актеры закончившие щепкинское училище
Сто лет «Щуке»: знаменитые актеры – о студенческой жизни и «адовой работе»
В четверг, 23 октября, легендарная «Щука» – Театральный институт имени Щукина отмечает 100-летний юбилей. Юрий Яковлев, Владимир Этуш, Алла Демидова, Анастасия Вертинская, Екатерина Симонова, Максим Суханов – вот далеко не полный список выпускников-щукинцев.
Александр Ширвиндт, актер театра и кино, режиссер, художественный руководитель Театра сатиры
Александр Ширвиндт. Фото: m24.ru
Театральное училище имени Щукина окончил в 1956 году, после чего был зачислен в труппу Театра-студии киноактера. Работал в театре имени Ленинского комсомола, Театре на Малой Бронной. С 1970 года играет в Театре сатиры. В 2000-м занял пост художественного руководителя театра.
Работа на сцене: спектакли «Обыкновенное чудо», «Дом, где разбиваются сердца», «Горе от ума», «Ревизор», «Орнифль», «Мольер» («Кабала святош») и другие.
Фильмы с участием Александра Ширвиндта: «Ирония судьбы, или С легким паром!», «Двенадцать стульев», «Трое в лодке, не считая собаки», «Вокзал для двоих», «Зимний вечер в Гаграх» и другие.
«Я один из самых старых профессоров Щукинского училища, начал преподавать в 1957 году. 23 октября у «Щуки» юбилей. А я вспомнил, что ровно 60 лет назад в этот день мы с двумя уже покойными однокурсниками – Славой Соколовым и Славой Лавровым – написали песню, которая потом стала почти гимном училища: «Знакомый дом в зеленой тихой улице, со сценой здесь подружишься навек. И, гордый славою студента-щукинца, войдет в искусство новый человек». Сейчас молодые ребята поют эту песню, думая, что она народная, а у нее есть авторы.
Самой большой моей трагедией во время обучения на первых двух курсах была неправильная дикция, не выговаривал «ч», «ш», «щ». Поэтому постоянно тараторил скороговорки вроде «Щегленок щупленький за рощей нещадно плакал и пищал», чтобы меня не выгнали из училища.
Что касается щукинских традиций, то сейчас, к сожалению, это все стало более размыто. Но какие-то островки индивидуальности остались. Есть предметы, которые вообще ни в одном театральном институте не преподают. У нас очень сильная кафедра сцендвижения и фехтования, замечательная кафедра художественного слова во главе с Василием Лановым – он фанат слова, стиха и Пушкина.
Ректор «Щуки» Евгений Князев – не только замечательный педагог. Он оказался еще и замечательным прорабом, сделал из училища настоящий храм: чисто, красиво, современный дизайн. Так что училище живо. И, кстати, в моем Театре сатиры из труппы в 100 человек 38 актеров – выпускники Щукинского училища».
Виктор Добронравов. Фото: ТАСС/Александра Мундрац
Виктор Добронравов, актер театра и кино
Театральное училище имени Щукина окончил в 2004 году. Тогда же был зачислен в труппу театра имени Вахтангова.
Театральные работы Виктора Добронравова: «Чулимск прошлым летом», «Сирано де Бержерак», «Чайка», «Пиковая дама», «Маскарад», «Евгений Онегин», «Отелло».
Снялся в сериалах «Московские окна», «Не родись красивой», «Сваты».
«Поступление далось мне тяжело, волновался, у меня подкашивались ноги, тряслись поджилки. И, уже будучи студентом, я не мог спокойно смотреть на абитуриентов, которые готовились в коридорах училища, мне становилось дурно.
Я поступил в 2000-м году. Весело было по ночам, когда мы оставались готовиться к самостоятельному показу. Прятались от вахтерш по аудиториям, репетировали отрывки. Жизнь в театральном вузе кипит с утра до ночи. А готовиться к показу нужно самостоятельно, в свободное время. Поэтому часто студенты репетируют по ночам. Как-то нас накрыла вахтерша и давай записывать фамилии. Ну мы и начали представляться: «Раскольников… и так далее».
Вначале у меня была боязнь выхода на сцену, но к четвертому курсу она прошла. Учился хорошо по всем предметам, кроме мастерства.
Самой серьезной учебной работой для меня стал спектакль по рассказу Шукшина «Кони привередливые». Мы готовили спектакль от и до, все сами: стругали, прибивали, вешали. Спектакль своими руками – это, пожалуй, то, чего мне не хватает в театре сегодня.
Были ли традиции? Да, в училище первый курс помогает выпускному четвертому, который готовит дипломный спектакль. Первокурсники выступают в роли костюмеров, гримеров, постановщиков. У нас был шлыковский курс, ученики Юрия Шлыкова: Юра Чурсин, Сережа Епишев, Света Антонова. Мы дружили.
А еще нам очень повезло, застали педагогов старой школы: Аллу Казанцеву, Альберта Бурова, Юрия Авшарова. Это мастера, которые входят в золотой фонд Щукинского училища, они воспитали не одно поколение талантливых актеров.
Сейчас я, к сожалению, далек от «Щуки» в силу того, что плотно занят в профессии. Но, может быть, когда наберусь опыта, вернусь в училище в качестве педагога.
Хотел бы пожелать щукинцам сохранить искреннюю любовь к профессии. Сейчас у людей она куда-то улетучивается».
Зинаида Славина. Фото: ТАСС/Виктор Великжанин
Зинаида Славина, актриса театра и кино, народная артистка РФ
Окончила Щукинское училище в 1964 году. Дипломный спектакль Зинаиды Анатольевны «Добрый человек из Сезуана» в постановке Юрия Любимова послужил толчком к созданию Театра на Таганке.
Славина сыграла более чем 1600 спектаклей в Театре на Таганке, в числе которых «Тартюф», «Мать», «Мастер и Маргарита», «Преступление и наказание», «Зори здесь тихие», «Гроза», «На дне», «Мисс и мафия», «Афган».
Фильмы с участием Зинаиды Славиной: «Детский мир», «Семейные обстоятельства», «Нос», «Иван да Марья», «Вашингтонский корреспондент», «Дорога к морю».
«Я мечтала стать актрисой с детства. Учась в школе, я ходила в дом пионеров, драмкружок, много читала, собирала фотографии актеров. Этот альбом до сих пор берегу. По окончании школы подавала документы в ГИТИС, ВГИК, Щепкинское и Щукинское училища. Однажды даже ездила поступать в Ленинград. Поступила только на третий год в Щукинское училище.
Студенческие годы вспоминаю как напряженную умственную и физическую работу. Мы оттачивали мастерство, учились произносить текст так, как если бы это были тобой написанные строки, чтобы был посыл этого текста от твоего сердца к сердцу и душе зрителей. Занимались с утра до ночи. Учили наизусть десятки, если не сотни текстов. И их надо было знать в совершенстве. Любое несоответствие текста вызывало его многократное повторение – брались за тетради и учили, учили, учили.
Что касается дипломного спектакля «Добрый человек из Сезуана», то его режиссер Юрий Любимов требовал от нас достоверности образов. Утром мы репетировали, вечером играли спектакль. Первоначально в Театре на Таганке играли по 30-40 спектаклей.
Во все времена у многих складывается ложное представление об актерской профессии. Почему-то думают, что работа актрисы – это цветы и поклонники. Ничего подобного. Это адова работа. Студентам-щукинцам я бы пожелала беречь свое здоровье и в первую очередь бросить курить – очень вредит голосу. Всегда нужно помнить, что искренность и эмоциональные затраты в твоей игре на сцене зачастую помогают людям в их жизни. Любите свою профессию. Безразличные и холодные не приживаются в театре, быстро уходят из профессии».
Рубен Симонов. Фото: ТАСС/Александра Мудрац
Рубен Симонов, актер, режиссер педагог
Театральный институт имени Щукина окончил в 1974 году. Поступил в труппу Театра на Малой Бронной, где сыграл одну из самых значимых своих ролей в спектакле «Покровские ворота».
Спектакли с участием Симонова – «Горя бояться – счастья не видать», «Девушка-гусар», «Дайте мне старуху».
В «Щуке» преподает актерское мастерство.
«Я вырос в доме, где жили Анна Орочко, Цецилия Манскурова. Это педагоги, которые учили и моего деда, и моего отца, и меня. Я занимался на курсе у Веры Константиновны Львовой.
Щукинское училище – это игра, чрезвычайно веселая, талантливая, остроумная. Помню, отдыхали всегда вместе, у Театра Вахтангова был свой дом отдыха, свое подсобное хозяйство.
Из студенческих традиций назову одну – влюбленность в своих педагогов.
Во время обучения для меня было самым сложным побороть влияние собственной известной фамилии. Удалось это сделать на втором курсе, когда нас послали на производственную практику в Тюменскую область к нефтяникам. Там студенты играли отрывки, которые делали еще на первом и втором курсах. И вот этим нестоличным зрителям было наплевать, Симонов я или обычный актер. Тогда-то я и понял, что на сцене меня держит не моя фамилия, что я сам чего-то стою.
Помню, по щукинской традиции мы помогали четверокурсникам Наташе Варлей, Юре Богатыреву, Наташе Гундаревой готовить спектакли. За счет этой постоянной взаимопомощи мы все время на одной волне. Мы все друг друга любим и помним.
Мне очень повезло, что сразу после училища я попал в Театр на Малой Бронной. Меня пригласили на роль Костика в «Покровские ворота». Не было простоя. Я сразу взялся за серьезную работу.
Всякое дело живое. Дерево растет, и театр растет. Вот Щукинскому училищу уже 100 лет. За счет того что педагоги обновляются, есть возможность учиться у нескольких мастеров, узнавать разные школы. Из этого складывается театральный институт. Блестящие занятия пластикой, музыкой, пением – все это и отличает Щукинское училище. Выпускника «Щуки» на съемочной площадке видят сразу. У него свой язык, жесты.
«Пусть те, кто сегодня выходит на сцену, достойно ушедших актеров оценят. И помнят о том, что на этих подмостках их духом бессмертным пропитаны доски». Вот строчки из стихотворения, которые подходят в качестве напутствия студентам Щукинского училища».
Евгений Князев. Фото: m24.ru
Актер, педагог, ректор Театрального института имени Щукина Евгений Князев – о таланте и системе мастерских
– Евгений Владимирович, вспомните, как вы поступали в Щукинское училище.
– Поступал я дважды. Я, как и большинство абитуриентов, подавал документы во все театральные институты, но удача мне улыбнулась в Щукинском училище. Прошел два тура – это серьезно для большого конкурса. Но мне сказали, что я очень молод (на тот момент мне было 16 лет). Мне порекомендовали попробовать свои силы через год. Но я подумал, что это отговорка и мне никогда не поступить. И я поступил в Политехнический институт, который благополучно закончил.
Но мне нравился театр, я понял, что не смогу работать инженером ни одного дня. Так я решил снова попытаться поступить в Щукинское училище. И меня взяли.
Я благодарен своим педагогам, прежде всего Людмиле Владимировне Ставской, которая приняла меня на курс.
– За годы существования «Щука» поменялась? Есть ли новый вектор развития, новые традиции?
– Жизнь института не сильно поменялась. Мы живем по тем традициям, в которых существовали 50-60 лет назад. Мы сохраняем наши праздники, наша методика преподавания практически неизменна. Она трансформируется разве что вместе с новыми тенденциями времени. Например, сегодня популярен пластический, музыкальный театр. Поэтому мы придаем этому больше значения. А вообще, все наши прикладные предметы – основные, сложно выделить что-то одно.
Одним студентам интересна пластика, другим драматическое направление. Мы все это подмечаем и развиваем. Так, ввели музыкальные курсы, готовим артистов для музыкального театра. Наши выпускники – Артур Эйзен работал в Большом театре, Ефим Кациров стал солистом Театра Оперетты.
– Чем «Щука» отличается от других театральных институтов?
– У нас нет системы мастерских, студенты не привязаны к определенному педагогу. То есть у нас преподает фактически вся кафедра актерского мастерства. Это принцип, который зародился еще в 1925 году. Основоположником идеи стал Борис Сергеевич Захаров, который считал, что со студентами должны работать все педагоги.
– Что бы вы хотели пожелать абитуриентам, студентам и выпускникам Щукинского института?
– Ставить благородные цели и добиваться их.
Как появилось Щукинское училище
Днем основания Щукинского училища принято считать 23 октября 1914 года, когда Евгений Вахтангов – один из учеников Станиславского – провел первое занятие со студийцами любительской театральной студии.
Все началось так: в ноябре 1913 года московские студенты организовали любительскую театральную студию. В качестве руководителя они пригласили молодого актера Московского художественного театра Евгения Вахтангова. Студенты предложили ему поставить спектакль по пьесе Б. Зайцева «Усадьба Ланиных». Премьера состоялась весной 1914 года, но закончилась провалом. «А теперь давайте учиться!», сказал тогда Вахтангов. Первое занятие было проведено 23 октября.
Через четыре года, весной 1917-го года, после успешного показа студенческих работ студия получила свое первое название – Московская драматическая студия Е.Б. Вахтангова. Еще через три года – в 1920 году – она была переименована в III Студию МХТ, а в 1926 году – в Театр имени Евгения Вахтангова с театральной школой при нем. В 1932 году школа получила статус среднего театрального учебного заведения, а в 1939 году ей дали имя актера, любимого ученика Вахтангова Бориса Щукина. Статус высшего учебного заведения школа получила в 1945 году. С этого времени она известна как Высшее театральное училище (с 2002 года – Театральный институт имени Бориса Щукина) при Государственном академическом театре им. Евгения Вахтангова.
ВЫСШЕЕ ТЕАТРАЛЬНОЕ УЧИЛИЩЕ (ИНСТИТУТ)
имени М.С.Щепкина
при Государственном академическом Малом театре России
История
Высшее театральное училище (институт) им. М. С. Щепкина при Государственном академическом Малом театре России — старейшая театральная Школа Москвы. История его создания восходит к Московскому императорскому театральному училищу, официально учрежденному императором Александром I 28 декабря 1809 года. Благодаря своему солидному возрасту и богатой творческой биографии, школа является уникальным явлением, как школа многовекового опыта в области актерского мастерства со своими устойчивыми художественными традициями. Имена многих наших выпускников, ставших великими мастерами сцены, вошли в сокровищницу русского театра: И. В. Самарин, С. В. Шумский, В. И. Живокини, Г. Н. Федотова, М. Н. Ермолова, династия Садовских, А. П. Ленский. Школа — неиссякаемый источник талантов и в 20 столетии — А. А. Остужев, В. Н. Пашенная, Е. Д. Турчанинова, В. Н. Рыжова, Ф. Н. Каверин, Н. А. Анненков, Ю. М. Соломин, С. В. Немоляева, П. Б. Луспекаев, С. А. Любшин, Т. Н. Панкова, О. И. Даль, В. М. Соломин, И. М. Чурикова, Э. Е. Марцевич и многие другие. О высоком профессионализме актеров-выпускников последних лет говорят такие имена, как О. Меньшиков, Д. Харатьян, Е. Глушенко, О. Мысина, А. Домогаров, Д. Назаров, Н. Вдовина, Е. Бероев, М. Башаров, И. Петренко, А. Чадов, П. Красилов. Все они удостоены высоких почётных званий, наград и премий.
Школа прославилась именами великих театральных педагогов — М. С. Щепкин, А. П. Ленский, В. Н. Пашенная, П. Я. Судаков, К. А. Зубов, В. И. Цыганков, Л. И. Дейкун, Л. А. Волков, М. И. Царев, М. О. Кнебель, А. Д. Дикий, Н. Н. Афонин, В. П. Селезнев, В. И. Коршунов, О. Н. Соломина.
Художественную политику и высокое качество актеров определяют в настоящее время художественные руководители курсов и студий: Ю. М. Соломин, В. М. Бейлис, Д. Г. Кознов, В. С. Сулимов, В. А. Сафронов, В. Н. Драгунов, Л.В. Титова, А.В. Дубровский, Н. А. Петрова.
Училище славится своей методикой работы в подготовке национальных кадров. Начиная с первого набора 1950 года Якутской студии, на сегодняшний день Школа выпустила более 50 национальных студий. Училище-кузница национальных кадров для СНГ, его авторитетный, надежный партнер в деле развития национального театрального искусства. С 1943 года училище — Высшее учебное заведение. В нем созданы 5 кафедр: мастерства актера, пластического воспитания, сценической речи, искусствоведения, философии и культурологии.
Выпускники училища после 4-х годичного обучения получают диплом артиста драматического театра и кино.
Ректор училища — заслуженный деятель искусств Российской Федерации, профессор Борис Николаевич Любимов.
Ежегодно взаимодействуем с Ассоциацией московских вузов — Советом ректоров вузов Москвы и Московской области.
Школа располагает своим библиотечным фондом: он насчитывает более 30 тысяч книг и электронный каталог на 5 тысяч книг.
Школа занимает почетное место среди театральных школ России, получая ежегодно грамоты и премии на студенческих фестивалях, смотрах, конкурсах, подиумах.
Выпускники школы распределяются в ведущие театры Москвы, Санкт-Петербурга и других городов России; снимаются в кино и на телевидении у лучших режиссеров.
Училище постоянно осуществляет международные связи с театральными школами и университетами зарубежных стран. За последние годы педагоги проводили мастер-классы и ставили спектакли с иностранными студентами в Германии, Корее, Японии, Америке, Франции.
Сегодня ВТУ им. М. С. Щепкина один из ведущих театральных вузов России — Школа русского сценического реализма. Малый театр и его Школа — национальное достояние России.
Легендарному Щепкинскому театральному училищу исполнилось 200 лет
15 декабря юбилей отмечает один из старейших театральных вузов России. Легендарному Щепкинскому училищу исполнилось 200 лет. Заложенные тогда традиции бережно хранятся до сих пор. Из стен «Щепки» вышли многие знаменитые артисты.
В морозной Москве самым теплым местом сегодня скорее всего станет Малый театр. Здесь проходит встреча поколений, которым сегодня отданы и императорская сцена, и императорский зал, потому что все, кто пришли сегодня на встречу выпускников Щепкинского училища, собрались здесь благодаря императорскому указу, подписанному двести лет назад.
Тамара Михайлова, преподаватель Высшего театрального училища имени М.С. Щепкина: «Щепкинцы» все разные, но это семья. Прежде всего, это родственные отношения, которые люди проносят через всю жизнь».
Валерий Баринов, народный артист РФ, выпускник Высшего театрального училища имени М.С. Щепкина: «Я знаю цену той школе, которую я получил. Я доволен тем, что из меня сделали. И если у меня получилось что-то в жизни, и случилась какая-то судьба, то это благодаря тому, что я был здесь, на Неглинной».
Борис Любимов, ректор Высшего театрального училища имени М.С. Щепкина: «Это казарма. Это муштра. Как 200 лет назад здесь, в императорском училище, муштровали, так и сейчас. Это очень тяжелый труд».
Юрий Соломин, профессор, руководитель кафедры актерского мастерства Высшего театрального училища имени М.С. Щепкина: «Как мне показалось, долго она на меня смотрела. А потом сказала – ну, оставайся. Я сижу в этом кресле еще и потому, что она поверила в меня тогда и сказала – «оставайся».
В этом и есть специфика «Щепки», что молодежь набирается мастерства, находясь в окружении легенд сцены. Из этого складывается масштаб личности, хотя иногда приводит к забавным казусам.
Олег Меньшиков до сих пор хранит первую щепкинскую афишу с символичным названием «Лестница славы». Здесь он и актер, и постановщик танцев. Его готовили быть артистом комического амплуа.
Олег Меньшиков, народный артист РФ, выпускник Высшего театрального училища имени М.С. Щепкина: «Я думаю, я не одинок в этом, но это лучшие годы жизни и лучшие годы в искусстве, несмотря на все будущие победы. Там и победы другие, и поражения другие, и воспринимаются они по-другому».
Юбилей начался с вручения государственных наград из рук министра культуры тем, кто составляет основу училища – его преподавателям. Сегодня им аплодировали, кричали «браво», а потом для них выступали их ученики из разных поколений и разных стран.
В театральные вузы опять набрали блатных
Карен ШАХНАЗАРОВ с сыном (а теперь и своим студентом) Иваном (фото ИТАР–ТАСС)
Списки первокурсников пестрят известными фамилиями.
Теорию наследственности никто не отменял. А что касается поговорки «На детях гениев природа отдыхает», так это бабушка надвое сказала. Вон сколько замечательных актеров, режиссеров, певцов являются достойными продолжателями дела предков. Так что же, напрасно меня удивило обилие известных фамилий в списках первокурсников театральных вузов? Именно на это попеняли мне строгие чиновники в учебной части нескольких вузов.
Алексей ВЕСЁЛКИН в фильме «Радости и печали маленького лорда»
Ответы были, словно под копирку:
Ну, как тут не порадоваться! Значит, будущее российского кинематографа в надежных руках талантливых детей знаменитостей. А среди нынешних первокурсников-бюджетников их число весьма внушительно.
Новые актеры со звездными именами
В актёрском таланте сына Коли Михаил ЕФРЕМОВ не сомневается (фото www.ruskino.ru)
Дочку Константина КИНЧЕВА Верочку мы скоро увидим в кино (фото www.gorod.tomsk.ru)
Режиссёр Алексей УЧИТЕЛЬ получит достойную смену в лице сына Ильи (фото www.kinotavr.ru)
Будущие режиссеры с громкими фамилиями
Кирилл ШУБСКИЙ и Вера ГЛАГОЛЕВА одобрили профессию, выбранную дочкой Настенькой (фото Милы СТРИЖ/«Комсомольская правда» )
Я б в продюсеры пошел, пусть меня научат
Певица Карина АХМЕТЗАРИПОВА желает стать режиссёром (фото www.kareynka.narod.ru)
Таким образом, из 32 бюджетных мест продюсерского факультета ВГИКа именитые отпрыски заняли всего три. Что дало возможность попытать свои силы уже работающим специалистам и абитуриентам «из народа».
Вторая «вышка» бюджетникам не положена
Часть бюджетных мест в театральных институтах заняли ребята, уже работающие по специальности, но еще не получившие «корочек» о высшем образовании.
Актёр и телеведущий Ярослав ГАРНАЕВ не добрал баллов для зачисления на бюджетный курс (фото www.yagarnaev.ru)
Собирая данные для материала, мне пришлось пообщаться с несколькими абитуриентами, так и не сумевшими стать студентами. Одна из них, назвавшаяся Аней Смолиной, пыталась поступить в различные театральные вузы уже в третий раз. Девушка уверена, что при таких абитуриентах, как дети богатых или известных родителей, уже засветившиеся в кино и театре, попасть на бюджетное место невозможно.
Звезды загораются сами
1. Олег Меньшиков родился в семье военного инженера и врача.
5. Светлану Ходченкову воспитывала мама-штукатур.