актеры всадника без головы
«Всадник без головы»: почему Гойко Митич остался за кадром
В 1983 году чиновники ударно отметили десятилетие со дня выхода на экраны фильма «Всадник без головы», запретив показ картины.
Это оказалось последней каплей в огромной чаше проблем, с которыми пришлось столкнуться создателям ленты. Как она снималась, зрители канала «ТВ Центр» узнают, посмотрев в субботу, 22 февраля, в 09:55 очередной выпуск из цикла «Большое кино».
Эта чуть не обернувшаяся кровью история началась еще в конце 60-х, когда почти через 40 лет с момента выхода на экраны знаменитых приключенческих фильмов «Дети капитана Гранта» и «Остров сокровищ» режиссер Владимир Вайншток решил вернуться в кинематограф и снять еще одну картину. Для экранизации был выбран роман Майна Рида «Всадник без головы». В соавторы режиссер позвал известного сценариста Павла Финна и вместе с ним отправился в Югославию, где планировал заключить договор о совместном производстве ленты – фильмы с Гойко Митичем в СССР пользовались огромной популярностью. Но, главное, под Белградом уже был выстроен «вестерн-таун». Однако по планам проехались тяжелые советские танки, которые вошли в Прагу в августе 1968-го…
Съёмки в Ливадийском дворце, кадр из фильма.
Вайншток отличался редким упорством. В течение нескольких лет он добивался разрешения на съемки и занимался поиском новых иностранных партнеров. В результате поучаствовать в работе решили производители с Острова Свободы. Кубинцы предложили задействовать в съемках своих звезд – жгучую красавицу Эслинду Нуньес и могучего Энрике Сантиэстебана. Кроме них в СССР приехали несколько весьма колоритных артистов. Но тут перед режиссером встал вопрос: кого снимать в главной роли? Сначала предложили Олегу Стриженову, но тот отказался, сказав, что привык играть «всадников с головой». И тогда роль ушла другому Олегу – Видову, актеру с внешними данными, не слишком характерными для советских артистов.
Олег Видов в роли Мориса Джеральда, кадр из фильма.
Наконец, съемки начались. Первую сцену с пожаром в прерии должны были снимать на горном плато в Азербайджане. Прерия гореть не хотела, так что пришлось вылить две цистерны керосина. Зато и пожар потушили с огромным трудом. А потом выяснилось, что разбежались лошади, которых еле-еле собрали. Скакуны стали еще одной проблемой: найти мустангов в СССР не удалось, поэтому пришлось красить гривы и хвосты отечественным лошадкам серебряной краской.
На какую хитрость пошел актер Александр Милокостый, чтобы уговорить маму? Группа какого фильма сорвала первоначальные планы? Где пришлось устраивать ковбойский городок? Откуда пришлось набирать «рабов» для массовых сцен? С какой целью дальновидный режиссер пригласил на роль следопыта Зеба Стампа дважды лауреата Сталинской премии Ивана Петрова? Узнаете из программы.
Иван Петров в роли Зеба Стампа, кадр из фильма.
Участники: Андрей Апостолов, Павел Финн, Ирина Мирошниченко, Александр Милокостый, Юрий Соломин и др.
Производитель: ООО «ПАНЧ ТВ»
А потом перед создателями встала проблема и с самим «всадником без головы». Как управлять лошадью без уздечки и поводьев? Позже ходила легенда, что лошадью управлял ребенок. На самом деле наездницей оказалась девушка – тренер с Раменского конного завода. По словам актера Александра Милокостого, она была невысокого роста. На нее надевали каркас, и конем она управляла ногами.
Людмила Савельева в роли Луизы Пойндекстер, кадр из фильма.
Наконец, фильм вышел на экраны. Картину стали закупать в разные страны. А в СССР поклонницы осаждали киоски «Союзпечати», чтобы приобрести портреты Олега Видова, для которого, несмотря на множество фильмов, где он успел сняться, роль Мориса Джеральда стала главной. Видов же оказался и «могильщиком» фильма – в середине 80-х, когда актер покинул СССР, фильм немедленно запретили.
– «Всадник без головы» вернулся на экраны только после распада Советского Союза, – рассказывают авторы программы. – Этот фильм, несмотря на то, что он был старомодным и наивным, впрочем, как почти все вестерны, смотрят и любят и сегодня.
Какая беда приключилась с Иваном Петровым? Как встреча с кактусом могла стать фатальной для Олега Видова? Почему выстрел Эль Койота едва не стал смертельным для кубинской актрисы Эслинды Нуньес? Смотрите на канале «ТВ Центр» фильм «Всадник без головы» в субботу, 22 февраля, в 7:55, а в 9:55 – выпуск программы «Большое кино».
За кадром фильма «Всадник без головы»: Почему культовый советский вестерн запретили через 10 лет после съемок
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Вестерн без Гойко Митича
«Всадник без головы» стал предпоследней работой режиссера Владимира Вайнштока. Он был признанным мастером приключенческого кино: в 1930-х гг. он снял фильмы «Дети капитана Гранта» и «Остров сокровищ». После паузы в работе, затянувшейся более, чем на 30 лет, режиссер решил вернуться в кинематограф, при этом он очень хотел превзойти свои былые достижения в любимом жанре. Для экранизации был выбран роман Майн Рида «Всадник без головы», автором русского перевода которого стал друг и соавтор режиссера, писатель, историк, журналист Лев Рубинштейн. Тогда этими романами зачитывались не только подростки – узнать о Диком Западе хотя бы из книг мечтали многие в СССР.
Сценарий режиссер написал в соавторстве с Павлом Финном, и вместе они отправились в Югославию, где планировали проводить съемки. К участию они хотели привлечь Гойко Митича, ведь югославские картины с его участием у советских зрителей пользовались огромным спросом. Под Белградом уже был выстроен «вестерн-таун», и искать новые декорации для съемок в этом случае не пришлось бы. Но в 1968 г. советские танки вошли в Прагу, и Югославия поддержала чехов. О дальнейшем сотрудничестве с СССР не могло быть и речи. Планы Вайнштока сорвались, на протяжении нескольких лет он добивался нового разрешения на съемки и искал новых иностранных партнеров, ведь режиссер мечтал о том, чтобы картина появилась не только в советском прокате.
Договориться удалось с кубинцами, и они предложили задействовать в съемках своих звезд: красавицу Эслинду Нуньес и брутального Энрике Сантьестебана. Кроме них, в СССР приехали еще несколько кубинских артистов. В главной роли – мустангера Мориса Джеральда – режиссер видел Олега Стриженова, но тот отказался от предложения, заявив, что привык играть всадников с головой.
И тогда роль предложили Олегу Видову – яркому мужественному красавцу, обладавшему «несоветской» внешностью. Сейчас бы его типаж назвали голливудским. В амплуа романтических героев он выглядел невероятно эффектно, и его попадание в образ было стопроцентным. А в дуэте с Людмилой Савельевой они стали одной из самых красивых советских кинопар.
Крымский Дикий Запад
В массовых сценах рабов должны были изображать темнокожие статисты, а везти массовку с Кубы было слишком дорого. К счастью, тогда в Симферополе училось много кубинских студентов, и их привлекли к съемкам. Но самой большой проблемой стали поиски четвероногих «актеров». Мустангов разыскать не удалось, и обычным крымским коням покрасили гривы и хвосты серебряной краской. Лошади смотрелись на экранах фантастически, ведь в природе такого окраса не бывает.
Снимать планировали в Крыму, в Белогорском районе, у Белой скалы. Но там в это же время проходили съемки фильма «Чиполлино», и ковбойский городок построили по соседству, в Красной балке. А Белая скала на заднем фоне стала главной декорацией фильма. Крымский ландшафт не был похож на выжженные солнцем прерии Техаса, и растительность приходилось перекрашивать, добавляя к ней пластмассовые кактусы. Хлопковые поля декораторы делали, разбрасывая по траве обычную вату.
В результате Дикий Запад выглядел настолько правдоподобно, что не только многие зрители, но даже кинокритики решили, что съемки проходили на Кубе. Один из них писал: « Картина домашнего производства казалась абсолютно неродной», «Видов и Савельева выглядели на экране совершеннейшими американцами»; «В кои-то веки испанская Америка выглядела на нашем экране испанской Америкой, а не загримированным кишлаком, в кои веки злонамеренных смуглых усачей играли не опереточные цыган е».
Всадница без головы
Самой главной загадкой фильма стал исполнитель роли всадника без головы. Поначалу говорили, что для этого привлекали мальчишек-школьников, надевая им на головы бутафорские плечи с плащом. Однако при этом управлять лошадью приходилось без уздечки и поводьев, что требовало определенного уровня мастерства. И мальчишки с этим вряд ли бы справились.
Более вероятной кажется другая версия: в седле была невысокая девушка-тренер с Раменского конного завода, чемпионка конного спорта. На нее надевали тот же каркас с отверстиями для глаз, и она управляла конем только ногами. Мистическая сцена с всадником, словно плывущим по облакам, была снята без спецэффектов – режиссер просто дождался густого тумана.
Как один из самых кассовых советских фильмов оказался под запретом
Когда летом 1973 г. «Всадник без головы» вышел на экраны, кинокритики его встретили очень прохладно, а вот зрители были в восторге: фильм посмотрело 51,7 млн человек, и он стал одним из лидеров проката, заняв 33-ю позицию в списке самых кассовых картин за всю историю существования советского кинематографа. На Кубе фильм пользовался такой же огромной популярностью.
Роль Мориса Джеральда стала визитной карточкой Олега Видова и одной из самых лучших его киноработ. «Всадник без головы» своим успехом во многом был обязан именно исполнителю главной роли, но спустя 10 лет он же и стал причиной того, что фильм запретили к показу. После того, как в 1980-х гг. актер принял решение эмигрировать в США, его самую известную киноработу тут же перестали показывать на телевидении, а имя Олега Видова было предано забвению. «Всадника без головы» исключили даже из таблиц для внутреннего пользования сотрудников Главкинопроката. Только после распада Союза фильм вернулся на экраны, и хотя спустя годы он казался слишком наивным, зрители его любят и сегодня.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Всадник без головы. История создания фильма
Помните эти кадры таинственного всадника, растворяющегося в тумане? Довольно жутковато смотрелось. )
Роман Майн Рида, а вслед за ним и фильм, повествует о таинственном всаднике, которого местные жители принимали чуть ли не за дьявола. События происходят в 1850 году в США в Техасе. Луиза, дочь богатого плантатора Пойндекстера, хозяина асиенды Каса-дель-Корво, влюбилась в бедного мустангера Мориса Джеральда. В ночь, когда произошло их тайное свидание, пропал её брат Генри. Подозрение в убийстве падает на Джеральда, которого нашли в крови, со следами борьбы на теле и в плаще Генри. Ещё минута, и разъярённая толпа линчевала бы Джеральда, но тут появляется таинственный всадник без головы.
Режиссер Вайншток задался вопросом: кого снимать в главной роли? Сначала предложили Олегу Стриженову, но тот отказался, сказав, что привык играть «всадников с головой». И тогда роль ушла другому Олегу – Видову
Также перед создателями встала проблема и с самим «всадником без головы». Как управлять лошадью без уздечки и поводьев? Позже ходила легенда, что лошадью управлял ребенок. На самом деле наездницей оказалась девушка – тренер с Раменского конного завода. По словам актера Александра Милокостого, она была невысокого роста. На нее надевали каркас, и конем она управляла ногами.
Людмила Савельева в Рроли Луизы Пойндкастер
Иван Петров в роли Зеба Стампа
Фильм снимали в Крыму. Декорации Техаса сделали в Белогорском районе. Первоначально планировали проводить съемки на Белой Скале, но она оказалась занята съемочной группой «Чиполлино». Поэтому декорации перенесли в Красную Балку. Белая скала (Ак-Кая) с пиковой высотой 325 м над уровнем моря стала главной естественной декорацией в фильме. Игру в кольца, откровенный разговор Генри и Луизы Пойндекстеров снимали на поляне Воронцовского парка в Алупке. А часть асьенды — поместья луизианского плантатора — режиссер Вайншток присмотрел в Ливадийском дворце.
Основную же декорацию асьенды Каса-дель-Корво (Дом на излучине) — вдоль линии крымских тополей — с элементами мавританско-мексиканского стиля, а также 400-метровую улицу с перекрестком, судом и салуном Мигеля Диаса соорудили под Белой скалой. На скале декораторы выстроили еще стены со сторожевой башней американского форта, но он всегда показан вдалеке, на заднем плане без подробностей.
Караван Пойндекстера и пожар в прерии снимали в Азербайджане. Вместо живых кактусов нужную территорию «засадили» пластмассовыми колючками, а хлопковые поля декораторы делали, разбрасывая по траве обычную вату. Хижину Мориса снимали в Крымском центральном заповеднике, на кордоне «Олень», ее роль сыграла баня для лесничих.
А вот темнокожих рабов играли студенты-кубинцы — их каждый день привозили из Симферополя на автобусе.
Когда фильм вышел на экраны поклонницы осаждали киоски «Союзпечати», чтобы приобрести портреты Олега Видова, для которого, несмотря на множество фильмов, где он успел сняться, роль Мориса Джеральда стала главной.
Повторюсь-фильм был снят в 1973 году и пользовался огромной популярностью у советских зрителей. Через 10 лет Олег Видов эмигрировал в США, и фильм тихо перестали показывать на экранах страны. То ли из за эмиграции Видова, или просто посчитали, что фильм не приносит сборов. Сейчас его можно посмотреть и на ютуб (правда качество оставляет желать лучшего) и на торрентах можно запросто скачать. Только совсем не уверен, что нынешний зритель станет его смотреть. Увы, прошло много времени и требовательность зрителей многократно возросла.
Всадник без головы (фильм)
«Всадник без головы» — вестерн, детектив, снятый Владимиром Вайнштоком в 1973 году по мотивам одноимённого романа Майна Рида. Совместное производство СССР и Кубы.
Содержание
Сюжет
События происходят в 1850 году в США в Техасе. Луиза, дочь богатого плантатора Пойндекстера, хозяина асиенды Каса-дель-Корво, влюбилась в бедного мустангера Мориса Джеральда. В ночь, когда произошло их тайное свидание, пропал её брат Генри. Подозрение в убийстве падает на Джеральда, которого нашли в крови, со следами борьбы на теле и в одежде Генри. Ещё минута, и разъярённая толпа линчевала бы Джеральда, но тут появляется таинственный Всадник без головы…
Отличия от романа
В ролях
Съёмочная группа
Технические данные
Ссылки
Спасайте миллионы • Сталь • Актёр поневоле • Дорога на запад • Завоёванная земля • Рубикон • Ураган • Слава мира • Дети капитана Гранта • Остров сокровищ • Юность командиров • Всадник без головы • Вооружён и очень опасен
Полезное
Смотреть что такое «Всадник без головы (фильм)» в других словарях:
Всадник без головы (фильм — Всадник без головы (фильм, 1922) Всадник без головы The Headless Horseman Жанр Комедия … Википедия
Всадник без головы (фильм, 1922) — Всадник без головы The Headless Horseman … Википедия
Всадник без головы (значения) — Всадник без головы персонаж, распространенный в фольклоре различных народов, а также: Персонаж рассказа Вашингтона Ирвинга «Легенда о Сонной лощине» и фильма «Сонная Лощина», основанного на этом рассказе. Всадник без головы (роман) … … Википедия
Всадник без головы — Всадник без головы персонаж, распространенный в фольклоре различных народов, а также: Всадник без головы персонаж рассказа Вашингтона Ирвинга «Легенда о Сонной Лощине» и фильма «Сонная Лощина», основанного на этом рассказе. «Всадник без… … Википедия
ВСАДНИК БЕЗ ГОЛОВЫ — «ВСАДНИК БЕЗ ГОЛОВЫ», СССР Куба, Ленфильм, 1973, цв., 100 мин. Историко приключенческий фильм. По мотивам романа Майн Рида. Лидер проката (1973, 1 место). В ролях: Олег Видов (см. ВИДОВ Олег Борисович), Людмила Савельева (см. САВЕЛЬЕВА Людмила… … Энциклопедия кино
ВСАДНИК БЕЗ ГОЛОВЫ — 1973, 103 мин., цв., ш/ф, 2то. жанр: приключенческий. реж. Владимир Вайншток, сц. Владимир Владимиров, Павел Финн (по мотивам одноименного романа Майн Рида), опер. Константин Рыжов, худ. Грачия Мекинян, Яков Ривош, комп. Никита Богословский,… … Ленфильм. Аннотированный каталог фильмов (1918-2003)
Сонная Лощина (фильм) — Сонная Лощина Sleepy Hollow Жанр Фильм ужасов Режиссёр Тим Бёртон Продюсер Фрэнсис Форд Коппола Селия … Википедия
Легенда Сонной Лощины (фильм, 1908) — Другие фильмы с таким же или схожим названием: см. Легенда о Сонной Лощине. Легенда Сонной лощины The Legend of Sleepy Hollow Жанр Ужасы Автор сценария рассказ Вашингтона Ирвинга … Википедия
Легенда Сонной Лощины (фильм — Легенда Сонной Лощины (фильм, 1908) Легенда Сонной лощины The Legend of Sleepy Hollow Жанр Ужасы Автор сценария книга Вашингтона Ирвинга В главных ролях … Википедия
Легенда Сонной Лощины (фильм, 1912) — Легенда Сонной Лощины The Legend of Sleepy Hollow Жанр комедия, драма, короткометражка Режиссёр Этьен Арно Автор сценария книга Вашингтона Ирвинга В главных ролях Алек Б. Фр … Википедия
А вы знали, что культовый советский вестерн «Всадник без головы» запретили через 10 лет после съёмок?
В 1973 г. он произвел фурор: его посмотрели почти 52 млн зрителей, но спустя 10 лет его запретили к показу. Что стало причиной запрета, почему многие были уверены в том, что фильм снимали на Кубе, и кто на самом деле исполнил роль всадника без головы – далее в обзоре.
Вестерн без Гойко Митича
Кадр из фильма «Всадник без головы», 1973
«Всадник без головы» стал предпоследней работой режиссера Владимира Вайнштока. Он был признанным мастером приключенческого кино: в 1930-х гг. он снял фильмы «Дети капитана Гранта» и «Остров сокровищ». После паузы в работе, затянувшейся более, чем на 30 лет, режиссер решил вернуться в кинематограф, при этом он очень хотел превзойти свои былые достижения в любимом жанре.
Для экранизации был выбран роман Майн Рида «Всадник без головы», автором русского перевода которого стал друг и соавтор режиссера, писатель, историк, журналист Лев Рубинштейн. Тогда этими романами зачитывались не только подростки – узнать о Диком Западе хотя бы из книг мечтали многие в СССР.
Людмила Савельева в фильме «Всадник без головы», 1973
Сценарий режиссер написал в соавторстве с Павлом Финном, и вместе они отправились в Югославию, где планировали проводить съемки. К участию они хотели привлечь Гойко Митича, ведь югославские картины с его участием у советских зрителей пользовались огромным спросом. Под Белградом уже был выстроен «вестерн-таун», и искать новые декорации для съемок в этом случае не пришлось бы.
Но в 1968 г. советские танки вошли в Прагу, и Югославия поддержала чехов. О дальнейшем сотрудничестве с СССР не могло быть и речи. Планы Вайнштока сорвались, на протяжении нескольких лет он добивался нового разрешения на съемки и искал новых иностранных партнеров, ведь режиссер мечтал о том, чтобы картина появилась не только в советском прокате.
Эслинда Нуньес в фильме «Всадник без головы», 1973
Договориться удалось с кубинцами, и они предложили задействовать в съемках своих звезд: красавицу Эслинду Нуньес и брутального Энрике Сантьестебана. Кроме них, в СССР приехали еще несколько кубинских артистов. В главной роли – мустангера Мориса Джеральда – режиссер видел Олега Стриженова, но тот отказался от предложения, заявив, что привык играть всадников с головой.щ
Людмила Савельева в фильме «Всадник без головы», 1973
И тогда роль предложили Олегу Видову – яркому мужественному красавцу, обладавшему «несоветской» внешностью. Сейчас бы его типаж назвали голливудским. В амплуа романтических героев он выглядел невероятно эффектно, и его попадание в образ было стопроцентным. А в дуэте с Людмилой Савельевой они стали одной из самых красивых советских кинопар.
Крымский Дикий Запад
Энрике Сантьестебан в фильме «Всадник без головы», 1973
В массовых сценах рабов должны были изображать темнокожие статисты, а везти массовку с Кубы было слишком дорого. К счастью, тогда в Симферополе училось много кубинских студентов, и их привлекли к съемкам. Но самой большой проблемой стали поиски четвероногих «актеров». Мустангов разыскать не удалось, и обычным крымским коням покрасили гривы и хвосты серебряной краской. Лошади смотрелись на экранах фантастически, ведь в природе такого окраса не бывает.
Кадр из фильма «Всадник без головы», 1973
Снимать планировали в Крыму, в Белогорском районе, у Белой скалы. Но там в это же время проходили съемки фильма «Чиполлино», и ковбойский городок построили по соседству, в Красной балке. А Белая скала на заднем фоне стала главной декорацией фильма. Крымский ландшафт не был похож на выжженные солнцем прерии Техаса, и растительность приходилось перекрашивать, добавляя к ней пластмассовые кактусы. Хлопковые поля декораторы делали, разбрасывая по траве обычную вату.
Кадр из фильма «Всадник без головы», 1973
В результате Дикий Запад выглядел настолько правдоподобно, что не только многие зрители, но даже кинокритики решили, что съемки проходили на Кубе. Один из них писал: «Картина домашнего производства казалась абсолютно неродной», «Видов и Савельева выглядели на экране совершеннейшими американцами»; «В кои-то веки испанская Америка выглядела на нашем экране испанской Америкой, а не загримированным кишлаком, в кои веки злонамеренных смуглых усачей играли не опереточные цыгане».
Всадница без головы
Кадр из фильма «Всадник без головы», 1973
Самой главной загадкой фильма стал исполнитель роли всадника без головы. Поначалу говорили, что для этого привлекали мальчишек-школьников, надевая им на головы бутафорские плечи с плащом. Однако при этом управлять лошадью приходилось без уздечки и поводьев, что требовало определенного уровня мастерства. И мальчишки с этим вряд ли бы справились.
Кадр из фильма «Всадник без головы», 1973
Более вероятной кажется другая версия: в седле была невысокая девушка-тренер с Раменского конного завода, чемпионка конного спорта. На нее надевали тот же каркас с отверстиями для глаз, и она управляла конем только ногами. Мистическая сцена с всадником, словно плывущим по облакам, была снята без спецэффектов – режиссер просто дождался густого тумана.
Как один из самых кассовых советских фильмов оказался под запретом
Когда летом 1973 г. «Всадник без головы» вышел на экраны, кинокритики его встретили очень прохладно, а вот зрители были в восторге: фильм посмотрело 51,7 млн человек, и он стал одним из лидеров проката, заняв 33-ю позицию в списке самых кассовых картин за всю историю существования советского кинематографа. На Кубе фильм пользовался такой же огромной популярностью.
Олег Видов в роли Мориса Джеральда
Роль Мориса Джеральда стала визитной карточкой Олега Видова и одной из самых лучших его киноработ. «Всадник без головы» своим успехом во многом был обязан именно исполнителю главной роли, но спустя 10 лет он же и стал причиной того, что фильм запретили к показу.
После того, как в 1980-х гг. актер принял решение эмигрировать в США, его самую известную киноработу тут же перестали показывать на телевидении, а имя Олега Видова было предано забвению. «Всадника без головы» исключили даже из таблиц для внутреннего пользования сотрудников Главкинопроката. Только после распада Союза фильм вернулся на экраны, и хотя спустя годы он казался слишком наивным, зрители его любят и сегодня.
Олег Видов в роли Мориса Джеральда
Он был одним из немногих актеров, который добился успехов и на родине, и за рубежом.