за пределами тюрьмы и за рубежом.
Ирония в том, что на воле герою находиться гораздо труднее, нежели в тюрьме. Тот тонкий волосок, на котором висит его жизнь, грозит в любой момент оборваться.
10. «Крестный отец 2» (The Godfather: Part II), 1974
Второго «Крестного отца» многие критики предпочитают первому — но это говорит лишь о том, что в кино не всегда принято ценить экономию, минимализм и завершенность. Зато очень высоким спросом пользуется размазывание сюжета по разным временным периодами и вколачивание в голову зрителя давным-давно усвоенных истин.
Качество режиссуры Копполы во втором «Крестном отце» действительно лучше, нежели в первом. Может быть, даже лучше, чем в «Однажды в Америке» Леоне. Это фильм, который обязательно нужно посмотреть, чтобы понять, как вообще можно ставить, снимать и монтировать кино. Фильм, который многие профессионалы киноиндустрии ставят на первое место как пример для подражания.
Но в сценарном плане «Крестный отец 2» резко проигрывает первой части. Коппола и Марио Пьюзо сделали все, что могли, но перед ними стояла незавидная задача: придумать сиквел к практически совершенному фильму, в котором все идеально завершено и закольцовано. Нам предлагают полюбоваться на исторические вставки из романа Пьюзо, не вошедшие в первый фильм и ничего не добавляющие к образу Вито Корлеоне, и на фанфикшен про дальнейшие приключения Майкла Корлеоне, чей образ тоже был полностью раскрыт в первом фильме.
Самая знаменитая сцена фильма, в которой молодые члены семьи Корлеоне собираются за столом и ждут Марлона Брандо, только подчеркивает недостатки сиквела: ведь мы знаем, что Брандо не придет.
11. «Человек на коленях» (Un uomo in ginocchio), 1979
В Италии 70-х фильмы про настоящую сицилийскую мафию когда-то были целой индустрией. Среди них множество первоклассных работ, которые показывают итальянскую мафию совершенно не так, как делается за рубежом. В Италии мафия это будни, повседневность, политика, так или иначе затрагивающая жизнь абсолютно любого жителя страны.
Классик итальянского жанрового кино Дамиано Дамиани снял кино, которое стало чем-то большим, нежели просто реалистичным боевиком или социальной драмой. Из всех упомянутых в этом материале фильмов у «Человека на коленях» самый мощный сюжет — сценарий тут затмевает даже великолепную режиссеру и практически безупречные актерские работы Джулиано Джеммы и Микеле Плачидо.
Из-за такого дисбаланса фильм и не попал в первую десятку. Но в «Человеке на коленях» самая оригинальная и непредсказуемая история среди всех фильмов, упомянутых в тексте. Она хороша настолько, что я не хочу портить вам удовольствие разглашением хоть каких-то сюжетных деталей.
12. «Неприкасаемые» (The Untouchables)
«Неприкасаемые» — образец классического голливудского подхода к криминальному кино прямиком из черно-белой эры: полицейские тут безусловно хорошие, гангстеры — абсолютно плохие. Да и завершается все не судебным процессом, а перестрелкой.
Но это самый яркий и стильный представитель данного направления фильмов про мафию. Несмотря на слабость сценария Дэвида Мэмета, режиссура Брайана Де Пальмы все вытягивает — он даже обычную перестрелку на лестнице превращает в киноклассику уровня «Броненосца „Потемкина“». А сцену, в которой отчаянно переигрывающий Де Ниро в образе Аль Капоне разносит битой череп подчиненного — преподносит как триумф саспенса и неплохой рекламный ролик для американского бейсбола.
13. «Выборы 1-2» (Election 1-2), 2005-2006
Два фильма Джонни То следует рассматривать как одну картину, разбитую на две части. Они показывают борьбу за место председателя гонконгской триады «Во Шинг» — современной китайской мафии. Оба фильма — бенефис великолепного Саймона Яма, играющего одного из двух основных претендентов на трон, хладнокровного и расчетливого Лока. Он прокладывает себе дорогу на вершину любыми методами, включая собственноручное убийство противников и случайных свидетелей.
Как это обычно бывает у То, стилистически оба фильма выверены до последнего кадра и звука — это выдающийся образец нового азиатского кино 2000-х.
Обе картины — одновременно и сатира на подковерную борьбу в любой крупной азиатской корпорации, и предельно реалистичное отображение политических манипуляций на высшем уровне организованной преступности. «Выборы» практически не содержат драк и перестрелок, хотя чисто визуально борьбу за «трон» символизирует охота за ритуальным жезлом «Голова Дракона», символом власти в триаде.
14. «Брат якудзы» (Brother), 2000
Фильмам о жизни якудза посвящена примерно половина японского кино, в том числе и многие работы самого Такеши Китано. Но почти все их портит характерный для японского кинематографа формализм: это одна и та же совершенно предсказуемая история про настоящего якудза, который не смог поступиться честью и был за этого убит другими, якудза. Ненастоящими.
Параллельно Китано, который считает, что всегда снимает в той или иной степени комедию, высмеивает штампы криминального кино: от классики вроде «Крестного отца», «Лица со шрамом» (обе версии) и «Суперфлай», до собственных фильмов о жизни якудза. Отдельно следует отметить актерскую работу Омара Эппса в роли темнокожего друга и подручного главного героя, который ему оказывается ближе понаехавших из Японии коллег.
15. «Молодые и опасные 1-5» (Young & Dangerous 1-5), 1996-1998
Один из главных кинофранчайзов 90-х, совершенно не прижившийся за пределами родного Китая. Зато он запустил карьеры гонконгских суперзвезд Саймона Яма и Фрэнсиса Нг. Персонаж Фрэнсиса, совершенно отмороженный мелкий гангстер по прозвищу Урод Кван, так полюбился зрителям, что про него сняли отдельный приквел.
Как и в случае с «Выборами», все части «Молодых и опасных» (включая приквел) нужно рассматривать как одну большую непрерывную картину. Но тематика тут противоположная: нам очень суматошно и бюджетно показывают будни «ударных команд». Это низший эшелон гонконгских триад, банды китайских гопников, которые ведут борьбу не за место председателя, а за право ходить по району с высоко поднятой головой.
Герои «Молодых и опасных» почти никогда не погибают в ходе тщательно спланированных заказных убийств — куда чаще они отправляются на тот свет после травм, полученных в случайно вспыхнувшей уличной драке. Кульминация тут — массовая драка на похоронах, в которой главного злодея убивают совершенно случайно.
Если в 90-х вы смотрели фильмы с Джеки Чаном, то вы знакомы с гонконгским кино. Если вы смотрели фильмы Джона Ву и Ринго Лэма, вы любите гонконгское кино. Если вы смотрели «Молодых и опасных» — вы знаете гонконгское кино.
16. «Советник» (The Counselor), 2013
Если сериалы вроде «Дурмана» и «Во все тяжкие» рассказывают нам красивые сказки о том, как простые белые американцы и американки на равных конкурируют со страшными мексиканскими бандитами за счет своей врожденной находчивости, то Маккарти показывает, как быстро и печально все кончилось бы в жизни Уолтера Уайта или Нэнси Ботвин в реальности.
Безымянный Адвокат (а никакой не «советник») Майкла Фассбендера обречен ровно в тот момент, когда говорит «да» в ответ на предложение Райнера (Хавьер Бардем в очень необычной для себя роли). Далее никакие слова и действия уже не помогут ни самому Адвокату, ни его любимой женщине, ни его подельникам.
По ту сторону границы живет 121 миллион мексиканцев, для многих из которых это уже не бизнес, а тотальная война любыми средствам и на любой территории. История о неотвратимости воздаяния за сравнительно небольшой моральный проступок сама по себе очень хороша, но гений Маккарти проявляется еще и в образе мексиканского наркобарона Шефа (Рубен Бладес).
17. «Славные парни» (Goodfellas), 1990
Как и «Казино», «Славные парни» — реальная история о настоящих американских мафиози, написанная Николасом Пиледжи и Мартином Скорсезе по мотивам воспоминаний Генри Хилла (Рэй Лиотта): мелкого итало-ирландского преступника, который сначала сумел прижиться в итальянской мафии, а потом сдал всех своих друзей ФБР.
История рассказана с огромным режиссерским и сценарным мастерством, а многие сцены фильма стали олицетворением американского гангстерского кино, затмив даже «Крестного отца». «Я больше ботинки не чищу, Билли».
Все эти сцены построены вокруг героев Роберта Де Ниро и Джо Пеши (и даже мамы Мартина Скорсезе). Саму историю нам рассказывают с точки зрения самого неинтересного персонажа. Но в «Славных парнях» Скорсезе снял лучшие эпизоды в своей фильмографии — ограбление Люфтганзы и проход по «Копакабане».
18. «Отступники» (The Departed), 2006, и «Двойная рокировка» (Infernal Affairs), 2002
Оба фильма используют одну и ту же великолепную идею: а что если взять два самых избитых сюжета в истории криминального кино и совместить их в один фильм?
Мы видели миллион фильмов про то, как полицейский внедряется в мафию («Донни Браско» на подходе), есть и масса триллеров о поиске мафиозного «крота» в рядах доблестных сотрудников полиции.
Американскую версию фильма вы наверняка и так прекрасно знаете: Лау заменили Мэттом Дэймоном, Тони Люна — Леонардо ДиКаприо. Вместо триад сценарист Уильям Монахэн показал бостонскую ирландскую мафию, а Джек Николсон сыграл легко узнаваемого Уайти Балджера, самого знаменитого и кровожадного американского гангстера современности, который прославился тем, что сдавал ФБР всех конкурентов, сам при этом совершая десятки безнаказанных убийств. Огромные режиссерские и сценарные достоинства есть у обеих версий картины, но лично я, как всегда, предпочитаю гонконгскую.
19. «Дилер 1-3» (Pusher 1-3), 1996-2005
8 лет спустя Рефн снял более сдержанный и взрослый сиквел, который стал бенефисом Мадса Миккельсена в роли Тонни, подельника Фрэнка из оригинальной картины. Тонни выходит из тюрьмы и идет работать в гараж отца Герцога (Лейф Сильвестр), криминального авторитета и профессионального угонщика автомобилей.
Проблемы у Тонни не такие крупные, как у Фрэнка. Фильм посвящен его семейным дрязгам и попыткам добиться уважения в криминальной среде, в чем ему не особо помогает даже татуировка RESPECT на затылке.
20. «Донни Браско» (Donnie Brasco), 1997
Основанный на воспоминаниях агента ФБР Джо Пистоне (Джонни Депп) фильм показывает, чего на самом деле стоит внедриться в криминальную группировку. Операция по внедрению агента ФБР в бруклинскую команду одной из крупных нью-йоркских семей растягивается на большую часть 70-х годов. Строится она на дружбе с одним человеком: Бенджамином «Левшой» Руджеро (Аль Пачино), мелким мафиози, который вечно сидит без денег и не может добиться повышения, несмотря на десятки исполненных им заказных убийств.
Несмотря на обилие ролей Аль Пачино в этом списке, Левша — мой любимый его персонаж. Это абсолютно документальный, не заниженный и не приукрашенный портрет гангстера средней руки, который не видит разницы между вышибанием мелочи молотком из парковочного счетчика и всаживанием пули в чей-то затылок. Если Майкл Корлеоне — самый тонко сыгранный, а Тони Монтана — самый энергичный персонаж Пачино, то Левша — самый живой.
В жизни, кстати, все кончилось занятно: за прокол с Донни убили босса Левши — Сонни-черного (Майкл Мэдсен). Сам Левша отсидел 11 лет и умер только в 1994 году, на свободе, от рака легких.
21. «Суперфлай» (Super Fly), 1972
В 70-х годах у темнокожей американской преступности появилось свое кино. Жанр получил название blaxploitation и рассказывал о быте простых черных сыщиков, сутенеров и наркодилеров, которым ставит палки в колеса белая мафия и белая полиция.
Снятый классиком этого кинонаправления Гордоном Парксом-младшим Super Fly — самый яркий, на мой взгляд, представитель поджанра. Речь там идет о нью-йоркском дилере Янгбладе Присте (Рон ОʼНил), который хочет провернуть одну последнюю сделку: продать 30 килограммов кокаина и уйти на пенсию.
Фильм великолепен не только режиссурой Паркса и саундтреком Кертиса Мэйфилда, но и актерской работой ОʼНила, который не хуже Аль Пачино и Пола Муни сыграл человека, всеми силами стремящегося к своей особой разновидности американской мечты.
22. «Я — американец» (American Me), 1992
Фильм об основателе мексиканской мафии в тюрьме Фолсом — Монтойе Сантана (Эдвард Джеймс Олмос), реальным прототипом которого стал латиноамерикаский авторитет из Лос-Анджелеса Родольфо Кадена. Его лучший друг, одноногий гангстер Джей Ди (Уильям Форсайт), тоже настоящий — это бандит Джозеф Морган, который, несмотря на цвет кожи, был вторым человеком в мексиканской мафии. Кстати, он действительно был одноногим.
Олмос не только выступил режиссером картины, но и сыграл главную роль. У нас фильм известен как «Я — американец», хотя на самом деле название American Me — очень сложный каламбур на тему La Eme, жаргонного названия мексиканской тюремной преступной группировки. Фильм очень реалистично показывает жизнь лос-анджелесских бандитов в тюрьме и на воле: Олмос пригласил в качестве консультантов реальных заключенных.
К сожалению, в сценарий фильма был включен момент, в котором Сантану насилует сокамерник. Настоящая мексиканская мафия не поняла такого обращения с образом своего основателя: все консультанты были убиты в тюрьмах в течение года.
23. «Чужая», 2010
Редкий фильм, реалистично и художественно рассказывающий о криминальном быте СНГ 90-х. При всей моей любви к «Жмуркам» Алексея Балабанова, «Чужая» значительно превосходит их как по режиссуре, так и по качеству сценария.
Фильм снят по мотивам отличной книги Владимира Нестеренко — еще одного человека, знакомого с материалом не понаслышке, что чувствуется в мельчайших нюансах поведения героев. Книга была написана в формате сценария, так что режиссеру Антону Борматову и другим создателям картины оставалось только убрать лишние фрагменты.
Незамысловатый, на первый взгляд, дорожный фильм о четверке бойцов, посланных из Киева в Прагу за девушкой по кличке Чужая (Наталья Романычева), быстро превращается в криминальный триллер на уровне лучших западных аналогов. Отдельно я бы хотел отметить великолепную сцену перестрелки с чешскими цыганами, целиком снятую с точки зрения Чужой, и актерскую работу Романычевой, сравнить которую в российском или западном кино просто не с чем.
24. «Рейд 2» (The Raid 2: Berandal), 2014
В «Рейде 2» британский режиссер и сценарист Гарет Эванс очень реалистично показывает криминальную обстановку в современной Индонезии, самая страшная черта которой — слабый уровень организации.
В верхних эшелонах все обставлено не хуже, чем у триад и якудза (которые в картине тоже появляются), но вот в закоулках Джакарты героям Ико Уайса и Арифин Путра, индонезийского Брюса Кэмпбелла, совершенно невозможно работать: «Если бы эти ребята были организованны, нам бы не пришлось переступать через лужи мочи!»
Я бы поставил этот замечательный фильм куда выше в списке, если бы не дико растянутые погони, перестрелки и сцены рукопашных схваток, по инерции перекочевавшие из первого «Рейда». В столь качественном и реалистичном бандитском фильме они смотрятся не более уместно, чем смотрелись бы в «Славных парнях» или «Крестном отце».
25. «Палач» (Massacre Mafia Style), 1974
Большинство из перечисленных 24 фильмов — это трехчасовые эпосы, на просмотр которых нужно время и настроение. Главное достоинство фильма Massacre Mafia Style (также известного как The Executioner или «Палач») в том, что гениальная сцена в нем всего одна, и она прекрасно укладывается в двухминутный трейлер на YouTube.
Итало-американский певец Дьюк Митчелл, всегда мечтавший снять свой вариант «Крестного отца», написал и поставил этот фильм на свои деньги. Он же играет главную роль и поет очень бодрую песню, звучащую за кадром в сцене массовой резни в офисном здании.
Сцена (да и весь фильм) оказала огромнейшее, неоценимое влияние на творчество Квентина Тарантино да и вообще всех режиссеров, использующих мафию как игровую площадку для рассказывания своих постмодернистских историй с большим количеством черного юмора.
По разным причинам в мой топ не вошел ряд прекрасных фильмов, без упоминания которых этот материал все-таки не был бы полным: «Жмурки» Балабанова, «Битвы без чести и жалости» Киндзи Фукасаку и «Якудза: Кладбище чести» Такаси Миике, «Убить Картера» Майка Ходжеса, «Крестный отец 3» Копполы, «Перекресток Миллера» братьев Коэн, «Криминальное чтиво» Тарантино, «Слоеный торт» Мэтью Вона, трилогия «Миланский калибр 9», «Босс» и «Охота на человека» великого Фернандо Ди Лео.
За бортом остались бразильская («Город бога») и корейская («Новый мир») мафии — режиссеры и сценаристы и того, и другого фильма очень старались, но проиграли более ярким, цельным и важным для развития жанра картинам. Наконец, о телевизионных сериалах про мафию можно делать отдельный материал, начинать который надо не с «Клана Сопрано», а с отличного нового итальянского шоу «Гоморра». Вы же не стесняйтесь и свои любимые фильмы про мафию вспоминайте прямо здесь, в комментариях.