актеры времен перестройки мужчины
Кино в эпоху «Перестройки». Каким оно было
Девяностые годы стали для нашей страны роковыми: смена режима, тотальный товарный дефицит, ориентированность культуры на Запад, свобода мыслей и слова.
Каким же было кино в эпоху «Перестройки»? Чтобы более полно разобрать этот вопрос, необходимо обратиться в прошлое.
Чем жил кинематограф в СССР
Во-первых, советские фильмы были направлены на укрепление коммунистического режима и носили пропагандистский характер. Например, картины пятидесятых годов всегда прямо или косвенно были посвящены «пятилетке за три года», главными героями являлись «простые парни из народа», патриоты, ударники труда. Так или иначе, подобные фильмы всегда раскрывали самые светлые чувства и качества в человеке, хоть и являлись отражением всего лишь идеализированных фантазий режиссёров и сценаристов.
Было много приятных и незабываемых событий в 90-е годы. Вспомните все самое лучшее из лихих 90-х, погрузитесь в эту атмосферу и ностальгию.
Во-вторых, советское кино было достаточно сдержанным и пуританским. Худсоветы очень серьёзно подходили к отбору картин, которые могли быть показаны советским гражданам.
«Перестройка» разрушила стену, стоящую между советским и западным кино. В нашу страну хлынули кино и литература, которые ранее считались запрещёнными. Одни ругали советское правительство, обличая ужасы сталинского режима, коррумпированность других вождей, включая Брежнева и Хрущёва. Другие снимали откровенные фильмы, ведь теперь «было можно».
Именно в эпоху гласности появилось «кооперативное кино», которое представляло собой низкосортную пародию на искусство, созданную для «отмывания» денег. Многие актёры, хорошо зарабатывающие во времена СССР, оказались на дне, в бедности и забвении. Другие же хватались за любые роли, даже в самых омерзительных фильмах, лишь бы хоть как-нибудь пережить тяжкие времена.
Фильмы на которые был наложен запрет
В целом, киноискусство во времена «Перестройки» практически отсутствовало. В год выходило ограниченное число фильмов, в которые мечтали попасть большинство актёров, оставшихся без работы. Уже через каких-то 9-10 лет кино начало возрождаться. В начале двухтысячных пришли другие герои, другие сюжеты, фильмы перестали быть неуютными и мрачными. Началась совсем иная эпоха.
Гид по перестроечному кино: 35 лучших (36 фото)
1. «Курьер»
Режиссер: Карен Шахназаров
В ролях: Федор Дунаевский, Инна Чурикова, Олег Басилашвили, Светлана Крючкова, Александр Панкратов-Черный, Владимир Меньшов
Звучит: Эдуард Артемьев
Библия «молодого рассерженного» по-русски. То есть без скандалов, ночной игры на трубе и доведения окружающих до истерики, зато с хоровым пением «Травы у дома» и отчаянием как естественным итогом всего, что происходит вокруг, единственной финальной точкой. Но это все сейчас, а тогда, в контексте прочего, главной была схватка характеров, один-единственный эпизод, сломавший идеологический лед: эпохальный диа- (или моно-) лог персонажа Владимира Меньшова с главным героем. С рефреном о консервированном молоке.
2. «Исключения без правил»
Режиссер: Владимир Бортко, Александр Рогожкин,
Виктор Бутурлин
В ролях: Виктор Бычков, Семен Фарада, Ольга Самошина, Екатерина Васильева, Александр Галибин
Звучит: Владимир Дашкевич
Отправная точка великой традиции перестроечной сатиры — без страха и упрека, а также без тормозов. Взяв за основу модель журнала «Фитиль» с рассказами про недостатки на местах, главные лица нового ленинградского кино Бортко и Рогожкин взялись за натуральное обвинительное заключение по делу «гомо советикус». Что ни новелла — пункт в заключении. Лентяи, бездари, жулики, попросту безмозглые идиоты — никому не будет пощады. Пути назад теперь нет: Бортко с Рогожкиным, как какие-нибудь товарищи Гдлян и Иванов, взялись развенчивать мифы, и очень скоро от них, а также и от всего советского кино, ничего не осталось.
3. «Асса»
Режиссер: Сергей Соловьев
В ролях: Сергей «Африка» Бугаев, Татьяна Друбич, Станислав Говорухин, Александр Баширов, Виктор Цой
Звучит: Борис Гребенщиков и группа «Аквариум», группа «Кино», группа «Браво»
Участники событий, так сказать, до сих пор недолюбливают Сергея Соловьева — и есть за что. По сути, что это, как не рубрика «Их нравы». Соловьев сам говорил, что ориентировался в сценарии на худшие образцы, эдакое индийское кино со злодеем, молодым красавцем — то примерно и вышло, только вместо «джимми-джимми-ача-ача» тут «Старик Козлодоев». И экзотика жирным слоем: фотка в ухе, Ник Кейв, «певец мой любимейший» (чем виноват бедняга, что его то ангелы слушают, то юный гопник, примазавшийся к хорошей тусовке), «коммьюникейшн тьюб». Лохи в восторге, скрытое королевство вытащили из подполья и продемонстрировали широкой публике. Так что «Асса» — это исторический рубеж, безусловно. На этом этапе истории Юрия Антонова сменила Жанна Агузарова — событие космического масштаба.
4. «Покаяние»
Режиссер: Тенгиз Абуладзе
В ролях: Автандил Махарадзе, Ия Нинидзе, Кетеван Абуладзе
Звучит: Нана Джанелидзе
Истинный фильм-манифест перестроечного кино был снят за год до прихода к власти Горбачева, когда ни о какой остроте еще речи быть не могло. Но когда в 1987 году фильм добрался до экранов, он оказался уже готовым примером новояза. Притча о дороге, которая ведет к храму, и о трупе, который надо раз за разом откапывать, задала тон и перестроечному, и русскому кино, сформировала дискурс так, что до сих пор как-то не расформировать все. Барочное зрелище, по действенности сравнимое с установкой «Град»: танцы, визуализации сновидений, пиросманиевские цвета, диктатор, поющий оперные арии. Все вместе — дурное сновидение как код, сим-сим к «русской жизни». Единственное — у эпигонов абуладзевского отстранения уже не было. Но это (снова/уже) никого не волновало.
5. «Забавы молодых»
Режиссер: Евгений Герасимов
В ролях: Станислав Любшин, Марина Зудина, Нина Русланова, Валентина Теличкина
Звучит: Геннадий Гладков
Исполнитель роли Вертера в «Гостье из будущего» Евгений Герасимов капитально отличился в режиссуре. Но больше всего в раннеперестроечном памфлете размышлений на тему «любовь нечаянно нагрянет». Это не столько начало новой традиции, сколько жирная точка в старой — здесь кончается советский идеализм. Возможно, и задуманный как раскрытие острой темы юношеской любви, в итоге он стал последним экземпляром «доброго кино» в его советской форме.
6. «Раз на раз не приходится»
Режиссер: Ара Габриелян
В ролях: Армен Джигарханян, Леонид Куравлев, Любовь Полищук, Борислав Брондуков
Звучит: Евгений Крылатов
Советская комедийная традиция дала сбой. Когда встретились журнал «Фитиль» и гайдаевско-рязановско-данелиевская поляна полнометражных комедий, раздался страшный треск, и из него вылезли помоечные остросоциальные ленты, срывающие покровы и претендующие на лавры Ильфа и Петрова (ну и еще Гайдая, Рязанова и Данелии вместе взятых). Суть здесь — именно в обличении. Вот чем они, сволочи-строители, заняты — поиском сокровищ. Вот они какие — не знают, что с ними делать. Появись антикапиталистическая комедия Араика Габриэляна лет на двадцать раньше, прошла бы на ура как обличение шабашников. А накануне больших перемен осталась дурновкусным штрейкбрехерством.
7. «Будни и праздники Серафимы Глюкиной»
Режиссер: Ростислав Горяев
В ролях: Алиса Фрейндлих, Николай Еременко мл.,
Вацлав Дворжецкий
Звучит: Андрей Петров
Поставленный театральным режиссером Ростиславом Горяевым фильм — вольно или невольно — оказался финальным аккордом советского кино в его спокойном, инкубационном виде. Пусть у героини тут фамилия как у карикатуры — ее играет Алиса Фрейндлих. Прекраснодушие здесь дает последний бой: советская зрелая любовь, советская социальная ответственность, советские паузы. Все спокойно и монументально. Как надгробие, каковым лента Горяева и является.
8. «Дорогая Елена Сергеевна»
Режиссер: Эльдар Рязанов
В ролях: Марина Неелова, Наталья Щукина, Федор Дунаевский, Эльдар Рязанов
Звучит: Геннадий Александров
Веяние времени дало о себе знать, и даже добрейший лирик Эльдар Рязанов, певший осанну веселью, улыбке знакомого и салату Оливье под бардовскую песню, перековался в яростного «КуКрыНикСа». «Дорогая Елена Сергеевна» — такой кремлевский концерт уродов, в роли генсека — единственное нормальное лицо в галерее козлов и баранов, Марина Неелова. Все остальные же пляшут, поют, вымогают, канючат и хамят, лишь бы выцыганить свое. Кругом сплошные сволочи — главный урок, который обыватель вынес из перестройки, и нигде он не артикулирован так внятно, как в худшей работе в фильмографии Эльдара Рязанова.
9. «Господин оформитель»
Режиссер: Олег Тепцов
В ролях: Виктор Авилов, Анна Демьяненко, Михаил Казаков
Звучит: Сергей Курехин
Прицепившись к музыке как искусству времени, кино с этого конька-горбунка слезать уже не собиралось. В этом смысле «Господин Оформитель» — преемник «Ассы», та была презентацией сборника «Бест оф совьет рок», тут представляют дебютный для широкой публики альбом Сергея Курехина. Городской анекдот про Галатею двадцатого века на фоне трелей, фанфар и механических сюит казался антрактом. Ну а Олег Тепцов подарил зрителям кинокомпозитора Курехина, а Курехину — длиннющий клип в цветах болотной лилии. Хотя и тут есть уместность — стиль умирающей империи, нажравшейся уксуса, для восемьдесят восьмого года куда актуальнее, чем кажется.
10. «Игла»
Режиссер: Рашид Нугманов
В ролях: Виктор Цой, Петр Мамонов, Марина Смирнова, Александр Баширов
Звучит: группа «Кино»
11. «Маленькая Вера»
Режиссер: Василий Пичул
В ролях: Наталья Негода, Андрей Соколов, Людмила Зайцева, Андрей Фомин, Александр Негреба
Звучит: Владимир Матецкий
«Первый советский фильм с постельными сценами» — как-то маловато для такого значительного явления, как фильм Василия Пичула. Определенно, что-то есть в том, что автор разрывающей шаблоны ленты продолжил карьеру уже не в кино, а на «старом» НТВ — его руками сделаны все самые главные тамошние шоу. Сюжет получается завершенным — от советского кино «про это» до передачи Елены Ханги «Про Это». Только этого, опять же, мало: рифма секса и свободы очевидна, и здесь раскрыта исчерпывающе. Это не про то, как ужасно заниматься сексом на скрипучей кровати, а потом закусывать добытой с боем в соседнем гастрономе жратвой. Это про диктатуру и судьбу раскрепощения в патриархальном обществе. И как высказывание на тему «луч света в темном царстве» «Вера» не устарела по сей день, реакция обывателя — все та же.
12. «Операция «Кооперация»»
Режиссер: Леонид Гайдай
В ролях: Наталья Негода, Андрей Фомин, Андрей Соколов,
Юрий НазаровДмитрий Харатьян, Спартак Мишулин, Михаил Кокшенов, Ирина Феофанова, Леонид Куравлев
Звучит: Александр Зацепин
Леонид Иович Гайдай создавал фильмы, которые заменяли собой аналитические журналы — по его картинам можно изучать историю СССР последних трех десятилетий. Этот режиссер и был Советским Союзом, кривым зеркалом реальности, он и умер вместе с нею. Прощальное кривое зеркало — именно «Операция. ». Гайдай здесь выводит характеры с поистине хогартовским талантом — это изображение ядовитое и злое (это тем привет, кто ностальгирует по «добрым советским комедиям»), после застоя семидесятых, когда просто нечего и некого было дразнить (пришлось спрятаться в эскапизм плохих экранизаций Ильфа с Петровым, Гоголя и Зощенко), режиссер пробудился и на прощание сделал фотоснимок своего паноптикума. На ней, в обнимку — продажные менты, шлюхи, маньяки, ушлые фарцовщики тухлятиной, жирные бабы, трусливые м***ки. И фоном — не веселенький твист, а злобное «И даже Энгельс и Маркс глядят с восторгом на нас».
13. «Авария — дочь мента»
Режиссер: Михаил Туманишвили
В ролях: Оксана Арбузова, Владимир Ильин,
Анастасия Вознесенская, Николай Пастухов
Звучит: Виктор Бабушкин
14. «Пиры Валтасара или ночь со Сталиным»
Режиссер: Юрий Кара
В ролях: Александр Феклистов, Алексей Петренко,
Евгений Евстигнеев, Валентин Гафт
Звучит: Элисон Денисов
Самый психопатический отечественный режиссер, с выхолощенностью Гринуэя и эстетикой Дейнеки, Юрий Кара только раз раскрыл свой талант во всю свою мощь. «Мастер и Маргарита» 1994 года был уже рудиментом с помойки истории, «Завтра была война» еще слишком осторожна (хотя тут впервые Наталья Негода показала себя во всей красе). Антисталинский манифест по мотивам Фазиля Искандера же — полотно батальное, написанное мощно и страшно. Сталин и члены ЦК здесь — бандиты-психопаты, зависающие на кавказкой малине. Не зря их играют заправские комики: Евстигнеев дает Калинина-маразматика с расстегнутой ширинкой, Никоненко-Ворошилов — придурка-солдафона, Гафт-Берия — извращенца. Все вместе — скорее фильм «Гараж», чем «рефлексия на тему недавней истории». И дальше уже в сталиниане не продвинуться. Кара создал настолько бронзовый, монолитный образ времени, что рефлексировать на тему сталинизма после «Пиров» уже просто некуда. Чего над этими уродами скрипеть мозгами? И если кто-то ищет ответ на вопрос «почему мы так быстро забыли ужасы ГУЛАГа» — посмотрите «Пиры», этот ответ всех устроит.
15. «Интердевочка»
Режиссер: Петр Тодоровский
В ролях: Елена Яковлева, Анастасия Немоляева, Ирина Розанова, Любовь Полищук, Ингеборга Дапкунайте
Звучит: Петр Тодоровский
16. «Черная роза – эмблема печали, красная роза – эмблема любви»
Режиссер: Сергей Соловьев
В ролях: Татьяна Друбич, Александр Абдулов, Александр Збруев, Александр Баширов, Людмила Савельева
Звучит: Борис Гребенщиков и группа «Аквариум»
Может, и не лучшая часть соловьевской трилогии, выражаясь языком Чернышевского, «о новых людях», но по числу и качеству поговорок — рекордсмен. Здесь «новые» — это хорошо забытые «бывшие», все друг у друга на ушах сидят. Дискотека 1980-х поет, пляшет и то ли топит, то ли спасает «корабль уродов» образца 1980-х. Связи с реальностью у всего этого такие же, как у Толика Гнилюги, дяди Джо с трубкой и князя Лобанова-Ртищева. Примерно на одной палубе расположились с пожитками — и только.
17. «Город Зеро»
Режиссер: Карен Шахназаров
В ролях: Леонид Филатов, Олег Басилашвили,
Владимир Меньшов, Армен Джигарханян, Евгений Евстигнеев
Звучит: Эдуард Артемьев
Еще один фильм, от которого ведет свою историю новое русское кино. В понимании места никто дальше Шахназарова не сдвинулся — русский город как центростремительное адище, засасывающий и не выпускающий, опутывающий тухлыми, вонючими и склизкими щупальцами. Дальше, правда, упражнялись именно в живописности пиранезианских тюрем и психушек, упивались эстетикой разложения красоток на фоне мертвой земли. Шахназаров же поставил точку там, где следовало — выбрал интонацию абсурдиста. Именно поэтому «Город» — вещь завершенная, точка, в которую всегда возвращаются, снимая про русскую глубинку. А все эпигонские творения — проходное, еще одно кольцо и только.
Самые-самые красивые мужчины-актеры советского кино 🕔 1 мин.
Наверное, есть дела более неблагодарные, чем составление рейтингов — но сходу так и не придумаешь. На особенно скользкую дорожку ступают составители различных топ-10, топ-20 и тому подобных ТОПов, когда пытаются расставить людей по красоте и ceкcуальности.
В СССР не было дефицита ни в красивых, ни в ceкcуальных актрисах, и такая же ситуация сложилась с советскими актерами-мужчинами, на которых хотели быть похожи большинство парней Союза, а женщины и девушки просто и откровенной влюблялись в Тихонова, Рыбникова или Михалкова.
Самые красивые актеры ССР в этом рейтинге, конечно, могут кому-то не нравиться, вот просто — вообще! Другие возмутятся, что в топ-20 нет их любимых Богатырева, например, или Абдулова, или какого-то другого известного и красивого актера.
Тем не менее, этот рейтинг появился, и, думаем, вам будет интересно его просмотреть. Чтобы хотя бы просто вспомнить красивых мужчин советского кинематографа, которые блистали на экране, вызывая восхищения всей аудитории большой страны.
(Список немного уточнен: в том смысле, что со времени первой публикации поста некоторые актеры, к сожалению, нас покинули…)
Олег Басилашвили (1934 г.р.)
Потомок грузинских царей, Олег Басилашвили, прославился благодаря съемкам в фильмах Эльдара Рязанова, который как-то пообещал снимать актера во всех своих фильмах.
Даже в «Иронии судьбы», где сам Басилашвили не снимается, есть эпизод с ним. Когда Надя поднимает со снега фото Ипполита, которого сыграл Юрий Яковлев, то мы видим на ней фото Басилашвили.
Актер сыграл множество ролей в театре и кино, от бесхарактерного переводчика Бузыкина в фильме Георгия Данелия «Осенний марафон» до Воланда в экранизации романа Булгакова Владимира Бортко.
Николай Рыбников (1930–1990)
Николай Рыбников — свой парень для каждого советского человека. Мало кто знает, но Рыбников обладал редким даром — умел мастерски пародировать чужие голоса.
Когда он учился во ВГИКЕ, в 1951 году, Рыбников залез в шкаф и зачитал голосом Левитана правительственное сообщение о снижении розничных цен. Студенты шутку Рыбникова оценили и встретили апплодисментами, но молодого актера за нее отчислили из института. Правда, потом восстановили.
Лучше всего Рыбникову удавались роли простых парней, рабочих, сталеваров, лесорубов. Такое амплуа принесло ему бешеную популярность среди простых советских женщин. А мужики его просто по-мужски уважали.
Игорь Костолевский (1948 г.р.)
Игоря Костолевского сегодня бы назвали «мажором» — он родился в семье начальника «Экспортлеса». В театре и кино за актером с благородной внешностью, бархатным голосом и хорошими манерами закрепилось амплуа героя-любовника, мелодраматического персонажа.
Однако карьера актера оказалась намного шире этого образа. Популярность Костолевскому принесла роль декабриста Анненкова в картине «Звезда пленительного счастья», роль разведчика в картине «Тегеран-43», множество разноплановых ролей актер сыграл и на театральных подмостках.
Евгений Жариков (1941–2012)
Евгения Жарикова большинство советских зрителей знало по роли милиционера Кондратьева, которую он исполнил в сериале «Рожденная революцией». Одной из первых ролей актера стала роль лейтенанта Гальцева в фильме Андрея Тарковского «Иваново детство», которую он сыграл ещё в годы учебы во ВГИКе. Тогда же он сыграл и роль обаятельного дипломата Вадима в фильме «Три плюс два», который стал одним из лидеров кинопроката.
В отличие от многих советских актеров, Евгений Жариков продолжал успешно сниматься в кино и после перестройки
Никита Михалков (1945 г.р.)
Никиту Михалкова знают все. Первую роль в кино он сыграл в 14 лет, в 18 стал известным, благодаря главной роли в фильме «Я шагаю по Москве». Михалков сыграл множество ролей, как режиссер стал лауреатом «Оскара» за фильм «Утомленные солнцем». Бесчисленные регалии мэтра можно перечислять бесконечно.
Несмотря на то, что Михалкова тоже можно условно отнести к «мажорам», своим привилегированным положением он не пользовался, служил в армии и даже был отчислен из Щукинского училища из-за съемок в кино.
Кахи Кавсадзе (80 лет)
Путь к славе Кахи Кавсадзе был тернист. Его отец, друг Сталина, во время войны попал в концлагерь, после возвращения на родину был репрессирован. Кахи с братом были признаны детьми «врага народа», их мать растила и воспитывала сыновей одна.
Несмотря на тяжелое детство, Кахи был верен своей мечте об актерской карьере. В 1959 году он oкончил Тбилисский театральный институт имени Шота Руставели. Всесоюзную известность ему принесла роль Абдуллы в фильме «Белое солнце пустыни». Роль обаятельного злодея стала ключевой в его актерской карьере. Ещё одной заметной ролью Кавсадзе стал Дон-Кихот в экранизации 1988 года.
Владимир Талашко (1946 г.р.)
Советский актер Владимир Талашко стал актером Донецкого музыкально-драматического театра без специального образования, попал туда буквально с улицы — режиссер театра заметил Талашко в Москве на одном из конкурсов самодеятельности. Родители были против актерской карьеры сына.
Первую серьезную роль в кино — матроса Огнивцева — он сыграл в 1969 году, в картине Николая Мащенко «Комиссары». После этого у Талашко было множество ролей, от старшего лейтенанта Скворцова в блокбастере «В бой идут одни старики» до Неда Ленда в «Капитане Немо».
Михаил Боярский (1949 г.р.)
Михаил Боярский начинал как «король массовки», но умел при этом сделать даже маленькую роль интересной и запоминающейся. В театральный он поступил благодаря музыкальному образованию — родители актера хотели сделать из сына музыканта. В итоге Боярский стал и музыкантом и актером.
Известность ему принесли роли в фильмах «Соломенная шляпка» и «Старший сын», суперзвездой он стал после картины «Собака на сене», а супермегазвездой после роли в «Трех мушкетерах». Образ д’Артаньяна, созданный Боярским, до сих пор считается одним из самых ярких в экранизациях романа Дюма.
Борис Хмельницкий (1940–2008)
В Щукинское училище (после провальной попытки поступить во ВГИК) Борису Хмельницкому удалось поступить благодаря другу семьи Вольфу Мессингу. Борис заикался, и даже уже во время учебы в «Щуке» некоторые экзамены ему разрешали сдавать письменно.
Прославился актер своими ролями в Тетаре на Таганке, где его за доброту и отзывчивость называли Бэмби. Хмельницкий стал известен не только как актер, но и как автор музыки к театральным постановкам и фильмам — музыкальное образование не прошло даром.
После смерти Владимира Высоцкого Борис Хмельницкий стал организатором ежегодных вечеров его памяти, постоянно выступал с концертами. Именно благодаря Хмельницкому, у Петровских ворот Высоцкому был поставлен памятник.
В кино Борис Хмельницкий начал сниматься в 1966 году. Первая его роль — поэт-солдат в фильме Леонида Осыки «Кто вернется — долюбит».
Кроме съемки в отечественных картинах, Борис Хмельницкий сыграл в американском фильме «Бегущий по льду» и в итальянском фильме «Джонатан — друг медведей».
Владимир Коренев (1940 г.р.)
Владимир Коренев стал настоящим ceкc-символом СССР после роли Ихтиандра в фильме «Человек-амфибия». На тот момент актеру был 21 год, но актерскую стезю он выбрал намного раньше — играл в драмкружке, которым руководил актер Русского драматического театра Иван Россомахин. Драмкружок был непростым — его постановки показывали не только на любительской, но и на профессиональной сцене.
После успеха в «Человеке-амфибии» к актеру пришла популярность. В 1961 году он пришёл в труппу Московского драматического театра имени Станиславского, куда его пригласил Михаил Михайлович Яншин, руководивший театром в то время. С тех пор Владимир Коренев — ведущий артист этого театра.
Николай Черкасов (1903–1966)
Николай Черкасов, выдающийся советский актер, стал популярен как актер, сыгравший Александра Невского и Ивана Грозного. Он является единственным актёром, чьё лицо запечатлено на ордене. Сталин лично выбрал и утвердил портрет Черкасова для одной из высших государственных наград — советского ордена Александра Невского.
Во время съёмки фильма «Иван Грозный», после того как был отснят тот или иной кадр и прозвучала команда режиссёра «Стоп!», исполнявшему роль царя Черкасову было очень трудно сразу остановиться и замолчать, и он постоянно какое-то время продолжал играть.
Эйзенштейн пытался уговорить Черкасова не тратить энергию впустую, но не мог. В итоге он смонтировал фильм «Захваты после „стоп“, или Куда идет творческая энергия народного артиста».
Петр Глебов (1915–2000)
Слава пришла к Петру Глебову после роли в экранизации романа Михаила Шолохова «Тихий Дон». Первую свою роль, выходящую за рамки эпизода, он сыграл в небольшом антиалкогольном фильме-плакате «Я ничего не помню».
Свою самую главную роль Петр Глебов получил, можно сказать, случайно — на кастинг его привел приятель, актер Александр Шворин. Сначала Глебов пробовался на другую роль, но его сперва заметил Герасимов, а затем с восторгом одобрил сам Михаил Шолохов.
Сергей Столяров (1911–1969)
Главный сказочный герой советского кино, Сергей Столяров стал всесоюзно известным после выхода картины «Цирк». Актер буквально стал идеалом молодого советского человека. Образ Сергея Столярова был взят за основу при создании скульптуры рабочего в знаменитой композиции Мухиной «Рабочий и колхозница».
Благодаря тому же фильму нашлись после 18 лет неизвестности его мать и брат Роман. Герой «Цирка» Иван Мартынов принёс с экрана в жизнь песню «Широка страна моя родная», ставшую вторым гимном СССР.
У Столярова было героическое амплуа. Как сказочный герой он стал известен и за границей. Фильм Птушко «Садко», в котором Столяров сыграл заглавную роль, совершил своеобразный прорыв в мировой кинематограф. Его успех высоко оценили в Венеции, где ему присвоили приз «Серебряный лев».
Петерис Гаудиньш (1954 г.р.)
Петерис Гаудиньш стал всесоюзно известным после главной роли в фильме «Баллада о доблестном рыцаре Айвенго». Этот фильм, открывший целую плеяду артистов, породил в СССР культ рыцарства, а латвийский актер стал мечтой советских девушек.
Олег Стриженов (1929 г.р.)
Олег Стриженов своими яркими ролями заслужил звание одного из самых романтических героев советского кино.
Стриженов стал известен после главных ролей в фильмах «Овод» (1955) и «Сорок первый» (1956). После них он стал очень популярным. Многие критики того времени называли его не иначе как «советским Жераром Филипом». Француз, исполнитель роли Фанфана-Тюльпана, тогда был идолом мирового экрана.
Следующей удачной ролью актера стал Афанасий Никитин в совместном советско-индийском фильме «Хождение за три моря» (1958). Потом последовали запоминающиеся работы актера в фильмах «Капитанская дочка», «Белые ночи», «Оптимистическая трагедия», «Третья молодость».
Николай Олялин (1941–2009)
Николай Олялин дебютировал в кино в роли лётчика-истребителя Николая Болдырева (фильм «Дни лётные», вышедший на экраны в 1966 году). Через год его пригласил режиссёр Юрий Озеров, на одну из ведущих ролей в киноэпопее «Освобождение».
Роль капитана Цветаева принесла Николаю Олялину всесоюзную известность. После выхода картины с Олялиным хотел выпить каждый советский мужчина, а самого актера, не служившего в армии, фронтовики принимали за своего.
Однако Олялин не стал актером одной роли, его талант был многогранен. Артист мог блестяще сыграть и «мирового парня» — простого водителя «БелАЗа» из одноименного фильма, и белогвардейского генерала Врангеля из телесериала «Берега в тумане».
Олег Видов (1943–2017)
Олег Видов — один из самых ярких актеров советского кино. После окончания ВГИКа он начал активно сниматься в кино и получил популярность, как исполнитель ролей благородных красавцев.
С 1967 года по 1969 год Видов снимался в югославско-американо-итальянском фильме «Битва на Неретве», а также в других югославских фильмах. В 1970 году снялся в фильме «Ватерлоо» Сергея Бондарчука.
Он стал одним из немногих советских актеров, у кого сложилась и западная актерская карьера. Видов снимался в европейских фильмах и сериалах, в 1985 году уехал в США. В 1989 году актер женился на Джоан Борстен. Ими была создана фирма «Films by Jove».
Александр Абдулов (1953–2008)
Сниматься в кино Абдулов стал с начала 1970-х. Его дебют состоялся в 1974 году, когда он, будучи ещё студентом, сыграл эпизодическую роль морского пехотинца Козлова в фильме Михаила Пташука «Про Витю, про Машу и морскую пехоту». В общей сложности актер снялся в 112 фильмах.
Всесоюзная популярность пришла к нему после съемок в картине Марка Захарова «Обыкновенное чудо». Абдулов был актером широкого диапазона. Снимался и в комедиях, и в драмах, и в детективах, и в исторических лентах. Их с Ириной Алферовой называли самой красивой парой советского кино.
Василий Лановой (1934 г.р)
Василий Лановой — один из самых ярких советских актеров. Практически каждая его роль становилась событием. Самыми яркими были роли в картинах «Алые паруса», «Офицеры», «Семнадцать мгновений весны», «Дни Турбиных». По опросам журнала «Советский экран» фильм «Офицеры» был назван фильмом года, а Василий Лановой — лучшим актёром 1971 года.
Вячеслав Тихонов (1928–2009)
Вячеслава Тихонова большинство знают как Штирлица, но кроме главной роли в сериале Лиозновой, актер создал ещё множество разноплановых ролей — учителя Мельникова в фильме «Доживем до понедельника», Андрея Болконского в картине «Война и мир» Сергея Бондарчкука. В 1978 году Тихонов даже сыграл в комедийном фильме «По улицам комод водили».
С середины 90-х Вячеслав Тихонов все реже снимался в кино. Одна из последних его работ — слепой ветеран войны Моргулис в драме Сергея Урсуляка «Сочинение ко Дню Победы».
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.