актеры в золотой мине
Даля вязали настоящие оперативники: 20 фактов о милицейском детективе «Золотая мина»
Милицейская группа, возглавляемая полковником Зарубиным расследовала обычное дорожное происшествие: на дороге у дачного поселка неизвестный автомобиль сбил работника универмага Олега Торчинского. А через пару дней архитектор Дроздовский обратился в милицию с заявлением, что кто-то следит за его дачей… Любимый милицейский детектив собрал великолепный актерский ансамбль, дал путевку в жизнь актрисам Любови Полищук и Ларисе Удовиченко и стал источником блестящих импровизаций.
1.Сценарий фильма был написан не профессиональным автором, а настоящим милиционером Павлом Граховым. Но в Госкино сценарий, кстати достаточно неплохой, не утвердили, вернули на студию «Ленфильм», где и положили под сукно на долгие 10 лет.
2.Режиссер Евгений Татарский отдал сценарий на переделку своему другу, талантливому писателю и сценаристу Артуру Макарову, попросив уложиться в месяц. Макаров позвонил через десять дней, и сказал, что сценарий готов.. Это был отличный, полностью переписанный сценарий, совсем не похожий на то, что написал Павел Грахов. У каждого из героев появился свой характер, антигерой Брунов-Косов в исполнении Олега Даля получился ярким и обаятельным.
3.Артур Макаров в качестве благодарности попросил снять в фильме Жанну Прохоренко. Роль сестры уголовника Косова-Брунова он писал именно для неё. Тот же актёрский состав перейдёт на другую съёмочную площадку нового фильма Евгения Татарского «Приключения принца Флоризеля» (1979): это Олег Даль (кстати, любимый актёр Татарского), Игорь Дмитриев, Любовь Полищук. Евгений Киндинов, Игорь Янковский.
4.Режиссер Евгений Татарский хотел снять фильм о работе советской милиции в репортажной манере, поэтому потребовал от оператора убрать штатив, и все снимать с плеча.
5.Массовку в фильм не приглашали принципиально. Все снимали живьем, поэтому прохожие, продавцы, милиционеры в кадре — играют самих себя.
6.Олег Даль в этой картине появляется в несвойственном ему амплуа злодея-рецидивиста. При этом никаких убийств или прочих преступлений в кадре он не совершает. За Далем закрепилась репутация артиста со сложным характером: он часть конфликтовал с режиссерами, менял театры. Ему был свойственен оттенок «ненашести» — актер одним из первых в Союзе стал носить импортные водолазки и джинсы. Когда подбирали костюм для его персонажа, Даль просто пригласил костюмеров к себе домой. И это реальный факт — модника Брунова-Косова актер играл во всем своем.
7.В «Золотой мине» режиссер Евгений Татарский буквально «открыл» Любовь Полищук — актриса мюзик-холла до этого появилась лишь в эпизоде с Андреем Мироновым в сериале «12 стульев». Любопытно, что актрису с режиссером свел счастливый случай — Татарскому приглянулась некая актриса, мелькнувшая в эпизоде фильме «Семья Зацепиных», но его ассистент перепутала, и пригласила на пробы другую девушку, появившуюся в кадре. Это и была Полищук.
8.Точно также «по ошибке» попала в картину и Лариса Удовиченко (ох и легкая рука была у ассистентки!). Евгений Татарский собирался пригласить на роль актрису Светлану Смехнову, сыгравшую дочь главных героев из мелодрамы Сергея Герасимова «Дочки-матери». Но у героев было две дочери, и благодаря нерадивой ассистентке на пробы прилетела другая актриса — Удовиченко.
9.Сцена допроса жены владельца дачи далась юной выпускнице ВГИКа нелегко — волнение актерсы, играющей молодого следователя видно невооруженным глазом. Но, говорят, что именно эта сцена приглянулась Станиславу Говорухину, который разглядел в застенчивом следователе будущую Маньку-Облигацию. Интересно, что Говорухин забрал в «Место встречи» и «допрашиваемую» актрису Татьяну Ткач, которая сыграла любимую женщину Фокса Анну Дьячкову. Удовиченко и Ткач стали хорошими подругами.
11.Музыку к фильму написал советский композитор Исаак Шварц, который много работал в отечественном кино. Основную тему из фильма «Золотая мина» он включил и в другой свой фильм — «Каникулы Кроша»..В финальной сцене задержания Брунова-Косова, которое проводит капитан Крошин в одном из баров в Ялте, звучит известная мелодия под названием «Монисто» (другое название «Гадалка») в исполнении ленинградского ансамбля «Джаз-комфорт», которую написал известный ленинградский композитор Дмитрий Киржаев.
12.На даче у зубного техника Меликтесяна из магнитофона звучит инструментальная версия песни «Финская баня» композитора Раймонда Паулса в исполнении эстрадного оркестра Латвийского радио и телевидения под управлением Алниса Закиса (была издана в 1971 году на виниловом альбоме оркестра из серии «Приглашение к танцу»). Под неё танцуют Подниекс и действовавшая под прикрытием Лебедева.
13.В середине 70-х использование каскадеров в советском кино еще не было повсеместной практикой. Актер Игорь Добряков самостоятельно исполнил опаснейший трюк, перебравшись с едущего на большой скорости мотоцикла в кузов грузовика. Первый дубль был испорчен, так как за мотоциклом погналось ГАИ, увидев пассажира без шлема.
14.А вот в сцене погони по бездорожью на «Волге» вместо Ларисы Удовиченко (не имевшей водительских прав) пришлось использовать дублера-мужчину. Здоровенному мужику повязали красную косынку, как у актрисы, а оператору Евгений Татарский дал строгое указание: «Только не снимай его волосатые руки!»
15.Евгений Татарский поощрял на съемках импровизацию актеров, и даже устраивал им своеобразные проверки — не предупреждая менял сценарий эпизода. Так, например, в сцене на палубе плавучего ресторана, когда Любовь Полищук занимает столик и ждет героя Олега Даля, режиссер вместо него попросил подойти актера Хроменко, и изобразить подвыпившего мужчину, который хочет к ней подсесть. Реакция актрисы была незамедлительной: «Перебьешься, я делегацию жду!» Яркая сымпровизированная фраза стала крылатой и запомнилась зрителям.
16.Блестяще справился с «экзаменом» и актер Игорь Дмитриев, сыгравший пластического хирурга Яна Подниекса. Получить живую реакцию от короля импровизаций режиссер решил при помощи актрисы Людмилы Ксенофонтовой. «Придумай, Людочка, что-нибудь, чтобы ворваться к нему с какой-то просьбой», — обратился режиссер к актрисе. Если пересмотреть этот эпизод, видно как удивлен Игорь Дмитриев, когда открывается дверь, и немолодая дама ему говорит: «Ян Карлович, так значит юный овал?!». — «Юный овал, конечно…», — растерянно повторяет он и тут же находится, заговорщически добавляя Удовиченко, — «Она сумасшедшая!»
17.А уж как блистал Игорь Дмитриев в сцене ареста своего героя на Финляндском вокзале! Надо сказать, что вся эта сцена была целиком сымпровизирована прямо в толпе случайных пассажиров. Дмитриева посадили на электричку за одну остановку до вокзала, а арестовывать его должны были… реальные оперативники ленинградской милиции! Оперативникам Татарский показал фотографию Дмитриева, а самому актеру предоставил полную свободу действий. «На какой платформе и в каком вагоне он будет?!», — поинтересовались сотрудники милиции. «Я не знаю, — это ваша работа!». — жестко ответил режиссер. К чести оперативников они быстро нашли гражданина из ориентировки, взяли его под локотки, и тут пришла минута славы Игоря Дмитриева. Великий артист оторвался по полной. «Хулиганы, куда вы мня тащите?!», — отбивался актер, а камера снимала удивленную реакцию людей на перроне.
18.Татарскому потом руководство телевидения пеняло на то, как он изобразил задержание советского гражданина родной милицией. «А что вы меня попрекаете?, — искренне удивился режиссер. — Это же настоящие оперативники!»
19.Еще одна сцена ареста и снова оперативные работники. Но уже из Ялты. Финальное задержание Брунова-Косова тоже снимали любимым репортажным методом. Никаких репетиций не было. А как его брать, спросили режиссера неискушенные в кино сотрудники милиции. Берите по-настоящему, как бы вы задерживали особо опасного преступника, отвечал Татарский. Олег Даль, увлеченный игрой в импровизацию, тайком предложил режиссеру в момент задержания перепрыгнуть через барную стойку. В эпизоде видно, как Даля оперативники перехватили буквально налету, и вцепились в него на полном серьезе, перехватив горло.
20.Дубль сделали только для последнего кадра, когда бандита выводят из кафе. Олег Даль захотел внести свой вклад в сценарий и сказать в финале фразу от себя лично. Уходя, он поворачивается к сдавшей его подруге и сквозь зубы бросает ей: «Сука!» Это последнее слово, сказанное в фильме перед титрами. И хотя на дворе стоял 1976 год, ни единой претензии к этому эпизоду у начальства не возникло.
Актеры в золотой мине
Режиссер: Евгений Татарский
Сценаристы: Павел Грахов, Артур Макаров
Оператор: Константин Рыжов
Композиторы: Исаак Шварц, Дмитрий Кижаев
Художник: Исаак Каплан
Актеры:
Олег Даль, Михаил Глузский, Евгений Киндинов, Лариса Удовиченко, Игорь Янковский, Олег Ефремов (II), Лев Лемке, Татьяна Ткач, Игорь Ефимов, Игорь Добряков, Владимир Литвинов, Любовь Полищук, Жанна Прохоренко, Игорь Дмитриев, Георгий Чепчян, Елена Фомченко.
Когда в 1-й серии Крошин сидит в ресторане, высматривая блондинку, певица на эстраде поет совсем другую песню, что видно по ее губам и жестам, которые совершенно не совпадают с мелодией и текстом звучащей песни.
Буквально у всех машин в фильме при остановке тормоза визжат так, будто им приходится резко останавливаться на большой скорости. На самом деле автомобили двигаются с гораздо меньшей скоростью.
Волга, на которой мчится Меликтесян, уходя от милиции, сначала проезжает сквозь гору коробок, потом прошибает деревянный забор, затем, после небольшого полета, проносится по грязи и луже. В момент этих гонок видно, что бока машины, особенно левый, сильно испачканы грязью. После выезда на шоссе видно, как «дворники» удаляют грязь с лобового стекла. Однако уже на следующем кадре машина совершенно чистая, а на передней части нет никаких следов, указывающих на то, что она таранила забор.
Разыскиваемый преступник (Брунов) жил в квартире в доме 42 по Садовой улице на углу с Сенной площадью (тогда площадь Мира). Однако его окна почему то выходят на гостиницу «Советская», которая находится в другом районе города.
1) Евгений Татарский всю жизнь и с неизменным успехом снимает кино про милицию. Именно он во времена киношного безвременья ставил любимый сегодня зрителями сериал «Улицы разбитых фонарей». А основу правдивых «ментовских» историй мы видим в картине «Золотая мина». Например, сценарий, который писал не профессиональный драматург, а милиционер, бывший опер.
Девиз Евгения Татарского: все должно быть максимально приближено к реальной жизни. Съемочная группа просто ходила в народ, массовку никто не приглашал. Все, кто попадали в кадр, играли сами себя. Продавцы – продавцов, милиционеры – милиционеров.
Сдача фильма была очень жаркой. Его принимала в Москве высокая комиссия во главе с самим (!) Первым замминистра внутренних дел Борисом Шумиловым. Татарский, сдавая фильм, который делал «во славу милиции», даже представить не мог сколько будет препятствий при сдаче. В какой-то момент режиссер вспылил, выбежал из зала, и тут кто-то из начальства побежал за ним, его успокаивать.
Снятый больше 30 лет назад фильм «Золотая мина» сразу стал невероятно популярным. И, что большая редкость, остается на слуху до сих пор. Равно, как и имя создателя фильма – Евгения Татарского.
3) Фильм снимался без репетиций, более того, часто без штатива, с плеча, чтобы было живо и похоже на документалистику.
Например, Игоря Дмитриева они никогда не видели, только фото и на какую платформу приходит электричка не знали. Многие попавшие в кадр прохожие не подозревали, что идет кино и вели себя так, что потом вызвало реакцию начальства, а режиссер сказал, что это не отрепетировано, а взято из жизни.
А героя Олега Даля арестовывали ялтинцы и тоже «вживую».
В передаче «Линия жизни» Л.Полищук рассказывала о съемках сцены с О.Далем.:
«А с Олегом Ивановичем Далем тоже была история. Я работала тогда еще в мюзик-холле, приезжает помощник режиссера, говорит, что меня пригласили на съемки с Олегом Ивановичем Далем, детектив «Золотая мина». Приезжаем мы в Питер. Мы, женщины, вообще обладаем интуицией, а актеры и актрисы, тем более, может быть, в трехкратном объеме, интуиция еще больше. Я чувствую какая-то ерунда, вот такое ощущение, что меня замуровали, плохо мне, я чувствую. Выясняется, режиссер Женя Татарский сказал ассистентке режиссера: «Нелечка», (мы с ней потом очень дружим, дружили и дружим). Он ей сказал: «Привези мне манекенщицу, блондинку с карими глазами». Привозят меня…Представьте себе состояние режиссера. Причем съемки, был взят в аренду кораблик, съемки на этом кораблике и это деньги, и съемочный день должен состоятся. Съемки очень сложные, это одна из самых трудных сцен. И тут еще приходит Олег Иванович Даль. Ну, у меня, конечно, я на подкошенных ножках, глазки в кучку, я пошла в дамскую комнату посидеть, перекурить это дело, передумать. Прихожу, у меня ничего не успокаивается, вот здесь вот колотун, наконец, подошел режиссер и сказал: «Ну, ладно, все, успокоились». Ну, видит, что я просто на грани срыва. Подходит Олег Иванович Даль. Он все сразу понял. Снял очки, взял мою руку, вот так ее облапил двумя руками, прижал к щеке. И посмотрел мне не в глаза, а в зрачки, вот такое ощущение, что он вот перелил в меня это. Может, он волшебник был, я не знаю, но у меня ушел вот этот холодец, я выпрямила спину, я почувствовала себя артисткой и его партнершей. Мы пошли и сыграли все с одного дубля.»
Не большое фото путешествие по местам сьёмок.
Актеры в золотой мине
Многие эпизоды фильма снимались в Ленинграде. Более того, в его самом центре, где я прожил с рождения до 20 лет.
И естественно все места, замеченные в кадре, мне хорошо знакомы. Вот и захотелось пройтись с фотоаппаратом и снять
те же кадры, что в фильме, только современные. В общем, поехали. Посетим 1977 год. Посмотрим и сравним,
что изменилось за 30 с лишним лет.
Собственно по сюжету свидетеля все-таки чуть не убили, и оперативник преследует преступника.
Тот же двор. Сравнивая тени от солнца, можно предположить, что кадр из 1977 года снят ориентировочно в 17/18-00.
Мой снимок сделан в 15-00. Кстати, водосточная труба в правом углу еще похоже помнит съемки фильма..
Преступник выбегает из парадной во двор.
Преступник сбежал на Московском проспекте, запрыгнув в кузов машины. Наш «оперативник» в растерянности.
На заднем плане площадь Мира. В 70-х всю площадь окаймляли деревья.
2010 год. Капитализм обильно пустил корни. Обменный пункт. Ссуды. Меха. Иномарки.
Деревьям нет места, вместо них павильоны, магазины.
Кстати, попробуйте найти иномарку на снимке 1977.
Остановив мотоциклиста, герой мчится в погоню по Московскому проспекту. Правда не в ту сторону, если знать
расположение. Но это неважно. Погоня наше все. В кадре Московский проспект, д. 2..
Наше время. Тот же адрес. Нет автоматов с газировкой :)), да и дорожный знак заменили рекламные щиты.
А вот арка никак не пострадала, почти. Даже обрушения с той же стороны. Во дворе этого дома бизнес-центр.
Бизнес отдельно, ремонт отдельно. Зато в какой милый розовый цвет выкрашен первый этаж здания.
На пл.Мира мотоцикл с героем разворачивается.
На заднем плане станция метро «пл.Мира» (ныне «Сенная»)
Очень трудно было найти этот ракурс. Но приблизительно это он.
Обратите внимание,сколько «воздуха» в кадре по сравнению с 1977 годом!! :))
Следующий фрагмент. За подозрительной квартирой «злодея» следит оперативник.
Следит через стекла рыбного магазина «Океан».
«Злодей» живет в доме номер 42 по Садовой улице.
Теперь здесь нет магазина «Океан», не выдержал напора капитализма.
Теперь здесь магазин для богатых. Через стекла ничего не видно. Видимо, чтобы не ослеплять богатством
и не дразнить небогатую часть населения.
А тем временем, «злодей» почувствовав неладное, тайно сбегает через крыши прихватив велосипед.
Собственно угол пл.Мира и Садовой улицы. Вдали, слева, знакомый нам дом. Помните автоматы с газировкой?
Они просто не попали в кадр.
На велосипеде Олег Даль в образе «злодея».
Наши дни. Вот что интересно. Многое поменялось. А два прожектора в верхней части кадра, на балконе,
как стояли так и стоят.
Словно и не прошло 30-ти лет. Вместо покосившегося ларька теперь лоток с мороженным.
«Прикормленное место» не иначе. 🙂
2010 год. Здание под номером 46 стало желтым. Что характерно, аптека под козырьком выжила и работает.
Здание музея не перекрасили. Зато вход теперь платный.
Кстати, трамваи по ул. Садовой не ездят. Рельсы так, для дизайна наверно.
В кадр попала Волга 24, правда черного цвета.
А тем временем белая Волга 24 мчится к назначенному месту. Проезжает кинотеатр «Смена», ул.Садовая д. 42
Мой путь к прекрасному начался именно в этом кинотеатре. Там я впервые увидел «движущиеся картинки на
белой простыне»
Нет теперь здесь кинотеатра. Он долго боролся за выживание. В 90-х годах здесь постоянно проходили вечера встреч
со всякими экстрасенсами, колдуньями. Но это не спасло.
Конкуренции с системой долби он не выдержал, да и спрос на колдунов упал.
Теперь там вместо белого экрана полки с тапками и вешалки с одеждой.
Путь, так сказать, от духовного к материальному.
Автобус перекрыл то место где была будка.Но теперь там в здании вход в блинную.
Деревья, ясное дело не нужны в 21 веке, только неприхотливые кустики.
На заднем плане, где написано «одежда», многострадальный магазин.
Чего там только не было: продуктовый магазин, универсам, мебель. Но победила одежда.
Вот и заключительный кадр обзора. Следователь садится в машину на пл.Мира (ныне Сенная площадь).
Прямо за головой героя Автовокзал №1 (в 1977 году). Справа у деревьев метро пл.Мира.
В центре кадра створ ул.Садовой ведущий к Невскому проспекту.
Современный вид.
Вот и конец нашего путешествия.Конечно, это далеко не все места, которые есть в фильме.
Я побывал только в тех, что очевидны для меня как ленинградца-петербуржца.
Надеюсь, вам было интересно как и мне.
Удачи.